Сравнительная характеристика подходов к оценке стоимости бизнеса — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Сравнительная характеристика подходов к оценке стоимости бизнеса

2019-11-28 177
Сравнительная характеристика подходов к оценке стоимости бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ведение бизнеса основывается на четком понимании всех бизнес-процессов и постоянном мониторинге занимаемой среди конкурентов позиции. Основными целями ведения бизнеса являются создание активов и извлечение экономических выгод. В связи с этим возникает необходимость в оценке стоимости бизнеса.

Для более полного раскрытия сущности оценки стоимости бизнеса в статье рассмотрены общие понятия оценки. Для этого были даны характеристики таких определений, как цена, стоимость объекта оценки, итоговая величина стоимости[3].

В классическом варианте цена определяется как стоимость затрат плюс прибыль и представляет собой денежную сумму, предлагаемую или уплачиваемую участниками в результате совершенной или предполагаемой сделки.

Стоимость объекта оценки - это наиболее вероятная расчетная величина, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости.

Стоимость объекта оценки, рассчитанная при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке, характеризуется как итоговая величина стоимости объекта оценки.

Таким образом, оценка стоимости бизнеса позволяет определить текущую рыночную капитализацию организации. Для собственников компании это возможность оценить качество ведения бизнеса, определить сильные и слабые сферы деятельности. Для сторонних лиц данная оценка позволяет определить привлекательность инвестиций в данную компанию.

В проведении оценки стоимости бизнеса заинтересованы различные стороны, которые, стремясь реализовать свои экономические интересы, определяют цели оценки.

Для наглядности на рис. 1 представлены стороны, заинтересованные в проведении оценочной деятельности, а также даны их сопоставления с целями проведения оценки

Таким образом, к целям оценки бизнеса можно отнести следующие:

 Купля-продажа ценных бумаг. Подразумевает определение стоимости ценных бумаг общества для принятия обоснованного решения.

 Выработка стратегии организации в целях усовершенствования процесса производства и повышения эффективности управления, что должно способствовать увеличению рыночной стоимости бизнеса и снижению риска банкротства и разорения.

 Налогообложение в случаях, когда при определении налоговой базы необходимо провести объективную оценку дохода организации, ее имущества.

 Страхование, в процессе которого появляется необходимость определить стоимость активов в преддверии потерь.

 Определение кредитоспособности организации и стоимости залога при кредитовании. Оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости.

 Осуществление инвестиционного проекта. В данном случае для обоснования целесообразности осуществления инвестиционного проекта необходимо выполнить оценку предприятия как действующего и определить выгоды, которые последуют после осуществление инвестиционного проекта [4].

Выделяют множество подходов к оценке стоимости бизнеса, таких как: доходный, затратный, сравнительный, инвестиционный, опционный. Мы рассмотрим основные подходы, которые чаще всего применяются в оценивании бизнеса, т. е. доходный, затратный, сравнительный, а также предлагаем дополнить их интегрированным подходом.

Каждый подход позволяет подчеркнуть особые характеристики объекта оценки. Исходя из этого, в

Таблица 1

Сравнительный анализ подходов, используемых в оценке стоимости бизнеса

Параметр

сравнения

Подход

Доходный Затратный Сравнительный Интегрированный
Метод Метод капитализации доходов. Метод дисконтирования денежных потоков Метод стоимости чистых активов. Метод ликвидационной стоимости Метод рынка капитала. Метод сделок. Метод отраслевых коэффициентов Метод капитализации доходов. Метод дисконтирования денежных потоков. Метод стоимости чистых активов. Метод ликвидационной стоимости
Концепция Ликвидность Накопление активов Замещение Ликвидность, накопление активов
Принцип Ожидание Замещение Замещение Ожидание, замещение
Время Будущее Прошлое Настоящее (недавнее прошлое) Будущее, прошлое
Вид оценки Финансовая (бюджетная) Учетная (бухгалтерская) Рыночная (маркетинговая) Финансовая (бюджетная), учетная (бухгалтерская)
Анализ Фундаментальный Технический Технический Фундаментальный, технический
Цели Купля-продажа ценных бумаг; выработка стратегии организации; осуществление инвестиционного проекта; вклад в уставный капитал при создании хозяйственных обществ и товариществ Определение кредитоспособности организации и стоимости залога при кредитовании; страхование; налогообложение Купля-продажа ценных бумаг; вклад в уставный капитал при создании хозяйственных обществ и товариществ Купля-продажа ценных бумаг; выработка стратегии организации; осуществление инвестиционного проекта; вклад в уставный капитал при создании хозяйственных обществ и товариществ; определение кредитоспособности организации и стоимости залога при кредитовании;страхование; налогообложение

Для оценки стоимости бизнеса доходный подход считается наиболее подходящим, но в определенных случаях затратный или сравнительный подходы являются более точными и эффективными. Однако основные подходы в оценке не отражают всю информацию о развитии предприятия. В связи с этим появляется необходимость в интегрированном подходе, который использует принципы как доходного подхода, так и затратного, что позволяет при оценке бизнеса учесть наибольший диапазон информации.

