Глава 8. СРАЖЕНИЯ С КРОУ, 1820–1870 — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 8. СРАЖЕНИЯ С КРОУ, 1820–1870

2019-10-25 230
Глава 8. СРАЖЕНИЯ С КРОУ, 1820–1870 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Со времени своей первой встречи шайенны и кроу были врагами. Они сражались и до прихода белых, и после. Затем кроу стали друзьями бледнолицых и участвовали на их стороне в нескольких битвах. Позже, после 1880 г., когда оба племени начали жить в резервациях бок о бок, они узнали друг друга лучше. Большинство равнинных индейцев считало шайеннов самыми храбрыми воинами. Кроу говорили, что они не храбрые, а неистовые. Они не знали страха. Всякого врага им хотелось схватить и убить. Кроу не пытались убить столько же шайеннов, но зато крали их лошадей. В большинстве случаев им отвечали тем же. Около 1900 г. оба племени помирились окончательно. Я видел представителей и тех и других, сидящих вместе и обсуждающих истории битв между собой. Вот некоторые из них, я их услышал, когда наши племена стали ездить друг к другу в гости (1).

 

ГИБЕЛЬ ВОЕННОГО ОТРЯДА ШАЙЕННОВ. ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 1820 г.

 

Рассказывают, что одно из самых ранних сражений с кроу, когда в живых остался только один шайенн, произошло на ручье Прерийной Собаки. Это случилось задолго до появления белых, и до того, как шайенны познакомились с ружьями. Тридцать восемь воинов общества Бешеных Собак отправились в поход против кроу (2). Они выступили вверх по реке Язык до слияния с ручьем Прерийной Собаки (3), а затем повернули вверх по ручью, как бычно, направив, впереди себя разведчиков, чтобы те заранее предупредили их о появлении врага. Вскоре разведчики сообщили, что кроу также находятся на военной тропе, они видели их сигнал, но не знали, в каком именно месте их искать. В это время кроу были у развилки ручья прямо перед шайеннами. Они залегли в засаде, прячась за береговой откос. Снова прибыл один из шайеннских разведчиков и сообщил, что ничего не видел. Другой к этому времени еще не вернулся и оставался где-то дальше на востоке. Так или иначе, отряд двигался вперед и, когда он добрался до развилки, то повернул вверх к большой гряде, расположенной как раз между ответвлениями ручья. На ее вершине находилась небольшая ровная площадка, размером около 200 на 300 ярдов (180 Х 270 м. – Прим. пер.). Воины поднялись наверх, и тут случилось нечто неожиданное. Кроу атаковали их, истошно вопя и деморализуя военными кличами. Началось сражение, в ход пошли копья и стрелы. Кроу превосходили их числом и, кроме того, после полудня шайеннам стало нечем стрелять.

Тогда шайеннский воин выбежал навстречу врагам, подставляя себя под их стрелы. Прыгая тут и там, бегая зигзагами и выкрикивая: «Карр, карр», он всем своим видом изображал ворону (самоназвание кроу – абсароке, что значит – Птичий Народ. – Прим. пер.). Кроу имели полную возможность подстрелить этого храбреца, но не сумели в него попасть. Он же выбегал и дразнил их три раза. Когда шайенны израсходовали свои стрелы, сражение возобновилось, но это уже был ближний бой на копьях. В конце концов, кроу уничтожили их всех. Последний шайенн был убит внизу, почти у основания холма. В том месте, где он упал, была оставлена метка, а сегодня его можно найти уже по другим вехам, сделанным в наше время.

Я услышал эту историю, когда отправился вместе с группой шайеннов в город, и наш лагерь был разбит прямо на развилке этого ручья. Нас подозвал к себе один мужчина, сидящий на вершине холма; его звали Магическая Верхушка. Он хотел рассказать нам о походе Бешеных Собак. Магическая Верхушка указал на самый высокий холм и поведал о том, что я изложил вам сейчас. Единственным, кто спасся тогда, был воин Два Быка. Он находился недалеко, с северной стороны от развилки ручья, и видел все, что там происходило. Он спасся и принес в деревню сообщение о случившемся.

