Стадии нормотворческого процесса — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Стадии нормотворческого процесса

2019-12-17 250
Стадии нормотворческого процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема #4. Правотворчество

Нормотворчество

Основные понятия нормотворчества

 

Правообразование – взятый во всем многообразии процесс формирования в обществе правовых норм.

 

Нормотворчество – деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене юридических норм.

 

Принципы нормотворчества – идеи, лежащие в основе деятельности по созданию юридических норм.

 

Законодательный процесс – система правовых действий по внесению, рассмотрению, принятию и опубликованию актов высшей юридической силы - законов.

 

Юридическая техника – совокупность способов, средств и приемов разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов.

 

Коллизия – противоречие между юридическими нормами, регулирующими одни и те же отношения.

 

Систематизация законодательства – деятельность по упорядочению действующего законодательства.

 

Кодификация – форма систематизации, предполагающая создание единого, логически стройного нормативного акта, объединяющего значительный нормативный материал.

 

Понятие нормотворчества

 

Процесс нормотворчества – процесс создания норм права, которые:

1. Закрепляют правила поведения, определяющие субъективные права и закрепляющие юридические обязанности.

2. Устанавливают запреты, правовые режимы, стимулы и ограничения в праве.

3. Раскрывают содержание юридических терминов.

 

Нормотворчество – составная часть механизма правового регулирования, без которой не появятся на свет нормы права, направленные на регулирование различных общественных отношений.

 

Нормотворчество:

Правовой замысел è Современная реальность.

 

Нормотворчество – первичный элемент механизма правового регулирования, способствующий воплощению правовых замыслов в современную реальность посредством принятия нормативных документов. Для реализации данной цели разрабатываются и принимаются законы и подзаконные нормативные правовые акты.

 

Отрицательные эффекты:

Избыточное регулирование. Нормотворчество может сыграть негативную роль в работе механизма правового регулирования, когда не нуждающиеся в правовом регулировании отношения в социуме оказываются урегулированными нормами права. Чрезмерная регламентация общественных отношений посредством норм права является одним из признаков полицейского государства. Результаты нормотворчества (нормативные правовые акты и нормативные договоры) могут в реальной ситуации не усилить, а ослабить правовое воздействие на общественные отношения, когда министерства и ведомства без делегирования полномочий принимают нормы, подменяющие нормы законов и актов высших органов государственной власти.

 

Ослабление действия механизма правового регулирования влечет также несоблюдение правил нормотворческой юридической техники, которое происходит либо по незнанию, либо из-за пренебрежительного отношения к этим правилам.

 

Нормотворчество включает разные способы создания правовых норм:

1. Принятие нормативных правовых актов уполномоченными государственными органами или должностными лицами.

2. Принятие их путем всенародного голосования (референдума).

3. Заключение нормативных соглашений (договоров), причем такие соглашения могут быть заключены между различными субъектами права (государствами, субъектами федерации, правоохранительными органами стран СНГ и др.).

 

 

Принципы нормотворчества

 

Принципы нормотворчества – начала, идеи, которые отражают ведущие, объективные стороны и проявления правотворчества и характеризуют устойчивые, закономерно существующие отношения и связи в процессе правотворчества.

 

 

Принципы нормотворчества:

1. Законность.

2. Демократизм.

3. Научность.

4. Профессионализм.

5. Техническое совершенство.

6. Гуманизм.

7. Гласность.

 

Законность.

1. НПА должны соответствовать международно-правовым стандартам в области прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, законам и нормативным указам Президента РФ.

2. Законы как НПА, обладающие высшей юридической силой, должны конкретизировать положения, записанные в конституционных законах, а нормы подзаконных актов - детализировать законы, помогая тем самым созданию условий для реализации предписаний законов.

3. При подготовке любого НПА (федерального закона, постановления правительства, инструкции федерального министерства и т.п.) следует убедиться, что решаемый с помощью НПА вопрос относится к компетенции субъекта нормотворчества.

