Концепция развития организации на стадии жизненного цикла – устойчивый рост — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Концепция развития организации на стадии жизненного цикла – устойчивый рост

2020-04-01 108
Концепция развития организации на стадии жизненного цикла – устойчивый рост 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа

Концепция развития организации на стадии жизненного цикла – устойчивый рост

 

Выполнили:

Азарин Дмитрий – генеральный директор ВИБМ 4-81

Медведева Вера – финансовый директор   ВИБМ 5-81

Колобов Дмитрий – директор по развитию ВИБМ 5-81

 

Руководитель: Майоров А.Н.

 

 

Москва 2009


Оглавление

 

1. Постановка задачи

1.1 Цели и основные задачи курсовой работы

1.2 Исходные требования

2. Характеристика организации

2.1 Описание миссии и главных задач организации

2.2 Организационно-правовая форма собственности

2.3 Стадия жизненного цикла организации

2.4 Размеры организации и особенности ее деятельности

2.5 Производимые продукты

2.6 Отраслевые рынки и группы потребителей

2.7 Организационная структура

2.8 Управление персоналом

3. Система стратегического управления

3.1 Анализ текущей деятельности и прогноз целевого развития

3.2 Корпоративные стратегии

3.3 Конкурентные стратегии

4. Система финансового управления

4.1 Бюджетное планирование

4.2 Финансовые результаты деятельности

4.3 Финансовый анализ деятельности

5. Мероприятия целевого развития организации

Список использованной литературы


1. Постановка задачи

 

Цели и основные задачи курсовой работы

 

Цель данной курсовой работы – проанализировать текущую и разработать целевую концепцию развития компании ОАО «Мосэнерго» в динамичных условиях реформирования организации, реформирования отечественной энергетики и либерализации рынков энергии.

 

1.2 Исходные требования

 

Стадия жизненного цикла Устойчивый рост
Организационно-правовая форма собственности и деятельности Открытое акционерное общество - ОАО
Размер организации Крупнейшее предприятие – объединение
Производимые продукты Мультипродукт
Отраслевые рынки и группы потребителей Монорынок и мультигруппа
Корпоративные стратегии организации Стратегия диверсифицированного роста (центрированной диверсификации)
Конкурентные стратегии организации Стратегия лидерства по издержкам
Структура организации Дивизиональная
Финансовые результаты Бюджеты СБЕ и организации – по выбору преподавателя. Балансы, отчеты о финансовых результатах
Финансовый анализ Финансовые показатели – по выбору преподавателя
Мероприятия целевого развития организации Мероприятия – по выбору и обоснованию разработчиков проекта

 


Характеристика организации

 

Описание миссии и главных задач организации

 

Миссия ОАО «Мосэнерго»: обеспечение потребителей электрической и тепловой энергией, произведенной с применением ресурсосберегающих передовых технологий на современном оборудовании, отвечающем самым высоким экологическим стандартам

ОАО «Мосэнерго» видит свою цель в достижении максимальной экономической и социальной эффективности, прибыльности, инвестиционной привлекательности, приумножении собственного капитала, внедрении новых технологий и инноваций, сохранении и приумножении лидирующего положения на энергетическом рынке Московского региона в современных условиях реформирования энергетики и либерализации. Главные же задачи на ближайшие 10 лет – увеличение энергоэффективности производства на 20% и достижении уровня Китая и Индии, реализация инвестиционных проектов.

 

Стадия жизненного цикла организации

 

Организация ОАО «Мосэнерго» находится, по нашему мнению, на стадии жизненного цикла «устойчивый рост». Достигнута определенная (предельная) доля рынка, отработана технология, отлажены управленческие процессы и организационная структура. Рост выручки возможен практически лишь за счет увеличения тарифов (цен). В настоящее время наблюдается заметный рост прибыли за счет сокращения издержек, данный факт характеризуется чрезвычайно положительно, можно надеяться на новый рост (трансформацию) за счет введения нового вида продукции при сохранении существующих технологий – промышленных услуг.