Несколько лет назад я отправился с мистером Маршем взглянуть на те отметины. На холме, куда указывал Магическая Верхушка, мы не нашли того, что искали, кроме того, на его вершине не было места, где могли бы собраться воины. Мы спустились ближе к развилке и обнаружили те метки на одном плоском месте, и мистер Марш сфотографировал их.

Кроу рассказывали эту историю много раз, я сам слышал ее от одного из них: от старика по имени Пятнистый Кролик, который приходился родственником моей прабабушке. Он говорил, что все это произошло еще до его рождения, и было сохранено в памяти последуюших поколений (4).

 

ЗАХВАТ ДЕРЕВНИ КРОУ НА ПРЕРИЙНОМ РУЧЬЕ, 1820 г.

 

Другое очень давнее сражение произошло около 1820 г. в устье Прерийного ручья. Когда я был ребенком, я знал правнуков одного кроу, взятого в плен в той битве. В дни моей молодости они уже были стариками, хотя некоторые из них живы до сих пор, среди них Белая Грязь, Джон Магическая Верхушка, Уиллис Красный Орел и Франк Водяной.

Деревня кроу находилась на Прерийном ручье (5). А шайенны стояли лагерем где-то возле Лодж Грасс, но затем перенесли лагерь в место, расположенное между нынешним агентством кроу и устьем реки Литтл Бигхорн. И кроу и шайенны выслали разведчиков, и случилось так, что они обнаружили друг друга одновременно. Разведчики и той и другой стороны вернулись с сообщением о присутствии врага, и оба племени организовали военные отряды. Но когда воины кроу вышли к месту, где раньше находились типи шайеннов, они увидели, что деревня исчезла. Следы лошадей вели прямо к оставленному ими родному лагерю. Кроу помчались назад. В это время отряд шайеннов вышел к деревне своих врагов и на закате дня атаковал ее. Но защищать жилища было некому, шайенны обнаружили в лагере только стариков, женщин и детей. Мужчины кроу отсутствовали в поисках неприятеля и оставили свои типи незащищенными. Поэтому шайенны безо всякого труда пленили нескольких детей и большой табун лошадей. Они уже отправились домой, когда столкнулись с несколькими воинами кроу, опередившими свой отряд. Один из них выехал на вершину холма и крикнул вниз, спрашивая у шайеннов, что они сделали с деревней. И те ответили, что взяли несколько пленников. Кроу повернули своих лошадей и исчезли, спеша домой. Несколько позже шайенны повстречали другой, основной отряд кроу, но лошади тех настолько устали, что кроу не решились вступить в бой. Они только сделали несколько выстрелов, а затем начали подгонять лошадей, направляясь в сторону своей деревни. Там они узнали, что случилось: шайенны взяли в плен нескольких детей.

Мать Магической Верхушки была именно из тех пленников. Она выросла среди шайеннов и вышла замуж, и вот однажды, много лет спустя, четверо кроу приехали с визитом в агентство, где шайенны стояли лагерем. Это были смелые люди, проделавшие весь путь только для того, чтобы посмотреть, как поживают их бывшие враги. Когда гости были близко, кто-то крикнул старой женщине: «Твои родственники идут».

«Дайте мне знать, когда они будут близко, – сказала она, – так, чтобы я могла говорить с ними». Она была слепа и сидела под повозкой в сарае. Когда кроу подъехали, ей сообщили об этом. Тогда она выкрикнула несколько слов на их родном языке. Кроу остановили лошадей и стали в нее пристально вглядываться. Затем они подъехали и спешились. Их разговор на языке кроу занял много времени. И они определили, кем она была среди кроу и кто из ее родственников кроу еще жив. Оказалось, что один из них носил имя Магическая Верхушка, а у нее был сын-шайенн с таким же именем – это было удивительно. Что же касается других пленников, то много лет спустя, они также нашли своих родственников.

