Итоги и последствия призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в Неджде, и на Аравийском полуострове в целом. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Итоги и последствия призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в Неджде, и на Аравийском полуострове в целом.

2019-11-28 254
Итоги и последствия призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в Неджде, и на Аравийском полуострове в целом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Цели благословенного салафитского призыва, которые ставили перед собой инициировавший его шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб и имам Мухаммад ибн Сауд и которые получили помощь и поддержку со стороны рода Аль Сауд в целом, были достигнуты; причем на практике благодатные результаты и благословенные последствия призыва не ограничились исправлением убеждений и религиозной сферой, но вышли за ее пределы, охватив все стороны жизни.

Этот благословенный призыв потряс недждийское общество и оказал на него сильнейшее влияние, покончив с распространившимися в Неджде суевериями и возродив, исчезнувшие было, нормы шариата, что обеспечило его жителям возможность вернуться к таухиду, очищенному от примесей многобожия и идолопоклонства.

Ниже следует более подробное изложение важнейших результатов и следствий призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба:

1 – Благословенный призыв полностью покончил с распространенными ранее в Неджде суевериями, связанными с почитанием могил и принесением им обетов, а также с почитанием некоторых деревьев. С исчезновением подобных суеверий возродилось применение норм шариата, что, кстати, имело место не в одном только Неджде. Аллах очистил от всех проявлений многобожия, греховных новшеств и суеверий все те регионы, в которых благословенный призыв приобрел авторитет и влияние.

2 – Салафитский призыв, с которым выступил шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, и которому оказали помощь и поддержку представители рода Аль Сауд, смог “создать совершенное исламское общество, приверженное исламу в своих убеждениях, соблюдении шариата и в образе жизни, строго соблюдающее такие внешние исламские обряды, как коллективная молитва, праздники, сбор закята вместо ранее принудительно взимавшихся налогов (ихава) и назначение специально уполномоченных для такой цели функционеров (амили) вместо налоговых чиновников, которых люди называли мытарями. Также были назначены судьи для разрешения тяжб между людьми, определены размеры выдачи средств из казны (бейт аль-маль), возрождены нормы судопроизводства по шариату Аллаха против того, что имело место накануне, когда часть местных жителей, особенно – из среды бедуинов, судились лишь по урфу.

[В целом урф – это синоним понятия адат, которым в исламе обозначается обычное право и которое и до сегодняшнего времени нередко еще бытует в качестве источника права наряду с нормами исламского закона шариата, данного в Священном Коране и Сунне, причем не всегда совпадая с ним и приводя в итоге к нередким и серьезным напряжениям в мусульманской среде].

 

В целом в общество вернулся исламский Закон, что обеспечило утверждение в стране безопасности и стабильности. Одновременно был возрожден институт юридических контролеров (мухтасибов), что выразилось в назначении для каждого населенного пункта, находившегося под юрисдикцией государства, мухтасиба, в задачу которого входило побуждение к соблюдению исламских норм поведения, контроль за рыночной торговлей и ценами и недопущение обвешивания и обмеривания.

Кроме того, шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб учредил для мусульман бейт аль-маль, установил правила, упорядочивающие взимание средств, а также направления их выдачи и расходования.

[Источник]: Абдаллах ибн Йусуф аш-Шибль. – «Аш-шейх аль-имам Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб – хайятуху ва дааватуху». Эр-Рияд, Изд-во Исламского университета имени имама Мухаммада ибн Сауда, стр.612-620].

3 – Одним из политических итогов благословенного призыва Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба явилось то, что ему удалось покончить с разрозненными соперничающими эмиратами и объединить бóльшую часть Аравийского полуострова. Как известно, Неджд до призыва шейха и поддержки, оказанной ему Саудидами, был “всего лишь историческим названием и книжным географическим понятием. Что же касается действительности, то о его единстве и даже самом существовании не приходилось говорить, поскольку он был раздроблен на множество мелких эмиратов и шейхств, каждое из которых было независимо от другого, а непрерывные войны между этими крошечными государствами были как бы неотъемлемой частью их жизни. И населенные пункты жили в постоянном страхе между открытым врагом, захватывавшим их с помощью силы, и вероломным союзником, захватывающим их с помощью обмана. Жители населенных пунктов не осмеливались без риска удаляться от родных стен, так как на дорогах их поджидали разбойники”.