 

Производимые продукты

 

Электричество – наиболее универсальная форма энергии, обладающая массой привлекательных потребительских свойств (возможность дальней передачи, делимость, экологичность, преобразуемость практически в любой другой вид энергии, его универсальность). Это делает электроэнергию во многом незаменимой, исключает наличие значимых субститутов. Роль электроэнергии в современной жизни также велика и существенна, как роль воздуха, воды, солнца и прочих составляющих биосферы. Практически электроэнергия стала важнейшим фактором в части жизнеобеспечения населения развитых стран, во многом определяет не только уровень жизни, но и саму возможность жить и работать. Последствия от сбоев в электроснабжении по своим масштабам становятся катастрофическими, сопоставимыми с природными катаклизмами. Давно подмечено, что по степени развития электроэнергетики, уровню энергопотребления и энергоэффективности можно судить о состоянии экономики страны. Отрасль в зависимости от своего развития становится либо локомотивом, либо тормозом национальной экономики.

Не менее громкие слова могут прозвучать и в адрес тепловой энергии, обогревающей наши дома, приносящей в них тепло и уют, привычный уже уровень комфорта. Достаточно представить себе свое жилище, оставшееся зимой без центрального отопления, к тому же с отключенной горячей водой, чтобы понять всю значимость этих современных благ цивилизации[10]. Если же дополнить картину прекращением подачи электроэнергии, такое жилище может потягаться по силе с орудиями средневековых пыток, оправдывая весь кажущийся чрезмерным пафос.

Впрочем не вижу особого смысла рассказывать здесь о достоинствах и конкурентных преимуществах производимой продукции. Энергия – товар унифицированный, обладающий набором ГОСТированных параметров[11] и отсутствием как таковой эксклюзивности и уникальности, чтобы здесь можно было подробно останавливаться. Психически нормальный человек не задумывается, смотря телевизор, с какой электростанции сегодня к нему пришло электричество – с московской ТЭЦ-21, подмосковной ТЭЦ-27, Нововоронежской АЭС или одной из волжских ГЭС, что позволяет ему не испытывать угрызений совести за возможную эксплуатацию мирного атома (углеводородов Сибири или экосистемы Поволжья – нужное подчеркнуть) и ущемлений патриотических чувств. К тому же физическая однородность энергии не позволит ему это сделать при всем желании.

Полагаю более целесообразным поговорить о применяемых в процессе производства технологиях, основной из которых является технология паросилового цикла. КПД ее невысок[12] и составляет в среднем около 38%. В энергетическом котле сжигается органическое топливо (как правило газ), превращая воду в пар, который под большим давлением подается на лопасти турбины, сидящей на одном валу с генератором, в обмотке статора которого при наличии возбуждения наводится переменное напряжение. Изменением количества подаваемого пара в турбину регулируется выдаваемая активная мощность. Реактивная же мощность регулируется изменением степени возбуждения генератора. Часть тепловой энергии после совершения работы отбирается и направляется к потребителям. Таким образом производство тепловой и электрической энергии является комбинированным. Можно сказать, что одна из них является приятным побочным продуктом производства другой.

Кроме энергетических силовых котлов в Мосэнерго используются пиковые водогрейные котлы. Продуктом здесь является только тепловая энергия, а потому КПД их ниже. Растапливаются они в зимнее время, когда потребление тепла достигает своих пиков и тепловых мощностей силовых блоков не хватает. Отсутствие когенерации (комбинированного производства тепловой и электрической энергии) в данном случае вызвано исторически сложившимся отсутствием в течение длительного времени потребности в излишней электрической энергии, которая стала не нужна в тех количествах после распада СССР и резкого сокращения спроса. Спрос же на тепловую энергию не был подвержен столь негативной динамике. Сейчас ситуация меняется на обратную, когда не хватает уже в первую очередь электроэнергии[13]. Поэтому сейчас надо делать ставку на когенерационные установки, а пиковые водогрейные котлы использовать только для покрытия пиковых нагрузок в рамках взятых на себя обязательств. В перспективе при осуществлении всех намеченных планов по вводу генерирующих мощностей потребность в пиковых котлах может отпасть сама собой, и тогда уже нельзя будет мириться с тем, что большую часть года они простаивают, а обслуживающий их персонал просиживает. Впрочем, под это дело необходимо будет провести технико-экономическое обоснование.

Хорошо зарекомендовали себя в работе поперечные связи энергоблоков по тепловой части. Так например, при выводе в ремонт ЭК №1(энергетический котел №1) ТГ №1 (турбогенератор №1) может работать от любого другого ЭК, связанного с первым. Соответственно при выводе в ремонт генераторов его котел может работать на другой. Это позволяет значительно повысить резервирование, надежность, полезный отпуск энергии. Те же самые достоинства можно отнести и к поперечным связям по тепловой части между крупными насосами.