Доходный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости предприятия, которая основана на определении ожидаемых доходов объекта оценки.

Данный подход используется, когда можно обоснованно определить будущие денежные доходы оцениваемого предприятия, выявить его производственные проблемы и резервы.

Для оценки с использованием доходного подхода применяются два основных метода расчета, представленных в табл. 2.

Затратный подход наиболее часто применим для оценки предприятий, имеющих разнородные активы, в том числе финансовые, а также когда бизнес не приносит устойчивого дохода.

Данный подход основан на принципе замещения, то есть актив не стоит больше, чем составили бы затраты на замещение всех его составных частей.

Затратный подход, в отличие от доходного, рассматривает стоимость объекта оценки на сегодняшний день с точки зрения затрат на его создание в прошлом.

Сравнительный подход предполагает анализ цен продажи и предложения подобных объектов с соответствующей корректировкой отличий между объектами сравнения и объектом оценки. Идея сравнительного подхода базируется на соблюдении принципа замещения, согласно которому стоимость оцениваемого бизнеса не может превышать стоимость другого доступного объекта оценки с аналогичными свойствами.

Данный подход отличается от остальных тем, что ориентирует итоговую величину стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям, а с другой стороны - на фактически достигнутые финансовые результаты.

Сравнительный подход предполагает использование метода компаний-аналогов (метод рынка-капитала, метод сделок) и метода отраслевых коэффициентов, которые представлены в табл. 4.

Оценка бизнеса методом компании-аналога предполагает, что сходные предприятия имеют достаточно близкое со отношение между ценой и важнейшими финансовыми показателями, такими как прибыль, денежный поток, уровень дивидендов, выручка от реализации, мощность производства, стоимость активов. Соотношение приведенных показателей называется мультипликатором.

В оценке стоимости бизнеса используются два типа ценовых мультипликаторов: интервальные (делятся на: «цена/ прибыль», «цена / денежный поток», «цена / дивидендные выплаты», «цена / выручка от реализации») и моментные (делятся на: «цена/банковская стоимость», «цена / чистая стоимость активов»)[5].

Из всего числа ценовых мультипликаторов в рамках сравнительного подхода на практике наиболее применим мультипликатор «цена / чистая прибыль», так как он учитывает зависимость цены компании от самого важного для владельцев компании показателя - величины ее чистой прибыли. Поэтому в качестве примера в табл. 4 при расчете метода рынка- капитала и метода сделок произведен расчет стоимости предприятия по мультипликатору «цена / чистая прибыль».

Для определения наиболее достоверной оценки стоимости бизнеса предлагаем использовать интегрированный подход стоимости, расчет которого базируется на использовании принципов как доходного, так и затратного подходов, что позволит учесть наибольший диапазон информации. Данный метод выражается следующей формулой:

где IPV - интегрированный показатель стоимости бизнеса;

FR№ - финансовый результат (чистая прибыль) в отчетном периоде №;

i - темп прироста финансового результата;

A - балансовая стоимость, рассчитанная методами затратного подхода;

d - динамика финансового результата.

Использование доходного подхода в этой формуле основывается на применении метода, учитывающего коэффициент прироста финансового результата, который можно определить в соответствии с формулой где FR№_j - финансовый результат (чистая прибыль) в предыдущем периоде (п-1).

Это дает возможность расширить спектр объектов оценки и делает ее более пригодной для определения стоимости анализируемых предприятий.

Динамика финансового результата характеризует темпы изменения капитала за несколько последних периодов, то есть прогнозирует возможную динамику развития фирмы. Для более точного анализа целесообразно учитывать динамику показателя капитала не менее чем за 4-6 лет.

Данный подход может быть использован как один из способов установления цены на объект хозяйствования. Он может найти свое применение в оценке имущества при передаче его от одного субъекта собственности другому.

Таким образом, в современных экономических условиях проявляется все большая необходимость в интегрированном подходе, который использует принципы как доходного подхода, так и затратного, что позволяет при оценке бизнеса учесть наибольший диапазон информации и может качественно сказаться на принятии оптимального решения

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.