Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-11-11 | 106 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Инновационная деятельность предприятия может рассматриваться как ключевой инструмент достижения устойчивости развития предприятия, а управление инновационной деятельностью может рассматриваться как способ достижения целей и обеспечения эффективности инновационной деятельности.
Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.
Инновационной политикой предприятия можно назвать всю совокупность его отношений с внешней и внутренней средой, специфику осуществления властных полномочий, деятельность персонала предприятия по поводу практической реализации инновационной идеологии предприятия, достижения целей инновационной деятельности предприятия.
Инновационной политикой предприятия можно также назвать и совокупность практических мероприятий, направленных на достижение целей инновационной деятельности предприятия.
Полнота воплощения идеологии инновационной деятельности в инновационной политике предприятия связана со следующими условиями:
1) психологической готовностью должностных лиц предприятия к постоянной инновационной деятельности;
2) уровнем компетентности должностных лиц предприятия и рационального использования ими ресурсов предприятия для своевременного и полного решения задач инновационной деятельности предприятия;
3) точностью разработанных моделей деятельности предприятия (структурно-циклическая модель деятельности предприятия);
|
4) полнотой и достоверностью научного анализа процессов инновационной деятельности с использованием современных методов и др.
Важнейшими факторами, определяющими жизненность и эффективность инновационной политики предприятия, являются:
- ее соответствие объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества:
- правильный учет реальных ситуации на глобальном рынке и экономических, технологических возможностей предприятия.
Правильная, адекватная ситуации инновационная политика предприятия способствует повышению эффективности инновационной деятельности предприятия, его устойчивому развитию, а также научно-техническому прогрессу отрасли, поступательному движению общества.
Вся совокупность мероприятий, составляющих инновационную политику предприятия, представляет собой управляющие воздействия на его инновационную деятельность. По масштабу влияния и длительности этих последствий все мероприятия, составляющие инновационную политику предприятия, можно разделить на стратегическое управление инновационной деятельностью и тактику (текущее управление инновационной деятельностью), через которую реализуется инновационная стратегия предприятия.
В рамках текущей (оперативной) деятельности к стратегическим будет относить мероприятия по организации и управлению инновационной деятельности на протяжении всего жизненного цикла товара, мероприятия, направленные на продление жизненного цикла предприятия, а также инновационные мероприятия, касающиеся всего товара или/и его основных подсистем.
К тактическим управляющим воздействиям, направленным на повышение эффективности инновационной деятельности предприятия, будем относить мероприятия, направленные на реализацию инновационной стратегии предприятия и затрагивающие отдельные части его инновационной стратегии или блоки, элементы подсистем инновационного товара в течение относительно короткого промежутка времени или небольшой доли этапа жизненного цикла товара или инновационного проекта.
|
Тактика управления инновационной деятельностью предприятия не должна противоречить его инновационной стратегии. При этом тактика инновационной деятельности должна рассматриваться как краткосрочная форма реализации стратегии, при которой стратегические установки, мероприятия получают тактическое и операционное воплощение в конкретных мероприятиях и операциях.
Процесс разработки инновационной политики имеет определенную структуру. Структурой принято называть совокупность элементов системы и связей между ними.
Анализ процесса формирования инновационной политики и далее механизма управления инновационной деятельностью показывает, что разработка механизма управления инновационной деятельностью предприятия может включать этапы формирования:
1) философии инновационной деятельности предприятия;
2) идеологии инновационной деятельности предприятия;
3) политики инновационной деятельности предприятия;
4) стратегии инновационной деятельности предприятия;
5) механизма реализации стратегии инновационной деятельности предприятия;
6) тактики инновационной деятельности;
7) механизма реализации тактики инновационной деятельности.
Сферой влияния идеологии инновационной деятельности являются как разработка и обеспечение эффективности инновационной деятельности в рамках концепции устойчивого развития предприятия, достижение определенной гармонии, соответствия экономической, социальной, технологической и экологической составляющих устойчивого развития предприятия, так и гармония технологического развития самого предприятия и выпускаемых ими товаров и услуг, а также таких социальных гуманитарных элементов концепции устойчивого развития предприятия, как межпоколенное и внутрипоколенное равенство участников инновационного процесса, соблюдение прав и интересов будущих поколений как акционеров, так и сотрудников предприятия.
