Основные проблемы женского руководства, адаптационные механизмы и способы разрешения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Основные проблемы женского руководства, адаптационные механизмы и способы разрешения

2020-02-15 235
Основные проблемы женского руководства, адаптационные механизмы и способы разрешения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сама». На сегодняшний день это - девиз большинства женщин. Часто им в одиночку приходится тащить груз ответственности на своих хрупких плечах, совмещая при этом свои профессиональные и семейные обязательства в попытке сохранить и карьеру, и брак. Здесь возникает вопрос: может ли женщина-руководитель быть не только успешной в своем бизнесе, но и быть счастливой в личной жизни? Не редко бизнес-леди одиноки, но, порой, их семья и любимая работа грамотно совмещены. Приходя в офис, они надевают маску строгого требовательного начальника, а возвращаясь домой после трудового дня, с легкостью ее снимают, превращаясь в заботливую хранительницу домашнего очага.

Одной из наиболее важных и, к сожалению, часто встречающихся проблем женщин-руководителей и бизнес-леди вообще является трудность в совмещении работы и семьи, роли жены, матери, домохозяйки с ролью начальника. Такая ролевая перегрузка часто становится причиной нервных расстройств, проявляющихся в виде стрессов, а также многочисленных конфликтов в обеих сферах жизни - трудовой и семейно-бытовой. Причем первая беспрепятственно вторгается во вторую, заставляя женщину испытывать неудовлетворенность в процессе ведения хозяйства и выполнения материнского долга. Недостаточное внимание к членам семьи, эмоциональная увлеченность работой вызывают у деловых женщин огромное чувство вины, часто необоснованное и выявленное в результате строгого отношения к себе и завышения стандартов ко всем видам своей деятельности.

Так как же все-таки женщине-руководителю сохранить семейные отношения, не нанеся ущерб карьере? Нужно найти «золотую середину», что на практике оказывается достаточно сложно достижимым. Как один из вариантов женщины выбирают отказ от какой-либо социальной роли, предпочитая сознательное одиночество или бездетность, или же пытаются совместить работу и семью, организуя так называемый семейный бизнес.

Часто встречая бизнес-леди, спешащую по делам и одновременно занятую важными переговорами по телефону, мы делаем вывод о том, что она вероятнее всего не замужем, а если и замужем, то вряд ли имеет детей. Так или иначе, мы подразумеваем, что в ее личной жизни не все гладко. Если задуматься об этом, то, действительно, как можно воспитывать детей при таком плотном графике работы? Насколько терпеливым должен быть муж, чтобы выносить постоянные задержки жены в офисе, ежедневную усталость после продолжительного рабочего дня? Итак, перед женщиной стоит выбор: карьера или семья, руководить подчиненными или наблюдать, как растут твои дети, участвовать в их воспитании. Женщина, которая предпочтет карьеру семье, добьется успехов в работе, а значит, ее ждет самореализация, высокий доход, уважение и престиж. Весь ее день будет расписан по минутам: деловые встречи, переговоры, подписание контрактов, обсуждение результатов работы и планов на следующий день и т.п. Но вечером, приходя с работы, никому не будут важны все ее успехи, ее не будет ждать семья, разве что домашнее животное, которое из чувства преданности и непоколебимой любви будет дожидаться хозяйку. Печально, но факт. Одинокие вечера, однообразные выходные - все это женщина-руководитель будет пытаться компенсировать своими достижениями на работе. Плюсы и минусы такого выбора очевидны, но тем не менее выбор остается за женщиной. Для принятия решения стоит обратиться к себе, попытаться представить образно, как она видит свою личную жизнь, свое место в бизнесе, круг общения, определить свои слабые и сильные стороны, что получается лучше всего, что доставляет наибольшее удовлетворение в работе. Главное - лишь понять чего именно она хочет добиться в жизни и на что готова ради этого пойти.