4. Система контроля и надзора за соблюдением законности принимаемых нормативных правовых актов (ряд контрольных полномочий за соблюдением законности нормативных правовых актов осуществляют судебные органы).

 

Демократизм.

Слово "демократия" в переводе с греческого означает "власть народа". Русский философ и юрист И.А. Ильин писал, что каждый правовой строй должен непременно открывать людям возможность совершенствовать законы по закону, т.е. улучшать правовой порядок, не нарушая правовой порядок; правовой строй, который закрывает эту возможность для всех или для широких кругов народа, лишая их доступа к законодательству, готовит себе неизбежную революцию.

Проекты актов публикуются в печатных изданиях, обсуждаются на научных конференциях, коллегиях, на заседаниях экспертных комиссий и советов по вопросам нормотворческой работы, за круглыми столами, в научно-исследовательских, высших учебных заведениях.

 

Научность.

1. Учитывать разные научные взгляды и теории.

a. Теория естественного права, идеи которой вошли в Конституцию РФ 1993 г.

b. Социологическая юриспруденция (право рождается из реальных общественных отношений).

c. Нормативизм, давший понятие юридической силы и разделивший нормативные правовые акты на законы и подзаконные акты.

d. Историческая школа права (настроения народных масс).

e. Психологическая теория права (свойства человеческой психики оказывают серьезное влияние на поведение и деятельность людей).

f. Теологическая теория права (в стране много верующих).

2. Cубъекты нормотворчества и субъекты, участвующие в нормотворческом процессе, должны умело использовать практику применения права, делая на ее основе правильные выводы, обобщения и рекомендации:

a. Перед подготовкой нормативных правовых актов необходимо осуществить наблюдение за объектом предстоящего регулирования.

b. Сбор и изучение информации, относящейся к регулируемому вопросу, т.е. провести правовой мониторинг правоприменительной деятельности и действующего законодательства.

 

Профессионализм.

Необходимо использовать знания не только опытных юристов, но и политологов, социологов, экономистов, философов, психологов, т.е. ученых различных специальностей (также принцип технического совершенства – по Р. Иерингу).

 

Гуманизм.

Нормы законов и подзаконных актов должны основываться на принципах свободы и справедливости. Нормы права должны не только декларировать права и свободы человека и гражданина, но и содержать условия их реализации.

 

Гласность.

Один из признаков правового государства и гражданского общества. Все НПА должны быть официально опубликованы. Исключением являются нормативные правовые акты или отдельные их положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Законы, указы Президента и постановления Правительства публикуются в "Российской газете" и официальном сборнике нормативных правовых актов "Собрание законодательства Российской Федерации". Акты парламента, Федерального Собрания РФ, публикуются в "Российской газете", "Парламентской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации". Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти публикуются в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". При этом в законодательстве установлены конкретные сроки, в течение которых нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Например, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Принцип способствует реализации права человека и гражданина, записанного в ст. 29 Конституции РФ, получать информацию законным путем.

 

Юридическая техника

 

 

Юридическая техника – совокупность способов, средств и приемов разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов (технический аспект законотворческой и правоприменительной деятельности).

 

Средства разработки НПА: шаблоны, образцы и прототипы юридических документов, словари законодательной лексики, поисковые, справочные, экспертные и моделирующие компьютерные системы.

 

Средства оформления нормативных актов:

1. Юридическая терминология.

2. Юридические конструкции.

3. Реквизиты.

4. Стандартные формы юридических документов.

5. Иные.

 

См. также Методические рекомендации по технико-юридическому оформлению нормативных правовых актов, которые должны соблюдаться при внесении законопроектов в Государственную Думу, а также при окончательном оформлении принятых Думой законов.

 

Технические средства публикации НПА:

1. Средства опубликования НПА на бумаге ("Собрание законодательства Российской Федерации", газеты, отдельные официальные издания).

