Групповое развитие персонала — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Групповое развитие персонала

2019-12-20 316
Групповое развитие персонала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие группового развития

Техника группового развития — это набор тактических и стратегических инструментов коллективной работы с информацией в совместном процессе принятия и реализации управленческих решений. Это техника трудовой деятельности и совместной учебы в процессе трудовой деятельности. Можно сказать, что речь идет о технике саморазвития группы. Имеется в виду мастерство выгодного применения силы знаний каждого работника группы. Знания каждого образуют групповые знания, они трансформируются в компетентность группы и формируют групповой интеллектуальный потенциал. Инструменты его формирования, развития и прежде всего реализации изучены не достаточно. Потребность в них очевидна.

Техника групповой работы и одновременно учебы включает методы экспертных оценок, «мозговых штурмов» модернизацию или методы принятия решений в процессе дискуссий, а также те интеллектуальные методы, с помощью которых осуществляется творческое взаимодействие между людьми в группе и достигается эффект синергии. Перечень этих инструментов разнообразен и зависит от традиции конкретной организации, эпохи и даже страны. Разнообразен и характер таких инструментов, как методы работы в группе. Они формируют фактические стили управления, а также своеобразную психологию группы, ее корпоративный дух, когда приоритетны коллективные цели, а лояльность каждого сотрудни-

 4.3. ГруппоВое разбитие персонала

309

ка своему коллективу или группе считается его главным достоинством.

Командный дух наряду с «фирменным партиотизмом» и стремлением к гармонии в процессе совместной работы особенно присущ японским стилям лидерства. Японцы в совершенстве владеют групповой техникой принятия решений. Такая техника доступна и для фирм США и Западной Европы. Благодаря ориентации на заботу о групповых методах работы эти фирмы давно преодолели отставание от японского бизнеса, который в 1990-е гг. вступил в полосу резкого замедления экономического роста, когда среднегодовой прирост внутреннего валового продукта Японии составил 1,3 % вместо 4,0 % в 1980-е гг.

Техника групповой работы опирается на деловую активность сотрудников, расширенные области принятия ими решений, а также на свежие идеи и энергию для их реализации. Методы групповой работы очерчены не так четко и конкретно, как это имеет место в случае методов индивидуальной работы с информацией. Классификация индивидуальной техники менеджмента на индивидуальную, групповую и организационную техники тоже достаточно относительна: нет групповых обсуждений без индивидуальных инструментов работы с информацией. В этой связи мы остановимся сначала на осмыслении нового понятия группы. Рассмотрим содержание этого понятия

Основополагающими идеями управления групповыми процессами (менеджмента группы или подразделения) являются следующие положения:

♦ основой деятельности группы служат групповые процессы, групповая работа, а не распоряжения вышестоящих руководителей;

♦ логическая концентрация ориентирует каждого члена группы на приоритетные задачи организации, которые также приоритетно интегрируются в задачи самой группы;

♦ внутригрупповые коммуникации служат основой групповых процессов и включают все причастные к ним факторы и ресурсы;

♦ критика внутри группы возможна и даже необходима, но только в такой форме, которая не унижает достоинство критикуемого;

♦ основой внутригрупповых коммуникаций служит не контроль, а доверие, но контроль не отменяется, он носит доброжелательный характер.

В таких условиях содержанием управления персоналом группы является управление интеллектуальными ресурсами личности каждого члена группы, а его целью — обеспечение безопасных условий для реализации личностных потенциалов взаимодействующих сотрудников при решении задач организации. Такому

 310

4. РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

управлению в качестве объекта нужен квалифицированный и компетентный в своей области сотрудник. Такому сотруднику необходимо кооперативное управление с гарантированной ему областью принятия решений.

Итак, одна из целей управления персоналом состоит в формировании интеллектуальных потенциалов сотрудников и в создании условий для их реализации с наибольшей эффективностью. Такая цель лучше всего достигается в процессе групповой работы и группового развития. Цель менеджмента — это интеграция работников в динамичную организационно-техническую и социально-экономическую рабочую систему — группу, это формирование кадровых потенциалов подразделений и создание условий их реализации. Такая цель предполагает управление групповыми процессами во взаимосвязи с управлением всей организацией. Она предполагает оптимальную интеграцию человека в группу, интеллектуального потенциала сотрудника в кадровый потенциал подразделения.

