Шесть побуждений, мешающих развитию бхакти, которые необходимо преодолеть — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Шесть побуждений, мешающих развитию бхакти, которые необходимо преодолеть

2019-12-19 155
Шесть побуждений, мешающих развитию бхакти, которые необходимо преодолеть 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

वाचो वेगं मनस: क्रोधवेगं
जिह्दावेगमुदरोपस्थवेगम्‌ ।
एतान्‌ वेगान्‌ यो विषहेत धीरः
सर्वामपीमां पृथिवीं स शिष्यात्‌ ॥१॥

 

вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам притхивим са шишйат

 

дхирах — мудрый, владеющий собой человек, свободный от стремления к чувственным удовольствиям, освобождению и мистическим совершенствам; йах — кто; вишахвта — способен обуздать; этан — все эти; ввган — страсти; вачо вегам — побуждение говорить; манасах вегам — возбуждение ума; кродха вегам — порывы гнева; джихва ввгам — требования языка; удара ввгам — требования желудка; упастха ввгам — (и) возбуждение гениталий; сах — он; шишйат — может учить; имам — этот; сарвам — весь; п\тхивим — мир; апи — даже.

 

Мудрый, владеющий собой человек, который способен подчинить себе шесть побуждений — желание говорить, возбуждение ума, порывы гнева, требования языка и желудка и возбуждение гениталий, — может давать наставления всему миру. Иными словами, все люди могут стать его учениками.

 

Мангалачарана

 

Прежде всего я снова и снова отдаю поклоны моему высокочтимому Шри Гурудеве, нитйа-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагйане Кешаве Госвами, а также моему парама-гурудеве — Шри Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Прабхупаде, который написал комментарий «Анувритти», моему паратпара-гурудеве — Шри Шримад Бхактивиноде Тхакуру, который написал комментарий «Пийуша-варшини», Шри Радха-рамане дасу Госвами, служителю Божества Шри Радха-раманы, написавшему «Упадеша-пракашика-тику», Шри Рупе Госвами, автору «Шри Упадешамриты», чьим единственным достоянием была раса супружеской любви (шрингара-раса), и его Божеству — Шри Чайтанйе Махапрабху, которого украшают настроение и цвет тела Шри Радхи. Снова и снова припадая к их стопам, я начинаю этот перевод с «Упадеша-пракашика-тики».

 

Шри Радха-рамана дас Госвами

Упадеша-пракашика-тика

 

Да сопутствует всегда победа Шри Радха-рамане! Я возношу молитву Шри Чайтанйе Махапрабху и Его спутникам: освобожденному подвижнику (авадхуте) Шри Нитйананде Прабху, который суть Сам Шри Баладева, Шри Адвайте Ачарйе, воплощению Маха-Вишну, Шри Гададхаре, олицетворению энергии Махапрабху, и всем приближенным Махапрабху во главе со Шривасой. Я принимаю покровительство Махапрабху, первоисточника всей энергии в этом мире. С большим почтением и любовью я возношу молитвы Шри Рупе Госвами, чье единственное достояние — шрингара-раса. Всю свою жизнь он посвятил описанию этой расы, также известной как уннатоджвала-према-раса, высшая лучезарная божественная любовь Шри Радхи и Кришны. Он всегда погружен в служение лотосным стопам Шри Радхи-Говинды. Шри Рупа Госвами принес очищение всем дживам этого мира, описав метод, позволяющий обрести эту разновидность премы. Я почтительно кланяюсь Шри Гопале Бхатте Госвами, который очень милостив к несчастным падшим дживам, околдованным внешней энергией Господа. Я еще раз кланяюсь океану милосердия, Шри Чайтанйе Махапрабху, освятившему эту Кали-югу. Он распространяет Святое Имя (шри хари-наму) и любовь к Богу (бхагават-прему) и дарует освобождение всем дживам на земле. Я обращаюсь с молитвами к Шри Гопинатхе дасу, ученику Шри Гопалы Бхатты Госвами и служителю Шри Радха-раманы. Он благословил бесчисленные живые существа, даровав им шри гаура-бхакти. Я отдаю поклоны моему Гурудеве и деду, Шри Дживана-лалу. Я всегда остаюсь его слугой. Выразив им всем почтение, я приступаю к краткому объяснению стихов «Шри Упадешамриты», которую Шри Рупа Госвами написал для блага всех садхаков.

