Характер и частная жизнь Мохаммеда. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Характер и частная жизнь Мохаммеда.

2019-11-19 195
Характер и частная жизнь Мохаммеда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

До сих пор мы говорили лишь социальной жизни Мохаммеда. Попытаемся теперь востановить его характер и личную его жизнь по тем документам, что оставили нам арабские историки.
Вот что говорит один из них - Абулфеда, опираясь на описания, составленные современниками пророка, в частности его зятем и первым из его последователей - Али:

"Мохаммед был среднего роста, крепкого телосложения; он носил густую черную бороду; лицо его было полным и выразительным. Прожитые годы оставили свой след лишь несколькими белыми волосами на его голове и в его бороде. По своим моральным качествам он превосходил обычных людей. Часто обращаясь к Богу с молитвами, Мохаммед был чужд пустословия; он был немногословен. Лицо его отражало благожелательный спокойный нрав и справедливое отношение ко всем людям - как к родственникам, так и к посторонним, как к сильным, так и к слабым. Он любил обездоленных, он не презирал бедных и не почитал богатых. Он всегда стремился снискать любовь видных людей, заботился о привязанности своих компаньонов и никогда не отталкивал их от себя."

Мохаммед всегда внимательно выслушивал каждого, кто оказывался рядом с ним. Он никогда первым не прекращал разговора, никогда не отнимал свою руку, поданную кому-либо. Он участвовал в обсуждениях различных проблем наравне со всеми и всегда последним покидал собрание. Он часто посещал своих компаньонов, интересуясь всем, что происходило с ними. Он сам доил своих овец, не брезгуя при этом сесть на землю и испачкать свою одежду, которую носил затем в таком состоянии.
В числе компаньонов Мохаммеда были и бедные люди, которых называли " абль-саффа ", то есть " люди-скамейки ". Это были несчастные арабы, не имевшие ни жилья, ни семьи. Они ночевали в мечетях Медины, там же обитали и днем. Скамейки мечетей являлись основным местом их пребывания, этим и объясняется их прозвище. Мохаммед всегда приглашал на обед нескольких из них, остальных же поручал своим компаньонам. Один из них, Абу-Харайра оставил нам следующее повествование:

"Пророк ушел из этого мира лишь однажды насытившись ячменным хлебом; случалось, что в домах, где он обитал, в течение одного-двух месяцев не разводился огонь и не готовилась пища. Финики и вода были его обычной едой. Не раз я видел пророка, терзаемого голодом, - чтобы ослабить муки, он ремнем привязывал камень к своему животу."

Согласно другим арабским летописцам Мохаммед имел сильное самообладание; он был мечтателем, простым, молчаливым, но твердым в своих решениях, всегда, даже разбогатев, он сам обслуживал себя. Мохаммед мужественно переносил усталость; его твердость уравновешивалась его спокойствием. Один из слуг, состоявший при Мохаммеде в течение 18 лет, утверждал, что пророк ни разу не отругал его. Мохаммед был талантливым военачальником. Он не избегал опасности, но и не искал ее. Его здравомыслие позволяло поддерживать на высоком уровне смелость соотечественников.
Существует мнение, что Мохаммед был малообразованным человеком. Возможно, имей он лучшее образование, он сделал бы композицию Корана более стройной. Но вероятно и то, что будучи ученым, Мохаммед не создал бы новой религии - ведь только простым людям понятны чаяния народа. Так или иначе, прозорливость Мохаммеда была необычайной. Ее можно сравнить разве что с прозорливостью, которой обладал, согласно еврейским священным книгам, Соломон.
Будучи еще совсем молодым, Мохаммед однажды выступил в качестве арбитра в споре между двумя главными семьями Мекки. Они оспаривали право возвратить на прежнее место в отреставрированном храме Кааба знаменитый черный камень, якобы спущенный ангелом с небес для Авраама. Соперники уже приготовились взяться за оружие, когда Мохаммед постелил на землю свое пальто, положил на него камень и попросил вождей поднять пальто за края так, что камень оказался на нужной высоте. Тогда он сам взял его и водрузил на место, чем положил конец распре.
Единственной слабостью Мохаммеда были женщины. Впрочем, эта слабость была запоздалой, ибо до 50 лет он оставался верным своей первой жене. Мохаммед не скрывал своей страсти:

"То, что люблю я более всего, - это женщины и благоухания, то, что более всего утешает душу, - это молитва."

