Роль государства в международном научно-техническом сотрудничестве — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Роль государства в международном научно-техническом сотрудничестве

2019-11-11 66
Роль государства в международном научно-техническом сотрудничестве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современная мировая экономика характеризуется стремительной интернационализацией сферы НИОКР и инноваций. Международная научно-техническая кооперация стала неотъемлемой составляющей интеграционных процессов. Внутренние национальные рынки становятся узкими для реализации масштабных инновационных проектов, и фирмы уделяют все большее внимание распространению своих новшеств за рубежом. Однако развитие международных научно-технических связей отличается противоречивостью. С одной стороны, налицо постоянное углубление кооперации. Начавшись с простого обмена инновационной продукцией, она достигла таких форм, как объединение инновационных ресурсов, совместное продуцирование и распространение инноваций, формирование международных инновационных механизмов. Особенно существенны масштабы этих процессов в рамках транснациональных корпораций. С другой стороны, резко обостряется конкуренция на мировых рынках наукоемкой, инновационной продукции, борьба государств за научно-технические и инновационные ресурсы. Наряду с мировыми экономическими лидерами – США, Западной Европой, Японией, к соперничеству подключаются новые индустриальные страны, развивающиеся государства. В этих условиях государство играет все более активную роль в регулировании международных аспектов инновационных процессов. Отметим несколько факторов политизации международной научно-технической сферы.

Во-первых, развитие международных научно-технических и инновационных связей непосредственно затрагивает общенациональные интересы как внутри страны, так и на международной арене. Естественно, что при этом международное научно-техническое взаимодействие превращается в объект государственного регулирования, а международная научно-техническая политика становится важным элементом всей внешнеэкономической стратегии.

Во-вторых, многие научно-технические, социальные, экологические проблемы человечества носят глобальный характер, их решение требует объединения инновационных усилий различных стран. Государственные структуры в этом случае либо непосредственно организуют, либо стимулируют международное сотрудничество. Иллюстрацией глобальной задачи может служить переход к устойчивому развитию цивилизации на базе нового мирового экономического порядка. Содействие отстающим странам в распространении передовых, инновационных технологий требует межгосударственной координации усилий.

В-третьих, мировые инновационные процессы тесно связаны с миграцией интеллектуального потенциала. Интеллектуальные ресурсы превращаются в доминирующий элемент национального богатства, и процессы их международного трансфера не могут остаться вне государственного воздействия.

В-четвертых, международные инновационные механизмы обладают гораздо более сложной структурой по сравнению с внутренними. Эффективное подключение к ним хозяйствующих субъектов зачастую невозможно, например, без помощи государства в области защиты интересов при осуществлении международных операций.

В-пятых, включение в международное научно-техническое сотрудничество во все большей степени обеспечивает национальную безопасность во внешних аспектах, включая военный, укрепление отношений с традиционными и приобретение новых государств-союзников.

Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон и т. п. Как и при воздействии на внутренние научно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные методы.

Государство может инициировать и непосредственно финансировать из бюджетных средств двусторонние и многосторонние международные инновационные программы и проекты, деятельность международных исследовательских организаций и технологических центров, совместных предприятий, формирование международной инновационной инфраструктуры, создавать специализированные фонды и т. д. Государственные учреждения создают юридическую базу кооперации как законодательной проработкой соответствующих вопросов, так и заключением международных договоров и соглашений, участием в работе совместных органов по вопросам науки и технологии. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам сотрудничества), так и специфические – таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и другие.

В перечне инструментов государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества отметим также:

• выбор и реализацию приоритетных направлений сотрудничества;

• финансирование кадровых обменов;

• подключение к мировым системам научно-технической информации;

• включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;

• оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества;

• поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса;

• государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей;

• зарубежное патентование за государственный счет;

• закупка зарубежной научно-технической литературы;

• привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных программ и проектов.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.