Будучи сформулированной, философия инновационной деятельностью предприятия становится основой и позволяет разработать модель, идеологию и культуру инновационной деятельности предприятия.
Идеология инновационной деятельности предприятия может рассматриваться как основа для формирования политики инновационной деятельности предприятия. В свою очередь политика инновационной деятельности предприятия может быть представлена как совокупность практических мероприятий, составляющих стратегию и тактику инновационной деятельности предприятия. Далее политика реализуется уже в виде политической стратегии, направленной на достижение желаемого результата инновационной деятельности предприятия за время, сравнимое с жизненным циклом товара или предприятия в целом.
|
В свою очередь стратегия инновационной деятельности предприятия реализуется, через согласованную во времени и пространстве их осуществления совокупность тактических инновационных мероприятий, в ходе которых осуществляется управляющее воздействие на процесс инновационной деятельностью предприятия.
Выработка конкретных управляющих мероприятий, их согласование со стратегией и тактикой инновационной деятельностью предприятия осуществляется в рамках механизма управления инновационной деятельностью предприятия.
Реализация механизма управления на основе конкретных технических средств в рамках системного подхода приводит к созданию системы управления инновационной деятельностью предприятия.
Концепция формирования инновационной идеологии и политики предприятия, как основы механизма управления инновационной деятельностью предприятия, создает преимущества его устойчивого развития на основе обеспечения эффективности функционирования механизма управления инновационной деятельностью предприятия и заключается в последовательной разработке философии инновационной деятельности предприятия, которая затем воплощается в системно согласованных и взаимообусловленных идеологии инновационной деятельности, инновационной политике, стратегии и тактике предприятия.
Инновационную политику можно представить в рамках трех основных элементов: постановка целей и задач инновационного развития; выработка эффективных методов и средств достижения поставленных целей, а также подбор и организация кадров, способных решать поставленные инновационные задачи. В этой связи важно, чтобы стратегии инновационного развития, формирующие основу инновационной политики на предприятии, соответствовали таким требованиям, как:
|
• подчиненность ведущей цели корпоративного развития;
• ориентация на экономический результат новых технологий;
• научная обоснованность, использование современного методологического аппарата;
• измеримость в конкретных показателях;
• реальность достижения планируемых параметров с учетом внешних возможностей и угроз, внутренних сильных и слабых сторон;
• гибкость или возможность корректировки параметров под воздействием изменений факторов внешней или внутренней среды;
• согласованность достигнутых и планируемых целей, когда эффективное достижение первых обеспечивает реализацию предстоящих.
Последовательность формирования инновационной политики на предприятии можно представить несколькими основными этапами.
1.Анализ состояния инновационных процессов в предшествующем периоде и выработка рекомендаций. Основной целью проведения такого анализа является изучение динамики, масштабов, форм и эффективности инновационного развития на предприятии в ретроспективе. Такой анализ позволяет выявить позитивные моменты и негативные тенденции, выработать рекомендации по их учету при формировании направлений инновационного развития.
2.Разработка конкурентоспособного инновационного поведения в предстоящем периоде, постановка целей и задач и их координация с корпоративными планами развития. На основе результатов СВОТ-анализа состояния инновационных процессов на предприятии, его корпоративных ориентиров роста и развития осуществляется генерирование инновационных идей. Перспективные новые и улучшающие технологии ранжируют на основе классификации инноваций, определяя их возможности в отношении экономического роста и конкурентоспособности предприятия. На этапе реализации эти параметры послужат основой для внутрихозяйственного анализа и контроля планируемых и достигнутых показателей экономического роста и развития.