2. Источники обнародования актов в СМИ (радио, телевидение).

3. Средства опубликования в электронном виде (официальный интернет-портал правовой информации, межведомственная система электронного документооборота, используемая для официальной рассылки правовых документов в электронном виде).

4. Правовые архивы, библиотеки, картотеки, контрольные тексты нормативных правовых актов, электронные правовые базы данных и др.

 

Примеры

 

Допустим, гражданин принял решение о покупке автомобиля. В автомобильном салоне он выбрал подходящую модель и убедился, что она отвечает всем его требованиям. После этого он уплатил в кассу стоимость автомобиля, а салон, в свою очередь, оформил гражданину документы о праве собственности на автомобиль.

 

Схема регулирования:

Нормы права è Юридические факты (договор купли продажи) è Правоотношения (права и обязанности покупателя и продавца) è Акты реализации.

 

С документами на право собственности гражданин отправляется в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД), платит соответствующие сборы и, отстояв длинную очередь (здесь механизм правового регулирования допускает явный сбой), получает свидетельство о регистрации автомобиля и государственный номер.

 

Схема регулирования:

Нормы права è Юридические факты (право собственности на автомобиль, заявление о регистрации) è Акты применения норм права (решение уполномоченного должностного лица) è Правоотношения è Акты реализации прав и обязанностей (выдача регистрационных документов и государственного номера).

 

Обрадованный владелец автомобиля по дороге домой несколько превысил скорость и был остановлен инспектором ГИБДД, который наложил на него штраф. Будучи законопослушным гражданином, владелец автомобиля отправился в банк и немедленно оплатил сумму штрафа.

 

Схема регулирования:

Норма права è Юридический факт (правонарушение) è Акт применения права (наложение штрафа) è Правоотношение è Акт исполнения обязанности (уплата штрафа).

 

Мы рассмотрели три разных случая:

1. Покупку автомобиля (гражданско-правовое отношение).

2. Регистрацию (административное правоотношение).

3. Ответственность за нарушение (правоотношение юридической ответственности).

 

 

 

Нормы права

Норма права (правовая норма, юридическая норма) – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулированное определенного вида общественных отношений.

 

Гипотеза нормы права – элемент юридической нормы, указывающий на условия ее действия.

 

Диспозиция нормы права – элемент юридической нормы, указывающий на правовые последствия, наступающие при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. В охранительных нормах - описание состава правонарушения.

 

Санкция нормы права – элемент юридической нормы, формирующий меры правового воздействия за нарушение нормы права.

 

Дозволение (управомочие) – предоставление субъекту права на совершение определенных положительных действий (действовать самому, требовать действий от обязанного лица, обратиться за защитой к государству).

 

Обязывание – возложение на субъекта юридически подкрепленного долга совершить определенные действия.

 

Запрет – обязанность субъектов права воздерживаться от действий определенного рода.

 

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулирование определенного вида общественных отношений.

 

Признаки нормы права:

1. Нормативность (общий характер). Признак отличает нормы права от индивидуальных актов, адресованных конкретным гражданам и юридическим лицам.

2. Общеобязательность Нормы права распространяются на всех, кто вступит в круг их действия, подпадет под их гипотезу.

3. Формальная определенность отличает нормы права от норм морали, обычаев, религиозных норм, которые могут существовать и действовать и без формального закрепления. Нормы права изданы управомоченным государственным органом, выражены в строго определенном источнике - законе, подзаконном акте, имеют дату вступления в силу, могут быть в установленном порядке изменены и отменены и т.д.

a. Формальность (наличие у норм права строгой юридической формы).

b. Определенность (ясность, точность, конкретность правовых норм по содержанию).

4. Системность. Нормы права разрабатываются законодателем и действуют как единая система норм. Законодатель стремится поддерживать системность правовых норм, устранять противоречия, возникающие между нормами в силу различных причин (в том числе и по недосмотру самого законодателя) (пример – нормы, устанавливающие скоростной режим и нормы об ответственности).

