Самая дорогая возлюбленная Кришны — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Самая дорогая возлюбленная Кришны

2019-12-19 144
Самая дорогая возлюбленная Кришны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

कमिभ्य: परितो हरेः प्रियतया व्यक्ति ययुरज्ञानिन-
स्तेभ्यो ज्ञानविमुक्त-भक्तिपरमा: प्रेमेकनिष्ठास्ततः ।
तेभ्यस्ता: पशुपालपड्ट[जद॒शस्ताभ्यो5पि सा राधिका
प्रेष्ठा तद्॒दियं तदीय-सरसी तां नाश्रयेत्‌ कः कृती ॥१९०॥

 

кармибхйах парито харех прийатайа
вйактим йайур джнанинас
тебхйо джнана-вимукта-бхакти-парамах
премаика-ништхас татах
тебхйас тах пашу-пала-панкаджа-дршас
табхйо 'пи са радхика
прештха тадвад ийам тадийа-сараси
там нашрайет ках крти

 

джнанинах — брахма-гйани, которые благодаря духовному знанию поднимаются над тремя гунами материальной природы; йайух — достигли; вйактим — отличие (указанное в писаниях); прийатайа — более дорогих; паритах — во всех отношениях; харвх — для Шри Хари; кармибхйах — чем благочестивые карми, всегда занятые праведными делами; джнана-вимукта — те, кто оставил путь философского поиска истины (Санака и другие); бхакти-парамах — (и кто очень дорог Кришне) преданные, считающие бхакти лучшим из путей; твбхйах — (снискали еще большую благосклонность Шри Хари) чем те (гйани); првма эка-ништхах — чистые преданные Шри Кришны, такие, как Нарада, чья любовь к Нему непоколебима; татах — (снискали еще большую благосклонность Шри Хари) чем те (дорогие Господу преданные); тах — те; пашу-пала — пасту’шки (гопи); дршах — чьи глаза; панкаджа — подобны лепесткам распустившегося лотоса; твбхйах — чем те (чистые преданные); са — эта; радхика — Шримати Радхика; апи — даже; табхйах — (снискала еще большую благосклонность Шри Хари) чем они (гопи); ийам — этот; сараси — пруд (Шри Радха-кунда); тадийа — Ее (Шримати Радхики); првштха — наиболее дорог (Шри Кришне); тад-ват — так же, как Она Сама; ках — (поэтому) какой; крти — очень удачливый человек, обладающий духовным разумом; на ашрайвт — не обретет прибежища (не поселится на берегу Радха-кунды, пребывая в трансцендентном сознании, и не будет совершать бхаджану, памятуя ежедневные лилы Кришны в каждой из восьми частей суток); там — у той (Шри Радха-кунды).

 

Те, кто бескорыстно вершит благие дела, идя путем карма-йоги, выше тех, кто просто стремится удовлетворить свои корыстные желания. Еще выше стоят брахма-гйани, которые силой духовного знания поднялись над тремя гунами материальной природы; они дороже Шри Кришне, чем карми. Дороже, чем гйани, Шри Кришне такие преданные, как Санака, которые оставили поиски знания и избрали путь бхакти, считая его лучшим из путей. Они последовали наставлению «Шримад-Бхагаватам»: «Оставьте попытки обрести знание»8. Дороже них Шри Кришне чистые преданные, такие, как Нарада, чья кришна-према неизменна и безраздельна. Но враджа-гопи, отдавшие Кришне всю свою жизнь, дороже Ему, даже чем эти преданные, обладающие премой. А из всех гопи Шри Радхика для Кришны дороже Его собственной жизни, и точно так же дорог Ему Ее пруд, Шри Радха-кунда. Так какой же человек, наделенный духовным разумом, не захочет жить на берегах Шри Радха-кунды, пребывая в трансцендентном сознании, и совершать бхаджану, памятуя ежедневные лилы Шри Кришны в каждой из восьми частей дня?

Примечание:

8Джнанв прайасам удапасйа (Бхаг., 10.14.3).

 

Упадеша-пракашика-тика

 

В десятом стихе приводится еще один довод в пользу того, чтобы принять покровительство Шри Радха-кунды и поклоняться ей. Тот, кто идет путем карма-канды и стремится лишь к плодам своего труда, питает равнодушие к Бхагавану. Более дороги Бхагавану гйани, которые стремятся постичь нирвишеша-брахму, Его безличный аспект, представляющий собой бесформенное проявление единого духа. Еще более дороги Бхагавану Его преданные, такие, как четыре Кумара, которые отвергли нирвишеша-гйану, стремление постичь Его безличный аспект, однако обладают айшварйа-гйаной, сознанием безграничного величия Господа. Еще дороже Бхагавану такие преданные, как Шри Нарада, которые обладают према-ништхой, неизменной и безраздельной любовью к Нему. Но выше даже таких преданных стоят враджа-гопи. Их любовь к Шри Кришне неописуема и не имеет себе равных. Поэтому они исключительно дороги Ему.