В ту ночь, когда противникам шайеннов так не повезло, произошло несколько смешных путаниц. Вражеские отряды разминулись очень близко друг от друга – индейцы очень любили рассказывать об этом. И среди шаенов оказался неизвестный воин, но было так темно, что они не могли толком рассмотреть незнакомца. Свистящий Лось принял его за парня, которого он ревновал к своей жене, он отправился следом за молодцом, а затем вступил с ним в бой, хотя опять же, в темноте они не могли присмотреться друг к другу. Некоторое время спустя незнакомец исчез, и до самого последнего времени никто из шайеннов не подозревал, что это был кроу. Сами кроу допускали возможность такого события. Они говорили, что когда в тот раз обе стороны разминулись, один из них сражался в темноте с чужаком (6).

Шайенны рассказывали, что когда они захватили в лагере кроу детей, вышла старая слепая женщина и на языке жестов сказала: «Я совершенно слепа. Та маленькая девочка – моя внучка, которая заботится обо мне. Позвольте ей вести меня, как и прежде». Шайенны не знали, о ком идет речь, но когда старуха закончила говорить, из группы пленных вышла девочка и подошла к ней. И шайенны позволили остаться обеим (7).

 

ЗАХВАТ ДЕРЕВНИ КРОУ НА РЕКЕ ПАУДЕР В 1850 г.

 

Другой захват деревни кроу произошел приблизительно в 1850 г. Тогда кроу стояли лагерем возле гор Маллеган: три горы в форме стогов сена, расположенные вниз по реке Паудер, в двадцати милях от Броадуса. Шайенны были на юге в гостях у своих соплеменников и возвращались назад, направляясь к рекам Язык и Паудер. В это время воины кроу сражались на севере с сиу. Шайенны атаковали их лагерь на рассвете и взяли в деревне все, что хотели. Это был еще один случай, когда они захватили детей. Моя прабабушка, ей было пять или шесть лет, была среди пленных. Она выросла среди шайеннов, и, в конце концов, вышла замуж за другого пленника кроу по имени Стоит Всю Ночь, но не за того Стоит Всю Ночь, что был известным рассказчиком и по происхождению шайенн – тот жил гораздо раньше. В агентстве кроу я знаю многих, признающих мою прабабушку своей родственницей, это Пятнистый Кролик, Желтый Сокол, Метка, Идущий В Поту, Идущий И Поющий и Говорит По Английски. Шайенны называли ее Женщина Черная Птица, а кроу, со своей стороны – Красивое Копье.

 

ПОХОД КРОУ ЗА ЛОШАДЬМИ

 

Это произошло до того, как была захвачена деревня кроу, где-то между 1840 и 1850 гг. Несколько кроу пытались украсть шайеннских лошадей – это они проделывали часто. Они были хорошими конокрадами, но им редко когда удавалось удрать с добычей (9). В это время шайеннский отряд охотников на бизонов находился недалеко от деревни, которая располагалась на ручье Дэвиса, что возле нынешнего ранчо Оу Ди (10). Было раннее утро, когда охотники услышали пение незнакомца. Они запомнили его песню и позже спели ее кроу, которые узнали мелодию. Ее пел один из воинов этого племени, гнавших в свою страну более сотни лошадей шайеннов. Два или три его компаньона находились впереди, ведя за собой лошадей, этот же воин следовал за ними в хвосте.

Шайенны срезали расстояние в том месте, где теперь живет Кеннет Ла Февр, и спрятались за холмом у ручья, поджидая конокрадов. Они напали на них на закате дня и одного убили. У этого кроу была уставшая лошадь, и, хотя у шайеннов они были не лучше, они гнались за ним до места, где жил Франк Снег, и там подстрелили его. Именно поэтому ту территорию назвали «Место, Где Был Убит Коротковолосый Кроу» (11). У убитого были короткие волосы, тем не менее, шайенны все-таки сняли скальп. И он до сих пор находится в связке Священной Магической Шапки.

Мой дедушка Волчий Зуб был участником этой истории. Он даже пел песню, которую слышал от того кроу. Только несколько человек помнили ее. Я вхожу в их число. В 1918 г., когда организовали танцевальный клуб, шайенны использовали ее для своих танцев (12).

 

ПОПЫТКА КРОУ ПЛЕНИТЬ ШАЙЕННСКИХ ДЕТЕЙ, 1855–60 гг.