Таково было состояние Неджда, походившее на новые версии историй о феодальных князьках, о которых повествовал еще ат-Табари*: “У каждого из них было маленькое княжество: замок, дома жителей, а вокруг – ров. А враг – близко. И у него такой же земельный надел. И один из них совершает набег на другого, а затем молниеносно возвращается назад".

[Источник]: «Тарих аль-биляд аль-арабийя ас-саудийя», ч.1, с. 3-4].

*[Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (838-923) – арабский историк и богослов, автор знаменитого энциклопедического труда «История посланников и царей», который, по всеобщему признанию, считается одним из важнейших источников по древней и средневековой истории Арабского халифата до 915 года. Ат-Табари же принадлежит и многотомный комментарий к Корану, до сих пор считающийся одним из самых авторитетных и надежных. Наряду с историей и теологией оставил свой след в изучении арабской поэзии, лексикографии, грамматике, математике и медицине. Часть «Истории» переведена и на русский язык].

 

С началом салафитского призыва ситуация в Неджде изменилась коренным образом. Благодаря ему произошло объединение большей части Аравийского полуострова, в том числе Неджда, под властью единого исламского государства, а именно первого государства Саудидов, которое протянулось от Сирии на севере до Йемена на юге, от Красного моря на западе и до Персидского залива на востоке. [Источник]: Абдаллах ибн Йусуф аш-Шибль. –«Аш-шейх аль-имам Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», с. 64].

 

Именно на это обращает в первую очередь внимание шейх доктор Салих Фаузан аль-Фаузан, когда пишет, что одним из благодатных плодов благословенного призыва Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба явилось “создание исламского государства - государства Саудидов, оказавших помощь призыву и боровшихся ради него. И государство это продолжает (хвала Аллаху!) править согласно Божественному шариату, оберегать две Святыни [Мекку и Медину с расположенными в них главными святынями ислама] и активно помогать мусульманам повсеместно, во всех частях мира, в строительстве мечетей, мусульманских образовательных центров и в распространении исламского призыва». [Из статьи шейха доктора Салиха Фаузана аль-Фаузана в журнале «Маджаллат аль-бухус аль-ислямийя» за № 16].

Последователи салафитского призыва утвердили для жителей Аравийского полуострова безопасность, стабильность и спокойствие, обеспечив юрисдикцию шариатского права для всех жителей государства, включая и запрет бедуинам чинить препятствия и незаконно присваивать себе средства паломников, направляющихся в Высокочтимую Мекку и Благословенную Медину для совершения обрядов хаджа». [Источник]: Ахмад аль-Каттан. – «Имам ад-даава аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб». Эль-Кувейт, «Мактабат ас-сандас», 1409 г.х., стр. 102].

Таким образом, государство Саудидов, возникшее благодаря призыву к таухиду – благословенному салафитскому призыву, является «наилучшим среди всех государств в том, что касается шариатского правосудия и утверждения безопасности, справедливости и истинного знания, а также борьбы против сторонников греховных новшеств и уклонения с истинного пути, пресечения дерзких и бесстыдных поступков, обуздания тех, кто попирает моральные установления и преступает запреты».

[Источник]: Ахмад ибн Хаджар. – «Аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», стр. 102].

4 – Влияние салафитского призыва ясно проявилось в процессе религиозного и литературного возрождения. Благословенный призыв вывел умму из состояния спячки, обратил взоры к научным изысканиям, дискуссиям, опровержениям одних доказательств и доводов с помощью других, побудил людей к внимательному изучению Священного Корана, заучиванию наизусть многих его аятов, а также благородных хадисов – ведь и то, и другое является высшей целью, в арабских и исламских науках, которые неразрывно переплетены друг с другим; ведь все науки об арабском языке возникли лишь во имя служения Корану и Сунне, их правильного понимания. Поэтому необходимо было инициировать всеобъемлющее научное движение, равно как и процесс общего идейного возрождения.

“Явившись причиной пробуждения политической жизни, призыв шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба стал и первой искрой, воспламенившей идейное движение после интеллектуального застоя и научного отставания, в которых долгое время пребывал исламский мир. Распространение основных положений призыва и их реализация вызвали значительный отклик как на Аравийском полуострове, так и за его пределами. Сторонники призыва разъясняли его истинную сущность и его основные положения, развенчивая вымыслы его противников и защищая его доводами и доказательствами.