Путь женщины к руководящим должностям характеризуется преодолением многочисленных препятствий. Одним из многих является разделение сфер деятельности. Традиционно выделяют «женские отрасли» и «мужские». К первым относят легкую, текстильную, пищевую промышленность, здравоохранение, образование, культуру, бытовое обслуживание, гостиничное хозяйство и др. Объясняют это часто тем, что здесь требуется в первую очередь именно женский стиль работы, подразумевающий терпение, стремление к порядку и умение налаживать контакты с партнерами. Они менее престижны и приоритетны, чем газовая, угольная, нефтедобывающая отрасли, энергетика, строительство, транспорт, финансы, которые рассматривают как «типично мужские отрасли».

Есть и другие не менее серьезные препятствия. Среди женщин-руководителей порой наблюдается так называемый феномен «страха успеха». Он представляет собой внутреннее «субъективное переживание возможных негативных последствий профессионального успеха для личной жизни». Страх успеха ограничивает одаренных людей в их жизненных планах и стремлении к самореализации. Часто людям, испытывающим такой страх, трудно доводить дело до конца, особенно если результат очень важен и его достижение принесет престиж. Для руководителей умение доводить все до конца особенно важно, но, приближаясь к пику достижения, они утрачивают интерес к работе и даже готовы сменить ее на другую. Вместо восторга и гордости за свои труды они чувствуют пустоту и разочарование.

В силу своей эмоциональности женщины чаще начинают задаваться вопросом о том, что они будут делать, если все задуманное свершится. Их страх успеха основывается на боязни неудачи, провала. С каждым новым достижением их все больше тревожит появление новых более сложных задач, которые нужно будет решать, прилагая к ним больше усилий и времени. И тут они задаются другими вопросами: хватит ли у них способностей, и смогут ли они справиться с поставленными задачами. Тогда женщины начинают подсознательно саботировать свой успех. Они периодически забывают нужные документы перед важной встречей, откладывают важное дела на «потом», выполняют ненужную работу, забывая о главной цели, или просто не предпринимают никаких направленных действий, а продолжают мысленно строить планы. Происходит постоянный поиск отговорок и оправданий, ответственность перекладывается на обстоятельства.

Боязнь негативных последствий, способных усугубить взаимопонимание в семье или привести к полнейшему краху личной жизни, является серьезной проблемой на пути профессионального успеха женщины. Для ее решения психотерапевты советуют перед предстоящей важной встречей или публичным выступлением довести свой страх до предела, чтобы постепенно научиться его контролировать.

Преодолев страх успеха, женщина-руководитель встречается с новой преградой на пути карьеры. Ею оказывается так называемый «стеклянный потолок». Это невидимая граница, препятствующая достижению успеха. Бороться с невидимым врагом невероятно трудно. Им здесь становится неприятие женщины в качестве лидера, которым общество привыкло видеть мужчину. На это препятствие влияют все те же гендерные стереотипы. Мужчин воспринимают как господствующий пол, оставляя женщине лишь обслуживающие роли: секретарша, личный помощник и т.п. Если женщине все же удается подняться вверх по карьерной лестнице, то часто она получает должность, которая лишь создает видимость престижа и власти. Но даже это порой не меняет отношения мужчин к ним как к нежелательным лицам противоположного пола в «их» фирме. Поэтому женщинам-руководителям приходится «из кожи вон лезть», чтобы ежедневно доказывать свой профессионализм. Так они начинают переигрывать, пытаясь казаться строже, а это как раз таки и влияет на формирование ее стиля руководства. Отсюда и стереотип о жестких женщинах-лидерах, «акулах» бизнеса.

От женщин в сфере бизнеса и предпринимательства требуется максимум ответственности, силы духа, готовности к неудачам и препятствиям на пути. А препятствий их ждет достаточно, ведь мужчины, как и общество в целом еще не готовы полностью принять женщин в качестве руководителей и успешных бизнес-леди. Им сложно бороться с конкуренцией на рынке труда, но они понимают, что это неизбежно. И пока лишь пытаются как можно дольше сохранять оборону от их скорого вмешательства во все сферы деятельности. Однако, женщины все чаще успешно преодолевают невзгоды, изобретая всё новые стратегии взаимодействия. В конечном счете, им удастся преодолеть даже трудности в совмещении карьеры и семьи. Можно сказать, что общество до сих пор не раскрыло все особенности женского руководства и склонно к стереотипизации в отношении женского управления.

