Развитие инициативной речи и мышления — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Развитие инициативной речи и мышления

2019-10-25 151
Развитие инициативной речи и мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В содержание обучения входят коррекция и развитие ини­циативной речи детей и активизация их мыслительной дея­тельности. Занятия по развитию речевого слуха и подготов­ка к обучению грамоте могут быть эффективны только тогда, когда ребенок имеет возможность развернуто высказывать свои мысли. Педагог должен внимательно, не перебивая, выслушать ответ воспитанника, уловить погрешности в его речи и предложить остальным детям найти и исправить ошибки, допущенные их товарищем. Дети осваивают умение целенаправленно описывать какой-либо предмет, явление, событие, избирательно пользоваться языковыми средствами: употреблять точные названия предметов, их признаков, действий, указывать место и время события. До­школьники учатся успешно передавать последовательность реальных действий, сюжета услышанных сказок, рассказов, устанавливать причинно-следственные связи в серии сю­жетных картин.

Развитие инициативной речи детей, активизация их по­знавательной деятельности, формирование умения наблю­дать, доказывать, объяснять, рассуждать стимулируются во­просами педагога. Активность ребенка, его мысль и деятель­ность направляются при этом на решение таких задач, которые не были бы предметом его внимания и осознания без сотрудничества со взрослым. Для развития речевой и по­знавательной активности детей необходимо, чтобы на заня­тиях постоянно звучали задания «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и т.д. Необходимо приучать дошкольников к то­му, что об одном и том же явлении можно спросить по-раз­ному. Содержательные вопросы самих детей должны нахо­дить у педагога положительный эмоциональный отклик.

Содержанием обучения является также работа по форми­рованию умения детей говорить не торопясь, достаточно громко, литературно правильно, интонационно выразитель-

1 Описание игр дается в книге для педагогов: Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. Смоленск, Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000.

70


но, давать полные ответы на вопросы педагога о виденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности. Целенаправленное развитие речи ребенка имеет принципиальное значение для нормализации его об­щения с окружающими, для дальнейшего школьного обуче­ния. На занятиях формируется элементарная культура рече­вого поведения: умение слушать педагога и сверстников, внимательно и доброжелательно относиться к их рассказам и ответам.

Создание условно-графических моделей, схем звукового состава слов и предложений, являющееся содержанием обу­чения на занятиях по развитию фонематического слуха и по подготовке к обучению грамоте, способствует развитию уме­ния выделять в языковом материале главное, существенное, т.е. учит детей обобщению, абстрагированию. Кроме того, условно-графическая схема способствует развитию памяти дошкольников, так как является наглядным обобщенным образом конкретного языкового материала.

Подготовка к обучению технике письма

Письмо — совершенно новая деятельность для 6-летнего ребенка. В подготовительной работе по формированию гра­фических навыков письма прежде всего необходимо соблю­дать общие гигиенические требования: соответствие высо­ты стульчика и стола росту ребенка (во избежание наруше­ния осанки), направленность света, проветривание комнаты, где проводятся занятия, и т.д. Подготовка детей с задержкой психического развития к обучению письму часто осложняется легкой формой двигательных нарушений, ко­торые являются следствием органического повреждения го­ловного мозга. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двига­тельной координации.

Ребенок затрачивает на техническую сторону письма ог­ромные физические усилия, поэтому продолжительность

71


непрерывного письма не должна превышать пяти минут. По истечении этого времени детям необходим отдых.

Подготовка детей с ЗПР к обучению письму1 идет в не­скольких направлениях: гимнастика пальцев и кистей рук; ориентирование на листе бумаги; обучение правильной по­садке и использованию письменных принадлежностей; от­работка элементарных графических навыков; соотнесение звука и буквы.

Последовательность графических заданий, предусмотрен­ных программой, строится с учетом рекомендаций медиков, физиологов, методистов. Первоначально используется не­линованная бумага. Отрабатываются ритмичные круговые движения рук, имеющие широкий размах. Постепенно раз­мах движения уменьшается. Дети учатся проводить волнис­тые и прямые линии, полуовалы, овалы, петли. Последова­тельность заданий такова, что ребенок переходит от широ­ких движений ко все более мелким. Каждое графическое задание включено в понятную детям наглядную ситуацию: большие волны поднимают парусник; от плывущего лебедя идут более мелкие волны; чешуйки, которыми покрыты рыбы, еще мельче.

Во второй подготовительной группе дети учатся штрихов­ке, знакомятся с разлиновкой ученической тетради и учатся в ней работать.

При подготовке к обучению технике письма важно не то­ропить детей, а терпеливо и настойчиво добиваться точного выполнения советов педагога, поощряя любой успех до­школьника.

Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований при подготовке к обучению письму способству­ет поддержанию работоспособности детей, сохранности их нормального зрения и правильной осанки, благоприятству­ет коррекции их физического развития.

1 Этот раздел обеспечен тетрадью с печатной основой «Я учусь писать» авторов Р.Д. Тригер, Е.В. Владимировой, Т.А. Мещеряковой. Смоленск, Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000.

72


Первая подготовительная группа (1 занятие в неделю, 32 занятия)

Основными задачами программы по развитию речевого (фонематического) восприятия детей с ЗПР в первой подго­товительной группе являются:

• формирование способа вычленения звука из слова (под­черкнутое произнесение звука в слове), умение называть вы­деленный звук;

• выделение отдельных звуков из слов; правильная и от­четливая артикуляция звуков;

• чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в поло­сти рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие го­лоса;

• различение звуков, близких по произнесению и звуча­нию, твердые и мягкие согласные; звуки [а], [о], [ы], [у], [м], [м'\, [н], [«'], [в], [в'}, [/с], [к'}, [п], [п'],Шс'], [и];

условные обозначения гласных, твердых и мягких со­гласных звуков; термины «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;

• ознакомление с условно-графической схемой звукового состава слова;

• последовательное выделение звуков из односложных и двусложных слов типа но, ау, мак, осы по готовой условно-графической схеме звукового состава слова;

• ознакомление с печатными буквами А, а, О, о, У, у, Ы, ы, М, м, Н, н, В, в, К, к, П, п, С, с, И, и; соотнесение звука и буквы1;

• формирование умения составлять предложение и выде­лять слова из предложения, состоящего из двух-трех слов; условно-графическая схема предложения; составление схем предложений (без предлогов); термины слово, предложение;

• уточнение и обогащение словарного запаси; формирова­ние умения говорить достаточно громко, не торопясь, лите­ратурно правильно, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы на вопросы.

К концу пребывания в первой подготовительной группе детей следует научить:

1 Данная задача ставится, если дети прошли пропедевтический курс (на занятиях у логопеда или в условиях средней группы).

73


• способу вычленения звука из слова и называнию выде­ленного звука;

• относить звуки к гласным и согласным на основе осо­бенностей их произнесения и звучания;

• условному обозначению гласных и согласных звуков со­ответствующим цветом;

• узнавать и называть буквы, которые обозначают изучен­ные звуки;

• составлять условно-графические схемы предложений, состоящих из двух-трех слов.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.