Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-12-17 | 307 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ_________________ 7
1.1.Характеристика вида
1.2. Общая характеристика управления спортивной тренировкой________ 9
1.3. Основные этапы подготовки бегунов на средние дистанции________ 12
1.3.1. Спортивный отбор и начальная подготовка__________________ 12
1.3.2. Специальная подготовка__________________________________ 15
1.3.3. Спортивное совершенствование____________________________ 18
Выводы______________________________________________________ 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ___________ 21
2.1. Методы исследования_______________________________________ 21
2.2. Организация исследования___________________________________ 21
Глава 3. МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ______________________________________________________________ 22
3.1. Характеристика тренировочного процесса_________________________22
3.2 Планирование тренировочного процесса________________________ 23
3.2.1. Подготовительный период________________________________ 28
3.2.2. Соревновательный период________________________________ 31
3.2.3. Заключительный период__________________________________ 33
3.3. Педагогический контроль за состоянием тренированности________ 34
Выводы______________________________________________________ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК_______________________________ 44
приложение____________________________________________47
ВВЕДЕНИЕ
Бег-естественный способ передвижения человека,характеризующийся регулярным повторением одного и того же цикла движений,при котором тело "то соприкасается с почвой одной ногой,то летит в воздухе"(П.Ф.Лесгафт).Принципиально иная структура беговых движений дает возможность ускорить передвижение по сравнению с ходьбой в 1,5-2 раза.
Бег-занимает центральное место в легкой атлетике.Это обусловлено разнообразием форм спортивного бега и тем,что бег входит составной частью в другие виды легкоатлетических упражнений.Только в беговых олимпийских видах разыгрывалось 25 комплектов медалей.С помощью бега развиваются и совершенствуются необходимые для человека физические качества:быстрота,выносливость,сила,ловкость;воспитывается трудолюбие,смелость,сила воли.Во время бега в работу включаются почти все мышечные группы тела,значительно усиливается деятельность сердечно-сосудистой,дыхательной и других ситстем организма,повышается обмен веществ.Бег как средство тренировки универсален,так как,изменяя длину дистанции или скорость бега,можно легко дозировать нагрузку,влиять на развитие скорости,скоростной или специальной выносливости,развивать общую выносливость.Бег является прекрасным и доступным средством оздоровления населения.
|
Возможность легко дозировать нагрузку делает бег доступным для всех возрастных групп обоего пола.Бегом занимаются и дошкольники(главным образом в форме игр) и люди пожилого возраста.Доступность занятий бегом определяется еще и тем,что для него не обязательно наличие специальных дорожек и инвентаря.Бегать можно в лесу,на лугу,в парке,по дорогам,во дворе и т.д.
Бег в зависимости от его продолжительности,условий и места проведения подразделяется на виды,разновидности и отдельные дистанции.Различают бег гладкий,с естественными и искуственными препятствиями (кросс,барьерный бег),эстафетный,командный и т.д.
Разновидности гладкого бега-бег на короткие,средние,длинные и сверхдлинные дистанции.К средним дистанциям относятся:800м,1500м.
Современный бег на средние дистанции зародился в Англии в ХVIII в.
Для мужчин бег на 800 и 1500 м вошел в программу I Олимпийских игр современности.Женщины впервые стали соревноваться в беге на 800 м на Олимпийских играх в 1928 г.Затем эта дистанция была исключена из программы игр вплоть до 1960 г.
В дореволюционной России результаты в беге на средние дистанции у мужчин отставали от уровня мировых достижений:800м-2.00,3,на 1500м-4.12,9(И.Виллемсон,Рига,1917 г.).
|
В Беларуси развитие легкой атлетики по существу началось только при Советской власти.Первые рекорды республики зарегистрированы в 1924 г.(1500 м-4.50,0,Г.Никифоров).
Перед Великой Отечественной войной уровень рекордов БССР у мужчин был достаточно высок.Так,М.Сидоренко показал следующие результаты:800 м-1.56,1;1000 м-2.30,2;1500 м-4.06,4.
