Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-10-25 | 51 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Срок реализации 1 год
Составитель:
Харионовская Яна Фёдоровна,
Учитель географии,
Руководитель школьного лесничества
Направленность: естественнонаучная
С. Выльгорт
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная образовательная - дополнительная общеразвивающая программа «Лесничество», далее программа, составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки РФ № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 29.10.2015 № 536 о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее РДШ), Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14, с Распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р о «Плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21), методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми от 27 января 2016 г. №07-27/45. Республиканская концепция экологического образование от 29.12.16 № 570–р. Локальными актами муниципального бюджетного учреждения Выльгортская средняя общеобразовательная школа.
|
Дополнительная общеразвивающая программа является модифицированной и составлена на основе учебно-методического пособия «Биологические экскурсии» СПб, 2002. В.В. Травникова.
Направленность образовательной программы
Данная программа направлена на изучение экологии и лесной тематики учащимися, развитие у них экологического мировоззрения.Обучение учащихся опирается на полученные ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.
Актуальность программы
Школьное лесничество – форма организации деятельности учащихся образовательных учреждений, направленная на формирование лесоэкологической культуры, понимания смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач.
Вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования повсеместно выходят на первый план и находятся под пристальным вниманием со стороны государства. Так, Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года утверждены "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года". Важнейшая цель экологического образования и одна из приоритетных задач образования для устойчивого развития - это развитие экологической культуры личности. В этой связи процесс экологического образования должен пониматься не только как процесс усвоения определенной системы экологических знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и как процесс развития ценностных ориентаций личности, принятия экологических ценностей, поэтому экологическое воспитание не должно быть оторвано от процесса экологического образования, а органически включено в него.
|
Экологическое просвещение определяется в Концепции как распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, охране, рациональном использовании и восстановлении природных ресурсов в целях формирования в обществе основ экологической культуры.
Экологическая культура рассматривается как составная часть общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы, позволяющая в аспекте гармоничного развития общества и биосферы осуществлять взаимосвязанные виды деятельности по использованию, сохранению и воспроизводству жизненных сил природы.
Данная программа развивает у учащихся познавательный интерес к экологии, чувство сопричастности к общему делу каждого члена объединения.
Изучение учащимися экологических понятий, законов по прежнему актуально, т.к. способствует расширению кругозора, воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе.
Экология позволяет не только оценить масштабы грозящей Земле катастрофы, но и выработать рекомендации и правила, которые помогут ее избежать. Экология – это наука, устремленная в будущее, она нацелена на передачу в будущее природы в таком состоянии, чтобы в нем сохранилось все необходимое для жизни людей.
Данная программа способствует развитию у учащихся умений выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение, развитию целого ряда личностных качеств (ответственность, самостоятельность и т.д.). Программа предусматривает активное проявление знаний, умений учащихся, осознание значимости экологических знаний, их ценности.
Главное отличие данной программы – помочь понять, как много подсказывает нам сама живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимодействиями природы и общества. Также в кружке ребята осваивают умение вести исследовательскую деятельность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах и мероприятиях. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.
|
Данная программа отличается от уже существующих тем, что направлена на развитие коммуникативных навыков у учащихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения в среде сверстников. Также данная программа способствует развитию у учащихся лесоохранной, экологической грамотности, экологической культуры.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что в школе нет предмета – лесное хозяйство и экология. Эти знания ребята получают через смежные предметы, внеклассные мероприятия. Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Все это можно решить путем создания условий для формирования устойчивого интереса к предмету, так и к процессу обучения. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную значимость учения.
Предметы программы тесно связаны со школьными предметами биология, география, химия, физика.
Данная программа предназначена для учащихся 13-14 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Обучение, как специально организованный педагогом процесс, строится в соответствии с дидактическими принципами:
- принцип сознательности и активности;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности;
- принцип доступности;
- природосообразности;
Характеристика программы.
Уровень - дополнительная образовательная программа;
Вид – дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая;
Тип- модифицированная;
Направленность – естественнонаучная;
По возрастному принципу – одновозрастная;
По масштабу - учрежденческая;
По времени - 1 год обучения;
Уровень освоения – общеразвивающий;
|
Цель программы:
формирование лесоэкологической культуры, изучение и реализация основ лесоприродоохранной деятельности.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- формирование теоретических знаний учащихся в области лесного хозяйства и охраны леса;
- формирование знаний учащихся о системе лесной таксации
- привлечение учащихся к практической деятельности и формирование навыков практической деятельности с живой природой;
- обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, в том числе проектно-исследовательской.
