Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-10-25 | 577 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ВЫРАЖАЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ
После того как выпускник сформулировал позицию автора, ему необходимо выразить своё мнение, согласившись с точкой зрения автора исходного текста по поднятой проблеме или оспорив её (частично или полностью).
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме, следует помнить о том, что оно должно быть представлено корректно, развёрнуто и чётко.
Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие с автором исходного текста, но и подробно объяснить, в чём оно состоит. Это суждение и будет ТЕЗИСОМ, справедливость которого выпускнику следует доказать, приведя обоснование своего мнения.
Запомните!
После согласия или несогласия пишущего с автором исходного текста надо привести своё мнение. Высказанное мнение будет являться тем тезисом, который надо будет обосновать.
Тезис должен быть по проблеме, обозначенной в начале сочинения, и логичеки связан с позицией автора.
Довольно часто авторы учебных пособий по подготовке к написанию сочинений ЕГЭ по русскому языку дают выпускникам следующий совет: если вы выразили согласие с автором исходного текста, то повторите своими словами мысль, близкую авторской. Так вы сформулируете тезис, который нужно будет в дальнейшем обосновать, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт. От точности формулировки собственной позиции, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация.
Выразить согласие или несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно с помощью следующих речевых конструкций.
Фразы, помогающие выразить своё согласие с автором исходного текста | Фразы, помогающие выразить своё несогласие с автором исходного текста |
Я согласен с позицией автора исходного текста и тоже считаю:…. Мысль, высказанная NN, близка, безусловно, и мне. Я так же, как и автор, полагаю:…. Я разделяю точку зрения автора текста и также убеждён в том, что.... С мнением автора текста трудно не согласиться. Я тоже считаю, что.... Нельзя не согласиться с мнением автора. Безусловно,…. Мне кажется убедительным мнение автора о том, что.... С мнением автора трудно не согласиться. Вряд ли кто будет отрицать, что.... | Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что.... В основном соглашаясь с точкой зрения автора исходного текста, хочу возразить ему лишь в одном:.... В целом доводы автора исходного текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что.... |
В случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм (вместо 1 балла по критерию К11 будет присвоено 0 баллов).
|
Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на читательском опыте
1) При обращении к литературному материалу следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию, с помощью которой создаётся доказательная база: назвать конкретных героев и проанализировать их поступки.
2) Аргумент должен завершаться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста.
3) Следует избегать фамильярности, упоминая писателей, произведения которых привлекаются для аргументации пишущим своей точки зрения: не стоит употреблять их имя и отчество без фамилии (не «Александр Сергеевич осуждает поступок Швабрина, вставшего на путь предательства», а «А.С. Пушкин осуждает поступок Швабрина, вставшего на путь предательства»).
|
Фразы, помогающие ввести в текст сочинения аргумент, основанный на читательском опыте — пример из русской или зарубежной литературы
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели-классики. Вспомним, к примеру, рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении...
Об этом неоднократно говорилось в русской классической литературе. Вспомним, к примеру, рассказ / повесть/ роман NN. В этом произведении...
В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении...
Неслучайно многие русские / зарубежные / современные писатели в своих произведениях искали ответ на этот вопрос. Вспомним рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении...
В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман / рассказ / пьесу NN. В этом произведении...
Эту непреложную истину подтверждает опыт русской классической литературы. Вспомним роман / рассказ /пьесу NN. В этом произведении...
Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним роман / рассказ / пьесу NN. В этом произведении...
Моё согласие с авторской позицией можно обосновать, обратившись к роману / рассказу / повести NN.
Рассмотрим, как следующий эпизод из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (том 3. часть 3. глава 16: Наташа Ростова перед вступлением французов в Москву уговаривает родных отдать подводы для вывоза раненых русских солдат) может быть использован при аргументации пишущим своей точки зрения по проблемам, часто встречающимся в текстах сочинений ЕГЭ по русскому языку.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что-то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе всё так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
- Ты знаешь за что? - спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
- За то, что папенька хотел отдать все подводы под раненых, - сказал Петя.
|
- Мне Васильич сказал. По-моему...
- По-моему, - вдруг закричала почти Наташа, обращая своё озлобленное лицо к Пете, - по-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю!
Горло её задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно-почтительно утешал её. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
- Это гадость! Это мерзость! - закричала она. — Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на неё. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
- Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! - закричала она. - Они остаются!..
- Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
- Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже... Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка... Маменька, ну что нам-то, что мы увезём, вы посмотрите только, что на дворе... Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил своё лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала её пристыженное за мать лицо, увидала её волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на неё, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
- Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому-нибудь! - сказала она, ещё не вдруг сдаваясь.
- Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
- Mon cher, ты распорядись, как надо... Я ведь не знаю этого, - сказала она, виновато опуская глаза.
- Яйца... яйца курицу учат... - сквозь счастливые слёзы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди своё пристыженное лицо.
- Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. - спрашивала Наташа. - Мы всё-таки возьмём всё самое нужное... - говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она беговала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
|
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые.
Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повы- ползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы.
В соседних домах тоже разнёсся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было всё равно, оставлять всё или половину.
На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и все искали и находили возможность сложить то и то и отдать ещё и ещё подводы.
- Четверых ещё можно взять, - говорил управляющий, — я свою повозку отдаю, а то куда же их?
- Да отдайте мою гардеробную, - говорила графиня. - Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали ещё и гардеробную повозку и отправили её за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно-счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
- Куда же его привязать? - говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, - надо хоть одну подводу оставить.
- Да с чем он? - спрашивала Наташа.
- С книгами графскими.
- Оставьте. Васильич уберёт. Это не нужно.
В бричке всё было полно людей; сомневались о том, куда сядет Пётр Ильич.
- Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? - кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот её была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше. (Л.Н. Толстой «Война и мир»)
Приведённый эпизод из 16-й главы третьей части третьего тома романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» помогает выявить такие черты характера главной героини этого произведения, как человеколюбие, бескорыстное самопожертвование, патриотизм.
Наташа Ростова узнаёт от брата о ссоре родителей: отец хотел отдать подводы для вывоза раненых русских солдат, однако графиня была против, так как намеревалась вывезти на телегах только семейное добро.
|
Любовь к народу и Родине не позволяет Наташе Ростовой перед вступлением французов в Москву равнодушно отнестись к судьбе раненых русских солдат. Героиня Л.Н. Толстого не принимает решения матери, которое противоречит её совести.
Возмущённой Наташе удаётся пристыдить графиню и добиться размещения на телегах именно людей, а не имущества. Она заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых из горящей Москвы.
Построение доказательной базы сочинения с привлечением в качестве аргумента эпизода «Наташа Ростова и подводы» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Проблема исходного текста | Согласие пишущего с мнением автора исходного текста по этой проблеме | Использование эпизода «Наташа Ростова и подводы» при аргументации пишущим своего согласия с мнением автора исходного текста по этой проблеме |
Проблема любви к Родине | Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: величие человека зависит от способности испытывать чивство патриотизма. | Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова наделена высоким чувством патриотизма, неразрывно связанным в её душе с чувством сострадания к ближнему. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых русских солдат. Перед вступлением французов в Москву Наташа Ростова заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых. Её поступок продиктован чувством патриотизма. |
Проблема действенного сострадания | Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: сочувствие должно выражаться не просто на словах, но и становиться поступком. | Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Главную героиню этого произведения - Наташу Ростову - отличает душевная чуткость, самозабвенное отношение к людям, готовность прийти на помощь всем страдающим. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых. Перед вступлением французов в Москву Наташа Ростова заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых русских солдат. Героиня проявляет то действенное сострадание, к которому призывает читателей автор текста. |
Проблема человеческого благородства | Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: общество всегда ниждается в честных и прекрасных дишой людях, которые способны подавлять эгоистиче-ские порывы и действия иногда в ишерб себе, готовы бескорыстно помогать окрижаюшим. | Примером проявления благородства в русской классической литературе является поведение главной героини романа-эпопеи Л.H. Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой. Эту девушку отличает душевная чуткость, самозабвенное отношение к людям, готовность прийти на помощь всем страдающим. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых. Перед вступлением французов в Москву Наташа Ростова заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых русских солдат. |
Проблема выбора нравст-венных ценностей при воспитании подрастающего поколения | Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: дишевная чуткостъ, а также готовность прийти на помощь ближнеми являются основой гармоничного сушествования человеческого общества. Вот почему так важно развивать и подрастающего поколения заботливое и доброе отношение к другим людям. | Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Атмосфера любви, заботы друг о друге царит в семье, в которой воспитывалась главная героиня этого произведения - Наташа Ростова. Это обстоятельство оказало существенное влияние на формирование её характера. Душевная чуткость, самозабвенное отношение к людям, готовность прийти на помощь всем страдающим отличает Наташу Ростову. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых русских солдат. Перед вступлением французов в Москву Наташа Ростова заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых. |
Проблема конфликта общественных и личных интересов | Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: от нас самих зависит, как повести себя в определённой жизненной ситиаиии. И то решение, которое человек примет, обусловлено его жизненной позицией, характером, общественными идеалами и ценностями. | Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Главную героиню этого произведения - Наташу Ростову - отличает душевная чуткость, самозабвенное отношение к людям, готовность прийти на помощь всем страдающим. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых. Перед вступлением французов в Москву Наташа Ростова заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых русских солдат. Таким образом, оказавшись в ситуации нравственного выбора, Наташа Ростова, преодолевая собственные эгоистические порывы, жертвует собой и интересами своих родных ради блага незнакомых ей людей. |
Задание № 6.
