Тема 3. Структура художественного произведения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 3. Структура художественного произведения

2019-12-19 396
Тема 3. Структура художественного произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка.

Курс «Основы науки о литературе» — вводный, он рассчитан на весь первый год обучения (первый и второй семестры). Его цель состоит в том, чтобы подготовить студентов к восприятию и осмыслению широкого круга филологических дисциплин, прежде всего историко-литературных. Необходимым условием для этого является формирование понятийно-терминологического аппарата, методологической и методической базы.

Настоящее методическое пособие поможет сориентироваться студентам как в процессе обучения, так и при подготовке к выполнению контрольных работ, а при необходимости — к экзаменационному собеседованию.

Программа оснащена библиографией — списком основных работ, рекомендуемых студентам по материалу каждой тем курса, и списком дополнительной литературы, помогающей им в углубленном и расширенном освоении теоретических понятий как на первом курсе, так и в дальнейшем ходе обучения на филологическом факультете. Программа предваряется списком справочных, энциклопедических и учебных изданий, а завершается перечнем работ, которые могут послужить образцами монографического анализа произведений (на материале русской классики).

В Оглавлении указаны: темы лекционных и практических занятий — под номерами. Отдельные лекции и практические занятия сопровождены указаниями на дополняющие их занятия и самостоятельную работу.

Курс рассчитан на 18 лекционных часов и на 36 часов практических занятий.


Рекомендуемая литература

Справочная литература.

1. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н. Д. Тамарченко. — М.: Изд. Кулагиной, 2008.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / глав. ред. и сост. А.Н.Николюкин. ‒ М., 2001.

3. Литературный энциклопедический словарь. ‒ М., 1987.

4. Краткая литературная энциклопедия: В 9 тт. ‒ М., Л., 1962‒1978.

5. Мифы народов мира: В 2 тт. ‒ М. Любое издание.

6. Эпштейн М. Проективный словарь гуманитарных наук. — М.: Новое литературное обозрение, 2017.

 

Учебники и учебные пособия:

Основная литература

1. Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец. — М., 2012. Любое издание.

2. Сухих И. Н. Структура и смысл. Теория литературы для всех. — СПб.: Азбука, 2016.

3. Сухих И. Н. Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: учебник для вузов. — СПб., 2014. http://www.novsu.ru/file/1176399

4. Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014. http://www.novsu.ru/file/1317560

5. Теория литературы: В 2 тт. / под ред. Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтмана, В. И. Тюпы. — М.: Академия, 2004. — Т. 1 / под ред. Н. Д. Тамарченко.

6. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия – практикум. — М.: Академия, 2004.

7. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. — М., 2002.

Дополнительная литература:

1. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. ‒ М., 1996.

2. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. ‒ СПб., 1996.

3. Фарино Е. Введение в литературоведение. – СПб., 2004.

4. Кормилов С. И. Основные понятия теории литературы: Литературное произведение. Проза и стих. – М., 2002.

5. Анализ художественного текста. Эпическая проза. Хрестоматия / сост. Н.Д.Тамарченко. ‒ М., 2005.

6. Анализ художественного текста. Лирическое произведение. Хрестоматия / сост. Д. М. Магомедова и С. Н. Бройтман. ‒ М., 2005.

7. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха / сост. В. Е. Холшевников. – М.; СПб., 2005.

Программа лекционного курса и литература к темам

Тема 1. Литература как часть культуры.

Понятие культуры. Социально-исторический, системный характер культуры. Культура в диахроническом аспекте; первоистоки словесного искусства. Понятие архетипа. Важнейшие архетипы, архетипические образы, мотивы, темы; их трансисторичность. Миф, фольклор, художественная словесность в плане диахронии и синхронии.

Основная литература:

1. Культура // Эстетика. Словарь. ‒ М., 1989.

