Обосновываем свою точку зрения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Обосновываем свою точку зрения

2019-10-25 577
Обосновываем свою точку зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВЫРАЖАЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ

После того как выпускник сформулировал позицию автора, ему необходимо вы­разить своё мнение, согласившись с точкой зрения автора исходного текста по под­нятой проблеме или оспорив её (частично или полностью).

Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по подня­той проблеме, следует помнить о том, что оно должно быть представлено коррект­но, развёрнуто и чётко.

Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие с автором ис­ходного текста, но и подробно объяснить, в чём оно состоит. Это суждение и будет ТЕЗИСОМ, справедливость которого выпускнику следует доказать, приведя обоснование своего мнения.

Запомните!

После согласия или несогласия пишущего с автором исходного текста надо привести своё мнение. Высказанное мнение будет являться тем тезисом, кото­рый надо будет обосновать.

Тезис должен быть по проблеме, обозначенной в начале сочинения, и логичеки связан с позицией автора.

Довольно часто авторы учебных пособий по подготовке к написанию сочинений ЕГЭ по русскому языку дают выпускникам следующий совет: если вы выразили согласие с автором исходного текста, то повторите своими словами мысль, близ­кую авторской. Так вы сформулируете тезис, который нужно будет в дальнейшем обосновать, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт. От точности формулировки собственной позиции, расставленных смысловых акцентов будет за­висеть аргументация.

Выразить согласие или несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно с помощью следующих речевых конструкций.

Фразы, помогающие выразить своё согла­сие с автором исходного текста Фразы, помогающие выра­зить своё несогласие с автором исходного текста
Я согласен с позицией автора исходного текста и тоже считаю:…. Мысль, высказанная NN, близка, безуслов­но, и мне. Я так же, как и автор, полагаю:…. Я разделяю точку зрения автора текста и также убеждён в том, что.... С мнением автора текста трудно не со­гласиться. Я тоже считаю, что.... Нельзя не согласиться с мнением автора. Безусловно,…. Мне кажется убедительным мнение ав­тора о том, что.... С мнением автора трудно не согласить­ся. Вряд ли кто будет отрицать, что.... Я с большим интересом про­читал текст публициста NN, однако не все аргументы авто­ра показались мне достаточно убедительными. Хочется выра­зить сомнение в том, что.... В основном соглашаясь с точкой зрения автора исходно­го текста, хочу возразить ему лишь в одном:.... В целом доводы автора исход­ного текста достаточно убеди­тельны, однако я не вполне со­гласен с тем, что....

В случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение баллов по кри­терию К11, регулирующему соблюдение этических норм (вместо 1 балла по крите­рию К11 будет присвоено 0 баллов).

 

Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на читательском опыте

1) При обращении к литературному материалу следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно оха­рактеризовать сюжетную ситуацию, с помощью которой создаётся доказательная база: назвать конкретных героев и проанализировать их поступки.

2) Аргумент должен завершаться микровыводом, поясняющим, что именно до­казывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста.

3) Следует избегать фамильярности, упоминая писателей, произведения кото­рых привлекаются для аргументации пишущим своей точки зрения: не стоит упо­треблять их имя и отчество без фамилии (не «Александр Сергеевич осуждает по­ступок Швабрина, вставшего на путь предательства», а «А.С. Пушкин осужда­ет поступок Швабрина, вставшего на путь предательства»).

 

Фразы, помогающие ввести в текст сочинения аргумент, основанный на читательском опыте — пример из русской или зарубежной литературы

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубеж­ные писатели-классики. Вспомним, к примеру, рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении...

Об этом неоднократно говорилось в русской классической литературе. Вспомним, к примеру, рассказ / повесть/ роман NN. В этом произведении...

В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении...

Неслучайно многие русские / зарубежные / современные писатели в своих произведениях искали ответ на этот вопрос. Вспомним рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении...

В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следую­щий литературный пример. Вспомним роман / рассказ / пьесу NN. В этом про­изведении...

Эту непреложную истину подтверждает опыт русской классической лите­ратуры. Вспомним роман / рассказ /пьесу NN. В этом произведении...

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литера­турным примером. Вспомним роман / рассказ / пьесу NN. В этом произведе­нии...

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать, обратившись к рома­ну / рассказу / повести NN.

