Проектировочный расчет зубчатых передач редуктора — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Проектировочный расчет зубчатых передач редуктора

2019-10-25 246
Проектировочный расчет зубчатых передач редуктора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

    Ленточный конвейер [2, c.3] предназначен для перемещения массовых (насыпных) или штучных грузов непрерывным потоком. Он состоит из приводного и натяжного барабанов, охватывающей их ленты, поддерживающих роликов, привода, натяжного устройства и рамы.

    Рабочая ветвь ленты верхняя, по техническому заданию (ТЗ) в соответствии с рисунком 1 приводной барабан должен иметь правое вращение. Груз транспортируется на высоте H + D/2 = 500 +400/2 = 700 мм (толщиной ленты пренебрегаем). Конвейер установлен в помещении цеха, условия работы нормальные (t = 20 0С).

    Привод (рисунок 1) включает в себя электродвигатель 1, муфту 2, редуктор цилиндрический двухступенчатый соосный (Ц2С) 3, цепную передачу 4.

    Тяговое усилие F на приводном барабане передается силами трения за счет натяжения ленты.

    По графику нагрузки в соответствии с рисунком 2 ТЗ режим работы конвейера переменный без реверсирования привода.

    Масштаб выпуска – крупносерийный: основной способ получения заготовок корпусных деталей – литье; зубчатых колес – штамповка.

1.2 Энергетический и кинематический расчеты привода

    1.2.1 КПД привода

    Общий КПД привода [3, c.7] в соответствии с рисунком 1 (ТЗ):

h0 = h1h2h3h4h5,

где согласно [1, c.7] h i  (i = 1...5) представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – КПД кинематических пар привода

Муфта

Зубчатая закрытая передача

Цепная передача

Подшипники качения вала барабана

цилиндрическая цилиндрическая
h1= 0,98 h2 = 0,97 h3 = 0,97 h4 = 0,93 h5 = 0,99

                                

h0 = 0,98×0,97×0,97×0,93×0,99 = 0,85.

 

    1.2.2 Подбор электродвигателя

    При заданной циклограмме нагружения режим технологического процесса фиксирован, двигатель работает в повторно-кратковременном режиме с продолжительностью включения под нагрузкой [3, c.7] 10 мин £ t £ 60 мин. 

    Потребная мощность двигателя, кВт,

                                 Р дв¢ = Т E n б / 9550h0 ,                                  (1.1)

где Т E = KE Т nom – эквивалентный вращающий момент, Н×м;

Т nom= Т б – номинальный длительный (число циклов N > 104...105) момент, равный моменту на валу барабана:

                       Т б = FD / 2000 = 2000×400 / 2000 = 400 Н×м,       (1.2)

  KE – коэффициент приведения заданного переменного режима нагружения к эквивалентному постоянному [3, c.8]:

KE = [ S(Т i / Т nom)2(L hi / L h) ]1/2 = [12×0,5 + 0,752×0,2 + 0,252×0,3]1/2 = 0,7945;

  Т E = 0,7945×400 = 317,8 Н×м;

  n б – частота вращения приводного барабана, мин-1:

  n б = 6×104 v / (p D) = 6×104×0,71 / (3,14×400) = 33,92 мин-1;         (1.3)

Тогда Р дв¢ = 317,8 ∙ 33,9/(9550 ∙ 0,85) = 1,33 кВт.              

Возможные к применению двигатели [3, c.23, 24] приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Характеристика двигателей

Вариант Марка двигателя Р ДВ, кВт n ДВ,мин-1 Т пуск/ Т Т max/ Т Масса, кг  
1 АИР 80 А 2 1,5 2850 2,2 2,6 12,4  
2 АИР 80 В 4 1,5 1395 2,2 2,4 13,5  
3 АИР 90 L 6 1,5 925 2,0 2,2 19  
4 АИР 100 L 8 1,5 705 1,6 2,0 23,5  

      Форма исполнения двигателей – IM 1081 (на лапах).