2. Токарев С. А., Мелетинский Е. М. Мифология // Мифы народов мира: В 2 тт. ‒ Т. 1. Вступительная статья; любое издание.

3. Архетип // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 24.

Дополнительная литература:

1. Лотман Ю. М. Введение: Быт и культура // Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. ‒ СПб, 2001.

2. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. ‒ М., 1995.

3. Мелетинский Е. М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов // Литературные архетипы и универсалии / под ред. Е. М. Мелетинского. — М., 2001. С. 73–149.

4. Литература и мифы // Мифы народов мира: В 2 тт. — Т. 2. Любое издание.

См. также: практическое занятие № 5.

 

Тема 2. Литература как вид искусства

Истоки и специфика искусства. Семиотическая, эстетическая и коммуникативная функции искусства.

Понятие художественного образа. Внутренняя структура художественного образа и его свойства. Принцип художественного обобщения. Неисчерпаемость художественного образа. Образ как сотворчество авторского и воспринимающих сознаний.

Художественная словесность среди других искусств. Диалог Лессинга и Гердера: специфика поэзии. Специфика словесного образа, его возможности.

Основная литература:

1. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии // Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014.

2. Гердер И. Г. Критические леса, или Размышления, касающиеся науки о прекрасном и искусства, по данным новейших исследований // Гердер И. Г. Избранные сочинения. ‒ М., Л., 1959. С. 157—160; 174—178. Или: Хрестоматия по теории литературы. ‒ М., 1982. С. 125—131.

3. Шпет Г. Г. Литература // Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014.

4. Образ художественный (Эпштейн М.) // Литературный энциклопедический словарь. ‒ М., 1987.

5. Литература как род деятельности // Теория литературы: В 2 тт. / под ред. Н.Д.Тамарченко, С. Н. Бройтмана, В. И. Тюпы. ‒ М., 2004. ‒ Т. 1 / под ред. Н.Д.Тамарченко. С. 16–24; 43–54; 77–82.

Дополнительная литература:

1. Лихачев Д. С. Заметки об истоках искусства // Контекст — 1985. ‒ М., 1986. С. 15‒20.

2. Литература. Литература и другие виды искусства // Краткая литературная энциклопедия: В 9 тт. — Т. 4. — М., 1967. С. 229‒244.

3. Художественная словесность и другие виды искусства // Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Тамарченко Н. Д., Тюпы В. И., Бройтмана С. Н. – М., 2004. Т. 1. С. 106–123.

4. Тынянов Ю. Н. Иллюстрации // Тынянов Ю. Н Поэтика. История литературы. Кино. ‒ М., 1977. С. 310 – 318.

См. также: самостоятельная работа № 1.

 

Тематика занятия.

Понятие ритма. Строение художественной речи в поэзии и в прозе. Системы стихосложения.

Основная литература:

1. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. — СПб., 2002. С. 3—25; любое другое издание. Или: Холшевников В. Е. Что такое русский стих // Мысль, вооруженная рифмой. Поэтическая антология. — Л., 1984. С. 5—7.

2. Ритм (Гиршман М. М.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 210—211.

Дополнительная литература:

1. Лотман Ю. М. Поэзия и проза // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — М., 1994. С. 71—84.

2. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996. С. 102-135.

 

Тематика занятия.

Мифологическое пространство и мифологическое время. Мифологическая картина мира.

Художественный текст для анализа: глава «Сон Обломова» из романа И. А. Гончарова «Обломов».

Основная литература:

1. Токарев С. А., Мелетинский Е. М. Мифология // Мифы народов мира: в 2 т. — Т. 1. Вступительная статья; любое издание.

2. Модель мира. Пространство. Время мифическое // Мифы народов мира: в 2 т. М. Любое издание. Т. 1 – 2.

Дополнительная литература:

Литература и мифы // Мифы народов мира: в 2 тт. — Т. 2. Любое издание.

 

Тематика занятия.

Художественная речь: основные подходы к изучению. Поэтический образ «готовый» и семантически «открытый».

