Дополнительная общеразвивающая — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Дополнительная общеразвивающая

2019-10-25 71
Дополнительная общеразвивающая 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дополнительная общеразвивающая

Программа

 «Лесничество»

Возраст обучающихся 13-14 лет

Срок реализации 1 год

Составитель:

 Харионовская Яна Фёдоровна,

Учитель географии,

Руководитель школьного лесничества

Направленность: естественнонаучная

С. Выльгорт

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная дополнительная образовательная - дополнительная общеразвивающая программа «Лесничество», далее программа, составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки РФ № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 29.10.2015 № 536 о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее РДШ), Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14, с Распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р о «Плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21), методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми от 27 января 2016 г. №07-27/45. Республиканская концепция экологического образование от 29.12.16 № 570–р. Локальными актами муниципального бюджетного учреждения Выльгортская средняя общеобразовательная школа.

Дополнительная общеразвивающая программа является модифицированной и составлена на основе учебно-методического пособия «Биологические экскурсии» СПб, 2002. В.В. Травникова.

Направленность образовательной программы

Данная программа направлена на изучение экологии и лесной тематики учащимися, развитие у них экологического мировоззрения.Обучение учащихся опирается на полученные ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.

Актуальность программы

Школьное лесничество – форма организации деятельности учащихся образовательных учреждений, направленная на формирование лесоэкологической культуры, понимания смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач.

Вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования повсеместно выходят на первый план и находятся под пристальным вниманием со стороны государства. Так, Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года утверждены "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года". Важнейшая цель экологического образования и одна из приоритетных задач образования для устойчивого развития - это развитие экологической культуры личности. В этой связи процесс экологического образования должен пониматься не только как процесс усвоения определенной системы экологических знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и как процесс развития ценностных ориентаций личности, принятия экологических ценностей, поэтому экологическое воспитание не должно быть оторвано от процесса экологического образования, а органически включено в него.

Экологическое просвещение определяется в Концепции как распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, охране, рациональном использовании и восстановлении природных ресурсов в целях формирования в обществе основ экологической культуры.

Экологическая культура рассматривается как составная часть общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы, позволяющая в аспекте гармоничного развития общества и биосферы осуществлять взаимосвязанные виды деятельности по использованию, сохранению и воспроизводству жизненных сил природы.

Данная программа развивает у учащихся познавательный интерес к экологии, чувство сопричастности к общему делу каждого члена объединения.

Изучение учащимися экологических понятий, законов по прежнему актуально, т.к. способствует расширению кругозора, воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе.

Экология позволяет не только оценить масштабы грозящей Земле катастрофы, но и выработать рекомендации и правила, которые помогут ее избежать. Экология – это наука, устремленная в будущее, она нацелена на передачу в будущее природы в таком состоянии, чтобы в нем сохранилось все необходимое для жизни людей.

Данная программа способствует развитию у учащихся умений выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение, развитию целого ряда личностных качеств (ответственность, самостоятельность и т.д.). Программа предусматривает активное проявление знаний, умений учащихся, осознание значимости экологических знаний, их ценности. 

Главное отличие данной программы – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества. Также в кружке ребята осваивают умение вести исследовательскую деятельность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах и мероприятиях. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

Данная программа отличается от уже существующих тем, что направлена на развитие коммуникативных навыков у учащихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения в среде сверстников. Также данная программа способствует развитию у учащихся лесоохранной, экологической грамотности, экологической культуры.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что в школе нет предмета – лесное хозяйство и экология. Эти знания ребята получают через смежные предметы, внеклассные мероприятия. Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Все это можно решить путем создания условий для формирования устойчивого интереса к предмету, так и к процессу обучения. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную значимость учения.

Предметы программы тесно связаны со школьными предметами биология, география, химия, физика.

Данная программа предназначена для учащихся 13-14 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Обучение, как специально организованный педагогом процесс, строится в соответствии с дидактическими принципами:

- принцип сознательности и активности;

- принцип наглядности;

- принцип систематичности;

- принцип доступности;

- природосообразности;

Характеристика программы.

