Церемония Западни на Антилопу — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Церемония Западни на Антилопу

2019-10-25 213
Церемония Западни на Антилопу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

У шайеннов существовала еще одна древняя церемония ловли животных, так называемая церемония Западни на Антилопу, которую так же, как церемонию Бизона, перестали проводить в связи с появлением лошади. Примерно в 1900 г. мне рассказали о ней старики Магическая Птица, Острый Нос и Черный Волк, мы даже ходили взглянуть на место, где она проводилась. Это было недалеко от Белле Форш (Belle Fourche), Южная Дакота. Старикам это место показали их отцы и деды, когда они кочевали по равнинам. Когда будете в Белле Форш, за школой, примерно в сотне футов (35 м) будет то место.

В церемонии участвовали четверо мужчин, которые выкапывали яму лосиным рогом с заостренными концами. Чтобы придать рогу нужную форму, его несколько месяцев вымачивали в пруду рядом с рекой, вода в котором все лето оставалась теплой. Когда рог становился мягким, ему можно было придать любую форму. Яма была 8 футов (2.8 м) в ширину и 16 (5.6 м) в длину. Землю вынимали и уносили на шкурах. Работали до заката, а затем продолжали на следующее утро. Церемонии третьей и четвертой ночи посвящались удачной охоте. При этом делали дубинки, которыми будут добиты попавшие в западню животные. Мужчина брал одну из них и ударял по типи. Иногда во время этих ударов в палатку приносили шерсть антилопы, при этом все поднимали руки и благодарили добрых духов. Это означало, что охота будет удачной.

Ранним утром четвертого дня типи разбирали и уносили в сторону. Один из стариков садился возле ловушки на землю и пел четыре песни. В это время двое юношей стояли наготове, чтобы принести в жертву шкуры. Позднее, с приходом белых, для этой цели использовали ткань. Затем все молодые люди бросались вперед, держась вначале вместе, но постепенно расходясь в стороны, образуя цепь в виде буквы V (14). На расстоянии примерно четверти мили от ямы, дистанция между концами цепи равнялась четверти мили. А когда исчезала из поля зрения – достигала полумили. Затем юноши, которые находились по краям цепи, поворачивали внутрь, навстречу друг другу, пока не замыкали кольцо. После этого они гнили к яме оленей и антилоп, оказавшихся внутри.

Другие шайенны стояли по сторонам этой V-образной цепи и, размахивая шкурами, загоняли внутрь животных, пытавшихся вырваться. Иногда среди загнанных антилоп оказывались один или два койота. Очутившись возле ловушки, они начинали кружить вокруг, но затем срывались вниз. В это время орлы и коршуны кружились над загонщиками. Попавших в ловушку животных убивали только дубинками. Добыча, как правило, составляла пятнадцать или более антилоп.

После окончания охоты юноши вытаскивали и сортировали туши, складывая старых животных с одной стороны, а молодых с другой. При свежевании шаман отрезал передние плюсны животных, а потом раскладывал кости возле типи слева направо. Языки в тот же день съедали на пиру. Так эта охота проходила в течение четырех дней.

Следующий раз мне рассказали об этом обряде в 1920 г. люди, которым было уже семьдесят лет. Подобные ловушки сооружались и на бизонов. Одну из сохранившихся можно увидеть между Санданс и Лед. Теперь рядом с ней проходит скоростная магистраль, но, к сожалению, мне так и не удалось посетить это место.

 

СВЯЩЕННЫЕ СТРЕЛЫ

 

Примерно с 1877 г. Священные Стрелы все время были у южных шайеннов. В тот год северные шайенны сложили оружие и разделились на четыре группы. С одной из которых, в ней было восемнадцать семей, остался и Хранитель Стрел Черная Мохнатая Собака. Эта группа спустилась по отрогам холмов и присоединилась к южным шайеннам. Следующим Хранителем был Скалистый Лоб, затем Белый Гром, Вождь Косец, Маленький Человек, Лысые Близнецы, Тедди Красные Вишни (занимал эту должность недолго), затем снова Лысые Близнецы и Фред Последний Бык. В настоящее время Хранителем является Джей Черный, и никто уже не помнит, кто был на этой должности до Черной Мохнатой Собаки (15).

Хранитель Стрел играл важную роль в жизни племени. Пока он вел благообразный образ жизни, все было хорошо, и люди следовали его примеру. Ведь священные реликвии – Шапка и Стрелы, определяли путь, которым должно идти племя. Если же Хранитель творил зло, дела начинали идти наперекосяк. Когда шайенн проливал кровь своего соплеменника, один из вождей проводил церемонию обновления Стрел. Никто, кроме вождя, не мог этого сделать. Церемония длилась четыре дня. Вначале готовили новое оперенье, а потом привязывали Стрелы к колу, две – наконечниками вверх, что символизировало здоровье и вообще доброе начало, а две – наконечниками вниз, что означало изобилие фруктов и дичи. Затем мужчины могли приблизиться и посмотреть на Стрелы.

