Шесть обетов, благоприятных для развития бхакти — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Шесть обетов, благоприятных для развития бхакти

2019-12-19 144
Шесть обетов, благоприятных для развития бхакти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

उत्साह ्रिश्चयाद्धे यत्तित्तत्कर्मप्रवर्तनात्‌ ।
सड्डत्यागात्‌ सतो वृत्ते: षड्भिर्भक्ति: प्रसिध्यति ॥३॥

 

утсахан нишчайад дхаирйат
тат-тат-карма-правартанат
санга-тйагат сато вриттех
шадбхир бхактих прасидхйати

 

утсахат — энтузиазм в следовании правилам, способствующим развитию бхакти; нишчайат — твердая вера в утверждения шастр и гуру, чьи слова полностью соответствуют шастрам; дхаирйат — стойкость в практике бхакти, даже несмотря на множество препятствий, либо терпение, когда не удается быстро достичь цели практики бхакти; тат-тат-карма-правартанат — выполнение составляющих практики бхакти, таких, как слушание и повторение, а также отказ от материальных чувственных наслаждений ради удовольствия Шри Кришны; санга-тиагат — отказ от недозволенного общения с женщинами, с теми, кто привязан к женщинам, с майавади, безбожниками и верующими-притворщиками; сато в\иттвх — выполнение правил поведения преданного и развитие качеств преданного; шадбхих — благодаря этим шести принципам; бхактих — чистая преданность; прасидхйати — развивается.

 

Чтобы успешно продвигаться по пути бхакти, необходимо следовать шести принципам: 1) энтузиазм в следовании правилам, способствующим развитию бхакти, 2) твердая вера в утверждения шастр и гуру, чьи слова в полном согласии с шастрами, 3) стойкость и постоянство в практике бхакти даже при встрече со множеством препятствий или терпение в том случае, если не удается быстро достичь желанной цели, 4) выполнение всех составляющих практики бхакти, таких, как слушание (шравана) и повторение (киртана), а также отказ от материальных чувственных наслаждений ради удовольствия Шри Кришны, 5) отказ от недозволенного общения с женщинами, с теми, кто привязан к женщинам, с майавади, атеистами и верующими-притворщиками и 6) выполнение правил поведения преданного и развитие качеств преданного.

 

Упадеша-пракашика-тика

 

Слово утсаха (энтузиазм) указывает на стремление следовать составляющим садханы, что способствует развитию бхакти. Слово нишчайа (убежденность) обозначает твердую веру. Дхаирйа значит неустанно выполнять составляющие практики бхакти, даже несмотря на задержку в достижении цели. Тат-тат-карма-правартанат означает полностью отказаться от материальных наслаждений и сосредоточить все усилия на постижении Бхагавана. В «Шримад-Бхагаватам» (11.19.24) Бхагаван Шри Кришна говорит Уддхаве:

эвам дхармаир манушйанам уддхаватма-ниввдинам майи санджайатв бхактих ко ’нйо ’ртхо ’сйавашишйатв

«Преданность, проникнутая любовью ко Мне, рождается в сердцах тех, кто вручил Мне свою душу и следует религиозным заповедям, благоприятным для развития бхакти. К чему еще стремиться тем, кто обрел любовь ко Мне?»

Слова сато вритте означают «вести себя так, как ведут возвышенные преданные».

 

Пийуша-варшини-вритти

 

Поддерживать свою жизнь достойными способами и развивать бхакти — таковы два основных занятия преданного. Первая половина этого стиха описывает то, каким должно быть умонастроение преданного, чтобы он мог успешно развивать бхакти, а вторая половина — то, как преданный должен вести себя в повседневной жизни. Энтузиазм, оптимизм, терпение, деятельность, направленная на развитие бхакти, отказ от дурного общения и выполнение правил поведения преданного — это то, что ведет к успеху на пути бхакти.

1. Утсаха — горячее желание следовать правилам практики бхакти. Без такого энтузиазма преданный лишится бхакти. Выполнять составляющие практики бхакти с чувством глубокого почтения — вот истинная утсаха.

2. Нишчайа значит «твердая вера».

3. Дхаирйа — это терпение или неотступное выполнение составляющих практики бхакти, даже когда не удается быстро достичь желанной цели.

4. Бхакти-пошака-карма. Есть два вида деятельности, благоприятной для развития бхакти: следование предписывающим наставлениям (видхи) и запретам (нишедха). Выполнение составляющих практики бхакти, начиная со шраванам и киртанам, называется видхи. А основная нишедха — это отказ от собственных чувственных удовольствий ради того, чтобы приносить удовольствие Шри Кришне.