 

Затем был случай, когда кроу почти удалось взять в плен детей шайеннов, хотя при этом они не смогли с ними скрыться. Это случилось между 1855–60 гг. Несколько семей шайеннов разбили лагерь на Гусином ручье, что возле гор Бигхорн, а затем начали перемещаться вниз к Шеридану, штат Вайоминг. В это время их атаковали спустившиеся с гор кроу, они отрезали ехавших сзади от остальной группы, захватили шестерых детей, перекинули их через седла и скрылись.

Находившиеся сзади шайенны дали знать о том, что случилось, ехавшим впереди. И те на свежих лошадях, помчались к горам наперерез. Там, где сейчас находится ранчо Юнга, они нагнали их (13). Среди шайеннов был Человек Медведь – хороший стрелок, к этому времени его лошадь совсем выдохлась. Кто-то посадил его сзади себя и подвез к тому месту, где было видно, как внизу, прямо под ними, кроу переправлялись через ручей. Он занял позицию, хорошо прицелился и одного за другим убил троих кроу. Это их остановило, они стали бросать детей, чтобы быстрее скрыться. Последним, кого скинули кроу, был брат Пятнистой Черной Птицы, мальчик по имени Желтые Глаза, который умер в 1926 г., в глубокой старости. Воин, который его вез, вначале отшвырнул мальчика возле истока ручья, а затем выстрелил в него из пистолета. Пуля задела его левую щеку. Шрам от нее остался на всю жизнь.

Некоторые из этих историй получили известность комичным образом. Несколько лет назад для украшения родео в Шеридане, штат Вайоминг, понадобились правдивые индейские сюжеты. Миссис Гулит Галлатин из Бигхорна, отвечавшая за эту часть программы, пригласила большую группу стариков индейцев – шайеннов и кроу – чтобы познакомиться с их рассказами и определить, чьи истории интереснее. Я был ответственным с шайеннской стороны и занимался с четырьмя стариками, большими специалистами по этому вопросу. А Макс Большой Человек, отвечавший за противоположную сторону, привел пять стариков кроу. После обеда мы вышли, сели в тени, и нам объяснили нашу задачу. В первую ночь родео организаторы собирались установить типи кроу, изображавшие деревню, а вокруг них для украшения – деревья. Шайеннам нужно было показать нападение на лагерь, и нам следовало подумать о какой-нибудь правдивой истории о великих делах прошлого. И мы подумали. У нас их было множество. Я рассказал о захвате деревни кроу на реке Паудер, где была взята в плен моя прабабушка, и этот сюжет решили использовать для представления. Миссис Галлатин спросила кроу, было ли это на самом деле, и они подтвердили достоверность фактов. Она сказала, что история подходит, и они покажут, как шайенны захватывают лагерь и увозят детей. «На следующий день, – продолжила она, – мы изобразим, как кроу атакуют деревню шайеннов. Но для этого у нас должен быть реальный случай». Итак, кроу начали рассказывать о том, как они были перехвачены шайеннами, когда убегали с шестью детьми от Гусиного ручья. Но при этом они не помнили всех деталей. Миссис Галлатин повернулась к нам и спросила: «Это правда?». «Нет, это не так. Часть из этого правда: они захватили детей – но при этом шайенны не стояли лагерем, они переезжали на другое место. А после того, как детей взяли в плен, шайенны вернули их и, кроме того, убили троих участников набега».

Кроу собрались вместе и очень долго говорили на своем языке, но они не могли вспомнить ничего о нападении на шайеннский лагерь которое должны были показать. Один старец, сидевший рядом и все время молчавший, наконец, заговорил. Он сказал, что все, сказанное шайеннами – правда. Старики кроу рассказывали эту историю именно так. В результате шайенны «атаковали» деревню кроу в течение двух вечеров и получили от этого настоящее удовольствие (14).

 

ПОХОД КРОУ ЗА ЛОШАДЬМИ НА РЕКЕ ЯЗЫК, 1886 г.

 

Существует другая история, когда кроу украли у шайеннов несколько лошадей; она произошла приблизительно в 1886 г. Шайенны стояли лагерем где-то на реке Язык, возможно, возле ручья Выдры или возле ручья Висящей Женщины. Однажды утром они обнаружили, что их лошади угнаны.

