C. Сравнения для несчастий, проистекающих из чувств-желаний — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

C. Сравнения для несчастий, проистекающих из чувств-желаний

2019-10-30 188
C. Сравнения для несчастий, проистекающих из чувств-желаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ищут ли они их, обладают ли ими,

Но всегда люди жаждут большего.

Если давать им волю, страдание неизбежно.

Как горящий факел из травы, они обжигают руку.

Кто из владеющих собой

Будет искать удовольствие в чувствах-желаниях?

Несдержанны те, чьи сердца поддаются их обману,

Приближаются они к гибели, а не к блаженству,

Их можно сравнить с лютыми,

Пришедшими в ярость змеями.

Кто из владеющих собой

Будет искать удовольствие в чувствах-желаниях?

Подобно голодной собаке, грызущей кость,

Люди чувствуют их вкус,

Но никогда не получают удовлетворения.

Они - это груда старых, сухих костей.

Кто из владеющих собой

Будет искать удовольствие в чувствах-желаниях?

Их объекты делят на равных правах

Короли, воры, огонь и вода,

Ничего кроме зла не бывает от них.

Они только приманка, выставленная напоказ,

Кто из владеющих собой

Будет искать удовольствие в чувствах-желаниях?

У тех, кто стремится к ним, много несчастий

От врагов и от собственных их отношений.

Их удел - быть гонимыми шайкой разбойников.

Кто из владеющих собой

Будет искать удовольствие в чувствах-желаниях?

Этих людей, кто жаждет найти их в горах и лесах,

В океанах и на потоках речных, преследуют беды.

Они подобны зрелым плодам,

Висящим высоко на деревьях.

Кто из владеющих собой

Будет искать удовольствие в чувствах-желаниях?

Добытые ценой многих жестоких усилий,

Они часто исчезают в одно мгновение.

Поэтому, в сущности, они - наслаждения сна.

Кто из владеющих собой

Будет искать удовольствие в чувствах-желаниях?

ВСПОМИНАНИЕ О СМЕРТИ

В "вспоминании о смерти" слово "смерть" относится к моменту прекращения действия жизненной силы, благодаря которой длится существование. Тот, кто хочет совершенствоваться в практиковании вспоминания о смерти, должен в спокойном уединенном месте сосредоточить разумное внимание на следующих словах: "Смерть придет, сила жизни иссякнет", или просто "Смерть, смерть". Но тот, кто примется размышлять о смерти неразумно, будет печалиться, вспоминая о смерти любимого человека, как горюет мать, когда думает о смерти дорогого любимого чада, и будет радоваться, вспоминая о смерти нелюбимого человека, как веселится противник, думая о смерти врага; и будет равнодушен, думая о смерти безразличного лица, как человек, в течение целого дня сжигавший человеческие трупы, смотрит уже без содрогания на мертвые тела, и, наконец, вспоминая о собственной смерти, будет чувствовать дрожь во всем теле, какую ощущает испуганный человек, когда видит перед собой убийцу с обнаженным мечом. И все это происходит в результате отсутствия разумности в волнении, связанном со смертью, из-за недостатка внимательности и познания.

Поэтому йогину следует созерцать, где это возможно умерших и убитых людей, обращая особенное внимание на смерть тех, кто умер в самом расцвете сил.

К этому наблюдению прилагается внимательность, разумность в волнении и познание; сосредотачивание внимания на объекте этой медитации сопровождается словами: "Смерть придет" и т. п. Когда он действует подобным образом, он действует разумно, т. е. он действует преднамеренно. Ибо только в результате такого образа действия будут устранены препятствия, установится внимательность, объектом которой является смерть, и будет достигнута определенная степень сосредоточения. Если этого недостаточно для достижения пороговой ступени концентрации, он должен вспоминать смерть, исходя из следующих восьми точек зрения:

1) как убийцу, стоящего перед ним;

2) исходя из несостоятельности жизненных достижений;

3) согласно выводу;

4) так как у тела много законных владельцев;

5) исходя из нестойкости материала жизни;

6) исходя из отсутствия знаков;

7) так как время жизни ограничено;

8) исходя из краткости мгновения.