Структура сравнения, разновидности сравнений. Логическое определение и постоянный эпитет, поэтическое определение. Тропы. Сравнение и метафора. Метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, перифраз, ирония.

Основная литература:

1. Томашевский Б. В. Элементы стилистики // Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. ‒ М., 1996. С. 51‒66.

2. Эйхенбаум Б. М. О художественном слове // Эйхенбаум Б. М. О литературе. — Л., 1987. С. 331—343.

Дополнительная литература:

1. Жирмунский В. М. К вопросу об эпитете // Жирмунский В. М. Теория литература. Поэтика. Стилистика. ‒ Л., 1977. С. 355‒361.

2. Средства, способы и приёмы словесно-художественного творчества // Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русское слово в лирике XIX века. 1840 – 1900. ‒ М., 2010. С. 121–171.

3. Слово (речь) как материал художественного произведения // Теория литературы: В 2 тт. / под ред Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтмана, В. И.Тюпы. ‒ М., 2004. ‒ Т. 1 / под ред. Н. Д. Тамарченко. С. 124–171.

4. Ермилова Е. В. Метафоризация мира в поэзии ХХ века // Контекст - 1976. ‒ М., 1977. С. 160‒177.

5. Некрасова Е. А. Сравнения // Языковые процессы современной русской художественной литературы. ‒ М., 1977. С. 240‒295.

6. Эткинд Е. Г. Метафора // Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. ‒ М., 1970. С. 120‒162.

 

Тематика занятия.

Внутренний мир произведения; художественное пространство, художественное время. Понятие хронотопа. Мир и его свойства как предмет изображения. Предметный мир.

Концептуально-тематический уровень литературного произведения.

Основная литература:

1. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. — М., 1968. № 8.

2. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988. С. 251– 292.

3. Фарино Е. Предметный мир, организующий характер текста // Фарино Е. Введение в литературоведение – СПб., 2004. (Задание: Прочесть одну из перечисленных главок: «Природа», «Свет. Темнота», «Звук. Тишина», «Цвет», «Запах», «Форма. Фактура», «Движение». Выписать основные положения).

4. Томашевский Б. В. Выбор темы // Томашевский Б. В.Теория литературы. Поэтика. — М., 1996. С. 176– 179.

Дополнительная литература:

1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. С. 234– 407.

2. Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. — Рига, 1988.

3. Чудаков А. П. Предметный мир // Чудаков А. П. Поэтика Чехова. — М., 1971. С. 138– 187.

См. также: самостоятельная работа № 5.

 

Тематика занятия.

Структура литературного героя. Поэтическая ономастика.

 

Основная литература:

1. Гинзбург Л. Я. Структура литературного героя // Гинзбург Л. Я. О литературном герое. — Л., 1979. С. 89—149. Или: Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014.

Дополнительная литература:

1. Фарино Е. Литературные персонажи // Фарино Е.Введение в литературоведение. — СПб., 2004. С. 105– 276.

2. Персонаж (Чернец Л. В., Исакова И. Н.). Портрет (Юркина Л. А.). Пейзаж (Себина Е. Н.) // Введение в литературоведение. — М., 2004. С. 197– 217; 251– 263; 264– 285.

3. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — Л., 1983. С. 113– 115.

 

Тематика занятия.

Композиция как универсальное эстетическое понятие.

Текстовая композиция, ее роль в формировании ценностной картины мира произведения. Аспекты текстовой композиции (последовательность изображения, степень детализации). Графическая разбивка текста как композиционный прием. Рамочный текст и его компоненты. Имя автора, заглавие, подзаголовок, эпиграф, посвящение; предисловие, послесловие; названия частей, глав; оглавление.

Речевая композиция. Речь изображенная (диалог, монолог) и речь изображающая. Повествование, описание, характеристика; вставные рассказы и письма, лирические и философские отступления. Формы повествования от 1-го лица, от 3-го лица, несобственно-прямая речь, сказ.

