Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-10-25 | 246 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Введение
Ленточный конвейер [2, c.3] предназначен для перемещения массовых (насыпных) или штучных грузов непрерывным потоком. Он состоит из приводного и натяжного барабанов, охватывающей их ленты, поддерживающих роликов, привода, натяжного устройства и рамы.
Рабочая ветвь ленты верхняя, по техническому заданию (ТЗ) в соответствии с рисунком 1 приводной барабан должен иметь правое вращение. Груз транспортируется на высоте H + D/2 = 500 +400/2 = 700 мм (толщиной ленты пренебрегаем). Конвейер установлен в помещении цеха, условия работы нормальные (t = 20 0С).
Привод (рисунок 1) включает в себя электродвигатель 1, муфту 2, редуктор цилиндрический двухступенчатый соосный (Ц2С) 3, цепную передачу 4.
Тяговое усилие F на приводном барабане передается силами трения за счет натяжения ленты.
По графику нагрузки в соответствии с рисунком 2 ТЗ режим работы конвейера переменный без реверсирования привода.
Масштаб выпуска – крупносерийный: основной способ получения заготовок корпусных деталей – литье; зубчатых колес – штамповка.
1.2 Энергетический и кинематический расчеты привода
1.2.1 КПД привода
Общий КПД привода [3, c.7] в соответствии с рисунком 1 (ТЗ):
h0 = h1h2h3h4h5,
где согласно [1, c.7] h i (i = 1...5) представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – КПД кинематических пар привода
Муфта | Зубчатая закрытая передача | Цепная передача | Подшипники качения вала барабана | |
цилиндрическая | цилиндрическая | |||
h1= 0,98 | h2 = 0,97 | h3 = 0,97 | h4 = 0,93 | h5 = 0,99 |
h0 = 0,98×0,97×0,97×0,93×0,99 = 0,85.
1.2.2 Подбор электродвигателя
При заданной циклограмме нагружения режим технологического процесса фиксирован, двигатель работает в повторно-кратковременном режиме с продолжительностью включения под нагрузкой [3, c.7] 10 мин £ t £ 60 мин.
|
Потребная мощность двигателя, кВт,
Р дв¢ = Т E n б / 9550h0 , (1.1)
где Т E = KE Т nom – эквивалентный вращающий момент, Н×м;
Т nom= Т б – номинальный длительный (число циклов N > 104...105) момент, равный моменту на валу барабана:
Т б = FD / 2000 = 2000×400 / 2000 = 400 Н×м, (1.2)
KE – коэффициент приведения заданного переменного режима нагружения к эквивалентному постоянному [3, c.8]:
KE = [ S(Т i / Т nom)2(L hi / L h) ]1/2 = [12×0,5 + 0,752×0,2 + 0,252×0,3]1/2 = 0,7945;
Т E = 0,7945×400 = 317,8 Н×м;
n б – частота вращения приводного барабана, мин-1:
n б = 6×104 v / (p D) = 6×104×0,71 / (3,14×400) = 33,92 мин-1; (1.3)
Тогда Р дв¢ = 317,8 ∙ 33,9/(9550 ∙ 0,85) = 1,33 кВт.
Возможные к применению двигатели [3, c.23, 24] приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Характеристика двигателей
Вариант | Марка двигателя | Р ДВ, кВт | n ДВ,мин-1 | Т пуск/ Т | Т max/ Т | Масса, кг | |
1 | АИР 80 А 2 | 1,5 | 2850 | 2,2 | 2,6 | 12,4 | |
2 | АИР 80 В 4 | 1,5 | 1395 | 2,2 | 2,4 | 13,5 | |
3 | АИР 90 L 6 | 1,5 | 925 | 2,0 | 2,2 | 19 | |
4 | АИР 100 L 8 | 1,5 | 705 | 1,6 | 2,0 | 23,5 | |
Форма исполнения двигателей – IM 1081 (на лапах). Все двигатели удовлетворяют условиям пуска: Т пуск/ Т > 1,6 |
1.2.3 Общее передаточное число и его разбивка по ступеням передач
Общее передаточное число привода u 0¢ = n ДВ / n б и его разбивка по ступеням передач для 4-х вариантов двигателей приведены в таблице 1.3, где отдельные передаточные числа обозначены:
u ред = u 0¢ / u р – редуктора: u ред = u Б / u Т;
u Б – быстроходной (цилиндрической) ступени редуктора;
u Т – тихоходной (цилиндрической) ступени редуктора;
u ц – цепной передачи;
При разбивке u 0¢ были использованы рекомендации [3, c.11]:
u Ц до 4 (наиболее употребительные 1,5 … 3) и для редуктора Ц2С [3, c.12] u ред = 7,1 … 50 (рекомендуемые 12,5...25); u Т¢ = 0,88 (u ред)1/2; u Б¢ = u ред/ u Т¢.
