О безгрешный Бхарата, Я поведал тебе величайшую из тайн, что хранят священные писания. Постигнув эту тайну, человек с чистым разумом обретает совершенное знание и благо. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

О безгрешный Бхарата, Я поведал тебе величайшую из тайн, что хранят священные писания. Постигнув эту тайну, человек с чистым разумом обретает совершенное знание и благо.

2019-12-19 135
О безгрешный Бхарата, Я поведал тебе величайшую из тайн, что хранят священные писания. Постигнув эту тайну, человек с чистым разумом обретает совершенное знание и благо. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бхаванувада

 

Этим стихом Верховный Господь завершает пятнадцатую главу. Он говорит: "В произнесённых Мною двадцати стихах Я раскрыл тебе величайшую тайну шастр ". В этой главе говорится о разнице между материей и духом, а также утверждается истина о том, что из трёх проявлений акшара-пуруши Пурушоттама Шри Кришна по природе является Высшей Абсолютной Истиной.

 

Так заканчивается Бхаванувада "Сарартха-варшини-тики" Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к пятнадцатой главе "Шримад Бхагавад-гиты", дарующей радость бхактам и признанной всеми святыми.

Пракашика-вритти

 

Завершая эту главу, Верховный Господь говорит, что описанная в ней Пурушоттама-йога представляет собой самую сокровенную часть священных писаний. Смысл этого утверждения в том, что Пурушоттама-таттву могут постичь только бхакты и никто другой. Арджуна — возлюбленный бхакта Господа, и именно поэтому Господь открывает ему самую сокровенную науку. По милости бхакт жизнь тех, кто способен постичь эту таттву, становится благословенной.

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие слова: "О безгрешный, эта Пурушоттама-йога поистине является самой сокровенной частью писаний. Постигнув её, разумная душа озаряется знанием и обретает высшее благословение. О Бхарата, постижение этой йоги избавляет душу от любого недостатка, связанного с ашраей (вместилищем, дживой) и вишаей (объектом бхакти). Бхакти — это исполненное блаженства естественное занятие атмы. Чтобы правильно заниматься бхакти, необходимы две вещи: чистота дживы, как вместилища бхакти (ашрая), и полнота проявления Бхагавана, вишаи. До тех пор пока джива считает, что Брахман и Параматма равны Бхагавану (бхагават-таттве), она не может идти путём вишуддха-бхакти, естественного занятия чистого живого существа. Практиковать бхакти в его чистом виде можно лишь тогда, когда душа сознаёт, что Пурушоттама-таттва является Высшей Истиной.

Занимаясь бхакти-йогой на уровне садханы, человек должен с помощью садху-санги и составных частей шуддха-бхаджаны избавиться от трёх самых больших анартх (пороков). Первая из слабостей дживы — это стремление наслаждаться майей, злоупотребляя свободой, которую даровал ей Господь, когда она была чиста. Потом, блуждая в материальном мире, душа развивает вторую слабость — привязанность к объектам чувств. А хридая-даурбалья, привязанность к мирскому, — это третья анартха. Все другие анартхи развиваются из этих трёх слабостей сердца".

В первых пяти стихах объясняется, что упомянутые слабости можно уничтожить с помощью чистого (подлинного) отречения. С шестого стиха и до конца главы обсуждается Пурушоттама-таттва и рождённая из бхакти юкта-вайрагья. Помимо того, в этой главе описано различие между мёртвой материей и духом, а также описаны различные проявления духовной реальности.

 

Так заканчивается "Сарартха-варшини Пракашика-вритти" Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Махараджа к пятнадцатой главе "Шримад Бхагавад-гиты".

