Глава 4. Поганкины палаты - хранитель икон, выполненных псковскими мастерами — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 4. Поганкины палаты - хранитель икон, выполненных псковскими мастерами

2019-12-17 172
Глава 4. Поганкины палаты - хранитель икон, выполненных псковскими мастерами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В музее Поганкины палаты размещены старинные иконы псковских мастеров XIV - XVI веков, которые открывают нам мир особенных черт псковской иконописи, отличающейся от Московской и Новгородской школ.

Есть в музее и копии с византийских икон XV века - "Спас Елеазаровский", где прослеживаются типичные византийские черты в лике Иисуса Христа: длинный тонкий нос, скорбно сжатые губы. Особый интерес составляют иконы псковских мастеров семи апостолов, чей лик значительно отличается: это сдвинутые нахмуренные брови, маленькие глаза близко поставлены, под ними большие темные треугольники, нос имеет форму капельки или, как выражаются экскурсоводы, "башмачком". У псковских мастеров были и свои излюбленные краски: фон светлый, воздушный, желтый, яркий красный цвет одежд и темно-зеленый, то есть трехцветие. Особенность заключается в том, что с XV века одежду иконописцы стали украшать ассистом - желтыми линиями.

Псковская икона интересна еще и тем, что мастера вносили в библейские сюжеты что-то интересное. Например, апостол Андрей держит в руках приоткрытое евангелие, где видны даже буквы (это можно встретить в балканских иконах), или вокруг голов апостолов сделаны деревянные нимбы, что не встретишь нигде более. Кроме того, псковские мастера создали уникальную иконографию, мы нигде более не встречаем таких моментов. Например, апокрифический сюжет иконы " Сошествие во Ад", очень популярный у псковичей, конца XV века. Иконописцы делают этот сюжет с мельчайшими подробностями (одна из главных черт псковской иконописи): ангелы избивают сатану под ногами, ад представлен как город с каменной стеной, мандорла, на фоне которой изображен Иисус Христос, не красная, а сквозная, желтая, показывающая двери из мира тьмы в мир света. И Иисус Христос не в зеленых одеждах, а в красных, как жертвенный барашек. Над головой Адама и Евы нимбы, показывающие искупительную силу Христа, что так же не встречается у иконописцев других школ. Псковской чертой является и изображение над мандорлой ангельского войска в железных кольчугах. А сверху излюбленные псковские святые, где в центре изображен Николай Чудотворец.

Псковские иконы, в отличие от московских, особо динамичны, эмоциональны, движения изображенных пластичны. Так писали только псковские мастера.

Другая особенность - это расписной орнамент на княжеской одежде - " Богоматерь Великая Панагия" XV века.

В праздничном цикле икон первой половины XVI века тоже прослеживаются псковские черты. Например, только на псковской иконе " Преображение" можно понять, кто есть кто из учеников (справа от нас Петр, посередине Иоанн, а слева Иаков), благодаря искусно выполненным образам (жесты, эмоции). Или, например, икона " Вознесение", где вместо масленичных гор изображены яблони с красными плодами.

Только в Пскове на первом ряду праздничного цикла икон стояла " Троица". Псков вообще назывался домом Святой Троицы, собор тоже носит название Троицкий. И снова динамика в положении фигур, пластика.

На иконе " Воскрешение Лазаря" человек затыкает пальцем нос, а один из толпы так потрясен чудом, что не замечает спадающего головного убора.

На иконе " Вход в Иерусалим" тоже свои особенности, что нигде не встречаются: мальчик сидит на пальме, а сзади Иисуса Христа высится архитектура города.

Иконы псковских мастеров отличаются тем, что они очень символичны. Вот, например, икона " Омовение ног", где изображен петух (вспомним сюжет, когда петух не успевает прокукарекать, а Петр трижды отрекается от Иисуса Христа).

В другой иконе - " Жены мироносицы у гроба Господня" присутствует очень интересная деталь - кики на головах женщин с заостренным верхом, такие носили только псковские женщины. Или, например, на иконе " Вознесение" тоже еще одна особенность - следы на камне Христа.

Такие подробности и детали встречаются только у псковских иконописцев.

После XVI века в иконах начинает варьировать зеленый цвет.

Можно сделать вывод, что псковская икона имеет свои яркие особенности и черты, что делает ее уникальной и весьма интересной для изучения.


Заключение

Псковская иконопись развивается вместе с историей своей земли. На протяжении веков в псковской иконе прослеживаются собственные традиции передачи православных сюжетов. Она имеет определенное сходство и различие с изображением икон новгородской и московской школ иконописи.

Псковская икона уже давно признана самобытным художественным явлением. Любовь псковских мастеров к подробностям и деталям делает псковскую иконопись уникальным явлением живописи Руси.

Динамика, пластика, эмоциональность, трехцветие - своеобразная манера письма псковских иконописцев.

Псковская земля поистине является православной, значение Бога велико для нашего народа. Великолепие сохранившихся иконостасов требует к себе достойного сохранения, ведь это интереснейшие памятники русской культуры.

Все сохранившиеся иконы свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились писать по-своему.

Псковский музей заповедник - один из крупных музеев страны, владеющий ценнейшими памятниками - наиболее полной коллекцией псковской иконописи.


Приложения

 

Приложение 1

 

" Богоматерь Одигитрия" - икона конца XIII - начала XIV века. Приходит из церкви Николы от Кожи в Пскове. Находится с 1934 года в Государственной Третьяковской галерее.


Приложение 2

 

" Рождество Христово" Праздничный чин. Икона первой половины XVI века.


Приложение 3

 

 

" Сошествие во Ад" с избранными святыми - икона конца XIV - XV веков. С 1913 года находится в Государственном Русском музее.


Приложение 4

 

" Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская" - икона второй половины XVI века (копия с иконы XIII века). Находится в Псковском музее - заповеднике. Происходит из собора спаса-Преображения Мирожского монастыря (около 1156 год) в Пскове.


Приложение 5

Знаменитые псковские иконы

Название Изображение Век Место нахождения Происхождение, особенности
Икона "Деисус"   Первая половина XIV века С начала 1930 года находится в Государственном Русском Музее города Санкт-Петербурга Приходит из церкви Николы от Кожи в городе Пскове. Трехличный Деисус на одной доске восходит к древней византийской иконографии и является основной темой алтарной преграды
Деисус с предстоящими святыми Варварой и Параскевой Пятницей   Первая четверть XV века Находится в Новгородском музее Происходит из церкви Варвары в городе Пскове
Рождество Богоматери с избранными святыми   Первая половина XV века   происхождение не установлено
Троица Ветхозаветная Начало XVI века    
Дмитрий Cолунский Вторая четверть XV века С 1933 года находится в Государственном Русском музее Происходит из церкви Варвары в Пскове. В стиле иконы прослеживается соединение местных традиций письма и образного решения с формами, общими для искусства Руси XV века. Отличается архаичностью.
Никола Середина XIV века C 1934 года находится в Государственной Третьяковской Галерее Особенность данной иконы - изображение раскрытого Евангелия от Луки с текстом, читаемом во время службы Николе.
Избранные святые: Параскева Пятница, Варвара, Ульяна с житием Первая половина XVI века Находится в Новгородском музее  

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.