Педагогический контроль за состоянием тренированности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Педагогический контроль за состоянием тренированности

2019-12-17 164
Педагогический контроль за состоянием тренированности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Успешное управление тренировочным процессом во многом зависит от хорошо организованного, постоянного педагогичес­кого контроля за состоянием тренированности спортсмена и уровнем развития его физических качеств. Особую роль в педа­гогическом контроле играет контрольные испытания и тесты. Необходимое условие использования тестов в педагогическом контроле - их обоснованный выбор и применение в ходе трени­ровочного процесса и самоконтроля спортсмена.

В содержание педагогического контроля входит контроль за:

а) тренировочными нагрузками, выполняемыми спортсменами;

о) состоянием спортсмена;

в) техникой выполнения движений;

г) спортивными результатами и поведением на соревновани­ях, а также сопоставление, оценка и анализ указанных показателей.

Главный в педагогическом контроле является оценка состоя­ния, в котором находится спортсмен. В зависимости от того, насколько длителен временный промежуток, необходимый, чтобы перейти из одного состояния в другое, различает три типа состояний спортсмена:

I. Перманентные состояния, т.е. состояния, сохраняющиеся относительно длительный промежуток времени - недели или месяцы.

2. Текущие состояния, которые изменяются под влиянием тренировочных нагрузок и других причин день ото дня.

3. Оперативное состояния, изменяющиеся в процессе тре­нировочного занятия под влиянием однократных нагрузок.   

Выделение этих трех типов состояний определяется тем, что средства и метода их оценки, а также состав контрольных тестов, используемых в каждом из указанных случаев, существенно различны.

Целесообразно выделить три основные формы педагогичес­кого контроля за состоянием спортсмена:

1. Поэтапный контроль, цель которого оценить перманент­ное состояние, в котором находится спортсмен.

2. Текущий контроль, основная задача которого -опреде­лить повседневные изменения в состоянии спортсмена.

3. Оперативный контроль, позволяющий дать срочную оценку состояния спортсмена в данный момент [26].

Обычно для оценки того или иного состояния применяются различные тесты.

Методы тестирования в последние годы получили широкое отражение в теории и нашли применение в практике. В этом вопросе достигнут определенный успех отечественными и зарубежными специалистами по бегу, разработана теоретические ос­новы спортивных тестов и методы их практического применения.

Тесты, как отмечает Х.Бубе с соавторами (1968), могут помочь решать следующие задачи:

- определение исходных показателей общее тренированно­сти начинающею спортсмена (юноши) с помощью комплексных ме­тодов тестирования, которые включают оценку функционального состояния внутренних органов, антропометрические измерения, определение уровня развития психических и двигательных ка­честв;

- определение исходных показателей специальной трениро­ванности бегуна с помощью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних орга­нов, определение уровня развития двигательных и психических качеств, а также степени овладения техническими и тактическими навыками;

- программирование динамики роста результатов на избран­ной дистанции в процессе тренировки (в том числе и многолет­ней);

- изучение и анализ системы планирования процесса трени­ровки;

- изучение методов отбора талантливых бегунов:

- рационализация существующих систем тренировки;

- воспитание у спортсменов самостоятельности, сознательности при выполнение упражнений, в самоконтроле;

- контроль запрограммированных положений на практике и подтверждение единства и совпадения положений программы, ее реализация;

- контроле за состоянием здоровья спортсмена и изменениями, происходящими в его организме,

- программирование контрольных нормативов для различных этапов тренировки (общая подготовка, специальная подготовка, тренировка для достижения высших результатов);

- программирование контрольных нормативов по отдельным дистанциям для спортсменок и спортсменов в различные годы тренировок.

При разработке системы текущего контроля за состоянием спортсмена могут быть использованы три основных критерия:

1. Наиболее информативным считается тот тест, текущие изменения которого наиболее точно характеризует изменения по большому комплексу тестов.

2. Другой путь заключается в том, что в качестве крите­рия выбирается уровень спортивной работоспособности испытуе­мого, выражаемый в его спортивном результате. Иными словами, наиболее информативными (валидными) предлагается считать тесты, динамика повседневных изменении которых изменяется однонаправленно с изменением спортивного результата.

3. Наконец, третий возможный критерий состоит в том, что динамика повседневных изменений в состоянии спортсмена сопо­ставляется с выполняемыми им тренировочными нагрузками. Иными словами, наиболее информативными предполагается считать те по­казатели, которые в наибольшей степени изменяются под воздей­ствием тех или иных тренировочных нагрузок.

В идеале, очевидно, было бы целесообразно использовать все три указанных выше критерия, хотя это, естественно, и представляет значительную практическую трудность.