К середине 1950-х годов,особенно в ходе подготовки и проведения I Спартакиады народов СССР(1956 г.),появилась большая группа бегунов,которые значительно улучшили республиканские рекорды.С.Плавский на дистанции 800 м (1.53,6 и 1.50,8 с в 1955 г.),на 1500 м С.Захаров (3.54,0 с в 1953 г.),Е.Соколов(3..52,4 с в 1955 г.),Э.Ланг (3.50,6 с в 1955 г.).Наиболее успешно выступил на XVI Олимпийских играх в Мельбурне Е.Соколов,высшие достижения которого составили: на 800 м-1.50,0 (1958 г.) и на 1500 м- 3.41,7 с (1957 г.).
В 1960-е годы ведущим бегуном на средние дистанции становится М.Желобовский: 800 м - 1.47,7(1967 г.), на 1500 м - 3.39,6 с (1971 г.).Его результаты превзошли только после середины 1970-х годов:,А.Налетов (800 м - 1.47,0 с в 1975 г.); В.Подоляко (800 м -1.46,2 с в 1978 г.);А.Федоткин (1500 м - 3.38,4 с в 1979 г.).
Особенно успешным можно считать выступления гомельчанина Н.Кирова,который значительно поднял потолок рекордов Беларуси (800 м 1.45,6 в 1980 г., 1.45,11 в 1981 г., 1500 м - 3.36,3 в 1980 г., 3.36,34 в 1982 г.).На XXII Олимпийских играх 1980 г.Н.Киров занял почетное третье место в упорной борьбе с рекордсменами мира в беге на 800 и 1500 м англичанами С.Оветтом и С.Коу.
Выступая на Олимпийских играх в Барселоне в 1992 г.,А.Ракиповпопал в финал,где установил рекорд республики в беге на 1500 м - 3.36,16 с.Значительное число спортсменов в настоящее время освоило результаты 1.45 с в беге на 800 м:А.Макаревич,А.Судник,А.Комар.
Рекорды у мужчин в беге на 800 м составляют 1.44,84 с у А.Макаревича (1996) г.) и на 1500 м - 3.36,16 с у А.Ракипова (1992 г.).
Рекорды мира у мужчин в беге на 800 м - 1.41,11 с У.Кипкетер (Дания),на 1500 м - 3.26,00 с И.Эль Геруж (Марокко).
Уровень спортивных достижений в современном спорте за последние 10-15 лет значительно возрос. Это связано в первую очередь с огромными тренировочными нагрузками, интенсификацией тренировочного и соревновательного процессов. Предъявляются все более высокие требования к различным сторонам готовности спортсмена. Тех или иных личностных качеств, одаренности спортсмена теперь уже недостаточно. Необходимы глубокие знания тренера, использующего передовой опыт и результаты научных исследований в целях эффективного управления тренировочным процессом.
|
Связь работы с научными программами, темами. Работа выполняется в рамках НИР Кафедры легкой атлетики БГУФК. Тема «Методика тренировки бегунов высокой квалификации в беге на средние дистанции».
Актуальность темы. Проблема управления тренировочным процессом в беге на средние дистанции занимает многих исследователей в области спорта. Этому вопросу посвящено достаточно большое количество исследований Н.Г. Озолина, Н.И. Волкова, Л.П. Матвеева, А.А. Макарова и др. Определение соотношений между количественными характеристиками тренировочных нагрузок (объем и интенсивность) с результатами тестирования (контроль) и результатами соревнований является важнейшей частью управления тренировочным процессом, возможностью его регулирования. Чтобы эффективно управлять, тренеру нужна объективная и по возможности более полная информация о спортсмене, его морфологических особенностях, функциональных возможностях, уровне специальной физической, технической, тактической, психологической подготовленности, состоянии здоровья, способности к быстрому восстановлению после больших нагрузок. Имея такую информацию, тренер может успешно проводить отбор наиболее одаренных спортсменов, планировать многолетний тренировочный процесс, осуществлять педагогический контроль в ходе подготовки. т.е. управлять процессом тренировки.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании и определении рациональной структуры тренировочного процесса в беге на средние дистанции.
Задачи:
1. Дать общую характеристику управления спортивной тренировкой;
2. Выделить основные этапы подготовки бегунов на средние дистанции;
3. Рассмотреть вопрос перспективного и текущего планирования бегунов на средние дистанции, как основу управления тренировочным процессом;
4. Выявить особенности организации постоянного педагогического контроля за состоянием тренированности спортсмена.
