Кризисные факторы предприятия — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кризисные факторы предприятия

2019-12-17 220
Кризисные факторы предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Причины возникновения кризисных явлений различаются в зависимости от того, на какой фазе экономического цикла находится предприятие.

Различным фазам цикла соответствуют обобщенные характеристики предприятий:

Возникновение — Эксплерент

Становление — Патиент

Развитие — Виолент

Спад — Коммутант

Ликвидация — Леталент.

Эксплерент - предприятие-новатор, которое сознательно работает с высокими рисками. Оно предлагает новые товары и технологии, создает новые сегменты рынка либо кардинально преобразовывает старые.

Для такой фирмы получение прибыли определяется не финансово-экономическими условиями, конкуренцией с производителями подобной продукции, а новизной идей, одаренностью сотрудников, удачливостью.

Условия возникновения эксплерентов состоят в наличии:

- оригинальной идеи, цели и путей ее достижения;

- специалистов, заинтересованных в достижении этой цели;

- определенных перспектив производства и сбыта (востребованность) этих новых товаров.

Характерные свойства и причины кризисов для эксплерента приведены в табл.

В случае преодоления рисков развития виолент может стать патиентом (табл.4.1).

Патиент - предприятие, работающее в узком, но достаточно стабильном сегменте рынка, удовлетворяет достаточно специфические, но стабильно существующие на рынке потребности.

 

Таблица – 4.1

Основные причины кризисов для предприятия-эксплерента

 

 

Таблица – 4.2

Основные причины кризисов для предприятия-патиента

Патиент можно расценивать как результат преобразования эксплерента, который успешно реализовал и реализовывает свои идеи и новации.

Для патиента характерно наличие:

- узкой ниши на рынке;

- специальных условий деятельности;

- четко дифференцированного продукта.

Условия возникновения патиента заключаются в наличии:

- признанных рынком новых товаров, продуктов, услуг;

- специалистов, заинтересованных в создании (завоевании) и сохранении данного сегмента рынка;

- перспектив развития этого сегмента рынка;

- необходимых и достаточных денежных средств, инвестиций для сохранения и развития.

Иногда предприятие с узкой специализацией имеет преимущества перед мощными широкопрофильными концернами. Именно специализация позволяет достичь на малых сериях такие качества продукта, которые недоступны в массовом производстве.

Если фирме-патиенту удается сформировать рынок с учетом своих возможностей и предлагаемых товаров и услуг («под себя»), то она может стать виолентом.

Виолент - фирма с силовой стратегией, действующая в сфере крупного стандартизированного бизнеса. Предлагает давно известные всем нужные товары, характеризуется высоким уровнем освоенности технологии, массовым производством продукции.

Такая компания существенно влияет на уровень цен, потребительские свойства товаров, динамику предложения (по оценкам, имеет не меньше 15% рынка продукции). Обычно норма прибыли виолента выше, чем у патиента. Предприятие удовлетворяет потребности более широкого круга потребителей. Представление о предприятии-виоленте дает табл. 4.3.

Существует три условия возникновения виолента:

- уверенное освоение сегмента рынка - плацдарм;

- наличие специалистов, заинтересованных в расширении сферы деятельности;

- стабильные перспективы сбыта.

Коммутант - небольшое или уменьшившееся специализированное предприятие, ориентированное на текущее удовлетворение маломасштабных, разовых потребностей.

Это фирма, находящаяся в состоянии старения и упадка, когда наиболее значимые параметры жизнедеятельности заметно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, теряет смысл, заходит в тупик. Организация имеет тенденцию к упрощению, свертыванию, а выросшие и окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны.

 

Таблица – 4.3

Основные причины кризисов для предприятия-виолента

В данном состоянии предприятие производит и выполняет любые работы.

Условиями формирования коммутанта из виолента являются:

1. несвоевременное применение антикризисных мер;

2. отсутствие у конкурентов желания поглощения.

