Языковые и речевые (психолингвистические) универсалии. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Языковые и речевые (психолингвистические) универсалии.

2019-11-11 251
Языковые и речевые (психолингвистические) универсалии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В силу очевидной глобальности предмета типологии и лингвистики универсалий, представляется естественным, что в плане соссюровской оппозиции «язык — речь», большинство формулируемых универсальных закономерностей относится именно к «языку» — т.е. к инвариантной знаковой структуре. Вместе с тем для понимания глобальных черт языка (как объекта лингвистики) существенны также и универсальные закономерности реализации языка в речи, т.е. закономерности речевой деятельности, включая наблюдаемые черты устной и письменной речи.

Наиболее глубокие психолингвистические закономерности (такие, как закономерности восприятия и порождения речи; закономерности усвоения языка и развития детской речи; закономерности овладения вторым языком; закономерности в протекании речевых расстройств и др.) носят заведомо общечеловеческий характер и могут быть представлены в виде серий высказываний с универсальной отнесенностью. В теории речевой деятельности есть работы, в которых в е с ь объем представлений о предмете мыслится в качестве корпуса психолингвистических универсалий".

За пределами психолингвистики к речевым универсалиям относят наблюдаемые (а не глубинные) особенности устной и письменной речи, универсальность которых подтверждена эмпирически. Некоторые из таких универсалий сформулировал Б. А. Успенский:

В каждом языке существует инверсия (непрямой порядок слов) как способ логического или эмоционального выделения части содержания.

— В речи всегда можно построить общий вопрос без инверсии.

Если есть категория определенности /неопределенности, то возможно использование порядка слов как способа различения «данного» (ближе к началу предложения) и «нового» (ближе к концу).

— В речи всегда возможно паратактическое (бессоюзное и / или сочинительное) соединение предложений.

Для разговорной речи (в отличие от кодифицированной письменной речи и официальной устной речи) характерны такие черты:

Более быстрый темп.

— Большая употребительность синтаксических структур, произносимых с повышением интонации.

— Значительная деформация синтаксических структур (известных по описаниям кодифицированного языка) из-за сближения с «естественным» развертыванием высказывания

Высокая частотность лексических актуализаторов (А он что? обещал зайти?: У вас электрички как? всегда с опозданием приходят?).

— Устное вербальное общение осуществляется с большим или меньшим использованием паралингвистических средств (жесты, мимика).

— Распространенность контаминации, самоперебивов, «не достроенных» (в семантико-синтаксическом отношении) высказываний.

Психолингвистика, обращенная к индивидуальному языковому сознанию людей и к процессам речевой деятельности индивидов, обнаруживает закономерности не только надындивидуального, но и надэтнического характера, т.е. универсалии. В этом нет парадокса, поскольку речемыслительные механизмы сознания и латентные (скрытые) процессы порождения и восприятия текста определяются общечеловеческими нейропсихологическими закономерностями. По-видимому, многие понятия психолингвистики и теории коммуникации не только допустимо, но и предпочтительно формулировать в виде универсалий. Ср., например, понятия о пресуппозиции и постсуппозиции, представленные как универсалии: Адекватное восприятие сообщения на любом языке, во-первых, предполагает наличие у коммуникантов набора общих сведений (знаний), не выраженных в сообщении в явной форме; во-вторых, порождает или актуализирует корпус таких сведений.

Универсальный характер носят также некоторые закономерности ассоциирования: в условиях информационных перегрузок (например, при ускоренном поступлении информации) результаты ассоциативных тестов по своей произвольности и непредсказуемости больше напоминали реакции шизофреников, чем обычных людей.

 

58.   Статистические и динамические (диахронические) универсалии.

 

Поскольку универсалии понимаются как свойства, присущие любым языкам «всех времен и народов», то невозможно говорить о «синхронических универсалиях» — в той же мере, в какой избегаются оксюмороны вроде универсалии английского языка или жареный лед. Универсалии по определению панхроничны.

В лингвистике универсалий учет «фактора времени» возможен только на основе оппозиции, лежащей в иной плоскости — не синхрония-диахрония, а статика-динамика. Большинство универсалий, констатируя наличие определенных свойств и явлений в любом языке мира, представляют собой характеристики языков в статике.

Однако универсальные свойства языков не ограничиваются статикой. Существенная часть в списке общих черт всех языков относится к языковой динамике, т.е. к закономерностям протекания различных процессов в языках — то ли на «макроуровне» истории языков, то ли на «микроуровне» становления речевой способности человека, то ли в ежедневной динамике речевой деятельности — в процессах производства и восприятия речи.