В то же время противники не прекращали попыток покончить с призывом, упорно опровергали доводы его проповедников. Ситуация потребовала проведения совместных собраний, диспутов и дискуссий, заставляя обе партии обращаться к научным изысканиям и овладению знаниями, что стимулировало исламское духовное возрождение и активизацию научной деятельности, в чем мусульмане нуждались больше всего и что в дальнейшем привело к бурному духовному подъему, проявившемуся в различных сферах культуры и знания и отразившемуся в арабо-исламской литературе в виде многочисленных сочинений по различным областям исламских наук”.

[Источник]: Абдаллах ибн Йусуф аш-Шибль. – «Аш-шейх аль-имам Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», стр. 64].

“Движение единобожников, – отмечает шейх Ахмад аль-Каттан, – сумело распространить науку и знание среди различных слоев населения, а также сформировать превосходный слой богословов и людей знания, распространяя среди людей чистые знания шариата и его инструменты – тафсир, хадисы, таухид и фикх; сиру пророка, историческую науку и т.п. В итоге Дир‘ия стала местом притяжения для разнообразных наук, к которому отовсюду устремлялись ищущие знания. Науки распространились среди всех слоев населения, что породило меткое высказывание историков: “Пастух, пасущий стада в пустыне, повязал свою шею шарфом образования”.

Досточтимый шейх Абдуль-Азиз ибн Абдаллах ибн Баз (да помилует его Аллах), резюмируя совершенное Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом на пути салафитского призыва и те искренние усилия, что приложили Саудиды в деле его поддержки, защиты и распространения, выявляет те благодатные результаты и благотворное влияние призыва:

“Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (да пребудет с ним милость Аллаха) разъяснил религию Аллаха, указав людям путь к единобожию и отвергнув те греховные новшества и суеверия, в коих погрязли люди. Он поставил их на путь истины, отвращая их от лжи и предписывая им одобряемое и запрещая порицаемое. Такова, вкратце, сущность его призыва (да пребудет с ним милость Аллаха Всевышнего).

 

В своих убеждениях он следует по пути благочестивых предков, веруя в Аллаха, Его Имена и Атрибуты, в Его ангелов и посланников, в Его Писания и в Последний день, в Его предопределение добра и зла.

 

Он – на пути имамов ислама в единобожии Аллаха и в искреннем поклонении Ему, Всемогущему Великому, в подобающей вере в Имена Аллаха (слава Ему) и в Его Атрибуты, без какого бы то ни было их умаления и уподобления Аллаха Его созданиям; в вере в Воскресение, в воздаяние по деяниям, в рай, ад и остальное. Преисполненный такой веры он, как и благочестивые предки, утверждал, что и значимость слов и дел может как увеличиваться, так и уменьшаться: увеличиваться с послушанием и уменьшаться с неповиновением Аллаху. Именно это и составляло его убеждения и его путь (да пребудет с ним милость Аллаха), которых он придерживался вслед за благочестивыми предками в своих словах и делах, ни на шаг не отходя от их пути, и ни в коем случае не создавая никакого нового мазхаба или особого пути. Он только следовал по их пути – благочестивых предков из числа асхабов и тех, кто следовал за ними наилучшим образом, да будет доволен ими всеми Аллах!

Прояснив все это в Неджде и в его окрестностях, он и выступил со своим призывом. И тогда же на него ополчились его противники, с которыми ему пришлось вступить в борьбу, в итоге которой утвердилась религия Аллаха и победила истина. При этом он всегда оставался на позициях мусульман, говоря о том, что молитвы должны обрщаться только к Аллаху, предписывая одобряемое и отрицая запрещаемое. Поистине, шейх и его сторонники призывали людей к истине, вменяя ее им в обязанность, порицая и запрещая ложное, удерживая их от него и добиваясь их освобождения от него. Он не прекращал своих усилий в отвержении греховных новшеств и суеверий, пока Аллах (слава Ему!), внимая его призыву, не устранял их».
[Источник]: «Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб – да‘ватуху ва сиратуху». Эр-Рияд, 1403 г.х., стр. 34-38].


Ниже суммируются три основные причины, вызывавшие враждебность к Мухаммаду ибн Абдуль-Ваххабу со стороны его оппонентов и их конфликт с ним:

Первая: отрицание шейхом многобожия и его призыв к единобожию.

