Непричастность шейха к хариджитам-рустамидам, и о европейских коллонизаторах которые противостояли призыву шейха. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Непричастность шейха к хариджитам-рустамидам, и о европейских коллонизаторах которые противостояли призыву шейха.

2019-11-28 429
Непричастность шейха к хариджитам-рустамидам, и о европейских коллонизаторах которые противостояли призыву шейха. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Не соответствуют истине и утверждения противников шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба о некоей связи между его призывом и ваххабитами-рустамидами и о том, что этот призыв оказывается продолжением идей и направления Абдуль-Ваххаба ибн Рустама аль-Хариджи. Для прояснения вопроса мы приведем некоторые сведения, относящиеся к Абдуль-Ваххабу ибн Рустаму, чтобы вскрыть главную цель тех, кто утверждает, будто бы призыв шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба является продолжением идей, направления и убеждений Абдуль-Ваххаба ибн Рустама.

[Опровержение такого утверждения сделал доктор Мухаммад ибн Саад аш-Шувайар в статье, опубликованной в «Маджаллат аль-бахс аль-исламий» (№ 8(28) от 1404 г.х., стр. 52-62) под заголовком: «Исправление одной исторической ошибки». Сведения, касающиеся Абдуль-Ваххаба ибн Рустама, заимствованы из нее].

Основатель государства Рустамидов в городе Тахерте в Магрибе [традиционное арабское название регионов Северной Африки, включающих в Марокко, Ливию, Алжир и Тунис] Ибн Рустам, почувствовав в 171 г.х. приближение своей кончины, завещал власть семи государственным деятелям, среди которых были его сын Абдуль-Ваххаб и некий Йазид ибн Фандик, но присягу на верность принесли Абдуль-Ваххабу, что дало начало конфликту между ними.

Ибадизм – религиозное направление, которого придерживался Ибн Рустам со своими сторонниками*, – разделился на две ветви: аль-ваххабийя (название, восходящее к Абдуль-Ваххабу ибн Абдур-Рахману ибн Рустаму) и ан-накарийя.

 

*[Ибадиты (абадиты) – последователи Абдаллаха ибн Ибада (2-ая половина VII в.), образовавшие наиболее “умеренную” из четырех основных хариджитских ветвей. Поводом послужил раскол, произошедший в 684 г.х. среди хариджитов Басры (Ирак), когда их “умеренное” крыло во главе с Абдаллахом ибн Ибадом, отказалось поддержать азракитов и выступить вместе с ними в военный поход против Омейядов. Ибадитская пропаганда имела успех во многих провинциях Халифата, но особенно – в Северной Африке, где в 70-х годах VIII века хиджры образовалось ибадитское государство Рустамидов, политическим и религиозным центров которого стал г. Тахерт].

 

Между обеими сторонами начались кровавые столкновения, закончившиеся поражением ан-накарийя и гибелью ее лидера Ибн Фандика. В период слабости представителей ан-накарийи к ним присоединились василиты-мутазилиты. [В данном случае автор, имея в виду му‘тазилитов в целом, дает им еще дополнительную характеристику, связанную с именем одного из основоположников му‘тазилизма – Абу Хузайфы аль-Газзаля Василя ибн ‘Ат (699-748 г.х.)].

Абдуль-Ваххаб ибн Рустам на склоне лет решил совершить хадж, однако его сподвижники посоветовали ему не отправляться в путь, опасаясь Аббасидов*. Абдуль-Ваххаб, считающийся основателем государства Рустамидов, широко распростершегося в Северной Африке, скончался в 211 году хиджры. [Подробнее см. Абдуль-Азиз Салим и др. – «Аль-Магриб аль-кебир», ч. 2. Бейрут, «Дар ан-нахда аль-арабийя», стр. 51-57].

 

*[Аббасиды – вторая династия халифов (749-1258), пришедшая на смену первой – Омейядов (см. выше). При Аббасидах завершилось создание Арабского халифата – крупнейшей после империи Александра Македонского мировой державы, павшей под ударами монгольских нашествий. Эпоха Аббасидов прославилась расцветом мусульманской государственности, наук и культуры].