Когда дела со Стрелами шли плохо, говорили, что это происходит из-за того, что слишком много юношей пожертвовало собой и погибло (15.1). Последний Хранитель Стрел в Оклахоме состарился и заболел, он хотел подобрать себе приемника и никого не нашел. В конце-концов он не советуясь ни с кем передал реликвию северянину Фреду Последнему Быку, таким образом, они попали в Монтану. Вожди южан выражали свое неудовольствие вождям северян, но не могли вернуть Стрелы назад, поскольку Хранитель сам отдал их, а Фред Последний Бык и не собирался возвращать реликвию. Тогда ему напомнили, что столько то лет назад он стрелял и ранил другого шайенна. Это было ужасно. Никто не знал, что делать. Уже начали поговаривать о передаче священного типи Стрел Смитсонианскому институту. Однако вожди южан нашли нового Хранителя и забрали Стрелы. Северяне тоже радовались их уходу, поскольку никто не мог поручиться, что ничего бы не произошло, останься они в Монтане.

В Оклахоме Стрелы обновляют каждый год перед проведением Пляски Солнца. Но это уже видоизмененная церемония. Полное обновление занимало четыре дня. Оперение снимали и заменяли новым, а древки Стрел красили. Проводилась особая церемония, во время которой шайенны приносили в жертву одежду, одеяла и другие вещи. Служение открывали люди, которые дали обет просить здоровья или имели другие личные причины. По окончании церемонии подношения относили в холмы и оставляли, наложив сверху камней, чтобы не унесло ветром. В Оклахоме был старик по имени Бен Оседж, который давал обет участвовать в церемонии три раза, и теперь я припоминаю, что он обещал заменить оперенья и провести саму церемонию древним способом. Но шайенны отклонили его предложения, так как уже не было никого, кто смог бы понять его действия. Это же имеет отношение ко всем другим религиозным церемониям шайеннов, они либо изменились, либо исчезли совсем (16).

Существовала и другая церемония, связанная со Стрелами, в которой принимали участие и северные шайенны. Через определенное количество лет шаманы проводили индивидуальные церемонии на Медвежей горе в Черных Хомах, там, где Душистая Магия получил Стрелы. Так, к примеру, четыре шайенна постились здесь во время Первой Мировой войны, а в июне 1945 к Медвежей горе пошли четверо других, это случилось после того, некий Дэвид Глухой несколько раз видел во сне собственное посещение этого места. В тот же раз его посетило видение об окончании Второй Мировой войны, которая действительно вскоре закончилась. В августе 1945 Хранитель Стрел Лысие Близнецы приносил свою реликвию на Медвежью гору для проведения церемонии. То же самое повторилось в 1948 г. (17). При этом типи Стрел устанавливали на традиционном месте – на юге Медвежьей горы. Церемонию проводили внутри этой палатки. Связку, в которую всегда были завернуты Стрелы, развернули и даже позволили некоторым белым людям взглянуть на них, они все спрашивали какая существует связь между Стрелами и Священной Горой. Некоторые другие племена также проводили здесь свои религиозные обряды. Работники торговой палаты Стурджиса узнали об этом и предложили сделать Священную Гору национальной святыней. Эта земля принадлежала частным лицам, поэтому они хотели, чтобы правительство выкупило ее и они даже приступили к формированию общественного мнения. Несколько белых, которые жили возле горы, опубликовали историю о том, как они нашли в ней пещеру, настолько глубокую, что ее даже не удалось исследовать. Они проникли довольно далеко, но обломок скалы, заваливший проход, остановил их. Когда они стали отодвигать камень, возникшее эхо показало, что пещера простирается еще очень далеко. По-видимому, именно ее посетил Душистая Магия, когда проходил обучение у богов, и когда получил племенную реликвию.

Старики рассказывали мне, что кайова, арапахо и апачи тоже считали эту гору источником большой магической силы. Кайова получили здесь начало своему роду медведя, арапахо приобрели магию (???), которую они клали на горячие угли с целью получения благовонного дыма, а апачи – лошадиную магию. Сиу утверждали, что на Медвежьей Горе им была дана трубка. Но я несколько сомневаюсь в этом. Вполне возможно, что они уже владели трубкой, до того, как, переправивившись через Миссури, пришли из Миннесоты и достигли Черных Холмов. А может, они получили ее от шайеннов, когда встретились с ними.

