Мотивация подростков к занятиям оздоровительной физической культурой — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Мотивация подростков к занятиям оздоровительной физической культурой

2019-12-19 159
Мотивация подростков к занятиям оздоровительной физической культурой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. Д.Б. Эльконин, делая акцент на появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности, устанавливает границы подросткового возраста между 10-11 и 15-16 годами. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости, связанной с репродуктивной функцией. [14]

В  подростковом возрасте происходят следующие физиологические и психологические изменения:

– повышается темп роста костной и мышечной ткани, изменяется ритм работы сердечно-сосудистой и эндокринной системы, что ведёт к повышенной возбудимости, эмоциональной нестабильности;

– происходит смена акцентов с учебной деятельности на общение со сверстниками, что в свою очередь оказывает влияние на процесс социализации: подростком чётко ощущается потребность в самоутверждении, самосовершенствовании и развитии волевых качеств, активизируется процесс самовоспитания;

– увеличивается интерес к противоположному полу и, как следствие, повышенное внимание своему внешнему виду;

– преобладает склонность к рефлексии, самопознанию, основной

формой которого выступает сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе;

– появляется чувство взрослости – потребность в отношение взрослых к подростку как к равному, стремление достичь статуса взрослого;

– начинает формироваться идеал личности через осознание подростком своих личных особенностей – особенностью подросткового самосознания является противоречивость образа «Я».

Как показывает статистика, в этот период падает не только успеваемость, страдает также здоровье подростков, и особенно неблагоприятная ситуация складывается в специализированных школах нового типа, учебный процесс который характеризуется повышенной интенсивностью. Согласно исследованиям, за период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, нервными болезнями – в 2 раза, с аллергическими болезнями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз [11].

Смена внутренних процессов организма подростка отражается также на уроках физической культуры, где должны быть учтены происходящие с ребёнком изменения – как психологические, так и физиологические. Именно уроки физической культуры помогают легче справиться с новым режимом функционирования кровеносной, сердечно-сосудистой, мышечной систем. Преподаватель физической культуры не только направляет бьющую ключом энергию подростков в мирное русло, но и становится для них тренером, наставником, что также важно для ищущих авторитеты подростков. [15]

На занятиях физической культурой следует сделать акцент на следующие направления развития:

– в физическом плане – сердечно-сосудистая система, опорно-двигательный аппарат, мышечное развитие;

– в психологическом плане – повышение дисциплины, уравновешенности,   снижение   агрессивности   и   возможность  дать  выход

негативным эмоциям.

Возрастные психофизиологические изменения в организме подростков, значительное количество школьных факторов, негативно влияющих на физическое и психологическое состояние представителей подрастающего поколения и т.п. нередко становятся причиной ухудшения их здоровья. Следовательно, вовлечение подростков в занятия оздоровительной физической культурой имеют чрезвычайно важное значение. Однако, как утверждают ученые и педагоги-практики, сегодня большое количество школьников характеризуются низкой мотивацией к занятиям физическими упражнениями. Следовательно, при организации занятий подростков оздоровительной физической культурой важно отбирать ее содержание таким образом, чтобы оно вызывало интерес у обучающихся среднего школьного возраста, способствовало повышению их мотивации к двигательной активности.

Мотивация к занятиям физической культурой определяется как внутренняя побудительная сила, которая возникает под влиянием внешних воздействий. В качестве внешних воздействий могут выступать: 1) привлекательность конкретных физических упражнений, преломляемая через двигательные способности, темперамент и другие свойства личности; 2) активная пропаганда здорового образа жизни как с помощью средств массовой информации, так и среди окружения; 3) разнообразие и доступность спортивной базы (спортивные центры, бассейны, стадионы и т. д.); 4) умело организованные занятия физической культурой в школе, институте, в рабочих коллективах способны увлечь заниматься физической культурой не только в учебное или рабочее, но и в свободное время [9].