Крупные композиционные формы. Предыстория, экспозиция, основная история, сцены и эпизоды, финал, эпилог. Роль и место причинно-следственных и временных связей в композиционной организации произведения. Монтаж. Деление произведения на части, главы, тома и характер их соотнесения.

Художественный текст для анализа: повесть А. С. Пушкина «Выстрел» из цикла «Повести Белкина».

 

Основная литература:

1. Композиция // Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.

2. Аспекты композиции (Чернец Л. В.). Рама (Ламзина А. В.) // Введение в литературоведение. — М., 2004. С. 322—389; С. 103–118.

3. Диалог. Монолог (Кравченко Э. Я.). Монтаж в литературе (Фаустов А. А.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 56—57; 128—129; 130.

 

Тематика занятия.

Понятия фабулы и сюжета. Их структура: экспозиция, завязка, развитие действия, перипетия, кульминация, развязка. Конфликт и коллизия; интрига. Мотивы словесные — предметные (хронотопические) — фабульные и сюжетные — персонажные — тематические.

Художественный текст для анализа: стихотворение Н. А. Некрасова «Зелёный Шум» (1862).

 

Основная литература:

1. Томашевский Б. В. Фабула и сюжет // Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996. С. 179—190.

2. Мотив (Силантьев И. В.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 130—131.

Дополнительная литература:

1. Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: В 2тт. — М., 1964. Т. 2. С. 408—426.

2. Чудаков А. П. Фабула и сюжет // Чудаков А. П. Поэтика Чехова. — М., 1971. С. 188—244.

3. Сюжет в лирике Лермонтова (Веденяпина Э. А.) // Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981. С. 557—558.

4. Манн Ю. В. Структура конфликта в романтической поэме // Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. — М., 1976. С. 99—141.

 

Тематика занятия.

Понятие о субъекте текста. «Точка зрения» как проблема композиции. Типы точек зрения, их функции. Основные формы повествования (несобственно-прямая речь, повествование от первого лица, повествование от третьего лица, стилизация, сказ).

Художественный текст для анализа: повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина и «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого.

Основная литература:

1. Корман Б. О. Эпическое произведение // Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. — М., 1972. С. 20—56.

2. Успенский Б. А. Поэтика композиции // Успенский Б. А. Семиотика искусства. — М., 1995. С. 9—220.

3. Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014. С. 284 – 305. http://www.novsu.ru/file/1317560

4. Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014. С. 306 – 329. http://www.novsu.ru/file/1317560

Дополнительная литература:

1. Автор (Тамарченко Н. Д.). Несобственно-прямая речь (Кравченко Э. Я.). Повествователь (Тамарченко Н. Д.). Повествовательная ситуация (Лобанова Г. А.). Полифония (Магомедова Д. М.). Рассказчик (Тамарченко Н. Д.). Сказ (Кравченко Э. Я.). Точка зрения (Тамарченко Н. Д.). // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 11—14; 145; 167—169; 169; 174—176; 202—203; 233—235; 266—267.

2. Манн Ю. В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М., 1994. С. 431—480.

 

Тематика занятия.

Композиция лирического стихотворения.

Художественный текст для анализа: стихотворение А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829).

Основная литература:

1. Холшевников В. Е. Анализ композиции лирического произведения // Анализ одного стихотворения. — Л., 1985. С. 5—48.

2. Бройтман С. Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М., 2008. С. 33—44.

Дополнительная литература

1. Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений // ЖирмунскийВ.М. Теория стиха. — Л., 1975. С. 433—536.

2. Анализ одного стихотворения. — Л., 1985.

3. Поэтический строй русской лирики. — Л., 1973.

 

Тематика занятия.

Драматический текст. Драматическое действие как внутренне и внешнее.

Художественный текст для анализа: «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого.

Основная литература

1. Хализев В. Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. — Л., 1988. С. 6—27.

