Отец Красной накидки и Черный Койот — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Отец Красной накидки и Черный Койот

2019-10-25 199
Отец Красной накидки и Черный Койот 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нелегко было быть вождем. Вождь должен быть совершенным человеком, поэтому некоторые, будучи выбранными, даже оказывались от этой должности, слишком велика была ответственность. Но были вожди, которые несли все бремя ответственности, завещанной Душистой Магией.

Однажды такой случай произошел, когда шайенны под предводительством Маленького Волка и Тупого Ножа в 1878 г. бежали из Оклахомы, где находились под арестом. Они ускользнули от солдат и двигались в северном направлении, переправившись через Северную Платт. Но дом был все еще далеко, им угрожала опасность (6), и все были взвинчены. Возможно, именно поэтому все и случилось.

Часть отряда, включая Обрубленного Рога, Исчезающее Волчье Сердце и Черного Койота, отдыхала на вершине холма. Вскоре появился еще один, Красная Накидка, он был очень зол и, подбежав к Черному Койоту, ударил его плетью. Красная Накидка обвинял его в том, что он уединился с его женой внизу, через некоторое время они вышли с разных сторон, а после этого Черный Койот поднялся на холм. Все это было неправдой, все присутствующие знали, что он был с ними все время, но остановить Красную Накидку было невозможно. Он повторял свои обвинения снова и снова и вновь ударил Черного Койота. Черный Койот рассердился: «Я никогда не бил человека плеткой. Я взбешен и убью его». Он стал спускаться к своему типи, чтобы взять ружье, другие в это время стали убеждать Красную Накидку бежать, но он слишком долго медлил. Черный Койот вернулся с ружьем и, выстрелив в него, когда он бежал с другой стороны холма, убил.

Шайенны отнесли тело Красной Накидки в палатку его отца, который был вождем. Когда он увидел мертвого сына, то схватился за ружье и издал медвежий рев, так поступали все храбрецы, когда были рассержены, без всякого сомнения, он собирался мстить. Но неожиданно он остановился и долго стоял неподвижно с ружьем в руках. Наконец он положил его, скрылся в типи, и вышел из него с Трубкой Мира. Он сел рядом с телом своего сына, наполнил трубку и закурил. «Вот тот самый случай, – сказал он, – который имел в виду старик, говоря о законе и вот единственное, правильное решение для вождя. Идите и позаботьтесь о теле.

Он даже удержал женщин от ссор по этому поводу, и на этом вопрос был исчерпан. Черный Койот не был изгнан, ему было позволено идти вместе с отрядом до самой Монтаны. Он говорил шайеннам, что не собирается жить долго. Так и случилось, он убил двух белых и, в конце концов, его повесили в тюрьме города Майлз, но мы к этому еще вернемся (7).

 

ВОЖДИ ПОСЛЕ 1892 г.

 

Каждые десять лет, вплоть до 1892 г., вождей переизбирали. Но в том году случилось много несчастий, и с выборами запоздали. Шайенны капитулировали перед правительством, и почти все ушли из форта Кеог, где они содержались в окрестностях реки Тан, и где позже, в 1894 г., появилась их резервация. Но там же произошли беспорядки и несчастья (???). Знаменитый вождь Маленький Волк сам стал убийцей. В форте Кеог он застрелил Голодающего Лося и после этого добровольно отправился в изгнание. Он ушел далеко вдоль долины рекм Роузбад, где и стал жить со своей семьей. Но шайенны постепенно двигались в этом направлении, и, поскольку им тогда было запрещено покидать форт Кеог, они поставили лагерь рядом с ним (8).

Кроме всего прочего Маленький Волк был хранителем талисмана вождей, и шайенны считали, что этот магический предмет теперь осквернен. Они не знали, как правильно поступить. Церемония перевыбора вождей была невозможна без их талисмана и, кроме того, шайенны сомневались, нужно ли вообще в резервации переизбирать вождей. Маленький Волк пришел на одно из собраний вождей и сказал, что талисман надо заменить, но никто уже не помнил, корень какого растения придавал ему магические свойства, настолько давно он был помещен в связку. Вожди боялись повредить древний предмет и поэтому решили очистить талисман с помощью церемонии обновления Стрел.

Так они и поступили, поэтому древний талисман вождей сохранился до наших дней и находится у специального хранителя. Для церемонии перевыборов вождей это крайне необходимая вещь. Они использовали талисман, чтобы очистить себя. После того, как вожди сжигали «душистую» траву, они дотрагивались до талисмана кончиками пальцев и проводили руками по различным частям тела. Они прикасались священным образом к набитой трубке, прежде чем раскурить ее и принять присягу. Я не думаю, что эта церемония была бы возможна без этого талисмана (9).