Возраст женщины не имел для Мохаммеда большого значения - Айше было всего 10 лет, когда он взял ее себе в жены, Маймуне же был 51 год. Однажды Мохаммед случайно увидел в неглиже жену своего приемного сына и воспылал к ней такой страстью, что сын вынужден был развестись и уступить свою жену отцу. Казалось бы, мусульмане должны были быть шокированы этим поступком, но ангел Гавриил, с которым Мохаммед общался каждый день, одобрил его - об этом есть даже запись в Коране.
В один год Мохаммед женился 4 раза; всего же он имел 15 жен, 11 из которых - одновременно. Для европейца это покажется странным, но жители Востока порой имеют и больше жен, - примером тому, согласно Библии, является царь Соломон.
Неизвестно, были ли все жены пророка верными ему. Не исключено, что и он был жертвой супружеской неверности, столь частой у европейцев, но редкой среди жителей Востока. В частности, Айша создавала ему немало проблем и давала повод для злословия. Однако ангел Гавриил удостоверил ее целомудрие, что нашло свое отражение в Коране. Мохаммед пришел к выводу о том, что не стоит иметь слишком много жен одновременно и запретил своим последователям иметь более 4-х жен. Напомним, что у арабов, как и у всех азиатов, полигамия существовала задолго до Мохаммеда. Существует она и теперь. Несмотря на слабость, питаемую Мохаммедом к женскому полу, он не отличался снисходительностью к женщинам. Хотя и не так строго, как в Библии, в Коране Мохаммед характеризует женщин как существа, падкие на украшения и туалеты и любящие спорить без причины. Еще он говорит:

"Я не знаю большей ошибки, чем то, что каждая из вас, женщин, заставляет мужчину, даже самого разумного и осторожного, нарушать моральные устои."

Абулфеда указывал на то, что из всех женщин Мохаммед выделял лишь четырех: Асию - жену фараона, Марию - мать Иисуса, свою жену Хадичу и свою дочь Фатиму; в то время как выдающихся мужчин он мог назвать множество.
Детей пророк имел только от первой своей жены, Хадичи. (Заметим, что он упоминает ее в числе тех четырех женщин, которых считал близкими к совершенству.) Всего у Мохаммеда было семеро детей - 3 сына (они все рано умерли) и 4 дочери. Самая известная из них - Фатима вышла замуж за приемного сына пророка - Али.
Мохаммед оставил вдовами 9 своих жен. После смерти пророка они не имели права снова выходить замуж.
Мохаммед не делал никаких чудес. Однако бытует мнение, что основателю религии "подобает" быть чудотворцем; поэтому некоторые чудесные деяния приписывались пророку его последователями. Вот, например, что говорится по этому поводу у Казимирского:

"Однажды на виду у всех он расколол Луну надвое. По его просьбе Бог повернул движение Солнца вспять, чтобы Али мог совершить полуденную молитву. Он пропустил ее, поскольку пророк спал тогда на его коленях, и Али не хотел будить отца.
Мохаммед всегда казался на голову выше любого из своих спутников, хотя на самом деле он был среднего роста.
Лицо пророка излучало свет. Когда он закрывал лицо руками, свет струился сквозь пальцы. камни, деревья, травы приветствовали пророка и склонялись перед ним; животные - газели, волки, ящерицы и другие - разговаривали с ним. Однажды к пророку обратился с речью даже зажаренный целиком козленок.
Мохаммед имел власть над демонами. те боялись пророка и верили в его апостольство.
Мохаммед мог делать зрячими слепых, исцелял больных и даже оживлял мертвых.
Однажды по его воле перед Али и его семьей вдруг чудесным образом возник стол, накрытый всевозможными кушаньями.
Мохаммед предсказал, что его потомки от Фатимы станут жертвами несправедливости и будут гонимы; предсказал он и то, что Оммиады будут править около 1000 месяцев. Все эти предсказания сбылись.