Французский автор Шарль Андрэ в своей «Истории Северной Африки» описывает ее хариджитских правителей, рассказывает, в частности, о государстве Рустамидов в Тахерте, дает подробные сведения о верованиях и культурных особенностях хариджитов. Он убедительно показал, что хариджиты отличаются от суннитов по своим религиозным убеждениям.

[Подробнее см.: Шарль Андрэ. – «Тарих Ифрикийя аш-шималийя» (перевод на арабский Мухаммада Мзали и Башира ибн Саламы), ч. 2, стр.41-48].

Альфред Белл в своей работе «Исламские группировки в Северной Африке от арабского завоевания до наших дней», повествуя о хариджитах-ваххабитах, отмечает, что последователи Абдуль-Ваххаба ибн Рустама отличались бóльшим религиозным ригоризмом, чем остальные ибадиты, и ненавидели шиитов так же, как и суннитов.

[Подробнее см.: Альфред Белл. – «Аль-фирак аль-исламийя фи шималь Ифрикия» (перевод на арабский Абдаллаха Бадави), стр. 140-151].

Приведенный нами краткий очерк обнаруживает, что об ибадитско-хариджитских группировках известно многое, причем в значительной мере потому, что Абдуль-Ваххаб ибн Рустам сделал Тахерт идейным центром и открыл дискуссионый диалог с суннитскими учеными (алимами), в ходе которого, насколько можно судить, подвергались критике взгляды хариджитов, противоречащие взглядам приверженцев Сунны и согласия. Именно в этот диалог уходят корни представлений алимов и факихов Магриба относительно ибадитско-хариджитской группировки и ее идейных убеждений.

Колонизаторы же и другие заинтересованные стороны воспользовались той же основой для разжигания взаимной враждебности среди мусульман, навешивая на новый религиозный призыв, возникший ради исправления идейных позиций, старые одежды, ассоциируемые с осуждением и неприязнью.

Англичане, например, ощутили последствия салафитского призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в Индии – важнейшем для себя регионе, колонизацией и захватом богатств которого они так гордились, когда индийские мусульмане подхватили этот призыв под руководством исламского проповедника имама Ахмада ибн Урфана аш-Шахида и его последователей. [Подробнее см.: Мухаммад Камаль Джума. – «Интишар даават аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб хариджа аль-джазирати аль-арабийя», стр. 62-87].

 

Тот же самый призыв бросил вызов неверным из числа сторонников движения Кадианийи*, которое англичане хотели использовать в качестве средства для достижения своих целей.

*[Кадиания, или Ахмадия – псевдоисламское течение, образовавшееся в середине XIX в. в Британской Индии в результате проповеди Гуляма Ахмада Мирзы, провозгласившего себя Мессией (т.е. Христом). Особенность этого течения, получившего поддержку англичан, в том, что оно отказалось от джихада (вооруженной борьбы) как от одного из догматов религии].

 

Отсюда понятно раздражение англичан, их стремление покончить с призывом шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба (да пребудет с ним милость Аллаха!), который вновь взбудоражил исламский мир, стал новым стимулом к восприятию ислама, исходя из его чистых источников – Книги Аллаха и Сунны Его Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Не случайно англичане приложили немалые усилия и старания для достижения этой цели.

О том, как напугано и обеспокоено было британское правительство новым салафитским призывом, свидетельствует поездка Сэдлиера [1], заместителя главы британской администрации Восточной Индии, который предпринял трудное путешествие из Индии, чтобы добраться до Эр-Рияда и побывать на руинах Дир‘ии, разрушенной Ибрагимом-пашой [2] по предварительному сговору с англичанами, дабы лично убедиться в том, что с главным оплотом салафитского призыва покончено.Лишь успокоившись на этот счет, Сэдлиер продолжил свой путь к Ибрагиму-паше, чтобы встретиться с ним в Абар Али, неподалеку от Пресветлой Медины, и передать ему свои поздравления.

[1] [Дж.Сэдлиер – английский офицер, первым из европейцев пересекший Аравийский полуостров с востока на запад в 1819 г., и посетивший при этом развалины Дир‘ии].


