О Партха, в этом мире есть два вида сотворённых существ: божественные и демонические. О качествах божественных существ было уже много сказано. Теперь послушай о тех, кто обладает природой демонов. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

О Партха, в этом мире есть два вида сотворённых существ: божественные и демонические. О качествах божественных существ было уже много сказано. Теперь послушай о тех, кто обладает природой демонов.

2019-12-19 134
О Партха, в этом мире есть два вида сотворённых существ: божественные и демонические. О качествах божественных существ было уже много сказано. Теперь послушай о тех, кто обладает природой демонов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бхаванувада

 

Верховный Господь описывает погружённому в уныние Арджуне качества асуров, хотя сам Арджуна наделён божественными качествами. Божественные качества были подробно описаны в первых трёх стихах этой главы, начиная со слов абхайа м ̇ саттва - са м ̇ ш́ уддхи.

Пракашика-вритти

 

Господь Шри Кришна описывает качества асуров, чтобы человек, услышав о них, решительно от них избавился. В "Падма Пуране" говорится:

 

двау бх ӯ та - саргау локе ’ смин даива а ̄сура э ва ча

ви шн̣ у - бхакта x см р̣ то даива а ̄сурас тад - випарйайа x

"Преданных, посвятивших себя поклонению Господу, именуют деватами. А тех, кто завидует Господу и Его преданным, называют асурами. Деватами следует считать людей, которые, следуя предписаниям шастр, избавляются от мирских привязанностей и практикуют бхагавад-бхакти. А асуры — это те, кто, движимый мирскими привязанностями и злобой, нарушает изложенные в шастрах заповеди и занимается безбожной деятельностью".

 

 

Текст 7

प्रवृत्तिं च निवृत्तिं च जना न विदुरासुराः
न शौचं नापि चाचारो न सत्यं तेषु विद्यते

прав р̣ тти м ̇ ч а нив р̣ тти м ̇ ч а / джан а ̄ на видур а ̄сур а ̄ x

на ш́ ауча м ̇ н а ̄пи ч а ̄ч а ̄ро / на сатйа м ̇ те ш у видйате

а ̄сур а ̄ x — демонические; джана̄x — люди; на видуx — не ведают; прав р̣ ттим — склонности к добродетели; ча — и; нив р̣ ттим — не удерживаются от порока; на — ни; ш́ аучам — чистоты; на — ни; апи — даже; а ̄ч а ̄ра x — благонравия; на — ни; сатйам — правдивости; (не) видйате — существует; тешу — в них.

 

Те, кто обладает природой демонов, не знают добродетели и не умеют воздерживаться от порока. В них нет ни чистоты, ни благонравия, ни правдивости.

Бхаванувада

 

Слово правритти означает склонность к добродетели (дхарме), а нивритти — способы воздержания от зла.

 

 

Текст 8

असत्यमप्रतिष्ठं ते जगदाहुरनीश्वरम्
अपरस्परसम्भूतं किमन्यत्कामहैतुकम्

асатйам апрати шт̣ ха м ̇ те / джагад а ̄хур ан и ̄ ш́ варам

апараспара - самбх ӯ та м ̇ / ким анйат к а ̄ма - хетукам

те а ̄ху x — они говорят; джагат — мир; асатйам — нереален; апратишт̣хам — без основы; ан и ̄ ш́ варам — без повелителя; апараспара-самбхӯтам — рождён из полового соития; (и) ким — какая; анйат — иная; ка̄ма-хетукам — причина, кроме вожделения.

 

Асуры говорят об этом мире, что он ложен, что у него нет основания (источника) и повелителя. Они либо считают его порождением полового союза, либо говорят, что он произошёл сам из себя. Помимо того, они считают этот мир следствием корыстных желаний.

Бхаванувада

 

Здесь Господь описывает философские взгляды асуров. "Они говорят, что материальный мир асатья, ложен. Он — следствие заблуждения. То, что лишено основания, именуется апратиштхой. По их мнению, как цветок в небе, так и этот мир лишён всякого основания". Слово анишвара означает, что, раз этот мир ложен, он не был сотворён Ишварой. Он возник случайно, без соединения каких-либо начал, подобно существам, что рождаются из пота. "Мало того, они говорят, что этот мир возник лишь как следствие камы, корыстного желания его создателя, если такой вообще существует. И поскольку они считают материальный мир ложным, они оставляют за собой право выдумывать собственные объяснения его природы". Боле того, они заявляют, что свидетельства Вед и Пуран не соответствуют истине. Асуры говорят: трайо ведасйа карт а ̄ро муни - бха н̣д̣ а-ни ш́а ̄чар а ̄ x — "Веды написаны себялюбивыми мыслителями, шутниками и демонами, чьи взгляды всё время расходятся".

Апратиштха также означает, что в Ведах нет определения дхармы и адхармы, и что эти два понятия порождены иллюзией. А слово анишвара ещё означает, что даже Ишвара — не более, чем порождённая иллюзией выдумка. "Если кто-то говорит, что материальный мир кажется следствием соединения мужского и женского начала, асуры отвечают им — апараспара - самб ӯ там — за возникновением мира ничего не стоит, рождение ребёнка — это тоже иллюзия. Они объясняют, что гончар, изготовляя горшок из глины, знает, что и как он делает, но родители, зачиная ребёнка, не понимают, как всё происходит, поэтому рождение суть иллюзия. Что ещё Я могу сказать, о Арджуна? Асуры считают, что единственная причина возникновения мира — это корыстное желание. По их логике, атомы, майя, Господь или что-то ещё является вторичной причиной, возникающей после сотворения мира".

