Характеристика и анализ системы управления муниципальной собственностью в г. Тюмени — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Характеристика и анализ системы управления муниципальной собственностью в г. Тюмени

2020-04-01 142
Характеристика и анализ системы управления муниципальной собственностью в г. Тюмени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В общей концепции управления муниципальным имуществом особое место занимают вопросы формирования, учета и контроля за использованием объектов муниципальной собственности.

По данным Единого реестра муниципального имущества г. Тюмени стоимость имущества муниципального образования "Город Тюмень" по состоянию на 01.01.2011 составляет 11019911 тыс. руб., в т. ч. в хозяйственном ведении 55 муниципальных предприятий, без жилого фонда - на сумму 2242296 тыс. руб., в оперативном управлении 196 муниципальных учреждений - более чем на 2920076 тыс. руб., в муниципальной казне на сумму 664084 тыс. руб., жилой фонд г. Тюмени составляет 5193455 руб.

В Едином реестре муниципального имущества учтено 1867 жилых дома, общей площадью 5283097 кв. м, нежилые помещения общей площадью 898978 кв. м, 21 объект незавершенного строительства, 305 земельных участков общей площадью 220 га.

Муниципальное образование "город Тюмень" участвует в управлении 17 акционерных обществ через представителей города в органах управления вышеуказанных организаций.

С целью повышения эффективности осуществления учета и использования имущества будут продолжены работы по адаптации информационной базы данных в рамках программы SAUMI в соответствии с положением "О Едином реестре муниципального имущества г. Тюмени", утвержденным решением городского Совета народных депутатов от 30.11.2006 N 9/157-ГС, постановлением администрации г. Тюмени от 13.02.2008 N 295 "О порядке формирования и ведения Единого реестра муниципального имущества г. Тюмени".

Будут введены дополнительные технические характеристики объектов муниципальной собственности, проведена инвентаризация недвижимого имущества на основе изготовленных технических паспортов, что позволит:

обеспечить гибкую систему контроля за соблюдением порядка использования и содержания этих объектов;

контролировать, в соответствии с действующим законодательством, имущественные отношения, связанные с использованием объектов муниципальной собственности;

выявить факты незаконного использования или отчуждения объектов муниципального имущества, принять необходимые меры, исключающие злоупотребления;

выявить объекты недвижимого имущества, нуждающиеся в реконструкции и капитальном ремонте, определить порядок их дальнейшей использования.

В состав муниципальной собственности города входят: [3]

) земли, расположенные в пределах городской черты, не отнесенные к государственной собственности либо собственности граждан и юридических лиц (муниципальные земли);

) средства бюджета города, деньги и ценные бумаги, а также иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (городская казна);

) муниципальные имущественные объекты, предприятия, учреждения;

) муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

) другое муниципальное движимое и недвижимое имущество. средства бюджета, а также имущественные права городского округа Тюмени.

Особое внимание администрацией города будет уделяться вопросам экономической стратегии, разработке производственно-финансовых планов муниципальных предприятий, их защите и контролю за выполнением намеченных планов на ежеквартальных заседаниях балансовых комиссий.

Основным фактором совершенствования системы управления имуществом муниципальных предприятий является анализ итогов финансово-хозяйственной деятельности в целях получения достоверной информации о финансовом состоянии, о целесообразности их существования в данной организационно-правовой форме, определения размера ежегодных отчислений от прибыли в городской бюджет за использование муниципального имущества, причин их убыточности и выявления резервов повышения эффективности использования муниципальной собственности.

В целях обеспечения эффективного управления муниципальным сектором экономики введен в практику работы и используется отчет руководителей по показателям экономической эффективности муниципальных предприятий и предприятий с муниципальной долей собственности в их уставных капиталах.

В 2013 году будет продолжена работа по оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий. При создании новых МУПов будут учитываться анализ ситуации, сложившейся на рынке товаров и услуг муниципального образования и экономическое обоснование целесообразности создания муниципальных предприятий с учетом сложившихся потребностей населения города.