5. Гарантированность государственным принуждением. Общеобязательность юридической нормы подкреплена возможностью ее принудительного исполнения, а также санкцией – наказанием за нарушение данной юридической нормы. Гарантированность государственным принуждением обеспечивает высокую социальную эффективность юридических норм, их реальный авторитет вне зависимости от психологического отношения лица к норме.

 

 

Формальная определённость ó Вопрос гибкости и потребности в «стандартном случае».

 

Норма права ó Модель поведения субъектов.

 

Структура нормы:

1. Гипотеза («если»). Гипотеза является условием вступления в действие юридической нормы. Она определяет круг отношений (ситуаций), к которым применяется данная юридическая норма. В тексте нормативных правовых актов гипотезы юридических норм обычно начинаются со слова «если».

2. Диспозиция («то»). Часть юридической нормы, определяющая правовые последствия, которые наступают при наличии фактов, описанных в гипотезе юридической нормы. Этими последствиями могут быть возникновение, изменение или прекращение правоотношения, появление у субъектов прав, возложение на них обязанностей и т.д. Диспозиция юридической нормы побуждает субъектов – участников правоотношения совершить (или, напротив, не совершать) определенные действия. В тексте юридической нормы гипотеза обычно начинается со слова «то».

3. Санкция («в противном случае»). Санкция проявляет себя, если участники правоотношения не выполнили юридическую норму – например, не исполнили свои обязанности или нарушили содержащийся в норме запрет. В этом случае в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения к участникам могут быть применены предусмотренные в санкции меры ответственности.

 

По В.Б. Исакову:

В заключение необходимо подчеркнуть важность четкого определения гипотез, диспозиций и санкций юридических норм в ходе законодательного процесса. Неточно определенную гипотезу можно сравнить с работником, вооруженным мощным молотом, но бьющим неточно: что ни удар – осечка, промашка. И хорошо еще, если по пустому месту: «промашки» законодателя иногда ведут к тому, что «неточные удары» приходятся по иным общественным отношениям, наносят вред обществу и авторитету права.

 

Неточно определенная диспозиция похожа на человека с нарушенной координацией движений: глазами он все видит, но никак не может осуществить нужное действие, выбрать для решения задачи правильные инструменты.

 

Неточно определенная санкция похожа на начальника, который впустую «задергал» своих подчиненных – наказывает их, не вникая в суть дела, и в итоге не организует, а дезорганизует порученную работу.

 

Классификации правовых норм:

 

I. По отраслевому признаку – нормы конституционного, гражданского, уголовного, трудового, земельного и других отраслей права.

II. По роли в регулировании общественных отношений:

a. Регулятивные. Регулятивные закрепляют права и обязанности субъектов, служат осуществлению регулятивной функции права.

i. По модальности:

1. Управомочивающие (закрепляют права субъектов).

2. Обязывающие (закрепляют возлагаемые на субъектов обязанности).

3. Запрещающие (закрепляют правовые запреты).

ii. По связи с отраслями права:

1. Материальные. Базовый характер, закрепляют права и обязанности субъектов по поводу материальных социальных благ.

2. Процессуальные. Обеспечивающий характер, определяют порядок действий субъектов в гражданском, уголовном и административном процессе.

iii. По характеру предписаний:

1. Императивные (нормы категорические, не допускающие какого-либо отступления от изложенного в ней предписания).

2. Диспозитивные (допускают такое отступление по усмотрению субъектов).

b. Охранительные. Охранительные устанавливают ответственность за совершенные правонарушения, закрепляют меры государственного принуждения.

 

 

Пример (по В.Б. Исакову):

Часть 3 ст. 35 Конституции РФ устанавливает: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения".

 

Первая фраза в этой статье должна быть классифицирована как запрещающая норма права. Хотя в ней нет слова "запрещается", ее логический эквивалент выглядит следующим образом: запрещается лишение имущества иначе как по решению суда.

