Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-12-17 | 196 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Инновационная политика государства является предметом пристального внимания и обсуждения российской интеллигенции. Правительством России намечена амбициозная стратегическая цель ее «вхождения в число мировых технологических лидеров». На повестке дня – проблема повышения инновационной активности. В данной главе даны результаты оценки ее уровня по трем основным составляющим – исследовательской, изобретательской и деловой. В разрезе этих видов активности рассмотрены факторы ее повышения и обоснованы пути оптимизации инновационной политики государства. Я пытаюсь размышлять над этой проблемой в контексте дилеммы: что важнее: качество жизни людей или победа любой ценой в инновационном марафоне с мировыми державами?
Инновационная политика развитых стран принимает все более агрессивный характер, поскольку их экономическое и технологическое доминирование на рынке обеспечивает политическое господство в мире. Поэтому инновационная деятельность становится стратегическим оружием укрепления не только конкурентного положения предприятий, но и национальной безопасности страны. Определение государственной инновационной стратегии и политики, разработка национальных проектов и программ по приоритетным направлениям являются основными инструментами управления экономиками стран. Например, в Евросоюзе на 2007 – 2013 гг. запущена VII исследовательская рамочная программа, финансовые ресурсы которой составляют 54,2 млрд евро, В США действуют программы НИОКР по развитию нетрадиционных источников энергии (солнца, ветра, водородной энергетики).
Участие в инновационном марафоне – это «способ избежать быть затоптанным технологическими слонами, избежать остаться брошенным в пыли дороги». Предпринимаются пытки включить Россию в эту гонку. На заседании Госсовета в феврале 2008 г. представлена Президентская Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года, содержащая политическое решение о переводе российской экономики с инерционного и энергосырьевого на инновационный путь развития. Перед российской экономикой ставится амбициозная стратегическая задача «вхождения в число мировых технологических лидеров». Опираясь на эту стратегию, Правительством РФ разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года, в которой представлены три сценария развития: инерционный, энергосырьевой, основывающийся на дальнейшем наращивании инвестиций в области энергетики и сырьевых секторов экономики, и инновационный.
|
Надежда на успех инновационного сценария связывается с ослаблением позиций на рынке развитых стран, перераспределением влиятельных конкурентных сил и изменением конъюнктуры рынка вследствие разразившегося мирового финансового кризиса. «В сложившихся условиях как никогда надо действовать на опережение. Именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии... На такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит – даже в непростые финансовые периоды». Чтобы включиться в систему мирового хозяйства, предстоит сделать мощный технологический рывок. Для этого «у России есть колоссальные природные ресурсы и богатый научный потенциал. У России есть ясное понимание того, каким образом мы будем решать наши грандиозные задачи. И нет ни одной серьезной причины, которая не позволила бы нам достичь поставленных целей». Действительно, по оценкам, природно-ресурсный потенциал России в расчете на душу населения превышает аналогичный показатель для США в 6 раз (Германии, Великобритании и Франции – в 20, Японии – в 38, Китая в 80 раз).
|
Поскольку инновационный тип развития экономики обеспечивается ее наукоемкими и высокотехнологичными отраслями, то основным фактором инновационной стратегии представляется интеграция науки, образования, производства и культуры. «Наш приоритет – это производство (а в перспективе – и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни».
Однако реализации столь амбициозной стратегии препятствует низкая инновационная активность хозяйствующих субъектов. По оценкам руководителя отдела аналитики ИА INFOLine М. Бурмистрова: «Россия существенно отстает от среднемировых показателей по уровню инновационной активности частных компаний. Так, доля инновационно активных предприятий в России не превышает 10 – 12%. Основными направлениями инвестиций являются усовершенствование выпускаемой продукции и производственных процессов. На инновации, коренным образом меняющие технологию производства и обеспечивающие выпуск новых продуктов, приходится не более 25% средств, направленных на инновации». Понятно, если ситуация не изменится, то инновационная стратегия России останется лишь благостным пожеланием. Следовательно, проблема повышения экономической активности носит политический характер.
