Характер арабской завоевательной политики. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Характер арабской завоевательной политики.

2019-11-19 197
Характер арабской завоевательной политики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Политическая ловкость, которую проявляли первые последователи Мохаммеда, не уступала военному таланту, столь быстро приобретенному ими. В первых же военных походах они столкнулись с народами, веками угнетаемыми различными властителями и потому чуть ли не с радостью встретившими своих завоевателей, несущих им лучшую жизнь. Проявив политическую мудрость, халифы не прибегли к насильственному обращению побежденных народов в свою веру. Они повсеместно объявляли о своем намерении уважать верования подчинившихся им людей, уважать их обычаи, нравы, традиции. В качестве платы за обещанный мир, завоеванные народы облагались небольшой данью - значительно меньшей, чем та, что они платили своим прежним хозяевам.
Перед началом завоевательных походов в какую-либо страну арабы отправляли туда послов с предложениями о мирном соглашении. Содержание их почти всегда был одинаковым. Как утверждает арабский историк Эль-Масину, в 17-ом году Хежира Амроп заявил жителям города Газы, окруженного его войсками, следующее:

"Наш господин приказал нам воевать с вами, пока вы не примете наш закон. Станьте нашими братьями, поймите наши чувства и наши интересы, и мы не причиним вам вреда. Если же вы не желаете сделать этого, то платите нам пожизненно налог, и мы будем защищать вас от врагов. Иначе же мы будем воевать с вами, ибо так велит господь."

Точно так же звучали обращения арабов к египтянам и персам.
Поведение халифа Омара в Иерусалиме являет собой наглядный пример той мягкости, с которой арабы-завоеватели обращались с побежденными. Совершенно другую картину можно было увидеть в этом же городе несколько веков спустя, когда Иерусалим был захвачен крестоносцами. Омар вошел в священный город в сопровождении очень малочисленной группы своих сторонников. Он попросил патриарха Софрониуса сопровождать его при посещении всех мест, связанных с религиозными традициями. Жителям города он объявил о том, что они находятся в безопасности, что и имущество их, и церкви будут неприкосновенны, а также и то. что магометане не будут молится в христианских церквях.
Не менее доброжелательным было и поведение Амру в Египте. Он предоставил местным жителям полную свободу в выборе религии, провозгласил равенство для всех и неприкосновенность собственности, а также предложил заменить непомерно высокий налог, введенный греческими императорами, на фиксированный подушный годовой налог размером в 15 франков. Жители провинций были весьма удовлетворены такими предложениями, они поспешили принять предложение и заплатили налоги заранее. Арабы так строго придерживались принятых соглашений, были столь приятны в поведении по отношению к коренному населению, жившему прежде под гнетом христианских императоров Константинополя, что египтяне единодушно приняли их религию и язык. Никто из прежних правителей Египта не достиг такого результата, так как все они действовали силой.
Завоевания арабов, в отличие от всех других завоеваний, имели частичный характер. Все другие народы (например, варвары, покорившие римскую империю, или тюрки) создавали крупные империи, но не создавали цивилизаций. Более того, они едва ли были в состоянии освоить достижения цивилизаций побежденных ими народов. Арабы же, напротив, создали новую цивилизацию, совершенно отличную от предыдущих - они превратили беспорядочную толпу в цивилизованную нацию с общим языком и единой религией. Такие древние народы, как египтяне или индусы, приняли не только веру арабов, но и их обычаи, нравы и даже архитектуру. Истории известно много примеров того, как территории, оккупированные арабами, впоследствии подчинялись новым завоевателям, однако им не удалось ослабить влияние последователей пророка. Во всех уголках Африки и Азии, от Марокко до Индии, - везде, куда проникли магометане, их влияние оказалось незыблемым. Никто из новых завоевателей не смог уничтожить языка и религии арабов. Единственным народом, отступившим от цивилизации арабов, оказались испанцы, но они заплатили за это высокую цену - их цивилизация оказалась в состоянии глубочайшего упадка.

Первые преемники Мохаммеда.