       Все двигатели удовлетворяют условиям пуска: Т пуск/ Т > 1,6

1.2.3 Общее передаточное число и его разбивка по ступеням передач

    Общее передаточное число привода u 0¢ = n ДВ / n б и его разбивка по ступеням передач для 4-х вариантов двигателей приведены в таблице 1.3, где отдельные передаточные числа обозначены:

              u ред = u 0¢ / u р – редуктора: u ред = u Б / u Т;

              u Б – быстроходной (цилиндрической) ступени редуктора;

              u Т – тихоходной (цилиндрической) ступени редуктора;

      u ц – цепной передачи;

    При разбивке u 0¢ были использованы рекомендации [3, c.11]:

u Ц до 4 (наиболее употребительные 1,5 … 3) и для редуктора Ц2С [3, c.12] u ред = 7,1 … 50 (рекомендуемые 12,5...25); u Т¢ = 0,88 (u ред)1/2; u Б¢ = u ред/ u Т¢.  

     

Таблица 1.3 – Разбивка u 0¢ по ступеням передач

Вариант Двига-тель u 0¢ u ред¢ u Б¢ u Т¢ u Б u Т u ред u ц u 0 D u р%
1 АИР 80 А 2 88,44 31 6,2 5 6,3 5 31,5 2,85 89,8 1,6
2 АИР 80 В 4 44,22 24,5 5,5 4,46 5,6 4,5 25,2 1,8 45,36 2,5
3 АИР 90 L 6 29,48 19,5 4,92 3,99 5 4 20 1,5 30 1,7
4 АИР 100 L 8 22,11 13,8 4,13 3,35 4 3,55 14,2 1,6 22,68 2,6

 

    Исходя из указанных рекомендаций по передаточным числам, а также с учетом того, что двигатели с n С = 1000 мин-1 имеют хорошие эксплуатационные характеристики и наибольшее применение, для заданного привода выбираем ДВИГАТЕЛЬ АИР 90 L 6 УЗ ТУ16-525.571-84.

 

 


Рисунок 1.1 - Размеры двигателя

Габариты, мм: l 30 = 337; h 31 = 225; d 30 = 210. Установочные и присоединительные размеры, мм: d 1 = 24; l 1 = 50; b 1 = 8; h 1 = 7; l 10 = 125; l 31 = 56;   d 10 = 10;   b 10 = 140; h = 90; h 10 = 11. Исполнение IM 1081.  

 

1.2.4 Частоты вращения и моменты на валах

 

Рисунок 1.2 - Кинематическая схема привода

 

Частота вращения i - го (i = 1...5) вала [3, c.14]:

                   n i = n 1 / u 1- i,                     (1.4)

где u 1- i – передаточное число между валом двигателя (i = 1) и i - м валом привода (рисунок 1.2). Направления вращения валов на рисунке 2 показаны стрелками.

Вращающий момент на j –м валу (j = 5…1):

               

                  T j = T 5 / u 5- j h5- j,                  (1.5)

где u 5- j,h5- j – соответственно передаточное число и КПД между валом барабана (j = 5) и j – м валом привода.

    Результаты расчета по формулам (1.4) и (1.5) для выбранного варианта двигателя представлены в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4 – Частоты вращения и моменты на валах

Вал

П а р а м е т р ы

u 1- i ni, мин-1 u 5- j h5- j Tj _, Н×м
I 1 925 30 0,85 15,7
II 1 925 30 0,87 15,3
III 5 185 6 0,89 75
IV 20 46,25 1,5 0,92 289,9
V 30 30,83 1 1 400

        

Расчёт цепной передачи

1.6.1 Исходные данные.

Момент на ведущей звёздочки T 1 = 289,9 Нм, частота вращения ведущей звёздочки n = 46,25 мин-1, передаточное число цепной передачи U ц = 1,5.

 

 

1.6.2 Шаг цепи.