 

Рассмотрим, как следующий эпизод из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (том 3. часть 3. глава 16: Наташа Ростова перед вступлением французов в Москву уговаривает родных отдать подводы для вывоза раненых русских солдат) может быть использован при аргументации пишущим своей точки зрения по проб­лемам, часто встречающимся в текстах сочинений ЕГЭ по русскому языку.

 

Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что-то, сна­чала пошла за ним, а потом побежала вниз.

На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе всё так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.

- Ты знаешь за что? - спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя раз­умел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.

- За то, что папенька хотел отдать все подводы под раненых, - сказал Петя.

- Мне Васильич сказал. По-моему...

- По-моему, - вдруг закричала почти Наташа, обращая своё озлобленное ли­цо к Пете, - по-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю!

Горло её задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпу­стить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лест­нице. Берг сидел подле графини и родственно-почтительно утешал её. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой ли­цом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.

- Это гадость! Это мерзость! - закричала она. — Это не может быть, чтобы вы приказали.

Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на неё. Граф остано­вился у окна, прислушиваясь.

- Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! - закричала она. - Они остаются!..

- Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?

- Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже... Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка... Маменька, ну что нам-то, что мы увезём, вы посмотрите только, что на дворе... Маменька!.. Это не может быть!..

Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил своё лицо к окну.

Графиня взглянула на дочь, увидала её пристыженное за мать лицо, увидала её волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на неё, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.

- Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому-нибудь! - сказала она, ещё не вдруг сдаваясь.

- Маменька, голубушка, простите меня!

Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.

- Mon cher, ты распорядись, как надо... Я ведь не знаю этого, - сказала она, виновато опуская глаза.

- Яйца... яйца курицу учат... - сквозь счастливые слёзы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди своё пристыженное лицо.

- Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. - спрашивала На­таша. - Мы всё-таки возьмём всё самое нужное... - говорила Наташа.

Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, ко­торым она беговала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.

Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странно­му приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сун­дуки сносить в кладовые.

Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, каза­лось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.

Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повы- ползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы.

В соседних домах тоже разнёсся слух, что есть подводы, и на двор к Росто­вым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки ве­щей уже не могло остановиться. Было всё равно, оставлять всё или половину.

На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и все искали и находили возможность сложить то и то и отдать ещё и ещё подводы.

- Четверых ещё можно взять, - говорил управляющий, — я свою повозку от­даю, а то куда же их?

- Да отдайте мою гардеробную, - говорила графиня. - Дуняша со мной сядет в карету.

Отдали ещё и гардеробную повозку и отправили её за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно-счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.

- Куда же его привязать? - говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, - надо хоть одну подводу оставить.

- Да с чем он? - спрашивала Наташа.

- С книгами графскими.

- Оставьте. Васильич уберёт. Это не нужно.

В бричке всё было полно людей; сомневались о том, куда сядет Пётр Ильич.

- Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? - кричала Наташа.

Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот её была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записыва­ла их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.                                                          (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

 

Приведённый эпизод из 16-й главы третьей части третьего тома романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» помогает выявить такие черты характера главной ге­роини этого произведения, как человеколюбие, бескорыстное самопожертвование, патриотизм.

Наташа Ростова узнаёт от брата о ссоре родителей: отец хотел отдать подводы для вывоза раненых русских солдат, однако графиня была против, так как намере­валась вывезти на телегах только семейное добро.

Любовь к народу и Родине не позволяет Наташе Ростовой перед вступлением французов в Москву равнодушно отнестись к судьбе раненых русских солдат. Геро­иня Л.Н. Толстого не принимает решения матери, которое противоречит её совести.

Возмущённой Наташе удаётся пристыдить графиню и добиться размещения на телегах именно людей, а не имущества. Она заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых из горящей Москвы.

 