Ядром внутренней динамики современного менеджмента становится группа. Для интеграции сотрудников в группу необходимы связующие процессы. К их числу традиционно относят коммуникации и управленческие решения. Но все более достойное место в этом ряду занимает управление персоналом и такая его функция, как развитие персонала (индивидуальное и групповое). Динамика менеджмента требует перманентного обучения персонала. Организация не в силах это сделать без учебной активности сотрудников. Специально для этих целей в начале 1990-х гг. на предприятиях США и Западной Европы, прежде всего Германии были разработаны различные концепции управления знаниями. Наиболее распространенной стала концепция самообучающейся организации. В ее основе находятся принципы кооперативной самоквалификации и обучающей стратегии группового развития. Такая стратегия основана на новом мышлении и поведении сотрудников. Отметим основные элементы такой новизны.

Развиваются условия труда, изменяется состав управленческих задач, не остаются постоянными границы поведения и области принятия решений. Происходит глобализация и сегментирование рынков, ужесточается конкуренция между людьми умственного труда, повышаются требования к выживаемости организации, возникают интернет-экономики и виртуальные корпорации.

Развитие персонала в таких условиях не имеет четких направлений, часто носит хаотический характер. Оно требует новых подходов к осмыслению собственной карьеры и будущего той организации, где работает сотрудник. Ориентациями карьеры становятся

 4.3. Групповое разВитие персонала

311

гарантии места работы, уверенность в завтрашнем дне, безопасные условия труда. Удовлетворенность трудом и его оплатой иногда становятся мечтой. Но такая мечта вполне достижима при осмыслении курса действий и выборе необходимого варианта поведения. Поворот от строгих «тейлористских» форм и «фордовских» методов работы к гибким организациям труда составляет содержание новой парадигмы: от односторонних линейных форм организации труда — к процессуальному устройству организации труда. Подобные изменения рабочей среды требуют изменения процессов обучения для того, чтобы приспособиться к таким изменениям. Стратегии обучения обязаны носить всеохватывающий и опережающий характер.

Традиционное интеллектуальное обучение больше не может отвечать потребностям практики. При все более быстро изменяющихся социальных и рыночных условиях производства продукции и услуг происходят перемены в содержании квалификации персонала. Роль послевузовского обучения не только постоянно возрастает, но и приобретает иное значение: без непрерывного повышения квалификации при быстром «старении» знаний сотрудник не может соответствовать требованиям новых задач. Так называемое постобучение требует изменения целей и содержания. Такое обучение реструктурирует профессиональную квалификацию. Происходит трансформация функционально-прагматического целевого узкопрофильного образования в поведенческую, стратегическую, социальную, управленческую и «кооперативную» компетентности. При этом уровень индивидуального развития оценивается в системе взаимоотношений, которая свойственна конкретной группе, а групповое развитие осуществляется на основе кооперативной компетентности членов группы. Возникают понятия компетентности управленческих отношений и кооперативной квалификации. Они требуют от сотрудников нового мышления и поведения, а также ориентации на групповую работу.

Необходимые для такой работы поведенческие потенциалы не удается сформировать старыми методами централизованных семинаров повышения квалификации. Опыт фирменных семинаров показывает, что в выигрышном положении находится обучение непосредственно на местах. В этом случае говорят о новой парадигме развития персонала, о новой стратегии обучения. Учебу больше сравнивают с поддержанием «пламени факела», чем с наполнением «бочки новым содержанием». С этой точки зрения становится понятным, почему «пламенные идеи» должны быть сразу же пущены в оборот. Иначе идеи угаснут и учеба «оторвется» от практики. К. Цуджи, будучи президентом фирмы Sharp, упомянул

 312

4. РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

японскую пословицу «Молоток бьет тот гвоздь, который торчит» в следующем контексте: «...если гвоздь не торчит? Он проржавеет внутри. Так что, если у вас появилась хорошая мысль, лучше ее высказать, чем похоронить».