2. Драма (Хализев В. Е.) // Введение в литературоведение. — М., 2004. С. 147—153.

Дополнительная литература:

1. Композиция драматургическая. Действие. Действие словесное. Внутреннее действие. Внешнее действие. Фабула. Интрига. Экспозиция. Развитие действия. Пауза. Поворот действия. Развязка. Концовка. Драматический текст. Основной текст. Ремарочный текст. Мизансцена. Связки сценические // Пави Патрис. Словарь театра. — М., 1991.

2. Действие. Интрига (Ищук-Фадеева Н. И.). Конфликт драматический (Тамарченко Н. Д.). Ремарка (Польшикова Л. Д.). Реплика (Кравченко Э. Я.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 52—53; 83; 104—105; 206; 207.

 

Тематика занятия.

Идиллия, послание, элегия: динамика лирических жанров. Жанровый канон.

Художественный текст для анализа: стихотворения А. С. Пушкина «Домовому» (1819) и «Пора, мой друг, пора!» (1834).

Основная литература:

1. Проблемы динамики лирических жанров // Теория литературы: В 2 тт. / под ред Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтмана, В. И. Тюпы. ‒ М., 2004. ‒ Т. 1 / под ред. Н. Д. Тамарченко. С. 431—442.

2. Козлов В. И. Использовать при прочтении. О жанровом анализе лирического произведения // Вопросы литературы. 2011. № 1—2.

Дополнительная литература:

1. Анализ художественного текста. Лирическое произведение. Хрестоматия / сост. Д. М. Магомедова и С. Н. Бройтман. ‒ М., 2005. С. 312—330.

2. Маркова Т. Авторские жанровые традиции в современной русской прозе как показатель кризиса жанрового сознания // Вопросы литературы. 2011. № 1.

 

Тематика занятия.

Методы современного литературоведения. Историко-типологический метод; принцип историзма. Структурно-описательный метод; принцип системности. Сравнительно-статистические методы в литературоведении. Проблема границ и возможностей литературоведческих методов анализа.

Русский формализм. Литературоведческие направления ХХ века.

Основная литература:

1. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. — Л., 1986.

2. Гинзбург Л. Я. Об историзме и о структурности (теоретические заметки). Разговор о литературоведении // Гинзбург Л. Я. О старом и новом. — Л., 1982. С. 4—15, 43—59.

3. Лотман Ю. М. Задачи и методы структурного анализа поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки. — СПб,. 1996. С. 25—31.

4. Руднев В. П. Остранение. Постструктурализм. Семиотика». Структурная поэтика. Формальная школа // Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.

Дополнительная литература:

1. Нарратология (Тюпа В. И.). Постмодернизма поэтика. Поструктурализм и поэтика (Миловидов В. А.). Структурализм в поэтике (Шатин Ю. В.). Формальный метод в поэтике (Кулишкина О. Н., Полубояринова Л. Н.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008.

2. Щеглов Ю. К. О порождающем подходе к тематике: поэтика выразительности и современная критическая теория // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. — М., 1996. С. 20—36.

 

Самостоятельная работа

№ 1.

Задание: по теме «Язык искусства» составить конспект либо одной работы (П. А. Флоренского), либо двух других работ (по выбору из нижеследующего списка – под №№ 2-4):

1. Флоренский П. А. Обратная перспектива // Флоренский П. А. Иконостас. Избранные труды по искусству. — СПб., 1993. С. 177—273. Или: Флоренский П. А. У водоразделов мысли. — М., 1990. Любое другое издание.

2. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. — М., 1970. С. 38—66.

3. Ястребова Н. А. Пространственно-тектонические основы архитектурной образности // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974. С. 220—229.

4. Громов М. Н. О философской семантике архитектуры // Общественная мысль: Исследования и публикации. Вып. 2. ‒ М., 1990. С. 72‒84.

 

№ 2.