1. Как убийцу, стоящего перед ним означает "как если бы убийца стоял перед ним". Он должен вспоминать, что смерть стоит перед каждым из нас подобно убийце с занесенным над нашей головой обнаженным мечом и готовым отсечь ее! А почему? Потому что смерть появляется вместе с нашим рождением и лишает нас жизни. Как гриб, вылезающий из-под земли, несет на шляпке грязь, так живое существо, рождаясь, выносит с собой на свет разложение и смерть. Смерть появляется вместе с жизнью, потому, что тот, кто рожден, должен непременно умереть. Следовательно, существо с момента его рождения неудержимо движется в направлении к смерти, и нет такого мгновения, чтобы оно повернуло вспять; так солнце, как только оно взойдет, начинает движение к закату, и нет такого мгновения, чтобы оно повернуло вспять на своем пути в этом направлении; или так же горный поток, который срывается с кручи и водопадом низвергается вниз, ни на мгновение не повернет назад. Для того, кто движется подобным образом, смерть всегда приближается; так иссякают ручьи, высыхая от летней жары; так однажды ранним туманным утром падают с деревьев плоды, у которых подгнили черенки; так разбивается глиняная посуда от удара молотка; так испаряется роса под лучами солнца. Так смерть подобно убийце с обнаженным мечом появляется вместе с рождением. Как убийца с мечом, занесенным над нашей головой, она лишает нас жизни. И нет никакой надежды, что она от этого воздержится.

2. Исходя из несостоятельности жизненных достижений означает, что здесь, в этом мире преуспевание возможно лишь до тех пор, пока его не сломит неудача. Ничто из достигнутого не может избежать возможного уничтожения. И болезнью кончается здоровье, старостью - юность, смертью - жизнь; может ли преуспеть кто-либо из обитающих в этом мире, кто-либо из тех, кто страдает при рождении, кого застигает врасплох старость, кто угнетаем болезнью, кого сваливает с ног смерть. Размышляя таким образом, он должен вспоминать о смерти с точки зрения несостоятельности всех жизненных достижений.

3. Согласно выводу означает, что, исходя из знания о других, делают вывод для себя. И это осуществляется посредством сравнивания себя с семью типами личностей: великими в славе, великими в заслугах, великими в могуществе, великими в магии, великими в мудрости, Пратьекабуддами и совершенно просветленными Буддами.

В какой форме? Эта смерть сразила даже таких царей, как Махасаммата, Мандхату, Махасидассана, Дилханемин и Нимиппабхути, тех, кто обладал громкой славой, блестящей свитой, несметными сокровищами и властью. И разве со мной не случится того же?

Прославленные, величавые цари,

Подобные Махасаммате и другим,

Все они пали, сраженные могуществом смерти.

А что же тогда говорить о людях, подобных нам? И то же самое по отношению к другим шести типам выдающихся людей: Таким образом ученик делает вывод для себя, исходя из знания о других, тех, кто достиг великой славы и т. п., т. е. приходит к заключению о том, что смерть является общим уделом и для него, и для них. Когда он вспоминает, что "смерть не минует меня, если она не пощадила даже этих выдающихся людей", то объект этой медитации достигает пороговой стадии сосредоточения.

4. Так как у тела много законных владельцев - тело является общей собственностью многих. Его делят между собой восемь видов паразитических животных и влекут его к смерти своей беспокойной жизнедеятельностью. Оно подвержено многим сотням внутренних болезней и может погибнуть от таких внешних причин, как укусы змей, скорпионов и т. п. Так же, как летящие во всех направлениях стрелы, копья, пики и т. п. попадают в мишень, расположенную в средокрестии этих путей, так на тело обрушиваются все виды несчастий. И вследствие бешеной атаки этих несчастий оно повергается насмерть. Поэтому Владыка сказал: "Вот, монахи, когда кончается день и наступает ночь, монах думает о себе: "Конечно, многие вещи могут быть причиной моей смерти: змея, или скорпион, или сороконожка могут укусить меня, и я лишусь жизни, и это может послужить препятствием для моего духовного прогресса. Или я могу споткнуться и упасть, или пища, которую я ем, может нарушить пищеварение, или обеспокоит меня желчь, или слизь, или ветры, будто ножом режущие, и вследствие этого я лишусь жизни, что может стать препятствием для духовного прогресса".

