Е. Неограниченная уравновешенность — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Е. Неограниченная уравновешенность

2019-10-30 205
Е. Неограниченная уравновешенность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Но если ученик хочет развивать медитирование на уравновешенности, он должен прежде этого достичь третьего или четвертого транса посредством медитирования на дружелюбии. Когда он выходит из третьей дхьяны после того, как вполне освоил ее, он видит опасности первых трех состояний, т. е. то, что желание: "Пусть они станут счастливыми, etc.",- может сочетаться с заботливостью, влекущей за собой нежную любовь, что в сострадании он близок к брезгливости и показной любви, а вместе с сочувственной радостью может появиться привязанность к ощущению довольства, что приведет к огрубелости. Кроме этого он должен увидеть преимущество уравновешенности, которое заключается в полном спокойствии. Затем ему следует выработать уравновешенность прежде всего по отношению к тому лицу, которое естественным образом безразлично ему, на него он должен смотреть беспристрастно. После этого он, сообразуясь с тем способом, который уже описан ранее, вырабатывает уравновешенность По отношению к безразличной особе, затем по отношению к любимой особе, потом в отношении друга, возбуждающего радость, и, наконец, по отношению к врагу; он должен разрушить преграды посредством осуществления в равной степени индифферентного отношения ко всем, в том числе и к самому себе, и он должен культивировать этот ментальный образ, развивать его и часто воспроизводить его. Если он действует подобным образом, то сможет достичь четырех ступеней дхьяны.

ВИДЕНИЕ БОЖЕСТВ

Видение Тары

Прелиминарии. Совершающий богослужение должен прежде всего омыть лицо, ноги, etc. Когда он таким образом произвел очищение, он должен сесть в спокойном уединенном месте, которое усыпается ароматными цветами, распространяющими приятный запах.

В своем собственном сердце он должен представить лунный шар как развивающийся из основного звука А. В его центре он должен визуализировать прекрасный голубой лотос, затем незапятнанный шар луны внутри его волокон и вслед за этим желтый слог - зародыш ТАМ. Пучки сверкающих лучей исходят из этого слога - зародыша ТАМ, и они рассеивают тьму заблуждения мира и освещают беспредельный мировой универсум во всех десяти направлениях. Он обращает сияние вниз и выводит из всего этого бесчисленных Будд и Бодхисаттв, чье обиталище - здесь. Эти Будды и Бодхисаттвы пребывают затем на фоне небесного свода.

1. Вначале он совершает возвышенный культ этих благородных сострадательных Будд и Бодхисаттв, которые пребывают на фоне небесного свода, с небесными цветами, фимиамом, ароматами, гирляндами, зонтами, флагами, колоколами, стягами и т. п.

2. После этого он должен совершить признание в своих грехах следующим образом: "Какие бы злые действия я ни сделал во время моего странствия через этот безначальный сансарический мир, будучи причиной сделанного или попустительствуя сделанному, касательно ли моего тела, или моего разума, во всем этом я признаюсь и буду воздерживаться от них в будущем"/ И он должен также присоединить к этому обещание большого усердия в отношении добродетельных действий, которые он имел обыкновение оставлять несделанными.

3. После этого он должен выразить радость по поводу заслуг следующим образом: "Я радуюсь достойным действиям Сугат, Пратьекабудд, Учеников, Бодхисаттв, которые являются сынами Победителя, и всему миру с его Богами и Брахманами".

4. Затем следует получение прибежища в Трех Драгоценностях. "Я получаю прибежище в Будде, в Дхарме и в Сангхе до того момента, пока я сам не достигну просветления".

5. Затем следует акт верности Пути. " Я верен Пути, который указал Татхагата, и нет для меня другого".

6. Затем просьба. "Пусть благородные Татхагаты и их сыны (Бодхисаттвы), трудившиеся ради блага мира, поддержат меня в моем начинании и помогут мне в дотижении достойной цели - Нирваны".

7. Затем мольба. "Пусть благословенные Татхагаты внушат мне несравненные разъяснения по поводу Дхармы о том, что существа сансарического мира могут совсем скоро стать свободными от рабства становления".