По некоторым данным, последние перевыборы вождей проводились в 1892 г., но я думаю, что последняя церемония, проведенная по древнему обычаю, была в 1900 г. В тот год я отправился в школу и поэтому помню об этом. В течение дня вожди заседали, а затем начались танцы, которые продолжались и ночью. Мы, дети, в это время играли снаружи, и один из участников церемонии погнался за мной, потому что я дразнил его. Я убежал от него, но в темноте наткнулся на забор из колючей проволоки, упал и поранился. Вот что я запомнил в связи с этим событием.

Затем вплоть до 1940 г. вожди не переизбирались. К этому времени в живых остались очень немногие из них, но они решили, что, поскольку у шайеннов все еще есть собственные земли, вожди не должны исчезнуть. В противном случае, как говорил Душистая Магия, они будут хуже сумасшедших, и вожди не могли этого допустить.

Таким образом, в 1940 г. была проведена церемония, на которой выбрали сорок простых вождей и четырех верховных, которыми были: Отис Пальцы, Дэн Старый Бизон, Маленький Вождь и Фрэнк Сосна. Сегодня все они уже мертвы. По истечении срока действий полномочий вождей, в 1950 г., было решено, что каждый из них останется членом совета еще на десять лет, таким образом, традицию снова нарушили. Сегодня не осталось никого в живых, кто знал бы хорошо церемонию обновления совета, Дэн Старый Бизон был последним, а он умер в 1956. Но я думаю можно найти человека, который все-таки смог бы ее провести (10).

Из-за смерти старых жрецов и инструкторов церемония изменилась и стала короче. Но главный принцип в ней сохранился: подбор кандидатов в члены совета среди военных обществ. Как члену общества Лисят, мне поручили записать имена тех, кто был выбран, и глашатай обходя деревню выкрикивал их имена и названные входили, но они забыли о том, что вновь выбранные должны привести с собой лошадей нагруженных подарками и передать их тем, чье место они займут. Вожди должны были ответить тем же, но теперь этот обычай забыт, так же, как и важная часть религиозной церемонии, хотя вожди все еще используют свой талисман и по-старинному приводятся к присяге. Обычно каждый вождь, по очереди, сам выбирал себе преемника, но он не мог предложить кандидатуру своего сына, в этом случае кто-то другой называл его имя.

Шайенны Оклахомы, у которых находятся Священные Стрелы, имеют свой собственный совет вождей. Я как-то спросил старика Белый Хвост, почему у нас два совета вождей и он сказал, что в Оклахоме больше истинных шайеннов, здесь же больше сахтаев, а сахтаи говорят, что в прошлом и у них были свои 44 вождя. Таким образом, и те и другие продолжают свои традиции. Но на самом деле это не так, и я не знаю, когда у южан появился свой собственный совет вождей, я знаю только, что это произошло после 1825 г., когда племя разделилось. Обе организации уходят корнями в глубокое прошлое, и, в любом случае, они имеют право на существование..

Сегодня многие обязанностей вождей не могут быть выполнены в принципе, например прикрытие отхода лагеря, если сражение приблизилось вплотную к нему. Существует известная история о подобном событии, которое произошло на юго-западе, на реке Рио Гранде, которую шайенны до сих пор называют рекой Вождей.

 

БИТВА ВОЖДЕЙ НА РИО ГРАНДЕ

 

В давнем прошлом, примерно тогда, когда племя разделилось на северную и южную группы, шайенны воевали со многими племенами, и часто совершали против них набеги. Молодые люди так завоевывали славу, и поэтому среди них было всегда много желающих встать на тропу войны. В течение года лагеря передвигались по большой территории, а военные экспедиции, конечно, уходили еще дальше, поэтому на всей территории северных и южных равнин, от Канады до Мексики, практически не было мест, которых шайенны не посетили хотя бы раз.

В этой истории, во время перехода в сторону Невады, лагерь расположился на реке Рио Гранде. Здесь шайенны столкнулись с другим племенем, и началось сражение, но другой вражеский отряд подошел с другой стороны. Воины отошли назад и вступили в бой со второй вражеской группой. Они сражались как храбрецы, но почти все погибли.

После этого в бой вступили вожди. Здесь были не все 44 вождя, но примерно половина из них присутствовала. Они выбрали лучшую позицию и встали, чтобы защитить людей. Они все погибли. Теми врагами были юта, их было много, и они убили большинство вступивших в бой шайеннов. Но вожди спасли людей, встав на вражеском пути после того, как воины отступили. Я думаю, это сражение произошло где-то в 1830 г.