Итак, на какие мотивы может опираться человек, желающий уделить внимание занятиям физической культурой и спортом:

1. Как уже говорилось, наиболее сильной мотивацией является возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний;

2. Так называемый умственный перегруз влечёт за собой снижение процента восприятия информации. Специально разработанные физические упражнения для мышц всего тела и зрительного аппарата имею больший эффект релаксации в сравнении с пассивным отдыхом. Занятиях физическими упражнениями приводят к изменения в первую очередь сердечнососудистой и дыхательной систем.

3. Соревновательно-конкурентные мотивы основываются на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения.

4. Желание улучшить внешний вид и производимое на окружающих впечатление является эстетическим мотивом.

5. Коммуникативные мотивы. Совместные занятия физической культурой и спортом содействуют улучшению коммуникации между социальными и половыми группами.

6. Стремление к познанию собственного организма и его возможностей и, как следствие, улучшение данных показателей с помощью занятий физической культурой и спортом является характерной чертой познавательно-развивающих мотивов

7. Профессионально-ориентированные мотивы ориентированы на получение профессионально важных навыков в трудовой или учебной деятельности.

9. Административные мотивы затрагивают не только школьников и студентов, для которых занятия физической культурой являются обязательными, но и работников определенных профессий, военных, сдача определенных нормативов которыми является частью их должностных обязанностей.

10. Психолого-значимые мотивы. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на психическое состояние человека, определенные виды физических упражнений являются незаменимым средством нейтрализации отрицательных эмоций у человека.

11. Воспитательные мотивы. Занятия физической культурой и спортом развивают в личности навыки самоподготовки и самоконтроля.

12. Статусные мотивы. Благодаря развитию физических качеств у подрастающего поколения увеличивается их жизнестойкость. Повышение личностного статуса при возникновении конфликтных ситуаций.

13. Культурологические мотивы. Данная мотивация приобретается у подрастающего поколения с воздействием, оказываемым средствами массовой информации, обществом, социальными институтами, в формировании у личности потребности в занятиях физическими упражнениями [16].

Несмотря на внушительный список положительных последствий занятий оздоровительной физической культурой, большинство людей всё же предпочитают обходить данный вид времяпровождения и совершенствования стороной. Одна из причин такого поведения лежит в отсроченности результатов физкультурной деятельности. Скорый темп жизни, отсутствие достаточного количества свободного времени приводят к тому, что занятия спортом бросаются после пары недель тренировок, так как результат их всё ещё незаметен. Усугубляет положение тот факт, что в подавляющем большинстве случаев человек не готов менять свой рацион питания и отказывается придерживаться специально разработанной под его тренировки диеты.

Таким образом, недостаточная информированность и желание получить результат сразу подталкивают людей к тому, чтобы бросить занятия оздоровительной физической культурой на ранних этапах. Кроме того, многими людьми априори считается, что систематические занятия отнимают свободное время, которого и без того мало, но и повышают общую усталость и требуют дополнительного отдыха. Однако научно доказано, что ежедневные полноценные занятия зарядкой не только повышают тонус мышц, а также улучшают кровоснабжение головного мозга, что положительно сказывается как на работоспособности, так и на общем состоянии организма.

Говоря о подростковой вовлеченности в тематику физической культуры и спорта, мы обращаемся к научной литературе, анализ которой позволяет говорить о том, что около 10-15% подростков практически не занимается физическими упражнениями, даже на уроках физической культуры. Это происходит несмотря на то, что психологические особенности подросткового возраста тесно переплетаются с первоочередными мотивами занятий оздоровительной физической культурой.