В «Падма-пуране» сказано:

йатха радха прийа вишнос тасйах кундам прийам татха сарва-гопишу саиваика вишнор атйанта-валлабха

«Дороже всех Шри Кришне Шримати Радхика, и точно так же дорог Ему Ее пруд, Шри Радха-кунда. Шримати Радхика — самая любимая гопи Кришны».

Этот стих, приведенный в «Уджвала-ниламани» (4.5), доказывает, что из всех гопи Шри Кришна больше всего любит Шримати Радхику. И точно так же Шри Радха-кунда, Ее пруд, который неотличен от Нее Самой, очень дорог Шри Кришне и является самым лучшим местом обитания для преданных. Поэтому какой духовно просветленный человек, желающий совершать бхаджану, не станет искать прибежище у этого пруда? Несомненно, любой здравомыслящий человек примет покровительство Радха-кунды.

 

Пийуша-варшини-вритти

 

Среди всех видов садхаков в этом мире самые лучшие и дорогие Шри Кришне — те, кто совершает бхаджану, живя на берегах Шри Радха-кунды. Об этом говорится в десятом стихе. Гйани, желающие осознать безличный аспект Абсолютной Истины, дороже Кришне, чем карми. Чистые преданные, которые отвергли попытки постичь Абсолютную Истину путем философского поиска, дороже Кришне, чем любые гйани. Среди различных видов чистых преданных дороже всех Кришне преми-бхакты — те, кто горячо любит Его. Среди таких преданных наиболее дороги Ему враджа-гопи. А из всех враджа-гопи самая дорогая для Него — Шримати Радхика, и в той же мере дорог Кришне Ее пруд, Шри Радха-кунда. Поэтому всякий разумный человек, накопивший достаточно сукрити (благочестия, связанного с преданным служением), непременно поселится на берегах Шри Радха-кунды и будет мысленно служить ежедневным лилам Шри Кришны в каждой из восьми частей дня.

 

Анувритти

 

Тот, кто утвердился в гуне благости и посвятил себя благочестивым делам, дороже Кришне, чем те, кто движим корыстью. Брахма-гйани, который поднялся над гунами природы, более дорог Кришне, чем все такие сат-карми. Но чистый преданный дороже Кришне, чем все гйани вместе взятые. А преми-бхакта, который любит Кришну всей душой, дороже Ему, чем все чистые преданные. Еще более дороги Кришне враджа-гопи. А из всех враджа-гопи Кришна больше всего любит Шримати Радхику. Точно так же Кришна любит и Ее пруд, Шри Радха-кунду. Поэтому преданные Кришны, самые удачливые души, ищут прибежища у Шри Радха-кунды.

 

Текст 11

Величие Шри Радха-кунды

 

कृष्णस्योञझ्लै: प्रणयवसति: प्रेयसीभ्यो5पि राधा
कुण्ड चास्या मुनिभिरभितस्ताहगेव व्यधायि ।
य॒त्‌ प्रेष्टरप्पलमसुलभं कि पुनर्भक्तिभाजां
तत्‌ प्रेमेदं सकृदषि सरः स्त्रातुराविष्करोति ॥११॥

 

кришнасйоччаих пранайа-васатих прейасибхйо 'пи радха
кундам часйа мунибхир абхитас тадрг эва вйадхайи
йат прештхаир апй алам асулабхам ким пунар бхакти-бхаджам
тат премедам сакрд апи сарах снатур авишкароти

 

радха — Шримати Радхика; првйасибхйах апи — даже в большей степени, чем другие Его возлюбленные гопи; уччаих — главный; васати — объект; пранайа — любви; кршнасйа — Шри Кришны; асйах — Ее (Шримати Радхики); кундам — пруд; ча — также; абхитах — во всех отношениях; тадрк эва — такой же (наивысший объект любви Шри Кришны); вйадхайи — утверждается (в шастрах); мунибхих — мудрецами; идам — этот; сарах — пруд (Шри Радха-кунда); лвишкароти — дарует; тат — ту; првма — гопи-прему; йат — которая; алам — крайне; асулабхам — труднодостижимая; првштхаих апи — даже для таких дорогих Бхагавану преданных, как Нарада; ким пунар — не говоря о; бхакти-бхаджам — других приверженцах бхакти (садхака-бхактах); снатух — тому, кто омывается в ее водах с великой преданностью; сакрт апи — хотя бы раз.

 

Подробно изучив этот вопрос, мудрецы единодушно провозгласили (в «Падма-пуране»), что, так же как из всех гопи Кришна сильнее всего любит Шримати Радхику, Его особой любовью пользуется и Ее пруд. Того, кто хотя бы раз с великой преданностью омоется в водах Шри Радха-кунды, она одарит редким сокровищем гопи-премы, которую невероятно трудно обрести даже таким дорогим Бхагавану преданным, как Нарада, не говоря уже об обычных садхаках.