 

Вторая фраза в этой статье адресована государственным органам, в том числе судам, и должна быть отнесена к регулятивным обязывающим нормам права, так как устанавливает для них обязанность предварительной и равноценной компенсации в случае принудительного отчуждения имущества для государственных нужд.

 

П. 2 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16 от 14 марта 2014 г. «О свободе договора и её пределах»:

 

Норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила (например, в ней предусмотрено, что такое соглашение ничтожно, запрещено или не допускается, либо указано на право сторон отступить от содержащегося в норме правила только в ту или иную сторону, либо названный запрет иным образом недвусмысленно выражен в тексте нормы).

 

Вместе с тем из целей законодательного регулирования может следовать, что содержащийся в императивной норме запрет на соглашение сторон об ином должен толковаться ограничительно. В частности, суд может признать, что данный запрет не допускает установление сторонами только условий, ущемляющих охраняемые законом интересы той стороны, на защиту которой эта норма направлена.

 

Статья 310 ГК РФ допускает согласование в договоре права на одностороннее изменение или односторонний отказ от договора только в случаях, когда договор заключается в связи с осуществлением обеими его сторонами предпринимательской деятельности. Цель данной нормы состоит в защите слабой стороны договора. Следовательно, подразумеваемый в ней запрет не может распространяться на случаи, когда в договоре, лишь одна из сторон которого выступает в качестве предпринимателя, право на одностороннее изменение или односторонний отказ от договора предоставлено стороне, не являющейся предпринимателем.

 

П. 3 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16 от 14 марта 2014 г. «О свободе договора и её пределах»:

 

При отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т. д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора. В таком случае суд констатирует, что исключение соглашением сторон ее применения или установление условия, отличного от предусмотренного в ней, недопустимо либо в целом, либо в той части, в которой она направлена на защиту названных интересов.

 

При этом, если норма содержит прямое указание на возможность предусмотреть иное соглашением сторон, суд исходя из существа нормы и целей законодательного регулирования может истолковать такое указание ограничительно, то есть сделать вывод о том, что диспозитивность этой нормы ограничена определенными пределами, в рамках которых стороны договора свободны установить условие, отличное от содержащегося в ней правила.

 

При возникновении спора об императивном или диспозитивном характере нормы, регулирующей права и обязанности по договору, суд должен указать, каким образом существо законодательного регулирования данного вида договора, необходимость защиты соответствующих особо значимых охраняемых законом интересов или недопущение грубого нарушения баланса интересов сторон предопределяют императивность этой нормы либо пределы ее диспозитивности.

 

Например, пункт 2 статьи 610 ГК РФ предусматривает право каждой из сторон договора аренды, заключенного на неопределенный срок, немотивированно отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону в названные в данной норме сроки. Эта норма хотя и не содержит явно выраженного запрета на установление иного соглашением сторон, но из существа законодательного регулирования договора аренды как договора о передаче имущества во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ) следует, что стороны такого договора аренды не могут полностью исключить право на отказ от договора, так как в результате этого передача имущества во владение и пользование фактически утратила бы временный характер.

 

Пункт 1 статьи 463 ГК РФ, в соответствии с которым покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, не содержит явно выраженного запрета предусмотреть договором иное, например, судебный порядок расторжения договора по названному основанию вместо права на односторонний отказ от его исполнения. Однако договором не может быть полностью устранена возможность его прекращения по инициативе покупателя в ситуации, когда продавец отказывается передать ему проданный товар, поскольку это грубо нарушило бы баланс интересов сторон.

 

Тема #4. Правотворчество

Нормотворчество

Основные понятия нормотворчества

 

Правообразование – взятый во всем многообразии процесс формирования в обществе правовых норм.

 

Нормотворчество – деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене юридических норм.

 

Принципы нормотворчества – идеи, лежащие в основе деятельности по созданию юридических норм.