Построение доказательной базы сочинения с привлечением в качестве аргумен­та эпизода «Наташа Ростова и подводы» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Проблема исходного текста Согласие пишущего с мнением автора исходного текста по этой проблеме Использование эпизода «Наташа Росто­ва и подводы» при аргументации пишу­щим своего согласия с мнением автора исходного текста по этой проблеме
Проблема люб­ви к Родине Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой про­блеме и тоже счи­таю: величие чело­века зависит от способности испы­тывать чивство патриотизма. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Тол­стого «Война и мир». Наташа Росто­ва наделена высоким чувством патрио­тизма, неразрывно связанным в её душе с чувством сострадания к ближнему. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе ране­ных русских солдат. Перед вступлением французов в Москву Наташа Ростова заставляет родных сбросить с подвод се­мейное добро и отдать телеги для вывоза раненых. Её поступок продиктован чув­ством патриотизма.
Проблема действенного со­страдания Я согласен с по­зицией автора ис­ходного текста по поднятой пробле­ме и тоже считаю: сочувствие долж­но выражаться не просто на словах, но и становиться поступком. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толсто­го «Война и мир». Главную героиню этого произведения - Наташу Ростову - отли­чает душевная чуткость, самозабвенное отношение к людям, готовность прийти на помощь всем страдающим. Любовь к на­роду и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых. Перед вступ­лением французов в Москву Наташа Ро­стова заставляет родных сбросить с под­вод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых русских солдат. Героиня проявляет то действенное сострадание, к которому призывает читателей автор текста.
Проблема че­ловеческого благородства Я согласен с по­зицией автора ис­ходного текста по поднятой пробле­ме и тоже считаю: общество всегда ниждается в чест­ных и прекрасных дишой людях, ко­торые способны подавлять эгои­стиче-ские порывы и действия иногда в ишерб себе, гото­вы бескорыстно помогать окрижаюшим. Примером проявления благородства в русской классической литературе яв­ляется поведение главной героини ро­мана-эпопеи Л.H. Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой. Эту девушку отличает душевная чуткость, самозаб­венное отношение к людям, готовность прийти на помощь всем страдающим. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе ра­неных. Перед вступлением французов в Москву Наташа Ростова заставляет родных сбросить с подвод семейное до­бро и отдать телеги для вывоза ране­ных русских солдат.
Проблема вы­бора нрав­ст-венных цен­ностей при вос­питании подрастающего поколения Я согласен с по­зицией автора ис­ходного текста по поднятой пробле­ме и тоже считаю: дишевная чуткостъ, а также го­товность прийти на помощь ближнеми являются основой гармоничного сушествования че­ловеческого общества. Вот почему так важно развивать и подрастаю­щего поколения за­ботливое и доброе отношение к другим людям. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Тол­стого «Война и мир». Атмосфера люб­ви, заботы друг о друге царит в семье, в которой воспитывалась главная ге­роиня этого произведения - Наташа Ростова. Это обстоятельство оказало существенное влияние на формирова­ние её характера. Душевная чуткость, самозабвенное отношение к людям, го­товность прийти на помощь всем стра­дающим отличает Наташу Ростову. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе ране­ных русских солдат. Перед вступлени­ем французов в Москву Наташа Росто­ва заставляет родных сбросить с под­вод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых.
Проблема кон­фликта обще­ственных и личных инте­ресов Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой про­блеме и тоже счи­таю: от нас самих зависит, как пове­сти себя в определённой жизненной ситиаиии. И то решение, которое человек примет, обусловлено его жизненной позицией, характером, общественными идеалами и ценностями. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Тол­стого «Война и мир». Главную героиню этого произведения - Наташу Ростову - отличает душевная чуткость, самозаб­венное отношение к людям, готовность прийти на помощь всем страдающим. Любовь к народу и Родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе ра­неных. Перед вступлением французов в Москву Наташа Ростова заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых русских солдат. Таким образом, оказав­шись в ситуации нравственного выбо­ра, Наташа Ростова, преодолевая соб­ственные эгоистические порывы, жерт­вует собой и интересами своих родных ради блага незнакомых ей людей.

 

Задание № 6.

Определите, по каким проблемам выпускник сможет аргументировать свою точку зрения, если в качестве литературного примера воспользуется приведённым ниже текстом рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар».

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревян­ном доме умирал слепой старик - бывший повар графини Тун.

Несколько лет назад он ослеп от жара печей. Управляющий графини Тун по­селил его в сторожке и выдавал время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати.

Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин - единственное богатство Марии.

Чувствуя приближающуюся кончину, старик обратился к дочери с такой просьбой:

- Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедни­ка, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

- Что же делать? - испуганно спросила Мария.

- Выйди на улицу, - сказал старик, - и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

- Наша улица такая пустынная... - прошептала Мария, накинула платок и вышла.

Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остано­вилась. Улица была пуста.

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула.

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

- Хорошо, - сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.

Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека.

Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он трях­нул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табу­рет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

- Говорите! - сказал он. - Может быть, властью, данной мне не от Бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

- Я работал всю жизнь, пока не ослеп, - прошептал старик. - А кто работа­ет, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена - её звали Мартой - и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сер­виза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

- А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.

- Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. - Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

- Как вас зовут? — спросил незнакомец.

- Иоганн Мейер, сударь.

- Так вот, Иоганн Мейер, - сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

- Аминь! - прошептал старик.

- Аминь! — повторил незнакомец. - А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

- Я хотел бы ещё раз увидеть свою жену Марту такой, какой я встретил её в молодости. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

- Хорошо, - сказал незнакомец и встал. - Хорошо, - повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. - Хорошо! - громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол броси­ли сотни хрустальных шариков.

- Слушайте, - сказал незнакомец. - Слушайте и смотрите.

Он заиграл. Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы и напол­нял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из буд­ки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хво­стом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.

- Я вижу, сударь! - сказал старик и приподнялся на кровати. - Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смея­лась. Смеялась, - повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

- А теперь, - спросил он, - вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

- Неужели вы не видите, - быстро сказал незнакомец, не переставая играть, - что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цве­ты. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на боль­шие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный рас­таявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

- Я вижу всё это! - крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Незна­комец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдован­ный собственной музыкой.

Старик сказал, задыхаясь:

- Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не уз­нать... имя. Имя!

- Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склони­лась перед великим музыкантом.                                                                                                          (По К.Г. Паустовскому)

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) - русский советский писатель. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу.

Задание № 7.

Определите, по каким проблемам выпускник сможет аргументировать свою точку зрения, если в качестве литературного примера воспользуется приведённым ниже текстом стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан».

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной –

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

 Тебя стремит, тебя мятёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!..

Но длань незримо-роковая

 Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

                               <1836>

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской академии наук (1857).

Задание № 8.

Найдите и исправьте фактические ошибки, допущенные выпускниками при ар­гументации своей точки зрения.

1)И в литературе, и в жизни можно найти немало примеров офицерского ге­роизма, и именно они вдохновляют людей на мужественные поступки в мирное время. Вспомним рассказ А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Восхищение чита­телей вызывает подвиг коменданта Белгородской крепости - капитана Миронова, который со своими молодыми солдатами героически оборонял крепость от превос­ходящих по численности казаков во главе с Иваном Пугачёвым. Когда же крепость была взята, старый капитан отказался присоединиться к восставшим, за что и был расстрелян. Героический поступок Миронова значительно повлиял на главного ге­роя - Петрушу Тренёва, который понял: офицер должен всегда помнить о долге и беречь честь до конца, как бы тяжело ни складывались обстоятельства.

2)О том, как важно правильно распоряжаться своим временем. Неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.H. Толстого «Война и Мир». Каждый день старого граф Балконского был расписан по минутам. Он успевал учить дочь математике и физике, управлять хо­зяйством в своём имении, писать мемуары. Так, умение грамотно распоряжаться своим временем в старости жить насыщенной и интересной жизнью.

3)Вспомним жениха Софьи из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - Мол- чалина, который считал чинопочитание единственным верным для себя способом подняться по карьерной лестнице. Этот человек льстил всем представителям фамусовского общества, особенно Чатскому. Ведь эти знатные и влиятельные люди мог­ли повлиять на его служебное положение. Лицемерие сопровождало его в общении с абсолютно любым человеком. В конце концов Молчалин потерял всякую осто­рожность, в результате чего был пойман на лжи и остался ни с чем. Этот пример показывает: лицемерием можно добиться каких-то сомнительных высот, но нельзя забывать о том, что успех, полученный подобным способом, может обернуться для человека полным провалом в любую секунду.

4)Есть в русской литературе герои, мечтательность которых перерастает в пу­стое фантазёрство, так как не ведёт ни к какой деятельности по реализации по­ставленных ими целей. В повести Н.В. Гоголя «Мёртвые души» помещик Мани­лов способен придумывать несбыточные проекты, один нелепее другого, но дальше слов никогда не идёт. Он мечтает о подземном ходе, о каменном мосте через пруд, который две бабы переходили вброд, и не замечает, как его собственное хозяйство приходит в упадок. Мечтательность, прожектёрство представлялись Гоголю осо­бенно вредными для помещика, который должен, по мнению писателя, быть рачи­тельным хозяином, заботиться об усадьбе и крестьянах, а не убивать в безделье и пустых мечтах своё время и силы.

5)В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой рассказывает о Багратионе, который сражался до последнего, пытаясь прикрыть отход Красной армии. Это пример ис­тинного героизма.