Когда в 1948 г. Стрелы носили к Медвежьей Горе, специального поста там не проводили. Зато существовал старый обычай поститься на Священной Горе для получения личной силы. Многие ходили туда с этой целью, и до сих пор ходят. Шайенны никогда не проводили церемоний на самой вершине, как об этом заявляли в торговой палате, они вообще при этом не поднимались на вершину. На этот счет существовала одна история о шайенне, который постился на горе и забрался довольно высоко. Мы видели следы, оставленные им на полпути к вершине. Он лежал лицом вниз на ложе из полыни и после того, как пробыл там день или больше, неожиданно увидел птицу, которая кружилась над ним и издавала звук наподобии свиста пули. Птица чуть было не ударила его, так что он даже почувствовал порыв сильного ветра. Затем птица пронеслась еще раз и еще ближе. Это был быстрый сокол, очень большой, голубой, с черными полосами на хвосте. Затем он услышал голос, который вещал, что он лежит слишком близко к вершине. «Ты находишься слишком близко к типи, – говорил голос, – спустить вниз». Тут он понял, почему птица хотела ударить его. Он забрал свои магические принадлежности, спустился к подножию, где продолжил пост. Я помню этого старика, его звали Храбрый Волк. Он носил в волосах чучело быстрого горного сокола и говорил, что эта птица дает ему силу. После этого случая все паломники постились у подножия. Большинство из них приходило лечить болезни, и многие, действительно, получили целебную силу. Поэтому шайенны подумывали о совершении повторного паломничества. Они собирались провести его в 1958 г., тем более, что торговая палата обещала оплатить дорогу и питание. Но приближались племенные выборы, и кое-кто из этой группы шайеннов должен был принять в них участие. Таким образом, этот поход не состоялся (18).

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. По-видимому, сахтай были тем подразделением шайеннов, которое обособилось от основного племени несколько веков назад, а затем вновь соединилось с ним. При этом единый язык трансформировался в два диалекта. Кроме Священной Шапки, (появление которой связывают с пророком Прямые Рога. – Прим. пер.) они принесли с собой Пляску Солнца, что позволяет предположить их более раннее появление в степи по сравнению с шайеннами.

2. За исключением короткого периода пребывания на юге, после капитуляции шайеннов в 1877 г. Хранитель Шапки Уголь-Медведь вернулся на север в 1882 г. См. Powell «Issiwun», p.31.

2.1 История шайеннов сохранила имена Хранителей Шапки, которые были прежде Уголь-Медведя: Холодный Медведь, Полмедведя, Разбитая Тарелка (Прим. пер.).

2.2 Генри Американский Конь был небрежным Хранителем, подозревали даже, что он продает некоторые вещи из связки. После того, как он сделал попытку покинуть резервацию вместе с реликвией, был остановлен полицией и низложен военными обществами (Прим. пер.).

2.3 Это случилось в ноябре 1876 г.

3. Магический Медведь также выносил Нимхойч 1 января 1877 г. в сражении с генералом Майлсом (М.Л). Именно тогда неразорвавшийся снаряд попал в бок его лошади не причинив вреда ни коню, ни седоку (Прим. пер.).

4. Например, с Церемонией Бизона, см. Robert Anderson «The Buffalo Men: A Cheyenne Ceremony of Retition, Deriving from the Suhtai». SOUTHWESTERN JOURNAL OF ANTHROPOLOGY, 12, 1956, 92–104.

4.1 Кроме самой Шапки, в связки находились уже упоминавшийся выше оберег Нимхойч, скальпы которого были съемными и могли использоваться отдельно от кожанной основы, а также четыре трубки из красного камня – катлинита: одна большая и три маленьких (Прим. пер.).

5. Возможно, что без полного распаковывания узел Шапки открывали в следующих случаях: в 1876 г. – за неделю до сражения с Кастером; в сентябре 1906 г. – когда Раненый Глаз проводил церемонию Бизона (см. Grinnell «a Buffalo Sweat Lodge», AMERICAN ANTHROPOLOGIST, 21 (1919), 361–75); после 1920 – для генерала Сью Скотта (см. Powell «Issiwun», pp.26,36); в 1948 – для замены кожаной сумки; и как будет сказана дольше – в 1959 г.

6. Здесь в датировке допущена ошибка, поскольку генерал Скотт умер в апреле 1934.

7. Редактор этой книги Маргот Либерти была в тоже время неплохим фотографом, см. ее иллюстрации для этой книги и в издании Powell «Issiwun».