Уровень - дополнительная образовательная программа;

Вид – дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая;

Тип- модифицированная;

Направленность – естественнонаучная;

По возрастному принципу – одновозрастная;

По масштабу - учрежденческая;

По времени - 1 год обучения;

Уровень освоения – общеразвивающий;

Цель программы:

формирование лесоэкологической культуры, изучение и реализация основ лесоприродоохранной деятельности.

Задачи программы:

1. Образовательные:

- формирование теоретических знаний учащихся в области лесного хозяйства и охраны леса;

- формирование знаний учащихся о системе лесной таксации

- привлечение учащихся к практической деятельности и формирование навыков практической деятельности с живой природой;

- обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, в том числе проектно-исследовательской.

-  развитие познавательных потребностей и познавательных способностей учащихся;

-

2. Воспитательные:

- воспитание у учащихся ответственности за сохранность живой природы;

- воспитание у учащихся бережного отношения к природе.

- содействие в воспитании чувств, основанных на важнейших духовно-нравственных ценностях, отражающих специфику нашего общества и государства, на готовности к достойному служению своему обществу и государству;

- развитие экологического мировоззрение и чувства бережного отношения к природе.

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

3. Развивающие:

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретной темы.

- развитие творческих способностей;

- развитие навыков общения и коммуникации;

- формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;

- формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;

- формирование потребности в природоохранной деятельности.

- обучения взаимодействия в коллективе

В целом программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности учащихся.

Особенности и условия реализации программы

Особенностью программы является то, что некоторые разделы и темы повторяются на каждом новом уровне образования, что дает возможность получения более глубоких знаний и осмысления содержания на более высоком уровне. Изучаемые понятия усложняются по мере приобретения учащимися нового опыта и знаний, в соответствии с изменяющимися возрастными особенностями.

Основными формами обучения учащихся являются аудиторные теоретические занятия: беседы, диспуты, предметом которых является важная экологическая проблема загрязнения лесов, обсуждение книг, статей, телепередач, интернет - ресурсов, которое позволяет не только пополнить запас знаний о лесе, но и сформировать свое отношение к ним, семинары, оформление рефератов и презентаций по лесной тематике, викторины, игры.

В рамках внеаудиторных практических занятий по программе проводятся экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом, конференции, вечера встреч и тематические вечера вопросов и ответов, подготовка и проведение конкурсов, галереи образов;

Другим важным условием является обеспечение каждому учащемуся активной позиции, т.е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т. д. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению учащимися правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом. Данные формы развивают у учащихся наблюдательность, прививают исследовательский интерес и практические навыки, приучают к самостоятельности, трудолюбию, обобщают опыт знания. Участие в конкурсах, походах, экскурсиях, социальных акциях, соревнованиях способствует формированию гражданской позиции, творческого подхода к выполняемой работе, выработке у учащихся самостоятельности, ответственности, чувства долга, активной жизненной позиции, взаимопонимания, коллективизма.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая, индивидуальная, фронтальная, практическая.

Методы обучения:

- словесные, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

- наглядные, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

- практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

- репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Программа направлена на повышение экологической и социальной активности подростков посредством использования методов проектирования.

Рефлексия по итогам проекта позволяет участнику определять значимость своей деятельности, открывать перспективные возможности в саморазвитии и самообразовании.

Участие учащихся в реализации экологического проекта может осуществляться в следующих формах:

- акций в своей школе, районе, путем изготовления листовок, буклетов, обращений, плакатов;

- организации и проведения конкурсов среди учащихся на лучший проект (макет, модель), если это связано с вопросами благоустройства, экологии и др.;

Общие мероприятия (внеаудиторные): поездки, экскурсии, творческие встречи и пресс-конференции, подготовка и проведение праздников, слетов, вечеров – проводятся совместно со всеми обучающимися в кружке с целью просветительской работы и пропаганды высоких образцов культурно-исторического наследия. Они расширяют их кругозор, способствуют самосовершенствованию обучающихся, накоплению фактологического материала для будущих исследований, помогают понять историю родного края, истоки местных традиций, проникнуться еще большей любовью к Коми земле и желание работать на благо людей, живущих здесь.