В плановом порядке будет осуществляться проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений.

От имени города его права собственника в отношении муниципального имущества, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет Комитет по управлению имуществом города Тюмени как городской орган по управлению имуществом, входящий в структуру администрации города, другие уполномоченные органы, а в случаях, предусмотренных законом области, население города непосредственно (через референдум).

Расходы бюджета за 2011 год составили 10 млрд.55 млн. рублей, дефицит бюджета - 336 млн. рублей. Почти половину расходов бюджета составили выплаты заработной платы.

На образование было потрачено 3 млрд. 821 млн. руб., на ЖКХ - 2 млрд. 700 млн. руб., на здравоохранение 914 млн. руб.

Безвозмездные поступления имели большую долю в общих поступлениях в 2008 году, далее прослеживается четкая тенденция уменьшения с каждым годом. В итоге получаем, что 2008 г. - 40,1% 5 в общих доходах, 2011 г. - 12,6%. Объем средств, полученных Тюменью из вышестоящих бюджетов в 2011 году, по сравнению с 2009 годом сократился более чем на 2 млрд. рублей.

Резкое сокращение объемов безвозмездных поступлений в городской бюджет получил широкий резонанс в обществе.

За 2009 год администрацией городского округа получены кредиты от кредитных организаций в сумме 1 млрд. 400 млн. рублей и бюджетный кредит от Министерства управления финансами области в сумме 70 млн. рублей". [12]

За этот период погашено кредитов в сумме 1 млрд. 640 млн. рублей.

За 2010 год в бюджет поступило 14 млрд. 168 млн. рублей. В том числе: 11 млрд. 599 млн. рублей (81,9%) - налоговые и неналоговые доходы, 2 млрд. 569 млн. рублей (18,1%) - безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов.

Общее поступление денежных средств по сравнению с 2009 годом увеличилось в 1,2 раза. А по сравнению с аналогичным периодом 2008 года поступления возросли в 1,5 раза.

Доходы бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 1 млрд. 800 млн. рублей.

В 2011 году доходы от прибыли муниципальных учреждений в городском бюджете возросли и составили 124,1 млн. рублей. Для сравнения в 2009 году поступления в бюджет данных отчислений составили всего 20 млн. рублей. Поступления по данной статье доходов возросли в связи с решением, принятым городской Думой, об увеличении отчислений в городской бюджет от прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных платежей, муниципальных предприятий с 10 до 20%. [8]

Поступление налога на доходы физических лиц увеличилось почти на 31% по сравнению с 2009 годом. Это связано с активизацией работы по легализации "теневой" заработной платы.

Успешная работа городской власти по наращиванию налогового потенциала и повышению собираемости налогов самым благоприятным образом сказалась на пополнении областной казны.

За четыре последних года удельный вес поступлений из Тюмени в федеральную и областную казну постоянно увеличивался.

В 2011 году столица губернии обогатила областной бюджет на 41 млрд. рублей да еще 46,9 млрд. ушло в федеральную казну. Из собранного с городских налогоплательщиков Тюмени на расходы осталось только 8,8 млрд рублей (9,1%).

Расходы бюджета Тюмени за 2011 год составили 13 млрд. 177 млн. рублей. Объем расходов, по сравнению с 2010 годом, увеличился на 21%.

За 2011 год администрацией городского округа Тюмени погашены кредиты в сумме 1 млрд. 382 млн. рублей, в том числе.

"Бюджет в 2011 году не был исполнен на 100%. Счетная палата Городской думы, анализируя данные показатели, сочла исполнение бюджета за прошлый год неудовлетворительным". [11]

Доходы в 2011 году составили 12 млрд. 400 млн. рублей или 95,4% к утвержденному годовому плану.

В структуре доходов бюджета в 2011 году 87,4% составляют налоговые и неналоговые поступления и только 12,6% - безвозмездные поступления. Сумма налоговых и неналоговых поступлений составила 10 млрд. 867 млн. рублей.