Известие о том, что Хранитель вывезший реликвию из резервации подозревается в продаже некоторых вещей узла, вызвало среди шайеннов лихорадочное возбуждение. Полиция племени принимала участие в возвращении Шапки и сопровождала ее назад в полицейской машине. Но желающих вынуть ее оттуда не нашлось, так как все боялись притрагиваться к Шапкеке, могущественному магическому талисману. Тогда суперинтендат резервации, джентлемен, который считал древние обычаи шайеннов предрассудками, самолично отнес Шапку в комнату Совета племени и, таким образом, освободил полицейский автомобиль. (Шапка провела в здании совета одну ночь, и когда люди покинули помещение, оттуда послышались глухие удары, как будто кто-то рвался на волю, это Шапка стремилась выбраться из неподобающего для нее места, решили шайенны – свидетели этого шума. – Прим. пер.). Нашелся и человек, взявшийся выполнять обязанности временного Хранителя, но вскоре военные общества выбрали постоянного. Им оказался Генри Маленький Койот из общины в Ашланде. Он в течение нескольких лет честно выполнял свои обязанности и освободил эту должность только по причине болезни. С магией Священной Шапки связывают смерть нескольких людей, которые обращались с ней неподобающим образом. В их числе и горе-Хранитель Американский Конь (Сюда же следует отнести и временного Хранителя Шапки Разбитую Тарелку. В 1873 г. он должен был передать талисман законному преемнику, но его жена, руководствуясь личными амбициями, оторвала от Шапки один рог и вынесла его, спрятав под платьем. Затем они с мужем переехали жить к сиу. Через несколько лет вся семья Разбитой Тарелки погибла. Надо сказать, что поражение в войнах с белыми и, как следствие, деградацию культуры, шайенны склонны объяснять осквернением великих тасисманов: захват в 1830 г. Священых Стрел врагами, а именно – воинами пауни и повреждение Священной Шапки женой временного Хранителя. – Прим. пер.).

8. В работах Гриннелла также упоминаются эти блюда. Приведенный миф объясняет появление у шайеннов двух основных источников пищи – маиса и бизонов, которыми шайенны и сахтай пользовались вплоть до воссоединения – хороший пример того, как мифология трактует традиционный жизненный уклад.

8.1 Этот камень получил название катлинит по имени художника Джорджа Кэтлина, который первым описал его (Прим. пер.).

9. Красный катлинит, который племена прерий использовали для изготовления трубок и прочих вещей, добывали в каменоломне Миннесоты. В 1859 г. она по договору отошла к янктон сиу, в 1929 перешла к правительству, а в 1937 стала национальным памятником, открытым для всех племен. Стоит В Лесу посещал частное предприятие по изготовлению миниатюрных трубок из этого камня.

10. Мягкий черный сланец (также как и некоторые другие камни) действительно использовался для изготовления трубок.

11. Гриннелл в своей книге приводит историю возникновения такого рода трубок. По этой легенде древний шайеннский врач четыре дня постился в пещере и в результате получил наставления от некого магического существа. Ibid, 2, 135.

12. Нет нужды говорить, что шайенны с удовольствием повторяли эту историю, которая произошла в марте 1869 г., спустя четыре месяца после того, как Кастер 7-й кавалерийский полк неожиданно атаковал лагерь шайеннов на реке Уошито в западной Оклахоме, в результате чего погиб знаменитый вождь Черный Котел. Затем зимняя кампания Шерридана заставила капитулировать многие враждебные группы индейцев. Но некоторые шайеннские отряды ускользнули. Кастер пустился вдогонку с собственным полком и полком канзасских добровольцев. В середине марта он наткнулся на лагерь шайеннов у речки Суитуотер, в техасской «кастрюльной рукоятке» («кастрюльная рукоятка» – узкий участок между двумя территориями. – Прим. пер.), в котором было 260 типи. Пока солдаты окружали селение, Кастер смело вошел в него для начала переговоров с вождями. Та церемония, которую описал Стоит В Лесу, произошла в палатке вождя Магическая Стрела или, как его еще звали, Каменного Лба. Несмотря на отдельные детали, то, что рассказывал Кастер и то, о чем поведали индейцы, в целом совпадает. Во время переговоров Кастер узнал, что в лагере находятся две белых женщины, и отказался от атаки, потому что это бы означало их неминуемую смерть, хотя канзасские добровольцы и настаивали на ней. Он лишь пригрозил вождям, что повесит их, если те не освободят женщин. Шайенны понимали, что к концу летнего сезона они окажутся на положении нищих, поэтому к середине лета почти все сдались.