Практическая значимость работы. Используемый материал исследования позволил контролировать эффективность управления тренировочного процесса бегунов на средние дистанции, как в недельном микроцикле, так и в годичном цикле и улучшит их спортивное достижение.
|
Теоретическая значимость работы. В проведенных исследованиях систематизируются, обобщаются и дополняются имеющиеся в научно-методической литературе данные по вопросам подготовки бегунов на средние дистанции.
Положения выносимые на защиту. В данном исследовании обоснованы соотношения различных режимов физической нагрузки в различные периоды годового цикла, что позволило оптимизировать тренировочный процесс.
Выводы
Комплекс внешних взаимодействий может быть организован тем эффективней, чем выше моторный потенциал спортсмена. Именно поэтому в ходе многолетней подготовки спортсмен стремится к совершенствованию своих двигательных способностей, к расширению функциональных возможностей организма. Отсюда структуру специальной физической подготовленности или, иными словами, комплекс внутренних отношений организма, определяющий уровень специфической работоспособности (состояние) спортсмена, следует выделить в качестве второго объекта управления в системе спортивной тренировки.
Методы исследования
Для решения поставленных задач был использован метод анализа и обобщения научно-методической литературы
Организация исследования
Исследование состояло из нескольких этапов.
На первом этапе была выбрана тема исследования, сформулирована проблема, определены цель, задачи, осуществлен подбор методов и методик исследования.
На втором этапе был проведен теоретико-библиографический анализ литературы, который позволил обобщить имеющиеся данные по проблеме методики тренировки бегунов на средние дистанции.
Анализ литературных источников проводился в библиотеке БГУФК. Нами были изучены учебные пособия по легкой атлетике, журналы, методические рекомендации ВНИИФК, диссертационные работы, материалы научно-методических конференций. При написании работы обобщено большое количество литературных источников.
На третьем этапе был подведен итог выполненным действиям, сформулированы выводы, а также завершено оформление курсовой работы в соответствии с требованиями к ней.
Планирование тренировочного процесса
Суть периодизации спортивной тренировки заключается в искусстве управлять развитием спортивной формы путем целесообразного изменения тренировочного процесса в различные периоды его циклов. Тренировочный процесс в любом периоде остается процессом всестороннего воспитания, органически объединяющим физическую, техническую, тактическую и морально-волевую подготовку. Во всех периодах используется ряд общих средств, методов и форм тренировочных занятий, соблюдается ряд общих закономерностей применения тренировочных нагрузок и чередования их с отдыхом. Вместе с тем все это общее находит в каждом периоде свое специфическое выражение: меняется частная направленность тренировки, видоизменяются некоторые средства и методы, а также соотношение общей и специальной подготовки, приобретает существенные особенности динамика нагрузок, режим их чередования с отдыхом, структура микроциклов [15].
|
Рациональное управление подготовкой спортсмена невозможно без перспективного и текущего планирования тех средств и методов, того объема и той интенсивности, которые будут положены в основу его тренировки.
В практике подготовки бегунов обычно применяется перспективное планирование (на четырехлетний олимпийский цикл), планирование на текущий год, на периоды и этапы, наконец, на недельные циклы и отдельные тренировки.
Процесс планирования подготовки бегуна на средние дистанции должно начинаться с определенных этапов [17]:
1) Определение аэробной и анаэробной работоспособности спортсмена;
2) Выбор направления подготовки в зависимости от поставленной цели;
3) Получение информации о влиянии специальной нагрузки на развитие тренированности спортсмена;
4) Анализ полученной информации и выработка решений по дальнейшему планированию и управлению тренировочным процессом.
Практика современного спорта заставила внести существенные изменения в традиционные взгляды на планирование тренировочного процесса по периодам. Сезон зимних соревнований поставил под сомнение правильность существования подготовительного и соревновательного периодов. Четко различающиеся между собой периоды постепенно будут заменены непрерывным волнообразно меняющимся по количественным и качественным показателям комплексным тренировочным процессом, на всех этапах которого календарь соревнований будет давать возможность вести соревновательную подготовку.
Таким образом, сама спортивная практика поставила вопрос о необходимости более гибкой периодизации. Это не значит, что годичные циклы теряют свое значение. Однако внутри них может быть различное расположение отдельных периодов и этапов. Так, для начинающих спортсменов возможен более длительный подготовительный период, когда подготовка проходит не только зимой, но и летом, а соревнования проводятся лишь по ходу тренировочного процесса. Для квалифицированных спортсменов годичный цикл может состоять из нескольких подготовительных и соревновательных периодов, с двумя и более пиками спортивной формы.