Задание: самостоятельно освоить тему «Интонационно-строфическая организация стихотворения».

Понятия: Строфа, двустишие, терцины, катрен, секстина, октава, одическая строфа, балладная строфа, онегинская строфа, сонет, триолет, рондо, газель.

Основная литература:

1. Холшевников В. Е. Строфика. Интонационно-ритмический строй // Холшевников В. Е. Основы стиховедения. — М., 2002. С. 113-194.

Дополнительная литература:

1. Гаспаров М. Л. Строфика // Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х —1925-х годов в комментариях. — М., 1993. С. 151—220.

2. Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского литературного стиха // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. — Л., 1969. С. 327—511.

3. Холшевников В. Е. Типы интонации русского классического стиха // Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. — Л., 1991. С. 85—122.

 

№ 3.

Задание 1: приготовиться к терминологическому диктанту.

Список основных понятий: архаизмы, историзмы, неологизмы, окказионализмы, варваризмы, жаргонизмы, диалектизмы, просторечия, вульгаризмы, инверсия, эллипс, анаколуф, оксюморон, эвфония, аллитерация, консонанс, ассонанс.

Основная литература:

Поэтический словарь (Клинг О. А.). Поэтический синтаксис. Фигуры. Фоника// Введение в литературоведение. — М., 2004. С. 389–403; 442–455; 455–467.

 

№ 4.

Задание: законспектировать работы по теме «Текст. Интертекст. Поэтическая графика». Особое внимание необходимо обратить на следующие понятия: «художественный текст», «контекст», «аллюзия», «парафраза», «цитата», «интертекстуальность», «вариативность текста», «поэтическая графика».

Основная литература:

1. Вариативность текста (Доманский Ю. В.). Интертекстуальность (Миловидов В. А.). Текст художественный (Фоменко И. В.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 33; 80—82; 260—262.

2. Поэтическая графика (Семенов В. Б.) // Введение в литературоведение. — М., 2004. С. 467–477.

 

№ 5.

Задание: прочесть указанную ниже статью Ю. М. Лотмана, выписать основные положения и основные пространственные оппозиции; проанализировать художественное пространство в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» (1876).

Основная литература:

Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988. С. 251—292.


 

Пояснительная записка.

Курс «Основы науки о литературе» — вводный, он рассчитан на весь первый год обучения (первый и второй семестры). Его цель состоит в том, чтобы подготовить студентов к восприятию и осмыслению широкого круга филологических дисциплин, прежде всего историко-литературных. Необходимым условием для этого является формирование понятийно-терминологического аппарата, методологической и методической базы.

Настоящее методическое пособие поможет сориентироваться студентам как в процессе обучения, так и при подготовке к выполнению контрольных работ, а при необходимости — к экзаменационному собеседованию.

Программа оснащена библиографией — списком основных работ, рекомендуемых студентам по материалу каждой тем курса, и списком дополнительной литературы, помогающей им в углубленном и расширенном освоении теоретических понятий как на первом курсе, так и в дальнейшем ходе обучения на филологическом факультете. Программа предваряется списком справочных, энциклопедических и учебных изданий, а завершается перечнем работ, которые могут послужить образцами монографического анализа произведений (на материале русской классики).

В Оглавлении указаны: темы лекционных и практических занятий — под номерами. Отдельные лекции и практические занятия сопровождены указаниями на дополняющие их занятия и самостоятельную работу.

Курс рассчитан на 18 лекционных часов и на 36 часов практических занятий.


Рекомендуемая литература

Справочная литература.

1. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н. Д. Тамарченко. — М.: Изд. Кулагиной, 2008.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / глав. ред. и сост. А.Н.Николюкин. ‒ М., 2001.

3. Литературный энциклопедический словарь. ‒ М., 1987.

4. Краткая литературная энциклопедия: В 9 тт. ‒ М., Л., 1962‒1978.