Надо сказать, что Кастер не был так хорошо известен среди индейцев, как многие полагают, и далеко не все из них догадывались, что их противником на Литтл Бигхорн был желтоволосый офицер, с которым они восемь лет назад курили трубку на Суитуотер. Поэтому нет никакого основания поддерживать современную шайеннскую версию об отмщении ему в этом сражении.

13. Название «человечий жир», которым индейцы обозначали железу тимус, объясняется следующей легендой. Когда-то бизоны питались людьми и вот однажды они убежали от убитого ими человека, будучи вспугнутые врагом, унося с собой немного его мяса. С тех пор человеческая плоть сохранилась в бизонах и по сей день.

14. Другие источники говорят о том, что магическими загонщиками антилоп были девушки.

15. В числе возможных Хранителей Пауэлл называет Собаку Смотрящую На Шамана (примерно 1817 г.), Серого Грома, Лосиную Реку, Хромую Магию, Каменного Лба или Священную Стрелу и Маленького Человека.

15.1 По словам шаеннов, великие талисманы предупреждали о возможной гибели воинов, при этом наконечники Стрел покрывались кровавыми пятнышками, а бисеринки на налобной вышивке Шапки поднимались вверх, в таком количестве, сколько шайеннов должно было погибнуть в бою. – Прим. пер.

16. О том, что шайенны недовольны своими старыми традициями, говорил мне и Фред Последний Бык, это произошло в 1857 г., во время его недолгой миссии в качестве Хранителя Стрел.

17. Глухого, Берта Две Луны, Альберта Высокого Быка и Уильяма Маленького Волка наставлял шаман Свистящий Лось. Летом 1945 г., когда происходило это паломничество, шайенны молились за окончание Второй Мировой Войны, а в июне 1951 – за окончание войны в Корее.

18. Медвежья Гора, по-прежнему, играет большую роль в жизни шайеннов. Например, шайеннская девочка двенадцати лет, с которой мы ездили в Миннесоту в 1963 г., увидев вдали Священную Гору, указала на нее и поведала о том, как ее семья посещала ее. Другой пример, в конце августа 1965 г. группа шайеннов привлекла внимание соплеменников тем, что отправилась на гору искать видений об окончании войны во Вьетнаме. В нее входили: Альберт Высокий Бык, Алекс Брэди (Brady), Чарльз Белая Грязь и Хранитель Стрел Джеймс Магический Лось. Самый старый из них, Уиллис Магический Бык, был там уже в четвертый раз. В настоящее время Медвежья Гора является национальным парком, где шайенны имеют привелегию на установку лагеря. См. BLACK HILLS PRESS, August 28, 1965 г., а также STURGIS TRIBUNE, September, 1, 1965.

 


Глава 6. ЦЕРЕМОНИИ И «СИЛА»

 

ПЛЯСКА СОЛНЦА

 

Пляска Солнца – одна из самых значительных церемоний индейцев прерий. Она проводилась всеми равниннми племенами, хотя народ, у которого она появилась впервые, неизвестен. Шайеннам ее принес Душистая Магия, о нем я уже рассказывал. В любом случае, несомненно, это очень древний обряд (1).

Он проводился каждое лето, в период, когда уже вырастала трава, и было много дичи, когда рассеянные на зиму группы собирались в один большой лагерь для проведения культовых обрядов и социальных церемоний. В то время как разбивался лагерь, устроенный в виде большого круга с разрывом на восток, военные общества и жрецы начинали готовиться к церемонии. Остальные шайенны веселились и ходили в гости, благославляя Пляску Солнца, которая помогала каждому в племени. Таким образом, в этом обряде участвовали все.

Но главными участниками были: Тот Кто Делает Солнечную Пляску – исполнитель и заказчик, давший обет участия; его жена, или иная женщина; жрец, или старый Тот Кто Делает Солнечную Пляску – обучающий исполнителя; танцоры, также давшие обет принять участие; и их руководители, кроме всего прочего, помогавшие им сделать раскраску. Последние в свое время сами прошли через Пляску Солнца. У членов военных обществ тоже были свои обязанности. Остальные шайенны выступали певцами, или оказывали другую помощь. Заказчик был главным действующим лицом церемонии. По своим личным мотивам он давал обет принести себя в жертву, таким образом, он окупал затраты на преодоление трудностей прошлого и настоящего. Так Пляска Солнца устраняла жизненные кризисы. Среди тех, кто уже прошел через эту церемонию, а были случаи, когда в ней участвовали четыре раза, заказчик выбирал себе руководителя или жреца, а также помощников, которые занимались деталями обряда. Решение об участии шайенн мог принять в последний момент, или сообщить об этом заранее, за несколько месяцев.