3. Исследование инновационной активности в предшествующем периоде и оценка современного состояния инновационной инфраструктуры. Варианты новых и/или улучшающих технологий оценивают с позиции их эффективной реализации в инфраструктурных условиях предприятия. Для этого проводят анализ осуществленных НИОКР, сравнивают полученные результаты с поставленными целями и задачами. В рамках такого анализа получают данные об экономических возможностях предприятия по разработке и реализации стратегии лидера, основанной на новых технологиях, или стратегии последователя, направленной на внедрение улучшающих продуктов.
|
4. Формирование инновационных стратегий, согласование их по
срокам, ресурсам и исполнителям. Оно осуществляется с учетом
альтернативных вариантов разработки и реализации инновационных проектов в разные сроки, с использованием ресурсов из всевозможных источников, с привлечением различных специалистов.
5. Определение экономической эффективности, отбор и формирование портфеля инновационных проектов. Сформированные на предыдущем этапе варианты стратегий инновационного развития представляют в форме инновационно-инвестиционных проектов или бизнес-планов. Наряду с количественными показателями общей и внутрихозяйственной эффективности инновационные проекты можно ранжировать по качественным характеристикам, что позволит классифицировать разнохарактерные проекты и сформировать из них портфель инновационных разработок. При этом учитывают следующие основные признаки проектов: степень важности, сроки реализации, жизненный цикл инноваций, привлекаемые в инновационный проект ресурсы, уровень риска.
6. Оценка инновационного потенциала и обеспечение на корпоративном уровне эффективного оперативного управления стратегиями инновационного развития. На этом этапе проводится окончательный отбор стратегии инновационного развития, которая отвечает требованиям организационно-экономического обеспечения. Если по результатам оценки инновационного потенциала возможности эффективной инвестиционной поддержки оказываются низкими, новую или улучшающую технологию можно включить в портфель инновационных проектов и реализовать разработки при более благоприятных условиях. Если по результатам оценки инновационного потенциала возможности эффективной инвестиционной поддержки оказываются высокими, предприятие приступает к реализации проекта. Достижение поставленных целей и задач организуется и контролируется на уровне корпоративных отношений.
7. Анализ и контроль поставленных и достигнутых стратегических целей инновационного развития, выявление отклонений. В процессе реализации стратегий инновационного развития обеспечивается не только их организационно-экономическая поддержка, но и своевременная корректировка при существенных изменениях конъюнктуры на рынке, выведении конкурентами продуктов-аналогов, появлении новых научных знаний, дестабилизации экономической обстановки на самом предприятии. Выявленные отклонения получают отражение в реализуемых стратегиях инновационного развития.
Для проведения активной инновационной политики, направленной на экономический рост и усиление конкурентоспособности предприятия на основе оценки эффективности новых технологий и улучшающих продуктов, необходима также дальнейшая разработка соответствующего организационного обеспечения. Речь идет о том, что на практике нужно использовать инструментарий, позволяющий добиться отражения в корпоративной планово-экономической работе закономерных процессов генерирования, оценки, отбора и внедрения продуктовых и технологических нововведений. В этих целях требуется научно-методическая разработка вопросов определения объективно необходимых функций управления инновационными преобразованиями, оптимального распределения этих функций между руководителями, отделами, подразделениями, установления управленческих процедур, прав, обязанностей и ответственности служб и должностных лиц в процессе разработки и реализации стратегий инновационного развития. Тогда станет возможным исполнение таких функций управления инновационным развитием, как учет, анализ, контроль и регулирование тех организационно-экономических параметров, от которых зависит эффективность новых и улучшающих технологий. Посредством распределения аналитических процедур, а также контроля степени достижения поставленных целей и задач можно обеспечить наиболее полное использование возможностей экономического роста и конкурентоспособности на основе инноваций. В результате организационно-экономические подходы формирования эффективной инновационной политики на предприятии можно сгруппировать и представить в рамках следующих основных управленческих процессов:
• организация информационного обеспечения;
• распределение функций между структурными подразделениями и должностными лицами на базе центров ответственности;
• установление новых функциональных обязанностей структурных подразделений по разработке и реализации стратегий инновационного развития;
• определение прав и ответственности руководителей и структурных подразделений в сфере внедрения новых и улучшающих технологий.