Есть в Мосэнерго свое ноу-хау с мировым именем. В 1995 году на ТЭЦ-21, крупнейшей в Европе, был установлен самый крупный в мире детандер-генераторный комплекс, который позволяет переводить энергию избыточного давления природного газа в электрическую. Мощность комплекса 10 МВт. Дело в том, что в магистральных газопроводах метан передается под большим, избыточным давлением. По этому на пути природного газа в энергетический котел устанавливаются турбины детандер-генераторов. Пробегающий мимо газ как бы между делом по доброте душевной их раскручивает. Так как данная технология не предусматривает сжигание газа, то отличается высочайшими показателями экономичности и экологичности. Электроэнергию просто как бы выкачивают из воздуха. В мае 2002-го года ТЭЦ-21 представила эту уникальную технологию на 27-й Кипрской международной промышленной ярмарке. Участие в выставке обеспечивала Торгово-промышленная палата РФ. Технология очень заинтересовала иностранных «шпионов», устроивших паломничество на ТЭЦ-21.

Последние года три в России активное распространение получает технология парогазового цикла. Расположение этого абзаца за детандер-генераторами неслучайно. По своей идее эта технология очень похожа на вышеописанную. Даже подозреваю, что она из нее родилась. КПД такой технологии значительно выше и превышает 50%. Классическая ПГУ (парогазовая установка) состоит из двух газовых турбин, двух котлов-утилизаторов, одной паровой турбины и трех турбогенераторов. Газ, прежде чем превратить воду в пар, направляемый в паровую турбину, раскручивает газовые турбины и тем самым обеспечивает более высокий КПД. Экономичность и экологичность данной технологии обуславливают повышенный интерес к ней в России и в мире. Высокоэффективные ПГУ позволяют экономить до 25-30% газа, а также на треть снизить вредные выбросы в атмосферу.

Первый такой энергоблок в системе Мосэнерго был введен в Мосэнерго в ноябре 2007 года. В прошлом году было введено 2 таких крупнейших энергоблока на московских ТЭЦ[14], а в ближайшие месяцы планируется ввод четвертого энергоблока на юге Москвы. Дальнейшие инвестиционные планы характеризуются вводом генерирующих мощностей именно на основе этой технологии.

На различных информационных площадках в ее сторону льются дифирамбы, подозрительно тихо замалчивая недостатки. Эти недостатки на фоне положительных свойств не такие существенные, но учитывать их и считаться с ними необходимо.

К первому относится требование высокого давления к газу на входе в турбину, что обуславливает строительство мощных газодожимных компрессорных станций[15]. Более специфические технические детали технологии обуславливают еще необходимость электронных пусковых устройств с дорогостоящей начинкой.[16] Впрочем совсем уж строго назвать эти факты существенным недостатком тоже нельзя, может быть неприятной особенностью технологии.

Хуже дело обстоит с резервированием по топливу, которое в данном случае отсутствует. В текущем году в Москве было несколько взрывов и повреждений газопроводов. В СМИ широко освещался взрыв на Озерной в ночь с 9 на 10 мая – крупнейший в истории послевоенной Москвы. Менее известны другие. Так, 20 августа на той же Озерной при опрессовке труб одну из них разорвало. Изношенность столичных газопроводов очень высокая и очевидно будет напоминать о себе.

Летом при строительных работах на севере Москвы экскаватором был поврежден газопровод, о чем сразу было сообщено в экстренные службы. В результате «миллионнику» ТЭЦ-27 пришлось экстренно остановить 2 своих парогазовых блока по 450 МВт. 2 паросиловых блока общей мощностью 160 МВт перевели на мазут, парогазовые же просто остановили. ТЭЦ на несколько часов осталась без 85% своей мощности. В зимнее время подобная ситуация заметно бы сказалась на энергоснабжении потребителей.

К достоинствам же парогазовой технологии кроме описанных выше экономичности и экологичности относится высокая маневренность – возможность быстрого пуска машины из резерва. Время здесь измеряется десятками минут, в то время как на обычных блоках счет идет на часы. Также очень быстро осуществляется набор нагрузки.

Внедрение компанией данной технологии на своих станциях обусловило повышенный интерес к Мосэнерго со стороны других ТГК и энергетических компаний стран ближнего зарубежья.