Обычно возникает необходимость определения срочного тре­нировочного эффекта одного занятия и кумулятивного после не­скольких, например, после микро- или мезоцикла.

Для определения срочного тренировочного эффекта применя­ются различные пробы с дополнительной нагрузкой. Наиболее ха­рактерным в практике бега является метод дополнительных тренировочных нагрузок до и после тренировок. Этот метод очень хо­рош для получения срочного тренировочного эффекта, позволяет судить о величине нагрузки в тренировочном занятия, т.е. ка­кая была нагрузка в данном тренировочном занятия - большая, средняя или малая.

Методика проведения теста для бегунов на средние дистанции по Г.Н. Максаменко [14]:

В качестве дополнительной нагрузки служит пробегание дистанции 1600 м до и после тренировки.

До тренировочного занятия пробегаются 1600 м вместо разминки за 7 мин.(= 4 сек.).

Скорость пробегания каждого круга контролируется по секундомеру. Сразу же после бега регистрируется частота сердеч­ных сокращений каждые 30 сек. в течение 3 мин., т.е. в тече­ние 3 мин. 6 раз измеряется ЧСС. Затем следует тренировка. После тренировки через = 3 мин. вновь пробегается 1600 м (вместо заключительной части). Затем опять регистрируется ЧСС каждые 30 сек. в течение 3 мин. восстановления. Вслед за этим суммируется ЧСС восстановлении по шести 30-секундным интервалам до тренировки и после тренировки. Затем находятся разница сумм пульса восстановления до и после тренировки. Например: после пробегания 1600 м до тренировки (в разминке) ЧСС по 30-секундным интервалам в течение 3 мин. выглядела следующим образом:

1-й 30-секундный интервал - 60 ударов

 2-й    -"-     - 55 -"-

3-й     -"-     - 50 -"-

4-й     -"-     - 50 -"-

5-й      -"-     - 45 -"-

6- й      -"-     - 40 -"-

       Сумма ЧСС - 300 ударов

После пробегания 1600 м в заключительной части была зарегистрирована следующая ЧСС:

1-й 30-секундный интервал - 75 ударов

2-й      -"-     — 70 -"-

3-й      -"-     - 70 -"-

4-й      -"-     - 60 -"- 

5-й     -"-      - 60 -"-

6-й     -"-      - 50 -"-

       Сумма ЧСС - 385 ударов

Разность сумм пульса составляет 385-300=85 ударов. Теперь по разности сумм пульса восстановления можно судить о величине тренировочной нагрузки.

Ниже приведенные данные (табл. 2.1) могут служить ориентиром при оценке величин тренировочных нагрузок юных бегунов на среднюю дистанцию.

Таблица 2.1. Значение разности сумм пульса при дополнительной нагрузке и выполнении тренировочной работы различной направленности и величины (по Г.Н. Максименко, 1978)

Вышеприведенный ме­тод дополнительных нагрузок в какой-то степени помогает определить тренировочные нагрузки. Методическая простота проведения данного теста позволяет применять его в практике работы тренера с юными спортсменами. Дополнительная нагрузка, отражая нагрузочность тренировочного занятия бегунов на средние дистанции, в то же время не требует проявления значительных усилий, так как бег на 1600 м можно рассматривать как органическую часть тренировочного занятия - разминку и заключительную часть.

Что касается кумулятивного эффекта, то для его определения в практике а в теории накоплено огромное количество тестов.

Для определения скоростных качеств широкое применение на­шел бег на отрезках от 20 до 100 м со старта и с ходу. Бег на 60 м является наиболее показательным для юных бегунов на средние дистанции. На это указывают многие авторы. Кроме того, время преодоления данного отрезка (7-10 сек..) со­ответствует времена действия анаэробного фосфатного механизма энергообеспечения.

Скоростно-силовые качества бегуна обычно определяются по результатам различных прыжков с места. Наиболее характерным являются прыжки в длину, так как они схожи по структуре с беговым шагом. По данным ряда авторов [2], надежность прыжков и длину с места относительно высока.

Способы измерения выносливости весьма разнообразны. Следует лишь сказать, что Г.С. Туманян и Я.К. Коблев (1973) экспериментально проверили возможность измерения выносливости тремя различными способами и пришли к выводу, что вне зависи­мости от того, какая из трех переменных (дистанция, время или скорость) задается в качестве независимой, результаты тестиро­вания выносливости оказываются практически одинаковыми.