Пракашика-вритти

 

В этом стихе Верховный Господь описывает философские взгляды тех, кто обладает природой демонов. Суть комментария, который даёт к этому стиху Шрила Баладева Видьябхушана, сводится к таким положениям:

1) По мнению майявади материальный мир является асатьей, апратиштхой и анишварой. Они говорят, что он — асатья, потому что имеет природу иллюзии, как воображаемая змея, за которую приняли обыкновенную верёвку. Этот мир — апратиштха, потому что у него нет основания, подобно цветку в небе. А анишварой он является потому, что нет никакого Ишвары, который был бы причиной его возникновения.

2) По мнению буддистов школы свабхава-вади, материальный мир является апараспара-самбхута — его возникновение не связано с соединением мужского и женского начал, он порождён свабхавой. Это значит, что вселенная возникает и продолжает существовать благодаря естественному и неизбежному действию субстанций, обладающих определёнными внутренними свойствами.

3) Чарвака называет материальный мир кама-хайтука, рождённым из плотского влечения мужчины и женщины.

4) Джайны считают причиной возникновения мира корыстное желание. Опираясь на свои выдуманные доводы, они отвергают авторитет ведических писаний и бессмысленно пытаются сами обнаружить источник материального мира.

Утверждение Кришны, май а ̄дхйак ш е н̣ а прак р̣ ти x с ӯ йате са-чар а ̄чарам (Бг., 9.10), очень ясно описывает причину возникновения мира; материальный мир и все его обитатели — движущиеся и неподвижные существа — созданы материальной природой, пракрити, которая действует под надзором Верховного Господа. И поскольку этот мир возник по воле сатья-санкалпа Бхагавана, того, чьё желание реально, он и сам реален, но изменчив и преходящ. Асуры придумывают массу временных атеистических учений лишь потому, что им неведома чистая и совершенная мудрость.

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: "Те, кто обладает природой демонов, называют этот мир асатьей, апратиштхой и анишварой. Их философия заключается в том, что нет смысла признавать существование Ишвары, поскольку отношение причины и следствия не является основой сотворения вселенной. Некоторые из них говорят, что Ишвара существует, но, сотворив материальный мир, Он попал под влияние Своих корыстных желаний и потому не достоин быть предметом нашего поклонения".

 

 

Текст 9

एतां दृष्टिमवष्टभ्य नष्टात्मानोऽल्पबुद्धयः
प्रभवन्त्युग्रकर्माणः क्षयाय जगतोऽहिताः

эт а ̄ м ̇ д р̣шт̣ им ава шт̣ абхйа / на шт̣а ̄тм а ̄но ’ лпа - буддхайа x

прабхавантй угра - карм а ̄ н̣ а x / к ш ай а ̄йа джагато ’ хит а ̄ x

ахит а ̄ x — зловредные асуры; алпа-буддхайа x — обладающие скудным разумом; на шт̣ а - а ̄тм а ̄на x – без знания атма-таттвы; ава шт̣ абхйа — придерживаясь; эта̄м — этой; д р̣шт̣ им — философии; угра - карм а ̄ н̣ а x — совершающие насилие; прабхаванти — рождаются; кшайа̄йа — для разрушения; джагата x — мира.

Асурам не ведома атма-таттва. Они придерживаются безбожных взглядов и, принимая тело за своё истинное "я", совершают одно насилие за другим. Они — олицетворение зла и рождаются лишь для того, чтобы разрушать мир.

Бхаванувада

 

Так одни из этих демонов полностью потеряли себя, другие обладают лишь небольшим разумом, а третьи, полные легкомыслия, совершают нечестивые поступки и прокладывают себе дорогу в ад. Описывая асуров, Верховный Господь произносит этот и следующие десять стихов. Слово аваштабхья означает "придерживаясь".

Пракашика-вритти

Асуры лишены атма-гьяны. Они изобретают одну машину за другой и выдают это за прогресс цивилизации. Столько придумано оружия и всевозможных механизмов, предназначенных лишь для того, чтобы как можно быстрее убить побольше людей, где бы они ни находились. И демоны очень гордятся такими изобретениями. Из-за их изобретений мир может быть уничтожен в любую минуту. Поскольку демоны (и созданное ими общество) не верит в Верховного Владыку и Веды, вся их деятельность ведёт к разрушению мира.

 

 

Текст 10

काममाश्रित्य दुष्पूरं दम्भमानमदान्विताः
मोहाद्गृहीत्वासद्ग्राहान्प्रवर्तन्तेऽशुचिव्रताः१०

к а ̄мам а ̄ ш́ ритйа ду ш п ӯ ра м ̇ / дамбха - м а ̄на - мад а ̄нвит а ̄ x

мох а ̄д г р̣ х и ̄тв а ̄ ’ сад - гр а ̄х а ̄н / правартанте ’ш́ учи - врат а ̄ x

а ̄ ш́ ритйа — найдя прибежище; душпӯрам — в неуёмном; ка̄мам — вожделении; анвита̄x — полные; дамбха — лицемерия; ма̄на — гордыни; мада — и высокомерия; моха̄т — из-за заблуждения; г р̣ х и ̄тв а ̄ — принимая; асат-гр а ̄х а ̄н — преходящие вещи; а ш́ учи - врат а ̄ x — дав обет порочности; правартанте — они занимаются (поклонением упа-девам).

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.