|
Таблица 1.3 – Разбивка u 0¢ по ступеням передач
Вариант | Двига-тель | u 0¢ | u ред¢ | u Б¢ | u Т¢ | u Б | u Т | u ред | u ц | u 0 | D u р% |
1 | АИР 80 А 2 | 88,44 | 31 | 6,2 | 5 | 6,3 | 5 | 31,5 | 2,85 | 89,8 | 1,6 |
2 | АИР 80 В 4 | 44,22 | 24,5 | 5,5 | 4,46 | 5,6 | 4,5 | 25,2 | 1,8 | 45,36 | 2,5 |
3 | АИР 90 L 6 | 29,48 | 19,5 | 4,92 | 3,99 | 5 | 4 | 20 | 1,5 | 30 | 1,7 |
4 | АИР 100 L 8 | 22,11 | 13,8 | 4,13 | 3,35 | 4 | 3,55 | 14,2 | 1,6 | 22,68 | 2,6 |
Исходя из указанных рекомендаций по передаточным числам, а также с учетом того, что двигатели с n С = 1000 мин-1 имеют хорошие эксплуатационные характеристики и наибольшее применение, для заданного привода выбираем ДВИГАТЕЛЬ АИР 90 L 6 УЗ ТУ16-525.571-84.
Рисунок 1.1 - Размеры двигателя | Габариты, мм: l 30 = 337; h 31 = 225; d 30 = 210. Установочные и присоединительные размеры, мм: d 1 = 24; l 1 = 50; b 1 = 8; h 1 = 7; l 10 = 125; l 31 = 56; d 10 = 10; b 10 = 140; h = 90; h 10 = 11. Исполнение IM 1081. |
1.2.4 Частоты вращения и моменты на валах
Рисунок 1.2 - Кинематическая схема привода
Частота вращения i - го (i = 1...5) вала [3, c.14]:
n i = n 1 / u 1- i, (1.4)
где u 1- i – передаточное число между валом двигателя (i = 1) и i - м валом привода (рисунок 1.2). Направления вращения валов на рисунке 2 показаны стрелками.
Вращающий момент на j –м валу (j = 5…1):
T j = T 5 / u 5- j h5- j, (1.5)
где u 5- j,h5- j – соответственно передаточное число и КПД между валом барабана (j = 5) и j – м валом привода.
Результаты расчета по формулам (1.4) и (1.5) для выбранного варианта двигателя представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Частоты вращения и моменты на валах
Вал | П а р а м е т р ы | ||||
u 1- i | ni, мин-1 | u 5- j | h5- j | Tj _, Н×м | |
I | 1 | 925 | 30 | 0,85 | 15,7 |
II | 1 | 925 | 30 | 0,87 | 15,3 |
III | 5 | 185 | 6 | 0,89 | 75 |
IV | 20 | 46,25 | 1,5 | 0,92 | 289,9 |
V | 30 | 30,83 | 1 | 1 | 400 |
Расчёт цепной передачи
1.6.1 Исходные данные.
Момент на ведущей звёздочки T 1 = 289,9 Нм, частота вращения ведущей звёздочки n = 46,25 мин-1, передаточное число цепной передачи U ц = 1,5.
1.6.2 Шаг цепи.