5. Исходя из нестойкости материала жизни - жизненная сила слаба и нестойка. Это связано с тем, что жизнь существ зависит от дыхания, положения тела, жары и холода, четырех великих первичных элементов и пищи. Жизненная сила действует, пока существует уравновешенное функционирование вдыхания и выдыхания; однако она прекратит свое существование в то мгновение, когда воздух вышел из носа, но не вошел вновь, или, наоборот, вошел в нос, но не вышел обратно; в этих случаях констатируется смерть. Она действует, пока существует уравновешенное функционирование тела в четырех положениях; преобладание того или иного положения прекращает жизненную активность. Жизненная сила существует, пока имеет место уравновешенное воздействие жары и холода; она иссякает, если подвергается угнетению чрезмерной жарой или холодом. Жизненная сила действует, пока существует уравновешенное воздействие четырех великих первоэлементов, но вследствие нарушения функционирования того или другого, т. е. твердого или текучего и т. д. элемента, жизнь уравновешенного здорового человека угасает. Это происходит или от окостенения его тела, или из-за того, что тело становится перенасыщенным жидкостью и гнилым от дизентерии, или потому, что его изнуряет высокая температура, или из-за того, что рвутся его сухожилия. Жизненная сила действует, пока человек в соответствующее время ест пищу твердой консистенции; если он не может достать еды, его жизнь угасает.

6. Исходя из отсутствия знаков - из-за отсутствия знаков человек не может определить время смерти и т. п., т. е. "из-за отсутствия четкой границы" того, что определяется понятием. То, что касается смерти существ, характеризуется такими словами: (а) продолжительность жизни; (b) болезнь; (с) время; (d) место, где тело отбрасывается; (е) будущая судьба. Эти пять определений, относящиеся к живым существам, не дают точного знания, поэтому говорят об отсутствии знаков.

(а). В этом выражении отсутствует знак, т. е. нет ясного указания относительно продолжительности жизни, потому что нет определенности в том, что тот или иной будут жить столько-то и не дольше. Так, существа могут умереть в первом периоде эмбрионального существования, или во втором, третьем, четвертом, или спустя один месяц, два, три, четыре, пять или десять месяцев, или в то время, когда они выходят из материнского чрева, или в каком-то более отдаленном будущем в пределах сотни лет или немногим более.

(b). Здесь также нет знака фатальной болезни, поскольку невозможно определить, умрет существо от этой или той болезни, а не от другой; существа могут умереть от болезни глаз, ушей или каких-либо других.

(с). Здесь также нет знака времени, поскольку невозможно определить, умрет ли существо именно в это время дня, а не в другое; существа могут умереть утром, в полдень или в какое-то другое время.

(d). Здесь также нет знака, указывающего на то, где будет лежать тело умирающего; если кто-то умирает, то никто не сможет установить что тело его должно лежать именно здесь, а не где-то еще. Так, тело того, кто родился в деревне, может быть покинуто им вне пределов деревни; тот, кто родился в другом месте, может умереть в деревне; тот, кто родился на земле, может погибнуть в Воде, тот, кто родился в воде, может умереть на земле. Таким образом, тело может быть утрачено при различных обстоятельствах.

(е). Здесь также нет знака будущей судьбы, поскольку невозможно установить, что умерший здесь после перерождения опять окажется здесь. Тот, кто умер в мире богов, может после перерождения оказаться среди людей, а тот, кто умер в мире людей, может переродиться в мире богов или где-либо еще. Таким образом, мир вращается вокруг пяти видов перерождения подобно волу, впряженному в ярмо масловыжимающей мельницы.

