Изучение детского фольклора в казахской лингвокультуре — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Изучение детского фольклора в казахской лингвокультуре

2019-11-28 724
Изучение детского фольклора в казахской лингвокультуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из средств народной педагогики воспитания личности являются песни. 33 Песенное наследие по своему характеру и содержанию делится на несколько жанров. Жанровая характеристика казахского песеннего фольклора нашла яркое отражение в трудах видных ученых-литературоведов А.

Коныратбаева, К. Жумалиева 59, Б. Уахатова, Р. Бердибаева 49, Н. Турекулова и др.

А. Коныратбаев группирует песенный фольклор следующим образом: обрядово-бытовые песни: а) пастушеские песни (о четырех видах скота); б) песни религиозного верования (жарапазан, бадик); в) свадебные песни (тойбастар, жар-жар, сынсу, жубату, беташар); г) песни Нового года – Наурыз; д) песни малыша; е) песни жаназалау, отпевание умершего (естірту, қоштасу, жұбату), также легенды, сказки, героические и лирические песни, исторические песни, айтыс [39]. 33

К. Жумалиев и Т. Акшолаков делят обрядово-бытовые песни на следующие группы: 1. Песни, связанные с трудовой и хозяйственной деятельностью; 2. Песни, связанные с обычаями и обрядами [26].

Н. Турекулов же классифицирует народные песни как особый жанр под названием «лирика устной литературы»:

а) социально-политическая лирика: посвящение, хваление, историческая песня, кара олен, песни в письмах, песня-стихотворение, желдирме;

б) обрядово-бытовая лирика: тойбастар, тойтаркар, жар-жар, беташар, колыбельная песня, қоштасу, жоқтау, естірту, көңіл айту, жұбату;

в) песни, связанные с трудом и профессией: песни о скоте, земледельческие песни, охотничьи и сокольнические песни, рабочие песни;

г) дидактические песни: алгыс, бата, песни пожелания, жарапазан, тақпақ, песни-загадки, песни-басни;

д) волшебные песни: песни-легенды, песни-небылицы;

е) сатирико-юмористические песни [74].

А.В. Затаевич, внесший неоценимый вклад в исследование казахского музыкального искусства, предложил следующую жанровую классификацию казахских народных песен: песни-легенды, исторические песни, бытовые песни (свадебные, колыбельные песни, песни жан азалау – песни отпевания), песни айтыса, сатирические и забавные пес 33 ни [28]. А. Темирбекова в своем труде под названием «33 Казахские народные песни» песенное наследие делит на песни-плачи, бытовые песни, шуточные песни, лирические песни, песни назидания и морали, песни о Родине, песни колхоза и т.д [72].

Ученые-искусствоведы М.М. Ахметова, З. Коспаков и др. Благодаря своим долголетним научным изысканиям внесли весомый вклад в исследование песенного творчества, всесторонне изучив традиции казахской песенной культуры и определив ее музыкально-стилистические особенности, этапы становления и пути возникновения новых жанров современности 49 [25] 33.

Р.К. Дюсембинова на основе жанровых характеристик песенного наследия, данных вышеназванными исследователями, предлагает следующую 33 педагогическую классификацию: обрядово-бытовые песни (колыбельные песни, детские и молодежные песни); трудовые, хозяйственные и профессиональные песни (пастушеские песни, песни о четырех видах скота, песни хлебороба и земледельца, охотничие и сокольнические песни, рабочие песни); свадебные песни – тойбастар, той тарқар, жар-жар, беташар, қоштасу, сыңсу, песни сватов; песни великого праздника (жарапазан); песни религиозных верований (песни бадика, песни баксы); песни жаназалау – песни отпевания по умершему (естірту, жұбату, жоқтау, көңіл айту); назидательные песни (назидательные песни, песни благодарности, благословения, пожелания, песни загадки, песни насмешки, комические песни); волшебные песни (песни-легенды, песни-небылицы); сатирико- юмористические песни (песни шутки, насмешки и юмора); эпические песни (терме, толгау); песни айтыса; лирические песни; песни описания исторических событий [21].