Вот так поступали вожди, когда они участвовали в сражении. Они никогда не брали на себя роль военных лидеров, находясь позади, пока сражались военные общества, и в них не было нужды. Такова была их роль. В книгах вы можете прочитать, что сражением руководил тот или иной вождь. Но у шайеннов это не было принято. Это была обязанность военных лидеров, иногда их называли военными вождями, но они не были истинными вождями, которые находились позади до тех пор, пока положение не становилось критичным. Но если они вступали в битву, законы шайеннов запрещали им отступать, обязывая их либо победить, либо умереть.

 

ЭМБЛЕМЫ ВОЖДЕЙ

 

Знаками отличия вождей были перья орла. Среди двенадцати хвостовых перьев есть два прямых, вот именно эти перья носили в заднем локоне волос. В мирное время слева направо и вертикально во время войны. Эти эмблемы были даны Душистой Магией, а поскольку шайенны не знали, как ловить орлов, он научил их и этому (12). Я видел две такие ловушки, одну недалеко от Стуржа, Южная Дакота, две мили на запад от Медвежьей горы; другую в резервации северных шайеннов, между Лейм Диер и Бирни, Монтана. Для того чтобы эти ловушки работали успешно, в них проводили небольшую церемонию. Обычно их устраивали размером 120 см. шириной и 180 в длину на вершине высокой горы, как правило, на перевале. Двое мужчин выкапывали их палками, избегая металлических предметов. Выкопав определенное количество земли, один из мужчин собирал ее в бизонью шкуру и относил по какой-нибудь куст, где ее нельзя было увидеть с воздуха. Эта работа занимала много времени, но, в любом случае, ее нужно было закончить за четыре дня. Глубина ловушки была такова, что в ней мог сидеть человек. Ее покрывали тополем толщиной с запястье человека, а поперек тремя крепкими палками, и все это связывалось вместе. Затем поперек ловушки прикреплялись тополиные ветки, а сверху крепко привязывалась приманка, обычно молодой олень или антилопа.

Говорят, что орел может окинуть взглядом весь мир и видеть все так же отчетливо, как человек у себя под ногами. Люди, которые ловят орлов, должны затаиться в ловушке еще до того, как начнет светать. Если им сопутствует удача, они вскоре могут услышать орла высоко в небе, прежде услышать, чем увидеть. Если орел заметил приманку, то охотники могут увидеть у себя над головой крошечное пятнышко, одно или два, если их несколько. Когда орел сядет на крест из веток, на котором находится приманка, один человек должен схватить его за ноги и дернуть вниз сквозь крышу, а второй в это время свернуть ему шею. Убить орла непросто, говорят, что орлы сильны, и это на самом деле так.

Орлиные перья могли использовать только вожди или очень смелые воины. В прошлом у шайеннов не было военных головных уборов, они переняли их у сиу, которые в свою очередь заимствовали их у виннебаго, которые использовали их в церемониальных танцах. Сиу тоже выучили этот танец, когда я был маленьким, они довольно часто приходили в резервацию шайеннов и показывали его. Этот танец получил популярность у молодежи, и они стали носить военные головные уборы, особенно новое поколение, которое ничего не знало об истории их появления (13).

С каждым годом все больше отклонений от традиций шайеннов. После 1900 г. они уже не соблюдали ограничений на военные головные уборы, все стали делать их, даже женщины. Сегодня во время парада он должен быть у каждого индейца, их носят даже белые, а дети покупают в дешевых магазинах головные уборы, сделанные из куриных перьев.

То же самое происходит и с древними танцами. Сейчас они наполовину индейские, наполовину белых людей. В прошлом танцоры, придерживаясь ритма, изображали какие-то действия. Но сейчас невозможно понять его смысл. Теперь он напоминает джигу, танцор одной ногой крутит в воздухе, а затем подпрыгивает. Я разговаривал с одним человеком из Голливуда, который знал, что это не настоящие танцы. Я сказал ему, что традиции нарушаются все больше. Однажды я видел танцевальное шоу. Мужчина на сцене поднимал и крутил женщину, переворачивая ее и так и сяк. Я думаю, что к этому мы и идем, тогда прощай индейские скво (14).

Возвращаясь к теме военных головных уборов, впервые я увидел его в возрасте шести лет. В тот год два голодных шайенна убили белого юношу и были застрелены в Лейм Диер (15).

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Среди индейцев равнин Совет 44 Вождей шайеннов был наиболее тщательно разработанным органом такого рода. Десять кланов племени были представлены в нем, каждый четырьмя представителями, плюс четыре верховных вождя. Перевыборы Совета проводились каждые десять лет. В середине-конце XIX в., с началом интервенции США, роль этого органа начала падать. В рудиментарной форме Совет Вождей существует и в наши дни, но реальная власть принадлежит Совету Племени – органу управления, который был создан после принятия в 1934 г. Акта Реорганизации индейцев в связи с переходом правительства США к новой индейской политике.