Шайенны поспешили вдогонку, направляясь вдоль реки, и возле устья ручья Литтл Хог, нагнали их. Река была в разливе, они увидели, что кроу уже почти переправили лошадей на другой берег – загнали их на косу, которая глубоко вдавалась в реку, и размахивали одеялами или чем-то в этом роде до тех пор, пока три или четыре из них не пустились вплавь, а остальные не последовали за ними. Кроу не хотелось переправлятся верхом и мокнуть, а тем более, с головой окунуться в реку. Они думали, что у них уйма времени: достаточно, чтобы построить лодку. Они связали три бревна треугольником, расположили поперек шесты, а свои ружья и копья прикрепили так, чтобы они смотрели вверх и имели форму остова типи. К вершине конуса, дабы не намокли, кроу прикрепили свои оленьи шкуры и военные рубахи, имевшие вид большой связки.

Построив лодку, они начали тащить ее к воде, но как раз в этот момент шайенны подали сигнал к атаке. Кроу разом бросили лодку и начали прыгать в реку так далеко, как только могли. Шайенны спешились и всякий раз, когда те появлялись из воды, открывали стрельбу. Так они убили одного или двоих, но остальным удалось перебраться на другой берег. Тем временем, отец Майка Солнечного Медведя, Белая Луна и Лабан Маленький Волк переправились со своими лошадьми против течения потока и отправились искать ускользнувших кроу. Отец Солнечного Медведя подобрал палицу с тремя лезвиями и заткнул ее за пояс, затем они пошли дальше. Он находился позади Маленького Волка, когда они миновали место, где густые ветви, спускаясь с дерева, закрывали его основание. Маленький Волк остановился и прошептал ему: «Сзади под этими ветвями один из них».

Отец Солнечного Медведя повернулся и увидел ноги спрятавшегося воина. Он раздвинул ветви, чтобы не мешали, и ударил лежащего в спину палицей с тремя лезвиями. Не успел он закричать, как они добили его. Остальных двоих они не нашли. Кроу рассказывали, что совершенно раздетые, они, в конце концов, вернулись в деревню. Шайенны захватили все их ружья и всю их одежду.

Это одна из тех историй, которые до сих пор смущает кроу.

 

ПОХОД КРОУ ЗА ЛОШАДЬМИ НА РЕКЕ ЯЗЫК, 1870 г.

 

В другой раз кроу не смогли ничего украсть, хотя и пытались сделать это. Несколько их воинов подкрались к деревне шайеннов, которая находилась на четыре-пять миль ниже границы резервации, возле нынешнего ранчо Бол (15). Была поздняя осень, в лагере находилось много людей, и для предупреждения возможного нападения врага были посланы разведчики. Они-то и нашли следы незнакомцев, ведущие к деревне. Разведчики пошли по следам, одновременно подняв тревогу, и каждый шайенн вышел для охраны лошадей.

Некоторое время спустя были обнаружены четверо кроу: двое в верхнем конце лагеря и двое – в нижнем. Тех кроу, которые были в нижнем лагере, скоро окружили, но им удалось скрыться на вершине холма, поэтому был брошен клич, собирающий там всех воинов. При этом одна группа отправилась вниз через перевал, чтобы перехватить врагов, которые, возможно, будут возвращаться коротким путем. Но те так и не появились. И наступила такая темнота, что шайеннам пришлось бросить поиски. На следующий день рано утром выпало немного снега, и они получили возможность идти по следам. Шайенны обнаружили, что враги не ушли вверх по перевалу, как предполагалось, а находятся все еще недалеко от реки. Следы вывели к обрывистому берегу, под которым и прятались кроу. Обнаружив преследование, они сбежали еще ниже и заползли в промоину.

Шайенны не осмелились показаться перед отверстием. Они поднялись наверх и оттуда прутом стали бить возле дыры, в ответ послышалось два выстрела. Тогда воины собрали наверху, над промоиной, кучу сухих дров и полыни, подожгли ее и столкнули вниз длинными шестами. После этого они нашли щель, откуда выходил дым, и забили ее, чтобы выкурить врагов наружу. Затем стали ждать наверху, потому что знали – они обязательно появятся. Наконец кроу выскочили – их волосы были почти полностью сожжены – и шайенны застрелили их. Но другим двоим удалось ускользнуть, потому что их следы на снегу исчезли с восходом солнца.