Условия эксплуатации при расчёте цепных передач учитывается коэффициентом эксплуатации Кэ [7, с. 5]

Кэ = КдКа Кн КрегКсмКрежКт,

где Кд – коэффициент динамичности нагрузки (ленточный транспортёр Кд = 1 [7, с. 5])

Ка – коэффициент длины цепи (межосевого расстояния a); при a = (30…50) Р,

где Р – шаг цепи, Ка = 1

Кн – коэффициент угла наклона передачи к горизонту, при ψ<450 Кн = 1

Крег – коэффициент регулирования (для нормального натяжения цепи): при регулировании положения оси одной из звёздочек: Крег = 1

Ксм – коэффициент способа смазывания: при периодическом смазывании

Ксм = 1,5

Креж – коэффициент режима работы: Креж = S 1/3, где S – число смен работы в сутки; при S = 1 Креж = 1

Кт – температурный коэффициент: при t < 1500C Кт = 1

 

Кэ = 1∙1∙1∙1∙1,5∙1∙1 = 1,5<[2…3].

 

1.6.3 Число зубьев звёздочек

 

z 1min = 29-24 ≥ 13[7, c.5]

z 1min = 29-2∙1,5 = 26 ≥ 13

z 2min = Uz 1min ≤ 120 = 1,5∙13 = 19,5 = 20

Расчётный шаг цепи Р округляется по стандарту, далее уточняются z 1 и z 2, а так же фактическое U.

Минимально допустимый диаметр вершин малой звёздочки De 1min [7, c.6]

 

мм,

где (КВт) – передаваемая мощность. N = 1,4

De 1 ≥ 1,15 De 1min [7, c.6] принимаем De 1 = 200,4.

Шаг цепи в проектировочном расчёте определяется по основному критерию работоспособности – износостойкости шарниров [7, c. 6].

мм

где [ p ]0 – допускаемое давление в шарнирах, МПа. m p – коэффициент рядности цепи, для однорядной цепи m p = 1.

Исходя из частоты вращения ведущей звёздочки n 1 (частота вращения IV вала) равная 46,25 выбираем [ р ]0 = 35МПа

Округлим по таблице 1 [7, с.7] и получим Р = 25,4мм.

При расчёте одно-дву-трёх рядной цепей и после сравнения результатов расчёта по условиям надёжности и долговечности передачи наиболее подходящей оказалась однорядная цепь.

 

Таблица 1.13 – Параметры цепной передачи.

Параметры Обозначение Численное значение
1. Шаг цепи, мм p 25,4
2. Числа зубьев: - ведущей звездочки - ведомой звездочки   z 1 z 2   17 25
3. Передаточное число u 1,47

4. Межосевое расстояние, мм

a min 220
a max 2032
a opt 762…1270
5. Диаметры делительной окружности, мм -ведущей звездочки - ведомой звездочки   dd 1 dd 2   141,111 203,2
6. Диаметр окружности вершин, мм - ведущей звездочки - ведомой звездочки   De 1 De 2   148,6 213,76

 

Выбираем:

ЦЕПЬ ПР – 25,4 – 60 ГОСТ 13586 – 75

Из условия оптимального межосевого расстояния [7, с. 8], следует:

a = (30…50) P

a = 30∙25,4 = 762 мм, что больше a min = 220 мм и меньше a max = 2032 мм

Потребное число звеньев [7, с. 8]

,

где ap = a / p – межосевое расстояние выраженное в шагах; ap = 30;

z = z 1 + z 2 – суммарное число зубьев;

.

По рекомендациям лучшим вариантом потребного числа звеньев является чётное число, поэтому выбираем W = 82.

Длина цепи L = WP = 82∙25,4 = 2083 мм.

Определим фактическое межосевое расстояние согласно [7, с. 9]:

мм.