2. Также известен как вождь Душистая Магия. Примером демонстрации магической силы талисмана вождей можно считать случай, который произошел в 1838 г., когда Хранитель Священных Стрел, Лосиная Река, умер в результате по ошибке проглоченного кусочка церемониального корня, который он должен был просто подержать во рту. См. Grinnell «Great Mysteries», p.544.

3. Специалисты расходятся во мнении относительно истории возникновения Совета Вождей. Существует другая версия, альтернативная той, что приводит Стоит В Лесу: Совет Вождей был создан женщиной, захваченной перед этим в плен ассинибойнами. Стоит В Лесу не знал этой легенды т.к. ее версия была рассказана Черным Волком в 1936 г. См. E.A. Hoebel «The Cheyennes: Indians of the Great Plains» (New York, 1960), pp.39–44.

4. Вожди просто были обязанны быть щедрыми, и это правило до сих пор остается в силе. Именно по этой причине Стоит В Лесу отклонил предложение стать одним из вождей. Хотя надо сказать, что нынешние вожди относятся к этой обязанности менее серьезно. Шайенны все еще рассказывают о Магическом Медведе, который, будучи вождем, в 1837 г. отдал свою лошадь нищему арапахо.

5. Законы шайеннов не были сведены в какой-либо список, но все же оставались достаточно сложными для неграмотных людей, заменяя индивидуальную или кровную месть общеплеменным наказанием. Первой книгой, которая детализирует «юридический гений» шайеннов является: K.N. Llewellyn and E.A. Hoebel «The Cheyenne Way: Conflict and Case Law in primitive jurisprudencs» (Norman, 1941).

6. Эти северные шайенны были переведены на индейскую территорию в 1877 г. после их капитуляции в конце весны 1876 г. Их поселили в очень плохом месте, жарких и влажных низинах и они, не смотря ни на что, решили вернуться назад.

В результате героического военного перехода они достигли северных районов Платт. Здесь они разделились, одна группа под руководством Маленького Волка отправилась в Монтану и в итоге получила разрешение поселиться там, где сейчас находится резервация северных шайеннов. Вторую, лидером которой был Тупой Нож (Утренняя Звезда), взяли в плен и переместили в форт Робинсон на северо-западе Небраски. В резельтате отчаянной попытки побега более чем половина ее была уничтожена. Оставшихся в живых 58 человек поселили в резервации Пайн Ридж вместе с оглала-сиу. В итоге они присоединились к своим соплеменникам в Монтане. George Bird Grinnell «Fighting Cheyennes» (2d ed.Norman, 1956) chapters 29, 30: также см. гл. 14 этой книги.

7. Другие описания истории Черного Койота утверждают, что он был изгнан немедленно. Мари Сандоз (Mari Sadoz «Cheyenne Autumn» /New York, 1953/, pp.259–60) называет убитого Черным Журавлем. См. также Thomas Marquis «A Warrior Who Fought Custer (Minneapolis, 1931), p.328; а также гл. 15 этой книги. В действительности Черный Койот повесился сам.

8. История убийства, случившегося зимой 1880 г., описывается Lleywelyn and Hoebell «Cheyenne Way», pp.83–88; and Sandoz «Cheyenne Autumn», pp.269–72. Эти двое враждавали. Однажды Маленький Волк увидел, что его дочь заигрывает с Голодающим Лосем в лавке. Будучи уже под воздействием алкоголя, он рассвирипел и выстрелом убил Голодающего Лося.

9. Ранние упоминания об уничтожении оригинала талисмана вождей, как выяснилось позже, были неверными. Несколько лет назад Стоит В Лесу сопровождал отца Питера Дж. Пауэлла из Чикаго, когда тот посещал дом хранителя Фрэнка Уотерса, который в виде особого исключения открыл для них связку. Под многочисленными обертками открылся маленький желтоватый корешек, перевязанный ремешком из оленьей кожи. Уотерс не знал, какого растения этот корень, поскольку он находился в связке очень давно. Когда его спросили о возможной замене оригинала, он ответил, что оскверненый амулет был очищен церемонией обновления Священных Стрел.