Позже кроу рассказали, что они ничего не знали о том, что случилось с двумя пропавшими до тех пор, пока шайенны не сообщили им. Всякий раз, когда кроу слышали эту историю, они выглядели пристыженными, и до сих пор они не любят ее. Я думаю, что это была одна из последних стычек с кроу. Она произошла незадолго до сражения с Кастером. В ней принимал участие Волчий Зуб, а также отец моего дяди Резаная Ступня – одного кроу убил он (16).

 

СРАЖЕНИЕ МЕЖДУ КРОУ И МАНДАНАМИ НА РУЧЬЕ ВЫДРЫ

 

Существует другая интересная военная история о кроу. Шайенны в ней не присутствуют, но я рассказываю ее потому, что она произошла в их стране и многие думают, что в ней шайенны тоже принимали участие. Это случилось за ручьем Выдры, на котором после образования резервации нашли множество костей, черепов, гильз, несколько бусинок и даже наконечник стрелы в глазнице одного черепа. Мне рассказал ее Маленький Койот (17).

Когда в 1893 г. на реке Бигхорн возводилась дамба, несколько шайеннов приняло участие в земляных и ирригационных работах. В том числе дядя Маленького Койота – Исчезающая Голова. Кроу также были там. И тучный коротконосый индеец, с которым Исчезающая Голова разговорился однажды, был из их компании. Он родился в племени мандан, но когда кроу и манданы заключили между собой мир, он переселился к кроу, был женат на женщине этого племени и жил с ними уже двадцать пять лет. Индейцы называли его Нет Шеи, а американцы – Белая Рубаха. Он рассказал Исчезающей Голове несколько историй, случившихся недалеко от того места. Вот одна из них.

Однажды, говорил он, манданы выступили в поход против кроу и зашли далеко в устье рек Бигхорн и Язык. Нет Шеи был в составе того отряда. Они угнали у кроу семьдесят пять лошадей и, сокращая обратный путь, направились вдоль реки Язык до устья ручья Выдры и дальше вдоль него. В то утро шел дождь, а затем лег такой туман, что манданы заблудились. Правда, вскоре он исчез, но тут обнаружилось, что они двигались по кругу и вернулись назад к деревне. Они были всего в нескольких милях от нее и, конечно же, ее обитатели их заметили.

Конокрадам удалось взобраться на высокий холм с плоской вершиной, но затем появились кроу и окружили их. Они бились весь день, и ближе к вечеру боеприпасы манданов кончились. Тогда их лидер стал вызывать двоих добровольцев, чтобы те, прежде чем они все будут убиты, попробовали прорваться сквозь вражеское кольцо и доставить домой известия о случившемся.

Нет Шеи решил рискнуть, ведь если он останется со всеми, его наверняка убьют, а в случае, если ему удастся прорваться, у него появится шанс выжить. Лошади все еще были с ними, поэтому он и его напарник выбрали себе лучших, вьехали в середину табуна и погнали его вниз, пока не проскочили линию кроу. Стараясь все время держатся в середине, они галопом мчались по крутому склону. Это было очень трудно, несколько раз они слетали с лошадей, но лошадиных грив не отпускали, что позволяло им забраться обратно. Когда они спустились вниз, кони остановились и сбились в кучу, и здесь кроу стали их нагонять. Нет Шеи соскользнул в русло высохшего ручья и спрятался в кустах. Вскоре один из преследователей пробежал совсем рядом, но так как было уже темно, ничего не заметил.

Когда кроу ушли, он отправился назад к ручью Выдры, держась северного направления. Часто он слышал, как кроу спрашивали, кто идет. Тогда он ложился на землю, а затем вставал и шел дальше. Спуск к ручью занял некоторое время, а подъем на другую сторону был очень труден. Он слышал галлопирующих всадников, их разговоры и крики. Местность была просто заполнена ими. Кроу позже рассказывали, что той ночью они везде искали тех двоих беглецов.

