Методы и организация исследования — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методы и организация исследования

2019-12-19 152
Методы и организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы исследования

 

 

В соответствии с поставленными задачами в ходе исследования были использованы следующие методы исследования:

1) Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования; анализ  и обобщение эмпирических данных.

Анализировалась научная  литература по следующим областям знания проблематике: состояние здоровья и уровень двигательной активности российских подростков; мотивация к занятиям физической культурой у современных подростков, факторы ее повышения;  сущность и виды оздоровительной физической культуры; виды и содержание фитнес-технологий, их значение для оздоровления подростков; требования к организации оздоровительных занятий с подростками в фитнес-клубе; содержательно- методические основы организации занятий оздоровительным фитнесом с подростками в фитнес-клубе.

2) Эмпирические: опрос, анализ документации, тестирование; педагогический эксперимент; количественные и качественные методы обработки и интерпретации данных, полученных в ходе исследования.

Анкетирование применялось для определения уровня двигательной активности и физкультурно-оздоровительных интересов  и потребностей подростков.

Тестирование использовалось для определения состояния эмоционально-волевой сферы подростков. Применялись: тест САН, позволяющий измерить показатели самочувствия, активности и настроения испытуемых; тест-анкета для самооценки учащимися изменений своего состояния здоровья (В.А.Распашнов).

Медицинская документация анализировалась с целью выявления возможных противопоказаний к занятиям оздоровительным фитнесом; для дифференциации подростков на подгруппы по основанию потребности в преимущественном оздоровительном воздействии на сердечно-сосудистую систему / опорно-двигательный аппарат.

Педагогический эксперимент включал два компонента: констатирующее исследование и формирующий эксперимент.

Констатирующее исследование проводилось с целью получения исходных данных о состоянии исследуемых показателей (состояние здоровья и его изменения, состояние эмоционально-волевой сферы, уровень и мотивация двигательной активности).

Формирующий эксперимент осуществлялся для реализации и проверки действенности разработанной программы организации оздоровительных занятий с подростками в фитнес-клубе.

Методы математической статистики применялись для сравнения исходных и итоговых данных и определения эффективности разработанной программы. Использовался метод углового преобразования Фишера.

 

Организация исследования

 

 

Исследование проходило в несколько этапов:

I этап (2016г. –  2017г.) – определен и сформулирован научный аппарат исследования (цель, задачи, объект и предмет, рабочая гипотеза); проанализированы и обобщены теоретические данные по теме исследования.

II этап (2017 г. –  2018г.) – разработана экспериментальная программа организации оздоровительных занятий с подростками в фитнес-клубе; организовано констатирующее исследование выделенных показателей, интерпретированы его результаты и на этой основе сформированы контрольная и экспериментальная группы.

III этап (2018г. – 2019г.) – проведен формирующий эксперимент по апробации разработанной программы организации оздоровительных занятий с подростками в фитнес-клубе; проведено итоговое обследование участников эксперимента, обобщены полученные числовые данные,  определена эффективность проведенной работы, сформулированы выводы; оформлены материалы квалификационной работы; разработаны практические рекомендации по результатам исследования.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Содержание и результаты констатирующего исследования, как основа проектирования содержания оздоровительных занятий с подростками в фитнес-клубе

 

 

Для уточнения данных о целесообразном содержании занятий оздоровительным фитнесом с подростками, полученных в результате теоретического анализа научной литературы, а также для получения исходных числовых показателей эмоционального самочувствия и интереса к занятиям физическими упражнениями подростков, было организовано констатирующее исследование. Базой исследования стали общеобразовательные школы г.Краснодара,  в состав респондентов вошли 174 подростка (102 мальчиков и 72 девочек) 15-16 лет.

Диагностировались следующие показатели:

– отношение к занятиям физическими упражнениями (приложение 1, анкета 1);

– мотивы (интересы, потребности) подростков в области двигательной активности, в частности, оздоровительной физической культуры, в том числе, на основе фитнес-технологий (приложение 1, анкета 2);

– эмоциональное состояние (тест САН);

– изменение состояния здоровья (тест-анкета самооценки изменения состояния здоровья, приложение 2).

По показателю отношения подростков к занятиям физическими упражнениями были получены следующие результаты (приложение 1). Интерес к двигательной активности в рамках школьных уроков физической культуры проявляют лишь третья часть подростков, остальные характеризуются либо полным отсутствием данного интереса, либо его ситуативным проявлением. По видимому, происходит это, прежде всего, по причине неудовлетворенности подростков содержанием занятий на уроках: по данному вопросу категорично высказались более половины опрошенных, а полную удовлетворенность продемонстрировали только чуть больше четвертой части респондентов. Самостоятельно занимаются физическими упражнениями более одного раза в неделю 35,6% мальчиков и 36,9% девочек; абсолютно не свойственны самостоятельные занятия физическими упражнениями для 30% мальчиков и 28% девочек.

Таким образом, во-первых, очевидна необходимость повышения двигательной активности подростков за счет включения их в занятия, альтернативные школьным урокам физической культуры. Во-вторых, при определении содержания занятий важно выяснить интересы подростков в области предпочтительных форм двигательной активности. В-третьих, представляется востребованным стимулирование подростков к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, в том числе, средствами просвещения.