Вторая: отрицание им греховных новшеств и суеверий, таких как возведение памятных сооружений над могилами и использование их в качестве мест поклонения и т.п., или таких как, например, маулиды*, введенные в практику суфийскими группировками.

 

Третья: шейх побуждал людей следовать одобряемому, вменяя им эту обязанность силой.

*[Мавлид – праздник по случаю Дня рождения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), постепенно вошедший в практику общественной жизни во многих странах исламского мира].

 

Тех, кто отвергал одобряемое, предписанное Аллахом как обязанность, он заставлял принять его и резко порицал их, если они отказывались. Он отвращал людей от порицаемого, удерживал их от него, устанавливая соответствующие наказания. Вменяя людям в обязанность истинное, он удерживал их от ложного. Благодаря этому распространилась истина, было сокрушено и подавлено ложное, а люди вступили на путь добра – на истинный путь: на базарах и в мечетях, во всех своих повседневных делах.

 

Они расстались с греховными новшествами, а их страна освободилась от многобожия и от всего порицаемого. И всякий, кто имел возможность воочию познакомиться с их страной, с их жизнью и с их убеждениями, вспоминал, как жили благочестивые предки и во что они верили в эпоху самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), во времена его асхабов и тех, кто последовал за ним наилучшим образом в наилучшие века – да пребудет с ними милость Аллаха!

Их примеру последовал народ, пошедший по их пути – пути терпения, стойкости и мужественной борьбы. Но позже, после того как не стало шейха Мухаммада, его сыновей (да пребудет с ними милость Аллаха) и многих его сподвижников, ситуация начала меняться, пришли бедствия и испытания в войне с Османским и Египетским государствами, в чем подтвердилось речение Аллаха –Всемогущ и Велик Он: "Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними" [Коран, Сура 13 – "Гром”, аят 11].

 

Мы молим Аллаха – Всемогущ и Велик Он! – сделать то, что нанесло им вред, искуплением им и очищением от грехов, а также возвышением и свидетельством для тех из них, кто был убит, – да будет доволен ими Аллах и да пребудет с ними милость Его!

Их призыв – слава Аллаху! – продолжает звучать и распространяться вплоть до наших дней.

 

Поистине, не прошло и нескольких лет после бесчинств египетских солдат в Неджде, чинивших там разбой и убийства, как вновь зазвучал и начал распространяться голос благословенного призыва. Всего спустя пять лет после тех бесчинств он зазвучал из уст имама Турки ибн Абдаллаха ибн Мухаммада ибн Сауда (да пребудет с ним милость Аллаха), подхватившего его в Неджде и в сопредельных областях. По всему Неджду восстали люди знания, изгоняя из его селений и городов остававшихся там турок и египтян.

 

Уже в 1240 г.х. призывом был охвачен практически весь Неджд, хотя еще начиная с 1233 г.х., когда была разорена Дир‘ия и разрушено государство Саудидов, для Неджда и его жителей наступило пятилетие анархии, разбоя и смут, продолжавшееся до 1239 г.х., когда мусульмане Неджда смогли сплотититься вокруг имама Турки ибн Абдаллаха ибн Мухаммада ибн Сауда, когда настало время истины, когда алимы начали обращаться со своими посланиями к жителям селений и городов, вдохновляя их призывом к религии Аллаха, когда, наконец, было покончено с долгим послевоенным состоянием междоусобиц и смут, виновниками которых были египтяне и их пособники.

 

Между жителями Неджда прекратились раздоры и вооруженное противостояние, явившиеся следствием предшествовавшей войны, чье пламя угасло. На смену ему пришло торжество религии Аллаха, и люди вновь обратились к образованию, верному духовному наставлению, призыву и руководству, подобно разлившимся водам, что вернулись в свои берега.

 

Общество вернулось в то состояние, которое отличало его во времена шейха, его учеников, его сыновей и сподвижников – да будет доволен ими всеми Аллах и да пребудет с ними милость Его.

 

Хвала Аллаху! – с памятного 1240 г.х. и вплоть до наших дней звучит благословенный призыв в условиях верховной власти рода Саудидов, представители которого последовательно наследуют друг другу, и духовного окормления со стороны рода шейха и ученых Неджда, сменяющих друг друга на поприще призыва к Аллаху, джихада на Его пути, верного наставления и устремленности к истине.
 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.