Фитнес как перспективный вид оздоровительной физической культуры для подростков — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Фитнес как перспективный вид оздоровительной физической культуры для подростков

2019-12-19 136
Фитнес как перспективный вид оздоровительной физической культуры для подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Фитнес (от английского «fitness», глагол — «to fit» — соответствовать) — означает быть в хорошей форме. В более широком понятии это слово означает общую подготовленность всего организма человека. Из всех многочисленных определений фитнеса, существующих на сегодняшний день, наиболее точно подходит следующее: «Поддержание качества жизни. Хорошее состояние тела и духа» [17]. Таким образом, фитнес – это не только система упражнений на развитие физических качеств, но и комплексная работа над поддержанием психологического и физического здоровья всего организма.

По принципу развития физических качеств современная медицина разделяет фитнесс на пять составляющих:

1. Кардио программы развивают аэробную выносливость и рекомендуются для улучшения деятельности сердечной-сосудистой системы. К ним относятся ходьба, бег, езда на велосипеде, аэробика, интервальные тренировки, танцы, некоторые виды единоборств, плавание;

2. В силовые программы тренировок входят упражнения, целью которых является укрепление мышц туловища. Упражнения могут выполняться как при помощи отягощения собственного тела, так и с использованием дополнительных весов (свободные веса, механические тренажёры и т.д.);

3. Программы, развивающие скоростные и взрывные качества. В данную категорию можно включить все спортивные игры с мячом, плиометрику – комплекс скоростных упражнений;

4. Программы на развитие координации движений, баланса и стабильности;

5. Программы, направленные на развитие на гибкости [18].

В ХХ в. было окончательно сформировано представление о фитнесе как о системе здорового образа жизни, включающей в себя регулярные тренировки, рациональное питание, соблюдение норм гигиены, восстановительные и оздоровительные процедуры, профилактика заболеваний. На основании этого можно выделить следующие функции фитнеса:

- повышение выносливости и общее укрепление сердечно-сосудистой системы;

- улучшение координации движений, реакции, гибкости;

- сбалансирование жировой и мышечной ткани в организме;

- повышение самооценки и духовно-деятельностного потенциала личности;

- расширение диапазона функциональных возможностей организма;

- предупреждение утомления, активизация процессов восстановления организма;

- психологическая профилактика [10].

Физический фитнес – стремление к оптимальному качеству жизни, которое включает достижение более высоких уровней подготовленности по состояниям тестирования, малый риск нарушений здоровья, общая хорошая физическая подготовленность.

Как правило, в понятие фитнеса входят тренировки с отягощениями,

направленные на укрепление и увеличение мышечной массы; аэробные, или кардиотренировки, развитие координации движений, формирование культуры питания и здорового образа жизни. Наиболее близким к этому понятию «фитнес» в русском языке будет понятие «физическая культура». Кроме того, существует фитнес как вид спорта, появившийся относительно недавно в рамках соревновательного бодибилдинга.

Приведём общий список разновидностей фитнес-тренировок:

- аэробика – элементы гимнастических упражнений, бега, скачков, связанные с повышенным использованием кислорода. На данный момент существует около 40 разновидностей различных направлений аэробики;

- стретчинг, направленный на укрепление мышц, связок и сухожилий, комплекс упражнений и поз для растягивания или чередования напряжения и расслабления групп мышц. Зачастую используется в разминке как средство подготовки мышц к предстоящей работе;

- калланетика – система упражнений, вызывающая активность глубоко расположенных мышечных групп;

- йога основана на древних индийских практиках, не только развивает физические качества человека, но и повышает общий функциональный тонус организма, способствует внутреннему спокойствию и уравновешенности, снижая уровень стресса;

- пилатес – метод, разработанный гимнастом Йозефом Пилатесом, включает в себя серию упражнений для работы главным образом с глубинным слоем мышц живота, что положительно отражается на осанке и функционировании внутренних органов;

- бодибилдинг – система физических упражнений с различными отягощениями, имеющая целью развитие мускулатуры. Активно воздействует на работу сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной и других жизненно важных систем организма, увеличивает прочность костей и связок [4].