Пляска длилась в течение четырех дней и ночей. Обходясь без пищи и воды, участники танцевали на протяжении многих часов. Кроме танцев обряд включал исполнение определенных песен, молитв и совершение подношений (2). Он проходил в специальной постройке, с вкопанными в землю столбами и жердями, радиально отходящими от высокого центрального столба. В последний день обряда танцоры подвергали себя пытке, привязываясь ремнем к столбу через продетую на груди кожу, и танцуя до тех пор, пока она не рвалась. Тот, кто проделывал это, имел больше возможности получить благоприятный ответ на свои молитвы. И действительно, тот, кто имел видения, или слышал обращающиеся к нему голоса, думал, что это все результат благоприятного расположения духов, приобретенного с помощью пытки.

Именно пытка была тем поводом, в результате которого после 1880 г. правительство запретило проведение Пляски Солнца. Но, по мнению моего деда и других стариков, пытка не была неотъемлемой частью церемонии. Кождый проводил ее индивидуально, и только после люди стали думать, что она имеет отношение к церемонии.

Это происходило так. Юноша уходил в холмы поститься и общаться с духами. Я видел эти места, они, должно быть, имели какое-то отношение к Пляске Солнца, поскольку там всегда находился столб и бизоний череп. Юноша привязывал себя к столбу и всю ночь медленно ходил вокруг него, перешагивая через ложе из полыни. При этом всякий, кто хотел исцелиться или получить благословение, мог встать внутрь круга. После восхода солнца жрец перерезал ненатянутую веревку между шпильками и кожей юноши.

Этот вариант Пляски Солнца ранее был широко распространен. Но однажды, один шайенн провел последний день обряда и привязал себя к шесту не в холмах, а в Постройке Солнечной Пляски, на что предварительно получил разрешение жрецов.

После окончания каждого танца церемонии, участник берет трубку, уже набитую его руководителем, и передает ее одному из исполнителей песен, за которыми числились засчитанные ку. Этот человек поднимался и, в сопровождении особой песни, начинал танцевать. Если же он принимал участие как танцор, то использовалась другая песня Пляски Солнца, в этом случае вместе с ним танцевали все танцоры. Закончив танец, он рассказывал о своих победах, о том, каким по счету было его прикосновение к врагу, первым, вторым, или третим. После этого любой из его родственников мог через глашатая сделать ему подарок, деньги, или что-нибудь ценное.

Последний танец танцевали четыре раза, в перерывах отдыхали, ожидая пока певцы выкурят трубку, затем продолжали снова. В этих четырех заходах они применяли все те тайные наставления, которые получили от руководителей, или пользовались другой силой, которой могли владеть. Исполнитель потрясал скальпами врагов, привязанными к ивовому кольцу, а танцоры поднимали и трясли теми магическими предметами, которые получили от руководителей.

Итак, когда этот парень спустился с холма, постройка уже была готова, он вошел, потрясая сыромятным ремнем, когда же закончился последний танец, жрецы прокололи его кожу, и он танцевал до тех пор, пока она не порвалась. Этот случай послужил началом. Затем все больше и больше людей проводили пытку во время Пляски Солнца (3).

В 1881 г. правительство во многих племенах запретило проведение Пляски Солнца, тем не менее, последний обряд был проведен позже, в 1887, или в 1888 г. Я был уже достачно взрослым и помню постройку в середине большой долины, а также песни, сопровождавшие Пляску Солнца. До тех пор, пока я не вернулся из школы в 1905 г., его больше не проводили. Однако, возможно, что шайенны все-таки практиковали его, но делали это тайно. Затем последовали новые запреты, но, тем не менее, Пляска Солнца проводилась регулярно, иногда дважды в год, вот уже на протяжении целой половины столетия (4).

Из-за последствий запрета во многих племенах он не восстановился даже тогда, когда было получено разрешение на его проведение. Он может быть исчез бы совсем, как это произошло с некоторыми церемониями шайеннов вместе со смертью шаманов, но к счастью его успели записать. Примерно в 1926 г. я разговаривал с торговцем У.Р.Монкуэ, который сказал: «Один за другим умирают старики, и скоро исчезнут все те, кто знает, как проводить старинные церемонии. Мне нравиться участвовать в некоторых из них, что проводятся в горах. В свое время я жил в индейском лагере и записал все составные Пляски Солнца, так что теперь она не будет забыта». Я думаю, что так оно все и было. Именно поэтому, эта шайеннская церемония сохранилась до сих пор (5). Люди много спорили о том, нужно ли ее восстанавливать, но после того, как в 1900 г. провели пытку, ее практика возобновилась.

