Психологические особенности деятельности следователя при ОМП — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Психологические особенности деятельности следователя при ОМП

2020-02-15 58
Психологические особенности деятельности следователя при ОМП 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

психологический криминалистический преступление

Осмотр места происшествия - это одно из первоочередных следственных действий, целью которого является сбор информации об имеющемся преступном действии, нахождение следов преступления и других вещественных доказательств и обстоятельств, имеющих значение для расследования дела.

Осматривая место происшествия, следователь выясняет, при каких условиях происходило событие, и как действовали ее участники. Опытный следователь с развитой криминалистической наблюдательностью обращает внимание на все детали, поскольку каждая из них о чем-нибудь говорит. Явления, объекты, предметы, которые наблюдает в процессе осмотра места происшествия следователь, многочисленные, сложные и многозначные. Именно поэтому, осуществляя осмотр места происшествия, следователь одновременно должен решать ряд вопросов: выявить, зафиксировать, изъять и дать оценку следам преступления и другим вещественным доказательствам, изучить обстановку события в целом, для выяснения характера и обстоятельств события, которое расследуется, получить начальную информацию для выдвижения версий о механизме происшествия, возможных участниках и личности преступника, следить за действиями участников оперативной группы.

Психологической особенностью осмотра места происшествия является неопределенность следственной ситуации, которая зачастую свойственна началу этого следственного действия.

Важная особенность следственного осмотра - его неотложный характер. В отличие от многих других первоначальных следственных действий, осмотр места происшествия должен быть проведен в полном смысле этого слова немедленно. Всякая отсрочка может привести, например, к изменениям обстановки, утрате следов, к тому, что преступник скроется, очевидцы, свидетели забудут важные для дела обстоятельства. Поскольку в таких условиях следователь, как правило, не располагает достаточным временем для подготовки к осмотру, обдумывания его тактики, получения консультаций, он вынужден действовать очень быстро. Вместе с тем следователь понимает, что любая его ошибка или оплошность, допущенная при осмотре места происшествия, зачастую неисправима, может привести к невосполнимой утрате доказательств. Все это порождает у следователя повышенное чувство ответственности, а у молодых, недостаточно опытных работников нередко возникает своеобразное состояние, которое можно определить как «страх ошибки». Оно выражается в излишнем волнении, растерянности, поспешности, снижении разумной активности, целенаправленности, приводит к неспособности правильно руководить действиями всех участников осмотра, осуществлять четкую мыслительную деятельность.

В то же время хорошо известно, что опытные, квалифицированные следователи в такой же сложной ситуации действуют на месте происшествия не только своевременно и быстро, но и целеустремленно, сосредоточенно, с необходимой устойчивостью внимания, наблюдательности, при полной активизации своей мыслительной деятельности, умело осуществляя руководство всем ходом осмотра. У таких следователей при проведении осмотра места происшествия происходит необходимая мобилизация всех духовных и физических сил.

Следует иметь в виду, что существует немало способов преодоления страха ошибки и формирования положительных психологических качеств. К ним можно отнести проведение занятий (криминалистических игр) в системе профессиональной подготовки по организации и тактике осмотра в условиях, максимально приближенных к реальным. На этих занятиях уголовно-правовые, процессуальные, криминалистические, психологические знания следователя закрепляются и способствуют выработке умений, навыков, сложившихся стереотипов и программ поведения, алгоритмов принятия решений в типичных и нестандартных ситуациях.

Началу осмотра места происшествия предшествует значительная организационная деятельность следователя. Большое значение имеет относительное постоянство оперативных групп, хорошее знание всеми их участниками своих функций, налаженное и неоднократно проверенное в процессе профессиональной подготовки и практики взаимодействие.

Наиболее эффективно действует на месте происшествия такая группа, все участники которой понимают друг друга с полуслова, работают самостоятельно, не дожидаясь дополнительных указаний следователя. В этой связи особое значение приобретает соблюдение принципов комплектования оперативных групп. Весьма желательно при создании группы учитывать сочетание профессионального и жизненного опыта ее участников, их психологическую совместимость, понимаемую в данном случае как готовность взаимно сотрудничать, помогать друг другу, сохранять в любых ситуациях благожелательность, выдержку, самообладание, взаимное уважение, умение быстро преодолевать возникающие конфликты.