 

Упадеша-пракашика-тика

 

Дойдя до этого стиха, читатель естественным образом захочет узнать, какое особое благо можно получить, найдя прибежище у прославленной во веки веков Шри Радха-кунды и безраздельно посвятив себя служению ей. «Такая безраздельная преданность позволит обрести высшую разновидность кришна-премы» — вот к какому философскому заключению (сиддханте) приходит Шри Рупа Госвами в конце своего произведения. Прему, о которой здесь идет речь, очень трудно обрести даже таким возвышенным и дорогим Господу преданным, как Нарада. Другими словами, эта самая возвышенная божественная любовь враджа-гопи к Кришне (уннатоджвала-према) вообще недостижима для таких преданных. Но Шри Радха-кунда дарует именно такую прему тому, кто окунется в ее воды в настроении особой любви и преданности. Шри Радха-кунда — это и свайам-карта (та, кто непосредственно дарует прему преданным), и вишайа (объект любви преданных). Кто же не примет покровительства Радха-кунды? Каждый преданный, овладевший искусством бхаджаны и искренне желающий обрести самую высшую прему, обязательно станет искать ее покровительства.

Уповая на крупицу милости Шри Чайтанйи Махапрабху, я написал этот комментарий, насколько позволил мне мой разум, чтобы увеличить трансцендентное блаженство преданных Махапрабху. На этом Радха-рамана дас, слуга Божества Шри Радха-раманы и сын Шри Говардхана-лалы, завершает свой комментарий к «Шри Упадешамрите» Шри Рупы Госвами под названием «Упадеша-пракашика».

 

Пийуша-варшини-вритти

 

Прославив Шри Радха-кунду в предыдущем стихе, автор написал этот, одиннадцатый, стих, чтобы укрепить веру в Радха-кунду в сердцах садхаков. Шримати Радхика — самая дорогая возлюбленная Шри Кришны, и Она во всех отношениях превосходит всех других Его возлюбленных. Точно так же в шастрах мудрецы описывают величие Шри Радха-кунды. Шри Радха-кунда с легкостью дарует тому, кто омывается в ее водах, редчайшую прему, которую невероятно трудно обрести не только обычным садхакам, но даже таким преми-бхактам, как Нарада.

Таким образом, Шри Радха-кунда — наиболее подходящее место жительства для тех, кто стремится достичь совершенства в бхаджане. Джива, которая преодолела влияние материи и развила свое совершенное духовное тело гопи (апракрита-гопи-деху), должна жить на берегах трансцендентной Шри Радха-кунды, на божественной земле Враджи (в апракрита-врадже), пребывая в настроении служанки (палйа-даси) Шримати Радхики. Она должна поселиться в прекрасной роще (кундже) своего духовного учителя, который предстает в своем вечном облике подружки Шри Радхи-Кришны (гуру-рупа-сакхи). Внешне, в теле садхаки, чистая вечная душа (апракрита-джива) должна всегда находить прибежище в повторении хари-намы. А внутренне, в своем совершенном, духовном, теле гопи, она должна служить Шримати Радхике, созерцая в глубокой медитации ежедневные лилы Шри Кришны, соответствующие восьми частям суток (ашта-калйа-лилу). В этом заключается совершенство бхаджаны для преданных, которые обрели прибежище у стоп Шри Чайтанйи Махапрабху.

 

Анувритти

 

Шримати Радхика — самая дорогая возлюбленная Шри Кришны. Она — величайшая из всех, кто дорог Ему. В шастрах мудрецы-преданные утверждают, что как Сама Шримати Радхика, так и Шри Радха-кунда являются высшим объектом любви Шри Кришны. Высочайшую любовь к Бхагавану, гопи-прему, чрезвычайно трудно обрести даже таким дорогим Бхагавану преданным, как Нарада. Что же говорить о преданных, которые находятся на стадии практики (садхака-бхактах). Но тот, кто хотя бы раз омылся в водах Шри Радха-кунды, очень легко получает эту прему.

Шри Радха-кунда переполнена премой, и, поистине, вода в ней — нектар премы. Тот, кто трансцендентно обитает (апракрита-васа) на берегах Шри Радха-кунды и трансцендентно омывается в ее водах (апракрита-снана), обретает высочайшую прему. Что значит апракрита-васа и апракрита-снана? Избавившись от всех желаний, связанных с материальными чувственными наслаждениями, садхака должен в глубокой медитации совершать непрерывное поклонение (манаса-бхаджану) Шримати Радхике, оставаясь безраздельно преданным Ей на протяжении всей жизни. Покинув материальное тело, он обретет вечное духовное тело и будет с великим тщанием заниматься вечным непосредственным служением Шримати Радхике. Только те, кто совершает омовение в Шри Радха-кунде таким образом, обретают эту высочайшую прему.