Несомненно, занятия оздоровительным фитнесом положительно сказались бы как на физическом, так и на психологическом развитии подростков и могли бы стать если не заменой, то качественным дополнениям школьным занятиям физической культурой. Однако нужно учитывать специфику не до конца развитого организма и процессов, происходящих в нём, и подобрать правильные тренировки и комплексы.

Например, силовые тренировки можно начинать не ранее 15-16 лет, до этого же подойдёт упражнения, направленные на работу с собственным весом (подтягивания, отжимания) или с небольшим, строго подобранным тренером, утяжелением. Развитию мышц, сердечно-сосудистой и дыхательной системе, укреплению связок и повышению выносливости способствуют занятия в воде и особенно плаванье. Одним же из немногих направлений фитнеса, для которого не требуется контроль тренера, являются кардиотренировки. К ним можно отнести бег, ходьбу, велотренажер, орбитрек, дополненные физкультурной разминкой. Для развития гибкости и обретения гармонии с внутренним миром бушующих гормонов отлично подойдёт йога [19].

Их эффективность заключается в разностороннем воздействии на организм ребёнка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением, создающим положительный психологический настрой, танцевальной и игровой направленностью подросткового фитнеса, но и стремлением согласовывать свои движения с движениями партнёров в группе, возможностью демонстрировать хорошо отработанные навыки, получением удовлетворённости от занятий, что также эмоционально вдохновляет занимающихся и повышает интерес к упражнениям.

Чтобы занятия фитнесом имели большую пользу, следует избегать следующих ошибок:  отсутствие правильного рациона питания; незнание техники выполнения упражнений; нерегулярность занятий на протяжении месяца; недостаток сна; недостаточный перерыв между посещениями фитнеса; перегрузка.

Анализ данных научно-методической литературы определил, что занятия детским фитнесом призваны удовлетворить потребность детей в физической активности и способствовать их оздоровлению, повышению интереса к ним, приобщению к здоровому образу жизни. Широкая пропаганда и престижность занятий фитнесом служит дополнительным и существенным аргументом в пользу выбора детьми занятий им [5].

Даже лёгкой или умеренной нагрузки хватает организму для поддержания естественной иммунной системы: защитные клетки циркулируют быстрее по телу, чтобы атаковать и уничтожать бактерии, вирусы и грибки. Макрофаги, иммуноглобулины, лейкоциты и другие антитела, образующиеся в костном мозге, легких и селезенке, быстрее справляются со своей задачей. Также существует теория, заключающаяся в потере канцерогенов через усиленное потоотделение во время тренировок. Положительный эффект наблюдается даже при умеренной аэробной активности в течение 30 минут ежедневно [20].

Учитывая особенности подросткового организма, нужен особый подход к организации оздоровительного фитнеса как в специализированных фитнес-клубах, так и в школе. А это, в свою очередь, требует от фитнес-инструктора специальных педагогических навыков, так как методы, применяемые к взрослым, будут неэффективными в отношении детей. Поэтому занятия физическими упражнениями в этой возрастной категории выделены в самостоятельное направление – детский фитнес.

Помимо психологических особенностей, тренер должен учитывать физиологию подростков: низкое в сравнении со взрослыми артериальное давление, меньшая площадь альвеолярной поверхности лёгких, недостаточные сократительные возможности сердца.