10. Следующие выборы вождей произошли 6 июля 1960 г. на них присутствовало 16 вождей, 12 членов совета отстутствовли, а 16 к этому времени умерли. В качестве их замены было 16 новых назначений. Стоит В Лесу был в списке кандидатов, но по всей видимости отклонил это предложение и скорее всего отсутствовал на собрании, поскольку об этом событии не рассказывал. Существует очаровательное приглашение на «Воссоединение членов Палатки Вождей» датируемое 10 мая 1941 г., которое предписывает вождям «захватить с собой постельные принадлежности, личную посуду и приготовиться к выполнению своих обязанностей в Палатке, а также приятному времяпровождению... Воссоединение произойдет на ранчо Альберта Сороки, расположенного на Роузбад Крик. Все приготовлено для удобства вашего пребывания, имеется пастбище, если вы прибудете верхом». Это приглашение было адресовано Джону Молодая Птица, который был вождем до самой своей смерти и подписано секретарем племени Юджином Рыбаком, а также членами комитета Альбертом Сорокой и Джоджем Американским Конем.

11. Вожди шайеннов были пожилыми людьми, уже доказавшими свою храбрость и завоевавшими почести, поэтому они давали возможность молодым совершать подвиги. Вступление в бой вождей в виде отдельного отряда ранее никогда не описывалось, поэтому приведенный здесь случай публикуется впервые.

12. Факт обучения способу ловли орлов не всегда приписывается Душистой Магии. Типичным для юмора Стоит В Лесу является его наименование церемониальных ям для постройки Пляски Солнца в 1959 г. как «орлиные ловушки».

13. Перьевая геральдика у сиу очень развита, и, возможно, шайенны заимствовали ее именно у них. Но происхождение военных головных уборов от виннебаго маловероятно, см. Robert Lowie «Indians of the Plains», (New York, 1954), pp.109–111.

14. Дегенерация танцев военных обществ была связана с распространением танца омаха, так называемого «военного танца», который стал неотъемлемой частью современных пау-вау и родео. Шайенны переняли его у сиу, а те, в свою очередь, у омаха. По заключениям специалистов, он получил распространение в результате своей зрелищности и отстутствия различных табу, James Mooney «The Cheyenne Indians», AMERICAN ANTROPOLOGICAL ASSOCIATION MEMOIRS, I (Lancaster, Pa., 1907–08).

15. См. гл. 15.

16. Это было одной из причин возникновения трений между белыми и индейцами. Поскольку индейские племена считались пусть «домашними (???)», но все-таки нациями, официальные власти ясно видели необхомость общения с ними через посредство одного влиятельного лица. Они не могли понять, что правительственные комиссии США не могут создать такого человека не изменив племенной организации. Многие военные конфликты возникли именно потому, что белый человек верил в действительность договоров с целым племенем, подписанных несколькими индейцами, возможно даже не понимающими его смысла. Давление, оказываемое на верховных вождей в виде мер поощрения и наказания, подрывало старую политическую организацию племен. И, не зависимо от того, как служили вожди белым, искренне или они притворялись, все это неизбежно вело к внедрению новой системы, неизвестной в прошлом, когда племя само принимало решение.

17. Эта характеристика Маленького Волка очень необычна. Известность, которую он получил в книгах и фильмах в основном белого происхождения, и современные шайенны, забывшие многие страницы своего прошлого, склонны принимать ее. Пожилые однако сильно осуждают его за убийство соплеменника, см. примечание 8 этой гл. Хотя у шайеннов и была возможна реабилитация, Маленький Волк никогда уже не смог приобрести свой прежний статус. Кроме того, будучи молодым военным лидером и человеком сильной воли, он в той или иной степени нес отвественность за шок поражения в войнах с белыми и последующей жизни в резервациях. Некоторые из шайеннов не могли простить ему этого до самой его смерти.

Трудно сказать, почему Маленького Волка олицетворяют с утерей Черных Холмов. Договор 1868 г., который он подписал вместе с 13 другими вождями северных шайеннов и северных арапахо, постановлял, что шайенны, как южные так и северные, могли селиться к югу от Арканзаса или вместе с сиу в Великой Резевации Сиу. Как установленно в договоре того же времени с сиу, эта территория охватываала всю Южную Дакоту западнее Миссури, в том числе и Черные Холмы, сюда же надо включить право охотиться на территории реки Паудер. Возможно, современные шайенны путают договор 1868 с договором 1851, который отписывал Черные Холмы сиу, а территорию Скалистых гор между истоками рек Арканзас и Платт шайеннам; или с соглашением 1876, в котором сиу уступали Черные Холмы США. Маленький Волк не подписывал не один из этих двух договоров. Также ни одно свидетельство не подтверждает участие Маленького Волка в большой делегации в Вашингтон, которую возглавляли сиу Красное Облако и Крапчатый Хвост, и если все-таки Маленький Волк, или другие шайенны были с ними, они держались на заднем плане. Договоры 1851 и 1868 гг. опубликованы у Charles J. Kappler, comp. «Idians Affairs: Laws and Triaties» (2 volvs., Washington, 1904), I, 595, 1002–01, 1012–13. А соглашение 1876 г. в ibid, 2, 168–72.

