Глава 1. Понятие иконописи и иконостаса — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 1. Понятие иконописи и иконостаса

2019-12-17 164
Глава 1. Понятие иконописи и иконостаса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Понятие иконописи и иконостаса

Иконопись - специфический жанр живописи, возникший почти два тысячелетия тому назад в эпоху Римской империи вместе с христианством и получивший развитие преимущественно в православии.

Техника написания икон: энкаустика (восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками), мозаика (изображение или узор, выполненный из цветных камней), в средние века темпера на дереве (живопись красками, связывающим веществом которых служат эмульсии - натуральные (цельное яйцо, желток, соки растительные) или искусственные (водяной раствор клея с маслом), после масляная живопись.

Иконопись в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) нередко воплощала общественные и эстетические идеалы народов, что делает иконы значительными произведениями искусства.

В Древней Руси икона писалась на деревянной основе - иконной доске, состоящей из нескольких частей, скрепленных с тыльной стороны планками - шпонками. На лицевой стороне доски делалась неглубокая прямоугольная или квадратная выемка - ковчег, где помещалось изображение. Ковчег окаймлялся полями, по наружному краю которых наносилась кайма в одну, иногда в две краски - опушь. Бортик, образованный краем полей и ковчега, носит название - лузга. На доску обычно наклеивалась ткань - паволока, на которую наносился грунт - левкас, состоявший из животного клея и мела (иногда применялся гипс или алебастр). Первоначальный слой краски - основа, на которой писались лики и нагое тело, называется санкирем ( имеет темный красновато-коричневый или зеленоватый тон). Поверх санкиря многократно наносились высветления охрой или белилами, так называемое охрение. В древней иконописи санкирь и охрение накладывались рядом, соприкасаясь между собой стушеванными краями. Один из способов охрения, когда переходы от темного тона к светлому даются ровно, незаметно, имеют тонкие грации, называется плавью.

В передаче объема, рисунка в иконе большую роль играли пробелы - наносимые белилами блики. Распространенным приемом в иконописи являлся ассист - линии в виде лучей, исполненных золотом по красочному слою. Ассист в древней живописи имел символический смысл - им отмечали " Силы небесные": покрывали ассистом одежды Христа, Богоматери, реже - апостолов. Начиная с XV века, роль ассиста становится декоративной.

Иконостас - многоярусная преграда в православном храме, отделяющая алтарную часть храма, где совершается литургия, от помещения для молящихся. Превращение алтарной преграды в иконостас началось с VI века: вначале на ней появляются изображения, затем 2-3 ряда икон, и в этом виде она переходит на Русь. Здесь с ней происходит ряд существенных изменений в размещении ярусов, числе икон.

В XIV веке на Руси уже существуют многоярусные иконостасы, включающие местный, деисусный, праздничный ряды. В начале XV века в русском иконостасе появляется следующий ярус - пророческий. В XV веке под пророческим возникает праотеческий ряд с иконами. Позднее к пяти классическим присоединяются дополнительные ярусы. В XVII веке вверху иконостаса появляется ярус с изображением Страстей господних - страстной ряд.


Периоды иконописи Пскова

Древний Псков счастливо избежал татарского ига и вместе с Новгородом сохранил основы своей культуры. Город подвергался частым набегам западных соседей и сокрушительным пожарам.