В плане годового планирования необходимо учитывать зимний календарь соревнований. Приведем в качестве примера выписки из тренировочного дневника Т. Самойленко (сезон 1984-85гг. декабрь), которая тренировалась под управлением бригады тренеров Н. П. Мальцева, С. А. Нечто, А. А. Свириденко.
10.12. У: гимнастика 20 мин. Д: легкий кросс 10 км, заминка 1 км. В: легкий бег 6 км.
11.12. У: гимнастика 20 мин. Д: легкий бег 2 км, 10х 400 м (80,5—73,5—74,7—74,3-71,2-74,8-72,5—74,5-75,0-69,2) через 2— 2,5 мин отдыха. Заминка 2 км. В: легкий бег 6 км.
12.12. Д: легкий бег 5 км. В: легкий кросс 10 км.
13.12. У: гимнастика 20 мин. Д: легкий кросс 14 км, ускорения на технику 10х100 м. В: легкий бег 4 км. Баскетбол 28 мин.
14.12. У: легкий бег 5 км. Д: легкая разминка 2 км, 3х2 км. через 4 мин отдыха 7.12,5 (пульс 170 уд/мин;7. 13,5 (160 уд/мин); 6.59,0 (170 уд/мин), 400 м — 67,2 (180 уд/мин), заминка 2 км. В: легкий бег 6 км.
15.12. Д: легкий кросс 10 км. В: легкий бег б км.
16.12. Д: легкий бег 7 км. В: легкий бег 7 км.
Как видно из записей, в зимний месяц у Т. Самойленко нагрузка носила развивающую аэробную направленность (М. Степанова, 2002).
Наиболее целесообразно бегунам на средние дистанции иметь 3 периода: подготовительный, соревновательный и заключительный. Первый этап подготовительного периода (ноябрь—декабрь) должен быть посвящен общей физической подготовке и тренировке преимущественно в аэробных условиях. Второй этап (январь— март) в значительной степени посвящается подготовке и участию в зимних соревнованиях. Третий этап подготовительного периода (апрель—май)— непосредственная подготовка к периоду летних соревнований, тренировка как в аэробных, так и в анаэробных условиях.
В свою очередь, соревновательный период также может иметь своего рода подготовительные микроциклы между сериями ответственных соревнований. Заключительный период посвящается участию в кроссах, активному отдыху, при условии, однако, что спортсмен не утрачивает достигнутого уровня тренированности.
Как было сказано выше, планирование спортивной тренировки в беге в значительной степени определяется календарем спортивных соревнований. Многолетнее планирование, как правило, осуществляется на 4 года. Именно в эти сроки повторяются крупнейшие соревнования — олимпийские игры, спартакиады и т.д. Им предшествуют проводимые ежегодно первенства страны, традиционные матчевые встречи и другие соревнования.
Сложившаяся практика соревнований определяет и годичный цикл тренировки. В зависимости от сроков проведения тех или иных соревнований строится подготовка спортсмена в течение года.
Построение программы в годичном цикле подготовкиможет происходить по следующей схеме [17]:
1 мезоцикл (4 недели) - общефизическая подготовка. Развитие способности тренироваться со все более повышающийся нагрузкой, подготовка и создание базы для специальной тренировки. Использование общих тренировочных средств.
2 мезоцикл (8 недель) - базовая тренировка. Направленное развитие общей выносливости. Цель - дальнейшее развитие основных функциональных систем организма спортсмена: длительный бег в аэробной зоне - 77-67% от общего объема специальной нагрузки, бег в аэробно-анаэробном режиме - 20-30 % от общего объема специальной нагрузки, бег в анаэробном режиме - 3 % от общего объема специальной нагрузки.
3 мезоцикл (6 недель) - специальная тренировка. Цель - совершенствование и развитие специальной выносливости, подготовка к зимним соревнованиям. Выход на уровень аэробной работоспособности, соответствующий планируемый результатам в бега на средние дистанции.
Бег в аэробной режиме (длительный бег) 80-70 % от общего объема, бег в аэробно-анаэробном режиме 10-20, в анаэробной режиме - 10.
