Шрила Бхактивинода Тхакур о Шримати Радхарани — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Шрила Бхактивинода Тхакур о Шримати Радхарани

2019-09-26 285
Шрила Бхактивинода Тхакур о Шримати Радхарани 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 («Бхактивинода Вани Вайбхава»): «Какова важность хладини-шакти Господа? — Без милости энергии хладини живое существо неспособно обрести любовь к Богу, которая является конечной целью жизни. Получив силу от энергии хладини, живые существа могут войти в обитель Брахмана и достичь духовного неба («Манах-шикша» 11).

«Когда хладини-шакти проявляется в человеке, он становится лучшим из вайшнавов. Без милости хладини-шакти джива не может обрести прему, любовь к Богу. Из сварупа-шакти Шри Кришны проявляется самвит-шакти, управляющая сознанием в духовном мире. Этот аспект сварупа-шакти (самвит-шакти) называется шуддха-саттва, чистая благость. Глубокое чувство обладания Кришной является особым качеством хладини-шакти. Когда эти два элемента (шуддха-саттва и хладини) соединяются, они достигают высшего и наиболее удивительного состояния в сердце дживы, которое именуется чистой премой. В материальном мире соединение самвит и хладини-шакти майи проявляется в форме материальной любви, которая есть не что иное, как отражение чистой духовной премы («Даша-мула-таттва»).

«Шримати Радхарани является непосредственным проявлением сварупа-шакти Шри Кришны или духовной энергией. Она — абсолютное олицетворение всех рас» («Харинама-чинтамани»).

«Шримати Радхика — пурна-шакти, Она также описывается как олицетворенная божественная энергия Шри Кришны (пурна-сварупа-шакти), тождественная Ему. Чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти исходят из сварупа-шакти, изначальной божественной энергии Шри Кришны. Другое название чит-шакти — антаранга-шакти (внутренняя энергия), синоним джива-шакти— татастха-шакти (пограничная энергия), синоним майя-шакти — бахиранга-шакти (внешняя энергия). Хотя сварупа-шакти едина, она выполняет различную деятельность через свои три составные аспекта. Все неизменные характеристики, присущие сварупа-шакти, полностью проявлены в чит-шакти, частично присутствуют в джива-шакти и искаженно отражаются в майя-шакти. Сварупа-шакти обладает тремя свойственными ей формами: хладини — энергия блаженства, сандхини — энергия вечного существования, и самвит — энергия знания. Олицетворением хладини-шакти является Шримати Радхарани. Она дарует Шри Кришне абсолютное духовное наслаждение и блаженство. Шримати Радхарани — самая дорогая возлюбленная Шри Кришны, проявляющая высочайшие эмоции махабхавы, которые полностью очаровывают Кришну. Она распространяет Себя, как ашта-сакхи, представляющие восемь любовных эмоций или бхав. Четыре настроения божественного служения представлены в четырех категориях сакхи: прийя-сакхи, нарма-сакхи, прана-сакхи и парама-прештха-сакхи. Все они — также Ее экспансии. Все эти сакхи — Ее вечно совершенные спутницы, обитатели духовной Враджа-дхамы.

  Самвит-шакти - устраивает различные взаимоотношения между жителями Враджа.

  Сандхини-шакти - проявляет элементы (земли, воды, и т.д.) деревни, леса, холм Говардхан и другие места трансцендентных игр. Сандхини также проявляет различные духовные формы Шри Кришны, Шримати Радхарани, Ее сакхи, коров, друзей Кришны, и другие составляющие для игр.

 Хладини-шакти - преобразуется в любовные игры, погружая Шри Кришну в высший трансцендентный экстаз счастья и блаженства.

 Самвит-шакти проявляется тогда, когда Кришна играет на флейте, привлекая гопи, коров, устраивая танец- раса. Сандхини-шакти поддерживает существование духовной обители Враджа, где Шри Кришна обменивается со Своими спутниками различными взаимоотношениями.