В экономике под активностью понимают деятельное участие в чем-либо, энергичную деятельность. Поскольку управленческая деятельность аспектная, целесообразно рассматривать виды активности согласно исследуемым аспектам. В президентской Стратегии долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года определена концепция пяти аспектов управления: «Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех «И» – институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Реализовать его нужно в полном объеме, добавив к нему пятую составляющую – интеллект». Согласно данной концепции предлагается рассматривать институциональную, инвестиционную, инфраструктурную, инновационную и интеллектуальную виды экономической активности (рис. 1).
|
Рис.1 Виды экономической активности
Обоснованы их понятия. Под институциональной активностью предлагается подразумевать интегральную характеристику правовой, политической, экономической и социальной деятельности государственных и общественных организаций по установлению рамочного порядка для предпринимательства. Инвестиционная активность характеризуется поведением и предпочтениями инвесторов, а также их способностью оказывать влияния на структурные преобразования в экономике. Инфраструктурная – свидетельствует о наличии и характеристиках деятельности субъектов экономики, обеспечивающих условия хозяйственных процессов. Инновационная активность представляется как деятельность, направленная на решение творческих нестереотипных задач, доведенное до степени коммерциализации. Интеллектуальная активность охватывает учебную и научную деятельность образовательных учреждений, в том числе и в области подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Инвестиционная, инфраструктурная, институциональная и интеллектуальная виды активности мультипликативно влияют на инновационную, являются ее основными факторами. Повышение каждой – отдельная проблема.
Сосредоточим внимание на инновационной активности. Ее можно рассматривать по трем составляющим, характеризующим степень участия исследователей, изобретателей и предпринимателей в осуществлении инновационной деятельности в течение определенного периода. Согласно этим социальным группам предлагаем различать разновидности инновационной активности:
§ исследовательскую – деятельность в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);
§ изобретательскую – деятельность физических лиц, отдельных фирм, страны в области открытий, рационализаторских предложений, создания новаций;
§ деловую – экономическую деятельность, конкретизирующуюся в виде производства того или иного товара или оказания конкретной формы услуг. Данная характеристика положена в основу международных стандартов классификации отраслей хозяйства, экономических классификаторов Системы национальных стандартов.
|
В одном из аналитических исследований известные количественные и качественные характеристики инновационной деятельности были распределены по этим трем группам разновидностей инновационной активности. По основным характеристикам был проведен трендовый и сопоставительный анализ инновационной активности экономик России и развитых стран (табл. 1).
Конечно, результаты представленного сопоставления имеют существенное допущение: инновационно активные предприятия в России во многом отличаются от зарубежных тем, что последние работают в условиях высококонкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией, в то время как значительная часть инновационной продукции российских предприятий является новой лишь на российском рынке и неконкурентоспособной на мировом. Но даже с учетом этого допущения, можно утверждать, что российская рыночная экономика ни по одному показателю инновационной активности не продемонстрировала преимуществ по сравнению с зарубежной. Она существенно уступает даже собственной экономике директивного периода. Последнее сравнение наиболее достоверно отражает инновационную пассивность современной России, поскольку одна и та же сравнительная база: страна, люди и ресурсы. Налицо ситуация, когда неэффективная дорыночная национальная инновационная система России разрушена, а новая, эффективная, пока не сформирована.
