Глава 2. Псковская школа иконописи — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 2. Псковская школа иконописи

2019-12-17 163
Глава 2. Псковская школа иконописи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Среди сокровищ отечественной культуры, хранящихся в музеях страны, русской иконе принадлежит одно из первых мест.

С древних досок смотрит на нас своеобразный мир, созданный безымянными мастерами.

Большинство памятников древней живописи не дошли до наших дней, но северные русские земли стали в этом смысле исключением. Они не подверглись в XIII веке такому разрушению, как остальные. Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено.

В XVI веке Псков вошел в состав Московского государства. С этого времени в псковской живописи сочетаются московские и местные традиции. Правда, это не привело к утрате своеобразия псковской живописи.

Псковский искусствовед И. Родникова пишет: " ... жизнестойкость собственных традиций почти всегда оказывалась сильнее; псковское искусство избежало нивелировки и в лучших образцах не обнаруживает признаков упадка, оставаясь значительным художественным явлением".

Основа собрания икон была заложена в 1876 году.

Самые значительные поступления памятников иконописи приходятся 1919 - 1930 годы, период массового закрытия церквей. В 1926 - 1928 годах многие самые выдающиеся псковские иконы навсегда покинули Псков - они были вывезены на реставрацию в Москву, где и остались. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов большая часть собрания икон Псковского Музея Заповедника пострадала. Некоторые ценные иконы волей случая при возвращении оказались в Музеях Москвы и Новгорода.

В 1960 году произошло последнее пополнение музейного фонда в результате экспедиций по заброшенным и разрушенным храмам Псковской области.

Сегодня Псковский музей заповедник - один из крупных музеев страны, владеющий ценнейшими памятниками - наиболее полной коллекцией псковской иконописи.

Псковская икона уже давно признана самобытным художественным явлением. Специфические черты, характеризующие псковскую живопись, во многом связаны с историей псковской земли.

Периоды иконописи Пскова

Древний Псков счастливо избежал татарского ига и вместе с Новгородом сохранил основы своей культуры. Город подвергался частым набегам западных соседей и сокрушительным пожарам.

Середина XIV века - время обретения политической самостоятельности Пскова, время зарождения самостоятельной культуры, местных особенностей иконописи. Главный признак: драматизм, эмоционально-насыщенное состояние персонажей, аскетически напряженный мир которых был сродни мироощущениям жителей Псковской земли, лишенных благодушия и душевной гармонии. Покаяние и молитвы были насущной потребностью каждого, уповающего на спасение души. Об этом свидетельствуют псковские иконы. Им присущи высокое умозрительное начало, которое сказывается в особой одухотворенности строгих ликов святых, как бы опаленных неукротимым внутренним огнем веры, самобытные иконографические изводы, живописный темперамент, проявляющийся в энергичных переливах глубоких и сильных колеров, в смелой лепке форм, в загадочном свечении бликов, в золотом сиянии ассиста. Разрабатывая свои излюбленные сочетания ясной киновари с голубоватой празеленью, желтыми и красно-коричневыми охрами, псковские мастера наделяют их чрезвычайной интенсивностью. Колорит псковских икон связан с использованием преимущественно красок местного происхождения - охр разных оттенков. Палитра их поистине уникальна. Эти черты Древней Руси объясняют ее жизнестойкость и авторитет вплоть до конца XVI века. Экспозицию древнерусской живописи открывает небольшая краснофонная икона середины XIV века "Спас Воздержитель" или "Спас Елиазаровский".

Концом XIV - концом XV века датируется икона "Святая Ульяна". Часть лика утрачена. Величественная фигура, крупная, с широкими плечами. Лик притягивает внутренним горением, как будто бы иссушившим строгие черты. Пластика лица разработана в типичной псковской традиции: узкий овал, подчеркнутый белильными движками, тонкий удлиненный нос с характерным расширением к низу, темные треугольные глазницы.

По мнению искусствоведа М. Алпатова, иконопись Пскова можно условно разделить на следующие периоды:

1ый - древнейшая иконопись, которая датируется концом XIII - первой половиной XIV века: " Богоматерь Одигитрия " начало XIV века (см. Приложение 1), " Илья пророк в пустыне с житием и Деисусом " вторая половина XIII века;

2ой - конец XIV - XV века: " Спас Елеазаровский " середина XIV века;

3ий - XV - середина XVI века: " Избранные святые Параскева Пятница, Варвара и Ульяна ", " Собор Богоматери " начало XV века;

4ый - середина XVI - конец XVI века: " Рождество Христово" (см. Приложение 2) XVI век.

Все сохранившиеся иконы свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились писать по-своему.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.