 Энергии Господа Кришны проявляют Его имена, формы, качества и игры. Однако верховная независимость Шри Кришны и Его желания проявляются не Его энергиями. Они являются частью Его собственной природы. Их проявляет лишь Сам Господь, Верховная Личность Бога. Господь Кришна может делать все, что Ему заблагорассудится. Он дает покровительство Своим энергиям. Кришна — наслаждающийся. Предназначение Его энергий - доставлять Ему наслаждение. Кришна — независим. Его энергии зависимы от Него. На каждом шагу независимая Верховная Личность Бога находится в окружении Своих энергий. Тем не менее, Он всегда сохраняет полную независимость и совершенство. Хотя Он постоянно окружен Своими энергиями, Он всегда остается их Господином. Люди приходят к пониманию Всевышнего, посредством Его энергий. Поэтому им трудно понять, что Верховный Господь является Повелителем всех энергий и сохраняет полную независимость от их влияния. Однако преданный, который достиг любви к Господу (премы), может непосредственно видеть, что Верховный Господь повелевает всеми энергиями и находится за пределами их влияния. Преданное служение (бхакти) является одной из энергий Господа и поэтому имеет женскую природу. Вслед за внутренней энергией Господа, энергия преданного служения может привести человека к такому положению, с которого он сможет непосредственно постичь мужскую природу Шри Кришны, независимого, обладающего высшей волей верховного мужчины.

 В действительности, Кришна и Его энергии неотличны друг от друга. Энергия, которая позволяет нам видеть Кришну, также является Им Самим. Самая возвышенная энергия — Шри Радха. Она служит Кришне, и Кришна также служит Ей. Они поклоняются друг другу, и в этом проявляется различие между Ними. Желания Шримати Радхики подчинены желаниям Кришны. Она никогда не желает ничего и не делает ничего, что было бы лишено связи с Кришной. В этом заключается желание Радхи. Радха — это пурна-шакти (полная энергия) или адья-шакти (изначальная энергия). Кришна — это верховный мужчина. Он — господин и повелитель Своей энергии.

 В материальном мире все индивидуальные души испытывают влечение к майе, иллюзорной энергии. Пока они не обретут милость Верховной Личности Бога и не примут покровительство духовной энергии хладини-шакти Господа, они будут терпеть поражение под натиском майи» («Джайва-дхарма» 14.гл.).

 «Джайва-дхарма» (глава 33): «В тот день Виджая-кумар и Врад-жанатх омыли свои тела в Индрадьюмна-сароваре, почтили прасадам и вернулись домой. После обеда Враджанатх отправился к самадхи Харидаса Тхакура, а Виджая-кумар — в храм Шри Радха-канта. Увидев своего духовного учителя, он почтительно склонился перед ним. В этот день Виджая-кумар твердо решил расспросить святого Госвами о Шри Радхике.

 Выбрав удобный момент, Виджая-кумар сказал: «О учитель, Шри Радха — свет и душа моей жизни. Как мне выразить пе­реполняющие меня чувства? Когда я слышу имя Радхики, мое сердце тает, как воск. Шри Кришна — единственный смысл моей жизни, мне, тем не менее, хочется слушать о Его играх со Шри Радхой. Я не люблю слушать рассказы о Шри Кришне, если в них не присутствует лучезарная Радха. О учитель, я больше не желаю называть себя Виджая-кумаром Бхаттачарьей. Я хотел бы стать верной служанкой Шри Радхики. Поверь мне, я не стану пересказывать чудесные описания Враджа материалистам. Ког­да недостойные люди обсуждают славу Шри Радхи, мне хочется бежать с того места».

 Святой Госвами ответил: «Ты счастливый человек. Пока у тебя не было твердой веры в возвышенное положение гопи, ты не мог осознать все великолепие трансцендентных игр Радхи и Кришны. Величие этих божественных игр лежит за пределами познавательных способностей обычных людей. Даже богини на Девалоке не способны понять смысл трансцендентных игр. О Виджая-кумар, я уже рассказал тебе о дорогих сердцу Господа гопи. Радхарани и Чандравали — главные среди них. Каждая из них главенствует над миллионами групп прекрасных гопи. Все эти девушки украшают своей прелестью божественный танец-раса».

 Виджая-кумар промолвил: «О учитель, пусть Чандравали главенствует над множеством групп гопи. Тем не менее, я желаю, чтобы слава Шри Радхи была единственным нектаром, который наполнит мое оскверненное сердце и очистит его».