Определите, по каким проблемам выпускник сможет аргументировать свою точку зрения, если в качестве литературного примера воспользуется приведённым ниже текстом рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар».
В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик - бывший повар графини Тун.
Несколько лет назад он ослеп от жара печей. Управляющий графини Тун поселил его в сторожке и выдавал время от времени несколько флоринов.
Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати.
Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин - единственное богатство Марии.
Чувствуя приближающуюся кончину, старик обратился к дочери с такой просьбой:
- Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
- Что же делать? - испуганно спросила Мария.
- Выйди на улицу, - сказал старик, - и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
- Наша улица такая пустынная... - прошептала Мария, накинула платок и вышла.
Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста.
Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула.
Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.
- Хорошо, - сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.
Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека.
Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.
- Говорите! - сказал он. - Может быть, властью, данной мне не от Бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.
- Я работал всю жизнь, пока не ослеп, - прошептал старик. - А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена - её звали Мартой - и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.
- А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.
- Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. - Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
- Как вас зовут? — спросил незнакомец.
- Иоганн Мейер, сударь.
- Так вот, Иоганн Мейер, - сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.
- Аминь! - прошептал старик.
- Аминь! — повторил незнакомец. - А теперь скажите мне вашу последнюю волю.
Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
- Я хотел бы ещё раз увидеть свою жену Марту такой, какой я встретил её в молодости. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.
- Хорошо, - сказал незнакомец и встал. - Хорошо, - повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. - Хорошо! - громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
- Слушайте, - сказал незнакомец. - Слушайте и смотрите.
Он заиграл. Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы и наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.
- Я вижу, сударь! - сказал старик и приподнялся на кровати. - Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, - повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.
Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.
- А теперь, - спросил он, - вы видите что-нибудь?
Старик молчал, прислушиваясь.
- Неужели вы не видите, - быстро сказал незнакомец, не переставая играть, - что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.
- Я вижу всё это! - крикнул старик.
Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.
Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Старик сказал, задыхаясь:
- Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать... имя. Имя!
- Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец.
Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом. (По К.Г. Паустовскому)
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) - русский советский писатель. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу.
Задание № 7.
Определите, по каким проблемам выпускник сможет аргументировать свою точку зрения, если в качестве литературного примера воспользуется приведённым ниже текстом стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан».
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
<1836>
Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской академии наук (1857).
Задание № 8.
Найдите и исправьте фактические ошибки, допущенные выпускниками при аргументации своей точки зрения.
1)И в литературе, и в жизни можно найти немало примеров офицерского героизма, и именно они вдохновляют людей на мужественные поступки в мирное время. Вспомним рассказ А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Восхищение читателей вызывает подвиг коменданта Белгородской крепости - капитана Миронова, который со своими молодыми солдатами героически оборонял крепость от превосходящих по численности казаков во главе с Иваном Пугачёвым. Когда же крепость была взята, старый капитан отказался присоединиться к восставшим, за что и был расстрелян. Героический поступок Миронова значительно повлиял на главного героя - Петрушу Тренёва, который понял: офицер должен всегда помнить о долге и беречь честь до конца, как бы тяжело ни складывались обстоятельства.
2)О том, как важно правильно распоряжаться своим временем. Неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.H. Толстого «Война и Мир». Каждый день старого граф Балконского был расписан по минутам. Он успевал учить дочь математике и физике, управлять хозяйством в своём имении, писать мемуары. Так, умение грамотно распоряжаться своим временем в старости жить насыщенной и интересной жизнью.
3)Вспомним жениха Софьи из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - Мол- чалина, который считал чинопочитание единственным верным для себя способом подняться по карьерной лестнице. Этот человек льстил всем представителям фамусовского общества, особенно Чатскому. Ведь эти знатные и влиятельные люди могли повлиять на его служебное положение. Лицемерие сопровождало его в общении с абсолютно любым человеком. В конце концов Молчалин потерял всякую осторожность, в результате чего был пойман на лжи и остался ни с чем. Этот пример показывает: лицемерием можно добиться каких-то сомнительных высот, но нельзя забывать о том, что успех, полученный подобным способом, может обернуться для человека полным провалом в любую секунду.