Условия эксплуатации при расчёте цепных передач учитывается коэффициентом эксплуатации Кэ [7, с. 5]
Кэ = КдКа Кн КрегКсмКрежКт,
где Кд – коэффициент динамичности нагрузки (ленточный транспортёр Кд = 1 [7, с. 5])
Ка – коэффициент длины цепи (межосевого расстояния a); при a = (30…50) Р,
где Р – шаг цепи, Ка = 1
Кн – коэффициент угла наклона передачи к горизонту, при ψ<450 Кн = 1
|
Крег – коэффициент регулирования (для нормального натяжения цепи): при регулировании положения оси одной из звёздочек: Крег = 1
Ксм – коэффициент способа смазывания: при периодическом смазывании
Ксм = 1,5
Креж – коэффициент режима работы: Креж = S 1/3, где S – число смен работы в сутки; при S = 1 Креж = 1
Кт – температурный коэффициент: при t < 1500C Кт = 1
Кэ = 1∙1∙1∙1∙1,5∙1∙1 = 1,5<[2…3].
1.6.3 Число зубьев звёздочек
z ’1min = 29-24 ≥ 13[7, c.5]
z 1min = 29-2∙1,5 = 26 ≥ 13
z 2min = U ∙ z ’1min ≤ 120 = 1,5∙13 = 19,5 = 20
Расчётный шаг цепи Р ’ округляется по стандарту, далее уточняются z 1 и z 2, а так же фактическое U.
Минимально допустимый диаметр вершин малой звёздочки De 1min [7, c.6]
мм,
где (КВт) – передаваемая мощность. N = 1,4
De 1 ≥ 1,15 De 1min [7, c.6] принимаем De 1 = 200,4.
Шаг цепи в проектировочном расчёте определяется по основному критерию работоспособности – износостойкости шарниров [7, c. 6].
мм
где [ p ]0 – допускаемое давление в шарнирах, МПа. m p – коэффициент рядности цепи, для однорядной цепи m p = 1.
Исходя из частоты вращения ведущей звёздочки n 1 (частота вращения IV вала) равная 46,25 выбираем [ р ]0 = 35МПа
Округлим по таблице 1 [7, с.7] и получим Р = 25,4мм.
При расчёте одно-дву-трёх рядной цепей и после сравнения результатов расчёта по условиям надёжности и долговечности передачи наиболее подходящей оказалась однорядная цепь.
Таблица 1.13 – Параметры цепной передачи.
Параметры | Обозначение | Численное значение |
1. Шаг цепи, мм | p | 25,4 |
2. Числа зубьев: - ведущей звездочки - ведомой звездочки | z 1 z 2 | 17 25 |
3. Передаточное число | u | 1,47 |
4. Межосевое расстояние, мм | a min | 220 |
a max | 2032 | |
a opt | 762…1270 | |
5. Диаметры делительной окружности, мм -ведущей звездочки - ведомой звездочки | dd 1 dd 2 | 141,111 203,2 |
6. Диаметр окружности вершин, мм - ведущей звездочки - ведомой звездочки | De 1 De 2 | 148,6 213,76 |
Выбираем:
ЦЕПЬ ПР – 25,4 – 60 ГОСТ 13586 – 75
Из условия оптимального межосевого расстояния [7, с. 8], следует:
a = (30…50) P
a = 30∙25,4 = 762 мм, что больше a min = 220 мм и меньше a max = 2032 мм
Потребное число звеньев [7, с. 8]
|
,
где ap = a / p – межосевое расстояние выраженное в шагах; ap = 30;
z ∑ = z 1 + z 2 – суммарное число зубьев;
.
По рекомендациям лучшим вариантом потребного числа звеньев является чётное число, поэтому выбираем W = 82.
Длина цепи L = WP = 82∙25,4 = 2083 мм.
Определим фактическое межосевое расстояние согласно [7, с. 9]:
мм.
Уменьшение a на провисание цепи для нормальной работы
∆ a = (0,002…0,004) a = 1,282…2,564 мм; принимаем ∆ a = 2 мм. Тогда окончательно межосевое расстояние a ц = a -∆ a = 641-2 = 639 мм.