Также трудно понять, почему Стоит В Лесу критикует поджег форта Фил Керни, обычно Маленький Волк здесь всегда находил одобрение. Этот форт был основан в 1865 г. вместе с фортами Рено и С.Ф. Смитт для охраны Боземанского тракта, ведущего к золотым рудникам Монтаны. В течение двух лет сиу и шайенны вели успешную войну за освобождение этой территории от пришельцев и прекращение существования этого тракта. И тот факт, что солдаты покинули эти фоты, означал только победу. В других источниках нет и намека на то, что сожжение этих ненавистных символов вторжения белого человека было чем-то иным, чем актом справедливости.

 


Глава 4. Воины

 

Когда Душистая Магия решил отправиться в изгнание, он появился на вершине гряды в пяти различных одеждах – одежде вождей и четырех военных обществ. От этого момента и ведут свое происхождение военные общества. После возвращения в племя он сразу приступил к их организации, даже раньше формирования совета вождей, потому что в прошлом воины злоупотребляли своим авторитетом. Кроме того, военные общества были нужны для выполнения полицейских функций во время проведения церемоний, что они продолжают делать и сегодня, и для поддержания порядка в обычной лагерной жизни.

У разных авторов военные общества и их обычаи описываются по-разному, что вносит некоторую путаницу. Первыми четырьмя обществами, которые организовал Душистая Магия, были: Быстрые Лисы, Лоси, Красные Щиты и Тетивы Лука. После его смерти появились Воины-Псы – некий юноша получил специальное видение на организацию этого пятого общества. Шестым иногда наозывается общество Противоположных или Клоуна, но его нельзя назвать истинным военным обществом, так же как и его вождей, хотя в некоторых книгах они числятся среди военных обществ. Так что на протяжении длительного периода их было только пять, и когда от Воинов-Псов отделилась группа, известная под именем Бешеных Собак, обществ стало шесть (1).

Когда в 1825 г. произошло разделение племени, разделились и воины. Некоторые остались на севере, другие ушли на юг, но ни в одной из групп все шесть одновременно не встречаются. Быстрые Лисы и Лоси сегодня представлены в Монтане и в Оклахоме, но Воины-Псы раскололись на собственно Воинов-Псов на юге и Бешеных Собак в Монтане. Тетивы Лука также живут на юге, но Красные Щиты исчезли. Между Красными Щитами и вождями в свое время возникали трения, особенно по поводу песен. Один старик, принадлежавший к Красным Щитам, сказал мне, что песни вождей первоначально были песнями его общества (2). Трудно проследить все до мельчайших подробностей, но я знаю, что в настоящее время в Оклахоме присутствуют Быстрые Лисы, Лоси, Люди Собаки и Тетивы Лука, а в Монтане – Быстрые Лисы, Лоси и Бешеные Собаки – всего пять обществ (3).

Сам я принадлежу к обществу Лисы и, конечно, историю его организации Душистой Магией слышал неоднократно. Другие общества были созданы примерно также, поэтому я расскажу об этом более подробно, чем в главе 2.

Когда Душистая Магия пришел в лагерь, у него было четыре помощника, двое – те, что встретили его, а двоих других выбрали люди. После того как типи было готово, он послал помошников привести четырех выдающихся воинов из четырех различных мест лагерного круга – с правого юго-восточного сектора, юго-западного, северо-западного и наконец с северо-восточного. Первого усадили с права от входа в типи, второго слева от него, третьего еще левее, а четвертого – слева от дверного отверстия, таким образом, их место соответствовали тем сторонам лагерного круга, откуда они пришли. Затем помощники снова удалились и выбрали в качестве глашатая одного старика, которого затем усадили возле двери, между первым и последним воинами. Далее каждый из выбранных воинов выбрал еще по одному, по такому же принципу, как был выбран сам. Когда одного из них называли по имени, глашатай выходил и выкрикивал его имя четыре раза, затем возвращался, узнавал имя следующего и, таким же образом, объявлял его имя. Выбранный человек входил и садился справа от того, кто назвал его имя. Помощники Душистой Магии также разместились в палатке и, таким образом, в ней оказалось двенадцать человек, не считая глашатая.