К еще одному ноу-хау, впервые в России внедренному именно в Мосэнерго и сейчас получившему развитие на его крупных станциях, относится асинхронизированный турбогенератор. Полтора года назад по запросу «асинхронизированный турбогенератор» Яндекс выдавал 7 ссылок, из которых только в одной (небольшая статья одного профессора из всероссийского научно-исследовательского института электроэнергетики ВНИИЭ, непосредственно занимающегося данной тематикой для завода-изготовителя) было описано, что это такое и с чем его едят. Остальные так сказать «примазались» к поисковому запросу. Спустя год Яндекс генерирует уже достаточно интересных ссылок на запрос.

Асинхронизированный турбогенератор имеет в своем составе две обмотки возбуждения, сдвинутые друг относительно друга. Он обладает существенно более высокими пределами устойчивости (способен работать во всех четырех квадрантах диаграммы мощностей) и предназначен для работы не только в режиме выдачи, но и глубоко потребления реактивной мощности, тем самым позволяя значительно регулировать диапазон напряжения на шинах станции. Генератор очень надежен и живуч, способен работать с одной обмоткой возбуждения (как обычный), с двумя и даже без них. При потере возбуждения генератор может оставаться в работе за счет способности вырабатывать активную мощность за счет потребления реактивной, переходя при этом в асинхронный режим с закорачиванием накоротко обмоток возбуждения. Использование таких генераторов в Мосэнерго является пилотным проектом, по результатам которого будет принято (или не принято) решение о запуске строительства таких генераторов на электростанциях страны. По слухам, это дело находится на пульсе у первых лиц государства.[17] Технология кстати является уникальной находкой для написания кандидатских и докторских диссертаций.[18]

Вернувшись к энергии как к продукту, хочется добавить, что электро- и теплоэнергия не могут быть объектами промышленного хранения, а процессы выработки, передачи, распределения и потребления неразрывны и происходят одновременно. Это отличает энергию от других видов продукции и требует особого подхода при организации ее продажи, позволяя не ломать голову над оптимизацией складских запасов и собственно их содержанием, но заставляя продумывать заранее графики потребления и нагрузки. Неравномерность объемов потребления энергии по времени суток, дням недели и сезонам года при необходимости соблюдения балансов требует особого подхода к формированию цен, о чем задумываться стали только последние годы.

Еще немаловажным фактом является то, что спрос на энергию неэластичен по цене. Это обстоятельство до сих пор вызывает определенные опасения по поводу целесообразности полной либерализации рынков.

 

Организационная структура

 

По состоянию на 1 января 2009 года Общество имело в своем составе 33 территориально обособленных филиала (структурных подразделения): ГЭС-1 им. П.Г. Смидовича, ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона, ТЭЦ-6, ТЭЦ-8, ТЭЦ-9, ТЭЦ-11 им. М.Я. Уфаева, ТЭЦ-12, ТЭЦ-16, ТЭЦ-17, ТЭЦ-20, ТЭЦ-21, ТЭЦ-22, ТЭЦ-23, ТЭЦ-25, ТЭЦ-26, ТЭЦ-27, ТЭЦ-28 (всего 17 электростанций), Энергосвязь, Предприятие производственно-технологической комплектации ППТК, Центральный ремонто-мехнанический завод ЦРМЗ, Опытный завод средств автоматизации и приборов ОЗАП, Мосэнергоспецремонт МЭСР, Мосэнергоналадка МЭН, Мосэлектроремэнерго МЭРЭ, Специальное конструкторско-технологическое бюро высоковольтной и криогенной техники СКТБ ВКТ, Информационно-вычислительный центр ИВЦ, Автохозяйство АТХ, Теплосбыт, Московский проектный институт по проектированию энергетических объектов МЭП, Торгово-производственное предприятие рабочего снабжения Энерготорг, Агропромышленный комбинат АПК «Шатурский», Тепловые сети, Медсанчасть.

Летом прошлого года были приняты решения Правления ОАО «Мосэнерго» об объединении в 2009 году (уже состоявшемся) близлежащих филиалов ГРЭС-3 и ТЭЦ-6 им. Р.Э Классона, и ТЭЦ-21 и ТЭЦ-28 соответственно с последующей ликвидацией филиалов ТЭЦ-6 и ТЭЦ-28. В том же 2008 году в рамках мероприятий по оптимизации организационной структуры и управления имуществом, централизации управленческих функций ОАО «Мосэнерго» была начата работа по подготовке к ликвидации следующих филиалов: СКТБ ВКТ, ППТК, МЭН, ИВЦ, ОЗАП, МЭСР, МЭП и Медсанчасть.

