Тема 4. Структура литературы как вида искусства: литературные жанры — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 4. Структура литературы как вида искусства: литературные жанры

2019-12-19 241
Тема 4. Структура литературы как вида искусства: литературные жанры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жанр как тип построения и завершения целого. Исторический характер жанра и проблема жанрового канона. Жанровая традиция. Жанровая система. Жанровые признаки.

 

Основная литература:

1. Жанр // Литературный энциклопедический словарь. ‒ М., 1987.

2. Жанр. Жанровая система (Тамарченко Н. Д.). Канон жанровый (Артёмова С. Ю.). Канонические жанры (Тамарченко Н. Д.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 69—71; 71; 90; 90—91.

Дополнительная литература:

1. Аверинцев С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. — М., 1986. С. 104—116. Или: Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996. С. 101—114.

 

Тема 5. Структура литературы как вида искусства: литературные роды

Родовая дифференциация словесного художественного творчества. Эпос и пластические (пространственные) искусства. Лирика и музыка (временные искусства). Драма и зрелищные (пространственно-временные) искусства.

Взаимодействие родовых начал в пределах одного произведения и русле исторического развития литературы.

Эпос, его специфика. Предмет эпического изображения (система событий) и автор. Повествование, его типы и формы. Основные виды эпических произведений (эпопея, роман, новелла, повесть, очерк, басня и др.). Роман как эпос нового времени.

Лирика, ее специфика. Душевное переживание как предмет лирического изображения. Формы выражения лирического сознания. Лирический герой. Лирика и стиховая организация текста. Виды лирики.

Драма как специфическая разновидность словесного искусства, ее ориентация на зрелищное восприятие. Природа драматического конфликта. Драматическое действие как специфическая характеристика драматического произведения. Речевая организация драматического произведения. Автор в драме. Драма для чтения и для постановки на сцене. Драматический текст.

Виды драмы (трагедия, комедия, драма). Жанровая система драмы нового времени.

Взаимодействие родовых начал в пределах одного произведения и русле исторического развития литературы.

Основная литература:

1. Бахтин М. М. Эпос и роман // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. С. 447—483. Или: Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014.

2. Гинзбург Л.Я. О лирике. — Л., 1980.

3. Сильман Т. И. Семантическая структура лирического стихотворения // Сильман Т. И. Заметки о лирике. — Л., 1977. Или: Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014.

4. Эпос. Лирика (Хализев В. Е.) Лирический субъект (Бройтман С.Н.) // Введение в литературоведение. — М., 2004. С. 142—147; 153—161; 310—322.

5. Драма (Ищук-Фадеева Н. И.). Лирика (Бройтман С. Н.). Род. Роман (Тамарченко Н. Д.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 64—66; 109—112; 213—214; 215—216.

6. Петровский М. А. Морфология новеллы // Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014.

Дополнительная литература:

1. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. — М., 1972.

2. Хализев В. Е. Драма как род литературы. — М., 1986.

3. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — М., 1977. С. 55—79.

4. Субъектная структура лирического произведения. Средние формы: новелла, повесть, рассказ // Теория литературы: В 2 тт. / под ред. Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтмана, В. И. Тюпы. ‒ М., 2004. ‒ Т. 1 / под ред. Н. Д. Тамарченко. С. 341—347; 387—408.

 

Тема 6. Литературный процесс: историко-эволюционный аспект литературной жизни.

Взаимосоотносимость между литературными произведениями. Художественные контексты: книги, цикла, авторского творчества, национальной и мировой литератур.

Литературная традиция. Взаимодействие традиционного с новаторским как движущая сила эстетического развития. Понятие генезиса и эволюции художественного развития. Память литературы как культурный феномен.

Проблема классической и массовой литературы.

Основная литература:

1. Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. С. 270—281.

2. Дубин Б. В. Словесность классическая и массовая: литература как идеология и литература как цивилизация // Дубин Б. В. Слово – письмо – литература. - М., 2001. С. 306—323.

3. Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 тт. — Таллинн,1992. Т. 1. С. 203—215.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.