Таблица 1
Сравнительная характеристика инновационной активности экономики России (директивной и рыночной) и развитых стран
№ | Показатель | Экономика России | Экономика развитых стран | |||
директивная (1988г.) | рыночная (2007г.) | будущая по прогнозу на 2020г. | ||||
I. Показатели исследовательской активности | ||||||
1. | Наукоемкость государственного бюджета, % | 6 | 0,4 | 3,5 – 4 | 3 | |
2. | Среднемесячная заработная плата в сфере образования, долл. | 425 | 344 | 2000 (средняя по экономике) | 5000 – 9000 | |
3. | Сопоставление расходов на НИОКР с их уровнем в России в 2007 году | 6,8 | 1 | Показатели не планируются | 45 (США), 22 (Япония), 7,5 (Германия) | |
4. | Доля финансирования НИОКР за счет средств фирм в общем объеме расходов на эти цели, % | 0 | 0,3 | до 90 | ||
II. Показатели избирательной активности | ||||||
5. | Количество заявок на патенты в расчете на 10 тыс. населения | 4 | 2,62 | Показатели не планируются | 4,5 – 5,5 | |
6. | Уровень патентной чистоты инноваций, % | … | 38 – 55 | 100 | ||
7. | Размер авторского гонорара, в % от величины экономического эффекта | 1 – 4 | … | 20 | ||
8. | Степень коммерциализации изобретений и эффективных моделей, % | 0 | 5 | 70 | ||
9. | Удельный вес разработок с изобретениями в общем числе завершенных разработок по новой технике, % | 28,8 | 32 | … | ||
10. | Степень реализуемости инновационных идей и проектов, % | 30 | 8 – 10 | 62 | ||
III. Показатели деловой активности
| ||||||
11. | Доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции, % | 10 – 15 | 5,5 | 25 – 35 | 35 – 50 | |
12. | Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП, % | 10,5 (за 2006г.) | 17 – 20 | |||
13. | Производительность труда, тыс.долл. на одного занятого (в ценах и по паритетной покупательной способности 2000г.) | 27,9 | 15,4 (за 2000г.) | 25 – 34 | 61,3 | |
14. | Удельный вес организаций, осущест-влявших технологические инновации, в общем числе организаций, % | 67 | 9,4 | 40 – 50 | 70 |
Эксперты характеризуют сценарий развития экономики России как «квазиинерционный энергосырьевой», а государственную инновационную политику – «вялой и внутренне противоречивой»; и в перспективе видят Россию «страной без креативного потенциала, без будущего, отставшей навсегда». И все же, на мой взгляд, есть этическое оправдание возникшему печальному положению: российская экономика не понесла бремени затрат ресурсов и финансовых средств на развитие тех производств, которые перестали восприниматься как перспективные в условиях мирового кризиса.
На вопрос: почему инновационная активность низкая? – указывается много причин. Я обобщил опубликованные данные нескольких социологических опросов, и установил причинно-следственные связи и распределил их по четырем факторным группам.
Низкая институциональная активность: недостаточность законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих и мотивирующих инновационную деятельность, → не сложились условия, в которых инновации востребованы экономикой, → недостаток возможности для кооперирования с другими организациями.
Низкая инвестиционная активность: высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений → дефицит собственных денежных средств, инвестиций и недостаточная финансовая поддержка со стороны государства → высокая изношенность основных производственных фондов.
Низкая инфраструктурная активность: низкий платежеспособный спрос на новые продукты → неразвитость рынка инновации и инновационной структуры → недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта → отсутствие необходимости в проведении инноваций.
Низкая интеллектуальная активность: дефицит квалифицированного персонала → низкий инновационный потенциал → невосприимчивость организаций к нововведениям.
При сложившемся положении дел прогнозные значения показателей, представленные в стратегии (табл.1), выглядят фантастичными. И все же: каков выход? Мнения экспертов в ответе на этот вопрос расходятся. Оптимисты считают, что России нужно сделать «марш-бросок» в инноватике, а пессимисты предупреждают о необходимости воздержаться от инновационной погони ради победы в экономическом марафоне: «Наша планета не выдержит такого «всеобщего благополучия», если все народы на Земле «догонят Америку».
А знают ли сами «технологические слоны», куда они несутся? Ведь, скорее всего, состязательного финиша не достигнет никто: в условиях наступающей глобализации инновационное преимущество – это «журавль в небе». Вряд ли можно считать этичной ценность поддержания «спортивной формы» страны в инновационном марафоне в качестве смысла жизни всех людей. Кто же заинтересован в технологической гонке? Манящая немногих экономическая выгода, достигаемая ценой негативных социальных экстерналий, как-то: не родившиеся миллионы россиян, обманутые вкладчики, нищие пенсионеры и интеллигенция, девиантные крестьяне, больная молодежь, бомжи и детская беспризорность, высокая смертность и т. п. – это, в конечном счете, поражение, причинившее стране убытки, которые превосходят эффекты от бравурных побед на экономических рингах.