Все добрые мусульмане верят в то, что однажды ночью Мохаммед был вознесен на небо неким фантастическим существом - Бораком - крылатой женщиной-лошадью с павлиньим хвостом. Миновав 7 небес, пророк прибыл к трону Бога.
Считают, что Мохаммед был эпилептиком. Однако в арабских летописях я не нашел бы ничего, что указывало бы на это. Известны свидетельства жены Мохаммеда, Айши, что во время откровений пророк впадал в некое особенное состояние: к лицу его приливала кровь, он начинал стонать, а затем падал в обморок. Вне этих припадков Мохаммед, как и большинство людей с нарушенной психикой, имел вполне здравый ум.
С научной точки зрения, Мохаммеда, как и основателей других религий, следует считать психически больным. Именно такие люди, подверженные галлюцинациям, а не хладнокровные мыслители - способны повести за собой народ и основать религиозное учение. Роль сумасшедших людей в мировой истории необъятна. именно они создавали религии и разрушали империи. Их голоса поднимали на борьбу целые народы. Если бы миром управлял разум, а не безумие, ход истории был бы совершенно иным.
Существует мнение, что Мохаммед был самозванцем. Я не разделяю его. Лишь благодаря своим галлюцинациям Мохаммед нашел в себе мужество преодолеть то сильнейшее сопротивление, которым сопровождались первые его шаги. Чтобы внушить веру другим, нужно самому быть глубоко верующим. Мохаммед, уверовавший в поддержку Бога, черпал в этой вере силы для преодоления всех препятствий.
Наследием Мохаммеда стал арабский народ, представляющий собой единую нацию, исповедующий одну веру, подчиняющийся одному правителю. Несомненно, что именно этого и добивался пророк. Как правило, мы не знаем истинных причин тех или иных событий и потому считаем, что результаты, достигнутые политиками, и составляют цель их деяний. Рассуждения о том, насколько правомерен такой подход, вывели бы нас далеко за пределы нашего повествования.
Очевидно, что посредством исламизма Мохаммеду удалось достичь в Аравии таких результатов, которые были бы недостижимы за счет других религий - христианства или иудаизма. Польза, принесенная пророком арабскому народу, была огромной. Вот что говорит о роли пророка в истории арабского народа посланник Омара в беседе с королем Персии:

"Мы были слабыми и жалкими. Среди нас встречались такие, что утоляли голод, поедая насекомых и змей, такие, что убивали своих дочерей, будучи не в состоянии их прокормить. Погруженные во мрак суеверия и идолопоклонничества, не зная законов и не имея тормозов, мы всегда враждовали между собой, грабя и уничтожая друг друга. Теперь же мы возродились. Мы стали другим народом. Бог создал среди нас человека, отличного от всех знатностью происхождения, своей добродетелью и гениальностью; Бог назначил его своим посланником. Устами пророка он сказал нам: "
Я есть единственный Бог, я - вечен, я - создатель Вселенной. Я добр, и потому посылаю вам наставника, который направит вас. Путь, указанный им, спасет вас от наказаний, уготованных в загробной жизни нечестивцам и преступникам, этот путь приведет вас ко мне в "день блаженства".
Уверенность постепенно проникала в наши сердца, мы поверили в миссию пророка, признали, что он говорит от имени Бога, и что религия, принесенная им является единственно верной. Он осветил наш разум, остудил нашу ненависть, он сделал нас братьями, объединенными законами, диктуемыми мудрым божеством."

Итак, теперь мы можем сказать, что Мохаммед был одним из самых великих людей, которых знала история. Некоторые историки умаляли величие пророка в силу собственных религиозных предубеждений, но сегодня ему воздают должное даже христианские писатели. Вот как высказывается один из них - Барталамей сен Гилор (Bardhelemy Saint Hilare):

"Мохаммед был самым умным, самым религиозным, самым мягкосердечным арабом своего времени. Своим влиянием на людей он обязан только своему превосходству над ними. Религия, преподаваемая им, была огромным благодеянием для расы, принявшей ее."

В чем же заключается суть религии, подчинившей миллионы людей своим законам?
Какую новую правду несет она людям?

Сейчас мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Глава II. Коран.

§1. Краткое содержание Корана.

КОРАН, священная книга магометан, - это религиозный, гражданский и политический кодекс, определяющий поведение людей.