Встретить столь великую удачу невероятно трудно даже таким возвышенным преми-бхактам, как Нарада. Совершить омовение в Шри Радха-кунде крайне трудно даже достигшим совершенства преданным, которые вечно служат Кришне в дасйа-, сакхйа- и ватсалйа-расе, не говоря уже о людях мирского склада. Что еще можно прибавить к славе апракрита-снаны в водах Шри Радха-кунды? Те, кто омывается в ней, невероятно удачливы: они становятся служанками Самой Шри Варшабханави (Шримати Радхики).

У Шри Чайтанйи Махапрабху был дорогой слуга по имени Шри Говинда дас. Всегда как тень следуя за Махапрабху, он служил Ему с великой любовью. При этом он составлял описание самых примечательных лил Шримана Махапрабху. Сборник написанных им стихов известен как «Говинда-кадача». Услышав эти стихи из уст Шри Рагхунатхи даса Госвами, Шри Кришнадас Кавираджа Госвами пересказал их своими словами в «Шри Чайтанйа-чаритамрите». Эти стихи раскрывают божественные качества Шри Чайтанйи Махапрабху.

Описанные ниже события произошли, когда Шриман Махапрабху жил в Джаганнатха Пури. К тому времени Махапрабху уже исполнил все намерения, с которыми нисшел на землю, и чувствовал, что настало время завершить Свои лилы. В один из дней, взяв с Собой Своих близких преданных, Он отправился на берег океана. Синий океан сразу напомнил Ему о Шйамасундаре. Охваченный экстазом преданности (бхавой), Махапрабху перестал воспринимать окружающий мир. С большим трудом преданные вернули Его во внешнее сознание. И тогда Шри Гаурасундара стал медленно говорить, давая преданным наставления. Среди преданных был очень дорогой Махапрабху ученик, Шри Рупа Госвами, который позже записал эти наставления в форме стихов. Эти стихи и составляют «Шри Упадешамриту», нектар наставлений. Для тех, кто посвятил себя духовной практике, «Упадешамрита» ценна, как сама жизнь. Она — словно бесценное ожерелье, которое надо носить не снимая.

Служитель знаменитого божества Шри Радха-раманы во Вриндаване Шри Радха-рамана дас Госвами написал замечательный комментарий к одиннадцати стихам «Шри Упадешамриты» под названием «Упадеша-пракашика-тика». Спустя некоторое время после этого положение дел в мире стало плачевным, ибо учение о према-бхакти начало покрываться пеленой тлетворного влияния века Кали. Видя это, Шри Чайтанйа Махапрабху послал в этот мир Своего дорогого вечного спутника Шри Бхактивиноду Тхакура. Бхактивинода Тхакур простым, доступным языком написал комментарий к «Шри Упадешамрите», который носит название «Пийуша-варшини-вритти».

Шри Гаурасундара — олицетворение апракрита-випраламбха-расы, чувства божественной разлуки со Шри Кришной. Он вкушал випраламбха-расу, чтобы усилить чувство самбхога-расы, которое возникает при встрече преданного с Кришной, и ради блага всего человечества учил преданных тому, как достичь этого уровня. Искренние садхаки должны во что бы то ни стало следовать этим наставлениям. Иначе они никогда не смогут обрести кришна-прему.

В наше время Махараджа Кали, олицетворение нынешнего века, века деградации, рядится в одежды преданного Шри Гауры. Иногда он принимает облик сахаджии, последователя таких сект, как аула, баула, неда или неди. Очень решительно он проповедует эти лжеучения, а также другие, в частности философию майавады и гаура-нагари9, которые идут вразрез с учением бхакти. Только посмотрите, какую власть имеет Махараджа Кали! Находятся даже такие, кто заявляет: «Я — Сам Гаурахари». Другие объявляют себя прославленными духовными учителями. Кто-то считает себя Творцом или Шивой. С большим воодушевлением они обманывают людей, пропагандируя ложные идеи, которым их научил Махараджа Кали. Довольный их проповедью, Кали благословляет их, щедро даруя богатство (канака), женщин (камини) и славу (пратиштха). Одураченные их пропагандой, большинство людей игнорируют шуддха-бхакти и бхагавад-бхаджану и идут путями новоявленных, порочных учений, в основе которых лежит стремление к материальным наслаждениям. Эти наслаждения настолько затуманили их разум, что они не замечают, как приближаются к краю пропасти.