7. Так как время жизни ограничено - коротка жизнь человека в настоящее время: тот живет долго, кто живет до ста лет или немного дольше. Поэтому Владыка сказал: "Коротко, о монахи, время жизни человека, преходяще и имеет продолжение где-то в другом месте; он должен делать то, что благотворно, он должен вести возвышенный образ жизни, не может тот, кто рожден, избежать смерти; живет долго тот, кто живет до ста лет или немного долее".

Коротка жизнь людей, лучшие должны презирать ее,

И действовать так, как если бы чалма горела на их голове.

Ибо смерть неизбежна, и ее приход неминуем.

В дополнение к этому следует остановиться на "Арака-Сутте" с ее семью сравнениями: жизнь мимолетна и быстротечна, (а) как капли росы на кончиках листьев травы, быстро высохнут они под лучами восходящего солнца; (в) или как дождевые пузыри на воде, вскоре лопнут они; (с) или как след, прочерченный палкой на воде, быстро исчезнет он; (d) или как горный ручей, ни остановится он ни на миг; (е) или как след от плесени, легко выводится он; (f) или как кусочек мяса, брошенный в раскаленный железный котел, не сохранится долго он; (g) или как корова, ведомая на убой, с каждым шагом приближается ее смерть.

Кроме того, он сказал: "Если, о монахи, монах совершенствуясь в вспоминании о смерти, думает: "Возможно я проживу еще только один день и одну ночь, - один день, - только до того момента, пока не съем пищу из подаяния, - в продолжение того времени, пока не прожую и не проглочу четыре или пять кусков пищи, - и тогда я направлю внимание на религию Владыки и непременно достигну спокойствия", - то о таких монахах говорят, что они ведут необдуманный образ жизни и вяло совершенствуются в практиковании вспоминания о смерти, наметив целью погасить жизнь в последующем. Но если, о монахи, монах, совершенствуясь в вспоминании о смерти, думает таким образом: "Возможно я буду жив до тех пор, пока не прожую и не проглочу один кусок пищи, - мне осталось жить столько, что хватит времени только на вдох или выдох", - то о таких монахах говорят, что они ведут бдительный образ жизни и интенсивно совершенствуются, наметив целью погасить жизнь в текущий момент. А жизнь, измеряемая временем проглатывания четырех или пяти кусков пищи, ненадежна для решительного осуществления намерения".

8. Исходя из краткости мгновения - с точки зрения предельной истины о реальности, существа живут в течение очень короткого мига, их жизнь длится столько же, сколько длится одно единственное мгновение мысли. Как колесо телеги, катится ли оно вперед или стоит неподвижно, всегда опирается на одно единственное место обода, так жизнь существ сохраняется в продолжение одного единственного мгновения мысли. Говорят, что как только проходит мгновение мысли, так существование прекращается. Так об этом было сказано: "Кто-то жил в прошедшем мгновении мысли, но не живет и не будет жить в нем; в будущем мгновении мысли некто не жил и не живет, но будет жить; в настоящем мгновении мысли некто не жил, но живет, и не будет жить в нем".

Ваша жизнь и ваша личность,

Все ваши радости и все ваши печали

Связаны с одним единственным моментом мысли.

И быстро этот момент проходит.

Это - скандхи, которые исчезли.

Для того, кто умер, и для того, кто остался здесь.

Они одинаково уходят

И больше не повторяются.

Никто не рождается из того.

Что есть здесь, в настоящем.

Некто живет посредством того.

Что есть здесь, в настоящем.

Когда мысль распадается, тогда весь мир умирает.

Это так, если предельная истина

Является основанием понимания.