Процент исполнения бюджета оказался очень низок. Так, план по доходам от аренды муниципального имущества выполнен всего на 81%, а "выпадающие доходы" по данному направлению оцениваются в сумму около 30 млн. рублей.

Доходы от аренды муниципального имущества в 2011 году составили 1млрд. 230 млн. рублей. Снижение поступлений этого вида доходов по сравнению с прошлым годом составило 569,7 млн. рублей.

По налогу на имущество физических лиц план года перевыполнен более чем на 50%. По сравнению с 2010 годом поступление налога увеличилось почти на 63%. Доходы от земельного налога составили 1,8 млрд. рублей, что на 22% больше, чем в 2008 году. Снижение наблюдается по поступлению НДФЛ.

Расходы сложились в сумме 13 млрд. 400 млн. рублей или 91,3% от годового плана. Объем расходов городского бюджета в прошлом году увеличился по сравнению с 2010 годом на 246 млн. рублей или на 1,9%. В списке направлений, на которые было потрачено больше всего средств - образование, здравоохранение, экономика. На эти строки приходится 80% от всех расходов бюджета.

Рассмотрим исполнение плана приватизации муниципального имущества в 2009, 2010, 2011 гг. и прогнозный план приватизации на 2012 г.

Из 1076 муниципальных объектов, заложенных в плане приватизации на 2007 год, мэрия реализовала 190.

Согласно отчету департамента управления имуществом, в результате приватизации городу в 2010 году удалось выручить 525,2 млн. рублей за 190 объектов нежилого фонда муниципального имущества общей площадью 27,7 тысячи кв. м.

По четырем объектам итоги торгов аннулированы, 14 объектов сняты с аукциона в связи с реконструкцией.

объектов передано в уставный капитал ОАО "Тюмень - Городские информационные системы". Таким образом, за прошлый год администрацией города не было реализовано 886 объектов муниципальной собственности. С учетом оспаривания в судах 81 заключенной сделки по аукционам, проведенным в конце декабря прошлого года, количество реализованных объектов может уменьшиться еще в два раза. [10]

"Спорным моментом стала начальная стоимость проданных объектов. Цена любого помещения формируется при учете нескольких факторов: местонахождения объекта, относится ли он к памятникам архитектуры, и других. Соответственно, разброс цен на объекты недвижимости от 10 до 100 тысяч рублей - явление закономерное. По закону право определения стоимости одного квадратного метра помещения, участвующего в торгах, закреплено за независимой организацией ООО "Конфиаудит"". [10]

год. Всего в план было включено 108 объектов нежилого фонда. А выставлена была на аукционы только половина - 55 объект, из которых продали 22. Их общая площадь - 1241,5 кв. м.

В 2010 г. исполнение плана приватизации было практически сорвано - вместо запланированных 100 млн. руб. городской бюджет сумел выручить от продажи имущества 28,7 млн. руб.

Из 19 объектов по 16 оплата в казну муниципалитета со стороны покупателей произведена вовремя. Деньги чиновники увидели на счете мэрии только в январе текущего года.

Официально признан факт неудачи, а именно - аннулирована сделка купли-продажи по адресу: ул. Партизанская, 58. Покупатель так и не заплатил 4 млн. рублей за помещение площадью 67,3 кв. м.

Таким образом, доходы по линии Департамента управления имуществом в 2010 году от приватизации имущества составили всего 28,7 млн. руб.

Изучая отчет об исполнении прогнозного плана приватизации за 2012 год, констатируем: факт приватизации произошел чуть ли не в последний момент. Так, 6 объектов из 16 были приватизированы 25 ноября, еще 9 помещений - 16 декабря, и одно - 23 декабря 2012 года. Разница между запланированной (начальной) стоимостью объектов и суммарной ценой сделок составила небольшую величину - всего 2,39%.

