Каковы правовые основы брака и семьи — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Каковы правовые основы брака и семьи

2019-11-18 121
Каковы правовые основы брака и семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С 1 марта 1996 г. вступил в Семейный кодекс Российской Федерации. В основе нового Семейного кодекса РФ заключено принципиально иное понимание взаимоотно­шений личности и государства - приоритет прав челове­ка. Основанием возникновения семьи является брак. СК определяет правовые основы брака: порядок заключения брака, права и обязанности супругов, содержание брачного контракта, права детей и родителей, порядок расторжения брака. Согласно СК, муж и жена, принимают равное участие в семейном воспитании детей, а сама семья находится под защитой государства. Брак, заключенный без намерения создать семью, в су­дебном порядке признается фиктивным. Документом, под­тверждающим факт регистрации брака, является свидетель­ство о браке, выдаваемое органом ЗАГСа. Зарегистриро­ванный брак в органах ЗАГСа порождает личные и иму­щественные права и обязанности между супругами. Распоряжаться общим имуществом мо­жет каждый из супругов. При этом предполагается, что он действует с согласия другого. Кроме законного режи­ма имущества Семейный кодекс предусматривает договор­ный режим имущества супругов. В этом случае он опре­деляется на основе брачного договора. Брачным догово­ром признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее их имущественные права и обязанности в браке или в случае его расторже­ния. Брачный договор (контракт) заключается в письмен­ной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Семейный кодекс закрепляет и собственность каждо­го из супругов. К ней относятся: 1.Имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, должно подтверждаться докумен­тами или показаниями свидетелей. 2. Имущество, полученное одним из супругов во вре­мя брака в дар, в порядке наследования или по иным без­возмездным сделкам. 3.Вещи индивидуального пользования (обувь, одеж­да, косметика, лечебные препараты и т.д.). Исключения сделаны для драгоценностей и других предметов роско­ши. Вторую группу представляют имущественные отноше­ния, связанные с содержанием супругами друг друга. Суп­руги обязаны материально поддерживать друг друга. При отказе в такой поддержке и отсутствии соглашения меж­ду ними об уплате алиментов средства на содержание мо­гут быть взысканы в судебном порядке.

 

Правовой статус ребенка

Глава 11 Семейного кодекса РФ посвящена личным и имуще­ственным правам несовершен­нолетних детей. К личным неимущественным правам не­совершеннолетних детей СК относит: пра­во жить и воспитываться в семье; право знать своих роди­телей; право на совместное проживание с ними и другие права. Одним из главных прав несовершеннолетних детей яв­ляется право на воспитание; право на присвоение ребенку имени, отчества и фамилии; право ребенка на защиту сво­их прав и законных интересов, а также право ребенка вы­ражать свое мнение. Конвенция о правах ребенка, принятая 22 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН и вступившая в силу для СССР с 15 сентября 1990 г., устанавливает, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к дан­ному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Го­сударства-участники конвенции уважают и обеспечивают все права, предусмотренные за каждым ребенком, не­зависимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, по­литических или иных убеждений, национального, этни­ческого или социального происхождения, имущественно­го положения, состояния здоровья ребенка, его родителей или законных опекунов. И первым среди всего многооб­разия прав ребенка стоит право на жизнь, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, знать сво­их родителей, право на заботу, право на совместное с ними проживание, если это не противоречит его интересам. Его логическим продолжением является сохранение ребенком индивидуальности, включая гражданство, имя и семей­ные связи. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если у родителей раз­личные фамилии, ребенку присваивается фамилия одного из них, а при отсутствии согласия родителей в этом воп­росе, споры разрешаются органом опеки и попечительства. Одним из важнейших является право ребенка на семейное воспитание, предусмотренное п. 2 ст. 54 СК РФ. Это право, прежде всего, заключается в обеспечении ребен­ку возможности жить и воспитываться в семье. Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей, обеспечение интересов и уважение его человеческого достоинства. Од­нако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на се­мью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав. Ст. 12 Конвенции и ст. 57 СК РФ предусматривают право ребенка выражать свое мнение, оговаривал, что та­кое право предоставляется ребенку, способному сформу­лировать свои собственные взгляды. Как только ребенок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Согласно ст. 57 СК РФ, учитывать мнение ребенка, достигшего 10-летнего возраста, обязательно за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Защита прав и законных интересов ребен­ка осуществляется родителями или лицами, их заменяю­щими, органом опеки и попечительства, прокурором или судом. При этом под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирую­щих имеющую место утрату прав, и др. Ребенок имеет право на защиту не только прав, но и законных интере­сов. Раздельное проживание с ребенком не освобождает родителей от обязанностей по защите прав и интересов. Впервые Семейный кодекс предоставил ребенку пра­во на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Ребенку предоставлено право самостоятельно обращаться за защитой своих прав и за­конных интересов в случае невыполнения, родителями своих обязанностей по воспитанию, образованию в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. Наряду с личными неимущественными правами Се­мейный кодекс РФ закрепляет и имущественные права несовершеннолетних. Так, ст. 60 СК РФ закрепляет право ребенка на полу­чение содержания от своих родителей и других членов семьи. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве али­ментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение ро­дителей или семей, их заменяющих, расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Ребенок имеет право собственности на доходы, полу­ченные им, имущество, полученное в дар или по наслед­ству, а также на любое имущество, приобретенное им на свои средства.                                                                  