Уменьшение a на провисание цепи для нормальной работы

 ∆ a = (0,002…0,004) a = 1,282…2,564 мм; принимаем ∆ a = 2 мм. Тогда окончательно межосевое расстояние a ц = a -∆ a = 641-2 = 639 мм.

 

Подбор муфты

Муфта в приводе соединяет конец выходного вала (d = 24 мм) редуктора с концом вала электродвигателя (d1 = 24 мм, l1 = 50 мм).

Расчётный момент, передаваемый муфтой [8, с. 4]

T р = kT nom = 1,25∙15,7 = 19,625 = 20,

  Где k = 1,25 – коэффициент режима работы (ленточный конвейер, одна смена);

T nom – номинально вращающий момент; T nom = T 1 = 15,7 Нм;

Ориентируясь на муфту с упругим элементом, по каталогу [8, с. 29] из условия [ T ] ≥ T p, где [ T ] -  момент по паспорту муфты, для d = 24 мм выбираем муфту со звездочкой:

 

ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ

  2.1 Основные параметры привода

    2.1.1 Основные параметры редуктора, необходимые для дальнейших расчётов, приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – параметры редуктора

Ступень aw bw mn β z 1 z 2 U U ред d 1 d 2 da 1 df 1
Б.Ст 125 20 1,5 170 27 132 4,9

19,453

42,453 207,547 45,453 38,703
Т.Ст. 125 36 1,5 100 33 131 3,97 50,305 199,695 53,305 46,555

 

2.1.2 Общее передаточное число привода.

U0 = Uред∙Uц.п = 19,453∙1,47 = 28,6

Отклонение ∆U0 от  = 29,48 (табл. 1.3)

в пределах допуска.

2.1.3 Уточнение ni и Tj по формулам (1.4) и (1.5):

Вал (рисунок 1.2) I II III IV V
n i, мин-1 925 925 188,78 47,55 32,34
T j, Н×м 16,45 16,08 77,49 295,77 400

 

    Скорости редуктора v = 2,005 м/c; v = 0,5 м/с.

 

       2.1.4 Диаметры валов редуктора, мм:

под зубчатыми колесами dБ = dП = dТ = 44
под подшипниками качения dБП = 25 dПП = 25 dТП = 40

    Диаметр вала приводного барабана d = 30 мм.

 

Подбор подшипников качения.

Предварительно были выбраны для расчета шариковые радиально-упорные однорядные подшипники легкой серии.

Расчет подшипников на пригодность и расчет подшипников на долговечность представлены в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7 – Формуляр для расчета подшипников.

I. Характеристика подшипников.

Параметры подшипников

Ступень редуктора (вал)

  Промежуточный  
1. Обозначение   36105 К  
2. Размеры D x B, мм   47 ´12  
3. Базовая грузоподъемность С r, Н   9560  
4. Радиальная грузоподъемность С 0 r, Н   6300  

II. Данные для расчета на пригодность подшипников.

5. Частота вращения кольца подшипника n, об/мин   178,88  
6. Осевая сила в зацеплении F а, Н   238  
7. Реакции в подшипниках, Н                        - R I                        - R II     2617 205  
8. Коэффициент: - X - вращения V     0,56 1  
9. Коэффициент безопасности Кб

1

10. Температурный коэффициент КТ

1

11. Коэффициент надежности а1

1

12. Коэффициент качества а23

0,75

13. Схема установки подшипников

«враспор»

14. Требуемая долговечность Lh

17344,8

III. Расчет подшипников на пригодность.

а)    F a/(VR II)   1,1  
б) F a/ C 0 r   0,04  

 

в) R E   1411  
г) Сгр = RE[60nLh/(a1a23∙106)]1/3   7380<CГ  
д)   заключение о годности   пригоден  

IV. Определение долговечности подшипника.

L 10 h = a1a23∙106(Cr / R E)3/(60n), ч   21719  

 

2.9 Расчет шпоночных соединений

Принимаем шпонки призматические по ГОСТ 23360–78 [5, c.432].