5. Санга-тйага: следует прекратить общение с непреданными, женщинами и теми, кто привязан к женщинам. Под непреданными имеются в виду люди, стремящиеся к чувственным наслаждениям, майавади и притворщики, выдающие себя за поборников дхармы.

6. Сад-вритти: необходимо жить в добродетели, следуя примеру чистых преданных, и поддерживать свою жизнь достойными способами. Преданные, отрекшиеся от мирской жизни, должны собирать подаяние, предпочтительно методом мадхукари. Это значит, что, подобно пчеле (мадху), которая собирает нектар, перелетая с цветка на цветок, они должны ходить по домам семейных людей и принимать небольшие пожертвования. Семейные преданные должны обеспечивать свою жизнь способами, приемлемыми с точки зрения ведической социальной системы (варнашрамы).

 

Анувритти

 

Слово утсаха указывает на безразличие к занятиям гйаной и кармой, к садхане, которая направлена на что-либо помимо удовольствия Шри Кришны, а также к своим любимым видам материального наслаждения и вместе с тем оно указывает на решимость выполнять составляющие практики садхана-бхакти. «Высшая цель всех живых существ — бхагавад-бхакти, и ничто иное» — твердая вера в это называется нишчайа. Тот, кто время от времени переходит с пути бхакти на путь кармы или гйаны, лишь причиняет себе беспокойства, а садхана, предписанная для путей кармы и гйаны, в конце приносит ему страдания. «Поэтому путь бхакти — единственный путь, отвечающий изначальному положению дживы» — такая твердая убежденность есть дхаирйа, стойкость. «Шримад-Бхагаватам» (10.2.32-33) описывает гйани, которые, возомнив себя освобожденными душами, наносят оскорбления лотосным стопам Бхагавана. Там также говорится о стойкости и непоколебимости преданных, идущих путем бхакти и обладающих любовью к Господу.

йв ’нйв ’равиндакша вимукта-манинас твайй аста-бхавад авишуддха-буддхайах арухйа к\ччхрвна парам падам татах патантй адхо ’над\та-йушмад-ангхрайах

«О лотосоокий Господь! Те, кто не ищет прибежища у Твоих лотосных стоп, гордо считают себя освобожденными душами. У них нет ни любви к Тебе, ни преданности, и потому их разум нечист. Даже если они и приближаются к уровню освобождения благодаря суровой аскезе и духовной практике, их ждет падение из-за того, что они пренебрегают Твоими лотосными стопами».

татха на тв мадхава таваках квачид бхрашйанти маргат твайи баддха-саух\дах твайабхигупта вичаранти нирбхайа винайаканйкапа-мурдхасу прабхо

«О Мадхава, гйани, вообразившие себя освобожденными, могут легко пасть, но Твои преданные, связанные с Тобой узами сокровенной любви, никогда не сходят с пути бхакти. Поскольку Ты всегда защищаешь таких преданных, они без страха преодолевают все препятствия, ставя ногу на головы божеств, ответственных за создание самых сложных препятствий».

Примером того, как следует идти путем бхакти, может послужить Харидас Тхакур: он строго исполнял обет повторения Святых Имен, несмотря ни на какие препятствия. Таков идеал бхакти, выраженный в «Чайтанйа-бхагавате» (Ади, 16.94):

кханда-кханда хаи двха джайа йади прана табу ами ваданв на чхади харинама

«Даже если мое тело будут резать на куски и жизненный воздух покинет его, я никогда не перестану повторять хари-наму».

Такая решимость оставаться на пути бхакти называется дхаирйа (стойкость). Выполнять с подобной решимостью составляющие практики бхакти, то есть слушать хари-катху, совершать киртану, состоящую из имен Бхагавана, и помнить имена Бхагавана, Его образ и лилы — это тат-тат-карма-правартанат.

Надо стремиться к общению с преданными Бхагавана. Никогда не следует общаться с карми, гйани или теми, кто одержим материальными желаниями, ибо такие люди малоразумны и привязаны к материальным наслаждениям. С ними не стоит поддерживать никаких отношений, не говоря уже о том, чтобы искать у них популярности и почитания. Держась от них подальше, нужно следовать примеру святых преданных, всегда погруженных в повторение хари-намы. Карма, гйана, аштанга-йога и все прочие методы, которые не помогают развить бхагавад-бхаву (желание удовлетворить Кришну), не являются ступенями на пути бхакти. Даже если человек наделен всеми добродетелями, но лишен бхакти, его добродетели превращаются в пороки. Но в том, кто обладает бхакти, без сомнения, живут все добродетели. Поэтому преданные, идущие путем бхакти, проявляют все качества святых.