Современная психологическая наука располагает методами подбора так называемых малых групп, учитывая их внутреннюю совместимость. Предпосылкой такого подбора является наблюдение, изучение существующих в коллективе межличностных отношений, микрогрупп, сложившихся на основе деловых контактов, сотрудничества, взаимного уважения.

Ученые отмечают, что психологическую совместимость и успех совместной деятельности обусловливают:

«общность идеологических взглядов;

высокая мотивация и установка;

оптимальные психофизиологические качества каждого участника;

разнополярность индивидуально-психологических особенностей (возможность выделения лидера);

высокая критичность к себе и терпимость к окружающим (высокая интеллигентность);

полное доверие на основе жизненной зависимости;

максимально возможная загруженность целенаправленной деятельностью;

возможная степень уединения каждого из участников;

определенность стоящей задачи и срока совместного существования.

Поэтому можно порекомендовать руководителям следственных подразделений комплектовать оперативные группы с учетом имеющихся научных рекомендаций, сочетая профессионально необходимые качества, психологическую совместимость, желание совместно работать.

При осмотре места происшествия общие закономерности восприятия приобретают соответствующую модификацию. Так, избирательность восприятия проявляется как направленность внимания следователя на объекты и их признаки, имеющие важное значение для раскрытия преступления.

Осмысленность восприятия выступает здесь как отнесение следователем отдельных объектов и их признаков к категории вещественных доказательств.

Целостность - как видение объектов и обстановки в целом при наличии лишь отдельных их частей, проявлений.

Структурность - как видение взаимосвязей отдельных признаков преступления.

Апперцепция - как восприятие обстановки места происшествия в свете знаний и профессионального опыта следователя

Константность - как неизменность существенных для следователя признаков объектов вне зависимости от условий их восприятия.

На эффективность осмотра места происшествия немалое влияние оказывают испытываемые следователем состояния, обусловленные обстановкой, т.е. так называемый психологический фон преступления. В подавляющем большинстве случаев следователь не остается равнодушным к тому, что он обнаруживает и воспринимает при осмотре места происшествия. Совершенное преступление, его последствия способны вызвать естественные для каждого человека чувства возмущения, негодования, отвращения; при осмотре места происшествия следователь может испытывать чувства сострадания, жалости к потерпевшему, членам его семьи; гнева, неприязни по отношению к исполнителю преступления, его соучастникам и пособникам. Соответствующие эмоциональные переживания могут быть вызваны видом трупа, ран, крови, повреждений и разрушений, слезами родственников потерпевшего и т.д.

Нужно иметь в виду, что психологический фон преступления способен оказывать на следователя и положительное, и отрицательное воздействие. В первом случае испытываемые следователем чувства заставляют его еще более мобилизоваться, овладеть собой, подчинить все мысли и чувства достижению цели, максимально эффективно провести осмотр, вызывают решимость сделать все зависящее от него, чтобы раскрыть совершенное преступление, разыскать и изобличить преступника. Естественно, что такая психологическая готовность приводит к повышению у следователя активности, целеустремленности, сосредоточенности, настойчивости, решительности, внимания, стремления использовать все свои возможности для установления истины по делу.

Психологическая неподготовленность следователя к осмотру, отсутствие необходимого опыта в его организации и проведении, неумение управлять своими психическими процессами приводят к тому, что психологический фон преступления оказывает отрицательное воздействие. Оно может проявляться в неумении следователя снять или хотя бы уменьшить излишнее нервное возбуждение, напряженность, преодолеть возникающие стрессовые состояния, неуверенность, дезорганизованность, растерянность, подавленность, безразличие, вялость, разбросанность мышления. Анализ следственной практики свидетельствует о том, что подобного рода психологические состояния являются одной из причин поверхностных, формальных, непродуманных, с ошибками и упущениями выполненных осмотров мест происшествий. Представляется, что для повышения уровня специальной психологической подготовки следователей целесообразно использовать кратковременные стажировки в дежурных частях, травматологических, патологоанатомических, общепсихиатрических, наркологических отделениях больниц. Все это будет способствовать воспитанию у следователей необходимой психологической закалки, устойчивости.