Следует сказать, что до прихода Газпрома к управлению ОАО «Мосэнерго» в компании все было более-менее стабильно. С момента реструктуризации и выделения из Мосэнерго сетевых и сбытовых функций прошло три года. Да, уже была разработана и активно осуществлялась программа ввода новых генерирующих мощностей, но в целом люди не замечали сколь-нибудь серьезных изменений в своей работе и чувствовали стабильность. Сразу после прихода Газпрома к рулю тихо, без лишнего «шума и пыли», были заменены генеральный директор ОАО «Мосэнерго», высший топ-менеджмент компании, и половина директоров на электростанциях на своих, газпромовских, людей. Газпром стал очень активно осуществлять свою деятельность по управлению Мосэнерго, которое уже не имеет той самостоятельности, а всю политику определяет главный акционер. Вот что сказал по этому поводу гендиректор Мосэнерго: «ООО «Газпром энергохолдинг» (стопроцентная «дочка» «Газпрома») управляет всеми активами «Газпрома» в энергетике, в том числе и «Мосэнерго». Она формирует стратегию, через Совет Директоров принимаются ключевые решения, которые мы реализуем». В настоящее время кардинально ломается реформируется организационная структура компании. Многое уже сделано, многое еще предстоит.

В аутсорсинг и на продажу активно выводятся все непрофильные активы, не связанные непосредственно с генерацией, отдельные функции. Происходит объединение близко территориально расположенных филиалов с последующим высвобождением персонала, «приватизация» отдельных функций за гендирекцией, активов (общежитий). В настоящее время сокращены отделы кадров на всех филиалах, а их функции возложены на гендирекцию. Такая же участь частично коснулась бухгалтерии. Этой осенью сломана цеховая структура на электростанциях, существовавшая многие десятилетия.

Кроме того, Газпром консолидирует свои электроэнергетические активы (ТГК-1, ТГК-3 «Мосэнерго», ОГК-2, ОГК-6) на балансе стопроцентного развиваемого дочернего общества ООО «Газпром энергохолдинг». Выдача заработной платы и прочие банковские операции осуществляются через Газэнергопромбанк (до этого был Трансинвестбанк). Энергосбытовую (электроэнергетическую) деятельность подминает под себя газпромовский ОАО «Межрегионсбыт». Готовится покушение на Теплосбыт. Кроме того, маловероятен, но все таки возможен перевод энергокомпаний Газпрома на единую акцию.

Вообще интересно, что реформирование энергетики, ее дробление на множество различных фирм проводилось с целью развития позитивной конкуренции. Сейчас же процесс идет в обратном направлении – такая своеобразная вторичная приватизация РАО ЕЭС, а в перспективе и всей России.

Хотя необходимо отметить, что все перечисленные меры в совокупности дают ощутимый финансовый результат, позволяющий Мосэнерго с надеждой смотреть в будущее.

 

Управление персоналом

 

Деятельность по управлению персоналом – одна из самых неоднозначных в системе Мосэнерго. Как уже было сказано выше, до прихода Газпрома к управлению Мосэнерго все было более или менее стабильно. С приходом Газпрома люди связывали определенные надежды на улучшение как своего материального положения, так и удовлетворенности от работы в самой крупной и сильной государственной компании с мировым именем. Развивающиеся на флагштоках газпромовские горелки рядом с солнышком Мосэнерго, российским триколором и Георгием-победоносцем усиливали ожидание чего-то хорошего. К сожалению, на деле все оказалось несколько иначе. Газпром сразу же приступил к сокращению непрофильных активов и оптимизации персонала. Интересно то, как порой красиво можно описать любую, не самую популярную деятельность. Постепенно были отменены многие премии и льготы, продан известный пансионат «Мосэнерго» в Лоо, где работники компании могли довольно недорого и качественно отдохнуть.

Затем была расквартирована Медсанчасть «Мосэнерго» с увольнением опытных квалифицированных кадров и продажей здания на Садовнической улице рядом с Кремлем. Гаражи станций, ремонтные работы, столовые и уборка производственных помещений были выведены в аутсорсинг с сокращением значительного количества персонала.