Таким образом, за истекший год Департамент управления имуществом выполнил прогнозный план приватизации примерно на 15% (16 приватизированных к 108 запланированным).

В 2011 году департамент управления имуществом провел четыре аукциона по продаже муниципального имущества, еще три аукциона были признаны несостоявшимися.

Если в 2010 году из 55 выставленных на торги объектов были проданы 22, то в 2011 году удалось продать лишь 12 из 47 объектов.

По итогам приватизации 2011 года городской бюджет не получил 184,3 млн. рублей. Доход бюджета от реализации недвижимости в прошлом году составил 28,7 млн. рублей, то в 2011 году бюджет получил всего 12 млн. рублей.

"При этом, в бюджет поступило лишь 5 млн. рублей, а остальные 7 млн. рублей числятся как долг. Представители мэрии заявляют, что неосвоение бюджетных средств, в первую очередь, связано с последствиями экономического кризиса" [11].

Теперь нераспроданное имущество, согласно закону, будут пытаться реализовать посредством публичного предложения. "Максимальный размер поступлений от продажи муниципального имущества посредством публичного предложения может составить 26,9 млн. рублей, минимальный - 13,4 млн. рублей", - попрогнозами Департамента управления имуществом Тюмени.

В конце декабря прошлого года администрация областного центра планировала компенсировать недополученные доходы из-за неэффективной реализации прогнозного плана приватизации муниципального имущества, получив прибыль за счет продажи пакетов акций в ОАО "Сити" (49%) и ОАО "Тюменский хлебозавод № 4" (100%).

Уставной капитал ОАО "Сити" сформирован из 11 муниципальных нежилых объектов. Эти помещения расположены на первых этажах зданий центральных районов города от ул. Ленинградской до ул. Советской Армии общей площадью в несколько тысяч квадратных метров. Начальная стоимость пакета акций общества составляла 43,3 млн. рублей.

ОАО "Тюменский хлебозавод № 4" является убыточным, расположенном в районе Тюмени.

Игроков рынка предложение городских властей не заинтересовало. Оба аукциона признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок.

Проблема была в том, что на аукцион был выставлен не контрольный пакет акций ОАО "Сити" и не было представлено открытой информации об аукционах, не проводилось никаких рекламных мероприятий.

Отсутствие интереса к приобретению выставленного на торги имущества, в том числе акций в ОАО "Сити", может быть обусловлено низкой рентабельностью предлагаемого бизнеса. В аукционе на приобретение акций ОАО "Сити" не стал участвовать даже собственник 51% общества - ООО "Тюменский центр предпринимательства".

По мнению экспертов по недвижимости, неуспех в реализации муниципального имущества объясним качеством объектов, выставленных на торги, и в целом ситуацией на рынке.

На аукционах же выставлялись помещения в большинстве своем подвального типа, которые изначально пользуются малым спросом.

В прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2012 г. включен 51 объект, расположенный в восьми районах областного центра (исключая Куйбышевский).

Власти планируют выставить на аукцион преимущественно те помещения, которые не были реализованы в предыдущие годы. Общая площадь включенной в проект плана приватизации недвижимости составляет 5695,2 кв. м. Общая балансовая стоимость объектов составляет более 24 млн. руб. Муниципальных предприятий в плане приватизации на 2012 г. не значится.

Ожидать улучшения качества имущества, выставляемого на торги, не приходится, поскольку от конкурентоспособной недвижимости муниципалитет избавился еще несколько лет назад. Как и в предыдущие годы, в список включены помещения в подвальных, на первых и цокольных этажах жилых и нежилых домов. Их разбавляют лишь несколько отдельно стоящих зданий, также попавших в список на приватизацию. Тот факт, что основная масса зданий, помещения в которых власти намерены продать, построена в середине прошлого века, а часть из них и вовсе до революции, говорит и о состоянии объектов, а 25% из них отнесены к категории ветхих.