4)Есть в русской литературе герои, мечтательность которых перерастает в пустое фантазёрство, так как не ведёт ни к какой деятельности по реализации поставленных ими целей. В повести Н.В. Гоголя «Мёртвые души» помещик Манилов способен придумывать несбыточные проекты, один нелепее другого, но дальше слов никогда не идёт. Он мечтает о подземном ходе, о каменном мосте через пруд, который две бабы переходили вброд, и не замечает, как его собственное хозяйство приходит в упадок. Мечтательность, прожектёрство представлялись Гоголю особенно вредными для помещика, который должен, по мнению писателя, быть рачительным хозяином, заботиться об усадьбе и крестьянах, а не убивать в безделье и пустых мечтах своё время и силы.
5)В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой рассказывает о Багратионе, который сражался до последнего, пытаясь прикрыть отход Красной армии. Это пример истинного героизма.
ВЫРАЖАЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ
После того как выпускник сформулировал позицию автора, ему необходимо выразить своё мнение, согласившись с точкой зрения автора исходного текста по поднятой проблеме или оспорив её (частично или полностью).
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме, следует помнить о том, что оно должно быть представлено корректно, развёрнуто и чётко.
Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие с автором исходного текста, но и подробно объяснить, в чём оно состоит. Это суждение и будет ТЕЗИСОМ, справедливость которого выпускнику следует доказать, приведя обоснование своего мнения.
Запомните!
После согласия или несогласия пишущего с автором исходного текста надо привести своё мнение. Высказанное мнение будет являться тем тезисом, который надо будет обосновать.
Тезис должен быть по проблеме, обозначенной в начале сочинения, и логичеки связан с позицией автора.
Довольно часто авторы учебных пособий по подготовке к написанию сочинений ЕГЭ по русскому языку дают выпускникам следующий совет: если вы выразили согласие с автором исходного текста, то повторите своими словами мысль, близкую авторской. Так вы сформулируете тезис, который нужно будет в дальнейшем обосновать, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт. От точности формулировки собственной позиции, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация.
Выразить согласие или несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно с помощью следующих речевых конструкций.
Фразы, помогающие выразить своё согласие с автором исходного текста | Фразы, помогающие выразить своё несогласие с автором исходного текста |
Я согласен с позицией автора исходного текста и тоже считаю:…. Мысль, высказанная NN, близка, безусловно, и мне. Я так же, как и автор, полагаю:…. Я разделяю точку зрения автора текста и также убеждён в том, что.... С мнением автора текста трудно не согласиться. Я тоже считаю, что.... Нельзя не согласиться с мнением автора. Безусловно,…. Мне кажется убедительным мнение автора о том, что.... С мнением автора трудно не согласиться. Вряд ли кто будет отрицать, что.... | Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что.... В основном соглашаясь с точкой зрения автора исходного текста, хочу возразить ему лишь в одном:.... В целом доводы автора исходного текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что.... |
В случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм (вместо 1 балла по критерию К11 будет присвоено 0 баллов).
ОБОСНОВЫВАЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ
Важный этап работы над экзаменационным сочинением - обоснование собственного мнения, то есть аргументация выпускником своей точки зрения.
В этой части сочинения необходимо следовать правилам построения текста-рассуждения:
тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);
аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);
вывод (общий итог).
Аргумент - это развёрнутый логический довод, доказывающий истинность тезиса, которым является согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста.
Аргумент в экзаменационном сочинении может быть приведён один.
Он может основываться как на читательских, так и на жизненных впечатлениях учащегося.
Аргумент следует начинать с нового абзаца.
Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать мнение пишущего.
Оценка по критерию К4 «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме» может варьироваться от 1 до 0 баллов.
Аргумент может быть взят из художественной, публицистической или научной литературы, основываться на читательском либо жизненном опыте.
Аргументы могут быть логическими (рациональными), иллюстративными или ссылками на авторитет.
К логическим относятся:
1) реальные факты;
2) выводы науки;
3) статистические данные;
4) законы природы;
5) положения официальных документов, обязательных для выполнения;
6) данные экспериментов и экспертиз;
7) свидетельства очевидцев.
К иллюстративным относятся:
1) конкретные примеры из реальной жизни;
2) примеры из литературных произведений;
3) предположительные примеры, которые рассказывают о том, что могло быть при определённых условиях.
Ссылками на авторитет являются:
1) мнение известных, выдающихся людей - учёных, философов, общественных деятелей и т.п.;
2) цитаты из авторитетных источников;
3) мнение специалистов, экспертов;
4) обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
5) мнение очевидцев;
6) общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Очень важно установить соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать тезис) и помнить о том, что приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!