О искренние преданные! Не идите туда. Утвердитесь на пути бхакти, который проложили великие вайшнавы: Шри Сварупа Дамодара, Шри Рупа Госвами, Шри Рагхунатха дас Госвами и Шри Нароттама дас Тхакур. Тот, кто следует этому пути, узнает вкус чистой кришна-премы, которой наслаждались и которую раздавали Шри Гаура-Нитйананда. Живите во Врадже и всегда совершайте киртану и смарану, состоящие из намы, рупы, гуны и лилы Шри Радхи и Кришны. Учение гаура-нагари представляет собой ложную философию, которая противоречит принципам бхакти. Избегайте таких лжеучений. Воплощения према-бхакти Шри Вишнуприйа и Шри Лакшмиприйа, а также воплощение святой дхамы Шри Нила-деви вечно служат Шри Гаурасундаре, который есть Шри Радха и Кришна в одном лице. Приняв это как истину, отдайте себя под Его покровительство и, идя по стопам враджа-гопи, день и ночь занимайтесь преданным служением в уме. Так вы легко сможете обрести даже према-севу Шри Радхе и Кришне, получить которую каким-либо другим способом невероятно трудно.

 

Примечание:

 

9 В трансцендентных любовных отношениях Шри Радхи и Кришны Шри Кришна выступает как нагара, герой-любовник, занимающий положение наслаждающегося, а Шри Радха вместе со всеми сакхи, экспансиями Ее тела, выступают как нагари, любовницы, или те, кто приносит наслаждение Кришне. Хотя Шри Гаура — Сам Кришна, он принимает настроение нагари, Шримати Радхики, чтобы познать природу ее любви к Кришне. Поэтому Шри Гауранге чуждо умонастроение нагары. Но последователи секты гаура-нагари считают Шримана Махапрабху нагарой, а себя нагари. Это полностью противоречит как настроению Махапрабху, так и практике шуддха-бхакти.

 

Шри Бхактивинода Тхакур явил миру святую дхаму Майапур. Там он установил поклонение Божествам Шри Гауры-Нитйананды, Шри Гауры-Гададхары, Шри Гауры-Вишнуприйи и Шри Гауры-Лакшмиприйи. Он повсюду распространял Святые Имена Шри Гауры и Шри Кришны, а также учение о шуддха-бхакти. Он сам создавал произведения о шуддха-бхакти, а также перевел многие древние бхакти-шастры и написал много комментариев, статей и очерков.

В конце жизни, видя упадок учения бхакти в обществе, он, ко всеобщему несчастью, прекратил попытки спасти людей. Под предлогом старости он дал обет молчания и погрузился в манаса-севу, преданное служение в медитации. Исполненный сострадания к страждущим душам этого мира, он однажды со слезами на глазах посмотрел на меня и велел проповедовать учение шуддха-бхакти, которое дали миру Шри Чайтанйа Махапрабху и Его вечные спутники. Также он поручил мне написать этот комментарий «Анувритти», объясняющий его собственный комментарий к «Шри Упадешамрите» под названием «Пийуша-варшини-вритти». Посыпав свою голову пылью с его стоп, я принялся исполнять это указание. Но едва я закончил комментарий к восьмому стиху «Шри Упадешамриты», как он покинул этот мир и вошел в вечные лилы Шри Радхи и Кришны, проходящие в Свананда-сукхада-кундже на Шри Радха-кунде.

О Шри Бхактивинода Тхакур, близкий преданный Шримати Радхики! Сегодня, завершая свой комментарий «Анувритти» к стихам «Шри Упадешамриты», твой бедный слуга отдает его в твои лотосоподобные руки. Пусть это порадует тебя. Слава тебе!

Вспоминая Шри Гаурачандру, сегодня, в двадцать второй день лунного месяца бхадрапада 1914 г. в Чандрашекхара-бхаване, в Майапуре, я завершил этот комментарий под названием «Анувритти».

 

Литература

 

Бхагавад-гита (Б-г.)

Бхакти-расамрита-синдху (Б.-р.-с.)

Бхакти-сандарбха (Б.-санд.)

Падма-пурана (П.-п.)

Према-виварта (П-в.)

Уджвала-ниламани (У.-н.)

Хари-бхакти-виласа (Х.-б.-в.)

Чайтанйа-бхагават а (Ч.-б.)

Чайтанйа-чаритамрита (Ч.-ч.)

Шрила Бхактивинода Тхакур (ШБТ)

Шримад-Бхагаватам (Бхаг.)

Шри Дана-кели-чинтамани       (Д-к.-ч.)

 

 

Словарь имен и терминов

 

А

Абхидейа (абхидхвйа) — средство достижения высшей цели; практика преданного служения.

Авадхута (авадхута) — аскет, который зачастую игнорирует правила поведения в обществе.

Анартхи (в ед. ч. анартха) — порочные желания в сердце, которые препятствуют прогрессу на пути бхакти. Анартхи бывают четырех типов: 1) душкрита-уттха — возникшие в результате прошлых грехов; 2) сукрита-уттха — возникшие в результате прошлых благочестивых поступков; 3) апарадха-уттха — возникающие в результате оскорблений и 4) бхакти-уттха — возникающие в процессе практики бхакти.