 

Молодежь

Активная роль молодежи в процессе социализации обусловлена тем, что она не столь­ко копирует предлагаемые образцы адаптивного поведения и взаимодействия, сколько вносит в них новое содер­жание под влиянием изменивших­ся условий жизни. Участниками, агентами процесса социализации, которые способствуют передаче молодежи основных ценностей и норм и оказывают на нее влияние, являются семья, образовательная и профессиональная школа, круг друзей или сверстников, массовые комму­никации, социально-политические организации. От степени согласо­ванности, непротиворечивости, дополнения (или конкуренции) их воздействий зависит «качество» со­циализации, понимаемое как соответствие приобретенной социальной роли ожиданиям индивида и потребностям общества в преемственности поколений. Социальное отчуждение мо­лодежи связано с продлени­ем периода юности до 30 лет, при­чиной чему служит длительная эко­номическая несамостоятельность учащейся молодежи, ее растущая безработица. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 15-30 лет. Современная М. как социальная группа характе­ризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Усиление ориентации на общение лишь внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры с ее специфической системой ценностей труда, потребления, до­суга. Основные проблемы связаны с «жизненным стартом» - с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современных условиях они обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительности учебы. В сфере труда главной проблемой является безработица: в возрастной категории до 18 лет и 18-24 года она в несколько раз выше, чем в др. возрастных группах. В развивающихся странах, где проживает ¾ молодежи мира, затраты на образование в 10 раз меньше, чем в развитых странах, отсюда проблемы негра­мотности, получение преимущест­венно начального образовании, не­равенство в др. социальных сфе­рах. Безработица в этих странах среди молодежи особенно высока в связи с неразвитостью экономики и мно­гочисленностью молодого поколе­ния. Из-за нерешенности многих проблем молодежи возникают молодежные движения студенческие волне­ния, движение «новых левых», развитие контркультуры. Родившись как форма борьбы за права молодежи, и имея первоначально политическую ориентацию, некоторые из них превращались в «тотальный нонконформизм», наблюдался рост отклоняющегося поведения (напр., наркомании, молодежного вандализма). Многие молодые люди начинают свою трудовую жизнь в стесненных обстоятель­ствах (с низкой зарплатой и т.д.), что может неблагоприятно отра­жаться на их отношении к труду (на смену принципу оплаты по труду приходит принцип труда по оплате). Негативное влияние на отношение к труду могут оказывать и несоответствие полученного образования содержанию реально выполняемого труда (что приводит подчас к падению престижа ряда важных для общества профессий, например, инженеров), ошибки в выборе профессии, а также отстраненность молодых работников от управления, от принятия политических и хозяйственных решений. Существуют проблемы выбора профессии, о чем свидетельствует тот факт, что зна­чительное число выпускников не работает по избранной профессии. Молодежь испытывает трудности адаптации в трудовом коллективе – отсюда высокая молодежная текучесть. Медленно осуществляется профессиональный рост и продвижение на руководящие посты. Ряд проблем связан с досугом, общением, образованием семьи. Другой круг проблем связан с недостаточной материальной обеспеченностью (отсутствием собственного жилья, легальных возможностей дополнительных заработков). Вынужденное использование материальной помощи родителей нередко формирует у части молодежи социальный инфантилизм. Существование этих проблем при­вело к тому, что у некоторых групп молодежи труд перестал занимать важ­нейшее место в структуре жизнен­ных ценностей, ослаблялась иден­тификация со своей работой, тру­довым коллективом, предприятием, обществом, усиливались потребитель­ские установки. Особую заботу общества составляют не всегда благо­приятные изменения в политиче­ских идеалах, ценностных ориентациях, нравственных нормах молодежи. Молодежь нуждается в соз­дании благоприятных условий для самореализации, развития и про­явления своих способностей, зна­ний, навыков, стремлений. Основная задача здесь - избежать воспро­изводства социального неравенства через семью (неравенства в мате­риальной, социальной и т. п. по­мощи родителей) и через систему образования. Важно также фор­мирование в школе профессиональных навыков, соответствующих не только личным склонностям, но и потребностям общества, самостоятельности в мышлении и работе, навыков самоуправления. Все большую роль приобретает задача нравственного воспитания молодежи, формирования ее нравственных эталонов. Для решения этой задачи большое значение владеет овладение системой гуманитарного знания (литературой, историей, психологией и т.п.).


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.