Положение дел на предприятии наряду с конъюнктурой рынка изменяются так быстро, что можно впасть в депрессию и «опустить руки»: только что успешно применяемые методы работы в самый короткий срок оказались не актуальными или даже не пригодными для новых условий. Эти условия требуют новых мыслей и идей, как правило, ориентированных на использование возможностей кадрового потенциала. Тенденция перехода от администрирования к управлению персоналом в современном менеджменте стала преобладающей. Администрирование становится только сервисной функцией управления персоналом. Среди функций управления ресурсами личности приоритетной оказалась деятельность по групповому развитию. Речь идет о качественной стороне группового развития на основе индивидуального и организационного развития. Такое развитие ориентирует на совместную работу и так называемое корпоративное поведение, которое основано на новых технологиях общения. Они позволяют развивать групповые способности и сами являются «моторами» их развития. С увеличением интеллектуального потенциала сотрудников растет кадровый потенциал группы, а также их уровень притязаний и требований к своему шефу. Возникает ситуация тотального и перманентного развития на основе внутригруппового самообучения. Это важнейший аспект гармонизации рабочей среды организации и партнерского поведения самой организации вместе с ее менеджментом в процессе принятия и реализации решений. Таким образом, новое мышление и поведение формируют солидарный стиль лидерства на основе нового принципа внутренней гуманизации управленческих отношений. Он может быть выражен формулой: путь — это тоже цель, а форма — это тоже содержание.

Новое осознание квалификации или всеобъемлющая стратегия обучения требуют групповых методов работы и развивающейся компетентности.

Тотальная квалификация

Классическое повышение квалификации в 1980-е гг. было основано на разграничении и определенности деятельности и задач сотрудников предприятия. Тогда развитие персонала через повы-

 4.3. ГруппоВое разбитие персонала

313

шение квалификации обусловливалось следующими предпосылками:

♦ выполнение работы требует соответствующих знаний, такие знания задаются конкретными рабочими местами и должностными обязанностями;

♦ необходимость делового общения ограничивалась рамками предприятия, рынок и клиенты были далеко, вне сферы производственных отношений;

♦ квалификация специалиста обновлялась, чтобы специалист оставался таковым в прежней сфере деятельности.

Развитие информационных технологий расширило возможности повышения квалификации. Чтобы ими пользоваться без отрыва от производства, работнику необходимо развивать свои способности с помощью самоквалификации: самостоятельно структурировать производственные проблемы, находить новые решения этих проблем, планировать свою деловую карьеру и знакомиться с действенными инструментами развития персонала.

Современный сотрудник в рамках самоквалификации сам добывает необходимую информацию, сам выбирает наиболее подходящие инструменты работы с ней. Он осваивает необходимые знания «автодидактически», т.е. независимо от предложений обучения и при помощи новых средств овладения информацией. Примером могут служить компьютерные программы обучения. Важным компонентом профессиональной квалификации становится методическая компетентность группы. Она зависит от того, насколько хорошо ее отдельные сотрудники умеют слушать, учиться от своих коллег и как они сами способны учить тому, что знают и умеют лучше других членов группы. Аналогом такой группы на лучших советских предприятиях могли служить комплексные производственные бригады с совмещением профессий и взаимозаменяемостью, а также кружки качества, которые существовали в начале 1950-х гг. на Минском тонкосуконном комбинате и которые впоследствии были активно заимствованы японским менеджментом.

Сегодня классическими направлениями внутригрупповой учебы без отрыва от работы стали:

♦ проектная и хоздоговорная работа во временных творческих коллективах;

♦ участие в тематических кружках и кружках качества;

♦ передача мастером своих навыков;

♦ ротации с целью подготовки специалиста широкого профиля. Основная идея методической компетентности обозначается

овладением способами самообучения. Очевидно, что наряду с ме-

 314

4. РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

тодической должна быть социальная компетентность. Она включает избежание конфликтных ситуаций, создание условий открытого доверительного общения, нахождение компромисса, способность адаптации к коллективу, а также сочетание личных и групповых интересов. Социальная компетентность означает также развитие следующих способностей:

♦ знание места каждого в группе, включая свое положение;

♦ проявление инициативы и умение брать на себя ответственность;

♦ одновременная работа и учеба в одной команде; умение учиться, учить других и учиться от других самому: «друг с другом», «друг для друга», «друг от друга».