 

Законодательный процесс – система правовых действий по внесению, рассмотрению, принятию и опубликованию актов высшей юридической силы - законов.

 

Юридическая техника – совокупность способов, средств и приемов разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов.

 

Коллизия – противоречие между юридическими нормами, регулирующими одни и те же отношения.

 

Систематизация законодательства – деятельность по упорядочению действующего законодательства.

 

Кодификация – форма систематизации, предполагающая создание единого, логически стройного нормативного акта, объединяющего значительный нормативный материал.

 

Понятие нормотворчества

 

Процесс нормотворчества – процесс создания норм права, которые:

1. Закрепляют правила поведения, определяющие субъективные права и закрепляющие юридические обязанности.

2. Устанавливают запреты, правовые режимы, стимулы и ограничения в праве.

3. Раскрывают содержание юридических терминов.

 

Нормотворчество – составная часть механизма правового регулирования, без которой не появятся на свет нормы права, направленные на регулирование различных общественных отношений.

 

Нормотворчество:

Правовой замысел è Современная реальность.

 

Нормотворчество – первичный элемент механизма правового регулирования, способствующий воплощению правовых замыслов в современную реальность посредством принятия нормативных документов. Для реализации данной цели разрабатываются и принимаются законы и подзаконные нормативные правовые акты.

 

Отрицательные эффекты:

Избыточное регулирование. Нормотворчество может сыграть негативную роль в работе механизма правового регулирования, когда не нуждающиеся в правовом регулировании отношения в социуме оказываются урегулированными нормами права. Чрезмерная регламентация общественных отношений посредством норм права является одним из признаков полицейского государства. Результаты нормотворчества (нормативные правовые акты и нормативные договоры) могут в реальной ситуации не усилить, а ослабить правовое воздействие на общественные отношения, когда министерства и ведомства без делегирования полномочий принимают нормы, подменяющие нормы законов и актов высших органов государственной власти.

 

Ослабление действия механизма правового регулирования влечет также несоблюдение правил нормотворческой юридической техники, которое происходит либо по незнанию, либо из-за пренебрежительного отношения к этим правилам.

 

Нормотворчество включает разные способы создания правовых норм:

1. Принятие нормативных правовых актов уполномоченными государственными органами или должностными лицами.

2. Принятие их путем всенародного голосования (референдума).

3. Заключение нормативных соглашений (договоров), причем такие соглашения могут быть заключены между различными субъектами права (государствами, субъектами федерации, правоохранительными органами стран СНГ и др.).

 

 

Принципы нормотворчества

 

Принципы нормотворчества – начала, идеи, которые отражают ведущие, объективные стороны и проявления правотворчества и характеризуют устойчивые, закономерно существующие отношения и связи в процессе правотворчества.

 

 

Принципы нормотворчества:

1. Законность.

2. Демократизм.

3. Научность.

4. Профессионализм.

5. Техническое совершенство.

6. Гуманизм.

7. Гласность.

 

Законность.

1. НПА должны соответствовать международно-правовым стандартам в области прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, законам и нормативным указам Президента РФ.

2. Законы как НПА, обладающие высшей юридической силой, должны конкретизировать положения, записанные в конституционных законах, а нормы подзаконных актов - детализировать законы, помогая тем самым созданию условий для реализации предписаний законов.

3. При подготовке любого НПА (федерального закона, постановления правительства, инструкции федерального министерства и т.п.) следует убедиться, что решаемый с помощью НПА вопрос относится к компетенции субъекта нормотворчества.

4. Система контроля и надзора за соблюдением законности принимаемых нормативных правовых актов (ряд контрольных полномочий за соблюдением законности нормативных правовых актов осуществляют судебные органы).

 

Демократизм.

Слово "демократия" в переводе с греческого означает "власть народа". Русский философ и юрист И.А. Ильин писал, что каждый правовой строй должен непременно открывать людям возможность совершенствовать законы по закону, т.е. улучшать правовой порядок, не нарушая правовой порядок; правовой строй, который закрывает эту возможность для всех или для широких кругов народа, лишая их доступа к законодательству, готовит себе неизбежную революцию.