 

 


Заключение

 

Женщины, наконец, вышли из тени мужчин, за которой их принудительно прятало общество. Те из них, кто воспользовались своим шансом на успех, достигли невероятных высот в сферах деятельности, ранее недоступных женской половине человечества. Они и по сей день продолжают активно реализовывать свой творческий и профессиональный потенциал. Представительницы «прекрасного пола» вплотную приблизились к мужчинам, доказав, что теперь руководящие должности - не только их удел, и что патриархальная монополия на власть свергнута.

Стремление женщин к профессиональной реализации весьма похвально. Положительные результаты, достигнутые ими на этом поприще, позволили укрепить свои позиции, получив возможность продвигаться в государственные структуры, чтобы участвовать в делах страны.

Возникшая внезапно заинтересованность женщин в сферах политики, экономики и управления вызвала особый интерес со стороны исследователей, в частности, - социологов. Выявлено, что их участие в предпринимательской деятельности положительно сказывается на работе организаций, которые они возглавляют. Ответственная, самоотверженная, организованная, сдержанная, независимая, деликатная - это далеко не все качества, которые характеризуют женщину-руководителя. Тем не менее, до сих пор считается, что женщина, у которой личная жизнь, материальные и социальные условия сложились благополучно, не стремится к власти и лидерству. Построение карьеры она рассматривает лишь как критерий личностного роста и самореализации.

Различия в мотивации женщин заняться предпринимательством обусловливают условно-аналитическое разделение их на группы. Одни из них пришли к такому решению намеренно, другие - по воле случая, а третьи - в силу жизненных обстоятельств. Но, каковы бы ни были истинные причины, каждой из них пришлось приложить множество усилий на пути к успеху в своем деле. Требования по отношению к ним значительно завышены, чем к мужчинам. Поэтому женщинам пришлось выработать собственный неповторимый стиль руководства, чтобы на деле показать свою способность к управлению не только своей жизнью, но и крупной организацией. Деликатность, компетентность, требовательность, гибкость, законопослушность, интуиция - основные составляющие женского стиля руководства. Главным достоинством здесь становится особое отношение к сотрудникам: чуткость к проблемам, стремление оказать поддержку, мотивировать, направить, похвалить за достижения. Построение служебного взаимодействия по принципу семьи отлично сказывается на их работоспособности и общей удовлетворенности работой.

Для самореализации женщины выбирают преимущественно сферы малого и среднего бизнеса, где отрасль деятельности не предполагает наличие большого штата работников. В малом коллективе легче организовать работу и распределить обязанности, основываясь на принципе семьи, которым они активно пользуются. Ограничивает масштабы деятельности женщин-руководителей и постоянный поиск баланса между семьей и работой. Несмотря на существование «инновационного», «профессионального» и «вынужденного» социально-психологических типов деловой активности женщин, главной ценностью для них по-прежнему остается семья.

Конечно, недостатки женской модели так же присутствуют. Излишняя эмоциональность, по мнению мужчин, неблагоприятно влияет на их оценку происходящего. Субъективность начинает преобладать над беспристрастностью, неизбежно приводя к конфликтам и иным проблемам. Еще одним недостатком считается боязнь риска и чрезмерной ответственности. Здесь мужчина чувствует себя «на коне», ведь риск - его второе имя. К тому же он сдержаннее и отличается большей рассудительностью. Проведение собраний, с целью выслушать идеи сотрудников по организации труда или о перспективах на будущее, может сыграть с женщиной-руководителем злую шутку. У людей появятся подозрения и сомнения в её неспособности самостоятельно строить планы и вносить изменения в структурах организации.