Но была и другая проблема – одним из подразделений этой церемонии была женитьба главного жреца на Женщине Пляски Солнца, когда Делающий Солнечную Пляску передавал свою жену жрецу, как следствие признательности за помощь в проведении обряда. Предполагалось, что Пляска Солнца помогает земле расцвести и плодоносить, способствует появлению травы, на которой будут пастись бизоньи стада, вызывает изобильное лето, дает здоровье всему племени, способствует росту населения. Передача женщины была частью этой задачи, кроме того, она входила в другие церемонии (6).

Когда после 1900 г. началось возрождение Пляски Солнца, миссионеры узнали об этой особенности церемонии от индейцев, что приняли христианство. Миссионеры хотели прекратить проведение этого обряда, они думали, что он тормозит прогресс индейцев. И когда подтвердилось, что эта часть церемонии имела место, они решили снова ее запретить. Тогдаже между миссионерами и жрецами возник спор, миссионеры говорили одно, а жрецы, знающие церемонию Пляски Солнца, другое. Чтобы прояснить этот вопрос, суперинтендент Джон А.Бантин собрал всех жрецов Пляски Солнца вместе. Он также пригласил миссионеров и женщину, которая участвовала в церемонии. Вначале жрецы все отвергали, но когда женщина дала показания, они не смогли их опровергнуть. Таким образом, отчет о результатах этой встречи был послан в Вашингтон и, вскоре вышло распоряжение, запрещающее все подобные церемонии, так же как и индейское лечение: пение магических песен и сплевывание пережеванной травы на больных. Но на самом деле практика церемонии продолжалась.

Я не был на той встрече, зато присутствовал на другой, которую проводил суперинтендент Лохмюллер, потому что Пляска Солнца по-прежнему доставляла много беспокойств. Он снова собрал жрецов и зачитал им документ, запрещающий сплевывание при лечении больных и другие подобные действия. Он сказал: «Я собираюсь послать индейскую полицию следить за проведением Пляски Солнца, и если они увидят что-то имеющее отношение к этой жалобе, то Пляска Солнца будет остановлена по полному праву». Жрецы ничего не ответили и молча ушли.

Но трудно заставить народ отказаться от своей веры. Он обязательно будет сопротивляться и делать по-своему. То же самое произошло и с самоистязанием, элементом Пляски Солнца, после запрещения церемонии ее стали проводить в холмах, подальше от посторонних глаз. Как уже говорилось, я находил следы практики обряда здесь и там, и я слышал о случаях его проведения в последние годы, например в 1950, или в 1952 г. Наставником тех церемоний был ныне покойный Свистящий Лось. В 1948 г., когда было получено разрешение на проведение самоистязания во время этой церемонии, о чем было объявлено заранее, Фред Последний Бык дал клятву привязать себя к столбу Пляски Солнца. Наставником ему служил Томас Лошадиные Дороги, который уже прошел через пытку. Сам я там не присутствовал, но слышал от людей, что его уложили, проткнули кожу двумя острыми шпильками, затем поставили на разостланную полынь и связали шпильки сыромятным ремнем с центральным столбом, на такой высоте, где смогли достать. Он подался назад и натягивал ремень до тех пор, пока не сорвался с него. Это не заняло много времени, и было проделано в последний день, когда исполнялся Церемониальный Танец. Во время этого танца каждый участник стремился получить силу и продемонстрировать ее. Далее исполнялся танец Заказчика, затем все начинали бегать определенным образом вокруг центрального столба, как внутри, так и снаружи постройки. И на этом все заканчивалось.

У Последнего Быка до сих пор сохранились шрамы от самоистязания (7). Теперь он уже почти старик, но следы того события по-прежнему видны на его теле. В былые времена встречались индейцы, у которых шрамы находились на спине. Это были следы другого вида самоистязания, когда к коже проткнутой на спине с помощью длинного ремня прикрепляли бизоньи черепа, которые они тащили за собой по всему лагерю. Сейчас эти люди все умерли, так же, как не сохранился и сам тип самоистязания.

Современная церемония во многом отличается от той, что проводилась раньше, хотя и были попытки сохранить ее в первоначальном виде. Она стала короче – танец и пост уже не так продолжительны. Исчезли некоторые песни и элементы церемонии. Например, в ритуале изготовления центрального столба раньше участвовал человек, который засчитал на врагах ку, он ударял по дереву, как будто снова засчитывал свои победы. После этого дерево срубали топорами. Эта часть обряда исчезла потому, что умерли люди, которые знали, как проводить церемонию подсчета побед. Или другой пример, после того, как заканчивали возведение постройки, заказчик, его жена и жрец шли туда, где должен был проводиться танец, а военные общества, наряженные в свои костюмы, устраивали по лагерю шествие. Затем бегом в один ряд они направлялись в центр лагеря и заходили в постройку. Далее начинался танец прославления тех, кто совершил великие дела. Вперед выходили «всадники» – воины, возглавлявшие шествие своих обществ верхом на лошадях, по одному от каждого общества, и одаривали танцоров подарками. Этой части церемонии тоже больше не существует.