Такой мир, по выражению преподобного Феодора Студита, «подобен доброму коню, которым правит пьяный всадник». В условиях, когда влиятельные в экономике силы не хотят видеть и понимать социальный мир, творческая деятельность может приносить плоды зла подобно ядерной бомбе, создание которой стало возможно благодаря величайшему открытию атома и исследованию ядерных реакций Э. Резерфордом. О такой опасности пророчески предупреждал В.В. Новожилов: «Культура отношений в бизнесе намного отстает от технической и информационной культуры. При таком отставании бизнес становится смертельно опасным, как опасно давать детям играть заряженным оружием». Какой же представляется роль инновационной политики государства в данной ситуации? Наиболее удачно, на мой взгляд ее сформулировал академик А.В. Птушенко: «Надо воспитывать народ, прививать ему не просто политическую активность», а активность научно обоснованную, целенаправленную – не «вообще», а в нужную, теоретически определенную сторону». В данном исследовании я сформулировал гипотезу о том, что показатели инновационной активности нарастают по мере укрепления доверия политике государства и удовлетворения духовных потребностей людей. Доверие рождает потребность в творческой деятельности, а духовность придает ей положительный вектор, устремляющий к добру. При разработке данной гипотезы я исходил из понимания сущности парадигмы социально ориентированной рыночной экономики не в том, чтобы в социальной сфере экономики государственное регулирование заменить либеральной рыночной моделью, а в смысле введения социальных ограничений в эту модель. Под такими ограничениями академик А.И. Анчишкин понимал «предельные требования к производству и технике со стороны человека, условий его труда и жизни», представляемые как «пограничные между допустимым уровнем какого-либо негативного явления и тем, который неприемлем». Роль таких ограничений он видел не только «в социальной ориентации научно- технического прогресса», но также в «жертве» [предпринимателей и] общества частью своей потенциальной эффективности за недопущение нежелательных явлений. «Ущерб, к которому может привести неконтролируемое развитие науки и техники, должен заранее предотвращаться за счет потери части потенциального эффекта НТП». Обоснование эффективности инновационной деятельности предполагает оценку экономической выгоды с учетом социальных ограничений, которые выполняют функцию селекции инноваций. Установление социальных ограничений – прерогатива государства и общественных организаций.
Социальный контекст инновационных процессов нашел отражение в предложенной классификации основных факторов инновационной активности (табл. 2), которые целесообразно учитывать при разработке механизмов реализации инновационной политики государства.
Таблица 2
Классификация основных факторов инновационной активности
№ | Признак классификации | Группы факторов и примеры их подгрупп |
1. | Направление действия | · позитивные: выявление одаренных детей и развитие их креативных способностей в талант-инкубаторах, формирование культуры потребительского спроса на новые товары и услуги, достижение честности рекламных компаний; · негативные: падение нравственности общества, неприятие обществом одаренных и умных людей, недоступность объектов приложения творчества, неразвитость исследовательских подразделений организаций, несоответствие образовательных услуг потребностям бизнеса |
2. | Состав факторов | · сложные: формирование национальной инновационной системы, реформирование системы высшего образования, выбор ниш на мировых рынках, информатизация общества; · простые: создание биржи инноваций, подготовка менеджеров по инноватике, повышение ставки авторского гонорара, предоставление кредитов и грантов на инновационные проекты |
3. | Природа факторов | · рыночные: развитие рынка инновационной продукции и инновационной инфраструктуры, формирование этичного конкурентного порядка на рынке, создание единого банка данных о новых технологиях и рынках сбыта; · инвестиционные: совершенствование кредитной политики по отношению к предпринимателям, осуществляющим инновационную деятельность; разработка государственных программ по их поддержке, поощрение талантливой молодежи; · материально-технические: развитие инновационного потенциала страны, компьютеризация, создание научно-исследовательских лабораторий и инновационных центров, улучшение материального положения ВУЗов; · организационные: координация и согласованность усилий всех министерств, ведомств, регионов, госкорпораций в формировании