Способа определения специальной выносливости так же как и общей многообразны. Наибольшее распространение получил ме­тод повторных нагрузок на различных отрезках. Чаще всего в этих целях используется 400 м. Оптимальным вариантом контроль­ного испытания для бегунов-разрядников является бег 5-6 х 400 м о 1,5-минутным отдыхом, для высококвалифицированных бегунов - 6-10 х 400 м с 1-1,5-минутным отдыхом. Коэффициен­ты корреляции находятся в пределах 0,69-0,92 с основной ди­станцией. Недостатком метода повторных нагрузок является на­личие пауз отдыха, которые вносят коррективы в показатель теста.

Специальную выносливость оценивают также по времени про­хождения дистанций, длина которых отличается от основной. Для специализирующихся в беге на 800 м таковыми могут быть 600 и 1000 м, на 1500 м - 1000, 1200 и 2000 м.

 

 

Выводы

 

 

1. Основной структурой тренировочного процесса явля­ется одноцикловое годичное планирование, которое под­разделяется на подготовительный соревновательный и переходный.

Средствами подготовки являются: само соревновательное упражнение, их части, фазы эле­менты; специальные и подготовительные упражнения; упражнения для развития специальной и общественной выносливости.

2. Проблема нормирования тренировочных нагрузок одна из ак­туальных в теории физического воспитания, особенно она актуальна в связи с совершенствованием процесса управления спортивной тренировкой, где применяемые тренировочные нагрузки должны соответствовать функционально­му состоянию организма спортсменов.

 

Заключение

 

1. Вопросы управления процессом спортивной тренировки в беге на средние дистанции, как мы видим, получили в специальной литературе весьма обширное освещение. Трудно найти другой вид легкой атлетики, который мог бы составить конкуренцию бегу на выносливость по количеству публикаций.

Анализ изученных литературных источников показал, что наиболее важной задачей управления многолетней подготовкой бегунов на средние дистанции является обеспечение соответствия функциональных возможностей спортсмена требованиям тренировочных и соревновательных нагрузок на всех этапах многолетней подготовки.

Эта система подготовка включает в себя всю работу тренера, как руководителя подготовкой спортсмена, планирующего и организующего процесс подготовки. Однако существующие трудности учета всех факторов, влияющих на процесс подготовки, приводят иногда к нерациональному использовавши тренировочных средств, неэффективным способам тренировки. Следовательно, традиционный подход к управлению тренировочным процессом, основанный на искусстве тренера, его опыте, интуиции, уже не позволяет достаточно эффек­тивно решать новые сложные задачи. В настоящее время возникла необходимость научного обоснования управления тренировочным процессом, перехода от интуитивного к научно обоснованным мето­дам управления.

Внедрение в практику спорта технологических подходов управления тренировочным процессом, на основе объективной информации о срочном, отставленном, кумулятивном эффектах, позволит спортсменам достигать высокого уровня функциональной подготовленности к ответственным соревнованиям.

С целью повышения эффективности управления процессом непосредственной предсоревновательной подготовки в беге на средние дистанции, планируя тренировочную работу, целесообразно исходить из ранее освоенных максимальных параметров тренировочного процесса на любом из предшествующих этапов текущего годичного цикла.

2. Основной структурой тренировочного процесса явля­ется одноцикловое годичное планирование, которое под­разделяется на подготовительный соревновательный и переходный.

Средствами подготовки являются: само соревновательное упражнение, их части, фазы эле­менты; специальные и подготовительные упражнения; упражнения для развития специальной и общественной выносливости.

Для повышения аэробной возможности применяют бег в объёме (2460-2860км) для развития анаэробной воз­можности (85-105км), смешанный режим (255-305км).

Методика тренировки носит комплексный характер, включая в одно занятие воспитание физических качеств и совершенствование техники.

Для тренировки бегунов на средние дистанции исполь­зуют ряд методов: интервальный метод; фартлек; равномерный; переменный; повторный.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баевский, Р.М. К проблеме оценки степени напряжения регуляционных систем организма./ Р.М.Бабаевский // Адаптация и проблема общей патологии: Книга; под общ.ред. Р.М.Бабаевского. –Новосибирск: НГМУ, 1974. - С.44-48.

2. Барановский, В. А. Оптимизация содержания и структуры тренировочного процесса./ В. А. Барановский. - Омск: Наука, 1978. - 68 с.

3. Васильев, Н.Д. Рожнов, И.Е. Акимов, О.В. Управление тренировочным процессом в беге на средние и длинные дистанции на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки./ Н.Д. Васильев, И.Е. Рожнов, О.В. Акимов. // Вопросы управления подготовкой легкоатлетов. Учебное пособие; под общ.ред. Н.Д.Васильева [и др.] -Волгоград: ВГИФК, 1985, С.23-31.