На рассвете Нет Шеи чуть было не наступил на своего напарника, лежащего под небольшим обрывом. Они жутко напугались, приняв друг друга за врагов, но затем все-таки разобрались, кто есть кто, и очень обрадовались. Они прятались в кустах весь день и ближе к полудню увидели множество кроу, поднимавшихся вверх по холму и окружавших манданов. Они слышали их пение, а затем военные кличи. В этот момент, подумали беглецы, кроу убили всех их соплеменников. Некоторое время спустя враги спустились с холма и отправились в свою деревню.

Эта история произошла не там, где были найдены черепа и другие следы сражения, она случилась в похожем месте. По всей нашей стране разбросаны следы битв, подобных этой. В некоторых местах вы можете видеть брустверы, сложенные из камней, и найти кости и гильзы, кое-где они уже сильно разрушены или совершенно истлели. Одни из них остались после битв между индейскими племенами, другие – после сражений с белыми или с армией Соединенных Штатов.

Я люблю посещать эти места и размышлять, пытаясь понять, что же там произошло. Но некоторым историям уже никогда не быть рассказаными.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Семь историй этой главы повествуют о столкновениях между шайеннами и кроу. Восьмая – касается кроу и манданов, но она часто рассказывалась шайеннами, поскольку произошла на их территории. Из этих восьми, только две первые были опубликованы ранее, см. Grinnell «Fighting Cheyennes», chapter 3.

Стоит В Лесу на протяжении многих лет собирал эти рассказы среди кроу и шайеннов, когда с 1880 г. представители этих двух племен начали посещать друг друга и обмениваться воспоминаниями о прошлых событиях. Без преувеличения скажу, что иногда такие встречи вызывали ссоры. См. конец 17 гл. этой книги.

Главной темой сказаний шайеннов были сражения с враждебными племенами, к которым относились черноногие, кроу, ассинибойны, кайова, команчи, шошоны и юта. В этой книге их южные враги упоминаются лишь эпизодически, поскольку северная часть племени больше помнит о сражениях со своими соседями. Наиболее яркие эпизоды касаются кроу и шошонов, поскольку с этими двумя старинными врагами после заключения мира наладился обмен взаимными визитами. Гриннел, напротив, больше описывает события на юге.

Что касается кроу, история этого племени в общих чертах соответствует истории других степных племен. В давние времена они оставили оседлый образ жизни на востоке и со временем стали коневодами и охотниками. Так же как и манданы, дакоты, омаха, хидатса и некоторые другие племена, они говорили на языке группы сиу, а особая лингвистическая близость кроу и хидатса объясняется тем, что разделение этих племен произошло всего несколько веков назад. До прихода шайеннов и сиу, они жили в районе Еллоустоуна. Появление сиу заставило их защищать свои земли. Позднее они не без расчета подружились с белыми и стали их союзниками, чем объясняеся их владение богатейшими землями в большой резервации Монтаны. См. Lowie «Indians of the Plains», chapter 7; Hodge «Handbook», I, 367–369; Brown «Plainsmen of the Yellowstone», chapter 3.

Кроу также помнят много военных историй. С их точкой зрения можно ознакомиться по автобиографии Вождя Много Побед. См. Frank B.Linderman «Plenty Coups, Chief of the Crow», 2d ed (Lincoln, 1962), pp.78, 127, 135–149. Известный старый воин, чьи вещи выставлены в государственном мемориале возле Прайор, с уверенностью заявлял, что шайенны были его храбрейшими врагами. Шайенны же не всегда возвращали такой комплимент.

2. Гриннел в своей книге рассказывает ту же историю, правда, полученную от кроу; по его версии большинство шайеннов принадлежало к обществу Загнутого Копья, под которым могли подразумеваться Лисы, Лоси или какая-то другая группа, не сохранившаяся до наших дней. По описанию Гриннела, в живых не осталось никого, хотя два разведчика, наблюдавших сражение на расстоянии, благополучно вернулись назад. Кроме того, в его варианте один из шайеннов имел ружье. Grinnell «Fighting Cheyennes», pp.25–26. Peterson,»Cheyenne Soldier Societies», pp.162–163, 169. Эту и следующие истории Стоит В Лесу датирует 1820 годом.