 

Глава шестнадцатая

Дайвасура-Сампада-Йога

 

 

Божественные и демонические качества

 

Тексты 1-3

श्रीभगवानुवाच

अभयं सत्त्वसंशुद्धिर्ज्ञानयोगव्यवस्थितिः
दानं दमश्च यज्ञश्च स्वाध्यायस्तप आर्जवम्

अहिंसा सत्यमक्रोधस्त्यागः शान्तिरपैशुनम्
दया भूतेष्वलोलुप्त्वं मार्दवं ह्रीरचापलम्

तेजः क्षमा धृतिः शौचमद्रोहो नातिमानिता
भवन्ति सम्पदं दैवीमभिजातस्य भारत

ш́ р и ̄ бхагав а ̄н ув а ̄ча

абхайа м ̇ саттва - са м ̇ ш́ уддхир / дж н̃а ̄на - йога - вйавастхити x

д а ̄на м ̇ дама ш́ ча йадж н̃ а ш́ ча / св а ̄дхй а ̄йас тапа а ̄рджавам

ахи м ̇с а ̄ сатйам акродхас / тй а ̄га x ш́а ̄нтир апаи ш́ унам

дай а ̄ бх ӯ те ш в алолуптва м ̇ / м а ̄рдава м ̇ хр и ̄р ач а ̄палам

теджа x к ш ам а ̄ дх р̣ ти x ш́ аучам / адрохо н а ̄ти - м а ̄нит а ̄

бхаванти сампада м ̇ даив и ̄м / абхидж а ̄тасйа бх а ̄рата

ш́ р и ̄ бхагав а ̄н ув а ̄ча — всесовершенный Верховный Господь сказал; бха̄рата — о потомок Бхараты; абхайа — свобода от страха; саттва-са м ̇ ш́ уддхи x — очищение своего существования; дж н̃а ̄на - йога-вйавастхити x — неуклонное изучение духовной науки; да̄на — милосердие; дамаx — обуздание органов чувств; ча — и; йадж н̃ а x — совершение жертвоприношений; ча — и; св а ̄дхй а ̄йа x — чтение Вед; тапаx — аскетизм; а ̄рджавам — простота; ахи м ̇с а ̄ — ненасилие; сатйам — правдивость; акродхаx — свобода от гнева; тйа̄гаx — способность не считать своей собственностью жену, детей и остальных; ш́а ̄нти x — умиротворённость; апаиш́унам — свобода от склонности искать в других недостатки; дайа̄ — сострадание; бхӯтешу — ко всем существам; алолуптвам — свобода от алчности; ма̄рдавам — мягкость; хриx — скромность; ача̄палам — постоянство; теджаx — сила; кшама̄ — снисходительность; дх р̣ ти x — решимость; ш́ аучам — чистота (внутренняя и внешняя); адрохаx — свобода от ненависти; на атим а ̄нит а ̄ — свобода от тщеславия; бхаванти — это проявляется; абхиджа̄тасйа — в том, кто родился; даивӣм — с божественными; сампадам — качествами.

 

Верховный Господь сказал: Бесстрашие, счастливое расположение духа, стойкость в обретении знания, милосердие, владение чувствами, совершение ягьи, изучение шастр, аскетизм, простота, ненасилие, правдивость, свобода от гнева, непривязанность к жене и остальным членам семьи, умиротворенность, нежелание искать в ком-то недостатки, доброта ко всем существам, свобода от алчности, мягкость, скромность, постоянство, сила, снисходительность, терпение (упорство, решимость), внутренняя и внешняя чистота и полная свобода от ненависти и тщеславия — всё это божественные качества, о Бхарата, которые проявляются в тех, кто родился в этом мире в благоприятный час.

Бхаванувада

 

В шестнадцатой главе Господь Шри Кришна описывает божественные и демонические качества. Он также говорит о наклонностях тех, кто обладает этими качествами, о наклонностях полубогов и демонов.

В первом стихе пятнадцатой главы, ӯ рдхва - м ӯ лам адха x-ш́а ̄кхам, описано древо материального бытия (дерево ашваттха), но там не говорится о его плодах. Теперь же Верховный Господь повествует о двух видах таких плодов — о тех, что даруют спасение, и о тех, что порабощают. В первых трёх стихах речь идёт о плодах, приносящих мокшу.