Леталент - распадающаяся организация, подвергающаяся полной деструктуризации. Она прекращает существование из-за невозможности эффективного функционирования. При этом ее имущество и даже целые производственные комплексы могут переходить в другие организации к другим собственникам. Деструктуризация может сопровождаться полным изменением профиля деятельности, полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала.

Состояние леталента само по себе является стадией глубокого кризиса без возможности возврата в стабильное состояние. При этом поздно говорить о характерных свойствах фирмы или причинах ее кризиса.

 

 

Представление о предприятии-коммутанте дает табл. 4.4.

Таблица – 4.4

Основные причины кризиса для предприятия-коммутанта

Можно вести речь только о минимизации отрицательных последствий распада для других участников рынка. В связи с этим если у организации накоплены долги и ее имущества недостаточно для их покрытия, то в соответствии с законодательством она ликвидируется только в процедуре конкурсного производства вне зависимости от того, находилась ли организация в процедуре банкротства до этого или нет.

Однако неблагоприятных состояний можно избежать, если вовремя изменить стратегию развития, поменять продукцию, перейти в другие сегменты рынка и т.п., другими словами, применить методы антикризисного управления.

Продукция, предлагаемая на рынок, также имеет свой жизненный цикл, который накладывается на жизненный цикл предприятия (табл.4.5). При разработке антикризисных мер необходимо также обязательно учитывать эти взаимосвязи.

Таблица – 4.5

Взаимосвязь цикла предприятия и жизненного цикла продукции

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

во-первых, жизненный цикл продукта неизбежно ограничен. Необходимо вести дело так, чтобы продукт, востребованность которого снижается, не потянул за собой предприятие;

во-вторых, факторы кризиса возникают на каждой фазе экономического цикла и могут привести к нарушению работы предприятия вплоть до ликвидации;

в-третьих, необходимо вовремя обнаружить факторы кризиса и реализовать антикризисную стратегию.

 

 

План реструктуризации.

 

Реструктуризация - это некая реорганизация, изменение структуры чего бы то ни было. Можно изменять структуру всего предприятия, можно корректировать отношения собственности, можно совершенствовать информационную или финансовую структуру, можно оптимизировать производственно-технологическую цепочку - все это будет реструктуризация в той или иной форме.

Владелец бизнеса, генеральный директор или руководитель подразделения - уровень руководства не столь важен - периодически должны применять методы реструктуризации деятельности. Что вы делаете, когда видите, что один из сотрудников работает три-четыре часа в сутки? Правильно, нагружаете его дополнительной работой, разгружая более занятых коллег. Разве это не реструктуризация деятельности сотрудников? Разросся отдел, шесть человек делают то, что могут сделать трое, а в то же время есть идея начать новое направление. Троих бросаете на "передовую". Произошла реструктуризация деятельности отдела.

Таких примеров можно привести огромное множество. Зачастую эти примеры реструктуризации столь малы по значимости, что их не замечают, делают интуитивно.

Увеличим масштаб процесса. Предположим, что у вас два действующих предприятия, на каждом из них есть главный бухгалтер. И вот решено открыть третье направление бизнеса, что вы будете делать: перекинете новое предприятие на существующего сотрудника или наймете третьего бухгалтера? Тут уже, конечно, надо думать, не так ли? Один главбух на два предприятия - это возможно, но при условии, что предприятия небольшие. А если этот главбух не справится? Тогда у вас минимум одно предприятие останется без главбуха. А нанять достойного профессионала достаточно сложно и долго....

Даже при таких, вроде бы не столь значительных масштабах необходимо применять общепринятые принципы реструктуризации. А что говорить, когда речь заходит о кардинальных структурных изменениях, скажем, формировании холдинга из десяти предприятий или организации финансового дивизиона?

Итак, вам пора задуматься о реструктуризации предприятия (отдела, направления, проекта и т.п., одним словом - структуры), если имеются:

кризисное положение в структуре, возможность банкротства;

появление тенденции к уменьшению показателей эффективности структуры (например, уменьшению объемов выручки предприятия) по сравнению с конкурентами или предыдущими периодами деятельности;

снижение управляемости в структуре, слабый контроль над ходом выполняемых работ;

неконтролируемый рост задолженности, невозможность погашения задолженности в сроки;

понижение эффективности работы в условиях развивающейся неуправляемости структуры из-за его расширения – «синдром большого бизнеса»;

необходимость изменения (расширения) сферы деятельности структуры;

появление или усугубление административных и бюрократических проблем;

появление конфликтов интересов между обособленными структурами и подструктурами и т.д.

