Практика бхаджаны и лучшее место для занятий бхаджаной — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Практика бхаджаны и лучшее место для занятий бхаджаной

2019-12-19 128
Практика бхаджаны и лучшее место для занятий бхаджаной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

तन्नाम-रूप-चरितादि-सुकीर्तनानु-
स्मृत्यो: क्रमेण रसनामनसी नियोज्य ।
तिष्ठन्‌ ब्रजे तदनुरागि-जनानुगामी
कालं नयेदखिलमित्युपदेशसारम्‌ ॥८॥

 

тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану -
смртйох крамена расана-манаси нийоджйа
тиштхан врадже тад-анураги-джананугами
калам найед акхилам итй упадеша-сарам

 

тиштхан враджв — живя во Врадже; анугамй — как последователь; анураги-джана — вечных жителей Враджи, которым присуща спонтанная любовь; тат — к Нему (Шри Кришне); калам найвт — следует использовать все свое время; нийоджйа — занимая; расана — язык; манасй — и ум; крамвна — последовательно; сукйртана анусмритйох — во внимательном повторении и памятовании; нама-рупа-чарита-ади — имен, образа, качеств и развлечений; тат — Его (Враджендра-нанданы Шри Кришны); ити — только это; сарам — суть; акхилам — всех; упадвша — наставлений.

 

Преданный должен жить во Врадже и, следуя вечным обитателям Враджи, которым присуща спонтанная любовь к Шри Кришне, посвятить все свое время тому, чтобы последовательно занимать свой язык и ум повторением и памятованием имен и описаний образа, качеств и развлечений Кришны. В этом суть всех наставлений.

 

Упадеша-пракашика-тика

 

У начинающего садхаки могут возникнуть вопросы: «Где следует жить, чтобы заниматься преданным служением, прежде всего повторением имени Шри Кришны, и как это правильно делать?» Данный стих, содержащий суть всех наставлений, отвечает на эти вопросы. Общепринятое значение имени «Кришна» основывается на значении глагольного корня криш, «привлекать, притягивать». Кришна известен как тот, кто привлекает сердца всех существ в целом мире. Во Врадже Его называют Йашода-нандана, «радость Йашоды». Поэтому преданные должны посвятить все время тому, чтобы занимать свой язык киртаной, прославляющей имя, образ, качества и развлечения Шри Кришны, а свой ум памятованием о Кришне. Они должны жить только во Враджа-мандале и следовать возвышенным преданным.

Как следовать преданным? Для этого существует два вида преданного служения: вайдхи (служение, основанное на предписаниях шастр) и рагануга (спонтанное служение). Им соответствуют два типа садхаков: идущие путем вайдхи и путем рагануги. Из этих двух категорий преданных особенно надо стремиться следовать рагануга-бхактам. Тад-анураги-джананугами означает следовать близким вечным спутникам Шри Кришны, которые участвуют в Его враджа-лиле. Кришна-бхакти необходимо развивать под руководством расика-гуру, которые сами следуют близким вечным спутникам Шри Враджендра-нанданы, совершающего Свои лилы в человеческом образе.

 

Пийуша-варшини-вритти

 

Этот стих описывает метод бхаджаны и лучшее место для занятий бхаджаной. Исполнившись решимости неотступно следовать постепенному пути садханы, садхака должен использовать каждое мгновение своей жизни, чтобы занимать язык прекрасной киртаной, прославляющей имена, образ, качества и развлечения Шри Кришны, и затем занимать ум смараной, памятованием о них. Это следует делать, живя во Врадже, под руководством преданного, погруженного во враджа-расу. Такая манаса-сева, служение в уме, целиком основана на мысленном пребывании в вечном Вриндаване.

 

Анувритти

 

Следуя предписаниям, изложенным в предыдущих стихах, садхака должен отвлечь свой ум от всего, что не связано со Шри Кришной, и занять свой язык киртаной во славу намы, рупы, гуны и лилы Кришны. Тогда со временем его ум сможет погрузиться в смарану, постоянное памятование Кришны. Он должен поселиться во Врадже и все свое время посвящать служению под руководством преданных, поглощенных враджа-расой. Такова суть всех наставлений.