«Когда я стоял на первом гребне гряды с луком без тетивы и сыромятным ремнем с колышком, прикрепленным к поясу, я имел в виду именно ваше общество», – сказал Душистая Магия. «Вы будете называться Быстрыми Лисами. Быстрая Лиса замечательное животное, быстроногое, никогда не упускающее свою добычу. Каждый из вас будет стараться быть похожим на нее. Вначале в вашем обществе будет сорок четыре храбреца, позднее они выберут дополнительных избранников».

Он сказал, что восемь мужчин, сидящих в глубине палатки, будут лидерами. Двое ближайших к дверному проему будут иметь право решающего голоса, если между восемью возникнут разногласия, а двое сидящие подле него будут их помощниками и помощниками палатки общества. Затем каждый из восьми лидеров назвал по четыре человека будущих членов общества, и глашатай ушел, выкрикивая за раз по четыре имени. Душистая Магия обучил четырех, которые уже были в палатке, шестью песням общества Лисы. Поскольку должны были собраться все члены, женщины принесли пищу, которую помощники приняли на некотором расстоянии от палатки и перенесли ее внутрь.

После того как все общество собралось и завершило пир, Душистая Магия объяснил смысл ремня и колышка. «Если некий юноша захочет, – сказал он, – то в ближайшей битве, когда враги окажутся рядом, он может дать обет воткнуть колышек в землю и привязать себя к нему. Это будет значить, что он не сойдет с этого места до тех пор, пока враги не отступят, в противном случае он погибнет сам. Другие могут встать рядом и сражаться за его спасение. Всякий, кто поможет спасти такого воина четыре раза, получает право освободить его, когда тот окажется на грани смерти, он должен подбежать, выдернуть колышек и ударом вдоль спины освободить от обета (4).

 

ВОИНЫ-СМЕРТНИКИ

 

Человек, давший такой обет, назывался воином-смертником, и не было чести выше, чем умереть таким образом. Существовал еще один способ дать обет смертника. Здесь не было ни колышка, ни ремня, воин просто время от времени должен был атаковать врага, бросаясь в самую гущу и вызывая огонь на себя до тех пор, пока в него не попадали. Другие храбрые воины тоже подставляли себя под вражеский обстрел, что считалось высшей воинской доблестью, и многие истории об индейский войнах подтверждают это. Но юноши-смертники делали это до тех пор, пока не погибали. Другие же после нескольких атак отходили, обычно они переходили на другое место после четырех демонстраций своей храбрости. Воины смертники были всегда юношами, и их гибель запоминалась. Это было что-то вроде отрядов смертников в современных армиях, индейцы-смертники помогли выиграть несколько сражений (5).

Одна из историй с их участием, которую я хорошо запомнил, произошла до 1851 г., Двое юношей, Стоит На Холме и Левая Рука, дали обет умереть в следующем сражении с белыми или индейцами. Причем они хотели погибнуть только после того, как засчитают ку – прикоснуться к врагу копьем или рукой, это принесло бы им величайшую славу (5.1). Хотя, конечно, как и любой другой соплеменник, они предпочли бы сражению с белыми войну с враждебным племенем. Это связанно с тем, что в случае одержания ими победы и снятия скальпов, скальп индейца ценился намного выше. Белые же коротко стригли свои волосы, поэтому шайенны не любили их скальпировать. Воин мог снять с белого скальп, но если бы он вздумал принести его в лагерь, его подняли бы насмех, так как такой скальп не считался истинным. Другое дело скальп индейца с длинными косами и украшениями в волосах, который оценивался высоко и приносил его обладателю славу (6).

Итак, эти двое предпочитали умереть от руки индейца и поэтому присоединились к отряду, который направлялся на юг, в страну пауни. Случалось, что целые племена приходили и вставали лагерем возле того места, где воины смертники поджидали встречи с врагом. Тоже случилось и в этот раз. Вернулись разведчики и сообщили о вражеском селении на берегу реки Быстрая Лиса (Суифт Фокс), которую теперь называют рекой Арканзас. Эти двое вместе с другими бойцами скрытно двинулись вниз по реке, где возле излучины находилась деревня. Они подвергались большой опасности, так как местность была ровная, и враги могли заметить их издалека.