Проекты актов публикуются в печатных изданиях, обсуждаются на научных конференциях, коллегиях, на заседаниях экспертных комиссий и советов по вопросам нормотворческой работы, за круглыми столами, в научно-исследовательских, высших учебных заведениях.

 

Научность.

1. Учитывать разные научные взгляды и теории.

a. Теория естественного права, идеи которой вошли в Конституцию РФ 1993 г.

b. Социологическая юриспруденция (право рождается из реальных общественных отношений).

c. Нормативизм, давший понятие юридической силы и разделивший нормативные правовые акты на законы и подзаконные акты.

d. Историческая школа права (настроения народных масс).

e. Психологическая теория права (свойства человеческой психики оказывают серьезное влияние на поведение и деятельность людей).

f. Теологическая теория права (в стране много верующих).

2. Cубъекты нормотворчества и субъекты, участвующие в нормотворческом процессе, должны умело использовать практику применения права, делая на ее основе правильные выводы, обобщения и рекомендации:

a. Перед подготовкой нормативных правовых актов необходимо осуществить наблюдение за объектом предстоящего регулирования.

b. Сбор и изучение информации, относящейся к регулируемому вопросу, т.е. провести правовой мониторинг правоприменительной деятельности и действующего законодательства.

 

Профессионализм.

Необходимо использовать знания не только опытных юристов, но и политологов, социологов, экономистов, философов, психологов, т.е. ученых различных специальностей (также принцип технического совершенства – по Р. Иерингу).

 

Гуманизм.

Нормы законов и подзаконных актов должны основываться на принципах свободы и справедливости. Нормы права должны не только декларировать права и свободы человека и гражданина, но и содержать условия их реализации.

 

Гласность.

Один из признаков правового государства и гражданского общества. Все НПА должны быть официально опубликованы. Исключением являются нормативные правовые акты или отдельные их положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Законы, указы Президента и постановления Правительства публикуются в "Российской газете" и официальном сборнике нормативных правовых актов "Собрание законодательства Российской Федерации". Акты парламента, Федерального Собрания РФ, публикуются в "Российской газете", "Парламентской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации". Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти публикуются в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". При этом в законодательстве установлены конкретные сроки, в течение которых нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Например, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Принцип способствует реализации права человека и гражданина, записанного в ст. 29 Конституции РФ, получать информацию законным путем.

 

Стадии нормотворческого процесса

Законность è Соблюдение стадий нормотворческого процесса.

 

Нормотворческий процесс – процедура создания норм права, т.е. упорядоченная система стадий (этапов) деятельности по установлению, принятию, изменению и отмене правовых норм.

 

Стадия нормотворческого процесса – самостоятельный этап формирования государственной воли, организационно обособленный комплексом тесно связанных между собой действий, направленных на создание нормативных документов.

 

 

Стадии:

1. Первая стадия – принятие решения о разработке проекта нормативного правового акта. Решение о необходимости принятия НПА может быть принято высшими ОГВ  (Президентом РФ, Правительством РФ). В ведомственном нормотворческом процессе такое решение принимает федеральный министр, директор федеральной службы, их первые заместители, на которых в установленном порядке возложено руководство отраслевыми службами.

2. Вторая стадия – подготовка проекта. Организация работы над проектом НПА предусматривает определение органа, ответственного за подготовку проекта, и круга лиц, привлекаемых к участию в работе над ним. Например, проекты федеральных законов разрабатывают комитеты палат Федерального Собрания РФ, депутаты и их группы, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти. Широкое распространение имеет создание рабочих комиссий и рабочих групп по подготовке законопроектов по поручению палат Федерального Собрания РФ. Нередко представители научной общественности готовят инициативные законопроекты. В демократических г


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.21 с.