Теоретические подходы к изучению проблем неполной семьи — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Теоретические подходы к изучению проблем неполной семьи

2020-04-01 202
Теоретические подходы к изучению проблем неполной семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа

Социальная работа с неполными семьями в Забайкальском крае

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

Понятие неполной семьи. Социально-экономические характеристики

Социальная работа с неполными семьями в Российской Федерации

Нормативно-правовые основы социальной работы с неполными семьями

.АНАЛИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПО РАБОТЕ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ

Особенности социальной работы с неполными семьями

.Анализ социальных учреждений по работе с неполными семьями в Забайкальском крае

Заключение

Список литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально - политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важнейших сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно - семейных отношений во всех экономически развитых странах, особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан.

Актуальность исследования заключается в том, что условиях кризисного падения ценности семейного образа жизни все беды брака и семьи чисто психологически и в силу природы межличностного общения начинают восприниматься сквозь призму свойств и черт другого супруга. Неустойчивость семьи ощущается в проявлении ряда проблем семьи, но успех решения их становится в зависимость от индивидуальных качеств партнера. Институт семьи не находит поддержки среди социальных институтов, поэтому растут разводы, но на уровне разводящихся супругов это продуцирует массовость ссылок на «несхожесть характеров».

Повышение требований к качествам супругов означает распространяющееся шире перевес ориентаций на брачного партнера над установками к продлению супружества, здесь находятся простые решения: смену брачных партнеров осуществить легче, чем их «перевоспитать». При отождествлении потребности в браке с потребностью в партнере (что часто встречается в современном мире) такая «неудовлетворенность браком» скорее ведет к разводу и повторным поискам. Различение этих двух потребностей чаще ведет к поискам путей налаживания взаимоотношений и улучшению семейного климата [17,с.425].

Дестабилизирующими факторами разводов российских семей являются: краткость добрачного знакомства, вступление в брак до 21 года, влияние неудачности брака родителей, добрачная беременность, различие в установках детности, разница в характере проведения свободного времени и в распределении свободного времени и в распределении обязанности и властных полномочий.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно - значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально - экономического положения в России.

В последние годы специалисты все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Область данной проблемы уже несколько лет изучают А.И.Антонов, Е.М.Черняк, П.Я.Циткилова, которые в достаточно полной мере разработали тему семьи.

Мониторинговое исследование социально-экономического потенциала семей показало, что общество практически перешагнуло допустимый рубеж имущественной дифференциации. В современных условиях за чертой бедности оказались не только социально уязвимые семьи (многодетные, неполные, семьи инвалидов и т.д.), но и семьи, считавшиеся прежде благополучными.

Таким образом, наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Целью данного исследования является рассмотрение проблем неполной семьи и использование методов социальной работы по их решению

Задачами данной курсовой работы являются:

1. Раскрыть понятие неполной семьи. Дать социально-экономическую характеристику неполной семьи.

2. Рассмотреть нормативно-правовые основы социальной работы.

.   Выявить особенности социальной работы с неполными семьями.

.   Проанализировать деятельность учреждений социальной работы в Забайкальском крае.

Объектом изучения данного курсового исследования является социальная работа с неполными семьями в Российской Федерации.

Предмет курсовой работы - особенности социальной работы с неполными семьями в Забайкальском крае.

Гипотеза исследования заключается в том, что использование методов социальной    работы с неполными семьями в различных социальных учреждениях способствует социализации семей, адаптации к современным условиям, а также привлекает внимание социальных служб и государства к данной проблеме.

Методы исследования: анализ документов, сравнение, анализ-синтез.

Теоретическая значимость работы представляет интерес для специалистов по социальной работе, психолологов, социологов, а также студентов при подготовке к занятиям по данному курсу и специалистов социальных учреждений. Тематика работы может представлять интерес для более глубокого научного изучения.

социальная работа неполная семья

 


АНАЛИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПО РАБОТЕ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей, «Семья с одним родителем» - собирательный термин, охватывающий различные типы семейных обязательств.

Семьи, возглавляемые матерями, не похожи друг на друга. У некоторых выше риск бедности, некоторые имеют больше возможности для получения социальной помощи, у некоторых отсутствуют социально-экономические проблемы, но присутствуют социально-психологические. В отцовских неполных семьях те же проблемы социализации и полоролевой идентификации, что в материнских семьях. Самые уязвимые и незащищенные виды неполных семей - это расширенные семьи, где детей воспитывают только старики. Такие семьи особенно нуждаются в помощи и опеке социальных служб, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании, особенно подростков. Одиночное материнство в настоящее время - четко установленный феномен, который, вероятно, сохранит свое значение, даже если скорость его распространения замедлится.

В современных условиях за чертой бедности оказались не только социально уязвимые семьи, но и семьи, считавшиеся прежде благополучными.

Таким образом, наиболее острые проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; усилении дискриминации женщин и наступление на их права; постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в ухудшении демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин. Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Правовую основу социальной работы с различными социальными слоями и группами составляют конституциональные права, свободы и обязанности через реализацию функций социальной защиты в каждых конкретных условиях, в различных жизненных ситуациях.