4. Васильев, Н.Д. Хмелева, С.Н. Закономерности формирования сосудистого компонента специальной работоспособности и оптимизация управления подготовкой бегунов на средние и длинные дистанции./ Н.Д. Васильев, С.Н. Хмелева. // В кн.: Вопросы управления подготовкой легкоатлетов; под общ.ред. Н.Д.Васильева [и др.] - Волгоград: ВГИФК, 1985.- С.4-13.

5. Волков, В.М. Филин, В.П. Спортивный отбор./ В.М. Волков, В.П. Филин. - М.: ФиС, 1986. -176 с..

6. Горошков, В. Е. Исследование методики воспитания общей выносливости у юных бегунов на средние дистанции. Автореферат./ В. Е. Горошков. - М.,1969. - 23с.

7. Доровских, Т. Тренировка: не только бег./ Т. Доровских. // Легкая атлетика. - 2002. - №1-2. - С.31-32

8. Дьячков, В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов./ В.М. Дьячков. -М.: ФиС, 1972. - 232 с.

9. Егоров, В. Юрий Борзаковский: четыре года по 25 секунд./ В. Егоров. // Легкая атлетика. - 2001. - № 3-4. - С.26-29

10.Зациорский, В.М. Волков, Н.И. Кулик, Н.Г. О двух типах показателей выносливости./ В.М. Зациорский, Н.И. Волков, Н.Г. Кулик. // Теория и практика физической культуры. -1966.- №4. -С. 12-21.

11.Коновалов, В.Н. Оптимизация управления спортивной тренировкой в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости. Автореф. Дис. докт. пед. наук./ В.Н. Коновалов. - Омск, 1999. - 48 с.

12.Короблис, П. Основы системы управления тренировочным процессом бегунов высокой квалификации на средние, длинные дистанции и 3000м с препятствиями. Автореф. доктора пед. наук. / П.Короблис. - М., 1988. - 41 с.

13.Макаров, А.Н. Бег на средние и длинные дистанции./ А.Н. Макаров. - М.: ФиС, 1973. - 238 с.

14.Максименко, Г.Н. Управление тренировочным процессом юных бегунов./ Г.Н. Максименко. -Киев: Здоровье, 1978. - 144 с.

15.Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, 1977. - 280 с.

16.Мотылянская, Р. Е. Выносливость у юных спортсменов./ Р. Е. Мотылянская. - М: ФиС,1969. -43 с.

17.Набатникова, М.А. Характерные особенности средств тренировки в циклических видах спорта./ М.А. Набатникова. // В кн.: Проблемы современной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. Вып.2, - М: ФиС, 1975. - С.120-122.

18.Никитюк, Б.А. Спортивная морфология 80-х: новые концепции и методические подходы./ Б.А. Никитюк. // Теория и практика физической культуры. -1981.- №5.- С. 16-19.

19.Новосельцев, В.И. Теория управления и биосистемы. Анализ сохранительных свойств./ В.И. Новосельцев. - М.: Наука, 1978. - 320 с.

20.Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки./ Н.Г. Озолин. - М.: ФиС, 1970. -478 с.

21.Ратов, И.П. Кузнецов, Б.Б. Кравцов, И.Н. Нетрадиционные педагогические подходы в процессе подготовки спортсменов./ И.П. Ратов, Б.Б. Кузнецов, И.Н. Кравцов. // Теория и методика физической культуры. -1974.-№8. - С.57-60.

22.Рачков, К.И. Таранов, В.Ф. Вопросы управления подготовкой легкоатлетов./ К.И. Рачков, В.Ф. Таранов. –Волгоград: ВГУ, 1985.- 26 с.

23.Свитин, В.Ф. Индивидуальное управление тренировочной нагрузкой бегунов на средние дистанции. Автореф. канд. пед. наук./ В.Ф. Свитин. - Мн., 1997. - 21 с.

24.Степанова, М. Так тренируются чемпионы. Татьяна Самойленко./ М.Степанова. //Легкая атлетика. - 2002. - № 1-2. - С.29-30

25.Травин, Ю.Г. и др. Легкая атлетика. Методы контроля за тренировкой бегунов на средние дистанции./ Ю.Г. Травин [и др.] - М: ФиС, 1978. - 29 с.

26.Травин Ю.Г. и др. Подготовка юношей и юниоров к бегу на выносливость./ Ю.Г. Травин [и др.] - М.: ГЦОЛИФК, 1981. -54с.

27.Управление подготовкой бегунов на средние дистанции./ Подгот. М. Я. Набатниковой и др. – М: ФиС, 1986. - 24 с.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.