Напряжения смятия [11, c.6]: sсм = 2000 Т / dkl р £ [sсм],

где l р = lb – расчетная длина шпонки; l ст – длина ступицы насаживаемой детали;

k = ht 1– расчетная высота шпонки [sсм] – допускаемое напряжение смятия: для шпонок из стали  [sсм] = 325…430 МПа при коэффициенте запаса прочности [ S ] = 2…1,5.

 

Параметры

Вал

 

 

Примечание

 

наименование

 

обозначение

входной промежуточный

выходной

Место соединения

муфта колесо z2Б колесо z2Т звездочка
1.Диаметр вала, мм   d 24 34 44 36  
2.Момент, Нм T 16,08 77,49

295,77

 
3.Длина ступицы, мм l ст 30 36 44 44,5  
4.Шпонка ГОСТ 23360 b × h × l 8×7×18 10×8×22 12×8×36 10×8×40

 

 

[11, с. 6, табл. 3.1]

 

-размеры, мм

t 1 4 5 5 5
k 3 3 3 3
l р 10 12 24 30
5.Напряжения, МПа σсм   45   125   186   183  

Условие прочности выполняется

 

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Введение

    Ленточный конвейер [2, c.3] предназначен для перемещения массовых (насыпных) или штучных грузов непрерывным потоком. Он состоит из приводного и натяжного барабанов, охватывающей их ленты, поддерживающих роликов, привода, натяжного устройства и рамы.

    Рабочая ветвь ленты верхняя, по техническому заданию (ТЗ) в соответствии с рисунком 1 приводной барабан должен иметь правое вращение. Груз транспортируется на высоте H + D/2 = 500 +400/2 = 700 мм (толщиной ленты пренебрегаем). Конвейер установлен в помещении цеха, условия работы нормальные (t = 20 0С).

    Привод (рисунок 1) включает в себя электродвигатель 1, муфту 2, редуктор цилиндрический двухступенчатый соосный (Ц2С) 3, цепную передачу 4.

    Тяговое усилие F на приводном барабане передается силами трения за счет натяжения ленты.

    По графику нагрузки в соответствии с рисунком 2 ТЗ режим работы конвейера переменный без реверсирования привода.

    Масштаб выпуска – крупносерийный: основной способ получения заготовок корпусных деталей – литье; зубчатых колес – штамповка.

1.2 Энергетический и кинематический расчеты привода

    1.2.1 КПД привода

    Общий КПД привода [3, c.7] в соответствии с рисунком 1 (ТЗ):

h0 = h1h2h3h4h5,

где согласно [1, c.7] h i  (i = 1...5) представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – КПД кинематических пар привода

Муфта

Зубчатая закрытая передача

Цепная передача

Подшипники качения вала барабана

цилиндрическая цилиндрическая
h1= 0,98 h2 = 0,97 h3 = 0,97 h4 = 0,93 h5 = 0,99

                                

h0 = 0,98×0,97×0,97×0,93×0,99 = 0,85.

 

    1.2.2 Подбор электродвигателя

    При заданной циклограмме нагружения режим технологического процесса фиксирован, двигатель работает в повторно-кратковременном режиме с продолжительностью включения под нагрузкой [3, c.7] 10 мин £ t £ 60 мин. 

    Потребная мощность двигателя, кВт,

                                 Р дв¢ = Т E n б / 9550h0 ,                                  (1.1)

где Т E = KE Т nom – эквивалентный вращающий момент, Н×м;

Т nom= Т б – номинальный длительный (число циклов N > 104...105) момент, равный моменту на валу барабана:

                       Т б = FD / 2000 = 2000×400 / 2000 = 400 Н×м,       (1.2)

  KE – коэффициент приведения заданного переменного режима нагружения к эквивалентному постоянному [3, c.8]:

KE = [ S(Т i / Т nom)2(L hi / L h) ]1/2 = [12×0,5 + 0,752×0,2 + 0,252×0,3]1/2 = 0,7945;

  Т E = 0,7945×400 = 317,8 Н×м;

  n б – частота вращения приводного барабана, мин-1:

  n б = 6×104 v / (p D) = 6×104×0,71 / (3,14×400) = 33,92 мин-1;         (1.3)

Тогда Р дв¢ = 317,8 ∙ 33,9/(9550 ∙ 0,85) = 1,33 кВт.              