Подбор муфты
Муфта в приводе соединяет конец выходного вала (d = 24 мм) редуктора с концом вала электродвигателя (d1 = 24 мм, l1 = 50 мм).
Расчётный момент, передаваемый муфтой [8, с. 4]
T р = k ∙ T nom = 1,25∙15,7 = 19,625 = 20,
Где k = 1,25 – коэффициент режима работы (ленточный конвейер, одна смена);
T nom – номинально вращающий момент; T nom = T 1 = 15,7 Нм;
Ориентируясь на муфту с упругим элементом, по каталогу [8, с. 29] из условия [ T ] ≥ T p, где [ T ] - момент по паспорту муфты, для d = 24 мм выбираем муфту со звездочкой:
ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ
2.1 Основные параметры привода
2.1.1 Основные параметры редуктора, необходимые для дальнейших расчётов, приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – параметры редуктора
Ступень | aw | bw | mn | β | z 1 | z 2 | U | U ред | d 1 | d 2 | da 1 | df 1 |
Б.Ст | 125 | 20 | 1,5 | 170 | 27 | 132 | 4,9 | 19,453 | 42,453 | 207,547 | 45,453 | 38,703 |
Т.Ст. | 125 | 36 | 1,5 | 100 | 33 | 131 | 3,97 | 50,305 | 199,695 | 53,305 | 46,555 |
2.1.2 Общее передаточное число привода.
U0 = Uред∙Uц.п = 19,453∙1,47 = 28,6
Отклонение ∆U0 от = 29,48 (табл. 1.3)
в пределах допуска.
2.1.3 Уточнение ni и Tj по формулам (1.4) и (1.5):
Вал (рисунок 1.2) | I | II | III | IV | V |
n i, мин-1 | 925 | 925 | 188,78 | 47,55 | 32,34 |
T j, Н×м | 16,45 | 16,08 | 77,49 | 295,77 | 400 |
Скорости редуктора v 1Б = 2,005 м/c; v 1Т = 0,5 м/с.
2.1.4 Диаметры валов редуктора, мм:
под зубчатыми колесами | dБ = | dП = | dТ = 44 |
под подшипниками качения | dБП = 25 | dПП = 25 | dТП = 40 |
Диаметр вала приводного барабана d = 30 мм.
Подбор подшипников качения.
Предварительно были выбраны для расчета шариковые радиально-упорные однорядные подшипники легкой серии.
Расчет подшипников на пригодность и расчет подшипников на долговечность представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Формуляр для расчета подшипников.
I. Характеристика подшипников. | ||||
Параметры подшипников | Ступень редуктора (вал) | |||
Промежуточный | ||||
1. Обозначение | 36105 К | |||
2. Размеры D x B, мм | 47 ´12 | |||
3. Базовая грузоподъемность С r, Н | 9560 | |||
4. Радиальная грузоподъемность С 0 r, Н | 6300 | |||
II. Данные для расчета на пригодность подшипников. | ||||
5. Частота вращения кольца подшипника n, об/мин | 178,88 | |||
6. Осевая сила в зацеплении F а, Н | 238 | |||
7. Реакции в подшипниках, Н - R I - R II | 2617 205 | |||
8. Коэффициент: - X - вращения V | 0,56 1 | |||
9. Коэффициент безопасности Кб | 1
| |||
10. Температурный коэффициент КТ | 1 | |||
11. Коэффициент надежности а1 | 1 | |||
12. Коэффициент качества а23 | 0,75 | |||
13. Схема установки подшипников | «враспор» | |||
14. Требуемая долговечность Lh,ч | 17344,8 | |||
III. Расчет подшипников на пригодность. | ||||
а) F a/(VR II) | 1,1 | |||
б) F a/ C 0 r | 0,04 | |||
| ||||
в) R E | 1411 | |||
г) Сгр = RE[60nLh/(a1a23∙106)]1/3 | 7380<CГ | |||
д) заключение о годности | пригоден | |||
IV. Определение долговечности подшипника. | ||||
L 10 h = a1a23∙106(Cr / R E)3/(60n), ч | 21719 |
2.9 Расчет шпоночных соединений
Принимаем шпонки призматические по ГОСТ 23360–78 [5, c.432].