Существуют так же некоторые сдерживающие факторы для женского продвижения по карьерной лестнице в виде гендерных стереотипов. Они по-прежнему влияют на женский успех, преуменьшая их профессиональные качества, умственные и поведенческие характеристики. Для их разрушения женщины-руководители вынуждены прибегать к выработанным ими стратегиям поведения. Каждый день, чтобы доказать свою профессиональную пригодность, они идут на женские хитрости, привлекая всевозможные ресурсы. Главными из них являются: гораздо большее время нахождения на рабочем месте, создание благоприятной атмосферы в коллективе, игра в «мамочку» с подчиненными-мужчинами, использование флирта, лести и кокетства с целью манипулирования партнерами-мужчинами во время переговоров, сокрытие личной жизни от посторонних глаз. Все эти стратегии благоприятно влияют на процветание организации, которой руководит женщина.

Уже на начальном этапе построения карьеры женщины сталкиваются с проблемой ограниченности отраслей, в которых они могут себя реализовать. Им отводят легкую, текстильную, пищевую промышленность, здравоохранение, образование, культуру, бытовое обслуживание и т.п. То есть, им предоставляются менее престижные профессии, чем мужчинам. Однако именно в них они смогут раскрыть свой потенциал и творческое начало. Не исключено, что на пути к успеху им придется столкнуться лицом к лицу с проблемами, свойственными женщинам, занимающим руководящие позиции. Здесь - и трудности совмещения ролей матери и руководителя, где выходом для некоторых становится отказ от какой-либо из ролей. Но пустоту, возникающую при таком пути решения проблемы, трудно будет заполнить обыденными делами. Нужно попытаться найти «золотую середину», компромисс между работой и семьей. Никто не утверждает, что это просто, но и не доказывает, что такое невозможно. Также на пути к построению карьеры может встать страх успеха, который на первых порах может разрушить все планы и ожидания. Не стоит бросать все на полпути из-за боязни рисковать и потерпеть неудачу. Обращение к психологу поможет выявить истинные причины страхов и найти индивидуальные способы их преодоления. Не исключено, что проблемы на этом не кончатся. Женщина-руководитель может встретиться с очередной преградой в лице «стеклянного потолка», невидимой границы, препятствующей достижению успеха. Она формируется на основе гендерных стереотипов, борьба с которыми продолжается по сей день. Лишь огромное желание женщин и их умение справляться с любыми трудностями на пути к цели помогут им достичь небывалых высот во всех их начинаниях.

Приняв во внимание то, что бизнес неподвластен поверхностным, необразованным, слабым эмоционально личностям, можно лишь поразиться женской готовности вступить в эту порой жестокую игру, где каждый участник сама за себя, норовит поставить подножку сопернику и втоптать его в грязь. Их любовь и преданность своему делу, оптимизм, умение бороться и побеждать делает женщин незаменимыми теперь не только в домашних делах, но и в любых других сферах деятельности, которые ее заинтересуют. Нужно лишь находиться в гармонии с собой и прислушиваться к своим желаниям.

 


 

Список литературы

 

1. Барсукова, С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социологические исследования. - 2009. - №9. - С. 75-91.

2. Барсукова С.Ю. Образ женщины-предпринимателя в средствах массовой информации // ЭКО. 2008. №2. - С. 159-171.

.   Барсукова С.Ю. Специфика женского предпринимательства // Социологические исследования. - 2009. - №8. - С. 71-85.

4. Бендас Т.В. Гендарная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.

5. Бердыклычева Н.М. Женщины в управлении и бизнесе // Энергия, 2012. - №5. - С. 66-70.

6. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издание Московской Патриархии, 1990. - 1372 с.

. Бланки, Г. Женщина ведет свой бизнес, как обустраивает дом… / Пер. с англ. / Г. Бланки, К. Олас // Наука и жизнь. -2004. - №3. - С. 38-43.

8. Булычёв И.И. Образы маскулинности и феминности в формате гендерной картины мира // Credo new, 2004. - №1. <http://credonew.ru/content/view/384/56/>

9. Бурганова Л.А. Теория управления: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2009. - 153 с.

10. Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с.

11. Гидденс Энтони Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 532 с.

. Гвоздева Е.С., Герчиков В.И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров // Социологические исследования. - 2009. - №11. - С. 36-44.

13. Грошев И. Мужчины и женщины как руководители: различия в принятии решений // Проблемы теории и практики управления. -2008. - №6. - С. 115-120.