Развитие информационных технологий изменяет требования к квалификации. Мобильные, умеющие быстро адаптироваться, коммуникабельные, напористые и «гибкие» работники пользуются на рынке рабочей силы спросом даже в условиях высокой безработицы. Еще большим спросом пользуются стратегически, методически и социально компетентные специалисты. Ожидания и требования таких компетентно развитых работников приходится принимать во внимание. Их необходимо изучать. Этим занимаются службы маркетинга персонала. Часто поиски работников с высоким качеством подготовки для работы в условиях рыночных отношений оказываются безуспешными. Поэтом возникает проблема группового развития и кооперативной (соборной) самоквалификации. Интеграция сотрудников в единую социально-экономическую рабочую группу изменяет предоставление об управлении персоналом и образовании. В современных организациях нет места плохим специалистам. На современных рынках нет места плохим продуктам труда. Следствием этого стали «перманентное обучение» и тенденция к «тотальной квалификации», а также идентификация квалификации сотрудников с успехами предприятия.

Еще в конце XX в. наметилась тенденция стратегии обучения, которая фокусируется в содержании слов — «тотальная квалификация». Каждый сотрудник располагает своим интеллектуальным или квалификационным потенциалом, он компетентен самостоятельно его использовать для того, чтобы вместе с другими достигать цели предприятия. В этой связи западные ученые используют понятие «total-qualification — менеджмент». При этом аксиомой является утверждение: «тотальное качество требует такой же квалификации». Управление качеством труда и продукции едины. Качественные стратегии обучения характеризуются кооперативным (соборным, групповым, комплексным) подходом к обучению

 4.3. Групповое развитие персонала

315

и получению знаний. Чтобы выяснить характеристики стратегии обучения, надо ответить на вопросы:

♦ Чем отличаются успешные предприятия от менее успешных?

♦ Почему управление персоналом стало фактором успехов на предприятии?

♦ Почему управление персоналом является фактором неудач предприятия?

♦ Что включает понятие «управление персоналом» («human resource management»)?

Эмпирические исследования показывают тесную взаимосвязь между процессами формирования и использования квалификационного потенциала. Формирование такого потенциала является целью квалификационной стратегии. На путях к этой цели находятся две важнейшие задачи, которые можно коротко обозначить как обеспечение качества и «ноу-хау». Системное представление единого качества означает то, что качество результатов работы включает качество изготовления продукта, качество модели (конструкции, проекта) продукта, качество труда тех, кто участвует в его производстве и реализации, а также то неотделимое от трудовых процессов социальное качество их участников, которое обусловлено удовлетворенностью трудом, условиями труда и другими социальными характеристиками группы, включая факторы качества дальнейшего повышения квалификации:

♦ на предприятии;

♦ в специальных учебных заведениях;

♦ вблизи предприятия, без командировок;

♦ параллельно работе.

На современных западных фирмах переход из состояния учебы в ситуацию «работа» очень часто незаметен. Нередко сложно определить, работает данный сотрудник или учится. Учеба стала неотделима от работы. Существует опыт деловой активности персонала на основе его самообучения — концепция самообучающейся организации. Остановимся на тех проблемах, которые возникают в процессе внедрения этой концепции. Рассмотрим особенности группового развития на принципах самообучающейся организации.

Развитие в условиях обучающейся группы сопровождается формированием новой информационной и коммуникационной культуры. Ее элементами являются, например, совместная разработка новых правил работы, совместная работа над ошибками, выявление их причин вместо установления виновных, оперативное регулирование этих причин вместо планов мероприятий по их

 316

'4. РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

устранению, так что новая культура возникает в обход этих ошибок, вне их причин. В процессе группового развития возникают новые проектные группы и команды, которые организуют их работу. Что является основой успеха групповой работы? Она позволяет обеспечить создание системы завершенных и саморасширяющихся трудовых циклов вместо устойчивых, но дискретных циклов. Вместе с процессом становления обучающейся организации создается структура поддержки ее развития на основе новых правил, соглашений, опыта и совместных проверок на практике «ноу-хау». В основе практического применения опыта лежит непрерывный последовательный процесс обучения (по принципу работы непрерывно-поточной линии конвейера) в виде ленты, на которой базируются обучающие процессы, процессы развития и решения проблем. Система тотальной учебы — это основа концепции обучающейся организации, это своеобразная ДНК самообучающейся организации, основа ее развития.