Результат: Если ученик вспоминает смерть, исходя из определенной (выбранной из восьми) точки зрения, его разум, при условии того, что он неоднократно возвращается к этой медитации, становится опытным в этом отношении, укореняется внимательность, объектом которой является смерть, устраняются препятствия, достигается определенная степень трансового созерцания (дхьяны). Но вследствие присущих данному объекту медитации особенностей и производимого им волнения, дхьяна не достигает состояния экстаза, а ограничивается пороговой ступенью погружения в транс.

Преимущества. Монах, который совершенствуется в вспоминании о смерти, всегда бдителен, он чувствует отвращение ко всем формам становления, его покидает страстная жажда жизни, он неодобрительно относится ко злу, он не хранит много вещей, при внимательном отношении к жизненным потребностям он свободен от порока скупости. Он приобретает правильное воззрение на идею непостоянства, и если он упорно придерживается этого воззрения, то ему становится доступным понимание идей страдания и отсутствия самости. В час смерти существа, которые не совершенствовались в вспоминании о смерти, чувствуют страх, испуг и замешательство, как если бы на них внезапно напали дикие звери, злые духи, змеи, грабители и убийцы. Он, напротив, умирает без страха и смятения. Если в настоящей жизни он не добивается бессмертия, то после разложения его тела он направляется туда, где его ждет счастливая судьба.

ОТВРАЩЕНИЕ К ТЕЛУ

А. Тридцать две части тела

Формула: Ученик созерцает тело от подошвы ступни - вверх, и от макушки головы - вниз, с кожей, натянутой поверх него, и наполненным разными нечистотами. В состав тела входят:

волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа; мускулы, сухожилия, кости, костный мозг, почки; сердце, печень, серозные оболочки, селезенка, легкие;

кишки, брыжейка, желудок, экскременты, мозг;

желчь, пищеварительные соки, гной, кровь, сало, жир;

слезы, пот, слюна, сопли, суставная жидкость, урина;

Комментарий Буддхагхоши: От подошвы ступни - вверх, от макушки головы - вниз, в этом остове, кругом обтянутом кожей, имеющем около шести футов в длину, невозможно обнаружить, каким бы тщательным ни был поиск, ни малейшего следа того, что было бы действительно чистым, как чисты, например, жемчужины, драгоценные камни, ляпис-лазурь, дерево алоэ, шафран, камфора или ароматические порошки. Все, что в нем можно обнаружить, принадлежит к разряду разного вида нечистот, к которым можно отнести волосы на голове, волосы на теле и т. д. и которые вызывают сильное отвращение своей зловонностью и омерзительностью.

Семеричный метод обучения (1) Итак, в том случае, когда осуществляется медитация на отвратительность тела, ученик должен, даже если он знает всю "Типитаку"3, начать свою работу прежде всего с повторения слов вышеуказанной формулы. Некоторым людям достаточно простого повторения, чтобы достигнуть созерцания объекта медитации. Это произошло, например, с двумя древними мудрейшими, которым объект медитации дал Махадева, мудрец, живший в Малайе. Когда они попросили его помочь им в выборе объекта медитации, он дал им Пали-текст о 32 частях тела, предложив повторять его именно в Таком виде в течение четырех месяцев. И хотя им были хорошо известны две или три "Никаи"4, они повторяли 32 части тела в течение четырех месяцев и в результате корректного метода обучения стали победителями потока. Тот, кто повторяет по памяти эту формулу, должен расположить отдельные части тела в группы из пяти (или шести) предметов (как показано выше, в формуле) и повторять слова каждой группы, сначала двигаясь вперед, потом в обратном направлении, т. е. вначале: волосы на голове,..., кожа; кожа,..., волосы на голове. Затем мускулы,(...), почки; затем: почки,(...), волосы на голове. Затем: сердце, легкие; затем: легкие,(...), волосы на голове. И т. д. Таким образом следует повторять по памяти эти слова сотни раз. В результате словесного повтора хорошо усваивается текст объекта медитации; разум уже не склонен бегать туда или сюда. Различные составные части тела становятся отчетливо созерцаемыми, они выступают перед медитирующим подобно ряду пальцев руки или как ряд кольев забора. (2) И следует повторять это не только вербально, но и ментально. (3) Затем следует установить цвет волос и т. д., а также (4) их форму. Также (5) их область. Часть тела над пупом считается верхней областью, а под ним располагается нижняя область. И также (6) их месторасположение на теле. В заключение, (7) их разграничение. Есть два вида разграничения: посредством смежности частей и посредством различия частей. "Эта часть тела служит границей той, другой, части тела, внизу, вверху, около", - так следует проводить различие посредством смежности частей. "Волосы на голове - это не волосы на теле," - таким образом проводится разграничение посредством различия частей, в том смысле, что их не следует смешивать друг с другом.

