Причины возникновения оппозиции салафитскому призыву Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Причины возникновения оппозиции салафитскому призыву Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.

2019-11-28 213
Причины возникновения оппозиции салафитскому призыву Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Не один исследователь пытался разобраться в причинах возникновения оппозиции исправительному призыву Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба со стороны его врагов. Так, например, шейх Абдуль-Азиз ибн Баз, да помилует его Аллах, подразделял их на три группы.

К первой группе относились алимы, отклонившиеся от правильного пути, принимающие истину за ложь, а ложь за истину и полагающие, что строительство гробниц на могилах, превращение их в места поклонения, обращение к ним молитв, взывание к ним за помощью и т.п. – являются правильной религией и верным путем; считающие, что отвергающий подобное ненавидит святых и следовательно является врагом, против которого должен объявляться
джихад.

Другая группа – те, кто, принадлежали к ученому сословию, находились в неведении относительно подлинных устремлений вдохновителя призыва и не постигли истины, к которой он призывал. Они слепо подражали другим, принимали на веру то, что говорили о шейхе сбившиеся с верного пути носители суеверий, будто бы он не приемлет святых и пророков, проявляет враждебность к ним и отрицает их достоинства. Отсюда шло их порицание шейха, осуждение и отвержение его призыва.

В третьей группе оказывались те, кто опасались за свои должности и доходы. Врагами исламского призыва они стали из страха лишиться своих позиций в обществе, своих земель от рук его сторонников”. [Источник]: Шейх Абдуль-Азиз ибн Абдаллах ибн Баз. – «Аль-имам Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб: да‘ватуху ва сиратуху» («Имам Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб: его Призыв и жизненный путь»), 1403 г.х., стр. 27-28].

“Три упомянутые причины, - заключает Абдуль-Азиз ибн Баз, - и есть источники вражды и конфликта по таким главным вопросам, как:
1 – Отрицание Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом многобожия и его призыв к чистому единобожию.

2 – Отрицание им недозволенных новшеств и суеверий, выражавшихся в возведении гробниц на могилах и использовании их в качестве молитвенных мест, в праздновании дней рождений святых (мавалид), в создаваемых суфиями тарикатах.

3 – Повеление людям совершать одобряемое, когда Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб добивался его исполнения и силой обязывал противившихся придерживаться предписанного Аллахом. Он запрещал людям совершать порицаемые поступки, удерживал от них и наказывал за них, приводя людей к истине и удерживая их от ложного”.

[Источник]: Шейх Абдуль-Азиз ибн Абдаллах ибн Баз. – «Аль-имам Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб: да‘ватуху ва сиратуху» («Имам Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб: его Призыв и жизненный путь»), 1403 г.х., стр. 35-36].

Нет ничего неожиданного в том, что ученые-самозванцы и чернь осуждали призыв Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, ополчаясь на него за то, он выступал против их практики многобожия и введенных ими недозволенных новшеств.

Наряду с перечисленными причинами существует еще одна причина вражды к салафитскому призыву, связанная с потоками лживых обвинений и клеветнических измышлений, которые обрушились как на сам призыв, так и лично на шейха и на его сторонников. С самого момента своего зарождения салафитский призыв стал объектом гнусных и оголтелых нападок, захлестнувших страну и умы людей. Ученые-самозванцы приписывали ему то, чего в нем никогда не было, утверждая, например, что он является пятым мазхабом, что его сторонники – это хариджиты, проливающие кровь мусульман и отбирающие их имущество, а основатель призыва объявляет себя пророком, уничижая Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), и т.д. и т.п.

Помимо причин внутреннего противодействия были и внешние причины, главные из которых были политическими, связанными с конфликтом и борьбой последователей салафитского призыва, с одной стороны, против турок, а с другой – против шерифов. [Т.е. правителей Мекки из числа потомков Пророка, да благословит его Аллах и приветствует].

 

Враждебные ему силы сеяли смуту, подстрекая к сопротивлению, что подтверждается многими исследователями.

 

В частности, Мухибб ад-Дин аль-Хатыб, исследуя данный вопрос, писал: «Мухаммад Абдо (да пребудет с ним милость Аллаха!) просил у Аллаха защиты от политики и от всего, что из нее проистекает, поскольку политики, будучи вынуждены извращать истину и представлять ее в искаженном свете, пользуются любыми средствами, в том числе прибегая для этого к помощи тех, кто, помогая им, преследует свои личные интересы. И до поры до времени им удается скрывать истину от множества людей. Именно таким образом в сознании жителей Египта, Сирии, Ирака и остальных стран Ближнего Востока за прошедшие сто лет укоренялось прозвище “ваххабизм” для обозначения призыва шейха-реформатора Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба (да пребудет с ним милость Аллаха!) и для обвинения “ваххабизма” как нового мазхаба».

Другой исследователь Мухаммад ибн Абдаллах Мади, вскрывая политическую подоплеку кампании по опорочению салафитского призыва и навязывания ему прозвища “ваххабизм”, писал: «Политический фактор восходит к противостоянию между “ваххабитским” родом Саудидов и Османской империей… Противоречия между ними стали причиной египетско-недждийской войны Мухаммада Али против ваххабитов, обвинявшихся для облегчения борьбы с ними и их уничтожения в том, что они являются политическими врагами империи и противниками религии, выступающими против ее установлений. Сходными оказывались и политические противоречия между «ваххабитским» родом Саудидов и мекканскими шерифами, а впоследствии и другими лидерами Неджда».

[Источник]: «Да‘ави аль-мунавиин ли да‘ват аш-шайх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», стр.74].