Причинами появления семейных групп чвляются, прежде всего, в отсутствии воспитания супружества, которое следовало бы начинать уже со школы, буквально с первого класса объяснять детям особенности психологии и восприятия у мужчин и женщин. Это формировало бы позиционную структуру поведения в семье.

При работе с неполными семьями следует учитывать, что неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания. Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворённость личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребёнка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношении между полами. Всё это препятствует чёткой полоролевой идентификации ребёнка.

В Забайкальском крае неполная семья может получить некоторую психолого-педагогическую помощь, которую оказывают два центра: «Берегиня» и «Успех». Центр «Берегиня» не пользуется должной востребованностью, очевидно из-за отсутствия информации о нем в народе. Психологический центр «Успех» более известен, ибо информация о нем регулярно распространяется в интернете и других местах.

В своем ежегодном докладе 2011года, министр социальной защиты Забайкальского края Г.В.Рева совершенно обошел вниманием проблемы неполных семей, из чего следует, что социальная политика в отношении неполных семей Забайкальского края отсутствует[20,с.4-5]. Нет должного финансового обеспечения неполных семей. Нет льгот при поступлении детей в детский сад, со стороны школы также не обнаружено никакой материальной помощи (неполные семьи не освобождаются от уплаты материальных взносов в фонд школы, спортивных секций или кружков).

Чтобы получать субсидии, неполные семьи должны быть малоимущими. Сумма прожиточного минимума в Забайкальском крае всегда была ниже, чем в других регионах (составляет сегодня 6500рублей), поэтому субсидии мало облегчают существование таким семьям. Различные пособия гражданам, имеющим детей мизерные и не облегчают тяжелого финансового положения большинства неполных семей.

Несколько существенны размеры пенсий по потере кормильца (в зависимости от трудового стажа кормильца) и пенсии семьям погибших военнослужащих, а также пенсии умственно отсталым инвалидам с детства (а такие дети могут быть в неполных семьях) Сумма единовременного пособия при рождении ребенка, по сути, невелика и тратится на необходимые продукты питания и одежду для новорожденного.

В заключении надо отметить, что неполная семья это не всегда плохо. Если в полной семье, например, отец - алкоголик, совершает насилие над женой или детьми, в такой «полной семье» социализация детей практически невозможна, так как дети, находятся в постоянном долгосрочном стрессе.

В полных семьях также есть следующая проблема, когда отец, не имеющий вредных привычек, не интересуется детьми, абсолютно не принимает участие в воспитании и живет целиком своей собственной жизнью.

Однако, чаще всего, в полных семьях встречается третья проблема - матриархальная семья. В такой семье мать семейства не допускает к воспитанию детей отца, своим поведением показывает полное неуважение к отцу семейства. По этой причине отец теряет авторитет перед детьми, дети его не уважают, не слушаются и попросту игнорируют его жалкие попытки воспитания, т.к. отец чувствует, ощущает неуверенность в себе. В таких семьях девочки психологически готовы к диктату в семье, они воспитываются не считаться с любым чужим мнением, тем более с мнением мужа. Мальчики готовы подчиняться любому диктату, слабовольны, нерешительны и психологически слабы, лишены мужских качеств. Это самая тяжелая проблема полныхсемей. Она тяжелее многих проблем неполных семей, где мать, к примеру, может воспитать сына более ответственным, решительным, а дочь терпимее и мягче, чтобы дочь не повторила ее судьбу «одинокой женщины».

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дивицына П.Ф. Семьеведение; учебное пособие/Н.Ф. Дивицына, М.: ид-во Владос-Пресс, 2006. 325с.

. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина 2-е изд., стер., М.: Академия, 2004. 224с.

. Семьеведение/Под общ.ред. П.Я.Циткилова. Новочеркасск; Ростов н/Д. 2002. 220с.

. Балабанова Е.С. Андекласс: понятие и место в обществе//Социол. иссед., 1999. №12.

. Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость женщин// Экономическая социология. 2003. Том 4. № 3. 380с.

. «Социс», 2006 № 10 с.47

. «Социс», 2008 № 9 с.102

. Нечаева А.М. Семейное право. М.: Юрист, 1999. 198с.

. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: NOTA BENE, 1998. 280с.

. Средние классы в России. Экономические социальные стратегии. М.: Теис, 2002. 180с.

. «Семьеведение»/ Е.И.Зритнева, Н.П.Клушева. М.: Владос, 2006. 245с.

. ЧернякЕ.М. Семьеведение/ Е.М.Черняк. М.: Дашков и К, 2009. 319с.

. Социальная политика / под общ. ред. Н.А.Волгина. 2-е изд., стер. М.: «Экзамен», 2004. 245с.

. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. М.: ИНФРА - М 2001. 540с.

. Основы социальной работы/ отв. ред. П.Д.Павленок. М.: ИНФРА - М., 2004. 395с.