"Как мне поддерживать жизнь одному, живя в лесу, без жены и других родных?" Свобода от подобного страха именуется бесстрашием. Радостное расположение духа (сердца, читты) именуется саттва-самшуддхи. Гьяна-йога вьявастхити — это стойкость на пути обретения знания, например, способность не гордиться своей учёностью. Дана значит "справедливо делиться пищей с другими". Дама — это владение органами чувств и внутренними чувствами. Ягья подразумевает поклонение Божествам и полубогам. Свадхьяя — это изучение Вед. Тьяга — способность не считать жену и других членов семьи своей собственностью. Алолупта означает свободу от алчности. Что касается остальных слов, их значение вполне понятно.

Эти двадцать шесть качеств, начиная с бесстрашия, указывают на склонность к благости. Они развиваются в том, кто родился в благоприятное время, свидетельствующее о добродетельности родившегося.

Пракашика-вритти

 

Божественные и демонические качества и наклонности, описанные в предыдущей главе лишь вкратце, теперь обсуждаются подробно. Попав в сети майи, существа с демонической природой рождаются среди асуров, что в конечном счёте ведёт их к страданию и боли. А те, кто по природе обладает божественными качествами, преодолевают океан рождения и смерти и постепенно, практикуя бхагавад-бхакти, восходят к самой высокой цели бытия — вкушают блаженство служения Господу в Его обители. Такие освобождённые души никогда больше не попадают в плен материального существования. Перечисленные в этих стихах добродетели проявляются в возвышенных душах, которые рождаются в благоприятное время от добродетельных родителей, прошедших гарбхадхана-самскару, ведический обряд зачатия потомства. Таков скрытый смысл слова абхиджатасья, что использовано в третьем стихе. Производя на свет детей, люди по крайней мере не должны уподобляться кошкам и собакам. В "Гите" Шри Кришна Сам говорит, что Он — половая жизнь, ведущая к появлению хороших детей. Половая жизнь не запрещена, но, когда люди, подобно животным, только наслаждаются ею, она обретает адскую природу.

В системе варнашрамы людей, занимающих положение санньяси, считают учителями всех четырёх варн и ашрамов. Брахман — учитель кшатрий, вайший и шудр. И только санньяси, обладающий всеми божественными добродетелями, является учителем брахмана.

Такими добродетелями обладают шуддха-бхакты. Преданный- садхака, идущий путём бхакти, должен быть бесстрашным и твёрдо верить: "Господь — мой защитник, Он всегда со мной. Он видит и знает всё. Он поддерживает меня". Развив такую веру, преданный остаётся бесстрашным, где бы он ни жил — дома или в лесу. Примеры такого бесстрашия являют Махараджа Прахлада, Драупади, пятеро Пандавов и Харидас Тхакур. Шри Харидас Тхакур не испугался даже тогда, когда жестокие палачи били его на двадцати двух базарных площадях в Навадвипе, находившейся в ту пору под гнётом мусульман-фанатиков. Избив Харидаса, они бросили его в Гангу, но он выплыл из неё целым и невредимым и вернулся в свой бхаджан-кутир. Увидев его, Кази (правитель Навадвипы) и другие были поражены. Поэтому бхакти-садхаке ничего не нужно бояться.

Саттва-самшуддхи означает чистоту атмы. Поведение бхакти-садхаки чисто. В особенности санньяси и брахмачари,те, кто оставил дом и семью, не должны поддерживать близких отношений с женщинами. Им нельзя шутить с женщиной или даже разговаривать с ней наедине. Шри Чайтанья Махапрабху был очень строг в этом отношении. Это однако не значит, что Он питал неприязнь к женщинам. Строгие правила Он ввёл для санньяси и брахмачари, отрекшихся от семейной жизни. В этом случае мужчине запрещено общаться с женщиной, а женщине — с мужчиной. Шри Чайтанья Махапрабху навсегда оставил Своего дорогого Чхоту Харидаса, из-за того, что тот провёл какое-то время в общении с женщиной. В определённом смысле, под общением с женщиной (стри-сангой) подразумевается отношение к любому предмету как к объекту наслаждения. Кришна — Верховный наслаждающийся, и все остальные предназначены для Его наслаждения. Садхака всегда должен хранить чистоту и считать себя слугой Кришны.