Говоря о силовых возможностях подростков, стоит обратить внимание на то, что прирост силовых показателей происходит за счет повышения двигательной активности и улучшения координации, в основном без изменения размера мышц. В то же время, прирост силы обусловлен увеличением размера мышц, величины прикладываемого ими усилия, а также в результате приспособительных реакций нервной системы. Период восстановления после незначительных и умеренных нагрузок у подростков наступает быстрее, чем у взрослых, однако при продолжительных и интенсивных нагрузках утомление наступает быстрее, а восстановление протекает медленнее. Увеличение нагрузок в период полового созревания может привести к нарушению работы иммунитета, а у девочек – к нарушению становления и стабилизации менструального цикла. Следовательно, занятия оздоровительным фитнесом должны проходить под контролем медицинского работника, который будет координировать направленность и величину физической нагрузки.

При планировании и проведении занятий необходимо учитывать следующие принципы:

- занятия фитнесом должны быть направлены на профилактику заболеваний и общее укрепление иммунитета, на формирование позитивного отношения к оздоровительной физической культуре в целом;

- нагрузки должны соответствовать уровню физической подготовленности ребенка и способствовать формированию жизненно необходимых двигательных навыков и умений;

- тренировки не должны вызывать переутомления;

- при разработке программ занятия больше внимания должно быть уделено педагогической составляющей процесса и гармоничному развитию организма, упор же на развитие физических качеств должен быть меньше. Тем более, целью занятий не должно стоять уменьшение жировых показателей организма и увеличение мышечной массы.

Помимо общих физических упражнений фитнес-клуб может предложить своим посетителям обучение танцам, занятия йогой, плаванье (в том числе, обучение водным видам спорта), различные оздоровительные процедуры. Можно выделить несколько общих принципов в фитнес-культуре, подходящих для занятий в школе, дома и в специализированном клубе:

- Обязательность тренировок и рациона питания по заданному плану, так как нарушение режима может провести к сбою запущенных в организме процессов;

- Системность выполнения упражнений. Тренировка должна начинаться с общей разминки, подготавливающей все группы мышцы к последующим упражнениям;

- Комплексность тренировок – упражнения не должны быть рассчитаны только на одну проблемную зону, а затрагивать абсолютно весь организм;

- Постепенное увеличение нагрузки и разнообразие тренировок;

- Сбалансированное правильное питание [21].

Подросткам подойдут виды фитнеса:

- стретчинг, то есть, растяжка, разминка для разогрева мышц и подготовки к основным занятиям;

- кардиотренировки: бег, спортивная ходьба, езда на велосипеде и занятия на орбитреке. Улучшают работу сердечно-сосудистой, дыхательной системы, помогают снять нервное напряжение и избавиться от стресса;

- пилатес, калланетика, йога гармонизируют внутреннее состояние, благоприятно влияют на психику, повышают гибкость и эластичность мышц и связок;

- силовые тренировки под контролем тренера: штанга, гантели, гири. Направлены на формирование мышечной массы, мышечного рельефа и коррекции фигуры в целом;

- танцы и гимнастика придают тонус мышцам, формируют правильную осанку, повышают выносливость и гибкость, благоприятно влияют на психологическое развитие и коррекцию подростковых комплексов;

- плаванье и водные виды спорта положительно сказываются на развитии сердечно сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, помогают избавиться от стресса и его последствий, благотворно влияет на нервную систему.

Таким образом, причинами ухудшения здоровья подростков в современных условиях являются возрастные психофизиологические изменения в организме, значительное количество школьных факторов, негативно влияющих на физическое и психологическое состояние. Для нивелирования этих факторов необходимо вовлечение подростков в занятия оздоровительной физической культурой. Однако сегодня большое количество школьников характеризуются низкой мотивацией к занятиям физическими упражнениями. При организации занятий подростков оздоровительной физической культурой необходимость сделать акцент на увлекательные интересные формы и виды занятий оздоровительной физической культурой. Особенно выделяются на фоне остальных показателей интерес к оздоровительному фитнесу. Для решения оздоровительных задач наиболее эффективными представляются следующие виды фитнеса, отвечающие потребностям, возможностям, интересам подростков:  стретчинг;  кардиотренировки; пилатес, калланетика, йога; силовые тренировки; танцы и гимнастика.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.