 Святой Госвами сказал: «Друг мой, именно Радха олицетворяет собой высшую экстатическую любовь (маха-бхава-сварупа). Она отличается самыми возвышенными качествами и во всех отношениях превосходит Чандравали. Обрати внимание — «Гопала-тапани-упанишад» называет Ее Гандхарвой и всячески прославляет. В «Рик-паришиште» сказано, что Господь Мадхава наиболее прекрасен тогда, когда Радха стоит рядом с Ним. В «Падма-пуране» Нарада Муни утверждает следующее: «Как Радха дорога Кришне, так дорого Ему и Ее озеро, Радха-кунда. Радхика — самая любимая гопи Кришны». Радхарани олицетворяет великую хладини-шакти, самую могущественную из энергий Господа. Радха — сердце хладини-шакти (хладини-сара-бхава)».

 Виджая-кумар воскликнул: «Твои слова поистине чудесны! Пожалуйста, расскажи, какова природа Шри Радхи?»

 Мудрый Госвами промолвил: «Радхика — самая прекрасная девушка Враджа (суштху-канта-сварупа). Она — дочь царя Вришабхану. Ее лучезарную красоту подчеркивают шестнадцать предметов и двенадцать украшений».

 Виджая-кумар спросил: «Что ты подразумеваешь под словом суштху-канта-сварупа

 Святой Госвами ответил: «Смысл заключается в следующем: тело Шри Радхи так прекрасно, что все самые изысканные одеяния и украшения блекнут рядом с ним. Густые волосы Шри Радхи очаровательно вьются, Ее лицо подобно цветущему лотосу, Ее глаза лучезарны, а высокая грудь великолепна. Ее талия тонка, плечи изящны, а ногти на Ее пальцах сияют словно ряд драгоценных камней. Ни одна красавица во всех трех мирах не может сравниться со Шри Радхой».

 Выслушав духовного учителя, Виджая-кумар спросил: «Каковы же шестнадцать предметов, подчеркивающих Ее красоту?»

 Достойный Госвами ответил:

1) Шримати Радхарани безупречно чиста;

2) Кончик Ее носа украшен сияющей жемчужиной;

3) Ее тело украшают изысканные синие одежды;

4) Ее талия обвита очаровательным поясом;

5) Ее коса прекрасно заплетена и длинна;

6) Ее уши украшены золотыми серьгами;

7) Ее тело умащено сандаловой пастой;

8) Ее волосы украшены свежими цветами;

9) Ее шею украшает ароматная цветочная гирлянда;

10) В руке Она держит лотос;

11) Она жует орехи бетеля;

12) Ее округлый подбородок украшен мускусной точкой;

13) Ее глаза подведены черной маскарой;

14) Части Ее тела отмечены благоприятными знаками и украшены чудесными узорами;

15) Ее сияющие стопы окрашены в красный цвет;

16) Ее лоб отмечен сияющей тилакой;

 Таковы шестнадцать предметов, подчеркивающих Ее несравненную красоту».

 Виджая-кумар сказал: «Если я не ошибаюсь, ты упоминал еще двенадцать украшений?»

 Святой Госвами молвил: «У Шримати Радхарани есть 12 золотых украшений: «Изумительной красоты драгоценный камень, украшающий Ее корону, золотые серьги, пояс на Ее бедрах, золотой медальон на шее, чакра-салака, браслеты на запястьях, медальон на шее, сверкающие перстни на пальцах, жемчужное ожерелье, еще одни браслеты на запястьях, колокольчики на Ее щиколотках, и кольца на пальчиках ног, — таковы двенадцать украшений на теле Шри Радхи».

 Виджая-кумар попросил: «Опиши, пожалуйста, самые характерные трансцендентные качества Шри Радхи».