Теоретические занятия проходят в форме бесед, диспутов с учетом возрастных особенностей учащихся, возможно использование игровых методов.

Основными методами в первый год обучения являются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Для последующих годов обучения вводятся дополнительно частично-поисковый, проблемный методы, метод проектов. Перечисленные методы используются так же и на практических занятиях.

Практические занятия: защита реферата, выпуск буклета, стенгазеты, экскурсии, сбора, слёта. Здесь, кроме перечисленных выше, используются и такие методы, как наблюдение, анализ, исследование, обсуждение.

Объем программы и срок ее освоения. Реализация программы рассчитана на 1 год обучения. Общий объем часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для усвоения программы составляет: 36 часов

Организационно-педагогические основы обучения:

 

Срок реализации программы Кол- во часов в неделю Кол-во учащихся в одной группе Кол-во групп Кол-во часов в год Время одного занятия Режим занятий
1 год   1 час 15 1 36 45 минут 1 раз в неделю по 1 часу

 

Режим занятий. Расписание составляется в соответствии с требованиями СанПиН (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.14 г.;) Продолжительность занятия - 1 академический час. Занятия по программе не включают в себя учебно-воспитательные мероприятия в каникулярное время, так как у дополнительного образования нет каникул.

Текущий контроль.

Формы оценки промежуточной аттестации (оценка качества усвоения материала): творческие задания (буклеты, листовки, плакаты), собеседование.

А также используется технология самооценка. Самооценка учащихся может быть реализована через выполнение различных, используемых на практике рефлексивных заданий: анализ разработанных материалов в соответствии с критериями.

Формы оценки итоговой аттестации: исследовательский проект, защита проектов.

Итоговое занятие (форма и место определяется каждой организацией самостоятельно).

Названия проектов для учащихся: (темы могут быть предложены учащимися проекта).

1. Тема «Мой родной край»: «Национальные традиции народов Коми», «Экология РК», «Красная книга  Республика Коми», «Лесное хозяйство Коми»

2. Тема «Я и окружающая среда»: «Проблемы экологии в современном мире», «Природа-наш дом», «Природа и человек», «Как защитить природу?».

3.  Лесные лекарственные растения. Целебные травы. Разнообразие растительности леса.

Стимулирование познавательного интереса учащихся достигается как включением в содержание занимательных фактов, так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебные умения. К ним, прежде всего, относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам развития общества и государства.

Главной формой итогового контроля является защита проекта учащимся: разработка проекта, реализация, презентация проекта и итогов.

 

Количество часов

Сроки проведения

Примечание 1.Вводное занятие

2

 

Проведение инструктажей по ТБ 2. Понятие о лесе и лесных насаждений. Типы леса

1

 

  3.Лесные богатства леса Республики Коми

1

 

  4. Лекарственные растения РК

1

 

  5.6.Редкие растения РК, занесенные в Красную Книгу РК.

1

 

Выпуск стенгазеты на тему: «Растения Красной книги РК».   7.Лесные животные.

2

 

  8.Грибы Республики Коми

2

 

Выпуск стенгазеты на тему: «Грибы Красной книги РК».     9.Ядовитые грибы РК

2

 

  10Ягоды Республики Коми

2

 

Выпуск стенгазеты на тему: «Ягоды Красной книги РК». 11.Оформление экспозиций, памяток «Правила поведения в лесу»

1

 

Изготовление буклетов, памяток «Правила поведения в лесу». 12.Основы лесоведения. Дендрология. Что это?

1

 

  13. Древесные породы РК.

1

 

  14.Значение леса в природе.

1

 

  15.Лесная таксация. Что это?