Напряжения смятия [11, c.6]: sсм = 2000 Т / dkl р £ [sсм],
где l р = l – b – расчетная длина шпонки; l ст – длина ступицы насаживаемой детали;
k = h – t 1– расчетная высота шпонки [sсм] – допускаемое напряжение смятия: для шпонок из стали [sсм] = 325…430 МПа при коэффициенте запаса прочности [ S ] = 2…1,5.
Параметры | Вал |
Примечание | ||||
наименование |
обозначение | входной | промежуточный | выходной | ||
Место соединения | ||||||
муфта | колесо z2Б | колесо z2Т | звездочка | |||
1.Диаметр вала, мм | d | 24 | 34 | 44 | 36 | |
2.Момент, Нм | T | 16,08 | 77,49 | 295,77 | ||
3.Длина ступицы, мм | l ст | 30 | 36 | 44 | 44,5 | |
4.Шпонка ГОСТ 23360 | b × h × l | 8×7×18 | 10×8×22 | 12×8×36 | 10×8×40 |
[11, с. 6, табл. 3.1] |
-размеры, мм | t 1 | 4 | 5 | 5 | 5 | |
k | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
l р | 10 | 12 | 24 | 30 | ||
5.Напряжения, МПа | σсм | 45 | 125 | 186 | 183 | |
Условие прочности выполняется |
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Введение
Ленточный конвейер [2, c.3] предназначен для перемещения массовых (насыпных) или штучных грузов непрерывным потоком. Он состоит из приводного и натяжного барабанов, охватывающей их ленты, поддерживающих роликов, привода, натяжного устройства и рамы.
Рабочая ветвь ленты верхняя, по техническому заданию (ТЗ) в соответствии с рисунком 1 приводной барабан должен иметь правое вращение. Груз транспортируется на высоте H + D/2 = 500 +400/2 = 700 мм (толщиной ленты пренебрегаем). Конвейер установлен в помещении цеха, условия работы нормальные (t = 20 0С).
Привод (рисунок 1) включает в себя электродвигатель 1, муфту 2, редуктор цилиндрический двухступенчатый соосный (Ц2С) 3, цепную передачу 4.
Тяговое усилие F на приводном барабане передается силами трения за счет натяжения ленты.
По графику нагрузки в соответствии с рисунком 2 ТЗ режим работы конвейера переменный без реверсирования привода.
Масштаб выпуска – крупносерийный: основной способ получения заготовок корпусных деталей – литье; зубчатых колес – штамповка.
1.2 Энергетический и кинематический расчеты привода
1.2.1 КПД привода
Общий КПД привода [3, c.7] в соответствии с рисунком 1 (ТЗ):
h0 = h1h2h3h4h5,
где согласно [1, c.7] h i (i = 1...5) представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – КПД кинематических пар привода
Муфта | Зубчатая закрытая передача | Цепная передача | Подшипники качения вала барабана | |
цилиндрическая | цилиндрическая | |||
h1= 0,98 | h2 = 0,97 | h3 = 0,97 | h4 = 0,93 | h5 = 0,99 |
h0 = 0,98×0,97×0,97×0,93×0,99 = 0,85.
1.2.2 Подбор электродвигателя
При заданной циклограмме нагружения режим технологического процесса фиксирован, двигатель работает в повторно-кратковременном режиме с продолжительностью включения под нагрузкой [3, c.7] 10 мин £ t £ 60 мин.
Потребная мощность двигателя, кВт,
Р дв¢ = Т E n б / 9550h0 , (1.1)
где Т E = KE Т nom – эквивалентный вращающий момент, Н×м;
Т nom= Т б – номинальный длительный (число циклов N > 104...105) момент, равный моменту на валу барабана:
Т б = FD / 2000 = 2000×400 / 2000 = 400 Н×м, (1.2)
KE – коэффициент приведения заданного переменного режима нагружения к эквивалентному постоянному [3, c.8]:
KE = [ S(Т i / Т nom)2(L hi / L h) ]1/2 = [12×0,5 + 0,752×0,2 + 0,252×0,3]1/2 = 0,7945;
Т E = 0,7945×400 = 317,8 Н×м;
n б – частота вращения приводного барабана, мин-1:
n б = 6×104 v / (p D) = 6×104×0,71 / (3,14×400) = 33,92 мин-1; (1.3)
Тогда Р дв¢ = 317,8 ∙ 33,9/(9550 ∙ 0,85) = 1,33 кВт.