Метод выполнения. Он десятеричен; я привожу здесь только пять первых правил:(1) следует выполнять медитацию в правильном порядке, т. е. в ходе повторения формулы нужно следить за тем, чтобы части тела следовали одна за другой в должном порядке, без пропусков. Ее следует выполнять (2) не слишком быстро, но и (3) не слишком медленно, (4) следует отбросить все, что отвлекает внимание, и (5) нужно выйти за пределы представления частей тела. Это означает: выходя за пределы представления "волос на голове, волос на теле" и т. п., нужно установить разум на идее их отвратительности. В качестве иллюстрации можно привести такой пример: люди, которые испытывали недостаток воды, нашли в лесу источник. Они установили возле него некий знак, например, пальмовый лист, чтобы с помощью этого знака еще раз найти путь к месту купания и питья. Но, когда, после неоднократных приходов и уходов, путь стал им ясен, они уже более не нуждались в знаке и просто приходили сюда в любое время, как обычно, умываться и пить. Так и начинающий, когда он сосредотачивает внимание на волосах на голове, на волосах на теле и т. д., как на представлениях, для него становится ясным (при правильном ходе медитации), что они на самом деле отвратительны. Позднее, однако, он должен превысить уровень представлений "волосы на голове, волосы на теле и т. д." и установить разум именно на их отвратительности.

Пример: Прежде всего ученик должен овладеть ментальным образом волос на голове. Каким образом? Он должен вырвать один или два волоса из головы, положить их на ладонь руки и вначале определить их цвет. Или он может посмотреть на волосы в том месте, откуда был вырван волос, или он может посмотреть на волосы, которые были обнаружены в чаше с водой или в чаше с рисом. Если они черные, он должен сосредоточить внимание на них, как на "черных", если белые, то как на "белых", но если они имеют смешанный цвет, он должен сосредоточить внимание на преобладающем цвете.

Когда он таким способом овладеет ментальным образом и определит все части тела в виде цвета, формы, области, месторасположения и разграничения, он должен обнаружить их пятеричную отвратительность в качестве цвета, формы, запаха, источника происхождения и месторасположения.

Натуральный цвет волос на голове черный, по форме они длинные и круглые. Что касается области, то они растут в верхней области. Что касается их месторасположения, то они ограничены с обеих сторон основаниями ушей, впереди - краем лба и позади - частью шеи; влажная кожа, которая покрывает череп - место расположение волос на голове. Что касается их разграничения, то волосы на голове с внутренней стороны ограничены поверхностью их корней, которые проникают внутрь кожи, покрывающей череп, посредством них они прикрепляются к этому месту; с внешней стороны они ограничены пространством; с боковых сторон - друг другом, потому что на одном месте растет больше, чем два волоса. Это - разграничение посредством смежности частей. "Волосы на голове - это не волосы на теле, волосы на теле - это не волосы на голове", - в случае этого утверждения волосы на голове не могут быть спутаны с другими частями тела, они составляют одну (отдельную) часть тела. Это - разграничение посредством различия частей.

А вот определения их пятеричной отвратительности в виде цвета и т. д.:

(1) Когда люди видят в тарелке, наполненной аппетитной пищей или рисом, что-либо напоминающее волос, они приходят в негодование и говорят "В ней волос, унесите ее!" В таком смысле волосы отвратительны по цвету (или в видимом аспекте).