Возможные к применению двигатели [3, c.23, 24] приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Характеристика двигателей

Вариант Марка двигателя Р ДВ, кВт n ДВ,мин-1 Т пуск/ Т Т max/ Т Масса, кг  
1 АИР 80 А 2 1,5 2850 2,2 2,6 12,4  
2 АИР 80 В 4 1,5 1395 2,2 2,4 13,5  
3 АИР 90 L 6 1,5 925 2,0 2,2 19  
4 АИР 100 L 8 1,5 705 1,6 2,0 23,5  

      Форма исполнения двигателей – IM 1081 (на лапах).

       Все двигатели удовлетворяют условиям пуска: Т пуск/ Т > 1,6

1.2.3 Общее передаточное число и его разбивка по ступеням передач

    Общее передаточное число привода u 0¢ = n ДВ / n б и его разбивка по ступеням передач для 4-х вариантов двигателей приведены в таблице 1.3, где отдельные передаточные числа обозначены:

              u ред = u 0¢ / u р – редуктора: u ред = u Б / u Т;

              u Б – быстроходной (цилиндрической) ступени редуктора;

              u Т – тихоходной (цилиндрической) ступени редуктора;

      u ц – цепной передачи;

    При разбивке u 0¢ были использованы рекомендации [3, c.11]:

u Ц до 4 (наиболее употребительные 1,5 … 3) и для редуктора Ц2С [3, c.12] u ред = 7,1 … 50 (рекомендуемые 12,5...25); u Т¢ = 0,88 (u ред)1/2; u Б¢ = u ред/ u Т¢.  

     

Таблица 1.3 – Разбивка u 0¢ по ступеням передач

Вариант Двига-тель u 0¢ u ред¢ u Б¢ u Т¢ u Б u Т u ред u ц u 0 D u р%
1 АИР 80 А 2 88,44 31 6,2 5 6,3 5 31,5 2,85 89,8 1,6
2 АИР 80 В 4 44,22 24,5 5,5 4,46 5,6 4,5 25,2 1,8 45,36 2,5
3 АИР 90 L 6 29,48 19,5 4,92 3,99 5 4 20 1,5 30 1,7
4 АИР 100 L 8 22,11 13,8 4,13 3,35 4 3,55 14,2 1,6 22,68 2,6

 

    Исходя из указанных рекомендаций по передаточным числам, а также с учетом того, что двигатели с n С = 1000 мин-1 имеют хорошие эксплуатационные характеристики и наибольшее применение, для заданного привода выбираем ДВИГАТЕЛЬ АИР 90 L 6 УЗ ТУ16-525.571-84.

 

 


Рисунок 1.1 - Размеры двигателя

Габариты, мм: l 30 = 337; h 31 = 225; d 30 = 210. Установочные и присоединительные размеры, мм: d 1 = 24; l 1 = 50; b 1 = 8; h 1 = 7; l 10 = 125; l 31 = 56;   d 10 = 10;   b 10 = 140; h = 90; h 10 = 11. Исполнение IM 1081.  

 

1.2.4 Частоты вращения и моменты на валах

 

Рисунок 1.2 - Кинематическая схема привода

 

Частота вращения i - го (i = 1...5) вала [3, c.14]:

                   n i = n 1 / u 1- i,                     (1.4)

где u 1- i – передаточное число между валом двигателя (i = 1) и i - м валом привода (рисунок 1.2). Направления вращения валов на рисунке 2 показаны стрелками.