Эффективность реструктуризации зависит от большого количества самых различных факторов: своевременности ее осуществления; правильного выбора пути и методов реструктуризации; наличия или возможности набора, переподготовки необходимых кадров; финансовой подготовленности к реструктуризации и т.д. Количество и качество этих факторов уникально для любого вида реструктуризации и в первую очередь зависит от ее масштабов.

Подавляющее большинство российских компаний для достижения целей реструктуризации предприятий (а порой и их подразделений), продолжения успешного функционирования в изменившихся условиях нуждаются в грамотном, профессиональном управлении процессом реструктуризации. В современных условиях управляющий реструктуризацией должен уметь анализировать различные варианты развития структуры, видеть ее перспективу на рынке, обладать волей и способностью вовлекать коллектив в реализацию намеченных целей.

Кратко опишу процесс реструктуризации предприятия в целом. При желании нижеописанное можно масштабировать на иные структуры.

Процесс реструктуризации начинается с определения стратегических целей предприятия.

На данном этапе определяются или уточняются стратегические направления его развития, устанавливаются причины необходимости реструктуризации, ее цели и задачи. На этом этапе может быть сформирована Стратегия развития предприятия.

Для качественного проведения процесса реструктуризации проводится диагностика предприятия - предварительный анализ его состояния с целью определения сильных и слабых сторон, оформления плана эффективного реформирования действующей структуры. В диагностику предприятия могут входить:

SWOT – анализ;

оценка рыночного потенциала компании;

оценка производственных возможностей: состояние оборудования, уровень качества, потенциал технологий и т.д.;

оценка человеческих ресурсов: численность, укомплектованность, квалификация специалистов и менеджеров, наличие команды, корпоративного духа, отношение к изменениям, желание активно работать и учиться и так далее;

оценка материальных ресурсов;

оценка финансового состояния и финансовых ресурсов и т.п.

Результатами диагностики являются: оценка стоимости имущества; уточненная оценка финансового положения, технологии и оборудования, уровня менеджмента, реальных возможностей предприятия; разработанная система контроля качества, оценка спроса на продукцию и оценка инвестиционной привлекательности предприятия.

На основании Стратегии (стратегических целей) и результатов диагностики производится сравнительная оценка эффективности вариантов и принимается окончательное решение о реструктуризации предприятия как таковой и ее ходе.

Основным результатом всех подготовительных работ является комплексный план реструктуризации предприятия, который может включать в себя: политику реформирования производства, инвестиционную политику, менеджмент, организационную структуру, маркетинг, управление качеством, план финансирования и оценку эффективности и т.д. Комплексный план реструктуризации предприятия в обязательном порядке включает в себя подробное поэтапное описание действий, которые будут воплощаться в жизнь и должны привести к новой структуре.

В завершение хочется отметить советы специалистов, занимающихся вопросами реструктуризации:

не начинать реструктуризацию, если нет соответствующих программных инструментов, так как держать в памяти все данные о структуре практически невозможно, и процесс может затянуться на определенный срок;

совмещать неформальные подходы с применением стандартных методик. В противном случае у руководства не будет единого видения процесса реструктуризации, и его придется все время уточнять.

прежде чем проектировать будущую структуру, смоделируйте настоящую - при проектировании структуры не пытайтесь сразу описать все с большой степенью детализации – начните с грубой модели.

если начали реструктуризацию – доведите ее до конца. Брошенная на полпути структура, чаще всего, нежизнеспособна.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белявский, И.к. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебное пособие / И.К. Белявский – М.: Финансы и статистика, 2005. – 320 с.: ил.

2. Вествуд, Дж. Маркетинговый план / Дж. Вествуд – СПб.: Питер, 2001. – 254 с.: ил.