Неуклонное развитие таттва-гьяны именуется гьяна-йога-вьявастхити. Санкиртана-ягья считается самой возвышенной ягьей. Химса­ — это насилие над дживой. А если человек не причиняет боли другим существам — ни телом, ни в помыслах, ни на словах, — это называется ахимсой. В частности, нельзя убивать животных. Препятствовать продвижению дживы к высшим уровням сознания считается насилием. Когда душа сталкивается с преждевременной смертью, она вынуждена снова родиться там, где жила, чтобы завершить отведённый ей срок жизни в определённом теле и только потом рождается среди представителей других видов. Человек не должен препятствовать духовному развитию живых существ просто ради удовлетворения собственного языка или из каких-то других корыстных соображений. В этом и заключается ненасилие.

Итак, описанные здесь двадцать шесть качеств именуются божественными (дайва). Развивая их в себе, человек постепенно восходит на высший уровень самоосознания.

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: "Арджуна мог усомниться в истинности утверждений шастр о том, что гьяну обретают, развивая качества благости. Чтобы развеять это сомнение, Верховный Господь говорит: "У дерева ашваттха, символизирующего материальную жизнь, есть два вида плодов. Одни крепко привязывают дживу к этому миру, а другие даруют спасение от него. Саттва-самшуддхи, или очищение своего существования, — это единственный безопасный путь для дживы. Само бытие дживы состоит из шуддха-саттвы, но в обусловленном состоянии над этой её природой довлеют три материальные гуны. Во всех шастрах говорится, что усилия на пути гьяна-йоги очищают бытие души. Гуна благости способствует развитию знания, которое ведёт душу к освобождению. Все упомянутые качества имеют божественную природу (дайви-сампада) и помогают дживе осознать её чистое бытие. А всё, что мешает душе практиковать саттва-самшуддхи, именуется асури-сампадой (демоническими качествами). Бесстрашие, чистый образ жизни (саттва-самшуддхи), гьяна-йога, милосердие, владение чувствами, ягья, аскетизм, простота, изучение Вед, ненасилие, правдивость, свобода от гнева, отрешённость, спокойствие, нежелание осуждать других, доброта, свобода от алчности, мягкость, скромность, постоянство, сила, снисходительность, стойкость, чистота и свобода от зависти и гордыни — вот двадцать шесть добродетелей, которые именуются дайви-сампадой. Их обретает тот, кто родился в благоприятное время’".

 

 

Текст 4

दम्भो दर्पोऽतिमानश्च क्रोधः पारुष्यमेव च
अज्ञानं चाभिजातस्य पार्थ सम्पदमासुरीम्

дамбхо дарпо ’ бхим а ̄на ш́ ча / кродха x п а ̄ру ш йам э ва ча

адж н̃а ̄на м ̇ ч а ̄бхидж а ̄тасйа / п а ̄ртха сампадам а ̄сур и ̄м

па̄ртха — о сын Притхи; эва — несомненно; дамбха x — лицемерие; дарпа x — высокомерие; абхим а ̄на x — тщеславие (самомнение); ча — и; кродха x — гнев; па̄рушйам — бессердечность; ча — и; адж н̃а ̄нам — безрассудность; (проявляют те) абхиджа̄тасйа — кто родился; а ̄сур и ̄м — имея демонические; сампадам — качества.

 

О Партха, лицемерие, высокомерие, тщеславие, гнев, жестокость и безрассудность — это качества асуров. Они развиваются в том, кто родился в неблагоприятное время.