Середина XIV века - время обретения политической самостоятельности Пскова, время зарождения самостоятельной культуры, местных особенностей иконописи. Главный признак: драматизм, эмоционально-насыщенное состояние персонажей, аскетически напряженный мир которых был сродни мироощущениям жителей Псковской земли, лишенных благодушия и душевной гармонии. Покаяние и молитвы были насущной потребностью каждого, уповающего на спасение души. Об этом свидетельствуют псковские иконы. Им присущи высокое умозрительное начало, которое сказывается в особой одухотворенности строгих ликов святых, как бы опаленных неукротимым внутренним огнем веры, самобытные иконографические изводы, живописный темперамент, проявляющийся в энергичных переливах глубоких и сильных колеров, в смелой лепке форм, в загадочном свечении бликов, в золотом сиянии ассиста. Разрабатывая свои излюбленные сочетания ясной киновари с голубоватой празеленью, желтыми и красно-коричневыми охрами, псковские мастера наделяют их чрезвычайной интенсивностью. Колорит псковских икон связан с использованием преимущественно красок местного происхождения - охр разных оттенков. Палитра их поистине уникальна. Эти черты Древней Руси объясняют ее жизнестойкость и авторитет вплоть до конца XVI века. Экспозицию древнерусской живописи открывает небольшая краснофонная икона середины XIV века "Спас Воздержитель" или "Спас Елиазаровский".

Концом XIV - концом XV века датируется икона "Святая Ульяна". Часть лика утрачена. Величественная фигура, крупная, с широкими плечами. Лик притягивает внутренним горением, как будто бы иссушившим строгие черты. Пластика лица разработана в типичной псковской традиции: узкий овал, подчеркнутый белильными движками, тонкий удлиненный нос с характерным расширением к низу, темные треугольные глазницы.

По мнению искусствоведа М. Алпатова, иконопись Пскова можно условно разделить на следующие периоды:

1ый - древнейшая иконопись, которая датируется концом XIII - первой половиной XIV века: " Богоматерь Одигитрия " начало XIV века (см. Приложение 1), " Илья пророк в пустыне с житием и Деисусом " вторая половина XIII века;

2ой - конец XIV - XV века: " Спас Елеазаровский " середина XIV века;

3ий - XV - середина XVI века: " Избранные святые Параскева Пятница, Варвара и Ульяна ", " Собор Богоматери " начало XV века;

4ый - середина XVI - конец XVI века: " Рождество Христово" (см. Приложение 2) XVI век.

Все сохранившиеся иконы свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились писать по-своему.

Заключение

Псковская иконопись развивается вместе с историей своей земли. На протяжении веков в псковской иконе прослеживаются собственные традиции передачи православных сюжетов. Она имеет определенное сходство и различие с изображением икон новгородской и московской школ иконописи.

Псковская икона уже давно признана самобытным художественным явлением. Любовь псковских мастеров к подробностям и деталям делает псковскую иконопись уникальным явлением живописи Руси.

Динамика, пластика, эмоциональность, трехцветие - своеобразная манера письма псковских иконописцев.

Псковская земля поистине является православной, значение Бога велико для нашего народа. Великолепие сохранившихся иконостасов требует к себе достойного сохранения, ведь это интереснейшие памятники русской культуры.

Все сохранившиеся иконы свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились писать по-своему.

Псковский музей заповедник - один из крупных музеев страны, владеющий ценнейшими памятниками - наиболее полной коллекцией псковской иконописи.


Приложения

 

Приложение 1

 

" Богоматерь Одигитрия" - икона конца XIII - начала XIV века. Приходит из церкви Николы от Кожи в Пскове. Находится с 1934 года в Государственной Третьяковской галерее.


Приложение 2

 

" Рождество Христово" Праздничный чин. Икона первой половины XVI века.


Приложение 3

 

 

" Сошествие во Ад" с избранными святыми - икона конца XIV - XV веков. С 1913 года находится в Государственном Русском музее.


Приложение 4

 

" Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская" - икона второй половины XVI века (копия с иконы XIII века). Находится в Псковском музее - заповеднике. Происходит из собора спаса-Преображения Мирожского монастыря (около 1156 год) в Пскове.


