
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Важнейшими задачами подготовки к обучению грамоте детей с ЗПР во второй подготовительной группе являются:
• дальнейшее развитие способности к различению звуков в слове на слух; правильная и отчетливая артикуляция звуков; звуки гласные и согласные, их артикуляция и звучание; согласные твердые и мягкие, сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию; [л], [л']; [т], [т']; [р], [р']; [р] — W; [г], [г-]; [г] - [к]; [э]; [ш]; [б], [б']; [б] - [п]; [д], [д']; [д] -[т]; [ч]; [ж]; [ж] - [ш]; [ф], [ф']; [в], [в']; [в] - [ф]; [ц]; [ц] -[ч]; [щ]; [щ] - [ц]; [з] - [з']; [з] - [с]; [х] - [х']; условное обозначение гласных, твердых и мягких согласных звуков;
• ознакомление с печатными буквами Л, л, Т, т, Р, р, Г, г, Ш, ш, Б, б, Д, д, Ч, ч, Ж, ж, Ф, ф, В, в, Ц, ц, Щ, щ, 3, з, X, х; Э, э; соотнесение звука и буквы;
• последовательное выделение звуков в двусложных и многосложных словах с открытыми и закрытыми слогами (например, луна, кубики, утка, кукушка); в односложных и многосложных словах со стечением согласных в слоге (например, волк, слон, скрипка); условно-графическая схема звукового состава слова, алгоритм последовательного вычленения звуков из слова по готовой условно-графической схеме и без нее; замена буквами фишек, обозначающих гласные звуки, самопроверка путем «чтения» проанализированных измененных и вновь образованных слов; создание детьми условно-графических моделей звукового состава слов под руководством педагога и самостоятельно; последовательное
74
выделение звуков из одно- и двусложных слов без опоры на схему и действия с фишками;
• ударение; практические упражнения в выделении ударного гласного звука; постановка знака ударения в модели звукового состава слов;
• практическое деление слов на слоги;
• предложение, слово; выделение предложения из текста (сказки, стихотворения, рассказа), состоящего из трех-четырех предложений; понижение голоса, пауза в конце предложения, правильное и отчетливое произнесение целого предложения; условно-графическое обозначение предложения;
• вычленение слова из предложения, условно-графическое обозначение предложения и входящих в него слов; распространение и сокращение предложения; сравнение условно-графических схем предложений; составление предложений по готовой условно-графической схеме; термины слово, предложение;
• уточнение и расширение словарного запаса детей, составление предложений, в которых используются предлоги под, над, за, между, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительных родительного падежа множественного числа (например, много тетрадей, нет пу говиц, коробка конфет) и существительных творительного падежа единственного числа (любуюсь Москвой, кормлю зер ном, работать учителем).
К концу пребывания во второй подготовительной группе детей следует научить:
• различать на слух звуки речи, последовательно выделять звуки без опоры на условно-графическую схему из двусложных слов и с опорой на схему из трехсложных слов, написание которых не расходится с произнесением; •
• обозначать гласные звуки буквами (кроме йотированных);
• знать о двух основных группах звуков русского языка — гласных и согласных, различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции, использовать условные обозначения гласных и согласных звуков;
• различать твердые и мягкие согласные;
• выделять предложения из устной речи;
75
• выделять из предложения слова;
• правильно использовать термины звук, гласный звук, со гласный звук, слово, предложение.
Подготовка к обучению письму1
В процессе письма принимают участие различные анализаторы — речеслуховой, речедвигательный, общедвигательный, зрительный.
Письмо всегда начинается с побуждения, мотива, постановки задачи.
Письмо возможно только после анализа звукового состава слова, для осуществления которого необходим достаточно развитый фонематический слух. Задачи развития фонематического слуха, выделения фонем, обучения звуковому анализу решаются в курсе «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе.
Следующая операция — соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы. Эта буква должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для этого необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза и пространственных представлений.
Важный этап процесса письма — моторная операция, т.е. превращение зрительного образа буквы с помощью движения руки в графический знак. При этом необходимы кинестетический (двигательный) и зрительный контроль, достаточное развитие моторной функции руки.
