Особенности формирования муниципальной собственности — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности формирования муниципальной собственности

2020-04-01 121
Особенности формирования муниципальной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рассмотрим более подробно каждый объект муниципальной казны.

Под местным бюджетом понимается система экономических отношений между субъектами муниципальной собственности по поводу образования (аккумуляции, мобилизации), распределения и использования централизованного денежного фонда МО, предназначенного для финансирования общих задач МСУ и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом МО.

Местные бюджеты (МБ) играют активную роль в обеспечении комплексного развития МО, оптимальных воспроизводственных пропорций, повышения жизненного уровня населения. Это обусловлено перераспределительным характером бюджетных отношений. Через систему местных бюджетов перераспределяются средства между производственной и непроизводственной сферами, различными предприятии, слоями населения, административно-территориальными единицами, что определяет масштабы и действенность влияния на социально-экономические процессы в регионе.

Влияние местных бюджетов на социально-экономические процессы может быть как количественным, так и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов (определение объемов средств, концентрируемых в бюджетном фонде). Изменяя размеры финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении субъектов хозяйствования, административно-территориальных единиц, устанавливая направления эффективного вложения средств, добиваясь распределения финансовых ресурсов в соответствии с намеченными целями, местные органы власти могут воздействовать на территориальное развитие в желаемом направлении. Под качественным влиянием будем понимать приоритетность в финансировании объектов МХ, программ социально-экономического развития территории.

Исходя из вышеуказанных функций МБ, расширим его понятие. Так, под местным бюджетом понимается совокупность правовых и экономических инструментов по организации и практическому осуществлению накопления (аккумуляции, мобилизации) налоговых, трансфертных и других материальных поступлений в бюджет МО, а также их распределение и использование для удовлетворения общественных потребностей в продуктах и услугах производственного и непроизводственного (просвещение, культура, охрана и т.д.) назначения, оплачиваемых местными органами власти. Однако на практике МБ не обеспечивают регулирование социально-экономических процессов МО, ибо они зачастую дефицитны, что ограничивает возможности их влияния на территориальные процессы. Конкретные формы бюджетных отношений слабо увязаны с материальными интересами участников воспроизводственного процесса, поэтому сегодня так остро стоит вопрос о рациональном и эффективном механизме формирования МБ.

Муниципальные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды, в отличие от бюджетов, имеют целевой характер, то есть предназначены для финансирования специфических нужд и обособлены от общего бюджета посредством закрепления за ними особых источников финансирования.

Выделяют такие характерные черты, присущие внебюджетным фондам, как: а) деятельность органов власти по реализации своих полномочий, но не включенная в бюджет; б) смета доходов и расходов данного фонда руководителем исполнительного органа власти; в) исполняется учреждением, нежели тем, что исполняет бюджет; г) исполняется по иным правилам, по иной классификации, по иной отчетности, нежели бюджет; д) информацией о нем вышестоящий орган власти, население и депутатский корпус не владеют. [9]

Имущество органов местного самоуправления, находящееся непосредственно на их балансе (на балансе местных администраций или представительных органов МСУ, если они являются юридическими лицами), включает, как правило, имущество, необходимое для обеспечения функционирования органов МСУ (здания, организационно-технические средства, транспорт). Принципиально вопрос о формировании МС решен, за исключением собственности на землю и другие природные ресурсы. Однако остро стоит вопрос об уточнении права собственности органов МСУ на землю, участия их в установлении и осуществлении арендных и залоговых отношений в земельной сфере и т.д. Особенности управления МС неразрывно связаны со спецификой самого МО, с характеристикой хозяйствующей системы муниципального хозяйства.

Особенности формирования систем результативного управления собственностью. Наиболее распространенным определением собственности является взгляд на нее как на исторически определенную форму присвоения материальных благ. При этом выделяют четыре аспекта: объект, субъект, форму и отношения между людьми по поводу присвоения благ.

Исходя из этого, определим содержание управления собственностью. Под управлением собственностью понимается система правовых, организационно-экономических, социально-экономических отношений между субъектами собственности (человеком, группой, сообществом людей) и объектом (любой субстанцией материального мира) по поводу организации воспроизводства, распределения и использования объектов собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью удовлетворения потребностей собственников.

При рассмотрении системы управления собственностью необходимо разделять как систему управления, так и способы управления в ней на две взаимозависимые, но относительно самостоятельные части [3]:

процесс преобразования форм и отношений собственности, перехода одной формы в другую, постоянной (приватизация) или временной (аренда, залог, доверительное управление), полной или частичной передачи прав владения, распоряжения, пользования государственной или муниципальной собственностью акционерному или частному капиталу, а также обратного перехода (реприватизации или национализации). В условиях формирования рыночного хозяйства это определяющая часть системы управления государственной, муниципальной собственностью, функции обеспечения которой возлагаются на органы управления имуществом;

управление государственной или муниципальной собственностью, которая обрела и не изменяет эту форму, остается государственной или муниципальной постоянно либо в течение длительного времени. Сохранение, поддержание, наращивание, обновление, эффективное использование государственного или муниципального имущества, не передаваемого в другие руки, является основным содержанием, задачей этой части системы управления собственностью. В дальнейшем данный вид управления именуется как управление использованием собственности.

Выработка научнообоснованной модели управления объектами как государственной, так и муниципальной собственности на уровне региона является одной из настоятельных задач современной российской экономической науки. При этом следует исходить из нацеленности системы управления не только на экономическую поддержку объектов собственности, но в не меньшей мере - на обеспечение сохранности, рационального и эффективного использования объектов, получения от них высокой отдачи, осуществления необходимой диверсификации, структурных изменений. Такой подход предполагает проводить оценку деятельности органов управления собственностью по критериям общественно значимой социально-экономической эффективности или результативности.

Учитывая региональную структуризацию собственности и выделение федеральной, субфедеральной и муниципальной ее формы, управление ею построено на основе совместного ведения государственных органов различного уровня. Разграничение собственности по указанным уровням способствует децентрализации управления, учету региональных особенностей территорий, однако процессы государственного регулирования, в частности процедуры принятия решений, усложняются.

Речь идет об "управлении собственностью" социально-экономических систем, характеристики которых в последнее время претерпевают ряд изменений. Суть изменений состоит в отходе от управленческого рационализма, характеризующегося однозначно рациональной организацией, повышением эффективности использования ресурсов, производительности труда и т.д. [2]. Идет переориентация внимания с внутренней на внешнюю среду, с эффективности использования ресурсов на удовлетворение потребностей субъектов внешней среды. В качестве критериев оценки управления собственностью выступает не столько эффективность, сколько результативность данного процесса, то есть объектом рассмотрения является социально ориентированная система управления собственностью.

Поэтому под результативным управлением собственностью предлагаем понимать количество и качество полезных свойств (социально-значимых результатов), получаемых в процессе управления собственностью и оцениваемых через призму интересов (потребностей) субъектов собственности, а также субъектов, получивших доступ к использованию указанных свойств. Сегодня оценка производственной деятельности коммерческой организации должна осуществляться не только через оценку эффективности данных процессов. Результаты эти оцениваются непосредственными покупателями, сотрудниками организации (условия и оплата труда), поставщиками, конкурентами (этическое поведение на рынке), муниципальными и государственными органами власти (наполнение бюджета, участие в территориальных программах развития, благотворительность), населением (им производится оценка внешней деятельности, а также благоустройство и озеленение прилегающей территории, поддержание прилегающих дорог, охрана окружающей среды и т.д.)


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.