Разведчики пауни следили за всеми новыми следами вокруг своей деревни, поэтому они обнаружили шайеннов раньше, чем те атаковали. Позже они рассказывали, что шайенны наступали единым строем, но на самом деле эти двое оторвались далеко вперед. Воины пауни скакали им на встречу, расчитывая, что атакующие, как это бывало раньше, повернут назад. Но те не останавливались и продолжали гнать лошадей к селению. Первый из них возле селения столкнулся с лошадью воина пауни и выстрелом был выбит из седла. Его лошадь повернула, помчала прочь от этого места, волоча за собой всадника. Шайенны, которые были позади и все видели, поймали лошададь, но юноша стал просить отпустить его: «Я все равно погибну, дайте мне умереть среди пауни». Затем кровь хлынула у него изо рта, и он упал замертво. Но второй смертник, прежде чем был выбит из седла, сумел проскакать через селение. После этого шайенны спешились и заняли позицию на нижнем конце деревни. Пауни рассказывали, что были напуганы, так как боялись, что и другие воины проявят презрение к смерти. Они спрятали своих женщин в кустах, а сами заняли позищию неподалеку, скрываясь за деревьями. Сражение было долгим, но, в конце концов, шайеннов отбили.

Я неоднократно слышал эту историю, так как всякий раз, когда шайенны начинали вспоминать о старых индейских войнах и великих воинах, они приводили пример этих двух юношей. Я не уверен в том, кто был первым юношей, которого принесла лошадь. Но думаю, что первым погиб Левая Рука, а вторым – Стоит На Холме (7).

Обычай воинов смертников был распространен и среди других племен, но шайенны начали практиковать его первыми. Это был один из способов демонстрации их личной храбрости (8).

Пока мужчина не доказывал свою храбрость, он не мог начинать ухаживать за девушками. И это было одним из мотивов стремления к воинской славе. Мать девушки никогда не отлучалась от своей дочери, и, если юноша начинал за ней ухаживать, он должен был рассказать матери о своих подвигах. И действительно, насмешки соплеменников, особенно женщин сдерживали воинов от проявления трусости. У женщин даже была особая песня, посвященная мужчине, которого покинула смелость. В ней были такие слова: «Если ты испугался в бою, вернись, не то женщины съедят тебя». Это означало, что шайеннки будут так плохо говорить о нем, что ему останется только одно – умереть. Но была и другая песня: «Если ты сражался как храбрец – я спою для тебя». Мой дед и другие шайенны рассказывали, что песни женщин вдохновляли их. Трудно преодолеть страх в бою, но во сто крат хуже бежать и столкнуться лицом к лицу с женщиной. По этой же причине было признаком хорошего тона скрывать полученные раны. Вообще о воинах и сражениях было много песен. Некоторые из них принадлежали к определенным военным обществам и исполнялись во время плясок, или перед тем как солдаты вступали на тропу войны. Другие могли исполняться всеми мужчинами или теми, кто давал определенную клятву. Вот, например, одна из хвастливых песен Воинов-Лис, в которых воин принимал обет совершить подвиги в следующем бою: «Когда мои друзья испугаются, я буду тем, кто поможет им, моим сражающимся воинам..».. А вот другая песня, которую мог исполнить любой воин, независимо от принадлежности к военному обществу, или даже вождь и которая служила для вдохновения воинов, призывая к бесстрашию: «Мои друзья, на земле только камни существуют вечно, используйте свои лучшие дарования». Иногда ее пели конкретному воину, в этом случае обращение «мои друзья» заменялось именем.

Следущая песня исполнялась во время шествия воинов по лагерю. Ее слова: «Я боюсь зубов старика, я последую другим путем», – означали, что бесстрашному воину лучше умереть в расцвете сил, пробиваясь сквозь вражеский отряд, нежели превратится в старика с шатающимися и выпадающими зубами, который уже не мог быть полезен своему народу. Если мужчина умирал естественной смертью, его имя забывали, если же он погибал в бою – его славили и запоминали имя.

Существовало сотни песен, которые возникали самым разным образом. Иногда шайенн сам сочинял их, иногда они приходили к нему во сне или во время видения, а иногда его учили животные. Однажды некий юноша нашел у подножия скалы волчью нору с выводком. На закате он начал разрывать грунт, чтобы вытащить щенков, как вдруг услышал песню: «Человеческое существо пощади моих детей, тогда твое имя будет прославленно» (9). Юноша оставил нору, пошел искать певца и увидел серого волка, который сидел на холме и пел эту песню. Молодой шайенн решил, что это хорошая примета, оставил щенков и вернулся домой.

Через некоторое время отряд шайеннов атаковал деревню юта, и этот юноша находился в первых рядах. Воседая на отличной лошади, он возглавлял воинов и засчитал первый ку. По возвращению его произвели в лидеры, и глашатай ходил по лагерю и выкрикивал его имя. Юноша верил, что стяжал великую славу только потому, что волк спел ему свою песню.

Появление другой песни связано со смертью юноши, который принадлежал к Воинам-Лосям. Его похоронили на холме примерно в миле от деревни. Вечером, когда шайенны сидели снаружи жилищ и ужинали, все собаки неожиданно залаяли и бросились в ст


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.