Осмотр места происшествия относится к тем относительно немногим следственным действиям, при проведении которых следователь действует так сказать публично, в присутствии других людей. Это всегда требует определенной психологической подготовки, в частности умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрированность и переключаемость внимания, руководить действиями участников осмотра, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества. Внешними факторами осмотра места происшествия, способными в случае недостаточной подготовленности следователя оказывать отрицательное психологическое воздействие, являются неблагоприятные условия осмотра: холод, жара, дождь, снег, туман, плохая видимость, слишком большая или, наоборот, малая площадь места происшествия.

Эффективность осмотра в значительной степени обусловлена наличием у следователя глубоких криминалистических знаний. На месте происшествия следователь встречается с многообразием предметов, явлений, фактов, которые содержат значительный объем разнообразной информации. Следователь просто не в состоянии всю ее одновременно воспринять и оценить, да в этом и нет необходимости. Очевидно, только часть этой информации может иметь отношение к расследуемому событию. Отбор информации, выявленной на месте происшествия, проводится прежде всего е помощью криминалистических знаний следователя. Так, зная основные закономерности возникновения следов, изменений материальной обстановки, вызванных действиями преступника, характер наиболее типичных следов для различных видов преступлений, следователь строит мысленные модели прошлого преступного события и, пользуясь такими моделями, ведет поиск следов преступления не путем сплошного восприятия и общей оценки всего того, что он застал на месте, не наугад, не случайно, а продуманно и целенаправленно.

В восприятии обстановки места происшествия существенная роль принадлежит также профессиональному (следственному) и жизненному опыту следователя. Опытный, со стажем работы следователь, как правило, быстрее ориентируется на месте происшествия, строив типичные модели случившегося, пользуется уже сложившейся программой поведения, ведет осмотр в определенной последовательности, неоднократно мысленно возвращается к своему прошлому опыту, ищет возможные аналогии, совпадения.

Восприятие следователя при осмотре места происшествия включает в себя работу практически всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и т.д. Значит, результат восприятия будет зависеть от психофизиологического состояния следователя. В этой связи можно сказать, что эффективность осмотра места происшествия прямо пропорциональна активности, целеустремленности, уверенности, сосредоточенности внимания, настойчивости, эмоциональной уравновешенности и психической выносливости следователя. В то же время отсутствие определенных позитивных качеств, неблагоприятное психофизиологическое состояние следователя: утомление, излишнее волнение, растерянность, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, неорганизованность-все это отрицательно сказывается на результатах осмотра места происшествия. Очевидно, что при необходимости проведения осмотра места происшествия, особенно по наиболее общественно опасным, сложным уголовным делам, требуется учитывать указанные обстоятельства.

Профессиональный опыт хорошо дополняется личным, жизненным опытом следователя, позволяющим вернее осмыслить случившееся, разобраться в возможных мотивах преступления, прогнозировать дальнейшие события.

Успешность осмотра места происшествия в немалой степени зависит от криминалистической наблюдательности следователя, представляющей вид профессиональной наблюдательности. Она предполагает умение заметить и выделить такие изменения в окружающей обстановке, поведении людей, которые имеют или могут иметь отношение к событию преступления. Криминалистическая наблюдательность формируется в основном на базе общей, житейской наблюдательности человека (хотя и возможны случаи, когда следователь, обладающий отличной криминалистической наблюдательностью, не способен проявить наблюдательность за пределами своей работы, в обычной жизни). В основе криминалистической наблюдательности лежит умение планомерно, целенаправленно воспринимать все, что имеет или, вполне вероятно, может иметь отношение к событию преступления; такая наблюдательность позволяет обнаруживать и выявлять самые незначительные и незаметные для лиц, не обладающих этим качеством, изменения в обстановке, следы.

Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия реализуется путем планомерного, целенаправленного, продуманного восприятия обстановки. Такое планомерное, преднамеренное, организованное восприятие в психологии называется наблюдением. Для того чтобы повысить эффективность восприятия при осмотре места происшествия, рекомендуется соблюдать определенные правила. До начала осмотра важно получить общее представление об изучаемом событии. Известно, что еще до начала осмотра следователь имеет определенную информацию о случившемся, о том, что произошло и в связи, с чем ему предстоит провести осмотр. Хотя такая первоначальная информация является нередко весьма приблизительной и впоследствии может не найти своего подтверждения, она тем не менее позволяет следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося.

Для получения необходимого общего представления о предполагаемом событии преступления следователь внимательно анализирует поступившую информацию, заслушивает краткие сообщения о случившемся от работников милиции, должностных лиц, очевидцев, свидетелей, потерпевших, других людей, которые первыми обнаружили преступление. В этих же целях целесообразно обойти все место происшествия, определить его границы, основные центры, узлы, наметить план, последовательность осмотра, проведения неотложных действий.

Осмотр места происшествия является одним из наиболее трудоемких, зачастую длительных по времени следственных действий, требующих от следователя больших затрат нервных и физических сил. Поэтому большое значение приобретает психическая и физическая выносливость следователя. Однако решающая роль в процессе осмотра места происшествия принадлежит не столько органам чувств - сенсорному аппарату следователя, сколько его мыслительной деятельности. Необходимость всесторонней, объективной фиксации обстановки не исключает, а предполагает обязательное решение в процессе осмотра места происшествия множества быстро возникающих мыслительных задач, выдвижение и оценку разнообразных предположений, гипотез, версий, построение мысленных моделей случившегося. Именно такая сложная мыслительная деятельность следователя, основанная на правовых, криминалистических, психологических знаниях, профессиональном и жизненном опыте, использовании помощи экспертов, специалистов, других участников этого процессуального действия, на проявлении профессионально необходимых психологических качеств, делает осмотр места происшествия рациональным и эффективным. Такая мыслительная деятельность следователя позволяет определить связь конкретных обнаруженных объектов с расследуемым событием, выявить различные причинные зависимости между обнаруженными явлениями, негативные обстоятельства, выдвинуть версии, распознать возможные инсценировки.

При производстве осмотра места происшествия происходит сочетание сложнейших видов творческой, мыслительной деятельности с решением сложных задач в условиях недостаточной информации, с применением известных стандартных решений, использованием сложившихся умений, навыков, приемов, действий.

К первым видам деятельности можно отнести выдвижение следователем разнообразных предположений, гипотез, версий о характере события, его мотивах, личности правонарушителя, попытки ответить на классические вопросы: что, кто, где, когда, почему? Решая такие задачи, следователь опирается на обнаруженные факты, явления, признаки, использует свои знания, профессиональный, жизненный опыт, способности, порой прибегает к интуитивным догадкам и предположениям.

Второй вид деятельности складывается из совокупности организационных, технических, процессуальных, криминалистических решений и действий, например когда требуется организовать охрану места происшествия, пригласить понятых и т.д.

В ходе осмотра места происшествия следователь вынужден конструировать мысленную модель прошлого события. Она дает возможность сделать целенаправленными процессы восприятия и наблюдения при осмотре места происшествия. Например, при осмотре предполагаемого (в соответствии с реальными обстоятельствами и мысленной моделью) места незаконного пересечения государственной границы следователь ищет следы преступника, орудий преступления. Однако было бы неправильным ограничиваться при осмотре места происшествия поиском следов, соответствующих мысленной модели. Так, в приведенном нами примере вовсе не исключено, что имела место инсценировка нарушения границы на данном участке, чтобы отвлечь внимание и направить следствие по ложному пути расследования.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.