. Попов В.Г. Социальная политика и социальная работа. М.: ИНФРА - М, 1998. 398с.

. Конституция Р.Ф.: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. М.: Норма (Норма-ИНФРА-М), 2002. 128с.

. Социология семьи./ МГУ им. М.В.Ломоносова. под. ред. А.И.Антонова 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009. 640с.

. Словарь-справочник по социальной работе/ Под ред. Е.И.Холостовой. М., 1997. 398с.

. Социальный вестник, январь 2011 с.26.

. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М.: Норма - ИНФРА-М, 1999. 408с.

. Буянова М.О. Право социального обеспечения. М.: Нолидж, 1997. 320с.

. Социальное обслуживание семьи и детей: нормативно-правовые акты: сборник нормативных документов/ сост. Л.С.Алексеева. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 366с.

. Социальная защита в России (правовые вопросы): монография/ Т.К.Миронова. М.: АЛЮРСМ, 2004. 275с.

. Энциклопедия социальной работы./ Пер. с англ. Т. 2 - 3. М., 1994. 390с.

. Российская энциклопедия социальной работы М.: АКАДЕМИЯ, 1997. Т-2. 378с.

. АнтоновА.И. Семья - какая она и куда движется // Семья в России. М., 1999. №1-2. с.30-53.

Курсовая работа

Социальная работа с неполными семьями в Забайкальском крае

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

Понятие неполной семьи. Социально-экономические характеристики

Социальная работа с неполными семьями в Российской Федерации

Нормативно-правовые основы социальной работы с неполными семьями

.АНАЛИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПО РАБОТЕ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ

Особенности социальной работы с неполными семьями

.Анализ социальных учреждений по работе с неполными семьями в Забайкальском крае

Заключение

Список литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально - политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важнейших сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно - семейных отношений во всех экономически развитых странах, особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан.

Актуальность исследования заключается в том, что условиях кризисного падения ценности семейного образа жизни все беды брака и семьи чисто психологически и в силу природы межличностного общения начинают восприниматься сквозь призму свойств и черт другого супруга. Неустойчивость семьи ощущается в проявлении ряда проблем семьи, но успех решения их становится в зависимость от индивидуальных качеств партнера. Институт семьи не находит поддержки среди социальных институтов, поэтому растут разводы, но на уровне разводящихся супругов это продуцирует массовость ссылок на «несхожесть характеров».

Повышение требований к качествам супругов означает распространяющееся шире перевес ориентаций на брачного партнера над установками к продлению супружества, здесь находятся простые решения: смену брачных партнеров осуществить легче, чем их «перевоспитать». При отождествлении потребности в браке с потребностью в партнере (что часто встречается в современном мире) такая «неудовлетворенность браком» скорее ведет к разводу и повторным поискам. Различение этих двух потребностей чаще ведет к поискам путей налаживания взаимоотношений и улучшению семейного климата [17,с.425].

Дестабилизирующими факторами разводов российских семей являются: краткость добрачного знакомства, вступление в брак до 21 года, влияние неудачности брака родителей, добрачная беременность, различие в установках детности, разница в характере проведения свободного времени и в распределении свободного времени и в распределении обязанности и властных полномочий.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно - значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально - экономического положения в России.

В последние годы специалисты все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей. Область данной проблемы уже несколько лет изучают А.И.Антонов, Е.М.Черняк, П.Я.Циткилова, которые в достаточно полной мере разработали тему семьи.

Мониторинговое исследование социально-экономического потенциала семей показало, что общество практически перешагнуло допустимый рубеж имущественной дифференциации. В современных условиях за чертой бедности оказались не только социально уязвимые семьи (многодетные, неполные, семьи инвалидов и т.д.), но и семьи, считавшиеся прежде благополучными.

Таким образом, наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Целью данного исследования является рассмотрение проблем неполной семьи и использование методов социальной работы по их решению

Задачами данной курсовой работы являются:

1. Раскрыть понятие неполной семьи. Дать социально-экономическую характеристику неполной семьи.

2. Рассмотреть нормативно-правовые основы социальной работы.

.   Выявить особенности социальной работы с неполными семьями.

.   Проанализировать деятельность учреждений социальной работы в Забайкальском крае.

Объектом изучения данного курсового исследования является социальная работа с неполными семьями в Российской Федерации.

Предмет курсовой работы - особенности социальной работы с неполными семьями в Забайкальском крае.

Гипотеза исследования заключается в том, что использование методов социальной    работы с неполными семьями в различных социальных учреждениях способствует социализации семей, адаптации к современным условиям, а также привлекает внимание социальных служб и государства к данной проблеме.

Методы исследования: анализ документов, сравнение, анализ-синтез.

Теоретическая значимость работы представляет интерес для специалистов по социальной работе, психолологов, социологов, а также студентов при подготовке к занятиям по данному курсу и специалистов социальных учреждений. Тематика работы может представлять интерес для более глубокого научного изучения.

социальная работа неполная семья

 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.