Жрецы испытывали затруднение, поскольку в некоторых случаях существовало несколько способов выполнения обряда. По отношению к самим себе они могли использовать что угодно, но когда дело касалось обрядов – испытывали затруднение. В одном случае применяли Священные Стрелы, в другом – Священную Шапку. После того как старики поумирали, шайенны уже не знали, когда что применять. Когда жрецом стал человек с кровью сахтай, он использовал инструкции своей группы племени и не следовал руководствам шайеннов. Многие были этим недовольны. Первую часть церемонии, до того как была возведена постройка, они провели в так называемом Одиноком Типи или Noceom. Некоторые обряды, проводимые в этой палатке, вызывали всеобщие споры. Однажды ко мне пришел один из членов военного общества и сказал, что группа мужчин из его общества собирается пойти туда и навести порядок. Но они этого не сделали, и спустя некоторое время все утихло (8).

У шайеннов Пляска Солнца сохранилась лучше, чем в любом другом племени. Индейцы съезжались отовсюду, чтобы посмотреть на нее. Во многих племенах эта церемония либо прекратила свое существование, либо превратилась в объект для шуток. Но у шошонов Пляска по-прежнему сильна. Пляска, сходная с шошонской, распространилась вплоть до Форта Уашаки, Вайоминга, и территории черноногих. Шошоны также научили ей кроу, у которых раньше никогда не было своей Пляски Солнца (9). Вначале кроу объявили, что некий дедушка кроу покажет Пляску, как и сто лет назад, но на самом деле им удалось провести ее только при помощи шошонов. Шайенны по этому поводу много смеялись. У кроу есть свой Танец Бобра или Танец Табака, но теперь они обучаются Пляске Солнца у шошонов. Шошоны могли начить ее провильной церемонией и правильным танцам, но кроу неправильно воспользовались их учением. Кроме того, кроу должны заплатить немного денег тем шошонам, которые обучали их, так что я не знаю, как они выйдут из этого положения (10).

Арапахский вариант Пляски Солнца был всегда похож на шайеннский, и это положение до сих пор не изменилось. Арапахо также продолжают проводить эту церемонию. Среди всех разновидностей этого обряда существуют различия, аналогичные тем, что имеются между северными и южными шайеннами, различия в выполнении отдельных элементов церемонии. Но ее центральная идея и дух одни и те же, а порой это касается и деталей, поскольку многие песни переходили от племени к племени. Некоторые из песен очень мелодичны, после того, как вы их услышите, они уже не выходят из вашей головы.

У шошонов есть одна легенда, которая полностью подходит и к шайеннам. Жил-был один молодой человек, который никогда не верил ни в какую религию. Он говорил, что все они являются лишь игрой, и постоянно посмеивался над верующими. Однажды, когда он заболел, ему сообщили, что только участие в Пляске Солнца может его вылечить. Юноша обещал, что последует этому совету в следующей же церемонии. Наконец, пришло время, и началась Пляска Солнца. Но когда наступил последний день, юноша сказал своим друзьям, которые стояли по обе стороны от него: «Я правильно делаю, что не верю во все это, и ничто не заставит изменить моего отношения к этой глупости».

«Не говори так! – начали было его друзья, – не отказывайся, продолжи танец. Ты можешь сообщить об этом позже, когда мы закончим церемонию». Но вскоре набежали тучи, пошел дождь, загремел гром, стрела молнии ударила во внутрь постройки и убила его.

Этот юноша хотел притвориться, будто он действительно хочет принять участие в обряде. И с тех пор к Пляске Солнца уже никогда не относились принебрежительно. Наоборот, люди почитали ее. Они говорили, что Создатель наказывает плохих людей, и это заставляет их быть праведными. Конечно, новое поколение уже не верит во все это, и такого рода представления постепенно исчезают. Хотя по-прежнему много людей, которые все-таки верят в это.

 

ДРУГИЕ ЦЕРЕМОНИИ

 

В прошлом у шайеннов было много церемоний. Одни из них крупные, например Танец Животных, в котором участвовало все племя, другие небольшие – только для узкого круга. К последним можно отнести Церемонию Бизона, Культ Лошади и церемонии Противоположных, в которых шайенн искал свою силу в одиночестве, подобно тому индивидуальному поиску, что имел ме


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.