8. Затем он должен сделать посвящение заслуги. "Любые достоинства, которые могут появится при выполнении семикратного экстраординарного долга и в результате признания в греховности, я посвящаю достижению полной просветленности всех существ". Или он декламирует строфы, которые описывают семикратный экстраординарный долг:

Все грехи я признаю,

И я охотно радуюсь заслугам других.

Так что я могу не мешкать в состоянии перерождений,

Я найду прибежище в Благословенном Едином,

В Дхарме, в Трех Драгоценностях.

Ради Просветления я оставляю мои мысли.

Я верен Его Пути, и я посвящаю мои заслуги

Достижению полного просветления.

Как только он прославил семикратный экстраординарный долг, он должен произнести формулу освобождения: ОМ АХ МУХ. Или же он должен продекламировать:

Наши члены натерты сандаловой мазью моральности,

Покрыты одеянием трансов,

Усыпаны цветами лотоса члены Просветленного,

Мы пребываем в покое и счастье.

9. Вслед за этим он должен развивать в соответствующем порядке четыре состояния Брахмы, т. е. дружелюбие, сострадание, сочувственную радость и уравновешенность.

10. После того как он реализовал четыре состояния Брахмы, он должен развивать способность проникновения в совершенную чистоту подлинной природы всех Дхарм. "Как все дхармы по своей природе и в своем самобытии совершенно чисты, так и я по природе совершенно чист", - эту интуицию он должен развивать непосредственно, лицом к лицу. И этот факт, что все дхармы по их природе совершенно чисты, он должен установить посредством следующей мантры: "Ом, чисты в их самобытии все дхармы, чист я в моем самобытии". Но если все дхармы совершенно чисты в их подлинной природе, что же тогда явяляется причиной изменений в этом санса-рическом мире? Причина в том, что чистота дхарм скрыта нечистотой представлений о субъекте и объекте, и т. д. Собственно тот путь, который ведет к их устранению, является истинным. Благодаря ему изменения могут быть приостановлены. Так приобретается способность проникновения в совершенную природную чистоту всех дхарм.

11. После медитирования на совершенной природной чистоте всех дхарм посвященный должен медитировать на пустоте всех дхарм. И вот что имеется в виду под пустотой: универсум, в движении ли он, или в покое, по своей природе ни что иное, как недвойственный Свет, который затемняется посредством всех этих вводящих в заблуждение представлений, таких, как субъект, объект и т. п. Об этом он должен размышлять. И эту пустоту он должен упрочить посредством следующей мантры: "Ом, благодаря моему познанию пустоты я сам являюсь сущностью несокрушимого бытия".