4 мезоцикл (4 недели) - зимний соревновательный сезон. Совершенствование специальной выносливости, соревновании, дальнейшее совершенствование аэробной работоспособности.
5 мезоцикл (8 недель) - общефизическая и базовая тренировка. Длительный бег в аэробном режиме - 75-70 % от общего объема, бег в аэробно-анаэробной режиме - 20-25 % от общего объема, и анаэробно-аэробном режиме 5 % от общего объема.
6 мезоцикл (6 недель) - специальная тренировка. цель -совершенствование специальной, выход на планируемые величины анаэробной и аэробной работоспособности, подготовка и участие в первых весенних соревнованиях без специального приспоиобления к ним тренировочного режима.
Объемы нагрузок в анаэробном, аэробном и аэробно-анаэробном режиме такие же или немного выше, чем в III мезоцикле, интенсивность нагрузок значительно выше.
7 мезоцикл (6 недель) - специальная тренировка в летнем соревновательном сезоне, участие в соревнованиях.
8 мезоцикл (4-6 недель) - подготовка к основным соревнованиям сезона. Цель - создание оптимальных предпосылок для достижения высокого уровня специальной работоспособности как анаэробной, так и аэробной. В этот период подготовки важно сосредоточить внимание на специфических средствах, используя индивидуальные средства и методы тренировки. Тренировочная нагрузка должна достигать высшей степени специализации.
Остановимся подробнее на отдельных периодах годичного цикла тренировки бегуна на средние дистанции.
Подготовительный период
Подготовительный период тренировки наиболее продолжительный. Он длится минимум 6 месяцев—с ноября по апрель включительно. Для спортсменов высших разрядов, которые завершают сезон летних соревнований не ранее октября — ноября, подготовительный период может заканчиваться к июню.
К концу подготовительного периода спортсмен должен войти в спортивную форму, т. е, быть готовым к основным
соревнованиям года, начинающимся в мае—июне. Достижение спортивной формы осуществляется в три этапа. На первом этапе продолжительностью 2 месяца создаются предпосылки для вхождения молодых бегунов в спортивную форму, восстанавливается и совершенствуется база опытных спортсменов. На первом этапе в большом объеме применяются разнообразные физические упражнения, повышающие уровень развития качеств силы, быстроты и общей выносливости.
Освоение большого объема тренировочной работы— основное направление для бегунов в эти месяцы. Как уже говорилось раньше, интенсивность занятий также повышается, но она играет подчиненную роль.
К концу первого этапа месячный объем нагрузок постигает в большинстве упражнений максимальных величин данного цикла тренировки или очень близок к максимуму, что означает увеличение его по сравнению с исходным на 60—100 и более процентов. Между тем интенсивность еще далека от максимальной [14].
На втором, специально-подготовительном, этапе тренировки спортсмен входит в спортивную форму. Это достигается повышением интенсивности тренировочных занятий, увеличением удельного веса бега и специальных упражнений, направленных на развитие специальной выносливости, увеличением нагрузок, в частности путем соревнований, до максимума. При этом общий объем тренировочной работы если и увеличивается, то ненамного. Чаще он остается на достигнутом к концу первого этапа уровне и еще чаще уменьшается. Продолжительность второго этапа — 2 месяца.
Некоторые специалисты утверждают, что, достигнув однажды спортивной формы, ее нужно поддерживать и улучшать в продолжение всего периода времени, пока спортсмен выступает в соревнованиях, или, по крайней мере, в течение ряда лет. Р. Кларк, например, говорит, что он готов показать максимально высокие результаты на любых соревнованиях в течение всего года и что характер его тренировки по периодам не различается.
Такое направление возможно и осуществимо при ненапряженном спортивном календаре. В этих условиях утраты базы (соответствия уровней общефизической и специальной подготовленности) может не быть совсем или она будет происходить медленно и восстановить ее путем большого объема общеразвивающих упражнений не представит больших трудностей в любое время.
Другое направление, которое теперь считается устаревшим, но, несмотря на это, все еще имеет широкое распространение, заключается в том, что после окончания основных соревнований в продолжение 2—3 месяцев происходит значительное (до 50%) снижение спортивной формы, после чего она постепенно и равномерно улучшается, достигая максимума к наиболее ответственным соревнованиям.