Приложение 5

Знаменитые псковские иконы

Название Изображение Век Место нахождения Происхождение, особенности
Икона "Деисус"   Первая половина XIV века С начала 1930 года находится в Государственном Русском Музее города Санкт-Петербурга Приходит из церкви Николы от Кожи в городе Пскове. Трехличный Деисус на одной доске восходит к древней византийской иконографии и является основной темой алтарной преграды
Деисус с предстоящими святыми Варварой и Параскевой Пятницей   Первая четверть XV века Находится в Новгородском музее Происходит из церкви Варвары в городе Пскове
Рождество Богоматери с избранными святыми   Первая половина XV века   происхождение не установлено
Троица Ветхозаветная Начало XVI века    
Дмитрий Cолунский Вторая четверть XV века С 1933 года находится в Государственном Русском музее Происходит из церкви Варвары в Пскове. В стиле иконы прослеживается соединение местных традиций письма и образного решения с формами, общими для искусства Руси XV века. Отличается архаичностью.
Никола Середина XIV века C 1934 года находится в Государственной Третьяковской Галерее Особенность данной иконы - изображение раскрытого Евангелия от Луки с текстом, читаемом во время службы Николе.
Избранные святые: Параскева Пятница, Варвара, Ульяна с житием Первая половина XVI века Находится в Новгородском музее  

Глава 1. Понятие иконописи и иконостаса

Иконопись - специфический жанр живописи, возникший почти два тысячелетия тому назад в эпоху Римской империи вместе с христианством и получивший развитие преимущественно в православии.

Техника написания икон: энкаустика (восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками), мозаика (изображение или узор, выполненный из цветных камней), в средние века темпера на дереве (живопись красками, связывающим веществом которых служат эмульсии - натуральные (цельное яйцо, желток, соки растительные) или искусственные (водяной раствор клея с маслом), после масляная живопись.

Иконопись в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) нередко воплощала общественные и эстетические идеалы народов, что делает иконы значительными произведениями искусства.

В Древней Руси икона писалась на деревянной основе - иконной доске, состоящей из нескольких частей, скрепленных с тыльной стороны планками - шпонками. На лицевой стороне доски делалась неглубокая прямоугольная или квадратная выемка - ковчег, где помещалось изображение. Ковчег окаймлялся полями, по наружному краю которых наносилась кайма в одну, иногда в две краски - опушь. Бортик, образованный краем полей и ковчега, носит название - лузга. На доску обычно наклеивалась ткань - паволока, на которую наносился грунт - левкас, состоявший из животного клея и мела (иногда применялся гипс или алебастр). Первоначальный слой краски - основа, на которой писались лики и нагое тело, называется санкирем ( имеет темный красновато-коричневый или зеленоватый тон). Поверх санкиря многократно наносились высветления охрой или белилами, так называемое охрение. В древней иконописи санкирь и охрение накладывались рядом, соприкасаясь между собой стушеванными краями. Один из способов охрения, когда переходы от темного тона к светлому даются ровно, незаметно, имеют тонкие грации, называется плавью.

В передаче объема, рисунка в иконе большую роль играли пробелы - наносимые белилами блики. Распространенным приемом в иконописи являлся ассист - линии в виде лучей, исполненных золотом по красочному слою. Ассист в древней живописи имел символический смысл - им отмечали " Силы небесные": покрывали ассистом одежды Христа, Богоматери, реже - апостолов. Начиная с XV века, роль ассиста становится декоративной.

Иконостас - многоярусная преграда в православном храме, отделяющая алтарную часть храма, где совершается литургия, от помещения для молящихся. Превращение алтарной преграды в иконостас началось с VI века: вначале на ней появляются изображения, затем 2-3 ряда икон, и в этом виде она переходит на Русь. Здесь с ней происходит ряд существенных изменений в размещении ярусов, числе икон.

В XIV веке на Руси уже существуют многоярусные иконостасы, включающие местный, деисусный, праздничный ряды. В начале XV века в русском иконостасе появляется следующий ярус - пророческий. В XV веке под пророческим возникает праотеческий ряд с иконами. Позднее к пяти классическим присоединяются дополнительные ярусы. В XVII веке вверху иконостаса появляется ярус с изображением Страстей господних - страстной ряд.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.