Возможные к применению двигатели [3, c.23, 24] приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Характеристика двигателей
Вариант | Марка двигателя | Р ДВ, кВт | n ДВ,мин-1 | Т пуск/ Т | Т max/ Т | Масса, кг | |
1 | АИР 80 А 2 | 1,5 | 2850 | 2,2 | 2,6 | 12,4 | |
2 | АИР 80 В 4 | 1,5 | 1395 | 2,2 | 2,4 | 13,5 | |
3 | АИР 90 L 6 | 1,5 | 925 | 2,0 | 2,2 | 19 | |
4 | АИР 100 L 8 | 1,5 | 705 | 1,6 | 2,0 | 23,5 | |
Форма исполнения двигателей – IM 1081 (на лапах). Все двигатели удовлетворяют условиям пуска: Т пуск/ Т > 1,6 |
1.2.3 Общее передаточное число и его разбивка по ступеням передач
Общее передаточное число привода u 0¢ = n ДВ / n б и его разбивка по ступеням передач для 4-х вариантов двигателей приведены в таблице 1.3, где отдельные передаточные числа обозначены:
u ред = u 0¢ / u р – редуктора: u ред = u Б / u Т;
u Б – быстроходной (цилиндрической) ступени редуктора;
u Т – тихоходной (цилиндрической) ступени редуктора;
u ц – цепной передачи;
При разбивке u 0¢ были использованы рекомендации [3, c.11]:
u Ц до 4 (наиболее употребительные 1,5 … 3) и для редуктора Ц2С [3, c.12] u ред = 7,1 … 50 (рекомендуемые 12,5...25); u Т¢ = 0,88 (u ред)1/2; u Б¢ = u ред/ u Т¢.
Таблица 1.3 – Разбивка u 0¢ по ступеням передач
Вариант | Двига-тель | u 0¢ | u ред¢ | u Б¢ | u Т¢ | u Б | u Т | u ред | u ц | u 0 | D u р% |
1 | АИР 80 А 2 | 88,44 | 31 | 6,2 | 5 | 6,3 | 5 | 31,5 | 2,85 | 89,8 | 1,6 |
2 | АИР 80 В 4 | 44,22 | 24,5 | 5,5 | 4,46 | 5,6 | 4,5 | 25,2 | 1,8 | 45,36 | 2,5 |
3 | АИР 90 L 6 | 29,48 | 19,5 | 4,92 | 3,99 | 5 | 4 | 20 | 1,5 | 30 | 1,7 |
4 | АИР 100 L 8 | 22,11 | 13,8 | 4,13 | 3,35 | 4 | 3,55 | 14,2 | 1,6 | 22,68 | 2,6 |
Исходя из указанных рекомендаций по передаточным числам, а также с учетом того, что двигатели с n С = 1000 мин-1 имеют хорошие эксплуатационные характеристики и наибольшее применение, для заданного привода выбираем ДВИГАТЕЛЬ АИР 90 L 6 УЗ ТУ16-525.571-84.
Рисунок 1.1 - Размеры двигателя | Габариты, мм: l 30 = 337; h 31 = 225; d 30 = 210. Установочные и присоединительные размеры, мм: d 1 = 24; l 1 = 50; b 1 = 8; h 1 = 7; l 10 = 125; l 31 = 56; d 10 = 10; b 10 = 140; h = 90; h 10 = 11. Исполнение IM 1081. |
1.2.4 Частоты вращения и моменты на валах
Рисунок 1.2 - Кинематическая схема привода
Частота вращения i - го (i = 1...5) вала [3, c.14]:
n i = n 1 / u 1- i, (1.4)
где u 1- i – передаточное число между валом двигателя (i = 1) и i - м валом привода (рисунок 1.2). Направления вращения валов на рисунке 2 показаны стрелками.