5. Мифы народов мира: В 2 тт. ‒ М. Любое издание.

6. Эпштейн М. Проективный словарь гуманитарных наук. — М.: Новое литературное обозрение, 2017.

 

Учебники и учебные пособия:

Основная литература

1. Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец. — М., 2012. Любое издание.

2. Сухих И. Н. Структура и смысл. Теория литературы для всех. — СПб.: Азбука, 2016.

3. Сухих И. Н. Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: учебник для вузов. — СПб., 2014. http://www.novsu.ru/file/1176399

4. Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014. http://www.novsu.ru/file/1317560

5. Теория литературы: В 2 тт. / под ред. Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтмана, В. И. Тюпы. — М.: Академия, 2004. — Т. 1 / под ред. Н. Д. Тамарченко.

6. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия – практикум. — М.: Академия, 2004.

7. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. — М., 2002.

Дополнительная литература:

1. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. ‒ М., 1996.

2. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. ‒ СПб., 1996.

3. Фарино Е. Введение в литературоведение. – СПб., 2004.

4. Кормилов С. И. Основные понятия теории литературы: Литературное произведение. Проза и стих. – М., 2002.

5. Анализ художественного текста. Эпическая проза. Хрестоматия / сост. Н.Д.Тамарченко. ‒ М., 2005.

6. Анализ художественного текста. Лирическое произведение. Хрестоматия / сост. Д. М. Магомедова и С. Н. Бройтман. ‒ М., 2005.

7. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха / сост. В. Е. Холшевников. – М.; СПб., 2005.

Программа лекционного курса и литература к темам

Тема 1. Литература как часть культуры.

Понятие культуры. Социально-исторический, системный характер культуры. Культура в диахроническом аспекте; первоистоки словесного искусства. Понятие архетипа. Важнейшие архетипы, архетипические образы, мотивы, темы; их трансисторичность. Миф, фольклор, художественная словесность в плане диахронии и синхронии.

Основная литература:

1. Культура // Эстетика. Словарь. ‒ М., 1989.

2. Токарев С. А., Мелетинский Е. М. Мифология // Мифы народов мира: В 2 тт. ‒ Т. 1. Вступительная статья; любое издание.

3. Архетип // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 24.

Дополнительная литература:

1. Лотман Ю. М. Введение: Быт и культура // Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. ‒ СПб, 2001.

2. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. ‒ М., 1995.

3. Мелетинский Е. М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов // Литературные архетипы и универсалии / под ред. Е. М. Мелетинского. — М., 2001. С. 73–149.

4. Литература и мифы // Мифы народов мира: В 2 тт. — Т. 2. Любое издание.

См. также: практическое занятие № 5.

 

Тема 2. Литература как вид искусства

Истоки и специфика искусства. Семиотическая, эстетическая и коммуникативная функции искусства.

Понятие художественного образа. Внутренняя структура художественного образа и его свойства. Принцип художественного обобщения. Неисчерпаемость художественного образа. Образ как сотворчество авторского и воспринимающих сознаний.

Художественная словесность среди других искусств. Диалог Лессинга и Гердера: специфика поэзии. Специфика словесного образа, его возможности.

Основная литература:

1. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии // Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014.

2. Гердер И. Г. Критические леса, или Размышления, касающиеся науки о прекрасном и искусства, по данным новейших исследований // Гердер И. Г. Избранные сочинения. ‒ М., Л., 1959. С. 157—160; 174—178. Или: Хрестоматия по теории литературы. ‒ М., 1982. С. 125—131.

3. Шпет Г. Г. Литература // Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014.

4. Образ художественный (Эпштейн М.) // Литературный энциклопедический словарь. ‒ М., 1987.

5. Литература как род деятельности // Теория литературы: В 2 тт. / под ред. Н.Д.Тамарченко, С. Н. Бройтмана, В. И. Тюпы. ‒ М., 2004. ‒ Т. 1 / под ред. Н.Д.Тамарченко. С. 16–24; 43–54; 77–82.