Уборкой производственных помещений стала заниматься фирма «Iris». Столовые перешли в ведение фирмы «Eurest». Положительно сказалось выведение за штат автотранспортного хозяйства. Увеличилось количество маршрутов служебных автобусов, как и их парк. Впрочем о экономической выгоде для «Мосэнерго» говорить не приходится. Фокус здесь в том, что аутсорсинг предпочтительно осуществлялся через афилированные организации. В случае с уборкой и столовыми особой разницы замечено не было. Хуже дело обстояло с ремонтами.

Качество ремонтов очень сильно упало. То, что ремонтировалось, порой через 2-3 месяца вновь выходило из строя и приходилось снова привлекать подрядные организации. Ремонтными работами в подавляющем числе случаев стала заниматься фирма «Интрек».

Ремонтный персонал станций хорошо знал закрепленное за ним оборудование, старался добросовестно и качественно выполнять свою работу. Персонал же подрядных организаций сегодня работает на одном объекте, завтра на другом, послезавтра на третьем, а потому принцип «После нас хоть потоп» дает о себе знать. К тому же рабочие «Интрека» были в основном выходцами из Средней Азии. Это позволяло им выигрывать тендеры за счет более дешевого представления цены за счет дешевой рабочей силы.[20] Так, во время обеда в столовой не было слышно русской речи. Участились случаи кражи кабелей, переносных заземлений, ставящих под угрозу жизни как самих воров, так и ни в чем не повинных работников, не говоря о надежности обеспечения потребителей. В ночное время на переключения монтерам приходилось ходить с ломиком. Оборудование как можно скорее принималось в эксплуатацию без надлежащего контроля выполненной работы. Главным приоритетом являлось как можно большее опережение сроков и начало выработки, а значит и продажи энергии[21].

Считаю при том объеме работ, выполняемым ремонтным персоналом станций, нельзя было выводить эти функции в аутсорсинг. Ожидать от этого шага извлечения экономической выгоды в такой ситуации не приходится, тем более что уже были заявлены и осуществлялись планы по строительству и вводу новых энергоблоков. Свой ремонтный персонал обходился все-таки дешевле. Впрочем, если учитывать, что выведение в аутсорсинг отдельных функций осуществлялось через афилированные организации, то все выглядит логичным. Кстати на СШГЭС ремонтами занималась фирма, возглавляемая родственниками главного инженера станции.

Одновременно с сокращением непрофильных активов осуществлялась оптимизация персонала, причем не только за счет аутсорсинга. Среднесписочная численность сотрудников Общества в 2008 году составила 16 725 человек (против 17 492 в 2007-м), сократившись на 4.4%. А если сравнить численность на начало 2008-го и 2009-го года, то сокращение составило 17.9% до 13 580 человек. Это кстати является показательным примером, как можно при одном и том же событии (процессе) оперировать цифрами с целью создания желаемого эффекта.

В настоящее время тенденция сокращения персонала продолжается. Дело в том, что энергоэффективность как всей отечественной экономики, так и собственно самой энергетики, сильно отстает от стран Западной Европы, США, Канады, Китая, Японии, Индии и других. Если касаться численности персонала на энергетических объектах, то мы в несколько раз уступаем Европе и на 20% Китаю и Индии. Высший топ-менеджмент в командировках на западные электростанции умиляются, когда на щите управления видят лишь одного человека. Однако следует учитывать, что при этом полноценно оперировать, единолично решать возникающие проблемы при эксплуатации или даже решать силами станции зачастую не представляется возможным. При возникновении нештатной ситуации на щите выпадает табло со световой и звуковой сигнализацией, оператор же ищет в списке телефон человека или организации, занимающихся устранением данной проблемы, информирует их и ждет приезда. В настоящее время такой опыт у нас НЕВОЗМОЖЕН. Обусловлено это в первую очередь уровнем автоматизации эксплуатационных процессов. В сложившихся у нас условиях кажется чем-то фантастическим, когда при нажатии одной лишь кнопки обеспечивается необходимый тепловой режим машины, набор оборотов, синхронизация с сетью, поддержание различных эксплуатационных параметров давления, температуры, перепадов, уровней. Внедряемые в тепловой части на вновь вводимых энергоблоках пошаговые программы – это определенный шаг к более высокому уровню автоматизации, но сравнивать их пока стыдно. К тому же уровень их охвата и надежности оставляет желать лучшего. Проводить политику увеличения энергоэффективности и в частности показателя количества персонала на единицу мощности только за счет сокращений в современных условиях категорически нельзя. Необходимо при этом наращивать уровень автоматизации технологических процессов, качество проводимых ремонтов и заказываемого оборудования.