 Святой Госвами сказал: «Божественные качества царицы Вриндавана, Радхарани, безграничны, и, поверь мне, невозможно перечислить их все. Но двадцать пять из них считаются самыми характерными:

1) мадхура — Шри Радха — олицетворение сладости;

2) нава-вайах — Она вечно находится в возрасте мадхья-кишори, в расцвете юности;

3) чалапанга — Она бросает пленительные взгляды из уголков Своих подвижных глаз;

4) уджджвала-смита — Ее улыбка нежна и сияюща;

5) чару-саубхагйа-рекхадхйа — Ее ладони и стопы отмечены красивыми благоприятными линиями и знаками;

6) гандхонмадита-мадхава — благоухание Ее тела сводит Кришну с ума;

7) сангйта-прасарабхиджна — Она искусна в пении и игре на музыкальных инструментах;

8) рамйа-вак — Она необычайно красноречива;

9) нарма-пандита — находчива и остроумна;

10) винйта — Она — воплощение кротости и смирения;

11) каруна-пурна — Она в высшей степени милосердна;

12) видагдха — необычайно опытна в шестидесяти четырех видах искусств, а также во всех разновидностях виласы, трансцендентных развлечений;

13) пата-ванвитй — Она искусна в украшении Себя различными нарядами;

14) ладжджа-шила — застенчива;

15) сумарйада — никогда не сходит с пути праведности и всегда очень почтительна к старшим;

16) дхсшрйа — терпелива и сдержанна;

17) гамбхйрйа-шалинй — серьезна;

18) сувиласа — Ее движения сопровождаются очаровательными жестами, такими как хава, бхава и хела (женственные позы и жесты, завлекающие возлюбленного), а также улыбками, дрожью, изменениями в голосе и другими проявлениями экстаза, вызванными Ее любовью к Кришне;

19) махабхава-парамоткарша-таршинй — Она исполнена высочайшей экстатической любви к Кришне;

20) гокула-према-васати — Она — объект любви всех жителей Гокулы;

21) джагат-шренй-ласад-йаша — Ее слава сияет во всех мирах;

22) гурварпита-гуру-снеха — Она всегда окружена заботой старших;

23) сакхй-пранайита-ваша — Она покоряется любви Своих подруг, гопи;

24) кршна-прийа-валй-мукхйа — Она величайшая среди всех подруг Кришны;

25) сантаташрава-кешава — Она способна полностью контролировать Кришну;

Внимательно выслушав духовного учителя, Виджая-кумар сказал: «Я хотел бы услышать подробнее о пятом качестве — «Ее ладони и стопы отмечены благоприятными линиями и знаками;».

 Святой Госвами пояснил: «Эти благоприятные линии и знаки описаны в «Вараха-пуране», «Каши-кханде»

«Джйотиша-шастре», «Матсья-пуране» и «Гаруда-пуране».

 

На левой подошве Шримати Радхарани присутствуют следующие знаки:

1) зерно ячменя у основания большого пальца;

2) ниже этого знака — чакра;

3) под чакрой — зонтик;

4) под зонтом — браслет;

5) ниже среднего пальца — лотос;

6) под лотосом — флаг

7) под флагом — цветок;

8) под цветком — лиана;

9) линия урдхва-рекха, проходящая от среднего пальца до середины подошвы;

10) стрекало погонщика слонов под мизинцем;

11) на пятке — полумесяц;

 

На правой подошве Радхики присутствуют следующие знаки:

1) раковина у основания большого пальца;

2) на пятке — рыба;

3) под мизинцем —алтарь;

4) над рыбой — колесница;

5) гора;

6) серьга;

7) палица;

8) знак оружия шакти;

 

Левая ладонь Радхики отмечена следующими знаками:

1) длинная линия жизни, начинающаяся с места соединения указательного пальца со средним и доходящая до места ниже мизинца;

2) ниже линии жизни — другая линия, кончающаяся между указательным и большим пальцами;

3) кривая линия, идущая от запястья и кончающаяся между большим и указательным пальцами;

4-8) на кончиках всех пяти пальцев явственно видна чакра;

9) под безымянным пальцем — слон;

10) ниже линии жизни — конь;

11) под средней линией —бык;

12) ниже маленького пальца — стрекало погонщика слонов;

13) веер;

14) дерево Шри;

15) посох:

16) стрела;

17) копье;

18) цветочная гирлянда;

 

На правой ладони Шримати Радхарани присутствуют следующие знаки:

1-8) как и на левой ладони, три выделяющиеся линии, включая линию жизни, и чакра на кончике каждого пальца;

9) под указательным пальцем — чамара;

10) под маленьким пальцем —стрекало погонщика слонов;

11) дворец;

12) барабан;

13) молния;

14) две колесницы;

15) лук;

16) меч;

17) сосуд для воды;

 

 Таким образом, на левой подошве насчитывается одиннадцать знаков, на правой — восемь, на левой ладони — восемнадцать знаков, а на правой — семнадцать».