Обрядово-бытовые песни казахского народа по музыкально- поэтическому содержанию делятся на следующие разновидности: колыбельная песня; детские и молодежные песни; песни великого праздника – Ұлыс; свадебные песни; песни отпевания по умершему – жан азалау.

В песенном фольклоре казахского народа отражены все стороны жизнедеятельности, радость, печаль, мечта человека, начиная с его рождения до возмужания, старения и кончины, что нашло поэтическое воплощение в строках великого Абая: «Двери в мир открыла песня для тебя, Песня провожает в землю прах, скор 33 бя 50».

Для народной культуры всегда было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет практически осваивать мир 10. Некоторые 98 источники 88 свидетельствуют, что корни колыбельных песен идут из заговоров и обрядов первого укладывания малыша в колыбель. Это связано с древними домусульманскими верованиями, когда считалось, что в первые 40 дней жизни ребенку угрожает наибольшая опасность, что злые духи могут его подменить или наслать на него болезни и хворь. Мамы и бабушки 88, стремясь оградить ребенка от влияния злых духов, уберечь от напастей, защитить его от болезней и от плохого сна, произносили заговоры, которые впоследствии стали колыбельными песнями 88.

С 14 помощью колыбельных песен ребенок получает первые представления о назначении мужчины и женщины, их семейных ролях, учится понимать особенности мужской и женской души. Многие колыбельные песни разграничиваются на колыбельные, обращенные к мальчику, и колыбельные, обращенные к девочке. Так передается идеал мужчины и идеал женщины, выработанный народом на протяжении веков. Мужчина должен быть трудолюбив, честен и физически крепок. Женщина – трудолюбива, добра, скромна. Назначение колыбельных песен – убаюкать, усыпить ребёнка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. Колыбельные песни 10 не только содержат в себе огромную силу материнской любви: одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребёнком, т.е. так или иначе стимулируют самовоспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети

постарше. Детям, лежащим в колыбели, слова песни ещё непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создаёт благоприятные условия для дальнейших воспитательных воздейств 14 ий 10.

Талантливые создатели и исполнители колыбельных песен одновременно были и талантливыми педагогами, любили детей. Редкая из песен проверяется в реальном действии, а колыбельная песня была именно такой: она не исполнялась просто так, ею усыпляли детей в колыбели. Такое соединение таланта поэта с талантом педагога было характерным явлением в народе. Если лучшими создателями колыбельных песен могли быть и воспитатели чужих детей, то лучшими в мире их исполнителями могли быть всё-таки только матери. В этом смысле материнское чувство совершенствовало не только поэзию и музыку народа, но и сокровенные движения души человека, его духовное богатство, самые нежные и самые человечные стороны народной нравственности.

Нужно отметить, что мальчикам и девочкам с рождения предписывались различные роли в семье, и это находило отражение в колыбельной лирике.

Например, так укачивали казашки маленьких дочерей: «Баю-баюшки-баю, мой младенец, поцелую твои глазки; Баю-баюшки-баю, ты как звёздочка в небе, как норка в воде; Ты как пери в райском саду, баю-баюшки-баю».

А вот будущим джигитам напевали колыбельные немного иные: «Не плачь, мой малыш, не плачь; Может, станешь ты батыром, летящим с криком на врага? А может, мастером станешь, который складывает узоры на кошме? А может, оратором станешь, который без перерыва говорит?»

[18, с.143].

В воспитании у дошкольников полоролевого поведения велика роль сказки, благодаря которой ребенок познает окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношений полов. Сказка – сильное средство воспитания любви к ближнему: матери, отцу, супругу, сыну, дочери. Сказка-ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть мужественными и сильными, добрыми и великодушными, заботливыми и милосердными, предлагает ребенку образы мужского и женского поведения. 14

Сказка моделирует важнейшие ситуации жизни, иллюстрируя последствия неверных решений. Она научает терпению и скромности, показывает истинные масштабы происходящего в буднях, дарует понимание смирения и благородства. Так, казахские народные сказки «Красавица Кункей», «Девушка-падишах и тазша», «Красавица Каншайым и семь чудодеев» формируют у детей собирательный, обобщенный положительный образ девочки: доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной.

Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок – Мерген, Ер-Тостик, батыр Асан и другие. Их отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Хитростью и находчивостью обладают такие герои как Алдар-Косе и Кожанасыр. Положительные качества сказочных героев являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков дошкольного возраста [Довгань].

Усвоение ролей мужчины и женщины в народной педагогике осуществлялось и через игру. Детские игры в народной педагогике носили опережающий характер, так как дети наблюдали и проигрывали самые разнообразные стороны жизни. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как научатся говорить, даже игра с собственными пальчиками помогает ребёнку познать себя и окружающий мир. Когда в казахской семье расплачется ребёнок, его начинают утеша 14 ть 10.

Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками и другими видами устного творчества казахов. В играх наиболее полно проявляются такие особенности казахского воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершённость. И что ещё очень важно – в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее 14 поставленной цели – стихийно.

У казахского народа много детских игр, к примеру, «сокур-теке», «тивя- тивя», «бурук-джасурмак», «кок-сиыр», «асык» и другие. Сохранились некоторые из бытовавших ранее детских игр, в которых дети соревновались в беге, прыжках, бросании мяча, т.е. в совершенствовании своего физического тела. Воспитательная ценность игры в том, что ребенок, играя, вполне сознательно выполняет определенные этические нормы поведения. Дети приучаются к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов.

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. В них запечатлены традиции народа: любовь к матери, уважение к старшим, трудолюбие, храбрость, стойкость, терпимость и другое: «Джигит – брат джигиту», «Дочь дома, а поступки ее на улице», «Великан рождается матерью», «Сирота без отца – полсироты, сирота без матери – круглый сирота», «Пусть отец умрет – не умерли бы знающие его», «Сердце матери – в детях, а сердца детей – в играх»

[18, с. 144].

В пословицах и поговорках нашли отражение мысли народа о 14 воспитании мужских и женских качеств, культуре взаимоотношения полов.

Используя иронию, соблюдая педагогический такт, народ обращает внимание на мужские и женские слабости, пороки и недостатки, пробуждает желание их устранить: «Женщина без стыда – что пища без соли», «У женщины, пришедшей за огнем, есть тридцать предметов для разговора», «Жена не бывает довольна мужем, а муж не бывает доволен скотом», «У завистниц и зола завистница», «Умный женится – поумнеет, дурак женит 14 ся – поглупеет».

В воспитании человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь – от самого рождения до смерти. С молоком матери впитывает ребенок нежные колыбельные песни. Музыка способна возбуждать в человеке смело смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность, влиять на отношение человека к миру, к людям, к труду. Не случайно народная мудрость гласит: «Человек, который поет, танцует или играет, не совершит зла».

В народной музыке, сызмала близких сердцу каждого казаха мелодиях, сопровождаемых домброй, кобызом, саз-сырнаем, аса таяком в национальных танцах выражена искренняя любовь к родине, красоте величественных гор, широких степей, безмолвных пустынь. В них – вся духовная культура казаха.

Педагогическое значение народных песен заключается в том, что они прививают воспитуемым чувства, необходимые человеку в колыбели (колыбельные песни), в раннем детстве (детские песни), на отдыхе и в игре (игровые песни, частушки, шуточные песни, в труде и быту, при защите родины (песни героев, песни призывы) в любви и дружбе (песни о любви)

[95].