и реализации научно-технической и инновационной политики; развитие системы партнерств «наука – образование – производство»; развитие сети технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов, производственных кластеров; · правовые: совершенствование и развитие законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих и мотивирующих инновационную деятельность, включая законодательство по страхованию инновационного риска, введение института прав собственности на организационные инновации; · социально-экономические: повышение уровня жизни инновационно активного населения, развитие рынка высококвалифицированного персонала, создание талант-инкубаторов, формирование системы мотивации творческой активности, повышение качества трудового потенциала, использование возможностей организационной культуры в продвижении инноваций |
4. | Время воздействия | · постоянные: финансирование науки из государственного бюджета, предоставление налоговых льгот на инновационную деятельность, формирование системы защиты прав собственности инновации, развитие института спонсорства инновационной деятельности; · временные: действие программы поддержки предпринимательства, организация выставок и ярмарок инновационных продуктов, конкурсы и гранты инновационных проектов |
5. | Содержание | · общие: введение социальных ограничений, отлаживание процесса коммерциализации НИОКР, формирование информационно-поисковой системы инновационных процессов; · специфические: согласование принципов справедливости распределения полученного дохода, присуждение Почетного звания «Заслуженный изобретатель России», установление других званий и наград |
Окончание таблицы 2
№ | Признак классификации | Группы факторов и примеры их подгрупп |
6. | Масштаб объекта воздействия | · глобальные: ускорение научно-технического прогресса, изменение философии хозяйства в связи с мировым финансовым кризисом, специализация инновационных процессов, присуждение Нобелевской премии, мировой рейтинг стран по их инновационной активности; · локальные: согласование экологических требований к инновациям; патентование организационных инноваций; создание комплексов, способных концентрировать ресурсы и выполнять крупные инновационные проекты |
7. | Влияние на характер развития | · экстенсивные: массовая доступность высшего образования, изменение численности научных работников, мотивирование инновационной деятельности опытных заводов, проектных и проектно-изыскательских организаций, научно-исследовательских и конструкторских подразделений в организациях, повышение загрузки производственных мощностей; · интенсивные: возникновение новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращение жизненного цикла товаров, организация кружков качества, мотивация обучения в аспирантуре и докторантуре, повышение требований к качеству научных исследований и учебных процессов, переориентация доходов сырьевых отраслей на развитие технологической базы |
8. | Возможность измерения | · поддающиеся измерению: инновационный климат, конкурентоспособность продукции, уровень креативности, творческий потенциал сотрудников; · не поддающиеся измерению: философия инновационного менеджмента, перевод научных знаний в коммерчески привлекательные продукты, развитие инновационной деятельности в сфере некоммерческих организаций |
9. | Источник возникновения | · внешние: законодательство, регулирующее инновационную деятельность; коррупция и политическое лобби в инновационной сфере, коммерциализация знаний, привлечение в состав Правительства РФ честных и умных специалистов; · внутренние: рационализаторство и изобретательство, партнерство с исследовательскими организациями и ВУЗами; интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций; система непрерывного и опережающего организационного обучения; формирование системы маркетинга инноваций; управление качеством, реструктуризация производства |
10. | Возможность влияния субъекта инновационной деятельности | · объективные: экономические законы, действующие на рынке инноваций (законы синергии, получения и присвоения прибыли, стоимости, спроса и предложения, конкуренции и др.), интеллектуализация и социализация хозяйственной деятельности; инфляция квалификации в условиях ускорения НТП, неопределенность, ограничивающая возможности применения оптимизирующих методов управления; · субъективные: инновационная политика предприятия, поведение потребителей, структурные изменения производства |