Следует сказать, что стиль Корана не везде одинаков: местами он превосходен, местами же порядок изложения божественных откровений оставляет желать лучшего. Это можно объяснить тем, что записи делались Мохаммедом всякий раз после общения его с архангелом Гавриилом; окончательная же редакция Корана была сделана уже после смерти пророка.
Мохаммед оставил после себя несколько вариантов записей каждого из откровений. Через много лет после его смерти наследники составили из них окончательную версию Корана.
В окончательной редакции Коран состоит из 114 глав, или сур, разделенных на стихи. Повествование ведется от имени Бога.
Арабы считают Коран уникальным, совершенно замечательным произведением. Конечно, здесь есть некоторое преувеличение, что вообще характерно для Востока, однако, нельзя не признать, что отдельные его отрывки действительно являют собой образцы высокой поэзии.
Философская концепция Корана почти полностью совпадает с философской концепцией двух предшествующих семитских религий: иудаизма и христианства. Существует мнение, что значительную часть и христианства, и ислама составляют ************* традиции Персии и Индии; однако это не так.
Мохаммед не был философом; его нельзя назвать глубоким мыслителем, сопоставимым с основателями брахминизма и буддизма. Если буддисты отрицали существование первопричины в мире и рассматривали Вселенную как сцепление необходимости и бесконечную череду соединений и разъединений, то Мохаммед не делал подобных выводов. Его нельзя назвать скептиком подобно авторам священных книг брахманизма; он не включил бы в Коран размышления, подобные тем, что можно найти в Ведасах (Vedas):

"Откуда все произошло? Есть ли это продукт труда одного создателя или нет? Это может знать лишь тот, кто наблюдает с небесных сводов, а может не знать и он."

(Для знакомства с буддийской философией и исторической религией я отсылаю читателя ко второму тому моего труда "Человек и общество". Там показано. как религия полностью отрицающая всякие божества, приобрела такую популярность, какой не имела никакая другая религия. Вместе с тем эта религия проповедует самую чистую мораль, что признает даже самый ортодоксальный писатель - знаменитый Макс Мюллер:
"самая высокая мораль, знакомая человеку до появления христианства, преподавалась людьми, в глазах которых боги были пустыми тенями, людьми, которые даже не строили церквей".)

Мохаммед стремился создать религию простую и доступную для народа, и он преуспел в этом. Он заимствовал то, что было необходимо, из других культов; он объявил, что продолжает дело библейских пророков, чьим откровениям (от Авраама до Иисуса) верил абсолютно. По существу,

> иудаизм, христианство и ислам представляют собой три ветви одного ствола и находятся в близком родстве.

Религия, основанная пророком, очень проста. Суть ее можно выразить несколькими строками:

>"исповедывать, что есть только один Бог, что Мохаммед есть его пророк, соблюдать часы молитв, раздавать подаяния, поститься в месяц Рамадан, совершать паломничество в Мекку."

Еще лаконичнее суть ислама можно выразить фразой:

>"нет другого Бога, кроме Аллаха, и Мохаммед - его пророк."

Чтобы дать читателю представление о Коране, я приведу здесь наиболее важные отрывки из него. Они могут показаться беспорядочными; я попытаюсь сделать повествование более ясным, сгруппировав цитаты должным образом.
Вот как Мохаммед определяет источник Корана и связь его с предшествующими ему священными книгами:

(В скобках указаны номера соответствующих сур.)

В каждой эпохе есть своя священная книга (XIII)
Эта книга послана людям Богом. Гавриил по велению Бога вложил в твое сердце, о Мохаммед, эту книгу. В ней верующий найдет подтверждение истинности предыдущих священных писаний и узнает счастливые вести.
Коран - это предупреждение. Всякий, кто захочет, запомнит его.
Он написан на священных страницах, возвышенных и чистых, руками правдивых, почитаемых писателей.(LXXX)
Я клянусь звездами, что проходят и гаснут(LXXX1), я клянусь внезапно наступающей ночью, клянусь занимающейся зарей, клянусь, что Коран - это слово благородного посланника. До Корана существовала священная книга Моисея. Она была послана людям как знак доброты Бога, чтобы служить им проводником на Земле. Коран - это ее подтверждение, написанное на арабском языке. В нем - предупреждение злым и счастливые вести добродетельным.
Бог рекомендовал эту религию Ною, и она открылась тебе, о Мохаммед! Именно она, эта религия, была рекомендована Аврааму, Моисею, Иисусу; им было сказано: "соблюдайте эту религию и не делитесь на секты". (ХLII)