Анги (в ед. ч. анга) — 1) части тела, разделы, составные части; 2) различные виды практики преданного служения, такие, как слушание и повторение.

Апарадха (апарадха) — оскорбление по отношению к Святому Имени, вайшнавам, гуру, священным писаниям, святым местам, Божествам и т. д. Слово радха означает «доставлять удовольствие», а апа — «забирать». Таким образом, совершать апарадху — значит вызывать неудовольствие Господа и Его преданных.

Апарадхи (апарадхи) — тот, кто совершает апарадху.

Асакти (асакти) — привязанность. Обычно это слово обозначает привязанность к Господу и Его вечным преданным. Асакти возникает тогда, когда привязанность к поклонению Господу перерастает в сильную привязанность к Нему Самому. Это шестая ступень развития лианы преданности, и наступает она тогда, когда вкус (ручи) к бхаджане становится зрелым.

Ачарйа (ачарйа) — духовный наставник; тот, кто учит своим примером.

Ашта-калйа-лила (ашта-калййа-лйла) — лилы, которые Шри Кришна совершает со Своими преданными в каждой из восьми частей суток. Те, кто практикует смарану, созерцают эти лилы в медитации. Лилы делятся на восемь частей следующим образом (время дано условно): 1) нишанта-лила — лилы в конце ночи (3:36 - 6:00), 2) пратах-лила — лилы рано утром (6:00 - 8:24), 3) пурвахна-лила — лилы до полудня (8:24 - 10:48), 4) мадхйахна-лила — полуденные лилы (10:48 - 15:36), 5) апарахна-лила — лилы после полудня (15:36 - 18:00), 6) шайахна-лила — вечерние лилы (18:00 - 20:24), 7) прадоша-лила — лилы до полуночи (20:24 - 22:48) и 8) накта-лила — ночные лилы (22:48 - 3:36).

Б

Брахма или Брахман — безличный, всепроникающий аспект Господа, лишенный формы и качеств.

Брахманы (в ед. ч. брахман) — представители сословия разумных людей и жрецов; первый общественный уклад в ведической социальной системе (варнашраме).

Бхава (бхава) — духовные чувства, любовь.

Бхава-бхакти (бхава-бхакти) — начальная стадия совершенства в преданном служении. Ступень бхакти, на которой сущность внутренней энергии Господа, вишуддха-саттва, состоящая из духовного знания и блаженства, переходит из сердца вечных спутников Господа в сердце садхаки. Это приводит к тому, что сердце смягчается, ощущая различные вкусы (расы). Бхава-бхакти — первый росток чистой любви к Богу (премы).

Бхагавад-анушилана (бхагавад-анушйлана) — слово анушилана означает постоянную практику, изучение или развитие. Связанные с преданным служением Господу, эти действия именуются бхагавад-анушиланой.

Бхагаван (бхагаван) — Верховный Господь, в полной мере обладающий шестью совершенствами: богатством, силой, славой, красотой, знанием и отрешенностью.

Бхагават-према — высочайшая любовь к Шри Кришне, которая способна растопить сердце и вызвать сильное чувство обладания (мамата) по отношению к Кришне.

Бхаджана — это слово является производным от глагольного корня бхадж, значение которого объясняется в «Гаруда-пуране» (Пурва-кханда, 231.3) так: «Глагольный корень бхадж главным образом обозначает служение (севу). Поэтому деятельность в преданном служении Господу именуют бхакти». Таким образом, бхакти — это любовное преданное служение Шри Кришне. Оно составляет неотъемлемую часть бхаджаны. Обычно бхаджаной называют духовную практику, прежде всего слушание, повторение и медитацию, обращенные на Святое Имя, образ, качества и развлечения Шри Кришны.

В

Вайдхи (ваидхи) — преданное служение, основанное на предписаниях шастр.

Варнашрама (варнашрама) — ведическая система деления общества на четыре сословия (варны) и четыре духовных уклада (ашрама).

Ватсалйа-раса (ватсалйа-раса) — один из пяти главных видов отношений со Шри Кришной, которые устанавливаются в сердце преданного на уровне совершенства, бхавы или премы. В этих отношениях любовь преданного к Господу выражается в родительских чувствах к Нему.

Випраламбха — чувство разлуки с объектом любви.

Враджа-васи (враджа-васи) — вечные жители Вриндавана.

Враджа-парикары — преданные Шри Кришны в трансцендентной обители Врадже, или Вриндаване.

Враджа-раса — настроение, с которым преданные Шри Кришны служат Ему в вечной обители Врадже, Вриндаване.