Вращающий момент на j –м валу (j = 5…1):
T j = T 5 / u 5- j h5- j, (1.5)
где u 5- j,h5- j – соответственно передаточное число и КПД между валом барабана (j = 5) и j – м валом привода.
Результаты расчета по формулам (1.4) и (1.5) для выбранного варианта двигателя представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Частоты вращения и моменты на валах
Вал | П а р а м е т р ы | ||||
u 1- i | ni, мин-1 | u 5- j | h5- j | Tj _, Н×м | |
I | 1 | 925 | 30 | 0,85 | 15,7 |
II | 1 | 925 | 30 | 0,87 | 15,3 |
III | 5 | 185 | 6 | 0,89 | 75 |
IV | 20 | 46,25 | 1,5 | 0,92 | 289,9 |
V | 30 | 30,83 | 1 | 1 | 400 |
Проектировочный расчет зубчатых передач редуктора
Зубчатые передачи обеих ступеней закрытые. Основной характер разрушения – усталостное выкрашивание активных поверхностей зубьев под действием контактных напряжений. Проектировочный расчет следует начинать с определения межосевого расстояния aW из условия сопротивления контактной усталости.
1.3.1 Материал и термообработка зубчатых колес
В целях унификации [4, c.4] материалов для зубчатых колес обеих ступеней с учетом крупносерийного производства принимаем сталь 40Х ГОСТ 4543-71.
Быстроходная ступень (Б.ст.) редуктора – цилиндрическая косозубая; тихоходная (Т.ст.) – цилиндрическая косозубая. Выпуск крупносерийный, жесткие требования к габаритам и массе отсутствуют. По рекомендациям [4, c.3, п.1.1.6], чтобы получить H 1 m ⋲ H 2 m, назначаем термообработку зубьев:
– шестерен z 1 – поверхностную закалку ТВЧ (ТВЧ1);
– колес z 2 – поверхностную закалку ТВЧ (ТВЧ2).
Механические свойства стали 40Х после термообработки [4, c.5] с предположением, что D £ 125 мм и S £ 80 мм, даны в таблице 1.5.
Таблица 1.5 – Механические свойства z 1 и z 2 из стали 40Х
Наименование параметра | Зубчатое колесо | |
шестерня z1 | колесо z2 | |
1 Термообработка | закалка ТВЧ (ТВЧ1) | закалка ТВЧ (ТВЧ2) |
2 Твердость поверхности | (45-50)HRCЭ | (45-50)HRCЭ |
средняя по Роквеллу | 47,5 HRCЭ | 47,5HRCЭ |
по Бринелю | 460HB | 460HB |
по Виккерсу | 500HV | 500HV |
3 Предел прочности sВ, МПа | 900 | 900 |
4 Предел текучести sТ, МПа | 750 | 750 |
1.3.2 Режим работы передачи и число циклов перемены напряжений
Коэффициенты приведения заданного переменного режима (рисунок 2 ТЗ) к эквивалентному постоянному [2, c.8]:
m=S(T i / T max) m (L h i / L h), (1.6)
где m – показатель степени отношения моментов: mH = qH /2; mF = qF,
q – показатель степени кривой усталости:
qH = qF = 6 и тогда mH =3, mF = 6.
При расчете по контактным напряжениям s Н:
m Н 1 = m Н 2 = m Н = 13×0,5 + 0,753×0,2 + 0,253×0,3 = 0,589;
при расчете по напряжениям изгиба s F:
m F 1 = m F 2 = m F = 16×0,5 + 0,756×0,2 + 0,256×0,3 = 0,54.
Судя по величинам m Н и m F заданный режим работы наиболее приближается [4, c.8, таблица 2.1] к тяжелому типовому режиму.
Требуемая долговечность передачи в часах [4, c.8]:
L h = 365×24 k Г k C h = 365×24×0,5×0,66×6 = 17344,8 ч,
где k Г = 0,75 – коэффициент годового использования;
k С = 0,25 – коэффициент суточного использования;
h = 5 лет – срок службы передачи в годах.