Массовые сокращения персонала начались еще до прихода «газпромовцев» к управлению Мосэнерго и до кризиса, а при них уверенно продолжились. Процесс происходит волнами, в среднем раз в 3-4 месяца (3-4 волны в год). Последняя из них пришлась на сентябрь, причем перед осенне-зимним максимумом сократили не всех, кого изначально хотели. После же прохождения ОЗМ, в марте-апреле, ожидается следующая волна. Срок в 3-4 месяца между ними позволяет несколько оценить масштабы и работоспособность. Следует сказать, что сокращение по станциям неравномерны. В качестве пилотных, где это дело обкатывается, выбраны такие станции, как ТЭЦ-21 и ТЭЦ-23, поскольку на станциях-миллионниках ожидается более значительная экономия ввиду масштабности. На первой из них за два года численность персонала уменьшилась вдвое.

Несколько месяцев назад Мосэнерго заказала услуги международно известной консалтинговой фирмы «McKinsey», и в настоящее время именно по их указке ведется революционная деятельность в направлении оптимизации персонала, стандартизации процессов, сокращения издержек, мотивирования персонала и других.

Тем не менее эта политика сокращений пока никак не касалась оперативного персонала. При этом потребность в оперативном персонале усиливается и встает сейчас очень остро. И это при том, что в «Мосэнерго» эта проблема должна бы проявляться не столь четко, как в целом по отрасли, за счет сложившегося положительного имиджа, бренда «Мосэнерго», притягивающего к себе специалистов-энергетиков, в том числе и из регионов. Но это только видимая часть со стороны стороннего наблюдателя. Внутренние же негативные процессы скрыты от посторонних глаз, но от этого не менее опасны.

Пятая резервная смена, постепенно рассыпаясь и не получая замещающий убыток приток новых сил, в том числе и из-за желания руководства сэкономить на фонде заработной платы, обнажила проблему нехватки кадров. В настоящее время персоналу на отдельных участках приходится отрабатывать по 240 – 248 часов в месяц (если разделить на 8, получится 30-31 день в месяц без суббот и воскресений) при среднемесячной выработке в 168 часов, а отпуска растягиваются на целый год. При этом оплата переработанных сверх нормы часов вызывает разногласия между руководством и персоналом и недовольство последних. Норма трудового кодекса, регулирующая оплату переработки в двойном размере, не соблюдается и игнорируется. Из зарплаты постепенно исключаются различные виды премий и надбавок. Так, теперь надбавка за «вредность» (вредные условия труда) не выплачивается за ночные часы и не отражается в премии, как будто бы днем работать вредно, а ночью стало полезно. Частота ошибок в начислении зарплат, отпускных и больничных заставляет лишний раз задуматься, а ошибки ли это? Ошибаются почти всегда в одну сторону. В связи с политикой централизации различных процессов и сокращении издержек частично сокращены бухгалтерии на станциях. Расчетом зарплат сотрудников Мосэнерго с этой осени теперь занимается некая фирма ООО «Ант информ», расквартированная в Ростове. Пока непонятно, как будут разрешаться возникающие проблемы. Работникам будут выдавать командировочные для поездки в Ростов?

Все это выливается в усиление принципа, в принципе энергетикам не свойственного: «Они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что работаем» - посредственного отношения к выполнению своих должностных обязанностей. Этому способствует и низкий профессиональный уровень менеджмента станций, отношение к персоналу, добровольно-принудительный принцип и прочее (в виду скользкости тематики ограничимся кратким перечнем), что в совокупности говорит о нездоровой атмосфере, сложившейся в компании.