11. | Предмет инновационной активности | · факторы исследовательской активности: налоговые льготы, численность творческих работников (креативного класса), лиц с высшим образованием и исследователей; затраты на НИОКР, ценности общества, толерантность, лобби иностранных конкурентов; · факторы изобретательской активности: мотивация труда изобретателей и рационализаторов, защита их авторских прав, создание условий их быта и плодотворной работы; · факторы деловой активности: стабильность, конкурентные, информационные, инфраструктурные, инвестиционные факторы; кредитно-денежная, бюджетная, налоговая, энергетическая внешнеэкономическая политика государства в отношении инновационной деятельности предприятий |
Действия факторов последней группы были подробно исследованы. Установлено, что повышению исследовательской активности наиболее всего препятствуют: снижение численности творческих работников (креативного класса), дефицит финансовых средств на НИОКР, отсутствие налоговых льгот, меркантильные ценности общества, лобби иностранных конкурентов. Изобретательскую активность сдерживают: неэффективная система мотивация труда изобретателей и рационализаторов, незащищенность их авторских прав, отсутствие условий для их плодотворной работы и быта. Тормозом деловой активности российской экономики являются: опережающий рост тарифов на газ и электроэнергию, отсутствие механизмов кредитования внутреннего производства, затягивание с изменением денежно-кредитной политики, невосприимчивость налоговой системы к инновациям, несоответствие внешнеэкономической деятельности задачам развития отечественной промышленности.
Заключение
На основе результатов исследования я сформулировал семь важнейших направлений оптимизации инновационной политики государства:
формирование этического коридора для участников «инновационного марафона» с помощью применения социальных ограничений (рамочного порядка);
развитие философии и культуры инновационной деятельности; установление этического вектора инновационной деятельности, направляющего ее результаты к общественной пользе;
формирование инфраструктуры рынка инноваций;
обеспечение благоприятного инвестиционного климата на рынке инноваций; необходимы «хорошо структурированный финансовый рынок, предполагающий широкий набор финансовых продуктов для осуществления рискованных инвестиций, эффективная система принуждения к исполнению контрактов» институт спонсорства инноваций;
создание институтов для формирования креативной социальной группы населения и обеспечения условий их плодотворной деятельности;
совершенствование законодательства в области мотивации труда изобретателей и рационализаторов и защиты их авторских прав; повышение лояльности налоговой системы к инновациям;
формирование механизмов кредитования внутреннего производства.
Таким образом, в экономике России отмечается низкий уровень инновационной активности. Но ситуация начинает меняться: государство политически декларирует заинтересованность в смене вектора экономики с сырьевого на инновационный и проявляет интерес к проблеме повышения инновационной активности. Я разделяю мнение о том, что инновационная политика государства должна быть не только экономически, но и социально взвешенной, что означает этически направленное повышение инновационной активности экономики в установленных государством и обществом социальных границах. Тогда общество будет защищено от опасных экстерналий инновационной деятельности.
Список литературы
1. Астафьева Н. В. «Интеллектуальный капитал в системе высшего образования».
2. Зуев А., Мясникова Л. «Социальный капитал и инновационная деятельность». // РИСК 2004. - №2
3. Казакова Н. В. «Университеты и экономика, основанные на знаниях».
4. Лундвалл Б. А. «Исследование инновационных систем: их происхождение и возможные перспективы».
5. Тюрина В. Ю. «Университетские комплексы и интеллектуальная собственность».
6. Грищенко Ж., Новикова Л., Лапша И. «Социальный портрет предпринимателя».
7. Коган Л. Н. «Социология культуры».
8. Парсонс Т. «О структуре социального действия».
9. Радаев В. В. «Явление предпринимательства и группы предпринимателей».
10. Роббинс Х. Финли М. «Почему не работают команды?».
11. Социология: Энциклопедия / Сост. Грицанов А.А.,
Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О. В.
12. Штаерман Е. М. «Проблемы культуры в западной социологии»
13. Шумпетер Й. «Теория экономического развития».
14. Klein D. A., Prusak L. «Characterizing Intellectual Capital».
15. Matoon R. «Can higher education foster economic growth?».
16. Dehoff K., Sehgal V. «Innovators without borders».
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!