3. Дихтиль, Е. Практический маркетинг: учебное пособие / пер. с нем. / Е. Дихтль, Х. Хершген – М.: Высшая школа, 2005.

4. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалев, В.В. Войленко – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 256 с.: ил.

5. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль / пер. с анг./Ф.Котлер – СПб.: Питер, 2008. – 896 с.

6. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 1999.

7. Совельев, Б.А. Управение маркетингом: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13 /Б.А. Соловьев – М.: ИНФРА-М, 2003. – 288 с.

8. Финансовый менеджмент, теория и практика, учебное пособие под ред. Е.С. Стояновой, издание второе, переработанное и дополненное М., «Перспектива», 1997 г.;

9. Практикум по финансовому менеджменту, под ред. Е.С. Стояновой издание второе, переработанное и дополненное, М., «Перспектива», 1997 г.;

10. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента, учебное пособие М., «Финансы и статистика», 1997 г.;

11. Патров В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс, М., «Финансы и статистика», 1994 г.;

12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, учебное пособие, Издание второе, переработанное и дополненное, Мн., «Экоперспектива», 1997 г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 – Годовая бухгалтерская отчетность эмитента

1.1. Форма №1 по ОКУД «Бухгалтерский баланс»

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

КОДЫ

 

 

 

 

Форма № 01 по ОКУД

0710001

на

31 декабря 2008 года

 

 Дата (год, месяц, число)

2008.12.31

Организация

ОАО «Уралсвязьинформ» (МРК)

по ОКПО

1134530

Идентификационный номер налогоплательщика

5902183094

ИНН

5902183094

Вид деятельности

Оказание услуг электросвязи

по ОКВЭД

64.20.11

Организационно-правовая форма /форма собственности

Смешанная российская собственность / ОАО

по ОКОПФ/ОКФС

47/49

Единица измерения

тыс. руб.

 

по ОКЕИ

384

Адрес:

г. Челябиснк,

ул. Комсомольский проспект, 38б

 

 

 

 

 

Дата утверждения

30.03.2009

 

 

 

 

Дата отправки (принятия)

30.03.2009

 

АКТИВ

Пояснения

Код пока-зателя

Код строки На начало отчетного периода На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ                                                Нематериальные активы                    

 

110

110

2 686

2 050

Основные средства                        

4.1

120

120

42 863 085

47 104 432

Капитальные вложения

4.2

130

130

419 493

517 007

Доходные вложения в материальные ценности

 

135

135

 

 

Долгосрочные финансовые вложения    

 

140

140

31 146

18 992

в том числе:                                                                          инвестиции в дочерние общества

4.3

 

141

 

 

инвестиции в зависимые общества

4.3

 

142

 

 

инвестиции в другие организации

4.3

 

143

28 874

13 720

прочие долгосрочные финансовые вложения

4.4

 

144

5 272

5 272

Отложенные налоговые активы

4.5

145

145

226 042

270 571

Прочие внеоборотные активы

4.8

150

150

2 925 876

2 611 720

Итого по разделу I

 

190

190

46 471 326

50 524 772

II.ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ                                                                           Запасы

 

210

210

636 580

436 346

в том числе:                                                                                                   сырье, материалы и другие аналогичные ценности

4.7

211

211

342 352

316 849

затраты в незавершенном производстве(издержках обращения)

 

213

213

13 816

435

готовая продукция и товары для перепродажи

 

214

214

40 704

19 413

товары отгруженные

 

215

215

3 919

3 628

расходы будущих периодов

 

216

216

235 789

96 021

прочие запасы и затраты

 

217

217

 

 

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

 

220

220

214 336

84 865

в том числе:                                                               к возмещению более чем через 12 месяцев после отчетной даты                                                                

 

 

221

58 113

10 675

к возмещению в течение 12 месяцев после отчетной даты                                                                

 

 

222

156 223

74 190

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

 

230

230

185 321

172 765

в том числе:                                                               покупатели и заказчики                                                                

4.8

231

231

5 462

11 700

авансы выданные

 

 

232

 

 