Еще одна серьезная проблема – рост числа инцидентов. За восемь месяцев этого года их количество по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 36%. Причем быстрее всего растет число инцидентов по вине персонала – на 56%. На обсуждавшемся в ноябре собрании директором был поднят вопрос о резком падении качества работы оперативного персонала. Уровень эксплуатации оборудования достиг исторического минимума. Так, одна из станций миллионников очень близка к убыточности. Миллионные штрафы со стороны рынка за «отвалы» больно бьют по бюджету. Сетовал директор на неясность причин такой нездоровой ситуации, две из них попытался озвучить: 1) снижение квалификации из-за потери традиций и преемственности опыта и 2) пофигизм. Первый аспект конечно же имеет место, но говорить о столь быстром изменении динамики из-за него не приходится. А вот второй аспект подмечен точно, вот только выделена не причина, а следствие. А причина кроется в политике управления персоналом, или может быть ее отсутствии. Принимаемые контрмеры носят непоследовательный и непродуманный характер.

Кстати о традициях. В различных учебных курсах подчеркивается их важность и должность деликатного отношения к ним и главное к их изменению. Если поначалу газпромовские горелки добрососедствовали с бывшей мосэнерговской символикой, то сейчас последние полностью вытеснены. Пожалуй остались только на старых комплектах спецодежды, на что постоянно сетуют телевизионщики с гендирекции, заставляя переодеваться на камеру в заранее привезенную форму.

Само Мосэнерго – единственная компания из АО-энерго, занимающихся генерацией. При реформировании отрасли название АО-энерго оставляли за сетевым комплексом. И только московская генерация не стала просто безликой ТГК-3.

На протяжении многих лет символика Мосэнерго являлась визитной карточкой компании и полное пренебрежение к ней сейчас со стороны горелок не восхищает. К тому же сейчас продается историческое здание Мосэнерго напротив Кремля, сама же компания собирается переезжать в здание на проспекте Вернандского, где раньше работал Чубайс, а теперь будут собраны электроэнергетические дочки Газпрома.

Впрочем необходимо отметить, что градация негативных настроений по различным станциям различна. Как и различно отношение генеральной дирекции ОАО «Мосэнерго» к своим филиалам. Так, этой осенью значительно были подняты зарплаты персоналу ТЭЦ-17, находящейся на юге Московской области, так что они приблизились к московским уровням. Люди естественно очень довольны и это хорошо. Тем не менее в целом можно говорить о общей внутренней проблеме компании.

Обиду вызывает и тот факт, что в некоторых организациях, до реформирования компании «Мосэнерго» составляющих с ней единое целое, сложились более комфортные условия работы и порой значительно лучший уровень заработной платы, что вызывает отток персонала, правда менее значительный, чем мог бы быть, ввиду определенной инерционности русского человека, особенно среднего и предпенсионного возраста. В подтверждение приведу слова новоиспеченного гендиректора: «Вопреки сложившемуся мнению, у нас невысокий уровень заработной платы, поэтому существует проблема оттока кадров. Наши сотрудники, смешно сказать, уходят в ту же МОЭК – госкомпанию. Проблема была бы острее, если бы не кризис». Хорошо уже хотя бы то, что проблема осознается. Считаю не очень правильным, когда дежурный электромонтер или машинист-обходчик получают меньше, чем рядовой сотрудник Макдональдса или продавец салона сотовой связи[22]. Хотя надо отметить, что подобные диспропорции свойственны вообще отечественной экономике.

Как обычно, в сентябре-октябре по Мосэнерго проходила ежегодная индексация с повышением зарплат. И, как обычно, проводилась она неравномерно. Отдельные перекосы, когда персонал самой крупной станции в одной и той же компании получает в 1.5 раза меньше, чем на самой маленькой станции с соответствующей разницей в объемах выполняемых работ, у первых ничего кроме недовольства не вызывает. Так было и в этот раз.

Летом этого года общежитие ТЭЦ-23, заселенное работниками, было передано в муниципальный фонд г. Москвы. При этом «Мосэнерго» не позаботилось о наделении правами на жилплощадь своих сотрудников, в результате чего люди, проживающие десятки лет вместе со своими семьями в этом общежитии, в один прекрасный момент оказались на улице. Вызывают мягко говоря обеспокоенность отдельные факты, свидетельствующие о заинтересованности генеральной дирекции ОАО «Мосэнерго» именно в таком разрешении вопроса. И это при том, что очень значительная, а на периферийных станциях-миллионниках (расположенных рядом с МКАД) подавляющая часть персонала являются иногородними. О станциях, расположенных в области, речь не ведется. Работа на рядовых должностях с рядовыми зарплатами энтузиазма у москвичей не вызывает. И гендирекция это видимо прекрасно понимает. Так, ве


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.