.   Дубрин Э. Успешный руководитель / Эндрю Дубрин; пер. с англ. И.В. Болгова. М.: ACT: Астрель, 2008. - 347 с.

.   Женщины в бизнесе. М.: Инион Ран, 1993. - 84 с.

.   Калинина Е.И. Женщина и управление: формула успеха. СПб.: Междунар. Ин-т «Женщина и управление». - 2000. - 337 с.

.   Киммел М. Гендерное общество / Пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2006. - 464 с.

.   Козина И.М. Профессиональная сегрегация: гендерные стереотипы на рынке труда // Социологический журнал. - 2002. - №3. - С. 126-136.

.   Корель Л.В. Бизнес-леди. Новые возможности или новые ограничения? // ЭКО, 2008. - №7. - С. 124-137.

.   Корель, Л.В. Женщина в бизнесе: партнер или досадная помеха // ЭКО. - 2009. - №10. - С. 95-107.

.   Котлова Т.Б., Смирнова А.В. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы // Женщина в российском обществе, 2001. - №3-4. - С. 53-61.

.   Кудряшова, Л.Д. Каким быть руководителю. - Лениздат, 2006. - 208 с.

.   Машкова Е. Женщины-начальницы / Е. Машкова // Работа. - 2001. - №9.

.   Роузнер Дж. Женщина в директорском кресле // Вы и мы. - 1995. - №5.

.   Самарцева О.К., Фомина Т.А. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса. // Социологические исследования. - 2000. - №11. - С. 57-63.

.   Словари и энциклопедии <http://encbook.ru/content232393/>

.   Стрекалова Н.Д. Деловая женщина в современном бизнесе/ Н.Д. Стрекалова. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999. - 200 с.

.   Суковатая В.А. Бизнес-леди: Мифы и реальность // Социологические исследования. - 2009. - №11. - С. 69-77.

29. Тартаковская И.Н. Мужчины на рынке труда // Социологический журнал. - 2002. - №3. - С. 112-125.

30. Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. Под ред. М.А. Винокурова. М.: Логос, 2011. - 206 с.

.   Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья // Социол. исслед. - 2001. - №2. - С. 67-73.

.   Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления // Социологические исследования. - 2002. - №11. - С. 135-142.

.   Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №2. - С. 67-74.

.   Хохлова М. Деловой женщине важно сохранить баланс между успехом и личным счастьем // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №3.

.   Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований». Под ред. Н.С. Григорьева, Л.Г. Лунякова. М.: МЦГИ/ МВШСЭН, 2000. - 396 с.

.   Чернышев В.Н, Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. - СПб.: Энергоатомиздат, 1997. - 568 с.

.   Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю. Женщина на высших этажах власти. Российские практики и французский опыт. М.: Институт социологии РАН, 2009. - 72 с.

.   Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2008. - 358 с.

.   Чирикова А.Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний // Социологические исследования. - 2009. - №1. - С. 73-82.

40. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психологический журнал. - 2008. Т. 19. - №1. - С. 62-74.

. Чирикова А.Е. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства. - М.: Издательство Институт психологии РАН, 1996. - 94 с.

42. Шилова Т.А. Гендерные стереотипы в ресурсах сети Интернет // Женщина в российском обществе, 2004. - №1-2. - С. 34-42.

.   Шокина И. Женщина и бизнес / И. Шокина // Человеческие ресурсы. - 2001. - №2.

.   Штейнберг А.Г. Мужской характер женского менеджмента // Социологичесские исследования. - 2009. - №.11. - С. 77-82.

.   Шумкова М.А. Методологические подходы к исследованию гендерных стереотипов // Вестник Удмуртского университета. - 2010. - №3-1. - С. 107-116.

46. Ярошенко С.С. Женская занятость в условиях гендерного и социального исключения // Социологический журнал. -2002. - №3. - С. 137-150.

47. Basow, S.A. Gender Stereotypes and Roles / S.A. Basow. - Pacific Grove, 1992. 447 p. 0-534-12120-9; Basow, S.A. Sex roles stereotypes: Traditions and alternatives/ S.A. Basow. - Belmont, Ca., 1980. 384 p.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.