Шейх Мухаммад Рашид Рида, объясняя мотивы действий мекканских шерифов, направленных против салафитского призыва, писал: «Газета “Аль-Кибла”, в те времена бывшая рупором короля Хусейна, осыпала этот салафитский призыв обвинениями и клеветническими измышлениями. В 1336 и 1337 г. Хиджры король Хусейн выступил в ряде номеров газеты с обвинениями ваххабитов в неверии и утверждениями о том, что они объявляют неверными суннитов и порочат Посланника (да благословит его Аллах и приветствует)… Печатанием подобных же клеветнических посланий в адрес ваххабитов с обвинениями их в неверии занимались и некоторые представители Дамаска и Бейрута, близкие к шерифам, что затем перекинулось и на Египет, отразившись в публикациях ряда тамошних газет».

«Причина обвинения ваххабитов в установлении недозволенных новшеств и неверии была чисто политической: она была связана со стремлением отвратить от них мусульман после овладения ими Хиджазом и опасением турок, что они создадут самостоятельное арабское государство. Именно в этом заключался источник общественной шумихи, которая вторила официальному выражению имперского неудовольствия, и затихала вместе с ослаблением политических ветров».

[Источник]: «Аль-мухтар фи маджаллят аль-манар», стр.16].


«Таким образом, мекканские правители выступили против ваххабитского призыва к исправлению и обновлению с самого момента его появления, объявив всему исламскому миру, что это – призыв к неверию, установлению недозволенных новшеств и вражде против мусульман и ислама. И такая задача облегчалась для них тем, что их голос звучал не откуда-нибудь, но из самой Мекки! В итоге им начало верить большинство из тех, кто привык следовать за любым, кто громче кричит, что способствовало осуществлению Османской империей своей военной экспедиции против Саудидов, в ходе которой она прибегла к помощи Египта».
[Источник]: «Аль-мухтар фи маджаллят аль-манар», стр. 36-37].


К числу причин противодействия салафитскому призыву Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба относится защита его противниками «своих порочных убеждений и ложных взглядов. Ведь когда среди многих мусульман возобладали проявления многобожия и распространились недозволенные новшества и суеверия, как то: почитание мертвых, обращение к ним за помощью, возведение памятников, постройка гробниц на могилах, их украшение и направление крупных пожертвований для них…, когда возобладало все это среди простых мусульман, то суфии и рафидиты обнаружили для себя в подобной атмосфере загнивания настоящее раздолье для распространения своей духовной заразы.

Когда же лучи салафитского призыва пронзили тьму, уничтожая грязь и скверну многобожия и призывая людей придерживаться единобожия во всей его чистоте, то противники осознали, что появление такого призыва предвещает закат их ложных учений. Собрав все свои силы, они принялись порочить как сам призыв, так и его сторонников, приукрашивая одновременно свои суфийские, рафидитские и прочие учения и пытаясь доказывать, что они и есть сама истина.

Так, мы обнаруживаем, что реакция суфиев на салафитский призыв сводится по существу к самовосхвалению, к защите суфизма и его последователей, к горделивому подчеркиванию своей принадлежности к тому или иному суфийскому тарикату: накшбандийскому, кадирийскому или тиджанийскому».

[Источник]: «Да‘ави аль-мунавиин ли да‘ват аш-шайх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», стр.74-75].

К числу причин возникновения противодействия призыву Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба относится и подстрекательская политика таких империалистических государств того времени, как Франция, Великобритания, Голландия и Италия, по отношению к самому призыву, его основателю и его последователям. Их обостренное внимание к салафитскому призыву объясняется тем, что он начал распространяться за пределами Аравийского полуострова, приобретая последователей как в мусульманских странах, так и в странах с мусульманскими меньшинствами.

 

А мусульмане, оказавшиеся под влиянием призыва Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, поднимали знамя сопротивления колонизаторским силам, и империалистическим государствам ничего не оставалось, кроме как изыскивать все возможные пути к натравливанию на этот призыв, сеять сомнения относительно его принципов и целей с тем, чтобы раскалывать единство мусульман для обеспечения господства над ними, колонизации их стран и разграбления их богатств.

 

На этой роли колонизаторских государств мы остановимся подробнее при опровержении измышления о том, что салафитский призыв шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба стал продолжением хариджитского призыва Абдель Ваххаба ибн Рустама.

Таковы некоторые скрытые причины, стоящие за появлением оппозиции салафитскому призыву шейха. В завершение темы приведу мнение Ахмада ибн Хаджара ибн Мухаммада Аль Тами касательно причин, приведших к неприятию многими Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его последователей при зарождении его призыва.

 

Шейх Ахмад насчитывает три таких причины:
1 – Простые люди во всех мусульманских странах относились к Османскому государству как к халифату, призванному утверждать религию, бороться с неверными и защищать шариат, принесенный Господином посланников (да благословит его Аллах и приветствует). И вот именно такое государство вдруг воюет с недждийским салафитским призывом, направляя войска для борьбы с Саудидами и их подавления.

2 – Ученые, которым привыкли верить мусульмане, также порицали шейха и его призыв, причем за ними следовали и другие, рангом пониже, втягиваясь в борьбу против призыва и ведя против него пропаганду.

 

3 – Паломникам приходилось слышать в Мекке от хиджазских шерифов и части мекканских и мединских ученых, которым свято верили и внимали простые люди, о том, что будто бы Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб и его последователи не уважают ни святых, ни праведников, когда разрушают их гробницы и запрещают посещать могилы; заявляют, что посох любого из них лучше [чем Мухаммад], и не любят Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), запрещая посещать его могилу. В силу упомянутых причин народные массы во всех странах получили отрицательное представление о шейхе и его последователях, посчитав, что он и его последователи неправы». [Источник]: Шейх Ахмад ибн Хаджар аль Тами. – «Аш-шайх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», Эль-Кувейт, 1403 г.х., стр.67-68].
 

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.