В практике преданного служения садхака сначала проходит стадию слушания (шравана-даша). На этой стадии он слушает кришна-наму и рассказы о качествах, образе и развлечениях Кришны. Постепенно, по мере углубления в эту практику, садхака становится более зрелым и достигает стадии варана-даша. На этой стадии он начинает совершать киртану, воспевая то, что он слышал. Совершая киртану в особом настроении преданности, которое он в себе развивает, садхака переходит на стадию памятования (смарана-даша). На этой стадии он проходит через пять промежуточных ступеней: смарана, дхарана, дхйана, анусмрити и самадхи. Смарана — это медитация, во время которой ум иногда отвлекается. Дхарана — та же самая смарана, только без отвлечений. Дхйана — это непрерывное мысленное созерцание объекта медитации. Постоянная дхйана называется анусмрити. А когда медитация становится свободной от всякого рода препятствий и совершенно непрерывной, ее называют самадхи. После смарана-даши наступает стадия апана-даша. На ней садхака осознаёт свою чистую духовную сущность. На следующей стадии, именуемой сампатти-даша, он достигает васту-сиддхи: покинув материальное тело, он получает духовное тело и обретает свое вечное служение в духовной обители.

Когда преданный, идущий путем вайдхи-бхакти, отбрасывает все свои многочисленные материальные желания и совершает бхаджану, следуя наставлениям шастр, сад-гуру и вайшнавов, он начинает чувствовать вкус к бхаджане (ручи). С появлением ручи преданный переходит с пути вайдхи-бхакти на путь рагануга-бхакти.

рагатмика-бхакти ‘мукхйа’ враджа-васй-джане
тара анугата-бхактира ‘рагануга’-наме

«Преданность, суть которой заключается в вечной спонтанной привязанности (раге), называется рагатмика-бхакти. Такая преданность превосходит все виды бхакти и проявляется главным образом у вечных жителей Враджи. Практика следования настроению рагатмика-бхакт, называется рагануга-бхакти» (Ч.-ч., Мадхйа, 22.149).

иштв сварасикй рагах парамавиштата бхаввт тан-майй йа бхаввд бхактих сатра рагатмикодита

«Неутолимая любовная жажда (премамайи-тришна) по отношению к объекту любви (Шри Кришне), которая приводит к появлению спонтанной и очень глубокой сосредоточенности (сварасики парам-авиштата) на этом объекте, называется рага. Такое рага-майи-бхакти, то есть служение (например, нанизывание гирлянд), проникнутое глубокойрагой, называетсярагатмика-бхакти» (Б.-р.-с., 1.2.272).

рагамайй-бхактира хайа ‘рагатмика’ нама таха шуни’ лубдха хайа кона бхагйаван

«Бхакти, целиком состоящее из раги, называется рагатмика. Удачлив тот преданный, который, услышав об этом бхакти, жаждет обрести его» (Ч.-ч., Мадхйа, 22.152).

лобхв враджа-васйра бхавв карв анугати шастра йукти нахи манв раганугара пракрти

«Когда человек идет по стопам вечных жителей Враджи (враджаваси), жадно стремясь развить их настроение преданности, он не зависит от предписаний шастр или доводов рассудка. Такова природа спонтанной преданности» (Ч.-ч., Мадхйа, 22.153).

бахйа, антара ихара дуи та’ садхана ‘бахйа’ садхака-двхв карв шравана-кйртана ‘манв’ ниджа-сиддха-двха карийа бхавана ратри-динв карв враджв кршнвра сввана

«Садхана на пути рагануга-бхакти бывает двух видов: внешняя (бахйа) и внутренняя (антара). Внешне, в своей садхака-дехе, физическом теле, преданный занимается слушанием и повторением, а внутренне, созерцая свое совершенное, духовное, тело, день и ночь служит Шри Кришне во Врадже» (Ч.-ч., Мадхйа, 22.156-157).

свва садхака-рупвна сиддха-рупвна чатра хи тад бхава липсуна карйа враджа-локанусаратах

«Садхака, развивший лобху, жадное стремление к рагануга-бхакти, должен служить Шри Кришне как в садхака-рупе, так и в сиддха-рупе, следуя бхаве вечных жителей Враджи (враджа-парикара), обладающих тем настроением, которое садхака стремится обрести» (Б.-р.-с., 1.2.295). Садхака-рупа — это нынешнее физическое тело преданного, а сиддха-рупа — его духовное тело, которое он созерцает в медитации и которое позволяет ему служить Кришне так, как он того желает.