- развитие познавательных потребностей и познавательных способностей учащихся;
-
2. Воспитательные:
- воспитание у учащихся ответственности за сохранность живой природы;
- воспитание у учащихся бережного отношения к природе.
- содействие в воспитании чувств, основанных на важнейших духовно-нравственных ценностях, отражающих специфику нашего общества и государства, на готовности к достойному служению своему обществу и государству;
- развитие экологического мировоззрение и чувства бережного отношения к природе.
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
3. Развивающие:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретной темы.
- развитие творческих способностей;
- развитие навыков общения и коммуникации;
- формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;
- формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;
- формирование потребности в природоохранной деятельности.
- обучения взаимодействия в коллективе
В целом программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности учащихся.
Особенности и условия реализации программы
Особенностью программы является то, что некоторые разделы и темы повторяются на каждом новом уровне образования, что дает возможность получения более глубоких знаний и осмысления содержания на более высоком уровне. Изучаемые понятия усложняются по мере приобретения учащимися нового опыта и знаний, в соответствии с изменяющимися возрастными особенностями.
Основными формами обучения учащихся являются аудиторные теоретические занятия: беседы, диспуты, предметом которых является важная экологическая проблема загрязнения лесов, обсуждение книг, статей, телепередач, интернет - ресурсов, которое позволяет не только пополнить запас знаний о лесе, но и сформировать свое отношение к ним, семинары, оформление рефератов и презентаций по лесной тематике, викторины, игры.
|
В рамках внеаудиторных практических занятий по программе проводятся экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом, конференции, вечера встреч и тематические вечера вопросов и ответов, подготовка и проведение конкурсов, галереи образов;
Другим важным условием является обеспечение каждому учащемуся активной позиции, т.е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т. д. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению учащимися правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом. Данные формы развивают у учащихся наблюдательность, прививают исследовательский интерес и практические навыки, приучают к самостоятельности, трудолюбию, обобщают опыт знания. Участие в конкурсах, походах, экскурсиях, социальных акциях, соревнованиях способствует формированию гражданской позиции, творческого подхода к выполняемой работе, выработке у учащихся самостоятельности, ответственности, чувства долга, активной жизненной позиции, взаимопонимания, коллективизма.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая, индивидуальная, фронтальная, практическая.
Методы обучения:
- словесные, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
- наглядные, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
- практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
- репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Программа направлена на повышение экологической и социальной активности подростков посредством использования методов проектирования.
Рефлексия по итогам проекта позволяет участнику определять значимость своей деятельности, открывать перспективные возможности в саморазвитии и самообразовании.
Участие учащихся в реализации экологического проекта может осуществляться в следующих формах:
- акций в своей школе, районе, путем изготовления листовок, буклетов, обращений, плакатов;
- организации и проведения конкурсов среди учащихся на лучший проект (макет, модель), если это связано с вопросами благоустройства, экологии и др.;
Общие мероприятия (внеаудиторные): поездки, экскурсии, творческие встречи и пресс-конференции, подготовка и проведение праздников, слетов, вечеров – проводятся совместно со всеми обучающимися в кружке с целью просветительской работы и пропаганды высоких образцов культурно-исторического наследия. Они расширяют их кругозор, способствуют самосовершенствованию обучающихся, накоплению фактологического материала для будущих исследований, помогают понять историю родного края, истоки местных традиций, проникнуться еще большей любовью к Коми земле и желание работать на благо людей, живущих здесь.
Теоретические занятия проходят в форме бесед, диспутов с учетом возрастных особенностей учащихся, возможно использование игровых методов.
Основными методами в первый год обучения являются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Для последующих годов обучения вводятся дополнительно частично-поисковый, проблемный методы, метод проектов. Перечисленные методы используются так же и на практических занятиях.
Практические занятия: защита реферата, выпуск буклета, стенгазеты, экскурсии, сбора, слёта. Здесь, кроме перечисленных выше, используются и такие методы, как наблюдение, анализ, исследование, обсуждение.
Объем программы и срок ее освоения. Реализация программы рассчитана на 1 год обучения. Общий объем часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для усвоения программы составляет: 36 часов
Организационно-педагогические основы обучения:
Срок реализации программы | Кол- во часов в неделю | Кол-во учащихся в одной группе | Кол-во групп | Кол-во часов в год | Время одного занятия | Режим занятий |
1 год | 1 час | 15 | 1 | 36 | 45 минут | 1 раз в неделю по 1 часу |
Режим занятий. Расписание составляется в соответствии с требованиями СанПиН (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.14 г.;) Продолжительность занятия - 1 академический час. Занятия по программе не включают в себя учебно-воспитательные мероприятия в каникулярное время, так как у дополнительного образования нет каникул.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!