Г

Го-дас (го-даса) — буквально «слуга чувств». Тот, кто находится в рабском подчинении у своих материальных органов чувств.

Гопи (гопи) — девушки Враджи, возглавляемые Шримати Радхикой, которые служат Шри Кришне в настроении Его возлюбленных. Есть также старшие гопи, возглавляемые Йашодой-деви, которые служат Кришне в ватсалйа-расе.

Госвами (госвами) — господин своих чувств; титул тех, кто дал обет отречения от мира.

Гуна (гуна) — качества; божественные качества Шри Кришны, о которых слушают, рассказывают и памятуют преданные, делая это как часть своей практики преданного служения.

Гуру-рупа-сакхи (гуру-рупа-сакхи) — духовный учитель в своем вечном духовном облике служанки Шри Радхи и Кришны.

Гйана (джнана) — философский путь познания Абсолюта, цель которого — слияние с безличным аспектом Господа.

Д

Дасйа-раса (дасйа-раса) — один из пяти главных видов отношений со Шри Кришной, которые устанавливаются в сердце преданного на совершенном уровне бхавы или премы. В этих отношениях любовь преданного к Господу выражается в настроении слуги.

Деваты (в ед. ч. девата) — полубоги на райских планетах, которые наделены особым могуществом и властью для управления вселенной.

Дживы (в ед. ч. джива) — вечные индивидуальные живые существа, которые, находясь в обусловленном состоянии, воплощаются в материальных телах, принадлежащих к той или иной из бесчисленных форм жизни.

Дикша-гуру (дикша-гуру) — учитель, дающий духовное посвящение

К

Кама (кама) — 1) вожделение, направленное на удовлетворение материальных чувственных желаний; 2) трансцендентное желание гопи наслаждаться любовными играми со Шри Кришной.

Каништха-адхикари (каништха-адхикари) — тот, кто находится на низшем уровне преданного служения; начинающий преданный.

Карма — 1) деятельность тех, кто ведет материальное существование; 2) корыстная деятельность; благочестивая деятельность, приносящая материальные блага в этой жизни или на райских планетах после смерти; 3) судьба; предыдущая деятельность, которая приносит неизбежные последствия.

Кришна-катха (кришна-катха) — повествования о Святых Именах, образе, качествах и развлечениях Шри Кришны.

Кунда (кунда) — пруд

Кунджа (кунджа) — рощица или лесная беседка; естественное укрытие, стены и крыша которого созданы деревьями и вьющимися растениями.

Л

Лилы (в ед. ч. лила) — божественные развлечения. Деяния Господа, которые Он совершает при сотворении материального мира, либо в трансцендентных любовных отношениях со Своими преданными и которые никогда не попадают под влияние материальной природы. Эти развлечения суть проявления Его духовной энергии. Преданные слушают повествования об этих лилах, описывают и памятуют их, делая это как часть практики преданного служения.

М

Мадхурйа-раса (мадхурйа-раса) — высший из пяти главных видов отношений со Шри Кришной, которые устанавливаются в сердце преданного на совершенном уровне бхавы или премы. В этих отношениях любовь преданного к Господу выражается в настроении Его возлюбленной.

Мадхйама-адхикари (мадхйама-адхикари) — тот, кто находится на среднем уровне преданного служения.

Майавада (майавада) — учение об иллюзорности бытия; теория, выдвигаемая имперсоналистами, последователями Шанкарачарйи, согласно которой образ Господа, материальный мир и индивидуальное существование живого существа суть майа, иллюзия.

Манаса-сева (манаса-свва) — мысленное служение Господу.

Матх (матха) — монастырь или храм.

Махабхава (махабхава) — высшая стадия божественной любви.

Махаджаны (в ед. ч. махаджана) — великие преданные, которые своим примером учат высшему идеалу.

Маха-прасад (маха-прасада) — остатки пищи, предложенной Божеству; это также могут быть предметы, использованные для поклонения Божеству, такие, как благовония, цветы, гирлянды и одежды.

Муни — мудрец, аскет или знаток духовной науки.

Н

Нама (нама) — Святое Имя Господа, повторение которого составляет часть практики преданного служения.

Нама-апарадха (намапарадха) — оскорбления Святого Имени, которых насчитывается десять.

Нирвишеша-вади (нирвишвша-вади) — сторонники учения, согласно которому Господь в Своем высшем проявлении лишен личностных качеств и слияние с безличным Брахманом есть высшее духовное совершенство для живого существа.

Нишкинчана (нишкинчана) — уровень полного отречения от материальной собственности.

Ништха (ништха) — твердая вера, дающая стойкость в практике преданного служения; четвертая стадия развития лианы преданности, которая наступает после избавления от значительной части анартх.

П

Палйа-даси (палйа-дасй) — служанка Шримати Радхарани. Слово палйа буквально означает

«вскормленная», «оберегаемая» и «защищаемая», а даси означает «служанка». Таким образом, палйа-даси — это служанки Шримати Радхарани, пребывающие под Ее дружеским покровительством.