ниджабхйшта кршна-првштха пачхвта’ лагийа нирантара свва карв антармана хана

«Вечных жителей Враджи именуют кришна-прештха, ибо они очень дороги Шри Кришне. Среди преданных Кришны те, кто обладает настроением, которое садхака жаждет развить, называются ниджабхишта кришна-прештха. Идя по стопам этих возлюбленных преданных Кришны, садхака должен постоянно мысленно служить Кришне в своем духовном теле, которое он созерцает в медитации» (Ч.-ч., Мадхйа, 22.159).

кршнам смаран джанам часйа првштхам ниджа-самйхитам тат-тат-катха-раташ часау курйад васам враджв сада

Суть этого стиха состоит в том, что садхака, следуя своей бхаве, должен помнить Шри Кришну вместе с тем Его вечным спутником, чье настроение он стремится развить. Он должен погрузиться в повторение имен Шри Кришны, которые связаны с Его лилами во Врадже, и слушать рассказы об этих лилах. При этом данные имена и лилы должны соответствовать желаниям садхаки, связанным с его вечным служением. И наконец, этой практикой следует заниматься, живя во Врадже.

даса-сакха-питради-првйасйра гана рага-маргв ниджа-ниджа-бхаввра ганана

«На пути спонтанной преданности есть четыре настроения служения: слуги, друга, родителя и возлюбленной».

Те, кто желает служить Кришне в нейтральных отношениях (шанта-расе), должны стремиться стать Его коровой, посохом, буйволиным рожком, флейтой, деревом кадамба и т. п. Те, кто желает служить в отношениях слуги и господина (дасйа-расе), должны следовать слугам Кришны во Врадже, таким, как Рактака и Патрака. Преданные, желающие служить Кришне в родительских отношениях (ватсалйа-расе), должны стать последователями Шри Нанды и Йашоды, а те, кто желает служить Ему в любовных отношениях (мадхурйа-расе), должны следовать гопи, таким, как Лалита и Вишакха. Живя во Врадже, садхака должен погрузиться в слушание повествований о вечных спутниках Кришны, обладающих тем настроением служения, которое садхака стремится развить.

Нет места для занятий бхаджаной, посвященной Шри Радхе и Кришне, лучше, чем Враджа-мандала. Поэтому даже такие великие преданные, как Брахма и Уддхава, молятся, чтобы родиться там, став травинкой или кустом.

 

Текст 9

Самое святое место

 

वैकुण्ठाज़नितो वरा मधुपुरी तत्रापि रासोत्सवादू-
वृन्दारण्यमुदारपाणि-रमणात्तत्रापि गोवर्धन: ।
राधाकुण्डमिहापि गोकुलपते: प्रेमामृताप्रावनात्‌
कुर्यादसस्‍्य विराजतो गिरितटे सेवां विवेकी न कः ॥९॥

 

ваикунтхадж джанито вара мадху-пури татрапи расотсавад
врндаранйам удара-пани-раманат татрапи говардханах
радха-кундам ихапи гокула-патех премамртаплаванат
курйад асйа вираджато гири-тате севам вивеки на ках

 

джанитах — поскольку там родился Шри Кришна; мадху-пури — Матхура; вара — выше; ваикунтхат — чем Вайкунтха, обитель духовных богатств; в\индаранйам — лес Вриндавана; татра апи — (выше) даже той (Матхуры); раса-утсават — из-за праздника танца раса, который там проходил; говардханах — холм Говардхана; татра апи — (выше) даже того (леса Вриндавана); раманат — из-за веселых игр (поскольку Шри Кришна поднял его Своей рукой и совершил там много других лил со Своими преданными); удара-пани — Шри Кришны, чья рука щедро дает прему Его возлюбленным преданным; радха-кундам — Шри Радха-кунда; иха апи — (выше) даже чем этот (Говардхана); аплаванат — из-за того, что погружает тех (кто омывается в ее водах); према-ам\ита — в нектар божественной любви; гокула-патех — к Шри Кришне, повелителю Гокулы; ках — какой; вивеки — разумный человек; на курйат — не совершит; севам — служения; асйа — этому великолепному пруду; вираджатах — красиво расположенному; тате — у подножия; гири — холма Говардхана.