(2) Если кто-то ест ночью и чувствует, прикасаясь пальцами к пище, присутствие в ней растительных волокон, напоминающих по форме волосы, тогда он тоже чувствует омерзение. В этом смысле они являются отвратительными по форме.

(3) Запах волос, которые не смазаны ароматическими маслами и не надушены, весьма отвратителен, еще более омерзителен запах горелых волос. Иногда волосы могут быть не очень отвратительны по цвету или форме, но по запаху они всегда отвратительны. Экскременты младенца по цвету могут напоминать желтую куркуму5, а в их форме можно увидеть сходство с маленькой кучкой куркумы; или вздутый черный труп собаки, брошенный на мусорную кучу, может походить по цвету на пальмовый плод, а по форме - на выброшенный в мусор круглый барабан, а ее зубы можно сравнить с жасминовыми почками, т. е. оба этих предмета могут иногда быть по цвету и по форме не очень отвратительными, но их запах всегда, несомненно, отвратителен.

(4) Как овощные растения, произрастающие в грязном месте, вблизи которого сбрасываются нечистоты деревни, омерзительны и несъедобны для городских людей, так волосы на голове отвратительны потому, что они выросли в результате выделения гноя, крови, урины, экскрементов, желчи, слюны и т. п. Их отвратительность проистекает из источника их происхождения.

(5). Подобно грибам, появляющимся на навозной куче, волосы вырастают на куче из 31 части. И так как они растут в нечистом месте, они весьма отвратительны, подобно овощам, растущим на кладбищах или на навозных кучах, или в других подобных местах, или подобно красным и голубым водяным лилиям, которые растут в сточных канавах и т. п. Их отвратительность в данном случае связана с их месторасположением.

По этому образцу рассматриваются остальные (31) части тела.

Результат: В результате все 32 части тела становятся для него одновременно я ясно видимыми, так же, как для проницательного человека, когда он смотрит на гирлянду из 32 цветов различных оттенков, привязанных к одной нити, все цветы сразу (одновременно) ясно видимы и различимы. А если он направляет внимание во вне (на тела других существ), то люди, животные и т. д., проходящие неподалеку, утрачивают для него вид живых существ, все их части тела становятся видимыми для него, и они предстают перед ним просто в виде многочисленных груд частей. А пища, которую они употребляют, представляется ему брошенной в эти груды частей.

Монах, который совершенствуется в этом виде внимательности, направленной на то, что связано с телом, "подчиняет и удовольствие, и недовольство; недовольство не подавляет его, как только оно возникает, он тут же преодолевает его, и он живет, как тот, кто победил его. Так же он подчиняет боязнь и страх. Он выносит жару и холод, он становится тем, кто терпеливо сможет перенести любые страдания, которыми ему угрожает жизнь".

B. Отвратительность пищи

Тот, кто хочет развивать представление об отвратительности пищи, должен принять объект медитации полностью, не пропуская ни одного пункта. Он должен в спокойном месте, в одиночестве размышлять об отвратительности материальной пищи, которая состоит из предметов для еды, питья, жевания и пробования на вкус. И он должен рассмотреть их с 10 точек зрения:

1. С точки зрения необходимости идти куда-то ради нее. Для того чтобы достать пищу, подаяние для монаха, он должен идти к деревне, как шакал к месту погребения; пренебрегая наслаждением священного уединения, он должен покинуть свое религиозное пристанище в лесу, свободное от гнета толпы, место счастливого уединения, предлагающее воду, тень, чистоту и прохладу, восхитительно расположенное. А по пути к деревне он сталкивается со многими неприятными зрелищами и запахами, он идет по неровным дорогам со множеством пней и колючек и должен остерегаться опасностей,

2. С точки зрения необходимости отыскивать ее. Когда он приходит в деревню, его ноги завязают в грязи, или временами ветер покрывает его пылью, или насекомые летают над ним и т. д. Некоторые люди не дают ему подаяния, другие дают черствую или протухшую пищу, третьи грубы с ним.