Вращающий момент на j –м валу (j = 5…1):

               

                  T j = T 5 / u 5- j h5- j,                  (1.5)

где u 5- j,h5- j – соответственно передаточное число и КПД между валом барабана (j = 5) и j – м валом привода.

    Результаты расчета по формулам (1.4) и (1.5) для выбранного варианта двигателя представлены в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4 – Частоты вращения и моменты на валах

Вал

П а р а м е т р ы

u 1- i ni, мин-1 u 5- j h5- j Tj _, Н×м
I 1 925 30 0,85 15,7
II 1 925 30 0,87 15,3
III 5 185 6 0,89 75
IV 20 46,25 1,5 0,92 289,9
V 30 30,83 1 1 400

        

Проектировочный расчет зубчатых передач редуктора

    Зубчатые передачи обеих ступеней закрытые. Основной характер разрушения – усталостное выкрашивание активных поверхностей зубьев под действием контактных напряжений. Проектировочный расчет следует начинать с определения межосевого расстояния aW из условия сопротивления контактной усталости.  

1.3.1 Материал и термообработка зубчатых колес      

В целях унификации [4, c.4] материалов для зубчатых колес обеих ступеней с учетом крупносерийного производства принимаем сталь 40Х ГОСТ 4543-71.

    Быстроходная ступень (Б.ст.) редуктора – цилиндрическая косозубая; тихоходная (Т.ст.) – цилиндрическая косозубая. Выпуск крупносерийный, жесткие требования к габаритам и массе отсутствуют. По рекомендациям [4, c.3, п.1.1.6], чтобы получить H 1 mH 2 m, назначаем термообработку зубьев:

    – шестерен z 1 – поверхностную закалку ТВЧ (ТВЧ1);

    – колес  z 2 – поверхностную закалку ТВЧ (ТВЧ2).

    Механические свойства стали 40Х после термообработки [4, c.5] с предположением, что D £ 125 мм и S £ 80 мм, даны в таблице 1.5.

                  Таблица 1.5 – Механические свойства z 1 и z 2 из стали 40Х

Наименование параметра

Зубчатое колесо

шестерня z1 колесо z2
1 Термообработка закалка ТВЧ (ТВЧ1) закалка ТВЧ (ТВЧ2)
2 Твердость поверхности (45-50)HRCЭ (45-50)HRCЭ
средняя по Роквеллу 47,5 HRCЭ 47,5HRCЭ
              по Бринелю 460HB 460HB
              по Виккерсу 500HV 500HV
3 Предел прочности sВ, МПа 900 900
4 Предел текучести sТ, МПа 750 750

1.3.2 Режим работы передачи и число циклов перемены напряжений

    Коэффициенты приведения заданного переменного режима (рисунок 2 ТЗ) к эквивалентному постоянному [2, c.8]:

                  m=S(T i / T max) m (L h i / L h),                         (1.6)

где m – показатель степени отношения моментов: mH = qH /2; mF = qF,

q – показатель степени кривой усталости:

qH = qF = 6 и тогда mH =3, mF = 6.

    При расчете по контактным напряжениям s Н:

              m Н 1 = m Н 2 = m Н = 13×0,5 + 0,753×0,2 + 0,253×0,3 = 0,589;

    при расчете по напряжениям изгиба s F:

              m F 1 = m F 2 = m F = 16×0,5 + 0,756×0,2 + 0,256×0,3 = 0,54.

    Судя по величинам m Н и m F заданный режим работы наиболее приближается [4, c.8, таблица 2.1] к тяжелому типовому режиму.

    Требуемая долговечность передачи в часах [4, c.8]:

              L h = 365×24 k Г k C h = 365×24×0,5×0,66×6 = 17344,8 ч,

где k Г = 0,75 – коэффициент годового использования;

  k С = 0,25 – коэффициент суточного использования;

  h = 5 лет – срок службы передачи в годах.               