12. Затем он должен медитировать на Благословенной Госпоже, Святой Таре, рождающейся из желтого слога-зародыша ТАМ, который основывается на незапятнанном шаре луны, находящемся внутри волокон распустившегося лотоса, который в пределах лунного шара рождается из сердца. Он должен представить ее. Она - темнозеленого цвета, двурукая, с улыбающимся лицом, искусная во всех достойных деяниях, без изъянов какого-либо вида, на ней украшения из небесного золота, рубинов, жемчуга, драгоценных камней, ее груди обрамлены прекрасными гирляндами, на обеих руках небесные браслеты, на ее пояснице ряд сверкающих поясов с драгоценными камнями, обе лодыжки украшены золотыми браслетами, усыпанными жемчугами, в ее волосы вплетены благоухающие венки, сделанные из цветов райских деревьев, ее прическа украшена изображением Господа Амогхасиддхи4, Татхагаты, в ее головном уборе сияют великолепные драгоценные камни, привлекающие взор, она в расцвете юности, с глазами цвета голубого осеннего лотоса, ее тело облачено в небесные одежды, она сидит на белом лотосе в позе Арддхапарианка, вокруг нее ореол из белых лучей, в ее правой руке символ великодушия, ее левая рука полна цветущих голубых лотосов. Этот образ он может развивать так долго как пожелает. После этого пространственный образ совершенной Благословенной Госпожи переходит в свою интеллигибельную ипостась посредством многочисленных пучков лучей, которые освещают тройной мир и которые исходят из желтого слога-зародыша ТАМ, помещенного в волокна лотоса, находящегося в луне, шар которой был размещен в сердце, и из самой Благословенной Госпожи. Если он вывел ее вовне и поместил на фоне небесного свода, он должен совершить ей жертвенное воздаяние, поднеся к ее стопам драгоценный сосуд с благоухающей водой и ароматными цветами, и затем почтительно приветствовать ее различными дарами, небесными цветами, фимиамом, ароматами, гирляндами, мазями, ароматическими порошками, предметами одежды, зонтиками, флагами, стягами и т. д. Затем он снова и снова совершает поклонение ей дарами и восхваляет ее, он должен проявить присущий ей знак, называемый "раскрытый цветок лотоса". Затем он этим знаком доставляет радость интеллигибельному аспекту нашей Благословенной Госпожи и развивает логическое заклинание (мантру) в отношении ее непредвиденного аспекта. И он должен непоколебимо верить в недвойственность этих двух аспектов. После этого лучи, которые исходят из слога-зародыша ТАМ, размещенного на незапятнанном шаре луны, находящемся внутри волокон голубого лотоса, лучи, которые появляются из безграничного пространства, присущего божественной Таре, и которые освещают десять стран света тройного мира, теперь удаляют бедность и другие несчастья живых существ, которые живут в этом тройном мире, посредством ливней из разнообразных драгоценных камней, которые дождем падают сверху, и они подкрепляют существа нектаром учений Дхармы, которые показывают все вещи в их непостоянстве, без самостоятельной сущности и т. д. После того как он позаботился таким образом об искоренении различных недостатков мира, он должен включить в медитацию также космический аспект Тары. Вновь он должен медитировать, пока не устанет, на всем, что бы ни происходило в желтом слоге-зародыше ТАМ в состоянии расширения и сжатия. Если во время медитации он почувствует, что силы его истощаются, он должен тихим голосом произнести мантру ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СВАХА. Эта поистине королевская мантра обладает величайшим могуществом. Все Татхагаты почитали ее, поклонялись ей и обожали ее. Когда йогин выйдет из транса, он, который видел всю вселенную в форме Тары, может, когда пожелает, стать осознающим свою тождественность с Благословенной Госпожой.

Преимущества. К ногам того, кто таким образом медитирует на Благословенной Госпоже, падают восемь магических способностей. Следует здесь упомянуть другие менее значительные способности, которые появляются у него естественным образом. Кто бы ни занимался медитированием на Благословенной Госпоже в уединенной горной пещере, он увидит ее лицом к лицу собственными глазами. И Благословенная Госпожа сама наградит его правильным дыханием и всем остальным. Не говоря ни слова, она положит знак буддизма в ладонь того, кто настойчив в желании победить.

___________________

Глава IV

МУДРОСТЬ

ЧЕТЫРЕ СВЯЩЕННЫЕ ИСТИНЫ

А. Истина о страдании

Рождение есть страдание. Почему рождение рассматривается как страдание? Потому что оно является основанием целого ряда несчастий. Можно выделить семь различных видов страдания:

1. "Страдание в форме боли" - это ментальные или физические ощущения, причиняющие боль, которые являются страданием и по природе, и по имени.

2. "Страдание от изменения" - если приятное ощущение изменяется, это становится причиной возникновения страдания.

3. "Страдание от обусловленных вещей" - поскольку нейтральные ощущения, так же, как все другие обусловленные вещи на трех уровнях существования, угнетаются посредством подъема и спада.

4. "Скрытое страдание" имеет отношение к физическим болезням, таким, как острая боль в ушах или зубах, или к ментальным заболеваниям, таким, как нервное возбуждение, проистекающее из страсти или ненависти. В этих случаях если и можно установить причину страданий, то только посредством исследований, поскольку фактор, вызывающий приступ болезни, неочевиден. Поэтому этот вид страданий называется "неявным".

5. "Нескрываемое страдание" - это болезни, вызываемые 32 видами пыток. Так как они могут быть обнаружены без дополнительных исследований и причина, вызывающая боль, очевидна, то их называют "явными".

6."Косвенное страдание" - оно относится ко всем видам страдания, т. е. к рождению, etc., которые являются основанием того или иного зла, и связано с ожиданием страдания, которое содержится в боли. А страдание, которое содержится в боли, называют "непосредственным страданием".