3. С точки зрения необходимости употреблять ее. Раздавленная зубами и запачканная слюной, пережеванная пища становится смесью, из которой исчезла зримая красота и хороший запах, она достигает состояния чрезвычайной отвратительности, у нее есть сходство со рвотой собаки в собачьей кормушке.

4. С точки зрения воздействия на пищу четырех испарений, т. е. желчи, слизи, гноя и крови.

5. С точки зрения вместилища, т. е. желудка, имеющего сходство с выгребной ямой, которая долгое время не промывалась.

6. С точки зрения ее непереваренного состояния. После того как она достигла этого вместилища, пища, пока она переварится, остается в этой области, которая похожа на выгребную яму, погруженную в темноту, покрытую извилинами, издающую неприятные запахи, чрезвычайно зловонную и отвратительную. Пища, которая была проглочена сегодня, вчера или позавчера, становится однородной массой, окруженной оболочкой слизи, и она переваривается посредством теплоты тела, покрытая скоплениями пены и пузырей, которые выделяются в процессе переваривания. Она в самом деле стала чрезвычайно отвратительной.

7. С точки зрения ее переваренного состояния. Когда пища переварилась под воздействием теплоты тела, то она не трансформировалась в нечто, подобное золоту или серебру, как если бы она была золотоносной рудой, среброносной рудой и т. п. Но, не прекращая выделять пузыри и пену, она, становясь экскрементами, заполняет брюшную полость, теперь она похожа на желтую жирную глину, которую кладут на точильный камень, выдавливая ее из трубки; и становясь уриной, она заполняет мочевой пузырь.

8. С точки зрения ее эффектов. Будучи переваренной, пища производит различные гнилости, как, например, волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы и т. д. Если пища не переваривается, она порождает сотни болезней, как, например, стригущий лишай, чесотка, короста, проказа, экзема, чахотка, дизентерия и т. д.

9. С точки зрения ее выделения, (а) Когда пища проглатывается, она входит в одну дверь, но если она выделяется, то выходит через несколько дверей, т. е. (как мы читаем в "Суттанипате") "как глазные выделения, как ушная сера" (и т. д. для девяти отверстий), (в) Во время проглатывания ее можно находиться в большом обществе, но когда подходит момент извержения, то выталкивают ее, трансформировавшуюся в экскременты и урину, в одиночестве, (с) В первый день тот, кто поглощает ее, вполне счастлив, вполне бодр, полон радости. На другой день, когда он выталкивает ее же, он вытягивает лицо, морщит нос, становится недовольным и внушает отвращение, (d) В первый день тот, кто проглатывает ее, полон страстного увлечения и жадности, зачарован и ослеплен; прошел только один день, и в нем уже пропало ощущение страстного увлечения ею, он избавляется от нее, чувствуя неудобство, стыд и отвращение.

10. С точки зрения загрязнения. Тот, кто ест, пачкает руки, губы, язык и небо. После переваривания она пачкает язык слюной и слизью, а девять отверстий - тем веществом, которое они выделяют.

Результат: У монаха, который посвящает себя практикованию представления об отвратительности пищи, разум отдергивается от алчности по отношению к вкусовым ощущениям, держится в отдалении от них, отворачивается от них. Он употребляет пищу только ради того, чтобы избежать страданий, без упоения ею; он подобен путешественнику, который, желая выбраться из пустыни, ест мясо своего собственного ребенка. И затем ученик, в результате понимания природы материальной пищи, без особенных затруднений усматривает алчность, связанную с пятью чувствами-качествами. И это приводит его к более полному пониманию скандх формы. Он совершенствуется в развитии внимательности, рассматривая тело (см. гл.II,п.5Ь) с точки зрения ясного представления об отвратительности непереваренной пищи и т. п., и он прогрессирует на пути, который облегчает его дальнейшее продвижение к "осознанию Грязного".


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.