В «Шри Бхакти-расамрита-синдху» Шри Рупа Госвами определяет уттама-бхакти как любовное служение Шри Кришне, свободное от покрытия гйаной (знанием, цель которого — слиться с Господом) и кармой

(деятельностью ради ее плодов, которая не направлена целиком и полностью на удовлетворение Господа). Занимаясь таким служением, преданный не должен иметь никаких других желаний. Как может уттама-бхакти развиваться в людях, чьи сердца переполняют такие пороки, как вожделение и гнев? В «Падма-пуране» говорится:

шокамаршадибхир бхаваир акрантам йасйа манасам катхам татра мукундасйа спхурти самбхавана бхавет

«Разве может Шри Мукунда явиться тому, чье сердце охвачено скорбью, гневом и другими беспокоящими чувствами?»

Смысл этого утверждения заключается в том, что, когда вожделение, гнев, алчность и другие разновидности скверны возникают в уме, шесть страстей, названных в комментируемом стихе, заставляют ум думать только о недолговечных чувственных объектах. В нечистом сердце никогда не разовьется чистое, беспримесное бхакти. Поэтому данный стих призывает обуздать эти страсти, которые препятствуют развитию бхакти. Садхака, способный сдерживать эти страсти, может давать наставления всему миру. Можно сделать вывод, что садхака, который обуздал свои чувства и одолел в себе перечисленные страсти, способен очистить все дживы этого мира своим непоколебимым и чистым уттама-бхакти. Учеником такого великого человека может стать каждый.

В «Шримад-Бхагаватам» (11.14.24) сказано:

ваг гадгада дравате йасйа читтам рудатйа бхйкшнам хасати квачич ча виладжджа удгайати нртйате ча мад бхакти йукто бхуванам пунати

«О Уддхава! Голос Моего преданного содрогается от премы, а сердце тает от переполняющих его духовных чувств. Он ни на миг не может удержаться от слез. Он то смеется, то, отбросив всякое смущение, громко поет или пускается в пляс. Такой преданный очищает не только себя, но и весь мир».

Важно отметить, что, смирив шесть упомянутых страстей, человек лишь получает право вступить на путь бхакти. Само по себе это достижение не относится к непосредственным составляющим практики преданного служения (садхана-бхакти), а лишь открывает врата в царство бхакти. Бхакти представляет собой самопроявляющуюся функцию внутренней энергии Господа (сварупа-шакти), поэтому с появлением бхакти шесть страстей усмиряются сами собой.

 

Шри Бхактивинода Тхакур

Пийуша-варшини-вритти (Комментарий, подобный потоку нектара)

 

три годрума-чандрайа намах

Я отдаю поклоны Шри Чайтанйе Махапрабху, луне на небосводе Шри Годрумы.

йат крпа-сагародбхутам упадешамртам бхуви шри рупена саманйтам гаурачандрам бхаджами там

Я поклоняюсь Шри Гаурачандре, океану милости. Он дал начало потоку нектара, который Шри Рупа Госвами собрал и преподнес миру в форме «Шри Упадешамриты».

натва грантха пранетарам тикакарам пранамйа ча майа вирачйате врттих ‘пййуша-паривешанй’

С великим смирением я кланяюсь автору «Шри Упадешамриты», Шри Рупе Госвами, а также ее первому комментатору, Шри Радха-рамане дасу Госвами. Так я начинаю этот комментарий, мое нектарное подношение.

анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй анавртам анукулйена кршнану-шйланам бхактир уттама

«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, то есть представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне всеми силами тела, ума и речи, а также различными духовными чувствами (бхавами), которая свободна от влияния гйаны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом) и кармы (корыстной деятельности) и которая основывается на единственном желании — доставить удовольствие Шри Кришне, называется уттама-бхакти, чистым преданным служением» (Б.-р.-с., 1.1.11). Принимая все наставления данного стиха как благоприятные для духовного развития и отвергая все, что мешает духовному развитию, человек начинает заниматься деятельностью, направленной исключительно на удовлетворение Шри Кришны. Именно эта практика, или бхагават-анушилана, является первоначальной целью тех, кто стремится совершать бхаджану. Принятие благоприятного для развития бхакти и отвержение неблагоприятного не относятся к непосредственным частям (ангам) шуддха-бхакти. Это проявления веры, лежащей в основе вручения себя Господу (шаранагати), которое наделяет человека способностью практиковать бхакти. В «Вайшнава-тантре» об этом сказано так (цитата из «Бхакти-сандарбхи», Ануччхеда 236):