В процессе изучения мотивации двигательной активности подростков и их предпочтений в области фитнес-технологий получены следующие результаты (приложение 1).  Во-первых, при определении содержания занятий оздоровительной физической культурой для подростков необходимо ориентироваться на обеспечение такого положительного эффекта, как содействие оптимизации социального взаимодействия (общения со сверстниками), повышения привлекательности в глазах противоположного пола путем: для мальчиков – развития физических качеств, улучшения внешнего вида, оптимизации веса; для девочек – улучшения осанки, походки, пластики, оптимизации веса и самочувствия. Во-вторых, в качестве средств достижения указанного эффекта целесообразно выбрать фитнес-технологии, признанные преимущественными и мальчиками, и девочками: стретчинг (растяжка, разминка для разогрева мышц); кардиотренировки (бег, езда на велосипеде и занятия на орбитреке и т.п., обеспечивающие, в том числе, снятие нервного напряжения); пилатес, калланетика, йога (обеспечивают гармонизацию внутреннего состояния, благоприятно влияют на психику, повышают гибкость и эластичность мышц и связок); силовые тренировки под контролем тренера (штанга, гантели, гири; обеспечивают, в том числе, улучшение внешнего вида благодаря формированию мышечной массы, мышечного рельефа и коррекции фигуры в целом); аэробика (танцевальная гимнастика) (придают тонус мышцам, формируют правильную осанку, благоприятно влияют на психологическое развитие и коррекцию подростковых комплексов).

Следует отметить, что после данного анкетирования подросткам был задан вопрос о том, по каким причинам на первые места не вышли некоторые виды занятий, казалось бы, должные вызывать интерес у девочек либо мальчиков. Например, спортивные игры (с их эмоциональной насыщенностью), бодибилдинг (достаточно «модный» в настоящее время, обеспечивающих формирование тела), восточные единоборства (интересные своей экзотичностью) и кикбоксинг (эффективный в плане достижения авторитета среди сверстников). Анализ ответом респондентов позволил сделать вывод, что они ориентировались именно на оздоровительные эффекты занятий, а перечисленные выше виды занятий в их представлении могут быть интересны, если ориентированы на достижение высших спортивных результатов (за исключением спортивных игр с мячом – здесь сработал эффект обыденности, насыщенности школьных уроков физической культуры подобным содержанием).

Диагностика эмоционального состояния подростков с использованием теста САН свидетельствовала о следующем распределении подросткам по уровням самочувствия, настроения, активности (группа не дифференцировалась по половому признаку):

– неблагоприятное эмоциональное состояние (менее 30 баллов) – ЭГ - 35,9%: КГ – 36,7%  опрошенных;

– среднее, нормальное эмоциональное состояние (30-50 баллов) – ЭГ - 45,9%, КГ – 42,8%;

– высокое, благоприятное эмоциональное состояние (более 50 баллов): ЭГ – 18,2%, КГ – 19,7%.

Очевидно, что подростки действительно нуждаются во включении в деятельность, которая обеспечит улучшение их психоэмоционального состояния. Заметим, что большое количество респондентов, у которых выявлено  неблагоприятное эмоциональное состояние, связано (согласно анализу результатов тестирования) с учебным утомлением школьников, которое, в свою очередь, обусловлено подготовкой к ОГЭ. Это утомление, прежде всего, снижает показатели активности и самочувствия; по сравнению с ними показатели настроения несколько выше.

При диагностике изменения состояния здоровья подросткам было предложено провести самооценку за период с начала учебного года, то есть, за три месяца (сентябрь – ноябрь включительно). Средние результаты представлены в таблице 1 в соответствии с вопросами анкеты.

Подростки негативно оценивают (хотя, возможно, и преувеличивают) изменение состояния своего здоровья за период с начала учебного года. Очевидно, на такую оценку влияет увеличение школьных нагрузок, повлекших за собой изменение образа жизни, в частности, снижение двигательной активности, при том, что режим питания даже улучшился (видимо, сказывается обеспокоенность родителей здоровьем детей). Примечательно, что,  при этом, отношение к своему здоровью у подростков не изменилось, интерес к вопросам его укрепления не повысился. Все это, в комплексе, определяет важность включения просветительского компонента в содержание оздоровительных занятий с подростками, а также подтверждает важность ориентации содержания занятий на оптимизацию внешнего вида и психоэмоциоонального состояния подростков.

 

Таблица 1 - Самооценка подростками изменения состояния здоровья за последние три месяца

Содержание вопросов Результат (баллы)
Как изменилось состояние твоего здоровья? – 0,5
Как изменилось твое отношение к здоровью? 0
Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье? – 0,8
Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в спортивных секциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)? – 1,1
Как изменился характер питания? +0,5
Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? 0
Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами здоровья? 0
Отмечаешь ли изменения в своем облике? Если да, то в какую сторону? –1,8
Чаще или реже стало наступать состояние стресса? +1,7
Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? +1,3

 

Итак, результаты констатирующего исследования свидетельствуют о следующем. Неудовлетворительное состояние здоровья современных подростков обусловливает потребность в организации занятий оздоровительной физической культурой. Перспективным для подростков видом оздоровительной физической культурой являются фитнес-технологии, поскольку их содержание и специфика отвечает выявленным интересам подростков в области двигательной активности оздоровительной направленности, а также их возрастным потребностям (в обеспечении привлекательного внешнего вида, фигуры; в дружеском общении со сверстниками). 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.