[2] [Ибрагим-паша (1786-1848) – египетский военачальник и государственный деятель, последовательно занимал ряд высших постов в вассальном от Османской империи Египте. Приобрел известность после возглавлявшейся им военной кампании против ваххабитов в Аравии в 1816-1818 гг. В 1824-27 гг. командовал египетскими войсками, участвовавшими в подавлении греческого национально-освободительного движения 1821-29 гг. С 1847 г. – фактический правитель Египта, с 1848 г. – его наследный паша].

 

Сыграли свою роль и французы, обнаружив тот интерес, который к призыву шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба (да пребудет с ним милость Аллаха) проявили марокканцы в лице султана Марокко Сиди [Традиционный титул марокканских султанов и королей] Мухаммада ибн Абдаллаха аль-Алауи, начавшего бороться против греховных новшеств и суеверий, равно как и против суфийских братств, призывая вернуться к Сунне.

[Подробнее см.: Мухаммад Камаль Джума. – «Интишар даават аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб хариджа аль-джазирати аль-арабийя», стр. 235].

 

Вот как характеризует этого правителя французский историк Шарль Жюльен: «Сиди Мухаммад, человек набожный и богобоязненный, узнал от паломников о распространении ваххабитского движения на Аравийском полуострове и его поддержке Саудидами.

 

На него произвели большое впечатление лозунги движения, о чем свидетельствуют его слова: “Я –последователь маликитского мазхаба и ваххабит по своим убеждениям”.

 

Его религиозное рвение подвигло его к уничтожению сомнительных религиозных книг, поддерживавших ашаритский мазхаб*, а также к разрушению некоторых завий [завийа – келья, обитель мусульманского мистика]». [Подробнее см.: История Северной Африки, ч. 2., с. 311].

*[Ашариты – представители одной из основных школ калама (рационалистического толкования Корана), получившей свое название по имени своего ведущего идеолога аль-Аш‘ари (ум. в 935 г.)].

 

Итальянцев встревожил тот реформаторский призыв, с которым под влиянием призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба выступил в Ливии Мухаммад ибн Али ас-Сенуси с целью практического, реального возвращения ислама к его первоначальной чистоте и его истинному состоянию в душах людей, а также с целью отпора итальянским оккупантам, которые были заинтересованы лишь в эксплуатации богатств Ливии и расколу среди мусульман.

Голландцев же встревожил тот ощутимый всплеск интереса и стремления к исламу, который они обнаружили на островах Суматра, Ява и Сулавеси, и который был инициирован индонезийскими паломниками, совершавшими хадж. В ходе его они имели возможность познакомиться с исправительным призывом шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и воспринять его, убедиться в его несомненной пользе для веры, в его искренности и чистоте, в отсутствии в его основах чьих-либо личных амбиций. И этот призыв они донесли до своей родной страны, положив тем самым начало ряду движений, например, “Аль-Джам‘ийя аль-Мухаммадийя” в Джакарте, нацеленных на искоренение греховных новшеств и суеверий в сфере исламского образования.

Призыв Мухаммада Абдуль-Ваххаба оказал свое влияние и на европейцев, часть турок и африканцев, вызвав также значительный интерес к себе среди мусульман Сирии, Египта, Ирака, Афганистана и других стран.

Колонизаторы сотрудничали с некоторыми представителями османских властей, следуя своей линии на натравливание мусульман друг на друга с целью их ослабления. Ради ее достижения они старались вызывать из прошлого и приводить в движение то, что отвечало их корыстным устремлениям. Ради нее же они стали внушать невежественным и малограмотным людям, которые не читают и не вдаются в смысл услышанного (а таковых подавляющее большинство) ложные мысли о том, будто бы этот новый призыв – призыв шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, возникший на Аравийском полуострове, - есть не что иное, как продолжение разнузданного рустамидского хариджизма, противостоящего подлинной мусульманской доктрине и практике.

Взяв порочные стороны проповеди Абдуль-Ваххаба ибн Рустама, европейцы приписали их салафитскому призыву шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, воспользовавшись сходством их имен (Абдуль-Ваххаб). Таким способом они решали свою задачу очернения доброго имени шейха и его призыва, возбуждения в людях неприязни к нему, страшась возвращения мусульман на праведный путь.
 

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.