Когда в 632 г. н.э. Мохаммед умер, труд его был лишь в набросках. Существовала опасность полного его исчезновения. Политическое единство Аравии было следствием единства религиозного, созданного Мохаммедом, и это религиозное единство могло нарушиться с кончиной пророка. Арабы признали авторитет пророка, миссия его была завершена, и ничто не указывало на необходимость появления преемника. Пророк никогда не говорил о преемниках, да и вряд ли нашелся бы человек, способный выполнить эту миссию - многочисленные племена, отказавшиеся в угоду пророку от своей независимости, не были расположены к тому, чтобы подчиниться новому господину. Наследию Мохаммеда угрожала и другая опасность: было немало людей, пытавшихся выдать себя за пророка. В большинстве своем они страдали галлюцинациями. Одному из таких лжепророков чуть было не удалось обратить в свою веру Йемен и, если бы не самоотверженность нескольких верных магометан, убивших самозванца, на самой прекрасной из аравийских земель ислам уступил бы место очередному "изму". Другой экзальтированный пророк ограничился лишь припиской нескольких новых глав Корана. Нужно сказать, что ему удалось -таки добиться достаточно высокой популярности.
Таким образом, труду Мохаммеда угрожало множество опасностей, и лишь благодаря прозорливости истинных преемников пророка Коран был спасен. Эти люди всей душой верили в святость наследия Мохаммеда и видели свою миссию в повсеместном утверждении Корана.
Первые преемники Мохаммеда: Абу-Бекр (632-634), Омар (634-644), Отман (644-655) и Али (655-660) были его компаньонами. Несмотря на свое высокое положение, они всегда сохраняли верность обычаям, были аскетичны в быту. После смерти Абу-Бекра все его наследство состояло из одежды, верблюда, на котором он ездил верхом и служившего ему раба. Жалование, которое он получал из казны в течение всей своей жизни, составляло всего 5 драхм. Омар, который всегда делил богатые трофеи между солдатами, носил заплатанную одежду и спал на ступенях храмов вместе с бедняками.
Переход от демократического режима к монархическому был незаметен. При первых преемниках пророка соблюдалось полное равенство - все пользовались одними и теми же правами. Однажды Али довелось выступать в суде в качестве обвинителя против одного человека, укравшего доспехи. Был случай, когда христианский король гасанидов, принявший ислам вместе со своим народом, будучи в Мекке, где он должен был встречаться с Омаром, ударил одного араба, нечаянно задевшего его. Араб обратился с жалобой к Омару, и тот вынужден был потребовать наказания короля по всей строгости закона: "око за око, зуб за зуб". Король был возмущен тем, что простолюдин поднял руку на господина. "Таков закон ислама. Нет ни каст, ни привилегий - все мусульмане были равны перед пророком, таковыми они останутся и перед преемниками его" - был ответ халифа.
Однако просуществовал этот справедливый обычай недолго. Дело кончилось тем, что халифы превратились в абсолютных правителей.
Абу-Бекр, как уже говорилось, был первым преемником пророка. Он стал таковым в тот день, когда Мохаммед назначил его читать вместо себя молитву. Со слов арабских историков, Абу-Бекр, приняв клятву верности от своих компаньонов, держал перед ними такую речь:

"на меня возложена обязанность управлять вами; помогите мне, если я делаю это хорошо, поправьте меня, если я ошибаюсь; всегда говорите мне правду - это истинное выражение вашей преданности и вашего усердия; скрывать правду от держателя власти есть предательство; передо мною все равны - и сильные, и слабые; я буду справедливо и непредвзято относиться ко всем; если же я когда-либо отступлю от закона бога и пророка, я потеряю право на вашу преданность."

Выбор других преемников сопровождался большими распрями. Абу-Бекру пришлось бороться и против соперников, метивших на его место, и против вождей, уклонявшихся от уплаты налогов, предписанных Кораном. Вскоре он понял, что лучший способ покончить с междоусобицами - это направить воинственность арабов против внешнего врага. Такой политики придерживались и преемники Абу-Бекра, и это немало способствовало распространению ислама. Как только арабам стало нечего завоевывать, они повернули свое оружие друг против друга. Началась эра разобщения, а затем и упадка арабской цивилизации. Мощь арабской империи была подорвана не внешними причинами, не сопротивлением побежденных арабами народов, а самими арабами.
Под руководством второго преемника Мохаммеда, Омара, арабы начали свои великие завоевания. При Абу-Бекре арабы одерживали отдельные победы в Сирии, но они были не слишком значительными, так как военное искусство арабов еще не было развито. Успехи, достигнутые исключительно благодаря природной смелости арабских воинов, чередовались с поражениями; лишь овладев в полной мере искусством ведения боя, арабы стали непобедимы. Омар был не только талантливым правителем и талантливым генералом, - он был еще и исключительно справедливым человеком. По свидетельствам историков, поднявшись в Медине на кафедру, как преемник пророка, он произнес следующие слова: "Все, кто меня слушает, знайте, что даже самый слабый из вас будет самым великим в моих глазах, если он будет справедлив; самый великий же покажется мне самым ничтожным, если он будет иметь непомерные претензии."

Фактически, империя арабов ведет свое начало именно с эпохи правления Омара.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.