 Виджая-кумар поинтересовался: «Скажи, пожалуйста, присущи ли кому-либо еще все эти качества?»

 Святой Госвами ответил: «Друг мой, только Шри Радха обладает ими в совершенной полноте. У полубогинь эти качества проявлены сильнее, чем у остальных. Но только будучи принадлежностью Радхи, они целиком духовны и не подвержены влиянию материи».

 Виджая-кумар воскликнул: «О учитель, красота и возвышенные качества Шримати Радхики непостижимы. Вкусить их нектар можно только по милости божественной возлюбленной Кришны».

 Мудрый Госвами задумчиво сказал: «Видя красоту и возвышенные качества Шри Радхи, Сам Шри Кришна теряет голову. Как же мне описать их словами?»

 Виджая-кумар сказал: «О учитель, будь милостив, расскажи мне о подругах Шри Радхи (сакхи)».

 Святой Госвами сказал: «Всех девушек, принадлежащих к кругу Радхики, украшает множество трансцендентных качеств. Их игривое поведение неизменно пленяет Господа Кришну».

Виджая-кумар спросил: «Каковы разновидности подруг Шри Радхи (сакхи

 Святой Госвами ответил: «Известны пять разновидностей подруг Радхики: сакхи (подруги), нитья-сакхи (вечные подруги), прана-сакхи (близкие подруги), прийя-сакхи (дорогие подруги), парома-прештха-сакхи (самые дорогие подруги)».

 Виджая-кумар поинтересовался: «Помнишь ли ты имена сакхи

Праведный Госвами ответил: «.Сакхи являются Кусумика, Вринда и Дхаништха. Эти гопи пользуются известностью среди сакхи».

 Виджая-кумар спросил: «А кто из девушек Враджи является нитья-сакхи

 Гопала-гуру Госвами ответил: «К категории нитья-сакхи относятся Кастури, Мани Манджари и многие другие».

 Виджая-кумар промолвил: «А кто из гопи относится к категории прана-сакхи»

 Святой Госвами пояснил: «К категории прана-сакхи относятся Шашимукхи, Васанти, Ласика и многие другие девушки. Эти гопи во многом подобны Самой Царице Вриндавана».

 Виджая-кумар задал следующий вопрос: «Кто из девушек Враджи является прийя-сакхи»

 Достойный Госвами ответил: «В число прийя-сакхи входят Курангакши, Сумадхья, Маданаласа, Камала, Мадхури, Манджукеши, Кандарпа-сундари, Мадхави, Малати, Камалата, Шашикала и многие другие».

 Виджая-кумар поинтересовался: «А кто относится к категории парама-прештха-сакхи.

 Святой Госвами ответил следующее: «В число парома-прештха-сакхи входят Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Тунгавидйа, Индулекха, Рангадеви и Судеви. Эти восемь гопи являются наиболее возвышенными. Поэтому их и называют парама-прештха-сакхи. Они находятся на высшем уровне любви к Шри Шри Радхе и Кришне».

 Внимательно выслушав духовного учителя, Виджая-кумар спросил: «О мудрейший, какие признаки духовной любви проявляли гопи Голоки?»

 Святой Госвами ответил: «Господь Кришна является перед гопи в облике сына Нанды. Философы-эмпирики далеки от понимания возвышенной любви гопи к Кришне. Даже преданным иногда бывает сложно понять эту любовь. Когда Кришна является в облике Нандананданы, Его величие не затмевает Его Божественную красоту. Однажды Кришна шутя показал гопи Свою четырехрукую форму, но она не произвела на них ни малейшего впечатления. Стоило прекрасной Шри Радхе приблизиться к Кришне, и Его четырехрукая форма сразу исчезла. Сила сокровенной паракийя -любви Радхи вернула Кришне двурукую форму».

 Было уже достаточно поздно. Виджая-кумар почтительно поклонился стопам своего духовного учителя и отправился домой. По пути он размышлял обо всем, что услышал от святого Гопала-гуру Госвами и дивился глубоким познаниям мудрого вайшнава.

 

Глава третья

Радха-таттва


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.