Оба эти направления, особенно в условиях напряженного спортивного календаря, таят опасность систематического перенапряжения и перетренировки. По мере увеличения тренировочных нагрузок восстановление сил спортсмена затрудняется, что, в случаях когда Предъявляемые требования превосходят возможности спортсмена, приводит к срывам.
Чтобы избежать этого, рекомендуется в процессе тренировки устраивать кратковременные профилактические перерывы или периодическое снижение нагрузки на 7—10 дней с целью более полного восстановления сил спортсмена.
Впоследствии такая практика получила широкое распространение в форме «волнообразной» тренировки. Волнообразный характер достижения, сохранения и развития спортивной формы является третьим направлением в подготовке спортсмена и считается наиболее приемлемым [13].
Чрезвычайно важным вопросом для спортивной практики является возможность своевременного обнаружения признаков приближающейся потери спортивной формы. В самом деле, в настоящее время в большинстве случаев тренер констатирует потерю его воспитанником спортивной формы лишь в тот момент, когда наступает резкое снижение результатов и восстановление прежнего уровня тренированности требует длительного времени.
Выявить начало утраты спортивной формы помогут психофизиологические показатели, характеризующие реакцию нервно-психической сферы бегунов на стандартную тренировочную нагрузку. Так, выяснилось, что еще за 30—35 дней до снижения результатов бегунов наблюдается увеличение числа ошибочных реакций и случаев последовательного торможения. Ошибочные реакции заключаются в неправильном реагировании спортсменов на различные сложные раздражители и свидетельствуют об ухудшении дифференцированной деятельности коры головного мозга. Определяются эти реакции методом реакциометрии. Последовательное торможение, т. е. увеличение времени реакции на положительный раздражитель, следующий за отрицательным, также устанавливается методом реакциометрии. Оно свидетельствует о снижении подвижности нервных процессов [13].
Тренера не должна пугать кажущаяся сложность методики установления первичных признаков потери спортивной формы. Овладеть этой методикой ему помогут врач или психолог.
3.2.2. Соревновательный период
Период основных соревнований начинается в мае и продолжается до сентября, а для сильнейших бегунов до октября включительно.
Главная задача — в мае—июне синтез качеств, приобретенных в подготовительном периоде, достижение высокого устойчивого уровня тренированности, в последующие месяцы — совершенствование спортивной формы и достижение максимально высоких спортивных показателей.
Основные средства — интервальный бег (повторный и переменный) в различных сочетаниях, на дорожке и местности, с высокой скоростью, равной и превышающей среднюю скорость, нужную для достижения запланированных результатов и соревнования. Объем тренировочной работы у большинства бегунов продолжает снижаться. Количество тренировочных занятий (включая дополнительные) уменьшается на одно-два.
В мае большая часть занятий проводится на дорожке стадиона или на местности, позволяющей точно контролировать скорость бега. В последующие месяцы количество тренировочных занятий на местности увеличивается и составляет 40—50% у бегунов на 800 м и 60—80% — у остальных бегунов [24].
Если в подготовительном периоде все соревнования рассматривались как учебные, то в соревновательном периоде по меньшей мере 2—3 соревнования, а для сильнейших бегунов 3—4 должны явиться генеральным смотром итогов проделанной за год работы. Этим, наиболее ответственным соревнованиям предшествуют серии из 3—5 еженедельных подводящих соревнований и контрольных пробежек на различные дистанции. Чем ближе к ответственным соревнованиям, тем короче дистанции подводящих соревнований и контрольных пробежек, и наоборот. Важно приучить себя рассматривать эти соревнования как необходимое средство тренировки и не допускать перед ними существенных изменений в недельном тренировочном цикле. Каждое из подводящих соревнований должно служить решению определенной задачи—проверке тех или иных вариантов раскладки сил, тактических приемов, быстроты и длительности финишного броска и т. п.
В соревновательном периоде, и особенно перед ответственными соревнованиями, индивидуальные черты характера бегунов должны найти наиболее яркое выражение.
Чтобы осуществить настройку к ответственным соревнованиям, большинству бегунов достаточно 10—14 дней. В эти дни, как правило, объем тренировочной работы значительно уменьшается, однако интенсивность ее остается на прежнем уровне и даже повышается. Последняя максимальная нагрузка должна быть по меньшей мере за 5 дней до соревнований. Накануне для всех бегунов обязательна разминка, главная цель которой—снять излишнее нервное напряжение. Перед разминкой многие бегуны отводят один-два дня для активного отдыха — прогулок и других видов физической деятельности, не связанной с бегом. Некоторые бегуны и тренеры считают, что накануне соревнования лучше проводить легкую тренировку, которой должен предшествовать отдых в течение одного дня. Бегуны, отличающиеся повышенной возбудимостью, иногда отдыхают и более продолжительный срок—до 5—7 дней.