Бог единственен на небе. Вот что говорит о нем пророк:

"Единственный на небесах и на Земле. Решив создать что-либо, он говорит: "пусть будет!", и это появляется. (LXIV) Бог един; он живой, незыблемый и нет другого Бога, кроме него. Бог сам является свидетелем того, что нет другого Бога; ангелы и все честные, умные люди повторяют: нет другого Бога, кроме него, могущественного и мудрого. (III) Каждый, имеющий разум, видит присутствие Бога везде - в самом создании неба и Земли, в чередовании дня и ночи, в кораблях, бороздящих моря, чтобы доставлять людям множество полезных вещей, в воде, падающей с небес и оживляющей мертвые земли, в разнообразии животного мира, в переменчивом ветре и в облаках между небом и землей.(II)
Бог имеет мрачный и достаточно мстительный характер, но не настолько, как об этом сказано в Библии. Это абсолютный правитель, весьма безответственный и капризный. Бог может быть снисходительным к людям, нарушающим его законы, но может быть и ужасным в своих карах. (XIII) Я клянусь рассветами и ночами (LXXXIX), тем, что сложно и тем, что просто. Не та ли это клятва, что поражает разумного человека? Разве не покарал Бог народ, живший в Ирем-городе, равного которому не было в нашей стране? Разве не наказал он тейнудитов, строивших свои дома в скалах лощины? Все они были угнетателями, они распространяли зло на Земле, и Бог наслал на них свою кару. Кто не поверит знаку Божию, узнает ужасную кару. Бог мстителен и всемогущ. (III) Гнев его ужасен. (XI) Бог внушает людям и страх, и надежду. Он создает дождевые облака. (XIII) молния воздает ему хвалу; ангелы, трепеща от страха, восхваляют его. Он мечет громы и молнии, он поражает неверящих в него, ибо он всемогущ."

В Коране говорится и о создании мира за 6 дней; о рае на Земле; об истории Адама, в том числе и о грехопадении человека - все это заимствовано из Библии. То же, что и в Библии, сказано в Коране и о загробной жизни. Вот как Мохаммед описывает страшный суд:

"Когда прозвучит оглушительный рев трубы, (LXXX) когда человек покинет брата, отца, мать, своих друзей и своих детей, когда расколется небо, (LXXXII) исчезнут звезды, соединятся моря, перемешаются могилы, тогда души увидят свои давние и недавние деяния.
Я клянусь небом и светом его, (XCI) клянусь полной луной, белым днем и темной ночью, клянусь небом и землей и их создателем, клянусь душой и тем, кто создал ее, кто вдохнул в нее и любовь, и ненависть - тот, кто чист душой, будет счастлив; тот, кто развратит свою душу, будет погублен.
Придет день, когда и земля, и небоизменятся, и люди предстанут перед Богом, единственным и победоносным. (XIV) Тогда ты увидишь преступников, чьи руки и ноги будут скованы цепью.
И затрубит труба, и все - на небесах и н земле - умрут, все, кроме тех, кого Бог захочет оставить в живых; и вторично протрубит труба, и все существа встанут и будут ждать. (XXXIX) И Земля осветится светом, исходящим от Бога, и каждая душа ответит за свои деяния. Каждому будет вынесен справедливый приговор, никто не будет обижен, ибо Богу известны деяния всех.
Толпы неверных будут отправлены в Геену. Толпы верующих отправятся в Рай. В Аду неверные будут пить кипяток, обжигающий их внутренности; (XLVII) неправедные будут окружены зловониями, кипятком и черным дымом. Клянусь луной, (LXXIV) клянусь ночью, которая только начинает отступать, клянусь зарей, которая только-только занимается, что Ад существует и это есть одна из самых страшных вещей."