Бхаванувада

 

Теперь Господь описывает плоды, которые приковывают душу к материальному существованию. Выдавать себя за религиозного человека, будучи при этом безбожником, называется дамбхой, лицемерием. Гордиться своим богатством или образованностью — это дарпа, высокомерие. Стремление получать почести и привязанность к жене и остальным членам семьи именуется абхиманом, тщеславием (самомнением). Смысл слова кродха (гнев) и так ясен. Парушья означает "быть жестокосердным". Агьяна — это безрассудность. Асури-сампада означает и ракшаси-сампаду. Если кто-то рождается в период преобладания страсти и невежества, он обретает соответствующие качества.

Пракашика-вритти

 

Те, кто родился в самое неблагоприятное время и не прошёл очищающие обряды (самскары), обладают природой асуров. Именно они любят выдавать себя за духовно развитых поборников религии. Тем самым они вводят в заблуждение простых и невинных людей. Им кажется, что совершенство жизни состоит в накоплении богатств, обладании женщинами и славой. Такие люди не следуют предписаниям шастр, но при этом очень гордятся собой. Любая мелочь может вызвать у них гнев. В них нет и капли смирения. Они жестоки и безрассудны. Всё это — качества демонов (асуров). От таких качеств нужно держаться подальше.

 

 

Текст 5

दैवी सम्पद्विमोक्षाय निबन्धायासुरी मता
मा शुचः सम्पदं दैवीमभिजातोऽसि पाण्डव

даив и ̄ сампад вимок ша ̄йа / нибандх а ̄й а ̄сур и ̄ мат а ̄

м а ̄ ш́ уча x сампада м ̇ даив и ̄м / абхидж а ̄то ’ си п а ̄ н̣д̣ ава

даивӣ — божественные; сампат — качества; мата̄ — считаются; вимокша̄йа — ведущими к спасению; а ̄сур и ̄ — демонические; нибандха̄йа — к рабству; м а ̄ ш́ уча x — не скорби; п а ̄ н̣д̣ ава — о сын Панду; аси — ты; абхидж а ̄та x — родился; даивӣм — с божественными; сампадам — качествами.

 

Божественные качества ведут к спасению (мокше), а демонические — к материальному рабству. Не печалься о сын Панду, ты с рождения наделён божественной природой.

Бхаванувада

 

В этом стихе, что начинается словом дайви, Верховный Господь показывает, как действуют две природы (божественная и демоническая). Арджуна мог воскликнуть: "Увы, увы! Я, наверное, полон демонических качеств, таких, как жестокость и гнев, ведь я собираюсь пронзить стрелами моих родственников". Но Господь говорит Арджуне: м а ̄ ш́ уча x — "Не печалься", — и успокаивает его. "Ты родился в династии кшатрий. Дхарма-шастра велит тебе быть в бою жестким и беспощадным. Но применять насилие в других случаях — признак демонизма".

Пракашика-вритти

 

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие слова: "Только божественные качества ведут душу к спасению, и только демонические качества приковывают её к материальному миру. О Арджуна, идя путём гьяна-йоги и следуя правилам варнашрама-дхармы, человек очищает свою жизнь (саттва-самшуддхи). Ты наделён божественными качествами (дайви-сампадой), ибо родился в семье благородных кшатрий. Если кто-то, следуя предписаниям шастр, в праведном бою пускает стрелы в своих родственников, это не считается демонизмом. Услышав такое наставление, ты должен отбросить печаль".

 

 

Текст 6

द्वौ भूतसर्गौ लोकेऽस्मिन्दैव आसुर एव च
दैवो विस्तरशः प्रोक्त आसुरं पार्थ मे शृणु

двау бх ӯ та - саргау локе ’ смин / даива а ̄сура э ва ча

даиво вистара ш́ а x прокта / а ̄сура м ̇ п а ̄ртха ме ш́р̣н̣ у

па̄ртха — о сын Притхи; асмин — в этом; локе — мире; (есть) эва — несомненно; двау — два (вида); бхӯта-саргау — сотворённых существ; даиваx — божественные; ча — и; а̄сураx — демонические; даиваx — о божественных; проктаx — было сказано; вистара ш́ а x — много; ш́р̣н̣ у — теперь услышь; ме — от Меня; а ̄сурам — о демонических.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.