Для предприятий и их сотрудников наибольшую трудность представляют собой первые шаги на пути к преобразованиям. Важнейшей целью таких преобразований должны стать гибкость организаций и непрерывное стремление сотрудников к знаниям. Зарубежные предприятия, которые продвинулись в области организационного самообучения, давно заметили преимущества преобразований, которые ведут к групповому развитию на основе самоквалификации сотрудников. Но их опыт свидетельствует также о том, что преобразования могут оказаться несостоятельными, если они не являются насущной потребностью организации. Причина несостоятельности обучающих процессов сложна. Она скрыта в действиях и чрезмерных ожиданиях организации и связана с нежеланием сотрудников включать в свою работу обучающие процессы. Это начинается с неправильных формулировок задач, которые не подвергаются анализу сотрудниками. Это наиболее заметно при полном отсутствии целей. Обучающие процессы во взаимосвязи с трудовым процессом предполагают точное определение и структуризацию задач, персонификацию ответственности, включение механизмов опережающего целевого контроля. В практике деятельности каждого подразделения предприятия ежедневно возникают незаконченные циклы деятельности или рабочие циклы. Они постоянно накапливаются, растет объем незавершенных текущих рутинных дел. Они снижают способности подразделения к самообучению и развитию его сотрудников.

В 1920-х гг. ученица Курта Левина Б. Цайгарник выявила следующий феномен. Завершенное действие дает возможность тому, кто действует, полностью сконцентрировать свое внимание на

 4.3. Группобое разбитие персонала

317

следующей проблеме. Ее решение есть обучающий процесс. Но если действие или выполнение задания не завершено, либо действующий получил его незавершенным от других участников трудового процесса, то в дальнейшем ему придется уделять часть своего времени и внимания этому, что приводит к возрастанию напряжения в работе. Допустим, что это в подразделении или группе происходит ежедневно и много раз. Тогда в организации образуются вторичные эффекты. Возникает устойчивое мнение о том, что так и должно быть. Одновременно увеличивается напряжение в работе, которая со временем достигает значительной величины. Это часто служит источником упреков, жалоб, отказов от обязательств и ответственности.

Возникают организационные и психологические барьеры. Как «каменные лавины» они блокируют процессы обучения на трех уровнях:

♦ на уровне организации и задач как дополнительные проблемы;

♦ на уровне отношений между людьми и подразделениями (группами) как «баррикадное мышление»;

♦ на уровне мотивации и деловой активности как «внутренняя эмиграция», отказ, безынициативность, безответственность.

Преодоление таких блокад коммуникативными и мотивацион-ными инструментами не дает даже надежды на успех. Начинать же в условиях «баррикадного мышления» и «каменных лавин» внедрение групповых методов принятия решений и проведение политики бескомпромиссной ориентации на клиента бесполезно. Что в этом случае предлагают делать опытные эксперты? Самый надежный, понятный и одновременно сложный путь — изучать менеджмент — науку управления людьми в организации. Основная проблема состоит в том, чтобы в процессе самой работы разблокировать пути обучения. Успех может быть достигнут, если «имплантировать» первичную ячейку успешно действующей обучающей программы и включить сотрудников и руководителей в завершенные обучающие циклы, которые связаны между собой на разных уровнях. В концепции обучающейся организации существует пять уровней совместной работы, т.е. такой работы, которая совмещается с учебным процессом. Каждый уровень является завершенным и служит устойчивой предпосылкой для следующего. Циклический характер такой учебы основан на том, что процесс предполагает завершенность каждого уровня учебы. Рассмотрим эти уровни.

I уровень: установление контактов и формулировка целей. Установить контакты — значит преодолеть преграды в понимании людей, обеспечить условия обмена опытом и на этой осно-

 318

4. РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

ве сформулировать общие цели. Речь идет о создании условий делового общения как основы доверия, о согласовании на этой основе внутри групповых коммуникаций и о растущей открытости и гласности. На этом основывается в дальнейшем весь процесс совместной работы. Открытость становится основой целевых ориентации. Открытая гласная совместная работа — вот цель обучающейся организации. От властного единоначалия — к деловому консенсусу. От выполнения рутинных задач — к непрерывным процессам преобразований и развитию нового уровня представлений сотрудника о своем месте в группе, о месте группы в организации. Таким образом осуществляется переход к следующему уровню совместного учебы в процессе работы.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.