Что же касается Рая, то там есть все, что может удовлетворить даже самые взыскательные натуры. Вот как рисует пророк картину Рая, обещанного праведникам:

"Там ручьи, которые никогда не пересыхают, там молочные реки, где вкус молока никогда не изменяется; там ручьи. струящие самые прекрасные вина. (XLVII) Там счастливые люди встречаются друг с другом и расспрашивают друг друга. (LXI) Там сады, где бьют не иссякающие источники; праведники будут отдыхать в Раю на коврах с парчовой подкладкой. В Раю есть два сада с фруктовыми деревьями; плоды их может срывать каждый, кто пожелает. (LV) Там будут юные девственницы со скромными взорами, не тронутые ни людьми, ни джинами. Девы эти напоминают гиацинты и кораллы. Кроме этих двух садов есть еще другие два сада, утопающие в зелени. Там также растут фруктовые деревья, пальмы и гранаты. Прислуживают там прекрасные женщины. Праведные женщины (да пусть будут они счастливы!) будут проводить там свои дни среди лотосов, лишенных иголок, среди банановых деревьев, усыпанных плодами, в тенистых садах, изобилующих фруктами и свежей водой; они будут отдыхать там на высоких ложах, и никто не потревожит их покой."

Мохаммед был весьма снисходителен к евреям и христианам, чего нельзя сказать об отношении его к идолопоклонникам. Он призывает к войне с последними. Пророк также весьма жестоко относится к неверующим:

"самые большие глупцы - это те, кто не верит в Бога, те, кто неблагодарен, (VIII) кто довольствуется жизнью на этом свете и не обращает внимания на наши предупреждения. (Х) Этих людей ждет огонь."

К евреям же и христианам, как уже говорилось, Мохаммед был весьма снисходителен и благожелателен, он находил, что нет

"никакого противоречия в их религии; их путь правилен. (II)" Вслед за другими пророками мы послали Иисуса, сына Марии, чтобы с его помощью утвердить пятикнижие. Мы дали ему Евангелие, несущее свет и предупреждение всем, кто боится Бога. (V) Верные люди присягнут Евангелию, тот же, кто не сделает этого, - тот неверный. (LXXII) С неверными следует разговаривать спокойно и отделываться от них любым подходящим способом.
У каждой нации есть священные обычаи, которым они должны следовать. Все, кто верит и следует своей вере, - евреи, христиане, сабиняне, - все, кто верит в Бога и в Судный день, все, кто творит добро, получат должное от своего господина; они не должны ничего бояться и не должны быть удручены. (III) Среди евреев и христиан есть истинно верующие, они смиряются перед Богом и не предают его наставлений; они будут вознаграждены Богом. Ко всем верующим следует обращаться со словами: "мы верим книгам, которые были нам ниспосланы; мы верим и книгам, ниспосланным нам. Наш Бог и ваш Бог един; мы полностью и безропотно покоряемся его воле."(XXIX)"

Что касается фатализма, в котором упрекают жителей Востока (хотя с тем же успехом в нем можно упрекнуть и современных ученых), я могу сказать, что не встретил в Коране ничего такого, что позволило бы упрекнуть его в фатализме более, чем, например, Библию. Вот что говорится в Коране по этому поводу:

"Вы можете желать лишь того, что пожелает Бог - властитель Вселенной, (LXXXI) все зависит от него. Смертный час каждого из нас назначен заранее - будет ли он в это время сражаться на поле брани или же будет сидеть дома. Бог создал все сущее из грязи, Бог определил конец каждой жизни. Конец известен заранее, он определен волей Бога, верите вы в это или нет. (VI) Каждая нация также имеет свой конец. Люди не могут повлиять на его срок, (VII) он не может быть ни отдален, ни приближен людьми. (XXIII) Ни на Земле, ни на небесах нет ничего, - малого, как атом, или огромного, что не было бы описано в книге судеб. (XXXIV) Богу известно каждое дитя, которое носит женщина в своем чреве; у господа на учете каждый год жизни старца; ничья жизнь не оборвется раньше, чем это указано в Книге. (XXXV) Никто не может задержать конец, назначенный Богом. (LXXII) Никакое несчастье не постигнет человека без разрешения Бога; Бог управляет сердцем каждого, кто ему верит, (LXIVI) кто исповедует самую прекрасную религию, кто доверился Богу, кто делает добро и следует вере Авраама. "


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.