Лексико-фразеологические особенности произведений — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Лексико-фразеологические особенности произведений

2019-11-28 192
Лексико-фразеологические особенности произведений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детского фольклора

Анализ текстов колыбельных песен, записанных в последние годы,

позволяет сделать вывод о том, что сохраняются в различных вариантах лишь

отрывки наиболее распространенных песен: рус. «Не ложися на краю»,

«Колотушек надаю», «Купим сыну вален 8 ки» и некоторые другие 9; каз. «Әлди-

әлди ақ бөпем, ақ бесікке жат бөпем...», «Әлди, әлди балашым. Сен дарасын,

данасын».

Статистический анализ наблюдений показал, что носителями

традиционной колыбельной песни, как правило, являются представители

уходящего поколения 11.

Возвращаясь к анализу современного состояния традиционных жанров

детского фольклора, следует отметить, что почти неизменным в текстовом

отношении остаётся бытование таких жанров календарного фольклора, как

заклички и приговорки 42.

Миниатюрные произведения, каждое из которых начинается

экспрессивным двойным обращением к мышке 16 (Мышка, мышка, на тебе зуб

плохой...), улитке (Улитка, улитка, высуни рожки...) божьей коровке,

бабочке, солнцу, дождю (“Дождик, дождик, перестань...”) 122 и радуге (Радуга-

дуга, / Не давай дождя...) выполняют при всей своей наивности и простоте

очень важную роль. Они дают детям поэтическую форму общения с миром

природы – с птицами, насекомыми 16, с природными явлениями.

В то же время уменьшается 42 употребление закличек и приговорок

современными детьми, практически не появляется новых текстов, что также

позволяет говорить о регрессе жанра 42.

Лексика считалок имеет особое значение, она указывает на их

происхождение, в ней встречаются слова, связанные с прямым и

завуалированным счетом 6.

Закономерно, что словесные эксперименты приводят к комическому речевому

эффекту: За черемя, за беремя, за старого, / за Петра Петровича, Егорыча,

труса 6.

Специфичность считалки как фольклорного жанра составляет, прежде

всего, тяготение к бессмысленным, но ритмически насыщенным и

фонетически экспрессивным словам – зауми. М.П. Чередникова связывает

тяготение к зауми с этапом автономной речи, когда слово имеет ситуативную

семантику, зато ритмическая организация слоговых сочетаний привлекает и

радует ребенка. Она несет в себе коммуникативно-эстетическую функцию

[Осовецк 36 ий 40, 2005, с. 54]. 36 Считалка, сохраняет в себе функции создания

единого настроения подвижной игры, это игровая прелюдия, которая, с одной

стороны, восходит к собственно языковой игре-эксперименту, «первым

семантически значимым словам», «рудиментарной речи» [53, с. 54], а с

другой, исполняет роль жеребьевки 40.

И тем, и други 45 м объясняется стойкое предпочтение заумной лексики.

По мнению В.П. Аникина, заумь – отголоски древних форм тайного счёта.

Связь считалки с роком, судьбой, сближает ее с заклинанием в

функциональном плане, которые, как известно, часто произносились, пелись

и декламировались древними племенами на иноплеменном или условном

языке. Заумь считалок также часто является подражанием иностранной речи,

как она ощущается ребенком, в то же время, выражая фонетикой и ритмом

соответствующее эмоциональное содержание. В заумных считалк 36 ах 40

повторяются бессмысленные звукосочетания. Пример заумной считалки:

Рус., каз. 1) Эна деу рики факи, Торба, орба, онба, смаки, Деу-деу, косметеу,

Смаки бакас!;

Наряду с заумью, лексике детской считалки свойственна предметность.

Считалки содержат небольшое количество прилагательных, зато насыщены

именами существительны 36 ми 40: Белка прыгала, скакала, // А на 73 елку не попала, //

А попала в царский дом 73. // Там сидели за столом // Царь, царевич, король,

королевич, // Сапожник, портной, // Кто ты будешь такой 73;

Регулярное присутствие числительных – еще одна особенность жанра

считалки. С утратой «тайности» счета, числительные становятся

строительным материалом текста считалки. По мнению М.П. Чередниковой,

это явление также функционально: оно помогает ребенку освоить процедуру

счета в «идеальных условиях» рифмованного текста и мотивационной

вовлеченнос 36 ти 40

Словотворчество в считалках подчиняется определенным

закономерностям. Особенно для них характерны парные рифмованные слова:

рики-пики, цокоты-мокоты, абэр-фабэр и др 6.

Относительно считалочного сюжета, лингвисты называют «молодыми»

те, которые не встречаются в литературе до середины 45 XX века. Так, к 45

«молодым» считалкам относят «Вышел месяц из тумана», «Ехала машина».

Одна из известных каждому «Вышел зайчик погулять» появилась в 1851 г.