После ответственных соревнований объем тренировочной работы обычно увеличивается, несколько превышая средний для соревновательного периода уровень, чтобы предупредить возможное истощение базы. При этом интенсивность тренировочных занятий соответственно снижается, после чего начинается новая настройка к очередным ответственным соревнованиям. Объем общеразвивающих упражнений в этом периоде значительно уменьшается, однако один-два раза в неделю они должны иметь место, что сохранит достигнутый уровень общей физической подготовки.
Заключительный период
Продолжительность периода — 2—4 недели. Начинается он в октябре или ноябре, в зависимости от того, когда кончаются соревнования. Главная задача — восстановление сил бегуна после напряженных тренировок и соревнований и кратковременный выход из достигнутой спортивной формы для ломки сложившихся ритмов деятельности организма и последующего создания новых ритмов на основе повышенных требований.
Основные средства — кроссовый бег в умеренном равномерном и переменном темпе и виды физической деятельности, не связанные с бегом. Количество тренировочных занятий в неделю—3—4 для юношей и 4—5 для юниоров и взрослых.
Как мы видим, одной из наиболее характерных особенностей современной системы подготовки спортсмена является стремление превратить ее в управляемый процесс. Это в свою очередь становится возможным лишь при условии, если известны составляющие системы подготовки и факторы, лимитирующие спортивные достижения, и разработаны средства и методы педагогического и врачебного контроля за уровнем развития отдельных сторон подготовленности спортсмена.
Выводы
1. Основной структурой тренировочного процесса является одноцикловое годичное планирование, которое подразделяется на подготовительный соревновательный и переходный.
Средствами подготовки являются: само соревновательное упражнение, их части, фазы элементы; специальные и подготовительные упражнения; упражнения для развития специальной и общественной выносливости.
2. Проблема нормирования тренировочных нагрузок одна из актуальных в теории физического воспитания, особенно она актуальна в связи с совершенствованием процесса управления спортивной тренировкой, где применяемые тренировочные нагрузки должны соответствовать функциональному состоянию организма спортсменов.
Заключение
1. Вопросы управления процессом спортивной тренировки в беге на средние дистанции, как мы видим, получили в специальной литературе весьма обширное освещение. Трудно найти другой вид легкой атлетики, который мог бы составить конкуренцию бегу на выносливость по количеству публикаций.
Анализ изученных литературных источников показал, что наиболее важной задачей управления многолетней подготовкой бегунов на средние дистанции является обеспечение соответствия функциональных возможностей спортсмена требованиям тренировочных и соревновательных нагрузок на всех этапах многолетней подготовки.
Эта система подготовка включает в себя всю работу тренера, как руководителя подготовкой спортсмена, планирующего и организующего процесс подготовки. Однако существующие трудности учета всех факторов, влияющих на процесс подготовки, приводят иногда к нерациональному использовавши тренировочных средств, неэффективным способам тренировки. Следовательно, традиционный подход к управлению тренировочным процессом, основанный на искусстве тренера, его опыте, интуиции, уже не позволяет достаточно эффективно решать новые сложные задачи. В настоящее время возникла необходимость научного обоснования управления тренировочным процессом, перехода от интуитивного к научно обоснованным методам управления.
Внедрение в практику спорта технологических подходов управления тренировочным процессом, на основе объективной информации о срочном, отставленном, кумулятивном эффектах, позволит спортсменам достигать высокого уровня функциональной подготовленности к ответственным соревнованиям.
С целью повышения эффективности управления процессом непосредственной предсоревновательной подготовки в беге на средние дистанции, планируя тренировочную работу, целесообразно исходить из ранее освоенных максимальных параметров тренировочного процесса на любом из предшествующих этапов текущего годичного цикла.
2. Основной структурой тренировочного процесса является одноцикловое годичное планирование, которое подразделяется на подготовительный соревновательный и переходный.