3. Ручей Прерийная Собака впадает в реку Язык возле Дексера, шт. Монтана. Grinnell «Fighting Cheyennes», p.26.

4. Известны и другие случаи полного уничтожения военных отрядов. В 1838 г. кайова истребили отряд общества Лука И Тетивы шайеннов. А в 1869 г. сиу полностью уничтожили военный отряд кроу. Ibid., pp.45–50. Mark H.Brown and W.R.Felton «The Frontier Years» (N.Y. 1955), p.236.

5. Прерийный Ручей берет начало в горах Бигхорн и впадает в Йеллоустоун севернее Биллингса, что возле Хантли, Монтаны. Гриннел помещает это сражение дальше на восток, на реку Паудер. Grinnell «Fighting Cheyennes», p.27. Воспоминания шайеннов содержат некоторую путаницу между пленением деревни кроу, описанным здесь, и тем, что изложено далее.

6. Согласно Гриннеллу, Свистящий Лось сражался с индейцем кроу, который отстал от основного отряда. Когда кроу догнал своих, те не поверили его рассказу потому, что он крал жен и не заслуживал доверия. Хотя частое умыкание жен среди кроу в тот период кажется маловероятным. Эта запись воспроизводит одну из ранних битв шайеннов. Здесь не упоминаются Священные Стрелы, хотя, по-видимому, в тот раз их брали в поход против врага. Возможно, что при нападении одна треть племени кроу была уничтожена или взята в плен. Ibid. p.26–34.

7. Гриннелл описывает ту же историю, но при этом указывает, что девочку в плен взяла бабушка Белого Быка. Ibid. p.29. Гриннел датирует это сражение 1822 годом. Стоит В Лесу приводит иной год – 1820-й, используя свой обычный метод расчета: от года интервью отнимает возраст информатора в то лето, когда произошло событие, добавляя к результату количество лет, прошедших с момента взятия интервью.

8. О возможной путанице здесь уже упоминалось, см. примечание 5 этой главы.

9. Кроу, конечно же, говорили иначе.

11. Оба ранчо находились также на ручье Томпсон, ранчо Кеппета Ле Февра – за две или три мили от Роузбад, а ранчо Франка Сноу от Роузбад – на расстоянии мили.

12. Опознание личности по персональной песне не такая уж редкость в историях индейцев прерий. Гриннелл рассказывает о шайенне, убитом кроу в 1819 г.; когда кроу исполнили его военную песню, соплеменники определили по ней, кто это был. Ibid. p.26. Иногда даже духов узнавали по песням, которые они пели.

13. Ранчо Юнга находится в пяти милях к северу от большой излучины Роузбад.

14. Миссис Галатин в тридцатых годах отвечала за представления на Шерриданском родео. А шайеннами, которые помнили эту историю, были: Идущий Последним, Маленький Старик, Висящий Волк и Высокий Бык.

15. Ранчо Бол находится на р. Язык, примерно на пятнадцать миль севернее границы резервации.

16. Вождь кроу Множество Побед рассказывает о походе за лошадьми сиу в 1870 г., подобные рейды иногда совершались и в резервационные дни, как в истории о набеге пиеганов, которую Стоит В Лесу описывает ниже, гл. 15.

17. Хранитель Священной Магической Шапки до июля 1965 г. См. примечание 7 к главе 5. К шайеннам эта история пришла от мандана, который переселился к кроу; его звали Нет Шеи или Белая Рубаха. В 1893 г. он рассказал ее Исчезающей Голове, а тот в свою очередь – Маленькому Койоту, последний позже передал ее Стоит В Лесу. Этот поход имел место за тридцать лет до этих пересказов, где-то в 1860 г. В тот период манданы жестоко пострадали от эпидемий и вражеских нашествий. И поскольку их численность значительно уменьшилась, они соединились в одну деревню с двумя другими также пострадавшими племенами Миссури – хидатса и арикара. В то время эти три племени даже ходили в набег на сиу объединенными военными отрядами. См. Edward M.Bruner, «Mandan», «Propertives in American Indian Culture Change», Edward H.Spicer, ed (Chicago), pp.191, 236.

 



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.