Рождение является страданием потому, что оно основание страдательных состояний скорби, которые Владыка показал в виде сравнений в "Сутре о Мудреце и Глупце" и других сутрах, и тех страданий, которые возникают даже у того, кто имеет счастливый удел в мире людей, и которые коренятся в зарождении внутри чрева матери, в переживаниях, связанных с пребыванием во чреве, с выходом из него в момент рождения и шоком, испытываемым непосредственно после рождения. Кроме того, имеется страдание, коренящееся в самоистязании. Те, кто испытывают такой вид страдания, кончают жизнь самоубийством или подобно обнаженным аскетам предаются самомучению и самонаказыванию, отказываются от пищи или вешаются. Иные, напротив, переживают страдания, источник которых коренится в агрессии других. Они переживают мучения, когда их убивают, бьют или заковывают в кандалы другие люди. Рождение, таким образом, является основанием всех этих страданий.

Болезнь есть страдание, старость есть страдание. Старость относится к тому виду страданий, которые охарактеризованы как страдания от обусловленных вещей (см. выше пункт 3), и вследствие этого она - основание страданий. Она - основание и физических страданий, которые возникают по многим различным причинам, таким, как ослабление всех членов, нарушение деятельности органов чувств, физическая уродливость, потеря молодости, бессилие, ухудшение памяти, слабость рассудка и презрение других.

Смерть есть страдание. Плохой человек в час смерти видит дурные поступки, которые он совершил в течение жизни, или приметы своего несчастного удела в следующей жизни; хороший человек не может вынести разлуки с дорогими ему вещами; какое бы страдание ни испытывал умирающий, ментальное ли или физическое, нестерпимое и непоправимое, такое, как боль от разрыва суставов и сухожилий или страдание от давления на нежные живые части тела, за всеми этими мучениями - она, эта смерть, которая закладывает свой базис. И поэтому смерть называют страданием.

Быть соединенным с тем, что неприятно,

Это - страдание.

Быть разъединенным с тем, что приятно,

Это - страдание.

Не получить того, что желаешь, это - также страдание.

"Короче, совокупность всех составляющих, охватываемых любой из пяти скандх, содержит в себе страдание".

Рождение и т. д., охватываемые пятью скандхами, претерпевают угнетение, подобное тому, которое испытывают компоненты таких дисгармоничных сочетаний, как огонь и горючее, ружье и мишень, слепни, москиты, etc., и тело коровы, жнец и поля, грабители и деревни. И они рождаются в охватывающих их скандхах так же, как травы, ползучие растения, etc. вырастают на земле, или цветы, фрукты или побеги - на деревьях.

Но даже в течение многих эонов невозможно было бы подробно перечислить все эти страдания или сделать их справедливыми. Поэтому, для того чтобы наглядно продемонстрировать все это зло, Владыка подвел его итог в виде пяти охватывающих скандх. Подобным образом вкус всей воды обширного океана можно узнать по одной капле морской воды. И он сказал: "Короче, пять охватывающих скандх есть страдание".

B. Шестнадцать аспектов

Имеется шестнадцать аспектов четырех священных истин, которые познаются посредством мудрости. Они таковы:

1. Для факта страдания:

1. Непостоянные, так как вещи подвержены воздействию причин.

2. Страдающие, потому что по природе они неизбежно угнетаются.

3. Пустые, потому что они не подтверждают мнения, что всякая из них принадлежит самой себе.

4. Имперсональные, потому что они не подтверждают мнения, что есть индивидуальное Я.

II. Для факта происхождения:

5. Причина, поскольку вещи обусловлены совокупностью "отдаленных" причин.

6.Происхождение, поскольку они манифестируются как результат ближайших причин.

7. Результат, потому что они как комбинации преходящих дхарм являются объектом следующих один за другим актов причинения.

8. Условие, поскольку они достигаются посредством согласования многих условий.

III. Для факта прекращения:

9. Прекращение, потому что в Нирване скандхи угасают.

10. Мирный покой, потому что три огня - алчности, ненависти и заблуждения - угасают.

11. Величественное, потому что в нем нет несчастий.

12. Окончательное спасение, потому что оно свободно от всего, что может причинить зло.

IV. Для факта Пути:

13. Путь, в том смысле, что этим путем идут вперед по направлению к Нирване.