Записи букв представляют собой сложную двигательную «мелодию», которая требует определенной организации движений в пространстве (динамическая организация двигательного акта).
Несформированность любой из функций может вызвать нарушение овладения письмом. Результаты многих исследований детей с ЗПР показывают недоразвитие у них зрительных, слуховых и моторных функций. Коррекция и формирование указанных функций лежат в основе предлагаемой программы. Решение коррекционных задач осуществ-
ляется на основе принципа комплексного подхода. Задания даются в форме игр и игровых упражнений. Одновременно проводится коррекция нарушений базовых психических функций (памяти, внимания, переключаемости и др.).
Подготовка к обучению письму детей с ЗПР предусматривает:
развитие предметного зрительного восприятия, анализа и синтеза:
• узнавание отдельных предметов;
• узнавание реалистических изображений (в различном положении);
• узнавание контурных изображений;
• узнавание перечеркнутых контурных изображений;
• выделение контурных изображений, наложенных друг на друга;
• узнавание недорисованных контурных изображений, дорисовывание до целого;
• узнавание изображения предмета по его части;
• выделение фигуры, замаскированной в другой, более сложной структуры;
• выбор недостающего фрагмента изображения;
• нахождение сходства и различия в изображениях;
• развитие зрительной памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и нарисуй...»);
развитие ориентировки в пространстве:
• общее направление движения («Возьми флажок», «Поймай колокольчик» и др.);
• развитие целенаправленности движений («Попади мячом в корзину» и др.);
• ориентирование в сторонах своего тела;
• различение и определение направления движения в пространстве (правое — левое, верх — низ; слева направо, сверху вниз);
• ориентирование на листе бумаги («Мы — шоферы», «Улиточки на лугу», «Мышка бегает по дорожке» и др.);
77 |
' Проводится как комбинированное занятие с подготовкой к обучению грамоте. Раздел программы составлен И.Н. Волковой.
76
решение конструктивных задач:
• складывание разрезных картинок;
• складывание из палочек пространственно организованных структур («Сложи из палочек солнышко, елочку...», «Чей колодец выше?», «Сложи человечка», «Сложи цыпленка» и другие игры с палочками на преобразование);
• игры с кубиками Кооса (двухцветный и многоцветный варианты);
• игры с лабиринтами;
• тренировка пространственного воображения («Вообрази, что получится»);
развитие моторной функции руки и организация движений в пространстве:
• упражнения для кистей и пальцев рук («Красим забор», «Веселый оркестр», «Курочка клюет зернышки» и др.);
• удержание определенной позы пальцев рук («Гусь», «Петушок» и пр.);
• переключение поз (например, «Заяц — кольцо»);
• зрительно-пространственная организация движений (пробы Хэда);
• динамическая организация движений («Кулак — ладонь», «Игра на рояле», «Кулак — ребро — ладонь»);
• регуляция движений на основе предварительной программы («Как звучит игрушка?», «Поиграем с флажками», «Кулак — палец»);
• слухомоторная координация («Барабанщик», «Нарисуем песню соловья», «Звуки губной гармошки»);
формирование простейших графических навыков:
• ритмичные круговые движения;
• проведение горизонтальных линий в заданном направлении без ограничения в пространстве;
• обведение трафаретов по контуру;
• проведение прямых горизонтальных линий в ограниченном пространстве;
• проведение волнистых линий в горизонтальном и вертикальном направлениях без ограничения в пространстве;
• проведение свободных линий в различных направлениях;
• проведение линий в ограниченном пространстве с изменением направления;
• проведение волнистых линий различных конфигураций;
78
• проведение наклонных прямых и пунктирных линий;
• проведение линий по точкам по данному образцу;
• штриховка в различных направлениях в ограниченном пространстве, в том числе и с нахождением закономерностей расположения линий в пространстве;
• выполнение петлеобразных линий в различных направлениях;
• продолжение линий с сохранением нужной системы простых соотношений.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2025 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!