В условиях нашей многонациональной республики исторический опыт народной педагогики более ста народов Казахстана требует пристального внимания уже к дошкольному воспитанию и обучению детей. Максимальный учет местных условий, национальной специфики воспитания предполагает возрождение народных форм и методов развития младенца и малыша. Все это обязывает использовать в раннем воспитании детей народных колыбельных 51 песен, потешек, пестушек, детских игр, сказок, знакомящих малышей с основами национальной этики, морали, с оценкой поведения человека труженика, человека – друга, человека – воина и защитника. Уроки национальной музыки, народной игры, детский посильный труд должны стать привычной естественной средой использования простейших форм и методов народной педагогики. Доступные и близкие дошкольникам по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении колыбельные песни и потешки, народные сказки и игры, пословицы и поговорки стали для нас важным средством полоролевого воспитания.

Вместе с тем важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних нравственных чувств, стремились подражать положительным примерам мужского и женского поведения и закрепляли нравственные чувства в своих поступках [93].

Содержан 51 ие и форма казахской детской литературы, состав ее жанров при несомненном сходстве с устным народным творчеством других народов имеют свои неповторимые особенности, которые вырабатывались в ходе исторического развития казахского народа. Например, колыбельная песня, детские песни, почемучки, игровые ситуации, песни о животных и детенышах, о природе,считалочки, скороговорки, потешки и прибаутки, а также небольшие прозаичные произведения: рассказы, притчи, сказки, повести, и так далее. Эти произведения детской литературы делятся по возрастному восприятию, то есть вначале они формируют восприятие, учат произношению слов, развивая речь; постепенно через них ребенок начинает познавать окружающий его мир.

Б.К. Капасова в своей работе «Возрастные особенности произведений для детей (на материале казахского фольклора и литературы)» выделяет следующие возрастные группы:

1. 2-5 лет.

2. 6-9 лет. 37

3. 10-15 лет.

Известно, что в 2-3 года у детей проявляется высокая степень восприятия речи. Привитие навыков обучения языку у любого народа начинается с первых дней жизни человека: с первыми звуками колыбельных песен ребенок улавливает особенности языка, природу слова, его национальные звучания, созвучие слов, мелодичность. Несомненно, особенность песен заключается в их мелодии, через которые легче запоминаются и слова, и звуки, составляющие их. Это говорит о том, что для самого младшего детского возраста (2-5 лет) необходимым условием для восприятия речи является песенные навыки. Эти навыки ребенок приобретает через колыбельные и убаюкивающие песни. Песни пелись, когда ребенку давали имя, когда его укладывали в колыбель 37, например:

Если детям до года, от года до двух лет необходимы убаюкивающие песни, то детям постарше, 3-4 лет, подвижные, динамичные, игровые созвучания стихов и песен, в которых много междометий, звукоподражательных слов, глаголов, эмоционально-экспрессивных выражений для передачи чувств, действий. Дети первой группы больше любят и запоминают повторяющиеся слова. Детьми второй группы запоминаются уже целые слоги, односложные слова, повторение первых слогов слова и звукоподражания, например: Са-са-са-ызылдайды маса (подражание звуку комара), ыр-ыр-ыр – ырылдайды қасқыр (о подражании рычанию волка) [35, с. 83-84].

Академик А. Кайдаров, исследовавший односложные корни в казахском языке, называет их основным ядром лексического запаса казахского и некоторых ветвей тюркских языков [34].

Для рассматриваемой возрастной группы характерны и такие 37 произведения устного народного творчества, как считалочки, скороговорки, которые также способствуют развитию речевых навыков ребенка.

Дети 6-9 лет легко усваивают слова с твердыми звуками. Детей этого возраста можно приобщать к произведениям устного народного творчества, знакомить их с народным эпосом. В течение веков поэтическое искусство казахского народа выражалось в устной форме, передавалось из поколения в поколения 37: Маң-маң басқан, маң басқан, Шудаларын шаң басқан. Ала қанат

сауысқан, Жауар атқа жабысқан 39.

В основе их лежат национальное знание, традиции и обычаи, воспитательные моменты. Эти произведения способствуют воспитанию нравственных устоев, моральных качеств детей возрастной

группы 6-9 лет 37.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.