1

 

 

16. Состав леса, форма, диаметр. Возраст, полнота, запас

2

 

 

17. Ориентирование на местности с помощью компаса

1

 

 

18. Ориентирование на местности без компаса

1

 

Ориентирование на пришкольном участке.

19.Посев семян зимой

2

 

Практическая работа по посеву семян в зимнее время

20. Наблюдение за ростом семян

4

 

 

21.День птиц.

 

2

 

 

22.Птицы Республики Коми

2

 

Выпуск стенгазеты на тему:

«Птицы Красной книги РК».

 

23.Акция «Накорми птиц»

2

 

Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками): аппликации из листьев, кроссворды на лесную тематику, ребусы и т.д

 

24. ООПТ РК

4

 

 

25.ООПТ Сыктывдинского района

4  

 

26. Творческий конкурс «Мир Млекопитающих»

4  

Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками): аппликации из листьев, кроссворды на лесную тематику, ребусы и т.д

 

27.Всемирный день воды. Реки РК.

4  

Подготовка сообщений по теме «Реки РК»

28.День подснежника

2  

 

29. Пожары. Лесные пожары. Виды лесных пожаров

4  

Выпуск буклетов, памяток по теме «Пожары. Лесные пожары»

30. Пожары и люди. Составление кроссворда.

4  

 

65.лес и здоровье человека

2  

 

31. Красная Книга РК»

2  

 

32.Рубки леса. Очистка мест рубки

2  

 

33.День земли

2  

 

34.35. Итоговое занятие. Защита проекта

2  

 

             

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.

Введение. Проведение техники безопасности по правилам поведения в лесу, на экскурсии в лесном массиве.

Тема 2.

Понятие о лесе и лесных насаждений. Типы леса. Смешанный лес. Хвойный лес. Широколиственный лес. Его разнообразие.

Тема 3.

Лесные богатства леса Республики Коми. Растения, животные, грибы и насекомые Республики Коми.

Тема 4.

Лесные лекарственные растения. Целебные травы. Разнообразие растительности леса.

Тема 5.

Редкие растения РК, занесенные в Красную Книгу РК.

Венерин Башмачок, Сон Трава, Адонис сибирский, Солнцецвет монетолистный, Подъельник обыкновенный, Ирис сибирский, Бутень ароматный, Колокольчик персиколистный.

Тема 6.

Лесные животные. Сибирские таежные виды: соболь, колонок, кедровка,заяц-русак, полевка обыкновенная, черный хорь, жаворонок полевой, перепел, куропатка.
Многие виды млекопитающих и птиц:белка, куница, медведь, росомаха, рысь, бурундук, на полуоткрытых пространствах, в мелколесье и долинах рек - заяц-беляк, лисица, горностай, волк, лось. Вблизи водоемов:выдра, норка, водяная крыса, акклиматизируются ондатра, бобр, енотовидная собака. Из таежных птиц: глухарь и рябчик, а в березняках - тетерев.песец, белая и тундровая куропатки. Промысловые рыбы - семга, омуль, нельма, сиг, ряпушка, хариус.

Тема 7.

Грибы Республики Коми

Белый гриб. Подосиновик. Подберезовик. Масленок. Красноголовик. Груздь. Волнушка.

Тема 8.

Ядовитые грибы Республики Коми.

Мухомор белый и красный. Бледная поганка. Ложная лисичка.

Тема 9.

Ягоды Республики Коми. 

Брусника. Морошка. Клюква. Черника. Голубика. Боярышник. Черноплодная рябина. Рябина.

Тема 10.

Правила сбора растений, грибов и ягод. Знания и навыки при сборе грибов. 

Тема 11.

Оформление экспозиций, памяток «Правила поведения в лесу».

Тема 12.

Основы лесоведения. Дендрология. Что это? Раздел ботаники, изучающий древесные растения.

Тема 13.

Древесные породы РК.

Береза. Сосна. Осина. Ольха. Ель. Кедр. Лиственница. Тополь.