Энтузиазм в служении Кришне, твердая вера в это служение и устойчивость в нем, отдача всех сил служению Кришне, отказ от общения со всеми, кто не предан Кришне, и следование примеру преданных Кришны — таковы шесть принципов, способствующих развитию бхакти.

 

Текст 4

Общение, углубляющее бхакти

 

ददाति प्रतिगृह्माति गुह्ममाख्याति पृच्छति ।
भुड़े भोजयते चेव षड्विधं प्रीतिलक्षणम्‌ ॥४॥

 

дадати пратигрихнати
гухйам акхйати приччхати
бхункте бходжайате чаива
шад-видхам прити-лакшанам

 

дадати — дарить чистым преданным нужные им вещи; пратигрихнати — принимать в дар от чистых преданных вещи, которыми они пользовались; гухйам акхйати — поверять преданным свои откровения, полученные в процессе бхаджаны; приччхати — спрашивать преданных об их откровениях; бхункте — с любовью вкушать остатки пищи преданных; ча — и; бходжайате — с любовью раздавать прасад преданным; шад-видхам эва — именно шести видов; прити-лакшанам — признаки любовных отношений между преданными.

 

Дарить чистым преданным нужные им вещи и принимать от них в дар вещи, которыми они пользовались, поверять преданным свои откровения, полученные в бхаджане, и просить их поделиться откровениями, вкушать с любовью прасад, полученный от преданных, и с любовью угощать их праса-дом — таковы шесть признаков любовных отношений между преданными.

 

Упадеша-пракашика-тика

 

В четвертом стихе описаны внешние проявления любовных отношений с чистыми преданными. Смысл этого стиха вполне очевиден и не нуждается в подробном объяснении.

 

Пийуша-варшини-вритти

 

Дурное общение вредит бхакти, поэтому его следует тщательно избегать. Те, кто желает продвигаться по пути бхакти, должны общаться с чистыми преданными, исполненными духовной силы, которые способны избавлять других от склонности к дурному общению. В этом стихе описаны любовные отношения между преданными, углубляющие бхакти. С любовью дарить преданным нужные им вещи и с любовью принимать от них дары, поверять преданным свои сокровенные мысли и слушать, как чистые преданные объясняют сокровенные истины (таттву), с любовью раздавать преданным прасад и принимать от них прасад — эти шесть видов взаимоотношений составляют чистую садху-сангу, общение со святыми. Эти шесть видов деятельности суть признаки любви. Они предназначены для служения садху.

 

Анувритти

 

Бхакти возникает благодаря общению с преданными Бхагавана, но, поскольку кто-то может не знать, как правильно общаться с вайшнавами, данный стих объясняет, как это делать. Близкие отношения с гйани, которые стремятся к освобождению от материального существования, с карми, которые желают наслаждаться плодами своего труда, и с людьми, привязанными к грубым чувственным наслаждениям, отрицательно сказываются на бхакти преданного. Людям этих трех категорий не следует давать какие-либо советы или подарки. Им также нельзя давать наставления о кришна-бхаджане. Делая это, преданный совершит апарадху, поскольку рассказывать о величии хари-намы тем, кто лишен веры, — значит совершать нама-апарадху. Также от них не следует принимать никаких советов насчет того, как обрести освобождение или чувственные удовольствия, ибо это приведет к возникновению привязанности к этим людям. Кроме того, не следует слушать их мнение о сокровенных аспектах бхакти. Преданный не должен принимать пищу, которой касались такие люди. Если он будет есть пищу, приготовленную непреданными, в его сердце проникнет их пристрастие к чувственным удовольствиям или их тяга к освобождению.

вишаййра анна кхаилв малина хайа мана малина мана хаилв нахв кршнвра смарана

«Пища, приготовленная материалистом, оскверняет ум того, кто ее ест. Если ум осквернен, человек не способен помнить Кришну» (Ч.-ч., Антйа, 6.279).

Таким образом, людей трех вышеназванных категорий, которым присущ дух наслаждения, не следует ничем угощать. Есть приготовленную ими пищу или кормить их — значит развивать привязанность к ним. Любовные отношения с преданными, чьи устремления схожи с нашими и которые расположены к нам, способствуют развитию бхакти. Дарить и принимать в дар что-либо, поверять друг другу сокровенные мысли, а также угощать и принимать угощение — все это усиливает любовь. В такие отношения не следует вступать с теми, чьи жизненные устремления отличны от наших.

 

Текст 5


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.