анукулйасйа санкалпах пратикулйасйа варджанам ракшишйатити вишвасо гопт\твв варанам татха атма-никшвпа-карпанйв шад-видха шаранагатих

«Существует шесть признаков вручения себя Господу: 1) анукулйасйа санкалпа — садхаки, полностью предавшиеся Господу, принимают только то, что благоприятно для развития према-бхакти; 2) пратикулйа варджана — они решительно отвергают все, что неблагоприятно для развития према-бхакти; 3) ракшишйатити вишваса — они твердо верят в то, что их единственный защитник — Кришна, что у них нет иного защитника, кроме Него, и что их не защитит никакая посторонняя деятельность; 4) гопт\твв варана — преданные никогда не сомневаются в том, что Кришна — их единственный покровитель; 5) атма-никшепа — они вручают себя Господу, думая: „Сам я ни на что не способен. Ничто не происходит без воли Кришны“; 6) карпанйа — они очень смиренны и считают себя падшими и ничтожными. Чистые преданные обладают такой твердой и простой верой. Это умонастроение именуется шаранагати».

Этот стих призывает отказаться от всего, что мешает развитию бхакти. Тот, кто способен сдерживать побуждения, исходящие от речи, ума, гнева, языка, желудка и гениталий, может давать наставления всему миру.

В «Падма-пуране» сказано:

шокамаршадибхир бхаваир акрантам йасйа манасам катхам татра мукундасйа спхурти самбхавана бхаввт

«Разве может Шри Мукунда явиться тому, чье сердце охвачено скорбью, гневом и другими беспокоящими чувствами?»

Данный стих указывает на то, что вожделение, гнев, алчность, иллюзия, опьянение, зависть и другие беспокоящие чувства постоянно возникают в уме, привлекая его к материальным чувственным объектам. Этому способствуют шесть посредников: 1) побуждение говорить или употребление слов, причиняющих страдания другим; 2) возбуждение ума, или возникающие в нем бесчисленные желания и планы; 3) раздражение или употребление грубых слов; 4) бесчинство языка, или жадное желание наслаждаться шестью вкусами: сладким, кислым, горьким, острым, соленым и вяжущим; 5) требования желудка или желание есть больше необходимого и 6) возбуждение гениталий, или желание вступать в половую связь. Все это делает невозможной практику шуддха-бхакти. Чтобы помочь тем, кто вступил на путь бхаджаны, направить желания своего сердца на бхакти, Шри Рупа Госвами поместил этот стих в самое начало своей книги.

Попытки победить шесть перечисленных побуждений сами по себе не являются бхакти -садханой. Это своего рода лестница, позволяющая подняться до уровня, на котором человек получает право войти в храм бхакти. Наставление сдерживать шесть побуждений дается также тем, кто идет путем кармы, деятельности ради ее плодов, или путем гйаны, философского познания истины. Это наставление предназначено не для чистых преданных. Согласно шастрам, истинное бхакти — это слушание, повторение и памятование имен, а также рассказов об образе, качествах и развлечениях Шри Кришны.

Шесть побуждений ставят различные преграды перед тем, кто только вступил на путь бхакти. Найдя прибежище в настроении безраздельного вручения себя Господу (шаранагати), а также избегая нама-апарадхи, или десяти оскорблений Святого Имени, начинающий преданный обретает способность преодолеть эти препятствия силой хари-нама-киртаны и других методов. Общение с безупречно чистыми святыми (садху) играет при этом очень важную роль. В «Падма-пуране» сказано:

шрутвапи нама-махатмйам йах притирахито ’гхамах ахам намади парамо намни со ’пй апарадха-к\т

«Те, кто, даже услышав о поразительном величии Святого Имени, все равно продолжают отождествлять себя с материальным телом и считать какие-либо материальные объекты своей собственностью либо повторяют Святое Имя нерегулярно или без любви, также являются оскорбителями Святого Имени».

Преданные стремятся к практическому отречению от материальных объектов (йукта-вайрагйе), избегая бессмысленного, формального отречения. Поэтому на них не распространяется указание избегать всякого соприкосновения с объектами чувств. Когда ум более не возбуждается, или, другими словами, когда человек больше не жаждет мирских удовольствий, побуждения, исходящие от глаз, ушей, жизненного и всех остальных источников, ослабевают.

Итак, те, кто победил шесть страстей, могут завоевать весь мир. Наставление сдерживать вышеназванные побуждения относится к преданным, ведущим семейную жизнь, поскольку, прежде чем оставить семейную жизнь, необходимо одержать победу над этими страстями.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.