Опыт МО г. Тюмень показывает, что, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и согласно Устава города Тюмени, полномочия между органами МСУ распределены по такому принципу: представительный орган (Городская дума) устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, Администрация города управляет и распоряжается этой собственностью. Деятельность Управления имущественных отношений рассматривается как один из существенных источников пополнения городской казны в целом и местного бюджета в частности. Отсюда вытекают три главные задачи, поставленные перед Управлением: увеличение поступлений в городской бюджет от использования муниципального имущества; б) поиск новых источников поступлений от использования муниципального имущества; в) активизация работы по приумножению муниципальной собственности.

Анализ процесса управления муниципальной собственностью на примере мероприятий, проводимых Управлением имущественных отношений Администрации г. Тюмени, показывает, что произошли существенные изменения в управлении имущественным комплексом города, относящимся к муниципальной собственности. В результате реорганизационных мероприятий и проведенной приватизации значимая часть бывших предприятий торговли, бытового обслуживания, системы общественного питания стали частными. Но, вместе с тем, город по-прежнему отстаивает идею сохранения определенной части объектов, подлежащих приватизации, в муниципальной собственности, рассматривая сохранение муниципальной собственности на данном этапе как гарантию реализации социальных программ.

На сегодняшний день функционирует ряд учрежденных Управлением муниципальных предприятий в сферах торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Значительна доля созданных с участием Управления предприятий смешанной формы собственности. Управление выступает учредителем ряда предприятий в порядке санации убыточных, но жизненно важных для города предприятий (в системе ЖКХ, бытового обслуживания, общественного питания, по работе с детьми). По всем учрежденным предприятиям (муниципальным и смешанным) проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за "движением" имущества.

Одним из направлений деятельности Управления стала работа по внедрению внешнего аудита финансово-экономической деятельности МУП, начиная с 2001 года, и процедур ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных предприятий аудиторскими фирмами, аккредитованными при Администрации г. Тюмени.

Структура муниципальной казны. Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ введено понятие муниципальной казны: "Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования". Только в последнее время появляется практика создания муниципальных казначейств и заключения соглашений с отделениями Федерального казначейства на казначейское обслуживание местных бюджетов, но это касается исполнения местных бюджетов. Практически все муниципальное имущество (за исключением имущества органов МСУ, необходимого для их функционирования) передается в хозяйственное ведение и оперативное управление иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям, муниципальным учреждениям, комитетам по управлению имуществом - самостоятельным юридическим лицам). В такой ситуации невозможен эффективный контроль за целевым использованием имущества, за его сохранностью, и существует возможность утраты имущества в результате банкротства муниципальных организаций (например, жилого фонда, инженерных сетей и т.п., переданных в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям). Более рациональным представляется перевод основного муниципального имущества в муниципальную казну с последующей сдачей его на обслуживание, в аренду любым организациям под контролем органов МСУ.

Помимо формального соблюдения закона имеются и другие причины формирования местной казны, прежде всего - экономические. Изымая муниципальное имущество из хозяйственного ведения и закрепляя его в составе местной казны, муниципалитет обретает право самостоятельно распоряжаться этим имуществом. В частности, муниципальные предприятия освобождаются от уплаты налога на имущество, а в свою очередь, муниципальный орган, держатель реестра муниципальной казны, не будет уплачивать налоги, поскольку он является бюджетной организацией.

Также муниципалитет получает дополнительные гарантии сохранения муниципальной собственности. Исключив имущество из хозяйственного ведения муниципального предприятия, и закрепив его в составе местной казны, муниципалитет гарантирован от наложения ареста на это имущество кредиторами муниципального предприятия. Говоря о формировании местной казны как средстве защиты муниципального имущества от отчуждения, следует учитывать защиту не только реально существующего имущества, но и имущества, которое может и должно быть муниципальным, но по различным причинам таковым не становится. Имеются в виду доходы муниципальных предприятий от сдачи в аренду принадлежащих им на праве хозяйственного ведения нежилых помещений, когда арендная плата поступает не в муниципальную казну, а на счет предприятия.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.