прочие дебиторы

 

 

233

179 859

161 065

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

 

240

240

3 704 084

4 149 325

в том числе:                                                                           покупатели и заказчики

4.9

241

241

2 530 786

2 730 130

авансы выданные

4.10

 

242

212 200

109 278

прочие дебиторы

4.11

 

243

961 098

1 309 917

Краткосрочные финансовые вложения

 

250

250

1 200 000

1 502 054

Денежные средства,

 

260

260

703 213

1 058 960

Прочие оборотные активы

 

270

270

1 812

35 935

Итого по разделу II

 

290

290

5 445 358

7 440 250

БАЛАНС (сумма строк 190+290)

 

300

300

51 916 686

57 965 022

ПАССИВ

Пояснения

Код показателя

Код строки На начало отчетного периода На конец            отчетного периода

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ                                                   Уставный капитал

4.12

410

410

4 816 167

4 816 167

Добавочный капитал

 

420

420

4 262 155

4 132 843

Резервный капитал

 

430

430

240 808

240 808

Собственные акции, выкупленные у акционеров

 

411

440

 

 

Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток) прошлых лет

 

470

460

12 175 274

11 197 356

Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года

 

470

470

X

2 677 859

Итого по разделу III

 

490

490

21 494 404

23 065 033

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА                                              

Кредиты и займы 

4.14

510

510

12 767 227

15 363 371

в том числе:                                                                                                     кредиты

 

 

511

9 617 662

13 273 922

займы

 

 

512

3 149 565

2 089 449

Отложенные налоговые обязательства

4.15

515

515

2 509 709

3 044 773

Прочие долгосрочные обязательства

4.16

520

520

380 961

122 146

Итого по разделу IV

 

590

590

15 657 897

15 530 290

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА                            

  Кредиты и займы

 

610

610

8 929 330

8 560 840

в том числе:                                                                                                     кредиты

 

 

611

4 710 036

3 324 763

займы

 

 

612

4 211 294

5 236 077

Кредиторская задолженность,

4.17

620

620

4 886 639

6 824 645

в том числе:                                                                                                   поставщики и подрядчики

 

621

621

2 845 245

4 021 237

авансы полученные

 

625

622

922 509

952 453

задолженность перед персоналом организации

 

622

623

201 786

258 649

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

 

623

624

63 675

82 239

задолженность по налогам и сборам

 

624

625

341 258

1 003 009

прочие кредиторы

 

625

626

509 166

507 058

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

 

630

630

32 753

31 880

Доходы будущих периодов

4.18

640

640

66 763

46 837

Резервы предстоящих расходов  

4.19

650

650

627 944

813 356

Прочие краткосрочные обязательства

4.20

660

660

220 956

92 141

Итого по разделу V

 

690

690

14 764 385

16 369 699

БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)

 

700

700

51 916 686

57 965 022

 

Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах

  Наименование показателя Пояснения

Код показа-теля

Код строки На начало отчетного периода На конец            отчетного периода
  1

2

3

4

  Арендованные основные средства  

910

901

7 908 169

7 385 261

  в том числе по лизингу  

911

911

6 719 804

6 944 986

  Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение  

920

902

115 254

82 017

  Товары, принятые на комиссию  

930

903

11 824

8 930

  Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов  

940

904

705 716

732 042

  Обеспечения обязательств и платежей полученные  

950

905

174 943

71 895

  Обеспечения обязательств и платежей выданные  

960

906

15 210 227

8 241 784

  Износ жилищного фонда  

970

907

11 947

11 841

  Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов  

980

908

4 290

5 785

 

Справка о стоимости чистых активов

  Наименование показателя Пояснения

Код показа-теля

Код строки На начало отчетного периода На конец отчетного периода
  1

2

3

4

  Чистые активы  

 

1000

21 561 167

23 111 870

 

Руководитель __________ А.Я. Уфимкин

Главный бухгалтер ________С.И. Балуева

 

                          (подпись) расшифровка подписи)

                                     (подпись) (расшифровка подписи)

   

 

 

 

 

 

               

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.369 с.