Средствами подготовки являются: само соревновательное упражнение, их части, фазы элементы; специальные и подготовительные упражнения; упражнения для развития специальной и общественной выносливости.
Для повышения аэробной возможности применяют бег в объёме (2460-2860км) для развития анаэробной возможности (85-105км), смешанный режим (255-305км).
Методика тренировки носит комплексный характер, включая в одно занятие воспитание физических качеств и совершенствование техники.
Для тренировки бегунов на средние дистанции используют ряд методов: интервальный метод; фартлек; равномерный; переменный; повторный.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баевский, Р.М. К проблеме оценки степени напряжения регуляционных систем организма./ Р.М.Бабаевский // Адаптация и проблема общей патологии: Книга; под общ.ред. Р.М.Бабаевского. –Новосибирск: НГМУ, 1974. - С.44-48.
2. Барановский, В. А. Оптимизация содержания и структуры тренировочного процесса./ В. А. Барановский. - Омск: Наука, 1978. - 68 с.
3. Васильев, Н.Д. Рожнов, И.Е. Акимов, О.В. Управление тренировочным процессом в беге на средние и длинные дистанции на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки./ Н.Д. Васильев, И.Е. Рожнов, О.В. Акимов. // Вопросы управления подготовкой легкоатлетов. Учебное пособие; под общ.ред. Н.Д.Васильева [и др.] -Волгоград: ВГИФК, 1985, С.23-31.
4. Васильев, Н.Д. Хмелева, С.Н. Закономерности формирования сосудистого компонента специальной работоспособности и оптимизация управления подготовкой бегунов на средние и длинные дистанции./ Н.Д. Васильев, С.Н. Хмелева. // В кн.: Вопросы управления подготовкой легкоатлетов; под общ.ред. Н.Д.Васильева [и др.] - Волгоград: ВГИФК, 1985.- С.4-13.
5. Волков, В.М. Филин, В.П. Спортивный отбор./ В.М. Волков, В.П. Филин. - М.: ФиС, 1986. -176 с..
6. Горошков, В. Е. Исследование методики воспитания общей выносливости у юных бегунов на средние дистанции. Автореферат./ В. Е. Горошков. - М.,1969. - 23с.
7. Доровских, Т. Тренировка: не только бег./ Т. Доровских. // Легкая атлетика. - 2002. - №1-2. - С.31-32
8. Дьячков, В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов./ В.М. Дьячков. -М.: ФиС, 1972. - 232 с.
9. Егоров, В. Юрий Борзаковский: четыре года по 25 секунд./ В. Егоров. // Легкая атлетика. - 2001. - № 3-4. - С.26-29
10.Зациорский, В.М. Волков, Н.И. Кулик, Н.Г. О двух типах показателей выносливости./ В.М. Зациорский, Н.И. Волков, Н.Г. Кулик. // Теория и практика физической культуры. -1966.- №4. -С. 12-21.
11.Коновалов, В.Н. Оптимизация управления спортивной тренировкой в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости. Автореф. Дис. докт. пед. наук./ В.Н. Коновалов. - Омск, 1999. - 48 с.
12.Короблис, П. Основы системы управления тренировочным процессом бегунов высокой квалификации на средние, длинные дистанции и 3000м с препятствиями. Автореф. доктора пед. наук. / П.Короблис. - М., 1988. - 41 с.
13.Макаров, А.Н. Бег на средние и длинные дистанции./ А.Н. Макаров. - М.: ФиС, 1973. - 238 с.
14.Максименко, Г.Н. Управление тренировочным процессом юных бегунов./ Г.Н. Максименко. -Киев: Здоровье, 1978. - 144 с.
15.Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, 1977. - 280 с.
16.Мотылянская, Р. Е. Выносливость у юных спортсменов./ Р. Е. Мотылянская. - М: ФиС,1969. -43 с.
17.Набатникова, М.А. Характерные особенности средств тренировки в циклических видах спорта./ М.А. Набатникова. // В кн.: Проблемы современной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. Вып.2, - М: ФиС, 1975. - С.120-122.
18.Никитюк, Б.А. Спортивная морфология 80-х: новые концепции и методические подходы./ Б.А. Никитюк. // Теория и практика физической культуры. -1981.- №5.- С. 16-19.
19.Новосельцев, В.И. Теория управления и биосистемы. Анализ сохранительных свойств.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!