14. Правильный метод, потому что он эффективный и целесообразный.

15. Продвижение, потому что оно передает знание о Нирване.

16. Фактор освобождения, потому что он может осуществить окончательный уход из этого мира.

Имеется, однако, второе толкование:

1. Непостоянные, потому что не вечные.

2. Страдающие, потому что любят бремя.

3. Пустые, потому что лишены таких атрибутов индивидуальности, как существование деятеля, etc.

4. Имперсональные, потому что не поддаются контролю.

5. Причина, поскольку они проистекают из нее.

6. Происхождение, поскольку они появляются, так сказать, из будущего.

7. Результат, поскольку они состоят из связанных друг с другом процессов.

8. Условие, если учитывается главный фактор в каком-либо данном производящем акте.

9. Прекращение, потому что все прошлое страдание успокаивается, а будущее страдание не имеет места.

10. Мирный покой, потому что освободил от подъема, пребывания и спада (трех знаков всех обусловленных вещей).

11. Величественное, потому что хорошее в предельном смысле.

12. Окончательное спасение, потому что приводит к полной безопасности и в высшей степени утешительное.

13. Путь, потому что отклоняет неправильные пути.

14. Правильный метод, потому что отклоняет неправильные методы.

15. Продвижение, потому что не обманывает надежды тех, кто находятся на этой дороге, ведущей к Нирване.

16. Фактор освобождения, потому что идущий по нему покидает тройной мир становления.

Так как между традиционными истолкованиями есть расхождения, мы хотим предложить третье:

1. Непостоянные, потому что они рождаются и погибают.

2. Страдающие, потому что они невыносимы для мысли святых людей.

3. Пустые, потому что несамосущее может быть обнаружено в них.

4. Имперсональные, потому что несамосущи.

5. Причина - страстное желание в силу самолюбия - исходная причина всякого страдания, как семя - исходная причина плода.

6. Происхождение - страстное желание, в силу желания перерождения - промежуточная причина страдания, в результате которой развиваются ветви, ствол и т. д., является причинным процессом, ведущим к появлению плода.

7. Результат - страстное желание в качестве определенного решения достичь определенного перерождения является ближайшей причиной страдания, как цветы являются ближайшей причиной плода.

8. Условие - страстное желание в качестве желания, присутствующего в ходе определенного перерождения, является дополнительной причиной страдания, как почва, вода, удобрение и т. д. являются дополнительными причинами плода.

9. Прекращение, потому что оно прерывает круговорот перерождений.

10. Мирный покой, как конец всех страданий.

11. Величественное, потому что ничто не может быть выше его.

12. Окончательное спасение, потому что оно необратимо.

13. Путь, потому что подобен прямой и открытой дороге.

14. Правильный метод, потому что согласуется с истинной реальностью.

15. Продвижение, потому что чистота может быть приобретена только на этом пути, но не на другом.

16. Фактор освобождения, потому что он освобождает совершенно определенно от тройного мира становления.

Есть еще четвертое толкование. Аспекты рассматриваются в качестве противоядия от ложных мнений.

1. Непостоянное - мнение, что есть неизменные вещи.

2. Страдающие - мнение, что счастье может быть найдено в обусловленных вещах.

3. Пустые - мнение, что всякая вещь обладает самостоятельной сущностью.

4. Имперсональные - мнение, что есть индивидуальное Я.

5. Причина - мнение, что нет причины.

6. Происхождение - мнение о том, что есть одна причина - Бог (Ишвара).

7. Результат - мнение о том, что реально существующее развивается или оно может трансформироваться.

8. Условие - мнение, что мир сотворен разумным существом.

9. Прекращение - мнение о том, что если что и возможно, то не освобождение.

10. Мирный покой - мнение, что освобождение заключается в боли и страдании.

11.Величественное - мнение, что трансовое наслаждение - самая возвышенная вещь.

12.Окончательное спасение - мнение, что освобождение не окончательно, что можно выйти из этого состояния.

13. Путь - мнение, что нет Пути.

14. Правильный метод - мнение, что ошибочный путь является верным.

15. Продвижение - мнение, что есть другой путь.

16.Фактор освобождения - мнение, что путь может обмануть наши ожидания.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.