    Суммарное число циклов перемены напряжений за весь срок службы [4,c.8]: N S = 60 ncL h,

где n – частота вращения зубчатого колеса, мин -1;

с – число зацеплений зуба за один оборот зубчатого колеса: [4, c.9] c = 1.

Эквивалентное число циклов перемены напряжений [4, c.8]:             

         NE = m N S   (NHE = m Н N S; NFE = m F N S).

Базовое число циклов перемены напряжений [4, c.9]:

– по контактным напряжениям NHlim = 30 H m 2,4 £ 120×106,

где H m – средняя твердость поверхности зубьев по Бринеллю;

    – по изгибным напряжениям: NFlim = 4×106.

    Результаты расчета N S, NHE, NFE, NHlim, представлены в таблице 1.6.

 

                           Таблица 1.6. Число циклов перемены напряжений в зубьях.

Ступень и зубчатое колесо

n, мин-1

Число циклов N в миллионах

N NHE NHlim Сравнение NHE c NHlim NFE Сравнение NFE c NFlim

Б. ступ

Z 1 925 962,2 567 73,5 NHE > NHlim 519,8 NFE > NFlim
Z 2 185 192,5 113,4 73,5 NHE > NHlim 104 NFE > NFlim

Т. ступ

Z 1 185 192,5 113,4 73,5 NHE > NHlim 104 NFE > NFlim
Z 2 46,25 48,1 28,3 73,5 NHE < NHlim 26 NFE > NFlim

1.3.3 Допускаемые контактные напряжения на сопротивление усталости

    Расчетное допускаемое контактное напряжение s Н Р [4, c.10], МПа:

              s Н Рmin­  £ s Н Р = 0,45 (s Н Р1 + s Н Р2) £ A s Н Рmin,     (1.7) 

где А = 1,25 – для цилиндрической передачи (Т.ст. и Б.ст.)

    s Н Р i (i = 1, 2) – допускаемые напряжения в косых зубьях, МПа;

    s Н Рmin  - наименьшее из двух значений sНР1  и sНР2.

    Согласно [4, c.9]

                       sНР i = s Н limbi ZN i (ZRZVZLZX) / SHi,       (1.8)        где sНlimbi – базовый предел контактной выносливости зубьев, МПа, [4, c.9]:

    – для шестерен z 1 (закалка ТВЧ)

                       sНlimb1 = 17 HHRCЭ + 200 = 17×47,5 + 200 = 1008 МПа;

    – для колес z 2 (закалка ТВЧ)

                       sНlimb2 = 17 HHRCЭ + 200 = 17×47,5 + 200 = 1008 МПа;

    ZN i – коэффициент долговечности [4, c.10] в зависимости от отношения NHlim / NHE;

    SHi – коэффициент запаса прочности [4, c.10]:

для z1 SH1 = 1,2; для z2 SH2 = 1,1;

    произведение ZRZVZLZX  = 0,9.

    Расчеты по формулам (1.7), (1.8) представлены в таблице 1.7.

Таблица 1.7 – Допускаемые контактные напряжения  sНР, МПа

Ступень, зубчатое колесо

NHlim / NHE ZN sНРi (1.9) А sНРmin s Н Р (1.8)

Б.ст.

z 1 0.13 0.89 673 841

666

z 2 0.65 0.98 808  

Т.ст.

z 1 0.65 0.98 741 926

768

z 2 2.6 1.17 965  

1.3.4 Коэффициенты расчетной нагрузки при расчете по контактным напряжениям

    По ГОСТ 21354-87 [4, c.12]:

                                 КН = КАКН V KH b KH a,                               (1.9)

где КА – коэффициент, учитывающий влияние внешней динамической нагрузки; КА = 1;

      КН V - коэффициент внутренней динамической нагрузки в зацеплении;

      KH b - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий вследствие деформаций:

   – для цилиндрической передачи [4, c.14]

                                 KH b = 1 + (K


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.376 с.