Сегодня существует проблема низкой вовлеченности подростков в занятия физической культурой и оздоровительной деятельностью в целом. Отсутствие мотивации, интереса можно объяснить следующими факторами:

- Отсутствие мотивации к физическому развитию в семье, не уделяющей должного внимания воспитанию подростка в тех аспектах, которые не касаются его школьной успеваемости. Игнорирование проблемы малоподвижного образа жизни;

- Нереализованные цели подростка как следствие влияния семьи, когда проявленный к физической активности интерес не находит поддержки у родителей;

- Низкие показатели состояния здоровья подростка, в том числе наследственные и врождённые заболевания;

- Приобщение к вредным привычкам и влияние антисоциальных групп молодёжи;

- Отсутствие или плохая комплектация материально-технической базы детских и подростковых спортивно-оздоровительных учреждений;

- Нежелание или неспособность подростка достигать контрольных нормативов на занятиях физической культурой, низкий уровень физической

подготовки вкупе с невозможностью догнать сверстников;

- Неинтересная организация занятий физической культурой, недостаточность материального обеспечения учебного процесса, несоответствие интересов подростка возможностям школьного обеспечения и направленности занятий;

- Конфликт с преподавателем, нежелание принимать участие в занятиях оздоровительной физической культурой в конфликтной среде сверстников [7].

Результаты теоретического исследования подтверждаются эмпирическими данными. Проведенное анкетирование подростков, обучающихся в 8-10 классах города Краснодар (174 человек, из которых 102 мальчика и 72 девочки), свидетельствует о том, что более трети подростков (36,1% - мальчиков и 34,3% девочек) не проявляют интереса к занятиям оздоровительной физической культурой. Если же в расчёт брать и тех учеников, кто отвечал в тесте «иногда» (28,7% мальчиков и 33,3% девочек), мы получаем более половины подростков, у которых явно отсутствует мотивация к занятиям физической культурой.

На формирование мотивации к занятиям оздоровительной физической культурой влияет два вида факторов: внешние – средства массовой информации, преподаватели, близкое окружение, и внутренние – личная потребность в чём-то для поддержания жизнедеятельности организма. Задача тренера в данном случае – определить уровень способностей подростка и выбрать по возможности индивидуальный подход в работе с ним, помогая работать наравне с коллективом.

Частным проявлением мотива к занятиям оздоровительной физической культурой является интерес, одна из важнейших составляющих которого – использование личного свободного времени учащимися для занятий спортом и физической культурой. Задачей преподавателя физической культуры, родителей является заметить данный интерес подростка и направить его в нужное русло, поддерживать ребёнка в начинаниях и стремлениях.

Разумеется, заниматься реализацией потенциала каждого ученика на уроках физической культурой довольно проблематично, однако, нельзя забывать, что задачей данного предмета в школе является не только сдача нормативов, но и формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями в последующие периоды жизни. Постоянное изменение и совершенствование форм и методов работы ведёт к повышению интереса у подростков, а грамотное руководство и планирование занятий физической культурой оказывают влияние не только на физические качества подростка, но и на нравственные и психологические [6].

В рамках первичной диагностики мотивации к физкультурно-спортивной активности у подростков была ориентировочно определена структура мотивов, побуждающих к занятиям оздоровительной физической культурой. Оказалось, что  преобладающее большинство мотивов у мальчиков в подростковом возрасте связано с социальным взаимодействием и тем, как они выглядят в глазах окружающих. Первоочередные мотивы девочек же направлены на улучшение своего здоровья, физического самочувствия и, что так же логично для пубертатного периода, привлекательность для противоположного пола.

Для уточнения теоретических данных относительно эффективных для подросткового возраста видов оздоровительной физической культуры было проведено эмпирическое исследование. Определялись интересы и предпочтения подростков в области форм двигательной активности в контексте оздоровительной физической культуры. Результаты исследования (в %), в котором приняли участи 145 подростков, представлены в  приложении 1. Они свидетельствуют о том, что к предпочтительным для подростков видов физкультурно-оздоровительных занятий фитнес занимает лидирующее положение.

Таким образом, можно сказать о необходимости сделать акцент на интересные для подростков формы и виды занятий оздоровительной физической культурой, прежде всего на оздоровительный фитнес.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.