Клен. Ясень. Рябина. Дуб.

Тема 14.

Значение леса в природе.

Роль леса в жизни человека и природы в целом.

Тема 15.

Лесная таксация. Что это?

Цели проведения таксации. Типы таксации.

Тема 16

Ориентирование на местности с помощью компаса.

Определение сторон горизонта: основных и промежуточных.

Тема 17

Ориентирование на местности без компаса.

Ориентирование по полярной звезде, падающей тени, муравейнику, мху на стволе деревьев, по солнцу.

Тема 18

Определение урожайности шишек, плодов, семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки

Тема 19

Посев семян зимой. Проведение исследования.

Тема 20

Наблюдение за ростом семян.

Тема 21.

День птиц. Празднование Дня птиц.

Тема 22

Изготовление кормушек. Операция «Скворечник»

Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками).

Тема 23

Акция «Накорми птиц».

Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками).

Тема 24

ООПТ Республики Коми.

Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Югыдва».

Тема 25.

Творческий конкурс «Мир Млекопитающих»

Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками).

Тема 26.

Всемирный день воды. Реки РК.

Печора. Вычегда. Сысола. Летка.

Подготовка сообщений на тему: реки Республики Коми

Тема 27.

День подснежника. Экскурсия на места произрастания растения.

Тема 28

Пожары. Лесные пожары. Виды лесных пожаров.

Верховые пожары. Низовые пожары. Подземные пожары.

Тема 29

Пожары и люди. Составление кроссворда.

Роль человека в причине возникновения пожаров. Антропогенный фактор.

Тема 30.

лес и здоровье человека. Влияние леса на здоровье человека.

Тема 31.

Красная Книга РК.

Создание Красной книги Республики Коми.для чего она необходима. Применение красной книги.

Тема 32

Рубки леса. Очистка мест рубки

Тема 33.

День Земли. Возникновение жизни на Земле. Представления жизни на Земле.

Празднование Дня Земли в России и Зарубежом.

Тема 34.35

Защита индивидуальных и групповых проектов.

Подведение итогов за весь учебный год.

 

 

Приложение

Алгоритм проектной деятельности.

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания программы или близких к ней областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление учащихся с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения учащегося в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3. Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как метапредметными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от педагога требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения учащимися знаний, необходимых в том или ином проекте. От педагога при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" учащимся информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать учащимся такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Учащихся, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.

 

Ожидаемые результаты

К концу обучения учащиеся должны знать:

Простейшие элементы ориентирования на местности.

Предмет изучения экологии

Связь между человеком и природой

Природа родного края

К концу обучения учащиеся должны уметь:

Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.

Уметь работать с биологическим оборудованием: микроскопами

Уметь изготавливать гербарий

Уметь готовить микропрепарат

Различать изученные группы растений и животных.

Осуществлять систематический уход за живыми организмами.

Вести наблюдения в природе под руководством учителя

Умение выступать с докладом, презентацией

Использованная литература

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ Методическая литература для учителя Справочная литература, энциклопедии Электронные образовательные информационные ресурсы

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвиваю-

щая программа

«Лесничество»

 

Травникова, В.В. Биологические экскурсии: учебно-методическое пособие / В.В. Травникова. – СПб, 2002. Учебное пособие для учащихся «Основы устойчивого управления лесным хозяйством»/ под ред. В. Б Калинина.- СПб., 2006 http://ib.komisc.ru/add/rb/introduction/
Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М, 2000.   http://ozonit.ru/krasnaya_kniga/krasnaya_kniga_komi.php
  Биологическое разнообразие Республики Коми. Чалышева Л. В, Стрелова Н.Г: методическое пособие. – Сыктывкар: Полиграфия, 2012.   http://lib.sfi.komi.com/ft/301-001261.pdf
      http://lib.sfi.komi.com/ft/301-000516.pdf

 

Дополнительная общеразвивающая

Программа

 «Лесничество»


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.232 с.