 

ВЫРАЖАЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ

После того как выпускник сформулировал позицию автора, ему необходимо вы­разить своё мнение, согласившись с точкой зрения автора исходного текста по под­нятой проблеме или оспорив её (частично или полностью).

Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по подня­той проблеме, следует помнить о том, что оно должно быть представлено коррект­но, развёрнуто и чётко.

Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие с автором ис­ходного текста, но и подробно объяснить, в чём оно состоит. Это суждение и будет ТЕЗИСОМ, справедливость которого выпускнику следует доказать, приведя обоснование своего мнения.

Запомните!

После согласия или несогласия пишущего с автором исходного текста надо привести своё мнение. Высказанное мнение будет являться тем тезисом, кото­рый надо будет обосновать.

Тезис должен быть по проблеме, обозначенной в начале сочинения, и логичеки связан с позицией автора.

Довольно часто авторы учебных пособий по подготовке к написанию сочинений ЕГЭ по русскому языку дают выпускникам следующий совет: если вы выразили согласие с автором исходного текста, то повторите своими словами мысль, близ­кую авторской. Так вы сформулируете тезис, который нужно будет в дальнейшем обосновать, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт. От точности формулировки собственной позиции, расставленных смысловых акцентов будет за­висеть аргументация.

Выразить согласие или несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно с помощью следующих речевых конструкций.

Фразы, помогающие выразить своё согла­сие с автором исходного текста Фразы, помогающие выра­зить своё несогласие с автором исходного текста
Я согласен с позицией автора исходного текста и тоже считаю:…. Мысль, высказанная NN, близка, безуслов­но, и мне. Я так же, как и автор, полагаю:…. Я разделяю точку зрения автора текста и также убеждён в том, что.... С мнением автора текста трудно не со­гласиться. Я тоже считаю, что.... Нельзя не согласиться с мнением автора. Безусловно,…. Мне кажется убедительным мнение ав­тора о том, что.... С мнением автора трудно не согласить­ся. Вряд ли кто будет отрицать, что.... Я с большим интересом про­читал текст публициста NN, однако не все аргументы авто­ра показались мне достаточно убедительными. Хочется выра­зить сомнение в том, что.... В основном соглашаясь с точкой зрения автора исходно­го текста, хочу возразить ему лишь в одном:.... В целом доводы автора исход­ного текста достаточно убеди­тельны, однако я не вполне со­гласен с тем, что....

В случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение баллов по кри­терию К11, регулирующему соблюдение этических норм (вместо 1 балла по крите­рию К11 будет присвоено 0 баллов).

 

ОБОСНОВЫВАЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ

Важный этап работы над экзаменационным сочинением - обоснование собствен­ного мнения, то есть аргументация выпускником своей точки зрения.

В этой части сочинения необходимо следовать правилам построения текста-рас­суждения:

тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);

аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснова­ния собственного мнения);

вывод (общий итог).

 

Аргумент - это развёрнутый логический довод, доказывающий истинность те­зиса, которым является согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста.

Аргумент в экзаменационном сочинении может быть приведён один.

Он может основываться как на читательских, так и на жизненных впечатлени­ях учащегося.

Аргумент следует начинать с нового абзаца.

Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказы­вать мнение пишущего.

Оценка по критерию К4 «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме» может варьироваться от 1 до 0 баллов.

Аргумент может быть взят из художественной, публицистической или научной литературы, основываться на читательском либо жизненном опыте.

Аргументы могут быть логическими (рациональными), иллюстративными или ссылками на авторитет.

 

К логическим относятся:

1) реальные факты;

2) выводы науки;

3) статистические данные;

4) законы природы;

5) положения официальных документов, обязательных для выполнения;

6) данные экспериментов и экспертиз;

7) свидетельства очевидцев.

 

К иллюстративным относятся:

1) конкретные примеры из реальной жизни;

2) примеры из литературных произведений;

3) предположительные примеры, которые рассказывают о том, что могло быть при определённых условиях.

 

Ссылками на авторитет являются:

1) мнение известных, выдающихся людей - учёных, философов, общественных деятелей и т.п.;

2) цитаты из авторитетных источников;

3) мнение специалистов, экспертов;

4) обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;

5) мнение очевидцев;

6) общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оце­нивать что-то в обществе.

 

Очень важно установить соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать тезис) и помнить о том, что приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.