 

Город Матхура превосходит даже Вайкунтху, царство духовных богатств, ибо там явился Шри Кришна. Матхуру превосходит лес Вриндавана, поскольку в нем проходил танец раса. Вриндаван превосходит холм Говардхана, потому что Шри Кришна поднял его Своей лотосоподобной рукой и совершил на нем много лил вместе со Своими преданными. Но даже Говардхана уступает Шри Радха-кунде, ибо она погружает каждого в нектар божественной любви к Шри Кришне. Какой же здравомыслящий человек не захочет служить этому великолепному пруду, который так красиво расположился у подножия холма Говардхана?

 

Упадеша-пракашика-тика

 

Предыдущий стих призывал нас совершать бхаджану, живя во Врадже. А этот стих уточняет, в каком именно месте Враджи следует жить. Город Матхура превосходит Вайкунтху, царство несметных духовных богатств, потому что в Матхуре родился Господь Шри Кришна. Матхуру превосходит лес Вриндавана, ибо там проходил танец раса. Вриндаван уступает холму Говардхана, поскольку Шри Кришна играючи держал его на Своей лотосоподобной руке и поскольку на нем Кришна наслаждался множеством развлечений со Своими преданными. Но даже холм Говардхана уступает несравненной Шри Радха-кунде, ибо она погружает каждого в нектар божественной любви к Шримати Радхике, любви, которую испытывает Шри Кришна, луна на небосводе Гокулы. Шастры утверждают, что Шри Радха-кунда так же дорога Шри Кришне, как Сама дочь Махараджи Вришабхану, Шримати Радхика.

Все упомянутые духовные обители или места развлечений Шри Кришны суть проявления Его внутренней энергии (сварупа-шакти), и потому они абсолютно духовны. Однако Шри Радха-кунда превосходит их все, ибо на Радха-кунде проявляются самые возвышенные лилы, присущие сварупа-шакти.

 

Пийуша-варшини-вритти

 

В девятом стихе говорится, что Шри Радха-кунда — лучшее из святых мест. Поскольку Шри Кришна явился в Матхуре, эта обитель превосходит Вайкунтху, обитель несметных богатств духовного мира. Лучшее место в

Матхура-мандале — лес Вриндавана. А во всей Врадже нет места лучше холма Говардхана, поскольку Ударапани Шри Кришна совершал здесь много разных лил. Возле Шри Говардханы красуется Шри Радха-кунда. Это место — лучшее из всех, ибо оно хранит нектар божественной любви к Шри Кришне (премамриту). Среди тех, кто стремится совершать бхаджану, найдется ли хоть один, кто откажется служить Шри Радха-кунде? Либо в своем материальном теле, либо в совершенном духовном теле преданные должны практиковать описанный выше метод бхаджаны, постоянно живя возле Радха-кунды.

 

Анувритти

 

Из всех святых мест царство Вайкунтхи в духовном мире — самое лучшее. Но Матхура-мандала превосходит даже Вайкунтху, ибо там родился Сам Бхагаван. Лучшее место в Матхура-мандале — лес Вриндавана, поскольку там проходил танец раса. А во Вриндаване лучшее место — холм Говардхана, потому что именно там Шри Кришна беззаботно наслаждался многообразием лил. Однако даже Говардхана уступает Шри Радха-кунде. Радха-кунда — лучшее из всех мест, так как она переполнена нектаром божественной любви к Шри Кришне. Нет места лучше Шри Радха-кунды. Поэтому какой здравомыслящий человек откажется служить прекрасной Радха-кунде, расположенной у подножия Говардханы? Иными словами, все, кто наделен истинным духовным разумом, служат Шри Радха-кунде.

Шри Рупа Госвами, вечный спутник Шри Чайтанйи Махапрабху, в совершенстве знающий все самые возвышенные чувства преданности в сердце Гаурахари, говорит, что нет ничего лучше служения Шри Радха-кунде. Величие Шри Радха-кунды несравненно, его не способны постичь вайшнавы, которые не преданы Шри Чайтанйе Махапрабху, хотя они могут обладать любовью к Богу и даже посвятить себя служению в мадхурйа-расе.

 

Текст 10


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.