Суммарное число циклов перемены напряжений за весь срок службы [4,c.8]: N S = 60 ncL h,
где n – частота вращения зубчатого колеса, мин -1;
с – число зацеплений зуба за один оборот зубчатого колеса: [4, c.9] c = 1.
Эквивалентное число циклов перемены напряжений [4, c.8]:
NE = m N S (NHE = m Н N S; NFE = m F N S).
Базовое число циклов перемены напряжений [4, c.9]:
– по контактным напряжениям NHlim = 30 H m 2,4 £ 120×106,
где H m – средняя твердость поверхности зубьев по Бринеллю;
– по изгибным напряжениям: NFlim = 4×106.
Результаты расчета N S, NHE, NFE, NHlim, представлены в таблице 1.6.
Таблица 1.6. Число циклов перемены напряжений в зубьях.
Ступень и зубчатое колесо | n, мин-1 | Число циклов N в миллионах | ||||||
N ∑ | NHE | NHlim | Сравнение NHE c NHlim | NFE | Сравнение NFE c NFlim | |||
Б. ступ | Z 1 | 925 | 962,2 | 567 | 73,5 | NHE > NHlim | 519,8 | NFE > NFlim |
Z 2 | 185 | 192,5 | 113,4 | 73,5 | NHE > NHlim | 104 | NFE > NFlim | |
Т. ступ | Z 1 | 185 | 192,5 | 113,4 | 73,5 | NHE > NHlim | 104 | NFE > NFlim |
Z 2 | 46,25 | 48,1 | 28,3 | 73,5 | NHE < NHlim | 26 | NFE > NFlim |
1.3.3 Допускаемые контактные напряжения на сопротивление усталости
Расчетное допускаемое контактное напряжение s Н Р [4, c.10], МПа:
s Н Рmin £ s Н Р = 0,45 (s Н Р1 + s Н Р2) £ A s Н Рmin, (1.7)
где А = 1,25 – для цилиндрической передачи (Т.ст. и Б.ст.)
s Н Р i (i = 1, 2) – допускаемые напряжения в косых зубьях, МПа;
s Н Рmin - наименьшее из двух значений sНР1 и sНР2.
Согласно [4, c.9]
sНР i = s Н limbi ZN i (ZRZVZLZX) / SHi, (1.8) где sНlimbi – базовый предел контактной выносливости зубьев, МПа, [4, c.9]:
– для шестерен z 1 (закалка ТВЧ)
sНlimb1 = 17 HHRCЭ + 200 = 17×47,5 + 200 = 1008 МПа;
– для колес z 2 (закалка ТВЧ)
sНlimb2 = 17 HHRCЭ + 200 = 17×47,5 + 200 = 1008 МПа;
ZN i – коэффициент долговечности [4, c.10] в зависимости от отношения NHlim / NHE;
SHi – коэффициент запаса прочности [4, c.10]:
для z1 SH1 = 1,2; для z2 SH2 = 1,1;
произведение ZRZVZLZX = 0,9.
Расчеты по формулам (1.7), (1.8) представлены в таблице 1.7.
Таблица 1.7 – Допускаемые контактные напряжения sНР, МПа
Ступень, зубчатое колесо | NHlim / NHE | ZN | sНРi (1.9) | А sНРmin | s Н Р (1.8) | |
Б.ст. | z 1 | 0.13 | 0.89 | 673 | 841 | 666 |
z 2 | 0.65 | 0.98 | 808 | |||
Т.ст. | z 1 | 0.65 | 0.98 | 741 | 926 | 768 |
z 2 | 2.6 | 1.17 | 965 |
1.3.4 Коэффициенты расчетной нагрузки при расчете по контактным напряжениям
По ГОСТ 21354-87 [4, c.12]:
КН = КАКН V KH b KH a, (1.9)
где КА – коэффициент, учитывающий влияние внешней динамической нагрузки; КА = 1;
КН V - коэффициент внутренней динамической нагрузки в зацеплении;
KH b - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий вследствие деформаций:
– для цилиндрической передачи [4, c.14]
KH b = 1 + (K
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!