Дополнительная литература:

1. Лихачев Д. С. Заметки об истоках искусства // Контекст — 1985. ‒ М., 1986. С. 15‒20.

2. Литература. Литература и другие виды искусства // Краткая литературная энциклопедия: В 9 тт. — Т. 4. — М., 1967. С. 229‒244.

3. Художественная словесность и другие виды искусства // Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Тамарченко Н. Д., Тюпы В. И., Бройтмана С. Н. – М., 2004. Т. 1. С. 106–123.

4. Тынянов Ю. Н. Иллюстрации // Тынянов Ю. Н Поэтика. История литературы. Кино. ‒ М., 1977. С. 310 – 318.

См. также: самостоятельная работа № 1.

 

Тема 3. Структура художественного произведения

Идея целостности как одна из фундаментальных в истории культуры. Художественное произведение как целое. Философско–эстетический и системно–структурный подходы в изучении целостности художественного произведения. Единство художественного произведения как «развертывающаяся динамическая целостность» (Ю. Н. Тынянов).

Структура литературного произведения (наличие разнородных уровней и плоскостей).

Речевой уровень. Лексические пласты языка; общеупотребительная лексика и стилистически окрашенная. Тропы. Поэтический синтаксис.

Понятие ритма, его организующая роль. Строение художественной речи в поэзии и в прозе. Историческое соотношение поэзии и прозы. Поэзия как исторически первая речевая художественная система. Слово в поэзии и в прозе.

Художественный мир произведения, изображаемый автором и воспринимаемый читателем; его базовые структурные уровни (пространство, время; персонажи [герои] и их взаимодействие между собой [фабула, сюжет], предметный мир).

Композиционный уровень.

Авторский идеологический и собственно идейный уровень.

 

Основная литература:

1. Сухих И. Н. Структура литературного произведения. Вертикали и горизонтали // Сухих И. Н. Структура и смысл. Теория литературы для всех. — СПб.: Азбука, 2016. С. 120 – 311.

2. Лотман Ю. М. Поэзия и проза // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — М., 1994. С. 71—84.

3. Гиршман М. М. Проза. Ритм // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 188—191; 210—211. Или: Проза (Гиршман М. М.) // Введение в литературоведение/ под. ред. Л. В. Чернец. — М., 2004. С. 434—442.

4. Бахтин М. М. Слово в романе // М. Бахтин Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 72 – 233.

5. Лихачев Д. С. Избранные работы: В 3 тт. — Л., 1987. Т. 1. С. 490—629; 629—647.

6. Художественное время и художественное пространство (Роднянская И. Б.) // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

7. Чудаков А. П. Предметный мир (К проблемам категорий исторической поэтики) // Историческая поэтика. — М., 1986. С. 251—291. Или: Чудаков А. П. Предметный мир // Чудаков А. П. Поэтика Чехова. — М., 1971. С. 138—187.

8. Гинзбург Л. Я. Структура литературного героя // Гинзбург Л. Я. О литературном герое. — Л., 1979. С. 89—149. Или: Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014.

9.

Дополнительная литература:

1. Структура художественная (Шатин Ю. В.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 254—255.

2. Слово (речь) как материал художественного произведения // Теория литературы: В 2 тт. / под ред. Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтмана, В. И. Тюпы. ‒ М.: Академия, 2004. ‒ Т. 1 / под ред. Н. Д. Тамарченко. С. 124–171.

3. Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. — М., 2002.

4. Кочешкова Л. Е. Проблема художественной целостности в истории взаимодействия литературоведческой и философской мысли // Русская литература и внелитературная реальность: Историко-литературный сборник. — СПб., 2004. С. 172—179.

5. Цикл (Дарвин М. Н.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 292—293.

См. также: 1) практические занятия № 1—4, 6—11;

2) самостоятельная работа № 4—5.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.199 с.