Парамахамса (парамахамса) — преданный высшего уровня, способный видеть разницу между духом и материей. Его сравнивают с лебедем, который может отделить молоко от воды.

Прайоджана — высшая цель жизни преданного, чистая любовь к Шри Кришне.

Пранама (пранама) — выражение почтения, поклон.

Прананатха (прананатха) — дословно означает «господин жизни», то есть тот, кто дороже самой жизни.

Према-аватара (првма-аватара) — воплощение божественной любви, Шри Чайтанйа Махапрабху.

Према-бхакти — высшая стадия преданности, на которой пробуждается божественная любовь, према. Восьмая и заключительная стадия развития лианы преданности.

Према-дхарма — религия божественной любви, которую исповедовал и проповедовал Шри Чайтанйа Махапрабху.

Р

Рага-марг (рага-марга) — путь развития спонтанной привязанности (раги).

Рагануга-бхакти (рагануга-бхакти) — практика следования настроению рагатмика-бхакт.

Рагатмика-бхакти (рагатмика-бхакти) — спонтанная преданность, которая живет в сердцах вечных преданных Шри Кришны в духовном мире (рагатмика-бхакт).

Расика — тот, кто в сердце ощущает расу.

Рупа (рупа) — образ, форма, внешность; когда используется в отношении Шри Кришны, указывает на Его трансцендентный вечный образ, о котором слушают, рассказывают и памятуют преданные, делая это как часть своей практики преданного служения.

Ручи — вкус. Пробуждение вкуса к слушанию, повторению и другим видам практики преданного служения означает, что эти виды деятельности начинают привлекать преданного больше, чем любая материальная деятельность. На этой ступени привязанность к духовному становится сильнее, чем привязанность к материальному. Это пятая стадия развития лианы преданности. Она наступает после ништхи, стойкости в практике преданного служения.

С

Сад-гуру — достигший совершенства духовный учитель.

Садхака (садхака) — тот, кто занимается духовной практикой, стремясь развить чистую преданность Шри Кришне.

Садхана-бхакти (садхана-бхакти) — стадия преданного служения, на которой преданный следует духовной дисциплине, стремясь развить бхаву, чистую экстатическую любовь к Шри Кришне.

Садху-санга (садху-санга) — общение с возвышенными, чистыми, преданными. Это первая стадия развития лианы преданности, которая наступает после того, как появляется ее росток в форме веры (шраддхи).

Сакхйа-раса (сакхйа-раса) — один из пяти главных видов отношений со Шри Кришной, которые устанавливаются в сердце преданного на совершенном уровне бхавы или премы. В этих отношениях любовь преданного к Господу выражается в дружеских чувствах.

Самбандха — принцип взаимоотношений между Господом, живыми существами и материальной природой.

Самбандха-гйана (самбандха-джнана) — знание самбандха-таттвы, отношений между Господом, живыми существами и материальной энергией. Слово самбандха означает «связь», «отношения». Живые существа связаны с Верховным Господом вечными нерушимыми отношениями. Поэтому Он — истинный объект любви. Обычно говорят, что живые существа — слуги Господа. Однако на совершенной стадии бхакти живое существо устанавливает определенные отношения с Господом. Оно может выступать в качестве Его слуги, друга, родителя или возлюбленной.

Сампрадайа (сампрадайа) — цепь духовных учителей, по которой передается ведическое знание.

Саннйаса (саннйаса) — жизнь в отречении от мира; четвертый этап жизни в рамках ведической социальной системы (варнашрамы).

Сахаджийа (сахаджийа) — тот, кто считает, что высшие ступени преданного служения легко достижимы, и поэтому подражает внешним проявлениям духовного экстаза.

Сварупа-шакти (сварупа-шакти) — божественная энергия Бхагавана. Ее так называют потому, что она берет начало в Его теле (сварупе). Эта энергия в полной мере наделена сознанием (чинмайа) и таким образом представляет собой противоположность материи. Поэтому ее также называют чит-шакти, энергией, обладающей сознанием. Поскольку эта энергия очень тесно связана с Господом, ее называют антаранга-шакти, внутренней энергией, а поскольку она во всех отношениях выше пограничной и внешней энергии Господа, ее называют пара-шакти, высшей энергией.

Сиддха-бхакта — преданный, достигший духовного совершенства. В «Бхакти-расамрита-синдху» (2.1.180) дается следующее определение сиддха-бхакты: «Тот, кто всегда поглощен деятельностью, связанной со Шри Кришной, и постоянно наслаждается блаженством божественной любви (премы) и кому неведомы материальные страдания, называется сиддха-бхактой».

Смарана (смарана) — памятование (медитация) имени, образа, качеств и р


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.