Авторы единогласно указывают, что считалка – импровизация на

традиционной основе, которой, естественно, образы школьного быта не

свойственны. В «готовое» стихотворение дети активно привносят свой

лексический материал. Например, Эни – бэни – рики – паки // Турба – урба –

сенти – бряки. // Может – выйдет – может – нет, // В общем – полный –

Интер – нет.

Изменения в сюжете считалки связывается рядом авторов с возрастом

детей. Бытование считалки имеет пролонгированный характ 36 ер. Современные

дети все прочнее входят в детское сообщество, увеличивается количество их 40

117

социальных связей и знаний, количество источников, влияющих на текст:

фильмы и мультфильмы, СМИ, детские стихи, сборники считалок, Интернет 40.

Детский фольклор имеет не только закономерную жанровую и

внутрижанровую динамику, но и историческую 45. 36 Интерес для дальнейшего

изучения представляет вопрос о взаимодействии детской литературы и

детского фольклора.

В наши дни

считалки остаются самым популярным жанром детского фольклора. Они

постоянно развиваются, обогащаясь новыми реалиями 6.

Наряду с заумью, лексике детской считалки

свойственна предметность. Считалки содержат большое количество имен

существительных, глаголов, числительных 40, междометий

Самая популярная считалка последнего десятилетия представляет собой

модернизированный вариант старого текста «На златом крыльце сидели царь,

царевич, король, королевич...». В современном варианте этого произведения

появляются персонажи мультфильмов 42 Уолта Диснея: На златом крыльце

сидели, Микки Маус, Том и Джерри, Дядя Скрудж и три утёнка, А водить-

то будет Понка 42!

В казахском фольклоре встречаются жанры, характерные только для

казахского устного народного творчества. Это не только героические

сказания, лирико-эпические поэмы, предания, легенды, обрядовые песни,

философские размышления, поучительные сказки, но и афоризмы, айтысы

(поэтические состязания), остроумные высказывания степных биев,

прощальные и погребальные напевы, которые свидетельствуют 88 о понимании

и осмыслении окружающего мира казахов, об их духовной культуре.

Часто происходят замены слов, вместо

«карета» появляется «ракета 6». Пример: Посылайте мне ракету. // А я сяду и

поеду. // Я поеду в Ленинград // на октябрьский парад 6 дом [Гридина, 2008, с.

128]. Происходит видоизменение известной формулы: Раз, два, три, четыре,

пять // вышли в космос погулять. Очевидно, что со временем произошла 6

122

словесная трансмиссия. Можно также говорить о подвижности лексического

состава и постоянных заменах 6.

К особенностям колыбельных песен можно отнести

преимущественное употребление существительных и глаголов.

В колыбельных песнях встречаются различные повторы: аллитерации,

ассонансы, синонимы, тавтологические слова и выражения, повторы слов в

одном стихе, повторы начальных слов смежных стихов, цепевидных

повторений слов смежных стихов, повторений целых стихов, местоимений с

предлогами и без предлогов, служебных слов, звукоподражаний. Одни

участвуют в создании системы обращений, другие придают повествованию

динамику и в то же время обеспечивают однотонный ритм 6.

По форме пестушки представляют собой простое распространенное

или сложносочиненное предложение. Диалогическая форма встречается

редко. Употребляется обычно парная рифма («подушки-подружки», «кыше-

выше») или внутренняя («В лесок по мошок»). Созданию звуковой

организации пестушек способствуют повторы («Лунь плывет, лунь плывет»).

Подобную же функцию выполняют звукоподражания: Вышла кошка: «Тра 7 -та-

та, / Вышла кошка за кота!». Текст пестушки состоит из слов с

уменьшительными суффиксами, используются различные части речи 6.

Своеобразие потешки. Общение с ребенком происходит в виде

диалога, подразумевающего непосредственный контакт. Ребенок должен был

повторять за взрослым отдельные команды. Во время игры ребенок также

обучался элементам счета и подходил к пониманию некоторых абстрактных

понятий (аллегории: пальцы – сорочата).

Основной частью речи, способствующей созданию динамики действия,

становится глагол, он «6 выносится в окончание стиха, ставится под

логическое ударение, выделяется интонационно, скрепляется рифмой» [ 122 49, с.

44].

Содержание прибауток обусловило и их 6 особенности: «динамично

развивающийся сюжет, употребление формул («Как у бабушки козел»,

«Жили-были», «В некотором царстве»), ограниченный круг действующих

лиц, простота фабулы, примитивность построения, незамысловатость

словаря, четкость синтаксиса».

Можно также отметить использование риторических вопросов и

обращений, обуславливающих особую манеру исполнения, повторы, приемы

звукописи, смежную рифмовку 12.

Большинство жанров малых форм 38 способствуют познанию окружающей

среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в

доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни

легко запоминаются детьми. Они и являются самым доступным источником

знаний и сведений об окружающем мире, формы народного фольклора

(потешки, приговорки, заклички, прибаутки) используются в ритмических

упражнениях для оздоровительных пауз, что способствует воспитанию детей

в народных традициях 38.

2.3. Морфологические и словообразовательные особенности


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.