Решение задач информационного обеспечения тесно связано с формированием плана корпоративного развития, в составе которого целесообразно предусмотреть использование справочно-аналитической базы, отражающей достижения науки и техники, потребительские и конкурентные тенденции на рынке и нормативно-правовые закономерности. Ведущим исполнителем по разработке корпоративного плана может стать, к примеру, группа стратегического развития, в задачи которой входит решение следующих традиционных вопросов: сбор и анализ научно-технической и рыночной информации, обеспечение отделов и работников специализированными аналитическими материалами, оценка и выдача проектных материалов.
Следует подчеркнуть, что для эффективного информационного обеспечения необходимо выполнение таких функций, как сбор и анализ нормативно-справочных баз данных и распределение отобранных материалов между заинтересованными пользователями. Эти функции по своему содержанию достаточно аналогичны тем, которые традиционно выполняет группа стратегического развития. Для реализации инновационной политики на корпоративном уровне представляется целесообразным поручить указанной группе совместно с патентно-лицензионным отделом (если они имеются на предприятии) выполнение следующих работ:
· анализ источников патентной информации Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатента), Федерального института промышленной собственности, Всероссийской патентно-технической библиотеки, а также, по возможности и при необходимости, Евразийской патентной организации, Всемирной организации интеллектуальной собственности, Европейского патентного ведомства, Всемирной базы патентных данных; распределение собранных данных по функциональным отделам (НИОКР, производство, маркетинг), сбор замечаний от отделов по качеству информации, а также обобщение, анализ и оценка предложений по использованию полученной информации;
• отслеживание информации о выставках, конференциях, семинарах, посвященных презентации прогрессивных технологических разработок, изучение и определение возможностей внедрения передового опыта;
• установление взаимоотношений с научно-информационными центрами, научно-исследовательскими организациями, вузами, венчурными фондами, бизнес-инкубаторами, технопарками, наукоградами по трансферу инновационных разработок;
• координация работы инженерных служб, производственных подразделений, маркетинговых и сбытовых отделов в области генерирования инновационных идей;
• учет обработанной патентно-лицензионной и научно-технической информации при определении стратегических ориентиров экономического роста и корпоративного развития предприятия.
Выполнив эту работу, группа стратегического развития сможет не только обеспечить соответствующие службы необходимой информацией инновационного характера, но и использовать полученные от специалистов оценки и предложения при формировании корпоративных планов. Для анализа эффективности внедрения инновационных разработок в производственный процесс целесообразным представляется также распределение предприятием функций по осуществлению аналитических расчетов между соответствующими службами и отделами. Для этого можно использовать методические подходы, составляющие основу механизма экономической оценки и отбора инновационных разработок. В качестве исходного блока распределения аналитических задач между функциональными отделами и службами можно рекомендовать оценку инновационного поведения (табл.3).
В основе рационального распределения аналитических задач по оценке инновационного поведения использован функциональный подход. Как видно из приведенной таблицы, подразделению НИОКР предлагается оценить возможности расширения патентного портфеля за счет совершенствования используемых технологий или формирования новых разработок. Специалисты отдела маркетинга, в свою очередь, оценивают размеры роста доли предприятия на рынке благодаря предлагаемым НИОКР продуктовым и технологическим инновациям. Корпоративное руководство (это может быть генеральный директор или директор по стратегическому развитию) оценивает влияние и перспективы инновационного развития на рост стоимости компании и ее акций. Аналогичным образом на основе функционального подхода группа стратегического развития может распределить аналитические задачи между службами и отделами предприятия по оценке инновационной активности и инновационных процессов. Выводы, сделанные специалистами соответствующих отделов, затем анализируются и принимаются группой стратегического развития в качестве концептуальной основы инновационного развития.
Таким образом, распределение и систематизация функциональных обязанностей позволяют определить долю ответственности отделов и служб в процессе инновационного проектирования и выявить центры ответственности.
Таблица 3
Функциональное распределение задач по оценке параметров эффективности стратегий инновационного развития
Подраз-деление НИОКР | Отдел маркетин га | Производственный отдел | Отдел финан сов | Корпора-тивное руко-водство | Отдел кадров |
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!