Закономерности филогенеза и онтогенеза, как известно, в главном совпадают и коррелируют с закономерностями речевой деятельности и статической организации языка. Вот пример такой корреляции в аспекте универсалий:

1) в истории языков пассивные (страдательные) формы и конструкции формируются позже активных (действительных) форм и конструкций;

2) такая же последовательность формирования активных и пассивных форм наблюдается в развитии речи ребенка (т.е. в онтогенезе речевой деятельности);

3) при афатических нарушениях речи активные конструкции дольше сохраняются, чем пассивные, и соответственно раньше восстанавливаются при выздоровлении;

4) в любом языке имеются активные синтаксические конструкции (т.е. конструкции, в которых подлежащее и субъект действия совпадают), в то время как пассивные конструкции (подлежащее является не субъектом, а объектом действия) имеются далеко не во всех языках.

Универсальные закономерности динамики языка затрагиваются, с одной стороны, в диахроническом языкознании, а с другой, — в психолингвистике и в исследованиях по детской речи. Однако в той мере, в какой теория речевой деятельности и диахроническое языкознание представляют собой теоретические дисциплины, — в той мере в них ставятся вопросы об общечеловеческих (универсальных) чертах изучаемых процессов. Что касается лингвистики универсалий, то пока общие закономерности языковой динамики или диахронии не включаются в списки универсалий: останавливает принципиально вероятностный характер таких закономерностей. Они слишком зависимы от стихии социально-культурной истории, нередко носят слишком широкий, сложный, неформальный характер, их трудно предсказать.

В диахронии скорее всего не удастся сформулировать универсалии так же четко, как в списках статических универсалий. Тем не менее поиск универсальных закономерностей в истории языков продолжается. По-видимому, можно говорить о трех основных родах диахронических универсалий: во-первых, это универсальные закономерности в «технике» диахронии, т.е. в самих принципах и механизмах языковых изменений; во-вторых, «точечные» изменения, известные любым языкам (вроде ассимиляций или аналогических выравниваний в историях морфологии); в-третьих, известная общность в направлении языковых изменений.

1. Универсалии в «технике» языковых изменений связаны с ответом на вопрос, почему и как изменяется язык. «Механизмы» истории языков едины. Универсальна сама способность и готовность каждого языка изменяться «в ответ» на изменения в потребностях общения и познания. Универсальна вероятностная природа языковых изменений, а также соотношение стохастичности (беспорядочности, случайности) и детерминированности в языковых процессах. Эти наиболее общие универсалии реализуются в более частных закономерностях, носящих, однако, также универсальный характер (например, закономерности перерастания речевых изменений в языковые; неравномерность изменений разных языков; медленность изменений грамматики в сравнении с изменениями в словаре; подверженность изменениям в первую очередь более слабых участков системы и т.п.).

2. Класс универсальных «точечных» изменений объединяет процессы, которые могут носить относительно изолированный и частный характер, но могут быть и одним из проявлений более широких и общих диахронических закономерностей. В фонетике-фонологии это всевозможные факты ассимиляции, диссимиляции, палатализации, аккомодации; эпентезы, метатезы, элизии; дифтонгизации гласного, диерезы дифтонга и его моно- фтонгизации; явления ротацизма, ринезма, йотации, спиранти- зации, дезаспирации; смещения ударений и т.п. В сфере грамматики и словаря — грамматикализация, лексикализация, морфемная или семантическая деривация, лексические заимствования; опрощение, переразложение, деэтимологизация; фразеологизация и некоторые другие.

3. Универсалии, относящиеся к содержанию изменений, отвечают на вопрос о том, куда, в каком направлении развиваются языки. Общее в направлении языковых изменений носит социолингвистический характер

 

Универсалии детской речи.

 

Основные закономерности становления речи человека не зависят от его этнического языка и носят универсальный характер. С учетом соответствий между онтогенезом речи и историей языка наиболее интересны универсалии, связанные с относительной хронологией формирования тех или иных сопоставимых единиц, подсистем, структур и функций, составляющих речевую способность человека. Приведем примеры универсалий, относящихся к онтогенезу речи.

У детей до трех лет первичная артикуляционная группа превышает фонему.

— В детской речи различение гласных по подъему появляется раньше, чем различение гласных по ряду.

— Передние согласные (губные и переднеязычные) появляются раньше, чем непередние (средне- и заднеязычные).

— В детском лепете псевдослова (подобия слов на первом году жизни — тата, нана, дада, мама, баба и т.п.) представляют собой повторы (редупликации) слогов модели CV (консонант+гласный, причем, обычно открытый) и, как правило, хореичны (имеют ударение на первом слоге).

— Личные местоимения появляются в детской речи значительно позже частотных полнознаменательных слов.

— Понимание общих вопросов формируется в более раннем возрасте, чем понимание утвердительных (повествовательных) высказываний.

— Явления фатической коммуникации наблюдаются раньше, чем восприятие и порождение логически дискретных сообщений.

— Проявления эмоционально-эстетического отношения к языку наблюдаются раньше, чем метаязыковая рефлексия.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.